Что такое хапры на железной дороге
Хоппер-вагон: модели и характеристики
Хоппер – саморазгружающийся железнодорожный вагон бункерного типа. Предназначен для перевозок объемных сыпучих грузов: зерновых культур, цемента, угля, сажи, руды и др. Для автоматизации процесса разгрузки в нижней части вагона размещены люки, через которые груз без труда выгружается под действием гравитационной силы. Хоппер-вагон эксплуатируется в основном в странах бывшего СНГ и Балтии, где ширина колеи 1520 мм.
Классификация
Хопперы разделяются на две ключевые группы – закрытые и открытые. Вагоны-хопперы закрытого типа используются для транспортировки грузов, которым требуется защита от атмосферного влияния. Открытый хоппер-вагон применяется при перевозке грузов, не нуждающихся в защите от окружающей среды.
Также различают вагоны-хопперы по способу разгрузки: механизированное или ручное открывание люков, выгрузка в сторону от железнодорожного пути или в междурельсовое пространство. Торцевые стенки хоппера выполняются с наклоном 41-600. Это позволяет выводить груз из бункеров самотеком, при открывании разгрузочных люков.
Закрытые хопперы
Закрытые вагоны применяют для транспортировки сыпучих грузов: минеральных удобрений, цемента, сажи (технического углерода). В основном выгрузка осуществляется в междурельсовое пространство с ручным открыванием разгрузочных люков. Вагон-хоппер для зерна – 4-осная модель крытого вагона, также используется для перевозок кукурузы и ячменя. В хоппере-цементовозе выгрузка осуществляется при помощи пневматических систем. Крытый вагон-хоппер для минеральных удобрений разгружается под действием сжатого воздуха в сторону от железнодорожного полотна.
Открытые хопперы
Открытые вагоны бункерного типа используют для перевозки угля, торфа, горячего кокса, окатышей и агломерата. Конструкция вагонов для горячей продукции отличается от других типов хопперов. В таких вагонах боковые и торцевые стенки не соединяются жестко с несущим каркасом. Это делает хоппер-вагон устойчивым к высоким температурам и значительно облегчает ремонт кузова. В основном хопперы открытого типа оснащены дистанционно управляемой автоматизированной системой разгрузки. Разгрузка осуществляется с двух сторон железнодорожного пути под действием сжатого воздуха, подающегося с установки, расположенной на локомотиве. Открытые вагоны-хопперы могут разгружаться и при помощи роторных опрокидывателей, но частое использование этой системы значительно сокращает срок службы вагонов.
Хоппер-дозатор
Отдельным видом вагонов бункерного типа является хоппер-дозатор. Это железнодорожное транспортное средство предназначено для перевозки, дозированной механизированной выгрузки, укладывания в путь и разравнивания балласта во время строительства, ремонта и планового обслуживания железнодорожных путей. Кузов вагона-дозатора бункерного типа, цельнометаллический с четырьмя закрывающимися разгрузочными устройствами и дозатором. При разгрузке рама дозирующего механизма располагается над поверхностью на высоте, равной толщине насыпаемого слоя балласта. Управление разгрузочным и дозирующим устройствами выполняется пневмосистемой. При движении вагона пневмоцилиндры открывают разгрузочные крышки, балласт высыпается из бункера и разравнивается рамой дозирующего устройства на заданную толщину.
Перемещение хоппера-дозатора осуществляется локомотивом. Воздух в пневмоцилиндры подается из компрессора, расположенного в локомотиве или в вагоне сопровождения. В зависимости от технологии выполняемых работ балласт может выгружаться в междупутье, на середину пути, обочину или на всю ширину. Выполнение работ проводится составами из 20-25 хоппер-дозаторов (дозаторные вертушки).
Вагоны-хопперы: модели
Вагон-хоппер для транспортировки цемента:
Хоппер для транспортировки зерна:
Для транспортировки минеральных удобрений:
Хоппер-вагон для транспортировки окатышей:
Хоппер-вагон: характеристики
Усредненные технические характеристики хоппер-вагона для сыпучих строительных (цемент) и гранулированных грузов:
Характеристики хоппера на примере вагона 19-7017-03 для перевозки зерна:
Вагоны-хопперы не являются самоходными единицами железнодорожного подвижного состава, их за собой тянет локомотив.
Хоппер-дозатор
Хоппер-дозатор назначение, принцип работы, оборудование.
Для перевозки и выгрузки по фронту работ балластных материалов в путевом хозяйстве применяют специализированные саморазгружающиеся полувагоны хоппер-дозаторы.
Назначение и принцип работы.
Хоппер-дозатор ВПМ-770 (рис. 1) предназначен для перевозки и механизированной выгрузки в путь с укладкой, дозированием и разравниванием всех родов балласта при техническом обслуживании (ремонтах и текущем содержании) и строительстве железнодорожного пути.
Рис. 1 Хоппер-дозатор
Рабочее оборудование хоппер-дозатора
Рабочее оборудование хоппер-дозатора (рис. 2) включает разгрузочные и дозирующие устройства. Разгрузочные устройства представляют собой четыре люка в нижней части кузова, которые закрываются двумя наружными 6 и двумя внутренними 11 секторными затворами.
Рис. 2 Разгрузочно-дозирующее устройство
Рис.3 Технологические схемы дозирования
Рис. 4 Механизм вертикального перемещения дозатора
При работе на пути с железобетонными шпалами технологией работ предусмотрено образование в середине пути канавки, предотвращающей излом шпал под поездной нагрузкой. В этом случае вместе с дозатором опускается козырек 13, опирающийся на продольные балки 12.
Козырек в верхнем положении удерживается через две проушины 14 стержневыми стопорами с приводом от пневмоцилиндров 3, установленных на хребтовой балке 2. Дозатор в вертикальном направлении перемещается и фиксируется на заданном уровне выгрузки балласта винтовыми регулировочными механизмами 17.
Для центрирования дозатора 16 по оси бункера 1 и для восприятия тяговых нагрузок используются направляющие с роликами (на рисунках не показаны). Дозатор (см. рис. 4) перемещается в вертикальном направлении пневмоцилиндрами 3 путем поворота валов 5 через рычаг 15.
При повороте валов поворачиваются также жестко закрепленные на них рычаги 7, которые в свою очередь, шарнирно связаны с тягами 8, соединенными с дозатором. Высота дозирования в пределах ± 15 см регулируется рычажно-винтовым механизмом, который включает рычаг 2, с одной стороны подвешенный через шарнирную тягу 4 на бункере хоппер-дозатора, а с другой стороны – на гайке регулировочного винтового механизма.
Механизм содержит винтовую передачу 1 с ручным маховиком 18. В средней части рычага шарнирно закреплена тяга 17 с пазом. В пазу вставлен ограничительный упор 16, неподвижно соединенный с рычагом 15. Во время работы тяга 17 опускается до определенного уровня при повороте рычага 3 винтовым механизмом.
При опускании дозатора в рабочее положение упор 16 ограничивает его перемещение. В транспортном положении дозатора он фиксируется запорами, при этом одновременно обеспечивается специальными упорами фиксация секторных затворов для предотвращения их самопроизвольного открытия при движении хоппер-дозатора.
Работа хоппер-дозатора
В путевом хозяйстве значительную часть парка составляют хоппер-дозаторы ЦНИИ-ДВЗ и ЦНИИ-ДВЗМ (табл. 1).
У них разгрузочные люки бункера закрываются затворами в виде поворотных крышек, что существенно усложняет конструкцию рычажной передачи привода крышек пневмоцилиндрами и не позволяет прервать процесс дозированной выгрузки балласта.
Перед участком пути, где выгрузка невозможна, например, на мосту, совершаются возвратные проходы с постепенным повышением уровня дозирования.
Работа хоппер-дозатора на мосту
Таблица 1. Технические характеристики хоппер-дозаторов
Хапры (станция)
1 боковая
2 островные
Ростов-Главный | |||||||||
Ростов-Берег | |||||||||
Темерник | |||||||||
Гниловская | |||||||||
Первомайская | |||||||||
Ростов-Западный | |||||||||
Ливенцовская | |||||||||
Сады | |||||||||
Пост 1330 км | |||||||||
Каратаево | |||||||||
Красный Маяк | |||||||||
Хапры | |||||||||
Мокрый Чалтырь | |||||||||
Сафьяново | |||||||||
Мартыново | |||||||||
Недвиговка | |||||||||
Танаис | |||||||||
Синявская | |||||||||
Морской Чулек | |||||||||
1300 км | |||||||||
Мержаново | |||||||||
1295 км | |||||||||
Морская | |||||||||
Приморка | |||||||||
Вареновка | |||||||||
Бессергеновка | |||||||||
1283 км | |||||||||
Михайловка | |||||||||
Таганрог-I | |||||||||
Мебельный комбинат | |||||||||
Красный Котельщик | |||||||||
Таганрог-II |
Хапры — железнодорожная станция Северо-Кавказской железной дороги, филиала ОАО «РЖД» на линии Ростов-Главный — Таганрог II (станция). Расположена на хуторе Калинин Мясниковского района Ростовской области. По характеру основной работы является грузовой, по объёму выполняемой работы отнесена к 4 классу, остановочный пункт электричек.
Ростовский район управления, диспетчерский участок Успенская — Батайск. Три направления: станция Синявская, станция Ростов-Западный, станция Гниловская, соединительный 5 (Скоба). Путевое развитие: 5 путей. Пассажирские устройства: три низкие платформы (одна береговая, 2 островных), здание вокзала. Операции: Продажа пассажирских билетов, посадка/высадка на пригородные поезда, приём/выдача мелких отправок на подъездных путях.
Вагон хоппер — особенности и назначение
Хопперы относятся к группе вагонов специального назначения. В дословном переводе с английского “hopper” – это бункер. Железнодорожные вагоны этого типа отличаются специфической формой и уникальными возможностями, которые позволяют значительно повысить эффективность транспортировки сыпучих грузов.
Хоппер – самовыгружающийся вагон бункерного типа, используемый для перевозки таких грузов как:
В нижней части кузова вагона-хоппера расположены выгрузочные люки. Благодаря уникальной геометрии кузова вагона-хоппера, выраженной в наклоне торцевых стенок в сторону крайних разгрузочных люков, груз высыпается под действием собственного веса. Разгрузочные люки вагона-хоппера могут открываться вручную. Некоторые модели хопперов оснащены дистанционной автоматизированной системой выгрузки, которая происходит на обе стороны пути или в междупутье при помощи поступающего от силовой установки локомотива сжатого воздуха.
Типы хопперов
Открытые хопперы (окатышевозы, хоппер-дозатор) используются для перевозки тех грузов, влияние на которые атмосферных осадков не скажется на физических свойствах и не приведет к снижению качества груза. Обшивка кузова окатышевоза, в отличие от других типов вагонов, не соединена с несущим каркасом стен жестко, что позволяет уменьшить риск выхода из строя кузова под воздействием высоких температур, тем самым увеличив срок безремонтной эксплуатации вагона. В случае повреждения, данная конструкционная особенность облегчает замену поврежденной детали.
При перевозках грузов, влияние на которые внешних факторов может снизить качество продукции (цемент, зерно и др.), используют хопперы закрытого типа (хоппер-минераловозы, хоппер-зерновозы, хоппер-цементовозы).
Хоппер-дозатор
Отдельным типом вагона хоппера является хоппер-дозатор. Данный тип подвижного состава используется только для перевозки балласта во время производства путевых ремонтных работ различных объемов.
Состав хоппер-дозаторной вертушки сформирован из 20-30 хоппер-дозаторов и вагона сопровождающей бригады механиков.