Что такое хождение в народ к чему стремились его участники

ЕГЭ. История. Термины. «Хождение в народ»

«Хождение в народ»

Что такое хождение в народ к чему стремились его участники. 00011. Что такое хождение в народ к чему стремились его участники фото. Что такое хождение в народ к чему стремились его участники-00011. картинка Что такое хождение в народ к чему стремились его участники. картинка 00011. «Хождение в народ»

«Хождение в народ»— это массовое движение радикально настроенной молодёжи в деревню с целью пропаганды идей социализма и подготовки крестьянской революции.

Идея данного движения принадлежит А.И.Герцену. Он в 1861 году в газете «Колокол» написал статью, в которой обращался к молодёжи с призывом пойти в деревню, агитировать крестьян, увлекать их идеями социализма. Именно он выдвинул лозунг: «В народ!».

Первая попытка хождения в народ была осуществлена в 1870-е годы. В 1861-1864 г. действовала первая организация «Земля и воля».Так как в народничестве было три течения, то и цели представителей каждого из них были разные:

Народники, поддерживающие Я.Л.Лаврова, проводили в деревне «летучую пропаганду» социализма.

Движение народников имело в 1873-1874 гг. стихийный характер, так как не было чёткой программы, единства действий. Однако одно было довольно масштабным: в нём приняло участие около 2.5. тысяч человек, было охвачено 37 губерний России.

Конец 1874г.- большинство участников «хождения в народ» было арестовано.

1867-1879— деятельность новой народнической организации « Земля и воля». Цель – проведение « оседлой пропаганды». Необходимо было жить в деревне, работать там и одновременно вести агитационную работу.

Материал о народничестве можно найти здесь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Хождение в народ

Полезное

Смотреть что такое «Хождение в народ» в других словарях:

Хождение в народ — Движение среди русской студенческой молодежи в 70 е гг. XIX в. В те годы в молодежной среде значительно вырос интерес к высшему образованию, особенно к естественным наукам. Но осенью 1861 г. правительство повысило плату за обучение, запретило… … Словарь крылатых слов и выражений

ХОЖДЕНИЕ В НАРОД — массовое движение молодежи в деревню. Началось весной 1873, наибольший размах весна лето 1874. Цели: изучение народа, пропаганда социалистических идей, организация крестьянских восстаний. Центры: санкт петербургские и московские кружки чайковцев … Большой Энциклопедический словарь

ХОЖДЕНИЕ В НАРОД — массовое движение радикальной молодёжи в деревню. Началось весной 1873, наибольшего размаха достигло весной летом 1874 (охватило 37 губерний России). Лавристы ставили целью пропаганду идей социализма, бакунисты пытались организовать массовые ант … Русская история

ХОЖДЕНИЕ В НАРОД — «ХОЖДЕНИЕ В НАРОД», массовое движение молодежи в деревню. Началось весной 1873, наибольший размах весна лето 1874. Цели: изучение народа, пропаганда социалистических идей, организация крестьянских восстаний. Центры: санкт петербургские и… … Энциклопедический словарь

Хождение в народ — массовое движение молодежи в деревню. Началось весной 1873, наибольший размах весна лето 1874. Цели: изучение народа, пропаганда социалистических идей, организация крестьянских восстаний. Центры: санкт петербургские и московские кружки… … Политология. Словарь.

“Хождение в народ” — “ХОЖДЕНИЕ В НАРОД”, массовое движение революционной и демократической молодёжи в деревню. Началось весной 1873, наибольший размах весна лето 1874. Цели: изучение народа, пропаганда социалистических идей, организация крестьянских восстаний. Центры … Иллюстрированный энциклопедический словарь

«ХОЖДЕНИЕ В НАРОД» — движение революц. народников с целью подготовки крест. революции в России. Еще в 1861 А. И. Герцен в Колоколе (л. 110) обратился к рус. революционерам с призывом идти в народ. В 60 х гг. попытки сближения с народом и революц. пропаганды в его… … Советская историческая энциклопедия

«Хождение в народ» — массовое движение радикальной молодёжи в деревню, попытка на практике осуществить идеи народничества. Началось весной 1873, наибольшего размаха достигло весной летом 1874 (охватило 37 губерний России). «Лавристы» ставили целью пропаганду идей… … Энциклопедический словарь

Хождение в народ — Ист. Движение разночинной интеллигенции в деревню в 60 70 е годы XIX в. с целью просвещения и революционной пропаганды среди народа. Короленко являлся по существу чистейшим выразителем идей и настроений 70 х годов, эпохи народолюбства и хождения… … Фразеологический словарь русского литературного языка

ХОЖДЕНИЕ — ХОЖДЕНИЕ, хождения, ср. 1. только ед. Действие по гл. ходить в 1, 6, 7, 11, 12 и 17 знач. Хождение по комнате. Хождение на лекции. Хождение в халате и туфлях. «Занимался хождением по делам тяжебным.» А.Тургенев. Хождение в народ (см. итти). По… … Толковый словарь Ушакова

Источник

§ 19—20. Общественное движение при Александре II

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ГДЗ. История России 9 кл. Арсентьев◄

Вопрос ко пункту 2.

Вспомните, когда и для чего был создан институт мировых посредников.

Данный институт был создан в ходе крестьянской реформы 1861 года. Мировые посредники избирались из наиболее уважаемых помещиков для помощи помещикам и крестьянам в составлении уставных грамот. Как правило, в конфликтах принимали сторону помещиков.

Вопросы для работы с текстом § 19—20. Общественное движение при Александре II и политика правительства.

1. Кто такие разночинцы? Как формирование этого слоя интеллигенции повлияло на развитие общественного движения в 1860-1870-е гг.?

Разночинцы – это получившие образование и вышедшие из прежней социальной среды люди, обычно были мелкими служащими государственного аппарата, во второй половине XIX века составляли основную часть интеллигенции. Это были люди, привыкшие добиваться всего только своим умом.

Кроме того, они часто считали, что не имеют перспектив на официальной государственной службе без связей семьи. Потому именно из разночинцев происходила основная масса общественных деятелй и особенно революционеров пореформенной России.

2. Какие идеи отстаивали представители консервативного направления общественной мысли? Интересы какого сословия они прежде всего представляли?

Консерваторы отстаивали старые порядки и интересы дворянства как правившего при этих старых порядках сословия. Их идеи не сильно изменились со времён Николая I:

3. Назовите главное отличие радикального направления от консервативного и либерального.

Главным отличием была готовность радикалов к насилию. Вначале они призывали к восстанию, а потом перешли к индивидуальному террору.

4. Чем занималась организация «Земля и воля» в 1860-е гг.?

Данная организация печатала и распространяла призыва к крестьянскому восстанию за изменение правительственных условий отмены крепостного права.

5. К какой цели стремились народники? На какой основе выделились три направления в народничестве? Что они собой представляли?

Народники стремились к построению социализма на основе крестьянской общины, минуя стадию капитализма.

Бунтарское направление составляли последователи М.А. Бакунина. Они стремились поднять крестьянское восстание, считая, что оно уже назрело и будучи убеждены, что если раздать крестьянам всю землю и освободить от гнёта государственной машины, они построят социализм сами.

Пропагандистское направление считало, что перед восстание следует вести долгую подготовительную работу – пропаганду, чтобы сблизить позицию крестьян (основной массы предполагаемого восстания) и интеллигенции (его лидеров). Идейным вдохновителем направления был П.Л. Лавров.

П.Н. Ткачёв был идеологом заговорщического направления. Его последователи считали восстание широких народных масс нереальным и стремились захватить власть путём заговора – хорошо организованных действий относительно небольшой группы революционеров, в результате чего смогли бы провести нужные реформы сверху.

6. Что таксе «хождение в народ»? К чему стремились его участники?

«Хождение в народ» – это попытка революционеров поднять крестьян на восстание с помощью пропаганды в их среде. То есть его участники действительно приходили из городов в деревни и призывали там к восстанию: в ходе первого хождения агитировали первых встречных, в ходе второго – предварительно завоёвывали авторитет в народной среде в качестве врачей, учителей и т.д.

7. Какие меры предпринял М. Т. Лорис-Меликов для нормализации обстановки в стране? В чём заключалась суть его проекта?

Лорис-Меликов применил испытанный веками метод кнута и пряника. С одной стороны, он выступал за смягчение цензуры и политики властей по отношению к земствам и обществу в целом. Также он предложил создать подготовительные комиссии для разработки законов из представителей как чиновничества, так и земств и ввести представителей земств и городских дум в Государственный совет.

Таким образом, разработка дальнейших реформ должна была стать всесословной и в определённой степени всенародной. С другой стороны, Лорис-Меликов улучшил работу полиции, сделав её более профессиональной, а борьбу с террористами – более точечной и адресной.

Думаем, сравниваем, размышляем:

1. Чем организация «Земля и воля», действовавшая в 1860-е гг., отличалась от организации «Земля и воля», существовавшей в 1870-е гг.?
2. Почему участники «хождения в народ» не смогли добиться своих целей?

Крестьяне не были готовы к восстанию. Они дорожили своим имуществом и не хотели его потерять. Кроме того, они верили в доброго царя и не думали восставать против него. В довершении ко всему, они не доверяли чужим из города – и даже учителя с фельдшерами, которых уважали, всё равно оставались чужими.

3. Какой тактики придерживалась «Народная воля»? Дайте морально-этическую оценку деятельности народовольцев в конце 1870-х гг.

Народная воля обратилась к тактике индивидуального террора. При этом гибло много посторонних людей – солдат охраны, придворных, порой и просто прохожих. Достигать своих целей убийствами даже представителей государственной власти, на мой взгляд, недопустимо, тем более аморально было невнимание к случайным жертвам.

Но главное, все эти смерти изначально были бессмысленными. Государственный строй, как правило, построен так, чтобы выжить даже в случае гибели значительной части своих представителей. Такие ситуации были возможны, к примеру, во время войн, а именно войны во многом выковывали существовавшую систему власти.

На место убитых чиновников неизбежно приходили другие. Императорское фамильное древо, в отличие от эпохи дворцовых переворотов, было разветвлённым, потому оставалось мало надежды вызвать серьёзный кризис власти.

4. Выделите главные идеи проекта Лорис-Меликова. Определите значение проекта.

Реализация проекта постепенно меняла отношение в обществе к революционерам и официальным властям, потому могла сделать террористов изгоями. Кроме того, проект готовил почву для продолжения реформ, что в перспективе могло привести к преобразованию государственного строя и экономического положения большей части населения. Это в свою очередь при самом удачном стечении обстоятельств могло предотвратить возникновение революционной ситуации в начале ХХ века.

Основными идеями проекта были:

5. Среди либеральных деятелей 1860-1870-х гг. были те, кто, начав работать в земствах, вскоре разочаровался в реформах и примкнул к радикальному лагерю, и те, кто продолжал работу, несмотря на препятствия. Предположите, чем руководствовались первые и вторые. Чью позицию вы считаете более верной? Объясните почему.

Те, кто обратились к радикальному направлению устали от рутины и ощущения безрезультатности своих действий. Они видели, что малые дела, которые они совершали, не вели к большим переменам. К примеру, все их благие начинания могли быть уничтожены одним росчерком пера губернатора. Я могу их понять, однако не принять их позицию. Потому что радикализм в условиях того времени также не привёл к переменам, потому что радикалы потерпели поражение, зато лишал их возможности делать те малые добрые дела, с которых они начинали.

Те, кто продолжал работать в земствах и подобных органах либо надеялись, что «капля камень точит», либо переставали задумываться об общероссийских вопросах и сосредотачивались на текущих делах, на том, чтобы в конкретных вопросах быть полезными людям. Эта позиция кажется более привлекательной, потому что в конечном счёте она приносила больше пользы конкретным людям.

6. Подготовьте сообщение о том, как участники «Народной воли» организовывали покушения на императора. Дайте оценку их деятельности. Могут ли политические убийства привести к положительным результатам? Поясните своё мнение.

В декабре 1880 года Юрием Богдановичем и Анной Якимовой была арендована под именем супругов Кобозевых сырная лавка в подвале дома № 8 по Малой Садовой улице. Из неё стали делать подкоп под улицей, по которой проходил маршрут императорского картежа. В подкоп предполагалось заложить мину. Выкопанную землю прятали в кадки, прикрывая буквально парой слоёв сырных голов.

Полицейские проверяли сырную лавку, один из них даже подходил к кадке и ворошил сырные головы. Это и некоторые другие факты вызвали к жизни сегодня спорную версию, будто в полиции знали о готовившимся покушении, но не стали его предотвращать.

Об этом свидетельствует и то, что всех участников терракта взяли сразу после него будто по заранее заготовленным спискам. Якобы некоторые охранители-консерваторы хотели силами террористов убрать неугодного императора, считая, что его сын развяжет им руки и позволит по-настоящему взяться за революционеров. При Александре III народовольческие организации действительно были довольно быстро разгромлены.

27 февраля (11 марта) 1881 года полиция арестовала руководителя группы Андрея Желябова – если среди правоохранителей и были заинтересованные в смерти императора, круг таких лиц бы явно узким. Руководство покушением взяла на себя Софья Перовская (гражданская жена Желябова).

В день покушения император поехал другой дорогой, потому использовали запасной план – расставили вдоль маршрута следования бомбистов.

Политические убийства обычно не дают результатов. Бывают исключения. К примеру, устранения Адольфа Гитлера году в 1932 могло бы предотвратить приход нацистов к власти и, возможно, – Вторую мировую войну. Потому убийство всегда аморально, но в политике нужно оценивать также эффективность дела.

§ 19—20. Общественное движение при Александре II и политика правительства.

Источник

Движение «хождение в народ» 1874 года в России: причины, основные события и результаты

В чём были причины такого исторического явления как движение «хождение в народ» 1874 года? После стабильного правления Николая I, которое завершилось провальной для России Крымской войной, началась эпоха реформ Александра II.

Эти реформы были направлены на демократизацию страны, на переход к конституционной монархии. Однако все эти действия со стороны власти совершались довольно-таки осторожно и медленно, так как страна ни экономически, ни политически, ни духовно не была готова к таким кардинальным переменам.

Причины хождения в народ

Либерально настроенные представители прогрессирующего общества, воспитанные на учениях Бакунина, Ткачева, Лаврова, требовали и ждали от власти решительных шагов. Хождение в народ было связано с деятельностью молодого поколения из интеллигенции, воспитанного в духе борьбы за общечеловеческое счастье.

Что такое хождение в народ к чему стремились его участники. hozhdenie v narod narodnikov. Что такое хождение в народ к чему стремились его участники фото. Что такое хождение в народ к чему стремились его участники-hozhdenie v narod narodnikov. картинка Что такое хождение в народ к чему стремились его участники. картинка hozhdenie v narod narodnikov. «Хождение в народ»

Эта прогрессивная интеллигенция решила взять ситуацию в свои руки. Она желала внедрить просвещение в тёмный крестьянский народ, пытаясь, таким образом, поднять «низы» против «верхов». В этом и была цель хождения в народ.

Поэтому противоречивость поведения власти, неуверенные и поверхностные реформы породили «брожение умов». Так и возникло движение народников.

Основные события «хождения в народ»

В 1874 году началось «хождение в народ» народников. Общее число народников составляло примерно 2500 человек. Действовали они в 50 губерниях. Само по себе движение имело массовый характер.

По своим идеям и взглядам народники представляли утопический социализм.

Какие конкретно цели они преследовали? Хождение в народ революционных народников главной своей целью ставило развитие масштабного революционного движения «для народа и с народом», которое смогло бы принудить власть завершить преобразование страны в полном объёме. А для этого было необходимо «разбудить народ».

Что такое хождение в народ к чему стремились его участники. prichiny neudachi hozhdeniya v narod. Что такое хождение в народ к чему стремились его участники фото. Что такое хождение в народ к чему стремились его участники-prichiny neudachi hozhdeniya v narod. картинка Что такое хождение в народ к чему стремились его участники. картинка prichiny neudachi hozhdeniya v narod. «Хождение в народ»

Но народникам не удалось достичь своей цели. Причины неудачи хождения в народ кроются в том, что народ не интересовался политикой. Крестьянин думал о насущном – как прокормить семью.

Помимо этого, начались массовые аресты народников, хотя и первоначально власть не усматривала в них серьёзную угрозу подрыва основ государственности. А главное – народники столкнулись в своей деятельности с непониманием и полнейшей аполитичностью народа. Поэтому очень скоро они прекратили «хождение в народ» и начали активную силовую деятельность.

Результаты «хождения в народ»

После неудачной попытки «поднять народ» народники организационно начали оформлять своё движение. Возникли такие организации, как «Земля и Воля», которая позже преобразовалась в организацию «Народная воля».

Основной задачей этой организации было совершение террористических актов (как способ политической борьбы). Народовольцы совершали акции, состоящие из следующих этапов:

Народники, которые не принимали такой способ борьбы, организовали движение «Чёрный передел». Такой раскол также показывает, насколько много противоречий было и в самом движении народников, особенно в способах и методах реализации своих идей.

Что такое хождение в народ к чему стремились его участники. professionaly ru soczialnaya set. Что такое хождение в народ к чему стремились его участники фото. Что такое хождение в народ к чему стремились его участники-professionaly ru soczialnaya set. картинка Что такое хождение в народ к чему стремились его участники. картинка professionaly ru soczialnaya set. «Хождение в народ»

Цареубийство должно было стать отправной точкой для начала революционного движения, однако, привело к исчезновению самой организации и к политике Александра III – к контрреформам и гонениям революционно настроенной интеллигенции.

Народничество перестало иметь статус освободительного движения. Именно переход к силовым методам борьбы и террористическим актам привело народничество к гибели.

Источник

Народнические организации. хождение в народ

Народнические организации. Хождение в народ

Что такое хождение в народ к чему стремились его участники. Narodnicheskie organizacii hozhdenie v narod 1. Что такое хождение в народ к чему стремились его участники фото. Что такое хождение в народ к чему стремились его участники-Narodnicheskie organizacii hozhdenie v narod 1. картинка Что такое хождение в народ к чему стремились его участники. картинка Narodnicheskie organizacii hozhdenie v narod 1. «Хождение в народ»

В конце 60-х годов появились первые симптомы назреваю­щего революционного брожения. Участились студенческие волнения, оживилась демократическая публицистика, начали возникать демократические кружки, число членов которых, однако, было невелико.

Они вели организационную пропагандистскую работу среди интелегении, распространяли литературу радикально-демократического и социалистического содержания. В дальнейшем они приступили также к пропаганде среди городских рабочих, в которых народники видели посредников между демократической интеллигенцией и деревенской массой.

Воодушевленные первыми успехами пропаганды и ростом числа своих сторонников, народнические кружки и группы стремились как можно скорее приступить к решению главной, по их мнению, задачи — подготовки крестьянской революции. Так родилось «хождение в народ» — высшая точка народнического движения, которая приходится на весну-лето 1874 г.

Движение это было довольно многочисленным, но лишен­ным общей организации.

Отдельные кружки или лица, действовали обычно на свой страх и риск, будучи уверенными, что их призывы воспламенят крестьянскую массу и сразу поднимут ее на активную борьбу.

Была распространена «летучая» («бродячая») форма агитации-пропагандисты, одетые в крестьянское п татьс, переходили с места на место, распространяя свои идеи и лозунги.

Усилия народников не увенчались успехом. Прежде всего, стала быстро обнаруживаться иллюзорность их представлений об укладе деревенской жизни и социалистических инстинктах «мужика» С другой стороны, правительство приняло срочные меры для борьбы с этим движением.

По стране прокатилась волна обысков и арестов, многие сотни народников оказались в тюрьмах Неудача «хождения в народ» поставила перед народниче­ской интеллигенцией вопрос о путях и средствах дальнейшей борьбы На тайных сходках 1875 — 1876 гг определилась тен­денция ограничить ближайшую программу требованиями, уже осознанными самим народом Земля и воля, т.

е передача крестьянам всех земель в государстве и освобождение крестьянской общины от всякой опеки, полное ее самоуправление — таков теперь был центральный лозунг.

Народники решили перейти от «летучей» деятельности к созданию длительных и прочных поселений в деревнях. Был сделан вывод о необходимости серьезной организации народнических сил, крепкой дисциплины.

Все эти положения легли в основу деятельности тайного общества народников, созданного в 1876 г. и позднее получившего название «Земля и воля» (так назывался и его подпольный печатный орган).

К числу руководителей общества принадлежали: студент горного института Георгий Плеханов, один из ветеранов народничества Марк Натансон и другие.

Народничество — революционная идеология

Что такое хождение в народ к чему стремились его участники. Narodnicheskie organizacii hozhdenie v narod 2. Что такое хождение в народ к чему стремились его участники фото. Что такое хождение в народ к чему стремились его участники-Narodnicheskie organizacii hozhdenie v narod 2. картинка Что такое хождение в народ к чему стремились его участники. картинка Narodnicheskie organizacii hozhdenie v narod 2. «Хождение в народ»

Народничество – идейное течение радикального характера, выступавшее против крепостничества, за свержение самодержавия или за глобальное реформирование Российской Империи. В результате действий народничества был убит Александр 2, после чего организация фактически распалась. Неонародничество было восстановлено в в конце 1890-х годов в виде деятельности партии эсеров.

Видные исторические деятели народничества:

Идеология революционного народничества

Революционное народничество в России зародилось в 60-х годах 19 века. Изначально она называлась не «народничество», а «общественный социализм». Автором этой теории выступили А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский.

У России есть уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм. Основным элементом перехода должна являться крестьянская община с ее элементами коллективного землепользования. В этом смысле Россия должна стать примером для остальных стран мира.

Идейные течения народничества 70-х годов

В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.

Идейные течения народничества:

Все направления развивались параллельно.

Хождение в народ

Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Фактически они реализовывали идеологию народничества Лаврова и Бакунина, ведя пропаганду с жителями деревень.

Они переходили из одной деревни в другую, раздавали людям агитационные материалы, беседовали с людьми, призывая их к активным действиям, объясняя, что дальше так жить нельзя. Для пущей убедительности вхождение в народ предполагало использование крестьянской одежды и беседы на понятном крестьянам языке. Но эта идеология была встречена крестьянами с подозрением.

Они настороженно относились к незнакомым людям, говорящим «страшные речи», а также мыслили совсем не так как представители народничества. Вот, например, один из задокументированных разговоров:

— «Кому принадлежит земля? Она же Божья?» — говорит Морозов, один из активных участников вхождения в народ.

— «Божья она там, где не живет никто. А там где живут люди – земля человеческая» — был ответ крестьян.

Очевидно, что народничество с трудом себе представляло образ мысли простых людей, а значит и пропаганда их была крайне неэффективной. Во многом из-за этого уже к осени 1874 года «вхождение в народ» начало угасать. К этому же времени начались и репрессии правительства России против тех, кто «ходил».

«Земля и воля»

В 1876 году была создана организация «Земля и воля». Это была тайная организация, которая преследовала одну цель – установление Республики. В качестве достижения этой цели была выбрана крестьянская война. Поэтому, начиная с 1876 года, основные усилия народничества направлялись на подготовку этой войны. В качестве подготовки были выбраны следующие направления:

К лету 1879 года «Земля и воля» распадается на 2 организации: «Черный передел» и «Народная воля». Этому предшествовал съезд народников в Санкт-Петербурге, Воронеже и Липецке.

«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде. Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».

Народная воля

Окончание деятельности народничества и краткие итоги

В результате покушений на императора в народе начались волнения. Александр 2 в этой ситуации создал специальную комиссию, возглавил которую М.Т. Лорис-Меликов.

Этот человек усилил борьбу с народничеством и его террором, а также предложил проект закона, когда отдельные элементы местной власти могли быть переданы под управление «выборщикам». Фактически это было то, что требовали крестьяне, а значит этот шаг существенно укреплял монархию.

Данный проект закона должен был быть подписан Александром 2 4 марта 1881 года. Но 1 марта народники совершили очередной террористический акт, убив императора.

К власти пришел Александр 3. «Народная воля» была закрыта, весь руководящий состав арестован и расстрелян по приговору суда.

Террор, который развязали народовольцы, не был воспринят населением, как элемент борьбы за освобождение крестьян.

Фактически речь идет о подлости этой организации, которая ставила перед собой высокие и правильные цели, но для достижения их выбирала самые подлые и низкие возможности.

Народнические организации. хождение в народ — история России

Что такое хождение в народ к чему стремились его участники. Narodnicheskie organizacii hozhdenie v narod 3. Что такое хождение в народ к чему стремились его участники фото. Что такое хождение в народ к чему стремились его участники-Narodnicheskie organizacii hozhdenie v narod 3. картинка Что такое хождение в народ к чему стремились его участники. картинка Narodnicheskie organizacii hozhdenie v narod 3. «Хождение в народ»

Народничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире.

Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой.

В советской историографии народничество считалось вторым, революционно-демократическим этапом революционного движения в России, пришедшим на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавшим «пролетарскому» (марксистскому) этапу.

Герцен и Чернышевский – родоначальники народнической идеологии.

Герцен, переживший в 1830-е увлечение гегельянством, был убежден в самоценности человека. Он полагал, что главной в общественной эволюции остается перспектива развития личности, преодоления атмосферы духовной и социальной деспотии над нею.

Однако, разочаровавшись (после революционных событий 1848) в европейском прогрессе, убедившись, что общественное устройство Европы далеко от идеала (так как отдавало предпочтение частной инициативе и предпринимательской хватке отдельных индивидов в ущерб интересам большинства населения), он, по его же словам, «поверил в Россию».

Ее будущее виделось ему в изменении отношений собственности на основе развития солидарности и взаимопомощи членов общества. Эти особенности русского социально-экономического уклада он нашел в русской общине. Герцен высоко оценивал нравственный облик русских крестьян, ставя их «природный» коллективизм выше индивидуалистических устремлений европейцев.

Эти его взгляды легли в основу герценовской концепции самобытного «русского социализма», ставшего исходной основой для народнической доктрины.

Народничество было многоликим в своих концепциях, теориях и направлениях, зародившихся почти одновременно.

Неприятие надвигающейся капиталистической цивилизации, стремление не допустить ее развития в России, желание свергнуть существовавший режим и осуществить частичное установление общественной собственности (например, в форме общественного фонда земли) объединяли этих идеалистических «борцов за народное счастье».

Главными их целями были:социальная справедливость и относительное социальное равенство, поскольку, как считали они, «любая власть склонна портиться, любая концентрация власти ведет к стремлению властвовать вечно, любая централизация – это принуждение и зло».

Лавров (Петр) считал, что поскольку «цивилизованное русское меньшинство» (интеллигенты) было обязано народу своей «освобожденностью от физического труда» во имя умственного совершенствования, то и оно должно отдать народу свой долг – просвещая и обучая его, пропагандируя идеи социального равенства и готовя народ к революции.

Одним из первых среди народников Лавров стал призывать к политическому объединению в единой организации, высота помыслов членов которой соответствовала бы чистоте облика ее членов, а организационное строение основывалось бы на добровольном делегировании низовыми организациями своих полномочий центру, на возможности «низов» влиять на принятие решений «верхами» и контролировать их выполнение.

По его мнению, не стоило заниматься пропагандой и ждать, пока народ созреет к революции, не нужно «бунтовать» деревню. Ткачев утверждал, что поскольку самодержавие в России не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества, а потому «висит в воздухе», то его можно будет быстро ликвидировать.

Для этого «носители революционной идеи», радикальная часть интеллигенции, должны были создать строго законспирированную организацию, способную захватить власть и превратить страну в большую общину-коммуну.

В государстве-коммуне достоинство человека труда и науки будет очевидно высоко, а новая власть создаст альтернативу миру грабежа и насилия.

По его мнению, созданное революцией государство должно стать действительно обществом равных возможностей, где «каждый будет иметь столько, сколько он может иметь, не нарушая ничьих прав, не посягая на доли своих ближних». Для достижения такой светлой цели, полагал Ткачев, возможно использовать любые средства, в том числе противозаконные (его последователи сформулировали этот тезис в лозунге «цель оправдывает средства»).

Бакунин, полагая, что любое государство есть носитель несправедливости и неоправданной концентрации власти, верил (следуя Ж.-Ж.Руссо) в «природу человека», в ее свободу от ограничений, налагаемых образованием и обществом.

Русского человека Бакунин считал бунтарем «по инстинкту, по призванию», а у народа в целом, полагал он, в течение многих веков уже выработался идеал свободы.

Поэтому революционерам осталось лишь перейти к организации всенародного бунта (отсюда – наименование в марксистской историографии возглавляемого им крыла народничества «бунтарским»). Цель бунта по Бакунину – не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового.

Задолго до событий 1917 он предупреждал об опасности создания пролетарского государства, поскольку «пролетариям свойственно буржуазное перерождение».

Людское сообщество мыслилось им как федерация общин уездов и губерний России, а затем и всего мира, на пути к этому, полагал он, должно стоять создание «Соединенных Штатов Европы» (воплотившееся в наши дни в Евросоюзе). Как и другие народники, он верил в призвание славян, особенно русских, к возрождению мира, приведенного западной буржуазной цивилизацией в состояние упадка.

Первое «хождение в народ» (1874).

Весной и летом 1874 «чайковцы», а вслед за ними и члены других кружков (в особенности «Большого общества пропаганды»), не ограничившись агитацией среди отходников, отправились сами в деревни Московской, Тверской, Курской и Воронежской губ. Это движение получило наименование «летучей акции», а позже – «первого хождения в народ». Оно стало серьезной проверкой для народнической идеологии.

Переходя из деревни в деревню, сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов, одетых в крестьянскую одежду и пытавшихся разговаривать, как крестьяне, раздавали литературу и убеждали людей, что царизм «более терпеть нельзя».

При этом они выражали надежду на то, что власть, «не дожидаясь восстания, решится пойти на самые широкие уступки народу», что бунт «окажется излишним», а потому теперь нужно якобы собрать силы, объединиться, чтобы начать «мирную работу» (С.Кравчинский).

Но пропагандистов встретил совсем не тот народ, который они представляли, начитавшись книг и брошюр. Крестьяне относились к чужакам настороженно, их призывы расценивали как странные и опасные. К рассказам о «светлом будущем» они относились, по воспоминаниям самих народников, как к сказкам («Не любо – не слушай, а врать не мешай!»).

Н.А.Морозов, в частности, вспоминал, что спрашивал крестьян: «Ведь земля божия? Общая?» – и слышал в ответ: «Божия там, где никто не живет. А где люди – там она человеческая».

Бакунинская идея готовности народа к бунту потерпела крах. Теоретические модели идеологов народничества столкнулись с консервативной утопией народа, его верой в правильность власти и надеждой на «доброго царя».

К осени 1874 «хождение в народ» пошло на убыль, последовали правительственные репрессии. К концу 1875 более 900 участников движения (из 1000 активистов) а также около 8 тыс. сочувствующих и последователей было арестовано и осуждено, в том числе по самому громкому делу – «Процессу 193-х».

Второе «хождение в народ» (1876-79). Пересмотрев ряд программных положений, оставшиеся на свободе народники решили отказаться от «кружковщины» и перейти к созданию единой, централизованной организации. Раскол землевольцев на «политиков» и «деревенщиков». Липецкий и Воронежский съезды.

Между тем, радикалы, состоявшие в той же организации, уже призывали сторонников переходить к прямой политической борьбе с самодержавием. С марта 1878 увлечение терактами охватило С-Петербург.

На прокламациях с призывами уничтожить очередного царского чиновника стала появляться печать с изображением револьвера, кинжала и топора и подписью «Исполнительный комитет социально-революционной партии».

Ответом на теракты землевольцев стали полицейские гонения. Правительственные репрессии, не сравнимые по масштабу с предыдущим (в 1874), затронул и тех революционеров, кто был в это время деревне.

По России прошел десяток показательных политических процессов с приговорами по 10–15 лет каторги за печатную и устную пропаганду, было вынесено 16 смертных приговоров (1879) уже только за «принадлежность к преступному сообществу».

Однако жертвенная деятельность классических народников и народовольцев была не напрасной. Они вырвали у царизма много конкретных уступок в различных областях экономики, политики, культуры.

Среди них, например, в крестьянском вопросе – упразднение временно-обязанного состояния крестьян, отмена подушной подати, снижение (почти на 30%) выкупных платежей, учреждение Крестьянского банка.

В рабочем вопросе – создание начал фабричного законодательства (закон 1 июня 1882 об ограничении детского труда и о введении фабричной инспекции). Из политических уступок существенное значение имели ликвидация III отделения и освобождение из Сибири Чернышевского.

Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 1492;

Хождение в народ

массовое движение революционной молодежи в деревню с целью агитации к восстанию, пропаганды идей социализма среди крестьянства. Началось весной 1873 г., охватило 37 губерний Европейской России. К ноябрю 1874 г. арестовано свыше 4 тыс. человек. Наиболее активные участники осуждены по «процессу 193-х».

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях

массовое движение революционной молодежи в деревню. Началось весной 1873 г., наибольший размах достигло весной 1874 г. в основном в Поволжье, на Дону, на Украине (территории с бунтарскими традициями). Цель движения: изучение народа, пропаганда социалистических идей, крестьянское восстание. Народ не поддержал «хождение в народ», движение потерпело неудачу.

3. Народнические организации и их деятельность

Что такое хождение в народ к чему стремились его участники. Narodnicheskie organizacii hozhdenie v narod 4. Что такое хождение в народ к чему стремились его участники фото. Что такое хождение в народ к чему стремились его участники-Narodnicheskie organizacii hozhdenie v narod 4. картинка Что такое хождение в народ к чему стремились его участники. картинка Narodnicheskie organizacii hozhdenie v narod 4. «Хождение в народ»

Первые
подпольные организации народников
возникли
в конце 1850 — начале 1860-хгодов: студенческий
кружок в Харьковском уни­верситете
(1856—1858), затем кружок пропагандистов в
Москве во гла­ве с П.
Э Аргиропуло
и
П.
Г. Заичневским
(1861).

«Земля
и воля»
(18611864)
явилась
первой крупной организа­цией народников,
насчитывавшей несколько сот членов. Ее
руководи­телями стали А.
А. Слепцов, Н. А. Серно-Соловьевич, Н. Н.
Обручев, В. С. Курочкин, Н. И. Утин.

Главной
целью организации считалось со­здание
условий для революции, которая ожидалась
в 1863 г., после за­вершения подписания
уставных грамот. Для этого использовалась
легальная и нелегальная пропаганда,
издавались прокламации.

Петер­бургский
кружок поддерживал тесные связи с
редакцией «Колокола».

Своеобразными
центрами полулегальной деятельности
«Земли и воли» стали книжный магазин
Н. А. Серно-Соловьевича и Шахматный клуб
в Петербурге.

В 1864 г. в период
репрессий, связанных с подавлением
польского восстания, и в результате
отсутствия так ожидаемых крестьянских
вос­станий организация самороспустилась.

«Ишутинцы».
В1863—1866
гг. действовала революционная ор­ганизация,
возглавляемая Н.А. Ишутиным («ишутинцы»).
В 1866 г. член организации Д.
В. Каракозов
совершил
неудачное покушение на Александра И.
Организация была разгромлена.

«Народная
расправа»
была
создана в конце 60-х годов револю­ционным
фанатиком С.
Г. Нечаевым.
Нечаев
отрицал какую-либо эти­ку революционной
борьбы, полагая, что цель оправдывает
средства. Ради интересов революционного
дела он пошел даже на организацию
уголовного преступления.

«Большое
общество пропаганды» («чайковцы»)
существовало
в 1869—1874 гг. Его возглавляли М.А
Натансон, Н.В Чайковский, С. Л. Перовская,
С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин.
Общество
зани­малось изучением социалистической
литературы.

В 1874
г. чайковцы участвовали в подготовке
массовой ак­ции — «хождения
в народ»,
когда
сотни студентов, гимназистов, мо­лодых
интеллигентов отправились в деревню,
кто для агитации, а кто для пропаганды
социализма среди крестьян. Но в итоге
крестьян не удалось поднять ни на бунт,
ни распропагандировать в социалистиче­ском
духе.

«Земля и воля» (18761879).
Организацией руководили МЛ.
Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов,
Л. А. Тихомиров.
Стре­мясь
поднять народ на революцию, они считали
необходимым:

агитацию
словом
и делом, а также

акции
по дезорганизации государства
(т.
е. привлечение в свои ряды офицеров,
чиновников, убийство наиболее «вредных»
представи­телей власти).

Землевольцы
перешли от «летучей» агитации к «оседлой»
пропа­ганде, т. е. стали создавать
поселения народников в деревне. Но новое
«хождение в народ» также не дало
результатов и в 1879 г.

партия раско­лолась
на сторонников пропаганды и продолжения
борьбы за социали­стические идеалы
(«деревенщиков»), объединившихся во
главе с Г.
В.

Плехановым в
партию «Черный
передел»,
и
сторонников полити­ческой борьбы и
достижения политической свободы, как
необходимо­го условия для социалистической
пропаганды, а также тактики индивидуального
террора («политиков»), образовавших
«Народную
волю».

• Партию
«Народная
воля» (1879
1882)
возглавлял
Исполни­тельный комитет, в который
входили А.И.
Желябов, А.Д.Михайлов, С. Л. Перовская,
В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов
и
др.

Народовольцы
ставили
своей целью:

— революционный
захват власти;

— созыв Учредительного
собрания;

— утверждение
политических свобод;

— построение, в
перспективе, общинного социализма.
Основным средством достижения цели
признавался политический

переворот с помощью
армии и при поддержке народа.

Для
дезорганизации власти использовался
и индивидуальный тер­рор, который
постепенно вовлек в себя все силы партии
и стал главным средством политической
борьбы.

Было предпринято несколько
попы­ток цареубийства, в частности,
подготовленный С.Н.Халтуриным
взрыв
в Зимнем дворце в феврале 1880 г. 1 марта
1881 г.

Александр II
был убит, но революции или ожидаемых
народовольцами массовых выступлений
народа не произошло, организация была
разгромлена по­лицией.

«Черный
передел» (1879
1882).
Его
руководители — Г.В.Пле­ханов,
П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич
—целью
своей деятель­ности считали подготовку
крестьянской революции при помощи
про­паганды в деревне.

В1883
г., разочаровавшись в народничестве и
оказавшись в эмигра­ции, чернопередельцы
во главе с Плехановым перешли на позиции
марксизма и создали в Женеве группу
«Освобождение
труда» —
пер­вую
русскую социал-демократическую
организацию.

ЕГЭ. История. Термины. «Хождение в народ»

Что такое хождение в народ к чему стремились его участники. Narodnicheskie organizacii hozhdenie v narod 5. Что такое хождение в народ к чему стремились его участники фото. Что такое хождение в народ к чему стремились его участники-Narodnicheskie organizacii hozhdenie v narod 5. картинка Что такое хождение в народ к чему стремились его участники. картинка Narodnicheskie organizacii hozhdenie v narod 5. «Хождение в народ»

«Хождение в народ»

«Хождение в народ»— это массовое движение радикально настроенной молодёжи в деревню с целью пропаганды идей социализма и подготовки крестьянской революции.

Из истории

Материал о народничестве можно найти здесь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Powered by Warp Theme Framework

Первые народнические организации

Что такое хождение в народ к чему стремились его участники. Narodnicheskie organizacii hozhdenie v narod 6. Что такое хождение в народ к чему стремились его участники фото. Что такое хождение в народ к чему стремились его участники-Narodnicheskie organizacii hozhdenie v narod 6. картинка Что такое хождение в народ к чему стремились его участники. картинка Narodnicheskie organizacii hozhdenie v narod 6. «Хождение в народ»

Народнические организации, особенно на первом этапе, не строились по принципу единства идейной платформы. Они объединили представителей различных течений. В тех случаях, когда верх брало то или иное направление, его представители довольно свободно отклонялись от исходных принципов. Поэтому в чистом виде ни одно из названных направлений народничества не встречалось.

Появление первых народнических организаций относится к середине 60-х гг. Под прямым влиянием романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» сложилась организация Н.А. Ишутина – И.А. Худякова (существовала в 1863–1866 гг.

), которая ставила в качестве своей первоочередной задачи подготовку переворота в экономике и общественной жизни на основе применения коллективной собственности и коллективного труда. Ишутинцы пытались организовать коммуны наборщиц, переплетную артель, швейную мастерскую, издательскую артель. Эти попытки были не удачными.

Часть ишутинцев придерживалась террористической тактики в борьбе с царизмом. В результате член организации Д.В. Каракозов совершил в апреле 1866 г. покушение на Александра II. Организация была разгромлена, а Каракозов казнен.

В обстановке усиления карательной политики правительства, явившейся реакцией на покушение Каракозова, происходили поиски практических путей и форм революционной борьбы. Во время крупных студенческих выступлений конца 60-х гг. в Петербурге возникла организация под руководством С.Г. Нечаева, ставившая своей целью осуществление политического переворота.

Установив тесные контакты с Бакуниным и Ткачевым, Нечаев воспринял от них наиболее авантюристские стороны их доктрин. Они ярко проявились, когда Нечаев перенес свою деятельность в Москву и занялся созданием новой организации. Проповедуя принцип вседозволенности ради достижения главной цели, он настоял в конце 1869 г. на убийстве члена организации студента И.

И. Иванова, ложно обвиненного им в предательстве. После раскрытия убийства правительство организовало шумный процесс над членами нечаевской организации. Этот процесс позволил революционерам воочию убедиться в порочности революционного авантюризма. «Нечаевщиной» стали называть недопустимые методы революционной деятельности, дискредитирующие ее в глазах народа.

В определенной степени на отрицании нечаевщины сложился в 1869 г. при слиянии кружков М.А. Натансона и С.Л. Перовской кружок, а впоследствии общество «чайковцев». Название оно получило по имени Н.В. Чайковского, представлявшего его в сношениях с легальным миром.

Первоначально это был «книжный» кружок, занимавшийся распространением легально издаваемых книг передовых авторов и печатанием запрещенных книг и брошюр. Члены этого кружка создавали более узкие объединения самообразования, землячества, коммуны, тесно связанные между собой на товарищеских началах.

Возникали они не только в Петербурге, но и в других городах. В 1871 г. состоялся съезд делегатов студенческих организаций самообразования. К этому времени петербургский кружок чайковцев превратился в большое общество, представлявшее собой федерацию кружков, расположенных в разных городах.

Организация чайковцев была очень сплоченной, все строилось на доверии и искреннем отношении к товарищам. В обществе царил дух равноправия, имущество участника поступало в общую кассу. Устава общество чайковцев не имело, но свои обязанности все члены представляли хорошо.

Главной из этих обязанностей было расширение рядов революционеров. Среди членов общества были М.А. Натансон, А.И. Желябов, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская и др.

Параллельно с чайковцами существовал ряд других народнических организаций, не связанных между собой. Занимались они также просветительской деятельностью, формированием у учащейся молодежи революционного мировоззрения.

Среди них наибольшей известностью пользовался кружок «долгушинцев» названный по имени уроженца Сибири студента Технологического института А.В. Долгушина. Образовался кружок в Петербурге осенью 1869 г. как «кружок сибиряков». Первоначально он был связан с Нечаевым, и по делу его организации долгушинцы были арестованы.

После освобождения продолжили свою деятельность, частично перебазировавшись в 1873 г. в Москву. Долгушинцы с самого начала придерживались активных позиций.

Они много сделали по изданию и распространению прокламаций, придерживались принципа немедленных революционных действий в народе, требовали всеобщего передела земли, отмены откупов, народного правительства. Раньше других долгушинцы выдвинули лозунг «хождения в народ» и пытались проводить его на практике, но осенью 1873 г. были разгромлены властями.

«Хождение в народ»

Важнейшую задачу своей деятельности народники начали в 70-х гг. видели в вовлечении народа в революционную борьбу. На первых порах этот вопрос рассматривался отвлеченно, в виде общих деклараций о революционной пропаганде.

Большая роль в развитии практического взгляда на эту проблему принадлежала нелегальному журналу «Вперед!», издававшемуся с 1873 г. под редакцией Лаврова. На страницах журнала Лавров и его сторонники развивали идеи о постепенной научной подготовке личности к революционной деятельности.

Но такая постепенность не удовлетворяла молодежь, которая рвалась к немедленным действиям. Революционеры все чаще обращались к бакунизму, который как раз и призывал к немедленной бунтарской деятельности. Среди чайковцев к толкованию бакунизма обратился Н.А.

Кропоткин, который считал, что для осуществления революции передовая интеллигенция должна жить народной жизнью, вести работу в народе, создавать в деревнях кружки из активных крестьян и устанавливать связи между такими кружками.

Наряду с этим Кропоткин поддерживал идею Лаврова о научной подготовке личности, просвещении масс. Складывалось учение, соединившее положения Лаврова и бакунизма, но при полном господстве мысли Бакунина об отрицании политической борьбы.

Для революционеров начала 70-х гг. «хождение в народ» как форма связи социалистической теории с народным движением уже не было открытием. Первые попытки «хождения» относятся (к концу 50-х – началу 60-х гг.).

Наибольшую известность имела пропагандистская деятельность автора прокламации «Молодая Россия» П.Г. Заичневского, который совершил свой первый вояж в деревню еще в 1861 г. В начале 70-х гг. было также немало одиночных случаев «хождения в народ».

Попытки осуществления пропаганды среди крестьянства принадлежали видным представителям народничества С. Перовской, С. Кравчинскому, Д. Рогачеву и др.

К 1874 г. складывается общий взгляд об организации массового «хождения в народ». На фоне разобщенности народнических кружков и отсутствия единого руководящего центра это общее стремление являлось показателем консолидации и роста сил революционеров.

Начало массового «Хождения в народ» относится к весне 1874 г. Пропагандой было охвачено около сорока губерний, главным образом в Поволжье и на юге России.

Молодежь, шедшая в народ, по-разному понимала свои задачи: одни наивно полагали сразу поднять революцию и уничтожить помещичье землевладение, другие считали главным популяризацию в народе социалистических идей, третьи ставили скромные задачи просвещения народа и улучшения его нынешнего положения.

Массовое «хождение в народ» связано со значительным общественным подъемом, который втягивал в революционное движение и случайных попутчиков. Таким образом, движение включало очень неоднородный состав участников.

Практически «хождение в народ» выглядело так: молодые люди по одному или небольшими группами под видом торговых посредников, мастеров и т. д.

передвигались от села к селу, выступая на сходках, беседуя с крестьянами, стараясь зародить недоверие к властям, призывали не платить налоги, не повиноваться администрации, объясняли несправедливость распределения земли.

Опровергая веками сложившиеся в народе представления о том, что царская власть от бога, народники пытались пропагандировать и атеизм. Однако, столкнувшись с религиозностью народа, они стали использовать ее, ссылаясь на идеи христианского равенства.

В поисках оппозиционных элементов народники придавали особое значение пропаганде среди старообрядцев и сектантов. Чаще всего пропагандисты-народники несли с собой прокламации и нелегальную литературу.

Были случаи, когда революционеры открывали в селах мастерские, работали учителями, писарями, земскими врачами и т. д., пытались таким образом глубже внедриться в народ и создать среди крестьянства революционные ячейки.

В 1875 и 1876 гг. «хождение в народ» продолжалось. Опыт первого года показал, что крестьянство не воспринимает социалистические призывы, и поэтому народники стали больше внимания уделять разъяснению текущих нужд народа.

Однако и в этом случае влияние пропаганды на крестьян, по словам самих же народников, было поверхностным.

Попытки поднять народ на борьбу, серьезных последствий не принесли, но для самих участников движения обращение к народу имело большое значение, в первую очередь, обогатив их опытом революционного действия.

«Земля и воля»

Организация «Земля и воля» возникла как итог первого опыта «хождения в народ» в 1876 г. в Петербурге. К этому времени в народнической среде окончательно одержала верх идея создания централизованной конспиративной организации.

Общая задача понималась землевольцами в духе прежних бакунинских установок – создания массовой крестьянской организации для подготовки революции. Однако многие положения бакунизма были принципиально пересмотрены.

Так, заявляя, что конечная цель движения – установление анархии, землевольцы уже допускали как промежуточный этап создание новой государственности на основе союза общин. В противоречии с анархизмом находилось и внутреннее устройство «Земли и воли», строившейся на принципах централизации и дисциплины.

Активными деятелями «Земли и воли» были А. Михайлов, Н. Морозов, Г. Плеханов, С. Перовская, М. Натансон, А. Оболешев, С. Кравчинский и др. Развитие организации было связано с изданием печатного органа «Земля и воля», по названию которого и стало именоваться все общество.

Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, распорядившегося подвергнуть телесному наказанию политического заключенного. На суде Засулич прямо заявила, что хотела привлечь внимание общественности к факту надругательства над человеческим достоинством со стороны властей.

Террористические акты рассматривались землевольцами и как способ дезорганизации правительства. По мере разочарования в результатах пропагандистской работы землевольцы все больше стали прибегать к этой дезорганизаторской деятельности. Это был важный сдвиг во взглядах народников.

Ибо борьба против правительства приобретала черты политической борьбы, что противоречило установкам бакунизма. В это же время у землевольцев появляются и конкретные политические требования: свобода переселения и отмена паспортной системы, личная неприкосновенность, право контроля над властями.

Они начали допускать возможность передачи власти буржуазии как переходную меру, способную свалить царизм. Буржуазию землевольцы считали слабой, менее закаленной, чем царизм, и, следовательно, в перспективе менее опасной для народа.

Продолжая заявлять о решающей роли народа в революции, землевольцы видели в террористических актах первые признаки революции.

Они считали, что убийство наиболее сумасбродных, наиболее жестоких и ненавистных деятелей царизма вызывает народные симпатии к борьбе революционеров и возбуждает свободолюбивые настроения.

В недрах «Земли и воли» все больше укреплялась группа сторонников активной «городской», политической деятельности в противовес «деревенщикам» – сторонникам пропаганды на селе. В конце 1878 – начале 1879 г. «Земля и воля» принимает решение временно свернуть работу в деревне.

Сторонники «городской» деятельности, приверженцы политического направления в марте 1879 г. объявили себя исполнительным комитетом «Земли и воли». В организации складывается устойчивое мнение о цареубийстве как о цели, прямо отвечающей задачам революции.

2 апреля 1879 г. землеволец А.К. Соловьев совершил неудачное покушение на Александра II. Это событие вызвало необходимость выработки общего отношения землевольцев к тактике террора. Летом 1879 г. в Липецке, а затем в Воронеже состоялись съезды «Земли и воли».

Съезды закрепили сложившиеся организационные изменения, признав существование Исполнительного комитета как органа политической борьбы.

На съездах не произошло решающего столкновения «деревенщиков» и «политиков» и было принято компромиссное решение о терроре как одном из методов политической борьбы. Такое решение не обеспечивало устойчивого единства в рядах «Земли и воли».

Внутренние дискуссии парализовали деятельность организации. Окончательный раскол произошел на Петербургском съезде «Земли и воли». 15 августа 1879 г., в результате чего образовались две организации: «Черный передел» и «Народная воля».

Хождение в народ. Кратко

Что такое хождение в народ к чему стремились его участники. Narodnicheskie organizacii hozhdenie v narod 7. Что такое хождение в народ к чему стремились его участники фото. Что такое хождение в народ к чему стремились его участники-Narodnicheskie organizacii hozhdenie v narod 7. картинка Что такое хождение в народ к чему стремились его участники. картинка Narodnicheskie organizacii hozhdenie v narod 7. «Хождение в народ»

Народ, к которому было «хождение»

Хождение в народ — попытка революционно настроенной молодежи 60-70-х лет XIX века вовлечь в своё движение крестьян, сделать их своими единомышленниками. Наивные, прекраснодушные, экзальтированные, не знающие жизнь студенты, учащиеся, молодые дворяне и разночинцы, начитавшиеся Бакунина, Лаврова, Герцена, Чернышевского, уверовали в скорый приход в Россию революции и отправились в деревни с целью спешно готовить к ней народ.

«молодой Петербург кипел в буквальном смысле слова и жил интенсивной жизнью, подогреваемый великими ожиданиями. Всех охватила нестерпимая жажда отрешиться от старого мира и раствориться в народной стихии во имя ее освобождения. Люди безгранично верили в свою великую миссию, и оспаривать эту веру было бесполезно.

Это был в своем роде чисто религиозный экстаз, где рассудку и трезвой мысли уже не было места. И это общее возбуждение непрерывно нарастало вплоть до весны 1874 г., когда почти из всех городов и весей начался настоящий, поистине крестовый поход в российскую деревню…» (из воспоминаний народника Н. А.

«В народ! В народ!» — тут инакомыслящих не было. Все сходились и в том, что прежде чем идти «в народ», нужно приобрести навыки к физическому труду и овладеть какой-нибудь ремесленной специальностью, уметь обратиться в рабочего человека, мастерового. Отсюда родилось повальное увлечение организацией всякого рода (столярных, сапожных, кузнечных и пр.

Начало массового «Хождения в народ — весна 1874 года

Все, кто шел «в народ», устраивались, как правило, по одному-по двое у родных и знакомых (чаще всего, — в помещичьих усадьбах и в квартирах учителей, врачей и пр.), или же в специальных «пунктах» пропаганды, преимущественно мастерских, которые создавались повсеместно.

Устроившись в том или ином месте учителями, писарями, земскими врачами, пытаясь таким образом стать ближе к крестьянам, молодые люди выступали на сходках, беседовали с крестьянами, стараясь зародить недоверие к властям, призывали не платить налоги, не повиноваться администрации, объясняли несправедливость распределения земли.

Опровергая веками сложившиеся в народе представления о том, что царская власть от бога, народники пытались пропагандировать и атеизм.

«по железным дорогам из центров в провинцию.

Революционной пропагандой в 1874 году была охвачена 51 губерния Российской империи. Общее число её активных участников насчитывалось примерно от двух до трех тысяч человек, и вдвое или втрое больше этого сочувствовало и всячески помогало им.

Итог «Хождения в народ»

Мероприятие закончилось плачевно. Крестьяне оказались совершенно не такими, какими рисовало их интеллигентское воображение.

На разговоры о тяжести налогов, несправедливом распределении земли, «злом» помещике они ещё откликались, но царь по-прежнему был «батюшкой», православная вера — святой, слова «социализм, революция» непонятными, а пропагандисты, как бы они не старались — странными, чужими, господами, белоручками.

Так что, когда участниками «хождения в народ» заинтересовалось государство, некоторых агитаторов сдавали полиции как раз крестьяне

К концу 1874 года власть выловила подавляющее большинство народников. Многих выслали в отдаленные губернии под надзор полиции. Других заключили в тюрьмы.

Общее число арестованных: около тысячи, свыше полутора тысяч, 1600 человек. Такие цифры называли П. Л. Лавров и С. М. Кравчинский. Но у публициста В. Л. Бурцева значатся 3500, у народника М. П. Сажина — 4000.

Именно эти сведения лучше других согласуются с таким авторитетным источником, как старший помощник начальника Московского губернского жандармского управления И. Л. Слезкина В. Д. Новицкий, который осуществлял «проверку числа всех арестованных лиц по 26 губерниям» и насчитал под арестом за 1874 год больше 4 тыс. человек.

Но ведь аресты шли тогда не в 26-ти, а в 37-ми губерниях. Поэтому и цифру Новицкого нельзя считать исчерпывающей (Н. Троицкий «История России XVIII-XIX вв»)

«с одной стороны, громадность сил, бесконечное самоотвержение, героизм в деятелях; с другой стороны, — совершенная ничтожность результатов..

Мы оставили после себя несколько десятков пропагандистов из народа, вот и вся непосредственная польза, которую мы принесли! А ведь судиться-то будет 800 человек и из них, по крайней мере, 400 погибнут навсегда.

Значит, человек 10 или 20 гибло, чтоб оставить после себя одного! Нечего сказать, выгодный обмен, успешная борьба, прекрасный путь» (из воспоминаний Степняка-Кравчинского)

Причины неудачи «хождения в народ»

Народники ошибочно рассматривали крестьянство как силу, способную осуществить социалистическую революцию, наивно верили «в коммунистические инстинкты мужика» и в его «революционность», представляли себе «идеального мужика», готового бросить землю, дом, семью и взять по первому их зову топор, чтобы идти на помещиков и царя, а в действительности столкнулись с темным, забитым и беспредельно угнетенным человеком.
Ошибочность, утопичность народнических представлений о крестьянстве чаще всего объяснялась тем, что они строились на абстрактных, теоретических умозаключениях, ничего общего с жизнью не имеющих. В результате народники разочаровались в настроении народа, а народ, со своей стороны, не понял их.

«Хождение в народ». Возникновение и деятельность народнической организации «земля и воля»

Что такое хождение в народ к чему стремились его участники. Narodnicheskie organizacii hozhdenie v narod 8. Что такое хождение в народ к чему стремились его участники фото. Что такое хождение в народ к чему стремились его участники-Narodnicheskie organizacii hozhdenie v narod 8. картинка Что такое хождение в народ к чему стремились его участники. картинка Narodnicheskie organizacii hozhdenie v narod 8. «Хождение в народ»

Зимой 73-74гг. народнические организации приняли решение весной идти в народ. Весной и летом 74г. в народ двинулись сторонники Лаврова и Бакинисты. Свыше 1000 революционеров направились в 37 губерний России. Результатом этого массового хождения в народ стали многочисленные восстания крестьян.

Сначала долгушинцы вели бродячие формы пропаганды, но потом революционеры стали селиться в деревнях, занимаясь промыслом, делом. Активная работа велась в Верхневолжской, Саратовской, Киевской губерниях.

Народники встречались с большими трудностями, главной из которых было недоверие со стороны народа.

Поднять массы на всероссийское восстание не удалось, поскольку не было четкого руководства, связей между народниками, ушедшими в народ. Провал был полный, поскольку полиция свирепствовала, буквально пачками отлавливая народников, арестовав в итоге большую часть революционеров. Но революционеры не отказались от своих взглядов. Необходимо было изменить приемы своей деятельности и создать единую организацию.

Такая организация была создана в 76г. Сначала она называлась Северная революционная народническая группа, затем была переименована в 78г. в организацию “Земля и Воля”. Созданная организация выработала программу и устав. В программе утверждалось, что социализм может существовать. Программа требовала ликвидации частной собственности на землю и передачи ее в руки крестьянства при равномерном распределении.

Для осуществления положенных задач “З. и В.” выдвинула лозунг слияния всех революционных организаций с ней для подготовки восстания.

В окончательно принятой в 78г. редакции программы предлагалось систематически истреблять видных лиц правительства.

В уставе определялись структуры организации, сложенной по принципу строгой конспирации и централизации. Руководящую роль осуществляла управленческая группа, включающая в свой состав наиболее активных членов движения. Администрация находилась в Петербурге. “З. и В.” состояла из нескольких групп, выполняющих основные революционные задачи. Деревенщики вели агитацию среди народа, среди рабочих — рабочая группа.

В основную группу входило 25 членов (Натансон, Михайлов, Плеханов, Аптекман. Группа пополнялась: Фигнер, Фроленко, Перовская, Тихомиров Желябов, Морозов и др.). Все общество насчитывало около 200 человек молодежи. Они заявили о себе 6 декабря 78г., организовав политическую демонстрацию около Казанского собора в Петербурге, на которой выступил Плеханов.

Выстрел Веры Засулич явился последним аргументом, склонившим революционеров к началу политической борьбы. Сложилась особая группа, состоявшая из Зунделевича, Квитковского, Морозова и др., считавших, что без политической силовой борьбы нельзя свергнуть царизм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *