Что такое хантить сотрудников
Каким бывает хантинг и как защитить от него сотрудников
Хантинг может быть агрессивным, когда рекрутер вхолодную пытается «продать» вакансию. Такой вид хантинга опасен только в случае, когда сотрудник уже решил сменить работу. Более серьёзный ущерб может нанести дружелюбный хантинг — ни к чему не обязывающее знакомство и дружба, рассказы о работе как бы между делом, которые могут перерасти в заинтересованность. Тогда и поступает предложение.
Ущерб для HR-бренда
Часто хантинговые кейсы связаны с ростом зарплат. Эта тема волнует многих, поэтому, даже если сотрудник делится информацией об оффере с близким коллегой «по секрету», не исключено, что вскоре весь коллектив будет обсуждать происходящее в курилке. Если руководство пускает такую ситуацию на самотёк, разговоры сводятся к выводам:
— «Если ему/ей так много предложили, значит, в других компаниях платят больше? Это несправедливо»;
— Если работодатель сделал контроффер: «А почему мне не повысили зарплату, а ему/ей — да?».
В результате снижается лояльность сотрудников, что негативно влияет на внутренний HR-бренд. Если же в компании развитая корпоративная культура, принято объяснять смысл принятых решений, беспокойство быстро сойдёт на нет. Однако даже когда ситуацию внутри отработали должным образом, кейс всё равно может оказать влияние на внешний HR-бренд, ведь мы все действуем в одном информационном пузыре и связаны между собой. В итоге, новость об одном сотруднике, которого схантили, может быть интерпретирована так, будто в компании низкие зарплаты и нет заинтересованности в талантах. В некоторых случаях, такие утверждения придётся публично опровергать.
Как защититься
Корпоративная культура
Если в компании транслируют доверительную атмосферу на всех уровнях — то есть и через hr-специалистов, и через руководителей команд — скорее всего, сотрудники не будут бояться честно рассказывать, что им не нравится, и предупреждать о предложениях других компаний. Конечно, декларировать ценности легко, демонстрировать их на деле — гораздо сложнее. Но корпоративная культура компании, где царят открытость и взаимное доверие, а проблемы не принято замалчивать, действительно может стать одним из ключевых преимуществ бренда.
Контроффер
В некоторых случай стоит пойти сотруднику навстречу и сделать контроффер, однако универсального правила, когда это делать — нет. Здесь стоит полагаться на здравый смысл и понимание, насколько ценен сотрудник для компании. Кроме того, встречаются ситуации, когда сотрудника действительно недооценили. Это можно обсудить и исправить. Для этого следует контролировать и вовремя пересматривать уровень зарплат, поддерживая их на уровне рынка или выше. Если этого не делать, работодатель будет более уязвим для хантинга.
При обсуждении контроффера стоит объяснить логику предложения и акцентировать внимание на неочевидных преимуществах — сотрудники не всегда учитывают культуру и среду компании, а также нематериальные бонусы. К примеру, организация и компенсация питания — важнейшие составляющие социального пакета. Среди клиентов Catery компании с сильным hr-брендом, такие как: Nestle, Michelin, Baker and McKenzie, Condé Nast и English First.
Пакт о «ненападении»
С прямыми конкурентами такой подход скорее маловероятен, но, если компании — партнёры, а их интересы в найме сотрудников пересекаются, договориться не переманивать людей друг у друга действительно возможно. Такая тактика убережёт от нежелательного соперничества и позволит взаимодействовать эффективнее.
Резюмируя:
— Хантинг действительно может нанести серьёзный ущерб внутреннему и внешнему hr-бренду компании.
— Защититься от хантинга можно несколькими способами, но бороться с ним — бесполезно. Лучше потратить силы на то, чтобы создать такую культуру, из которой не захочется уходить.
Три истории про дикий хантинг
Хантинг – это стратегия найма за счет переманивания специалиста, работающего в другой компании. К хантингу прибегают в тех случаях, когда не могут найти нужных специалистов на открытом рынке.
Истинный хедхантер — это искусный переговорщик, хорошо разбирающийся в психологии и никогда не прущий напролом. Но таковыми, увы, не рождаются, а становятся, в том числе, пройдя через стадию примитивного хантинга.
В этой статье я расскажу несколько реальных ситуаций, которые случались в практике руководителей IT-компаний и были связаны с хантингом нулевого левела. Это случаи самого вопиющего нарушения этики хедхантера, вызывающие смех у профессионалов и возмущение у кандидатов, но не всегда понятные новичкам. Подобные методы вербовки никогда не стоит применять в своей работе менеджерам по персоналу, если они не хотят опозорить работодателя и лишиться своей должности…
Специфика профессии хедхантера предполагает использование широкого спектра средств, но только если они не нарушают законы, не наносят вреда репутации самого хантера, а также кандидатов, которых он вербует.
Почему бы не использовать персональные данные?
Небольшая компания, разрабатывающая мобильные приложения, обслуживалась в крупном, известном банке. При этом, для всех сотрудников компания завела в этом банке зарплатные карты и была довольна сотрудничеством. Но однажды многим сотрудникам компании (держателям зарплатных карточек) пришли приглашения пройти собеседование в данном банке на должность программиста.
Приглашения пришли прямо на рабочую электронную почту и рассылались с корпоративной почты сотрудника банка, идентифицировать которого не составило большого труда. Оказалось, что молодой сотрудник HR-отдела использовал персональные данные клиентов банка для выполнения своей работы. Тем самым он не только превысил полномочия, нарушил профессиональную этику, но и преступил закон (ФЗ 152). В данный момент, по его вине, банку пришлось заплатить большой денежный штраф. Не говоря уже о серьезном ударе по репутации финансовой организации.
Увидел хорошего специалиста — вербуй, не медли!
Хедхантинг на профессиональных мероприятиях — еще один отличный способ найти специалиста нужного уровня. Но и здесь нужно действовать тонко. Свидетелем неудачной вербовки собственного специалиста стал руководитель одной продуктовой IT-компании.
На выставке, куда глава компании отправился со своими лучшими сотрудниками, симпатичная девушка заинтересовалась стендом, задала несколько вопросов о продукте, познакомилась со специалистом и передала ему свою визитку с предложением работы у конкурентов. И это на глазах у директора компании! С тех пор технические специалисты компании в выставках участвуют гораздо реже.
Отметь коллег на фото на facebook — помоги хедхантеру конкурентов!
Социальные сети – современный метод рекрутинга, позволяющий связаться с потенциальным сотрудником напрямую. Но не всегда эту возможность используют корректно. Так, начинающий рекрутер был заинтересован в специалистах отдела разработки медицинского ПО конкурирующей компании. Ему удалось найти одного из сотрудников этого департамента в Фейсбуке и – удача! — среди личных фотографий оказался снимок с корпоратива, где были отмечены его коллеги.
Вместо того, чтобы начать диалог с этим человеком издалека, горе-хантер разослал одинаковые текстовые сообщения всем людям с фото. Поступи он иначе, у него, возможно, был бы позитивный результат. Однако, члены одного коллектива, получившие шаблонное сообщение, только насторожились, посчитав его то ли спамом, то ли провокацией. Обсуждая ситуацию между собой, они решили, что это скорее не попытка хантинга, а хитрая проверка от руководства. В результате ответ не дал ни один из них, а хедхантер просто провалил потенциально успешную операцию.
Данные кейсы показывают основные практики хедхантинга, применённые неправильно.
Профессиональный нетворкинг, поиск в соцсетях, переманивание сотрудников конкурирующих компаний — все это хорошо работает только вместе с осторожным и дипломатичным подходом к рекрутингу. Именно из-за несоблюдения этого требования результат получился дико нелепым и разочаровывающим.
Профессиональные вербовщики знают, что для удачного хантинга следует приложить много усилий, выбрать нужного специалиста, установить с ним доброжелательные отношения, самое главное — предложить ему то, ради чего он готов будет сменить работодателя. Креативный подход в хантинге имеет место, но только если это не переходит границ законов и этики.
Если вас пытаются «схантить», стоит ли соглашаться и бросать насиженное место.
Хедхантинг – это борьба за лучших специалистов на рынке. Любой работодатель не готов налево и направо раздавать свои ценные кадры, особенно если он самостоятельно их вырастил, и конечно постарается всеми способами их удержать.
Но ещё в более сложной ситуации оказывается тот, кого пытаются переманить. Ведь это ему необходимо будет выбирать, и сделать свой выбор так, чтобы не потерять свое преимущество и не стать неблагодарным предателем в глазах своего работодателя.
Если вы не заявляете о своей кандидатуре открыто, но вами интересуются кто-то из работодателей, значит, вы достигли определенных успехов или являетесь редким на рынке специалистом. И вы более чем ценный сотрудник. Это означает, что теперь не вас выбирают, а вы решаете, за какую команду будете играть и только вы сами сможете принять правильное решение.
Это однозначно повышает вашу стоимость как специалиста, и вы вправе выбирать лучшее предложение из всех возможных. Такой успех льстит самолюбию и может вскружить голову любому специалисту. Поэтому важно в такие моменты сохранять хладнокровие и трезво смотреть на вещи.
Принимать даже самые простые решения иногда бывает сложно. Смена места работы, это не за покупками в магазин сходить.
Хантингом, чаще всего занимаются кадровые или рекрутинговые агентства, хотя бывает, что и сам работодатель использует внутренние ресурсы и напрямую связывается с кандидатом.
Если за вашу «поимку» как специалиста взялись профессионалы, они сделают все для того, что бы вы согласились на предложение. Гонка за специалистом может продолжаться очень долго, отрицательный ответ они воспринимают как завуалированный положительный. Их задачей будет убедить вас в том, что вы «бесценный алмаз» на рынке, ваш будущий работодатель – «клубничный кекс», а оговариваемая должность – это «передел мечтаний любого профессионала». Будьте бдительны и внимательны, ведь хедхантер может легко узнать ваши слабости и в необходимый момент использовать их в свою пользу, склоняя вас к положительному решению.
В любом случае, перед тем как на что-то соглашаться, необходимо тщательно взвесить все «За» и «Против».
Если предварительная информация оказалась вам интересной, соглашайтесь на встречу. Вам наверняка будет интересно узнать, почему именно к вашей кандидатуре столь велико внимание. Вы должны понимать истинную причину — почему вас хотят переманить, возможно, это конкуренты хотят использовать информацию, которая доступна только сотрудникам вашей фирмы.
С вас не убудет, если вы потратите час своего времени и пообщаетесь с теми, кто представляет компанию, и это поможет узнать детали, которые сформируют ваше представление о потенциальном работодателе. Узнайте как можно больше информации о самой компании, какой основной вид деятельности, какая численность штата, какое место занимает на рынке, с чем связан поиск сотрудника и т.д.
Прежде чем соглашаться на что-то неизвестное, узнайте о своих перспективах – профессиональном и карьерном росте, какие задачи вы будете выполнять. Если окажется, что вас хантят на пресную позицию, для выполнения стандартных для вас обязанностей, то вам со временем может стать не интересной ваша работа, даже если оплату за такую работу предлагают больше, вы будете вынуждены искать другую.
Так как вам уже есть с чем сравнивать, поинтересуйтесь, какие дополнительные бонусы предлагает компания. Возможно, потенциальный работодатель больше заботиться о своих сотрудниках, и предлагает более широкий компенсационный пакет, чем ваш настоящий работодатель или наоборот.
Если вы склоняетесь к тому, что бы принять положительное решение, используйте свое положение и договаривайтесь о лучших условиях. Озвучивайте индивидуальные требования, которые для вас важны (финансовая сторона, график, отпуск и так далее).
Не идите на сделку, в которой вас могут использовать с целью, выудить из вас информацию, которая относиться к категории «коммерческая тайна», даже если вы недовольны бывшим работодателем. Думайте о том, как отвечаете на вопросы во время собеседования. Помните, что это может привести к негативным последствиям, нанести вред вашей карьере в будущем.
Хантинг: как заниматься хантингом сотрудников в LinkedIn
Привет, на связи Лисаковский Дмитрий, основатель LinkAdd — автоматизированного сервиса по поиску кандидатов через социальную сеть Linkedin.
Рекрутеры знают, как порой трудно отыскать того единственного сотрудника. Для этого приходится пересматривать сотни резюме, изучать профили соискателей, тратить недели и месяцы, чтобы обнаружить специалиста с подходящими навыками.
В этой статье мы рассмотрим социальную сеть LinkedIn, как одну из наиболее удачных площадок для хантинга сотрудников и научимся грамотно искать кандидатов без рекламы.
Давайте перечислим основные способы поиска работников, которыми пользуется большинство HR-сотрудников.
Что же с LinkedIn? Это соцсеть, изначально разработанная для профессионалов. Здесь можно найти практически любого сотрудника. И главное, среди кандидатов масса тех, кто просто никогда не заглядывает в Telegram-чаты и не выкладывает резюме на Job.ru и иже с ними. Но надо понимать, что и здесь кроется осложнение.
Топового работника в LinkedIn найти и легко, но в 90 случаев из 100 он окажется уже трудоустроенным. Это означает, что одного обнаружения нужного специалиста мало – придется дополнительно с ним поработать, чтобы переманить к себе. А также надо быть готовым, что в сети, если не пользоваться сервисами автоматизации, ждет много ручной работы. Но хорошие специалисты стоят того, чтобы потрудиться, поэтому давайте посмотрим, как заниматься их хантингом через LinkedIn.
В соцсети огромное число групп, в которых состоят специалисты высокого уровня. Есть среди них не только трудоустроенные, но и ищущие работу. Если нацеливаться на таких пользователей, достаточно ввести запрос «работа» и в первом же результате выдачи обнаружить массу активных кандидатов.
Нашли того, кто заинтересовал или просто видите человека, состоящего в группе по поиску работы – вполне вероятно, это и есть ваш будущий сотрудник. Можно сразу смело пользоваться главной функцией любых соцсетей – устанавливать контакт и начинать общение.
Кроме активных соискателей можно хантить всех других специалистов. Для этого обратитесь к профильным группам, посвященным той или иной сфере деятельности. Если человек примкнул к такому сообществу, возможно, он и есть тот самый долгожданный работник. Устанавливайте связи, пишите в личные сообщения, предлагайте работу.
Также не игнорируйте иной активный подход к группам, когда целенаправленно не ищут людей, а делают упор на контент-маркетинг. Публикуйте в группах посты по теме профессиональной деятельности, показывайте тем самым свою состоятельность, как работодателя. Общайтесь с комментаторами, задавайте вопросы. Словом – обращайте на себя внимание потенциальных сотрудников.
Другой продуктивный метод хантинга сотрудников в LinkedIn – использование поисковых запросов для всей сети в целом без ограничения по группам.
Для достижения результата стоит начать с подбора правильных запросов, которые планируете применить. Если думаете брать конкретные слова – должности или навыки – спросите себя, будут ли этими словами пользоваться топовые специалисты.
С учетом подобных соображений строку поиска бывает целесообразно изменить и написать так, чтобы запрос охватил более широкий контингент. Допустим, вам нужен человек, знающий YARN. Но нет никакой гарантии, что нужные люди используют это слово в своем профиле – есть риск упустить кого-то важного. Лучше воспользоваться логическими операторами. Для более точного поиска чаще всего применяют четыре оператора: OF, AND, NOT и кавычки.
Когда вы пишете команду OR между словами в запросе, поиск уточняется по одному из них. Команда AND помогает увидеть те профили, где в описании присутствует хотя бы одно из перечисленных слов.
Это отличный метод произвести расширенный поиск. Выдача получается разнообразнее по сравнению с результатами запросов из одного слова. Но не стоит забывать, что кроме логических операторов OR и AND известны другие варианты. Например, команда NOT, как и кавычки, помогает сортировать результаты поиска и обнаруживать скрытых кандидатов.
Иногда выдача в результате поиска даже по нескольким запросам оказывается слишком маленькой. Дело в том, что далеко не все специалисты указывают в своих профилях те или иные слова, которые должны бы отражать суть их деятельности. Но этих людей также можно схантить.
Если вы не довольны коротким списком, исключите из него одно или несколько слов с помощью оператора NOT. При этом тут же дополните запрос более общими словами и словосочетаниями, отражающими сферу деятельности. Например, если нужен проект-менеджер, обойдитесь без указания точных обозначений технологий или профессиональных терминов, а напишите: «обработка информации», «хранение информации».
В итоге перед вами откроется принципиально новый перечень профилей, которых не было в прошлый раз. При этом список вполне может оказаться в несколько раз длиннее.
Многие рекрутеры совершают ошибку – оценивают людей по одному лишь профилю. В первую очередь обращают внимание на специалистов с впечатляющим послужным списком, с подробными описаниями предыдущих мест работы и т. д. Конечно, таких кандидатов проще найти и оценить. Но мы помним, что в большинстве случаев они уже заняты на другой работе и хуже идут на диалог с постоянно атакующими их рекрутерами.
Напротив, люди со слабо оформленными профилями редко удостаиваются внимания хантеров и, соответственно, охотнее отвечают. При этом перед вами вполне может оказаться высококлассный специалист, у которого просто не доходят руки заполнить свою страницу. А бывает и так, что они намеренно оставляют профиль пустым, чтобы их не донимали каждодневные письма с предложениями о работе.
Обращайте внимание на потенциальных работников с пустыми профилями – так вы повышаете свои шансы схантить поистине мощных специалистов.
Другая рекомендация связана с оценкой самого списка. Не стоит ограничиваться просмотром первых 5-10% выдачи. Посмотрите в самый низ. Далеко не факт, что «сливки» находятся только наверху.
Не поленитесь пролистать список до конца. С таким подходом вы приобретаете сильное конкурентное преимущество, ведь многие рекрутеры не знают об этом лайфхаке.
Итак, если вы HR-специалист и не пользуетесь LinkedIn, скорее заполняйте этот пробел в профессии. Социальная сеть, специально созданная для профессионалов – отличное место, чтобы хантить по-настоящему сильных сотрудников. Здесь сидят люди, которых попросту нет в более популярных соцсетях или площадках для резюме. Ищите работников среди людей с высокой квалификацией, используйте сообщества LinkedIn, расширенный поиск с помощью логических операторов и обращайте внимание на всех возможных кандидатов независимо от заполненности профиля.
Как схантить «звезду»: 5 шагов
Как работать с технологией хедхантинга?
История хедхантинга началась в 20-х годах прошлого столетия в США и получила большую популярность в 70-х-80-х годах.
Хедхантинг (head hunting – охота за головами) – разновидность эксклюзивного поиска, при котором ведется «охота» за конкретным специалистом для переманивания его в компанию.
Чтобы использовать эту технологию надо обладать важными качествами: изобретательностью, уверенностью в себе, стрессоустойчивостью, умением убеждать и работать с возражениями, хорошо ориентироваться в ситуации, и т.п. Если вы отвечаете всем требованиям, тогда – вперед!
Мы рассмотрим алгоритм поведения хедхантера в том случае когда, когда уже известно имя конкретного кандидата.
Чем тщательнее вы нарисуете портрет кандидата и выясните его особенности, тем эффективнее сможете выстроить свою стратегию.
Вопросы, на которые необходимо получить ответы у заказчика:
Дополнительные источники получения информации о кандидате:
Кроме ресурсов, перечисленных в предыдущем этапе, можно использовать:
Телефонный разговор отличается тремя особенностями:
Первое общение, как правило, происходит с секретарем, помощником, оператором и т.п. Самое главное – быть спокойным уверенным: «Меня просили перезвонить по такому-то вопросу», «Мы договорились, что я позвоню на этой неделе» и т.д., дать понять, что этот звонок нужен прежде всего кандидату.
Если кандидат отказывается:
В этом случае можно предложить встречу для обсуждения подробностей: «Именно поэтому нам и нужно поговорить», «При личной встрече я отвечу на все Ваши вопросы».
У кандидата, который не собирается менять работу, может возникнуть опасение, что его проверяют или что информация о переговорах может дойти до его руководства. Следует убедить кандидата в конфиденциальности: первую встречу назначать на нейтральной территории, разговор вести без напора, создавая иллюзию, что именно кандидат делает выбор: «Решение будет верное, если у Вас будет больше информации, и я готов ответить на Ваши вопросы…», «Ваше право принять окончательное решение, я готов рассказать Вам ….»
Во время личной встречи необходимо:
во-первых, оценить перспективы работы конкретного кандидата в конкретной компании,
во-вторых, суметь убедить кандидата в заманчивости предложения о работе.
В оценке ценностных ориентаций и компетенций кандидата помогут проективные вопросы, интервью по компетенциям, техника «Просто беседа» или «Разговор ни о чем».
«Как Вы думаете, почему люди меняют работу?», «Можно ли, по-вашему мнению, проработать на одном месте всю жизнь? Почему?» (проекция).
«Были ли у Вас ситуации, когда пришлось отказывать важному клиенту?», «Расскажите о том, как Вы выбирали заказчика…» (интервью по компетенциям).
«Обожаю собак, а Вы? У Вас ведь тоже есть собака?» («просто беседа»).
Для того чтобы заинтересовать кандидата в предлагаемой работе, необходимо знать ключевые преимущества данного предложения и точно определить, «где у кандидата находится кнопка», т.е., управлять ожиданиями кандидатов.
На этом этапе следует использовать основные мотиваторы:
Следует убедить кандидата оценить все возможности предложения о новой работе и не торопиться с ответом.
И еще одна мудрость: ведет в разговоре тот, кто задает вопросы.
Пример методики «маленьких «да»:
В хедхантинге есть ситуации, когда можно перейти грань дозволенного с точки зрения морали, так называемые «этические ловушки». Помните, что цель не всегда оправдывает средства, да и «идеальных» кандидатов не существует.
Если Вы переманивали «звезду», поделитесь, пожалуйста, своим опытом.