Что такое хлестаковщина в ревизоре кратко
Хлестаковщина в комедии «Ревизор»
сочинение по литературе 8 класса
Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» написана в 1842 году. Пьеса вызвала сильный ажиотаж, множество споров и противоречивых отзывов.
Положительные герои
В комедии нет положительных героев. Каждое действующее лицо высмеивается автором и подвергается жесточайшей критике. Большая часть критики досталась чиновникам провинциального городка, олицетворяющим взяточничество, чинопочитание, казнокрадство и глупость.
Комедия написана легким стилем. Язык произведения очаровывает своей художественностью и красотой, новизной, тончайшим юмором. Сюжет и композиция произведения, основной конфликт и идея позволяют ему всегда оставаться актуальным для российского общества. Фразы комедии стали крылатыми: « К нам едет ревизор», «Выздоравливают как мухи», «Над чем смеетесь? Над собой смеетесь!». Появилось также название типичного для общества николаевской России явления – «хлестаковщина» — от имени главного героя И.А. Хлестакова.
Главный герой
Иван Александрович – молодой двадцатитрехлетний человек, авантюрист и мошенник, любитель красивой жизни. Он проматывал все свои сбережения, поэтому денег у него никогда не водилось. Когда вдруг горожане во главе с градоначальником по какой-то причине начали сами давать ему деньги, он находился в полнейшей растерянности. Оказалось, что его приняли за ревизора – человека, призванного с проверкой всего городского уклада.
Черты «хлестаковщины»
Главной чертой образа Хлестакова становится вранье, при помощи которого он вызывает страх и оцепенение у правящих кругов города. Несмотря на свою узколобость и никчемность, Хлестакову по счастливой случайности (по совету своего слуги Осипа) удается выйти из ситуации победившим и оставить ни с чем городничего и других чиновников. Таким образом, «зло» остается наказанным, Хлестаков победил. Может быть, он и есть положительный герой? Нет, он настолько глуп и поверхностен, что из всей ситуации уяснил лишь одно – безнаказанность.
«Хлестаковщина» — явление, вызванное политическим и общественным устройством, хорошо знакомым Гоголю. В произведении выражена вся боль автора за будущее России, его негодование по поводу жадности, лицемерия, мелочности интересов. Хлестаковщина характеризует людей, способных на любые средства для достижения своих целей, готовых пойти по головам, преклоняющихся не перед умом, а перед должностью и состоятельностью.
Заключение
Люди, схожие с Хлестаковым будут всегда на свете, просто с ходом времени будут меняться цели и средства их достижения. Думаю, Гоголь осознавал, что решить все общественные проблемы ему не удастся, но он надеялся, что люди образованные смогут переделать этот мир, которым сейчас управляют Хлестаковы и городничие города N.
Хлестаковщина – это что, определение и объяснение термина
Содержание:
Если говорить о том, что такое хлестаковщина, кратко — термин характеризует фантастическую, виртуозную ложь. Понятие также используется для определения беспочвенного хвастовства. Человек – хлестак – тот, кто старается предстать перед окружающими не тем, кем является на самом деле. Хлестаковщина – это слово, образованное от фамилии главного героя пьесы «Ревизор». Гоголь написал произведение в 1836 году.
Сегодня люди продолжают использовать это определение. Оно помогает охарактеризовать негативную часть жизни человека, преувеличивающего свое значение. Такие люди восхищаются собой, их распирает гордость, самовлюбленность. Меняется образ, речь, круг общения индивида.
Со временем человек начинает сам верить в собственные фантазии. Воображение играет с ним злую шутку. Он восхищается иллюзорным миром, в котором является великим, богатым, сильным. Связь с реальность постепенно теряется. Ложь становится настолько достоверной, что окружающие часто воспринимают ее за чистую монету. В современном мире хлестаковщина свойственна посредственным людям, обладающим уверенностью в себе, занимающим высокие должности.
Что такое хлестаковщина в комедии «Ревизор»
Комедия про уездный город и мнимого проверяющего известна во всем мире. Главный герой – Иван Александрович, характеризуется тягой к развлечениям, азартным играм. Он не держит злобы на окружающих. Это пустой человек, которого автор наделил привлекательной внешностью. В душе он актер, увлекающий симпатичных представительниц прекрасного пола своими речами.
Хлестаковщина – это в «Ревизоре» общее понятие о персонажах, ведущих чужой образ жизни. Хлестаков не являлся истинным франтом, но умел красноречиво обманывать. Его главное задание – получить удовольствие, добиться своего. Что такое хлестаковщина:
Мелкий чиновник Иван представляет, что возглавляет класс элитного общества, вживается в роль. Вся комедия Гоголя пронизана хлестаковщиной. Она проявляется в различных упоминаниях о жителях разрушенного городка. В понятии хлестаковщина переплетаются трусость, робкая агрессия, пустота души, ужасающая ложь.
Определение хлестаковщины – характеристика главного героя комедии
Автор подробно описывает, как мелкий аферист преподал урок чиновникам. Писатель негативно относится к канцелярским порядкам, бюрократический аппарат воспринимает как абсурд. Поэтому он высмеивает большинство привычек и устоев того периода. Гоголь упоминает о том, что личности, схожие с Хлестаковым, отличаются глупостью. Это неудачники, для которых характерна жизнь в собственном вранье.
Писатель проводит своеобразный анализ русского общества, выделяя основные пороки, свойственные тому времени:
Хлестаковщина — что это такое
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. До недавнего времени жизнь русского общества определяла литература.
Писатель считался властителем дум, а герои его произведений воспринимались либо как нравственный ориентир, либо как антипример.
Русская классика подарила нам целую галерею художественных типов, описала многие черты национального характера. Но тем, кто не читал то или иное произведение, трудно понять, что, например, означают такие понятия как «Хлестаков» и «хлестаковщина».
Чтобы это исправить, достаточно познакомиться с комедией Гоголя «Ревизор».
Хлестаковщина — это.
Хлестаковщина – это наглое виртуозное враньё, беззастенчивое, ни на чём не основанное хвастовство, желание выдать себя за того, кем на самом деле не являешься.
Данный термин образован от фамилии персонажа комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», написанной в 1836 году.
Понятие «хлестаковщина» уместно вспомнить тогда, когда человек изо всех сил желает показать собственную значимость, преувеличивая и раздувая её до небес.
При этом он и сам увлекается выдумкой, начинает верить ей и вести себя соответствующим образом. Он как бы перевоплощается в героя, которого создаёт в своём воображении, и начинает играть настолько достоверно, что обращает в свою веру окружающих.
Эффектом Хлестакова, до сих пор встречающимся в общественной жизни, можно объяснить тот факт, что солидные посты порой занимают люди посредственные, зато уверенные в себе.
Комедия Гоголя «Ревизор»
Иван Александрович Хлестаков – один из основных героев комедии Гоголя «Ревизор».
Это молодой петербургский щёголь, попавший в провинциальный город, проигравшийся в карты и совершенно случайно принятый за чиновника ревизионного ведомства, которого с трепетом ожидает городское начальство.
Городничий и его подчинённые в страхе припоминают собственные грешки: должностные нарушения, злоупотребления властью, недогляд. Им кажется, что их вот-вот постигнет кара.
Городские сплетники Бобчинский и Добчинский, а также почтмейстер, не брезгующие чтением чужих писем и распространением сплетен, делают поспешный вывод: молодой человек, остановившийся в трактире со своим слугой, — и есть ревизор.
Хлестакову начинают оказывать всяческие знаки внимания. Ревизора ведь нужно задобрить! Чиновники предлагают ему деньги, приглашают в гости.
Иван Александрович, поначалу удивлённый столь радушным приёмом, постепенно входит во вкус и «включается» в игру.
Он начинает повышать на просителей голос, сулить повышения по службе в обмен на взятки, хвастаться близостью к литературной элите («с Пушкиным на дружеской ноге») и самому царю, кокетничать одновременно с женой и дочерью губернатора.
Дойдя до предела вранья, Иван Александрович собирает все сливки и покидает город. Вслед за этим вскрывший его письмо почтмейстер обнаруживает обман. Наконец, следует немая сцена: чиновники получают весть о прибытии настоящего ревизора.
Сочинение «Хлестаков и хлестаковщина»
Перед тем как написать сочинение о том, что такое «хлестаковщина», необходимо разобраться в характере Хлестакова. Какие черты присущи персонажу? Глупость, поверхностность, «воздушность».
Гоголь подчёркивал его обыкновенность в комментариях к пьесе:
«Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым».
В разные годы критики и литературоведы оценивали этого героя с самых неожиданных точек зрения:
Эти трактовки сходятся в одном: Хлестаков не был злодеем и мошенником, он лишь плыл по течению, стараясь получить максимальную выгоду из сложившейся ситуации.
Получается, что желание пустить пыль в глаза, присущее герою, высмеивалось Гоголем как бич времени, внутренняя характеристика каждого из нас.
Подытожив размышления о том, что такое «хлестаковщина», сочинение уместно завершить наблюдениями за днём сегодняшним.
В чём социальная опасность «хлестаковщины»
Со времени написания комедии прошло почти 200 лет, но образ Хлестакова отнюдь не изжил себя. Скорее, наоборот: мы наблюдаем вокруг всеобщее стремление не быть, а казаться.
Чтобы продвинуть своё имя, продать товары или услуги, люди многократно преувеличивают свои достижения, собирают пухлые портфолио (это как?), рассылают «звёздные» резюме (это что?) и презентуют пустоту.
Современные Хлестаковы проводят бесконечные бизнес-тренинги, занимаются коучингом (это как?), небескорыстно помогая другим в выстраивании стратегий личностного роста, публикуют сотни учебников и заманивают людей на онлайн-курсы.
Они имеют за плечами весьма скромное образование и не всегда умеют писать без ошибок, но у них непременно есть блог в Instagram с сотней тысяч подписчиков.
Они не бывали в Литературном институте, но издают многостраничные романы про вампиров и оборотней; не прошли прослушивание в музыкальной школе, но записывают диски для фанатов; разрушили собственные семьи, но учат подписчиков счастливому родительству.
Наш век становится временем профанации (это что?) и непрофессионализма. Люди научились манипулировать информацией, создавать яркую рекламу, выстраивать положительный имидж. Всё это – варианты хлестаковщины.
А ещё Хлестаковы – это те, кто ещё вчера был никем, а сегодня получил новое назначение и задрал нос. Это душевная неразборчивость, непорядочность, поверхностность.
Разоблачить всех лжецов невозможно, зато имеет смысл прислушаться к совету Гоголя и поймать Хлестакова внутри себя.
Действительно ли мы знаем то, о чём говорим? Можно ли считать себя грамотными на основании простого тестирования? У нас ухоженные лица, но значит ли это, что красива наша душа?
А? Кто там? Не Иван ли Александрович сообщает, что курьеры несут ему новые депеши? Ловите, ловите его скорей, пока он не уехал в столицу!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
А зачем ловить внутри себя Хлестакова, особенно когда вокруг одни Хлестаковы? Если человек может себя грамотно преподнести, то этим нужно пользоваться, в том числе и для продвижения по карьерной лестнице.
Что такое хлестаковщина в комедии Гоголя «Ревизор»
В своей пьесе «Ревизор» Николай Васильевич Гоголь изобразил все самое аморальное, возмутительное и циничное, что было в России XIX века. Иван Александрович Хлестаков — один из главных действующих героев произведения. От его имени и произошло понятие «хлестаковщина». А что это такое в комедии «Ревизор», можно узнать, изучив личность персонажа.
Объяснение слова
Если говорить кратко, то толковый словарь Т. Ф. Ефремовой трактует хлестаковщину как «беззастенчивое, безудержное хвастовство, вранье». Там же можно найти и существительное «хлестаковство», обозначающее то же самое, но употребляемое гораздо реже, поскольку оно не такое выразительное и произносится труднее. В словарях предлагаются следующие синонимы к этому слову: похвальба, фанфаронада и т. д.
С помощью справочников удалось найти четкое определение понятию. Но чего-то в нем не хватает. Все-таки хлестаковщина — это нечто большее, чем просто хвастовство и вранье. Стоит присмотреться пристальнее к самому господину Хлестакову.
Этот герой, как и все персонажи «Ревизора», наделен говорящей фамилией. Она происходит от глагола «хлестать», одно из значений которого — врать, пустословить. К этому же корню восходят слова «хлюст» и «хлыщ», имеющие одинаковое толкование: франтоватый, самодовольный и пустой молодой человек, любящий покрасоваться. В слове «хлесткий» можно увидеть значение «пустословить». Вот и получается, что одна фамилия — это уже чуть ли не половина образа.
Иван из Подкатиловки
Впервые Хлестаков предстает перед зрителем и читателем во втором действии. Его появление предваряется монологом слуги Осипа, который размышляет о жизни, валяясь на барской постели. С его слов становится ясно, что Иван Александрович — «елистратишка», то есть коллежский регистратор, чиновник 14 класса.
Хлестакову 23 года. По нынешним временам это совсем юнец, но в позапрошлом веке он был вполне состоявшейся личностью. Стоит вспомнить, что в этом возрасте его литературный отец уже стал заметной фигурой среди писателей, автором «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а Пушкин был признан первым поэтом России.
200 лет назад, как и теперь, провинциалы стремились в столицу за карьерой, деньгами и славой. В числе тогдашних «понаехавших» оказался и юный Иван Хлестаков.
Обжившись в Петербурге, он стал чувствовать себя вполне столичным жителем. Вот только никакая карьера юноше не светила, точнее, он сам закрывал себе все перспективы. Есть несколько путей к успеху:
Ни один из этих путей Хлестакову не подходил. Трудолюбия ноль, таланта столько же. Серьезным людям, общение с которыми могло бы стать полезным, он неинтересен. О выгодной женитьбе с такой репутацией нечего и думать. Но главное — молодой человек палец о палец не ударил, чтобы исправить это положение.
Единственная заведомо неправдивая фраза, вырвавшаяся из уст Хлестакова: «Я прямо к министру!». Она стала первым в этой сцене проявлением хлестаковщины и убедила городничего, что перед ним действительно ревизор, повернув ситуацию в пользу столичного гостя. Тот, видя, что его угроза подействовала, перестает бояться собеседника, более того, просит у него взаймы рублей двести. Городничий тоже успокаивается, обрадовавшись, что грозный чиновник деньги взял, следовательно, с ним можно поладить.
Сцена завершается приглашением Хлестакова в дом Антона Антоновича в качестве дорогого гостя, что убеждает Ивана Александровича в том, что он действительно личность исключительная, кладезь всяческих достоинств и вправе рассчитывать на то, чтобы ему оказывали «преданность и уваженье, уваженье и преданность».
Понеслась душа в рай
Водворившись в доме городничего, Хлестаков получил то, чего не смог найти в Петербурге, правда, в провинциальном варианте. Он центр жизни высшего общества. Его обхаживают, вкусно кормят, сладко и хмельно поят, перед ним трепещут. И, естественно, от него ждут рассказов о жизни в недосягаемо далекой (при тогдашних средствах сообщения) столице. И вот тут-то хлестаковщина, прежде бывшая сжатой пружиной, разжимается.
Иван Александрович начинает повествование со своего департамента. Но, в отличие от реальности, он там не «елистратишка», а приятель начальника. На работу является на две минуты только для того, чтобы отдать распоряжения, а сторож бежит за ним по лестнице, чтобы почистить его сапоги. Дальше — больше. Он, Хлестаков, литератор, «с Пушкиным на дружеской ноге». Все, что печаталось и ставилось в столице, написал он, будь то роман, пьеса, опера или целый журнал.
Завравшегося фантазера не смущает, что «созданная» им «Женитьба Фигаро» была написана задолго до его рождения. В числе творений господина Хлестакова оказался популярный в то время роман М. Н. Загоскина «Юрий Милославский». Когда дочь городничего назвала настоящего автора этого произведения, герой на голубом глазу заявил: «Ах да, это правда: это точно Загоскина, а есть другой „Юрий Милославский“, так тот уж мой».
Ко всему этому можно добавить, что перед рассказчиком трепещет весь департамент, где он служит. Мало того, его боится Государственный совет. Но и это еще не все: Хлестакова вот-вот произведут в фельдмаршалы.
Причины веры
Самое удивительное, что слушатели взаправду приняли все эти нелепицы. Почему? Можно предложить четыре варианта объяснения:
Очарованный «вельможей» уездный бомонд с радостью дает ему «взаймы» значительные суммы, две первые дамы города — жена и дочь городничего — соперничают в борьбе за внимание столичного гостя, а он ухлестывает (Хлестаков же!) за обеими.
Хоть, как утверждает автор, молодой человек «несколько приглуповат», у него хватило соображения сделать разумный выбор.
Интрижка с женой городничего могла бы повлечь за собой неприятности и уронить его авторитет, тогда как статус жениха дочери позволял рассчитывать на бонус в виде дорогого персидского ковра и дополнительных четырехсот рублей.
Непорядочность — основная черта
Многие из тех, кто пишет о Хлестакове, склонны относиться к нему с некоторым добродушием: мол, в силу своей «приглуповатости» юноша так и не понял истинного смысла всего, что вокруг него происходило, а просто пользовался ситуацией.
Но далеко не все замечают качество, которое этот человек проявляет практически во всех сценах, где участвует, — непорядочность по отношению:
Но это внешнее проявление. Стоит понимать, что «подводной частью» всех тех, кого можно назвать хлестаковыми, является непорядочность, которая порождает трусость, лживость и ряд других «достоинств».
Материал поможет при написании сочинения-рассуждения на тему «Определение понятия хлестаковщина». Кроме того, он позволит лучше подготовиться к открытому уроку по литературе.
Что такое «хлестаковщина» в комедии «Ревизор»
Что такое хлестаковщина в комедии «Ревизор» Гоголя мы можем понять, исследуя личность персонажа, от имени которого произошло самоё понятия. Иван Александрович Хлестаков – человек пустейший и беззлобный, любящий покутить и насладиться обществом хорошеньких женщин. Единственное, что он вынес за время работы в канцелярии – приятные обеды у начальника и угодливая чистка его сапог сторожем. Во всяком обществе этот молодой франтик любит рисоваться и блистать, поэтому действительность отметается, как не очень выгодная, а её место заступает ложь. В «Ревизоре» хлестаковщина, то есть пустое проматывание жизни с претенциозными мечтаниями, пронизывает все сферы жизни уездного городка Н, безымянность которого свидетельствует о характере обобщения: в провинциальную реальность втиснута вся ширь и неприглядность русского существования начала ХІХ века.
Конечно же, в определение хлестаковщины входит не только пустота её носителя, но и несколько трусоватая агрессивность (отсюда робкие попытки Хлестакова «распекать», впрочем, без злобы не кого-то конкретно, а весь мир за безобразие мнимого непорядка), и потоки ужасающего вранья. Это враньё настолько гротескно, что человек, подпавший под него, да ещё скованный страхом (как городничий) не успевает опомниться и принимает всё за чистую монету. К тому же это враньё имеет неоднородную природу и претендует на всеохватность, так как личность Хлестакова хочет показать себя наилучшим образом со всех сторон. Сначала его враньё касается только канцелярии, где в его же сапогах, вычищенных сторожем, промелькнула действительность. Но дальше Хлестаков, всё более и более вдохновляясь, всем своим пустым существом чувствуя себя ревизором, знатным петербургским вельможей не может остановиться. Его вопиющий обман касается сферы власти: здесь идут рассказы о незаменимости в департаменте, о наведении порядков в государственном совете, о тридцати пяти тысяче курьеров, о толпе графов и князей в передней перед пробуждением «фельдмаршала».
С немыслимыми размерами предстаёт и богатство Хлестакова (сфера материального положения): в ход идёт болтовня о шикарном бельэтаже, каждодневных балах с европейскими посланниками, супе, привозимом из Парижа, и арбузах – по семисот рублей штука. У Хлестакова в голове нет ни одной задерживающейся хоть немного мысли, все они текут потоком, одна другой глупее и абсурднее. Безобразие получается ещё и по причине налёта светскости, некой столичной ауры, которую гость старается распространить вокруг себя, в первую очередь, ради восторга дам. Ради их же благосклонности молодой человек не может удержаться от вранья уже в рамках культуры и искусства. На Анну Андреевну и Марью Антоновну производит колоссальное впечатление, что Хлестаков написал и комедию Бомарше «Женитьба Фигаро», и «Фрегат Надежды» Бестужева-Марлинского, и энциклопедический журнал «Московский телеграф». Никакого различия между этими вещами герой не усматривает и «получает» сорок тысяч рублей от Смирдина за правку статей. Оригинал же «брат Пушкин» с Хлестаковым на короткой ноге.
Хлестаковщина в комедии Гоголя «Ревизор» имеет также тенденцию к расширению и внедряется в сознания даже таких неглупых и практичных людей, как городничий. Невозможность противостоять ей продиктована внутренним трепетом перед «персоной в чине», но не только этим. Сознание, которое постоянно вступает в сделку с совестью и считает это в порядке вещей, не может распознать явной абсурдности ситуации, потому как с точки зрения честности – в состоянии абсурда находится постоянно. Причём природа этого абсурда отнюдь не метафизична, она рукотворна и может быть устранена, если бы не считалась нормой жизни. Разумную «напраслину» на эту норму могут возводить только «вольтерьянцы».
Гоголь своей комедией хотел не только собрать воедино всё дурное, но и показать, что такое явление, как хлестаковщина, побеждается только смехом. Серьёзное отношение к ней может вызвать отчаяние, суровое порицание – оттолкнуть тех, кого она коснулась, и только смеховое начало способно развязывать узлы и находить пути к обновлённой жизни.