Что такое художественный труд
Художественный труд
Художественны труд – это продуктивная деятельность, в которой ребенок создает конкретный продукт – лепит пирожоr или пряник, мастерит открытку или мячик, плетет закладку или коврик т. д. Множество важных дел наполняют его жизнь эмоционально значимыми событиями, создают поле для содержательного общения с родителями, педагогами и другими детьми.
Художественный труд – это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием на уровне подлинного творчества. Ребенок исследует особенности и различные свойства разнообразных материалов – бумагу, ткань, нитки, фольгу, соленое и сдобное тесто, осенние листья и всевозможные плоды (овощи, фрукты, семена). Он учится видоизменят и преобразовывать Причем делает это осознанно. Деятельность приобретает мотив и цель, становиться управляемой. В результате получается вполне конкретный продукт. И этот продукт имеет два уникальных признака – польза и красота в их единстве и гармоничной согласованности.
Художественный труд – это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции.
Я считаю, что художественный труд имеет огромное значение в развитии мелкой моторики рук.Он затрагивает все области развития ребенка: развивает функцию руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений руки и глаза; развивает познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствует расширению словарного запаса, развитию внимания, мышления и речи; вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности; воспитывает самостоятельность, ответственность, привычку к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности; развивает творческое воображение и художественный вкус.
Фотоотчет о нашем походе в художественный музей Дети очень любят, когда мы с ними ходим в драматический или кукольный театры, а недавно мы посетили рязанский государственный областной.
Художественный опыт ребенка На сегодняшний день педагог использует различные формы и методы взаимодействия с детьми и их родителями. Это могут быть беседы, выставки,.
Конспект развлечения «Художественный салон «Разноцветная книга» Цель: Познакомить детей с творчеством художников- иллюстраторов детских книг, с историей иллюстрации, особенностями творчества художников.
Художественный салон в Ростове-на-Дону «АРТ – Ростов»Сегодня, дорогие коллеги и друзья, я хочу рассказать вам об очень интересном событии, выставке – продаже предметов искусства.
Художественный творческий проект «Краски моей Родины» Участники проекта: воспитатели группы, дети 6-7 лет, родители. Сроки реализации проекта: четыре недели. Актуальность: Участие в проекте.
Интеграция образовательных областей «Социализация» и «Художественный труд» в НОД (из опыта работы, старший возраст) Старший дошкольный возраст- это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Ребёнок в этом возрасте.
Конспект занятия «Труд и игра, труд и творчество» старшая группа Программное содержание: Закрепить умение делать игрушки из бумаги, соблюдая последовательность: разрезать круг до середины (по радиусу,.
Знакомство с техникой торцевания. Образовательная область «Художественный труд» Что должен знать педагог о технике торцевания? Трудно перечислить все направления прикладного бумажного творчества, так как история их.
Опыт работы «Художественный труд как основа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» 2 слайд Актуальность Одна из приоритетных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлена.
Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Художественный труд» Пояснительная записка. Немаловажную роль в экологическом воспитании играет кружковая работа. Приобщение детей к работе с природными материалами,.
Художественный труд, как всестороннее средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Татьяна Колоколова
Художественный труд, как всестороннее средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Дай мне действовать самому – и я научусь.»
Художественный труд — это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Создание конкретного продукта – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей.
В опыте работы представлено формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, а также те методы и направления работы по развитию творческих способностей детей, которыми могут использовать в своей работе педагоги и родители.
В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности
В целевых ориентирах ФГОС ДО ребёнок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; ребёнок должен обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда на этапе завершения дошкольного образования.
Творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало художественный труд в дошкольном возрасте и воспитывает в человеке, и в этой своей функции он ничем не может быть заменён.
Художественный труд — это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно — эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов, на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности. Цель занятий художественным трудом — направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Основными направлениями в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через художественный труд являются: развитие воображения и развитие качеств мышления, которые формируют креативность, творчество.
Художественный труд — это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства.
Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса актуализируют потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Вместе с тем, креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно. Развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка.
Сочетания традиционных и нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности.
Художественный труд — как средство развития творческого потенциала дошкольников.
Елена Шкаровская ( Юшина)
Художественный труд — как средство развития творческого потенциала дошкольников.
Художественный труд-как средство развития
творческого потенциала дошкольников.
Работаю я по этой теме пятый год.
Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире, делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.
В XXI художественный труд является эстетическим и функциональным, в современном мире. Еще недавно казалось, что высокие технологии одержали верх над индивидуальным, уникальным творением художника.
Надо только пофантазировать, включить свое воображение, научить этому наших детей
Прежде всего, я провела большую работу по изучению теории данного вопроса. По результатам педагогической диагностики и в процессе общения с детьми на занятиях изобразительной деятельности и в повседневной жизни я выявила детей, проявляющих интерес к дизайнерской деятельности. Для того чтобы шире и глубже познать и изучить мир дизайна, приобщить ребенка к миру искусства.
Имея художественные и творческие способности, я почувствовала потребность и желание глубже ознакомиться с данной темой,ответить себе на вопрос: «Нужны ли эти знания детям и взрослым?», и выявить родителей – единомышленников. С этой целью я провела анкетирование среди родителей. Проанализировав анкеты, я увидела их заинтересованность данным вопросом, но отсутствие каких- либо глубоких знаний и умений в этой области. Чтобы пополнить знания родителей о художественном труде,я провела ряд консультаций: «Что такое художественный труд?», «Роль художественного труда в жизни детей», и др.
После нашего общения родители проявили искренний интерес к вопросу детского творчества и желание заниматься художественной деятельностью вместе с детьми
Первые шаги в искусство художественного труда настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа.Все это имеет непреходящее значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки.
• формировать у детей прочные навыки и умения действовать с разными материалами для творчества и возможность переноса сформированных навыков и умений работы с одним материалом на другой
• создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами
• направлять детей в воплощении своих мыслей, представлений, переживаний, чувств в художественной форме; проявлять инициативу; поддерживать личностное творческое начало
• развивать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники для придания продукту детского творчества еще большей индивидуальности и выразительности
• развивать фантазию, воображение и индивидуальность в работе
• развивать мелкую моторику рук, глазомер
• воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение
Условия успешной организации творческой деятельности
• свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними
• создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми
• использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг
• непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми
• провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей
Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами,с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением и др.
В саду есть уголок красоты (поделки, выполненные детьми самостоятельно или совместно с воспитателями, или родителями, постоянно действующая выставка детских работ, уголки творчества, репродукции картин, книги об искусстве. Знакомим детей с различными видами деятельности, их характеристиками историей.
Объединение воспитателей, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада.
В нашей группе проводятся «Мастер классы», «Родитель-дизайнер», презентации, родители принимают участие в проектах, конкурсах,выставках и праздниках. Родители воспитанников очень помогают нам в овладении новых технологий. Они сами заинтересованы этим и в свободное время приходят в группу, и помогают нам. Родители готовят разный материал. Включаются в творческие проекты, проводимые в нашем саду. Ходят с детьми в лес и парк, наблюдают за природными явлениями. Закрепляют дома полученные знания и умения в изображении предметов. Отрабатывают с ребенком «трудные” техники. Без помощи родителей мы не достигли бы результатов.
В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность.
Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия художественным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. А также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства. Эта тема актуальна в наши дни, поэтому девиз нашей работы в детском саду с детьми – чувствовать, познавать, творить!
В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений.
и креативного педагога
• поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия
(развитие собственного «я”)
• не мешать желанию ребенка сделать что-то по-своему
• уважать точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была – не подавлять ее собственным мнением
• творить и играть вместе с детьми, рядом, иногда меняться ролями
• не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка
• вносить разнообразие в занятия, используя свои методические разработки, рекомендации
• создавать ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству
Материалы для творчества
Развивающая среда
Работа с родителями
У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении детские рукописные книги; макеты; аранжировки из разных материалов; атрибуты для игр и спектаклей, праздничных утренников; благоустраивать интерьер.
Опыт работы «Художественный труд как основа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Анна Романова
Опыт работы «Художественный труд как основа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Одна из приоритетных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.
Художественный труд – это творческая, социально мотивированная деятельность, дающая детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность создавать забавные игрушки, фигуры и подарки для близких людей. Занятия художественным трудом оказывают на организм ребенка развивающее и оздоровительное воздействие. Исследования выдающихся педагогов прошлого Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеля свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние, развивает мелкую моторику рук. Все это способствует к успешной подготовке детей к школе.
Новизна опытазаключается в использовании:
сочетания традиционных и нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности;
взаимосвязи организованной образовательной и совместной деятельности педагога с детьми;
Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.
• Совершенствовать навыки и умения по созданию композиций, поделок, игрушек из различного материала.
• Формировать художественный вкус в процессе оформления и изготовления поделок;
• Согласовывать замысел, действия и планирование в процессе выполнения коллективных творческих работ.
• Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности.
• Развивать творческие способности детей;
Интеграция образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
Чтобы занятия для детей стали увлекательной игрой, я использую разнообразные приемы
— Художественное слово
Научаться создавать композиции, поделки, игрушки из различного материала;
Сформируется художественный вкус в процессе оформления и изготовления поделок;
Совершенствуются навыки коммуникативного общения;
Научатся работать в коллективе, договариваться между собой;
Научатся аккуратности в процессе деятельности;
Направления работы по развитию творческих способностей.
работа с бумагой и картоном
работа с природным материалом;
работа с другим материалом;
Поделки мы изготавливали как на занятии, так и в совместной деятельности.
Из засушенных листьев с детьми изготавливали предметные и сюжетные композиции.
На занятии по теме «Весеннее настроение» мы из яичной скорлупы и стаканчика из под йогурта изготовили забавных человечков. У детей получились интересные работы, для выразительности образа дети показали свое настроение.
Из яичной скорлупы и цветных перьев дети сделали сказочную птицу и разукрасили ее акварельной краской; Для изготовления сказочной птицы использованы разные средства изобразительной деятельности (краски, пластилин).
Барашка по трафарету дети украшали способом отрывания и сминания салфетки, приклеивали на него.
«Новогодняя елочка» дети вырезали по контуру елочки и украшали цветными пуговицами.
Учимся нетрадиционной технике рисования цветной солью по трафарету.
Сначала мы учились рисовать разноцветные мячи по трафарету, а на тематической неделе по правилам дорожного движения рисовали светофор по трафарету.
Дети приняли участие в выставке по ДОУ.
На тематической недели «Мой любимый Коми край» мы вместе с детьми выполнили из цветной соли «Северное сияние»
На тематической неделе «Планета земля в опасности» мы рисовали космос.
Познакомились с новым способом рисования «набрызг» изготовили открытки для ветеранов великой отечественной войны «Танк».
Поделки для мам к 8 марта, изготовили букет с сюрпризом из гофрированной бумаги.
Познакомила детей техникой Пластилинография. Это работы «Светофор», Коми орнамент,
Также в технике пластилинография создали с детьми композицию «Вечный огонь», «Красивые цветы», работы выполнены на диске.
В совместной деятельности с детьми мы использовали шариковый пластилин, шерстяные нитки. Изготовили различные предметы, пирамидку.
К празднику «Светлой пасхи» изготовили пасхальное яйцо из картона, украшали цветами, бантами и вырезали цыплят из цветной бумаги.
Изготовление цветов технике оригами, для возложения к памятнику «Никто не забыт, ничто не забыто».
В совместной деятельности для пополнения театрального уголка изготовили конусообразные игрушки. Настольный театр «».
Так же изготовили с детьми персонажей для пальчикового театра. После выполнения героев дети обыгрывали их с удовольствием, придумывали сами разные истории с ними.
Мною был проведен мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования цветной солью» для педагогов.
В рамках реализации комплексно-тематического планирования, родители привлекаются к изготовлению поделок, игрушек для оформления выставок «Военная техника», «Осенняя фантазия», «Чудеса с осеней грядки».
Мониторинг развития умения и навыков детей по художественному труду за 2 года показал: в старшей группе показатели освоения программы детьми составили 93%; в подготовительной группе у детей 6-7 лет составили 98% освоение программы.
«Спасибо за внимание!»
Прикреплённые файлы:
Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Цветной мир» Пояснительная записка В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале.
Конструирование как основа для развития творческих способностей детей Доклад для воспитателей Конструирование из строительного материала является специфически детской деятельностью, отвечающей интересам и.
Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 2 часть 3 частьI. Информационно-справочные сведения об опыте: 1. Тема опыта: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития.
Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 1 часть II.Технологический раздел Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с.
Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 1 часть 2.2. Задачи, решаемые в опыте: Цель моей работы: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных.
Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» Монотипия – Данную технику мы с ребятами использовали для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки.
Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 2.5. Результативность опыта Проведение итогового мониторинга показало положительный результат данной работы: у 35,5% детей в игровой деятельности.
Придумывание загадок как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Придумывание загадок в процессе ознакомления с художественной литературой как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного.
Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Художественный труд» Пояснительная записка. Немаловажную роль в экологическом воспитании играет кружковая работа. Приобщение детей к работе с природными материалами,.
Психологические основы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста Вопрос об одаренности с давних пор волновал людей. Считалось, что талант – это, прежде всего, наследственность, каприз природы, удел избранных.