Что такое характеристика рабочего места
Для чего нужна характеристика условий труда на рабочем месте
Характеристика рабочего места — понятие, которое не закреплено на уровне федеральных НПА, но довольно часто используется в отраслевых и региональных нормативных актах.
Так, например, в п. 4.2.2 постановления Главного государственного врача РФ от 04.04.2003 № 32, установившего санитарные правила грузоперевозок на железных дорогах, указано, что в процессе организации рабочих мест должен оформляться проект организации труда, в структуру которого включается характеристика рабочего места.
В другом документе, распоряжении департамента здравоохранения Тюменской области от 04.06.2012 № 7/33, говорится, что характеристика рабочего места должна фиксироваться в отчетах медицинских специалистов о своей работе, которые рассматриваются аттестационной комиссией, устанавливающей квалификационные категории.
Вместе с тем требования к такому документу, как характеристика рабочего места, не закреплены ни в одном НПА. Так что конкретный формат данного документа должен разрабатываться исходя из актуальных задач, стоящих перед сотрудником организации, отвечающим за кадровый документооборот.
При трудоустройстве инвалида условия труда на рабочем месте обязательно нужно прописать в трудовом договоре. Как правильно это сделать, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к справочно-правовой системе бесплатно. А что писать в трудовом договоре, если СОУТ на рабочем месте еще не проведена? Ответ на этот вопрос также есть в КонсультантПлюс.
В структуре характеристики рабочих мест разумно фиксировать следующие параметры:
В некоторых случаях документы, имеющие отношение к характеристике рабочих мест, требуются для последующего предоставления во ВТЭК (врачебно-трудовую экспертную комиссию), которая устанавливает группы нетрудоспособности для граждан.
Что представляет собой характеристика рабочего места для ВТЭК
В данном вопросе нередко допускается путаница. Правильнее говорить, что в адрес ВТЭК предоставляется не характеристика рабочего места, а информация о сотруднике, который работает на предприятии. Форма соответствующего документа также официально не утверждена, и компания-работодатель может разработать ее самостоятельно.
В характеристике сотрудника для ВТЭК чаще всего указывается:
Документ должен быть подписан специалистом кадровой службы предприятия, а также руководителем сотрудника, на которого составляется характеристика. Хорошо, если бумага будет подписана и медицинским сотрудником фирмы — в том случае, когда такая должность предусмотрена в штатном расписании.
Где ознакомиться с образцом характеристики рабочего места
Характеристика рабочего места, фиксируемая в отдельном документе, может быть важным элементом в системе кадрового документооборота на предприятии. Наши специалисты подготовили для вас образец заполнения производственной характеристики для ВТЭК, который вы можете скачать.
Итоги
Характеристика рабочего места — документ, возможно, не самый востребованный, но способный быть значимым элементом кадрового документооборота в некоторых отраслях. Законодательно его форма не установлена, что допускает достаточно произвольную структуру.
Ознакомиться с иными аспектами кадрового менеджмента на предприятии вы можете в статьях:
Общая характеристика рабочего места
Изучение требований к условиям труда работника. Параметры микроклимата и освещенности. Определение уровня ионизации воздуха и шума. Инструкция по ОТ бухгалтера. Работа по созданию и обеспечению безопасных условий труда. Цели организации в области ОТ.
Рубрика | Безопасность жизнедеятельности и охрана труда |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 23.12.2013 |
Размер файла | 49,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Общая характеристика рабочего места
2. Требования к условиям труда работника
2.1 Параметры микроклимата
2.2 Параметры освещенности
2.3 Уровень шума на рабочем месте
2.4 Уровень ионизации воздуха
3. Инструкция по охране труда бухгалтера
4. Работа по созданию и обеспечению безопасных условий труда на рабочем месте в нашем учебном заведении
микроклимат освещенность охрана труд
При устройстве на работу, каждый человек стремиться получить больше от жизни, больше денег, больше власти и это, в свою очередь несёт множество опасностей для жизни и здоровья. Ведь с годами люди применяют всё больше и больше техники для упрощения своего труда и это, нередко, является причиной катастрофических последствий…
Поэтому в наше время огромное значение придают «охране труда» на предприятиях.
ОХРАНА ТРУДА жизненно нужна и работнику, и работодателю, и обществу в целом, но каждый из них видит в охране труда свои цели, свои роли и своё место.
Цели в области ОТ должны быть: применимыми к каждой функции и уровню управления внутри организации; разумными, чтобы можно было их достичь и наблюдать прогресс. Для определения целей в области охраны труда и сроков осуществления решений необходимо проводить регулярные (по меньшей мере 1 раз в год) заседания руководства соответствующего уровня. Все решения документируются, детализируются в программах и доводятся до сведения персонала.
В области ОХРАНЫ ТРУДА на рабочем месте обычно намечают следующие цели:
улучшение системы управления охраной труда;
снижение уровня риска;
предотвращение (или снижение частоты) отдельных нежелательных происшествий.
Именно эти цели мы должны разобрать на конкретном примере и оценить безопасность труда на рабочем месте бухгалтера.
1. Общая характеристика рабочего места
У каждого работника, есть своё рабочее место.
Действующее трудовое законодательство предполагает право работника на надлежащие условия труда. Согласно ст. 21 и 219 ТК РФ работник имеет право на Р. м., соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором, а также требованиям охраны труда. Это право работника обеспечивается обязанностями работодателя, установленными в ст. 212 ТК РФ.
Рабочее место является основным звеном производственного процесса, где сосредоточены материально-технические элементы производства и осуществляется трудовая деятельность человека. От того, как организован труд, зависит использование применяемых орудий труда, качество выпускаемой продукции, себестоимость, а также общая культура производства. Организация рабочего места имеет целью создать оптимальные условия для высокопроизводительной работы.
Рабочее место должно соответствовать антропометрическим данным работника. Эргономическая оценка осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами. Организация его связана с технологиями, нормированием и организацией труда, планированием и оценкой работы, психофизиологическими, социальными, правовыми вопросами. Эта работа должна проводиться при самом активном участии службы управления персоналом, ее специалистов. Одним из способов совершенствования организации рабочих мест является их аттестация.
Проводится аттестация рабочих мест в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществлению мероприятий по проведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.
При устройстве на работу работник должен быть ознакомлен с достоверной информацией об условиях труда на рабочих местах.
Рабочее место бухгалтера в основном находится в закрытом отапливаемом помещении с естественными и искусственными источниками освещения согласно санитарно-гигиеническим нормам.
Оно чаще всего оборудовано:
Рабочий стол с лампой
Согласно ГОСТ 12.0.003-74 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы» данному рабочему месту соответствуют следующие вредные производственные факторы:
Физические производственные факторы:
* Уровень шума на рабочем месте;
* Уровень ионизации воздуха;
* Уровень электромагнитных полей (напряженность электрического поля, плотность магнитного потока, напряженность электростатического поля);
* Уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
* Уровень мягкого рентгеновского излучения;
* Уровень ультрафиолетового излучения;
Психофизиологические производственные факторы:
* Нервно-психические перегрузки (умственные, эмоциональные перегрузки).
В процессе работы с компьютером необходимо соблюдать правильный режим труда и отдыха. В противном случае у персонала отмечаются значительное напряжение зрительного аппарата с появлением жалоб на неудовлетворенность работой, головные боли, раздражительность, нарушение сна, усталость и болезненные ощущения в глазах, в пояснице, в области шеи и руках.
2. Требования к условиям труда работника
2.1 Параметры микроклимата
Показатели микроклимата: температура воздуха и его относительная влажность, скорость его движения, мощность теплового излучения.
Жизнедеятельность человека может нормально протекать лишь при условии сохранения температурного гомеостаза организма, что достигается за счет системы терморегуляции и деятельности др. функциональных систем: сердечно-сосудистой, выделительной, эндокринной и систем, обеспечивающих энергетический, водно-солевой и белковый обмен. Для сохранения постоянной температуры тела организм должен находиться в термостабильном состоянии, которое оценивается по тепловому балансу. Тепловой баланс достигается координацией процессов теплопродукции и теплоотдачи. Микроклимат по степени влияния на тепловой баланс человека подразделяется на нейтральный, нагревающий, охлаждающий.
Так как компьютеры и вся техника выделяет тепло, то происходит повышение температуры воздуха в кабинете, а это сразу же приводит к уменьшению относительной влажности.
Поэтому в производственных помещениях, где допустимые нормативные величины микроклимат поддерживать не представляется возможным, необходимо проводить мероприятия по защите работников от возможного перегревания и охлаждения. Это достигается различными средствами:
применением систем местного кондиционирования воздуха;
использованием индивидуальных средств защиты от повышенной или пониженной температуры;
В служебном помещении необходимо регулярное проветривание. Хорошо проветривать помещение, устраивать сквозняки на 5-8 минут, тогда воздух полностью меняется. Хорошо влияет на состав воздуха озеленение служебных помещений;
регламентацией периодов работы в неблагоприятном микроклимате и отдыха в помещении с микроклиматом, нормализующим тепловое состояние;
сокращением рабочей смены и др.
2.2 Параметры освещенности
Правильно спроектированное и выполненное производственное освещение улучшает условия зрительной работы, снижает утомляемость, способствует повышению производительности труда, благотворно влияет на производственную среду, оказывая положительное психологическое воздействие на работающего, повышает безопасность труда и снижает травматизм.
Недостаточность освещения приводит к напряжению зрения, ослабляет внимание, приводит к наступлению преждевременной утомленности. Чрезмерно яркое освещение вызывает ослепление, раздражение и резь в глазах. Неправильное направление света на рабочем месте может создавать резкие тени, блики, дезориентировать работающего. Все эти причины могут привести к несчастному случаю или профзаболеваниям, поэтому столь важен правильный расчет освещенности.
Существует три вида освещения: естественное, искусственное и совмещенное (естественное и искусственное вместе).
Искусственное освещение применяется при работе в темное время суток и днем, когда не удается обеспечить нормированные значения коэффициента естественного освещения (пасмурная погода, короткий световой день). Освещение, при котором недостаточное по нормам естественное освещение дополняется искусственным, называется совмещенным освещением.
Согласно СНиП II-4-79 в помещениях вычислительных центров необходимо применить систему комбинированного освещения.
При выполнении работ категории высокой зрительной точности (наименьший размер объекта различения 0,3…0,5 мм) величина коэффициента естественного освещения (КЕО) должна быть не ниже 1,5%, а при зрительной работе средней точности (наименьший размер объекта различения 0,5…1,0 мм) КЕО должен быть не ниже 1,0%. В качестве источников искусственного освещения обычно используются люминесцентные лампы типа ЛБ или ДРЛ, которые попарно объединяются в светильники, которые должны располагаться над рабочими поверхностями равномерно.
2.3 Уровень шума на рабочем месте
Уровень посторонних шумов, проникающих извне, определяется в соответствии с действующими нормами, но не более 40дБ. Понятие шума включает все акустические явления, которое ухудшают самочувствие человека, снижает работоспособность, отражаются на здоровье, вызывая психические отклонения или ухудшение физического состояния. Появляются головные боли, раздражительность, ухудшается память, невозможность сосредоточенности. Точно определить степень отрицательного воздействия звука трудно.
Борьба с шумом в помещении ведётся путём звукоизоляции шумящего оборудования и рабочих мест.
При подборе оборудования руководствуются уровнем шума, указанным в технических характеристиках аппаратуры. Если уровень шума оборудования превышает допустимый, а вынести шумящее оборудование невозможно, источник шума звукоизолируют покрывая стены, пол и потолок акустическими звукопоглощающими материалами. Вокруг рабочего места могут быть установлены акустические перегородки. Высота перегородок 15-20см. выше уровня головы сидящего человека. Такие перегородки позволяют снизить уровень шума до 2-3 дБ. В области низких частот и до 6 дБ. В области высоких частот. Кроме того для уменьшения шума непосредственно в его источнике можно положить войлочные или поролоновые подкладки под пишущей машинкой, поставить глушители на телефонные аппараты, смазать двери, подклеить фланелью или аналогичным материалом ножки стульев.
Однако следует знать, что в определённых дозах шум не только не вреден, но даже полезен. Так, приятная, правильно подобранная музыка стимулирует производительность труда, способствует ритмичности.
2.4 Уровень ионизации воздуха
Общие положения и область применения:
Настоящие государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N» 14, ст. 1650) и Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N» 554 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2000.№ 31, ст. 3295).
Санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают санитарные требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений, где может иметь место аэроионная недостаточность или избыток аэроионов включая:
— гермозамкнутые помещения с искусственной средой обитания;
— помещения, в отделке и (или) меблировке которых используются синтетические материалы или покрытия, способные накапливать электростатический заряд;
— помещения, в которых эксплуатируется оборудование, способное создавать электростатические поля, включая видеодисплейные терминалы и прочие виды оргтехники;
— помещения, оснащенные системами (включая централизованные) принудительной вентиляции, очистки и (или) кондиционирования воздуха;
* помещения, в которых эксплуатируются аэроионизаторы и деионизаторы;
* помещения, в которых осуществляются технологические процессы, предусматривающие плавку или сварку металлов.
Что такое характеристика рабочего места и для чего она нужна
Характеристика трудового места составляется согласно условиям производственной деятельности.
Данный вид документа выдается при необходимости прохождения работником медико-социальной или медико-санитарной экспертизы для установки группы инвалидности, для прохождения аттестации студентов или повышения квалификации работников.
Характеристика рабочего места — это понятие не закреплено на уровне федеральных НПА, но часто используется в отраслевых и региональных нормативных актах.
В каких случаях нужна справка
Подробное описание трудового места оформляется для проведения экспертной оценки сотрудника с целью определить степень утраты трудоспособности или определить уровень недееспособности в целом и установить группу инвалидности.
Данный документ может быть востребован для проведения аттестации работника и при кадровом подборе персонала. Нередко описание условий труда составляется для внутреннего делопроизводства. В последнем случае, в характеристике должна содержаться подробная информация о коллективном или индивидуальном рабочем месте. Необходимо включить подробное описание трудового места, его оснащенность и местоположение.
Документ в обязательном порядке составляется для работников медицинских учреждений. В данном случае справка используется для прохождения обучения и повышения квалификации.
Структура описания трудового места
Произвольная форма документа должна соответствовать общепринятым правилам кадрового делопроизводства. Характеристика в обязательном порядке должна быть оформлена на фирменном или государственном бланке организации.
Справка должна содержать следующие пункты:
Если справка составляется с целью поиска и принятия рабочего на работу, то в документе рекомендуется прописать общие параметры помещения или трудовой зоны. Необходимо указать общую площадь рабочей зоны, уровень освещенности и величину шумопроизводства, вид и модель оборудования, а также инвентарь, предоставляемый для выполнения условий труда.
Справка должна содержать подпись лица, которое составило и оформило документ. Готовый документ утверждается начальником или директором организации. Процедура заверения документа официальным лицом осуществляется путем проставления подписи и печати.
Образец документа
Медико-социальная экспертная комиссия утратила свою силу с момента принятия Федерального закона № 122-ФЗ.
В результате многочисленных изменений, для получения инвалидности теперь необходимо подать заявление в территориальное бюро медико-социальной экспертизы. Сотрудник той или иной организации для установления инвалидности должен собрать пакет документов, в состав которого в обязательном порядке входит характеристика трудового места, и предоставить полный набор документов в МСЭ.
Характеристика рабочего места предоставляется в виде справки, которую составляет работодатель или представитель кадрового делопроизводства специально для МЭС. Справка не имеет нормативно утвержденного образца и бланка, поэтому оформляется официальным лицом организации в произвольном формате.
Особыми условиями при оформлении трудовой справки являются следующие пункты:
В связи с прекращением существования врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), характеристику трудового места, для установления инвалидности рабочего, оформляют при прохождении медико-санитарной экспертизы (МСЭ). Определенного формата справки для оформления инвалидности не существует. Каждое предприятие обязано самостоятельно разработать унифицированную форму данного документа.
Справка с описание трудовой деятельности, предназначенная для оформления инвалидности, должна содержать паспортные данные, степень образования и квалификацию рабочего.
В справке указывают информацию о рабочем стаже, а так же уровень производительности при выполнении рабочим трудовой деятельности. Вписывают личностные характеристики рабочего, а также особенности его общения с руководством и производительность общего труда при совместном выполнении с другими рабочими.
Документ должен содержать общую информацию об организации. Важно указать должность работника, а также данные об отпуске и больничном. Документ должен содержать общую информацию о гигиенических условиях труда, сведения о уровне физической, интеллектуальной, сенсорной нагрузки.
В справку входит информация о полученных травмах в процессе выполнения деятельности, сводка о внедрении процедур и практик для облегчения той или иной деятельности. Характеристика предоставляется на фирменном бланке организации. В документе можно указать о возможности перевода рабочего на другую работу. Внести дополнительную информацию или замечания о состоянии здоровья и указать предыдущую сферу деятельности рабочего.
Документ должен быть составлен в обязательном порядке при участии следующих представителей:
Заполнение документа может осуществлять представитель отдела кадров или должностное лицо, например, начальник организации или начальник производственного отдела.
Образец характеристики рабочего места, порядок ее составления
Для каких целей подготавливается характеристика рабочего места и каков образец документа, рассказываем в этой статье.
В каких случаях нужна характеристика
Хотя документ о характеристике рабочего места в настоящее время утратил актуальность, но, тем не менее, его заполнение требуется для некоторых случаев. Перед тем как сотрудника принять на работу, работодатели предпочитают узнать информацию о соискателе, при этом читать рекомендательные письма.
Как составить документ и применять по назначению, изложено в трудовом законодательстве. Важно уяснить, что сведения, содержащиеся в характеристике, имеют статус конфиденциального характера.
Перечень случаев, когда требуется заполнение документа:
Как составить характеристику
В этом вопросе зачастую все путаются. Иными словами на врачебной комиссии бывает, нужна не характеристика места работы сотрудника, а сведения о нем самом. Формализованного документа при этом не существует, а предприятие самостоятельно может разработать и утвердить распорядительным документом.
Что указывается в разделах:
сведения о функциях, которые выполнял сотрудник на ином месте работы.
Подписывается указанный документ работником отдела кадров, утверждается начальником объекта. Если бумага будет завизирована сотрудником медучреждения, то это будет идеально. Обязательно, чтобы должность была предусмотрена в штатном расписании.
Структура характеристики
Ни одним нормативным актом форма указанного документа не утверждена, тогда администрация предприятия может ее оформить произвольно. Как правило, они оформляются на бланке организации.
В рекомендуемой структуре могут быть представлена следующая информация:
При подготовке характеристики с целью поиска новых работников для данного РМ описываются следующие нюансы:
Подписание документа осуществляется лицом, подготовившим ее, и также мед сотрудников и руководителем данного объекта.
Образец характеристики
В образце характеристики РМ сотрудника указывается следующая информация:
Подготовить характеристику бывает непросто, так как администрация предприятия имеет иные задачи, связанные с трудовой деятельностью, поэтому рекомендуется разработать форму и утвердить локальным актом.
Можно воспользоваться образцом документа, размещенным ниже:
Что дает образец характеристики рабочего места работодателю
По данной характеристике работодателю не составит труда сделать анализ рабочего места сотрудника, а также предпринять все, чтобы стремиться к лучшим результатам.
Перечень преимуществ, которые выгодны для работодателя:
Обеспечение безопасности при работе сотрудников — это приоритетная цель работодателей, выполнение которой обязательно и закреплено нормативными документами.
Характеристики условий труда для МСЭ. Образец и как заполнить сведения о характере и условиях труда, смотрите в этом видео:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.