Что такое хамство пример
Кто здесь хам? Семь признаков хамства
Недавно один мой старый знакомый написал мне: «Не хочу тебя обидеть, но у тебя православие головного мозга». Повторю, господа, знаю этого человека давно – и верю, что он действительно обидеть меня не хотел. Честно скажу, эта фраза таки действительно не вызвала у меня каких-то особенных эмоций. Привык. Привык я к тому, что хамство стало неотъемлемой частью мышления многих и более того, многим теперь оно кажется проявлением истинной свободы. Особенно страшно, когда хамство приходит в семью и становится нормой семейных отношений. И тут уже не столь важно, кто кому хамит – супруги друг дружке, родители детям или дети родителям.
Попытки защищать право на хамство — это верный признак упадка культуры диалога. Не умеем и не хотим слушать, хотим только самовыражаться. Любые собственные проявления кажутся человеку столь ценными, что для него тяжела мысль о каком-то ограничении выразительных средств. (То-то вдруг проявилась такая болезненная реакция на запрет мата в кино.) Монологизм — вот примета времени, наш мир подвержен эпидемии монологизма.
А вот некоторые маркеры упадка культуры диалога.
Кто здесь хам? 7 признаков хамства
1. Человек постоянно перебивает собеседника. И не только перебивает, но и оправдывает этот недостаток живостью своей реакции, особой своей чувствительностью, а когда ему указывают на неприличие такого поведения, искренне обижается. Ему претит мысль о том, что диалог невозможен без обоюдного соблюдения некоторых правил общения.
2. Человек слушает не собеседника, а себя. Часто нас интересует не то, что вкладывает в свои слова собеседник, но ассоциации, которые вызывают у нас отдельные его фразы, долетающие до нашего сознания сквозь наш внутренний монолог. И мы считаем себя вправе не только эмоционально реагировать на эти вырванные из контекста фразы, но и не скрывать своих реакций. Увы, некоторые психологи даже дают такому поведению псевдонаучные оправдания, побуждая доверчивых клиентов не сдерживаться. Часто люди, увлечённые своими ассоциациями больше, чем информацией, доносящейся до них извне, пытаются выгородить себя, выдавая подобную истеричность за внимание к нюансам, забывая о том, что, во-первых, увлекаясь собственными эмоциями, они как раз и упускают множество нюансов, во-вторых, пренебрегают целым.
3. Уверенность в том, что имеешь право высказываться по любому вопросу – вне зависимости от уровня своей компетентности. Причина этого та же, что и в предыдущем случае, то есть инфантильность. Да, такой человек похож на невоспитанного ребёнка, который при этом требует, чтобы к нему относились, как к зрелой личности, уважали его мнения и т. д. Но на вежливые предложения хотя бы немного разобраться в вопросе эти люди порой реагируют агрессивно, их лозунг: «Не знаю и знать не хочу, мне и так всё понятно». Одна из крайних форм: «Я так чувствую, и мне достаточно» (чем-то это напоминает ход мысли маньяка).
4. Человек перетолковывает слова собеседника, сообщает им смыслы, которые собеседник в них не вкладывал. «Ну, я понял, ты вот что на самом деле думаешь…» Понятно, это делается с одной целью – дискредитировать собеседника. Дескать, говори, говори, но я-то знаю, что у тебя на уме. В крайней форме у такого человека всегда присутствует презумпция виновности или несостоятельности собеседника. Не обходится здесь и без самообольщения – человек кажется себе проницательным, умеющим понимать больше, чем ему сказано.
5. Человек не находит аргументов в защиту своей позиции, но категорически отказывается это признать. Вместо этого он выдаёт фразы вроде «ты меня не слушаешь» и т. п. (вообще обвинять собеседника в том, в чём виноват сам, характерно для не владеющих культурой диалога). Ещё вариант – пресловутое «ой, всё», то есть резкое и недостаточно мотивированное прекращение разговора, даже если сам прекращающий этот разговор и начал.
6. Этакий романтик, говорит загадками, постоянно на что-то намекает, считает, что собеседник должен либо ломать голову над его ребусами, либо признать себя существом низшего порядка. Такой человек любит отвечать вопросом на вопрос и вообще всячески уходить от прямых и чётких ответов. При этом сам же часто страдает от одиночества, от непонимания окружающих. Непоследовательность — тоже обычное дело в таких случаях.
7. Провокатор особого типа, готовый целенаправленно раздражать собеседника, и в случае, если тот сорвётся, объявить себя жертвой. Истеричные черты у такого человека выражены ярко, а обвиняет окружающих он с особой оголтелостью. Такому человеку особенно трудно задуматься о том, что во многих своих бедах он виноват сам – слишком он занят либо провокациями, либо переживаниями обид и травм, нанесённых «насильниками» и «сатрапами».
Список этот можно продолжать и продолжать, но в мою задачу не входит составление энциклопедии хамства.
Хам – это не просто человек, не умеющий сдерживаться. И это не обязательно человек, сознательно желающий зла своему ближнему. Вспомним, кстати, и библейскую историю, давшую название явлению, о котором говорим. Хам смеётся над спящим пьяным отцом – значит ли это, что он желает отцу зла? Не любит отца? Да нет, ничего такого в тексте Священного Писания мы не находим. Однако не находим мы и описания раскаяния Хама. Он не просит прощения. Как не просили его и Адам с Евой, нарушившие Божий запрет…
Хам всегда оправдывает своё поведение, травмирующее других людей, порой даже подводит под такое поведение философскую базу. Именно потому распоясавшегося хама так нелегко остановить – порой кажется, что для этого вообще нет никаких средств, кроме шоковой терапии. А уж каков будет этот шок – каждый решает в зависимости от своих убеждений и уровня культуры. К тому же, хам бывает так беспечен, что не готов к встрече с другим хамом. Несмотря на то, что хамы постоянно отстаивают своё право обижать всех, кого им вздумается, сами они бывают очень обидчивы. Любая негативная реакция на их поведение, даже довольно мягкая словесная, вызывает у них возмущение. Один мой знакомый хам очень любит повторять: «Зато я говорю правду, пусть даже это только моя правда». Этой вот «якобы правдой» хамы то и дело себя оправдывают: «Мы имеем право хамить потому, что мы прогрессивные, цивилизованные и честные, а вы должны терпеть потому, что вы отсталые и правды знать не хотите». Но есть хамы, готовые драться. И когда хамы — оба собеседника, такой разговор чреват большой бедой.
А нам что? А нам то, что все мы живём в том мире, в котором живём, и в той или иной степени пропитываемся его веяниями. Чтобы не сдаться, не впасть в безумие, мы должны замечать хамские проявления в себе и вовремя останавливаться, постоянно спрашивать себя: «Кто я в этом разговоре? Не хам ли я?» Как в песне поётся: «Следи за собой, будь осторожен!»
Хамство
Хамство — это резкое и грубое поведение, отличающееся некооперативностью общения. Люди всевозможного культурного уровня развития понимают этот феномен каждый на собственный лад.
По Сергею Довлатову: «Хамство – ни грубость, ни наглость, ни нахальство. Его нельзя победить, борьба бесполезна. Единственный выход – отступление».
К этим определениям важно добавить «безнаказанность» и неравенство.
↑ Достоинства хамства
Так, мужчина или женщина, которые ведут себя вызывающе, скрывают недостатки и комплексы. Столкнувшиеся с проявлением хамства, личности, не умеющие нарушать общественные правила, чувствуют собственное преобладание в умственных качествах и манерах поведения. Невоспитанный же тип учит жизни, ставя себя выше остальных.
↑ Недостатки хамства
Тот, кто ведёт себя подобным образом – больной человек. Такие люди:
Это невоспитанные люди, которые не умеют себя сдерживать, вечно всем недовольные и провоцирующие окружающих.
↑ Понятие простыми словами для детей
↑ Пример из жизни
↑ Как ответить
Что сделать в ответ:
↑ Это интересно знать
После потопа Ной высадился на сушу и занялся разведением винограда. Собрав урожай, сделал вино, а выпив, опьянел и уснул обнажённый. Сын Хам вошёл в шатёр и увидел отца в таком виде. Насмехаясь, рассказал братьям Симу и Иафету. Те вошли к отцу и, стараясь не смотреть на его наготу, накрыли покрывалом. Протрезвев и узнав о поступке Хама, Ной наложил на него проклятие и отправил в рабство к братьям. Сын проявил неуважение к отцу, как к человеку, нарушил психологические границы и унизил.
↑ Итоги
Каждому приходится, хотя бы один раз, столкнуться с хамским поведением. Таких встреч не избежать, потому что беспардонные люди встречаются в любом месте. Часто приходится работать или жить рядом с подобным типом. Взаимодействия с такими людьми требуют к ним ограничений:
Как противостоять хамству
Вчера проснулся в хорошем настроении и решил сходить в магазин за молоком для кофе, чтобы сварить его с утра для своей любимой девушки и порадовать ее. Захожу в магазин рядом с моим домом, и тут началось…
Мы настолько привыкли к хамскому общению, что уже даже не просто не замечаем его, но и считаем это нормой общения.
Когда вы пытаетесь обратиться к другому человеку, есть риск получить в ответ хамство (быть обхамленным). Если вы посылаете кому-то письмо по электронной почте, вы рискуете быть обхамленным в ответ. Когда бы вы ни писали что-либо в форум, вы рискуете быть обхамленным. Если вы спрашиваете женщину в кафе, можно ли угостить ее, вы рискуете быть обхамленным. Если вы ведете машину, вы рискуете быть обхамленным грубыми водителями. Если вы пытаетесь продать что-то, шансы на то, что вас обхамят, чрезвычайно велики. Если у вас возникла «светлая идея» и вы рассказываете об этом своей семье или друзьям, велики шансы, что вы будете обхамлены. Если вы участвуете в какой-либо соревновательной игре, такой как футбол, баскетбол, бейсбол, гольф, хоккей, теннис, крикет, шахматы, бридж, и т.д., вас точно обхамят. Если вы публикуете свою печатную работу, вы рискуете быть обхамлены. Хамство стало нормой общения в нашем обществе!
Примеры хамства:
• Сказать что-то враждебное «милым» голосом.
• Не дать соответствующее подтверждение или не поблагодарить.
• Нарушить обещание или договоренность.
• Быть грубым или невежливым.
• Тонко или скрыто унижать.
• Высмеивать людей или показывать неуважение по отношению к ним.
• Игнорировать людей или то, что они сказали.
• Делать ехидные или саркастические замечания.
• Вести себя с людьми, как будто они незначительны.
• Дразнить и/или задираться.
• Личное неприятие; неприятие ваших предложений, работы или продуктов.
• Вести себя с людьми, как будто они глупы.
• Вести себя покровительственно или относиться свысока.
• Шутки, выпады, нарочито выказываемое неуважение или дискриминация по цвету кожи, расовой, этнической принадлежности, возрасту, полу, весу, сексуальной ориентации, религии и т.д.
• Унижение, особенно на публике.
• Сомнительные «комплименты». (Учитель однажды сказал мне: «Если ты лучший в классе, то каким же должен быть худший?»)
ПОСЛЕДСТВИЯ ХАМСТВА
Если вы нахамили кому-то, то этот человек может ответить вам более «сильным» хамством, то есть вернет хамство с процентами. Очевидно, что чтобы не быть обхамленным, необходимо перестать хамить другим. Ведь в отношениях с людьми гораздо лучше работает выражение благодарности, признательности, положительная оценка их деятельности, нежели хамство.
Возможно вы решите, что лучшая стратегия, если вам нахамили, это ответить более мощным хамством для того, чтобы нанести поражение вашему противнику. Вы даже можете приобрести у своего окружения репутацию хама, с которым не стоит связываться. Однако стратегия, когда тебя боятся из-за твоего хамства опасна, потому что это может закончиться применением со стороны кого-либо физической силы к вам или к вашей собственности (открыто или скрыто).
Вот несколько примеров из жизни в отношении применения силы.
Руководитель фирмы украл идею у своего подчиненного, и, внедрив ее, не поделился с подчиненным прибылью. Подчиненный положил рядом с компьютером, на котором хранилась вся информация фирмы, электромагнит, в результате чего фирма обанкротилась.
Сотрудник долгое время язвительно подшучивал в курилке над своим коллегой. Коллега, изучив фотошоп и смонтировав фото шутника со сценами из порнофильмов, выложил свое творение в десятках популярных социальных сетей.
Продавец оскорбил клиентку. Через час в магазин пришел муж оскорбленной и битой проломил продавцу череп.
Последствия хамства могут быть непредсказуемые. Не лучше ли избежать этого, прекратив хамить другим людям?
Развивайте в себе способность создавать позитивное общение, тем самым уменьшая шансы на получение хамства и применения физической силы в открытой или скрытой форме.
ТРЕНИРОВКА ПРОТИВ ХАМСТВА
В любой группе, будь то семья или фирма, для ее членов чрезвычайно важно ощущать положительные эмоции и поддержку друг друга. Для этого, первоначально необходимо устранить у себя навязчивый механизм хамства, который зачастую становится настолько привычным, что уже воспринимается как норма.
Начните рассказывать кому-либо из тех, кто способен вас выслушать и понять о случаях хамства, которые были с вами. Замечайте, как вы интерпретируете эти случаи, типично или механично реагируете в них и как вы чувствуете себя после. Подробные рассказы приведут к эмоциональной разрядке и выработке иных механизмов реагирования на хамство других людей, а также на ваше собственное хамство.
Ключевое понимание состоит в том, что вы можете контролировать себя и свою реакцию связанную с хамством. У вас есть выбор – отвечать в ответ хамством или изменить свою реакцию. И для этого первоначально необходимо снять накопившееся эмоциональное напряжение от полученного ранее хамства, а затем потренировать себя противостоять хамству и негативному ощущению после него.
Лично я преодолел мою автоматическую реакцию на хамство и негативное ощущение после обхамливания в результате изучения Гурджиева, некоторых аспектов когнитивной психологии, и Технология Направленного Осознания (с использованием специального научного прибора [url=»http://www.iper1.ru»]«ИПЭР-1К»[/url]). Для меня важным было изучить то, как не реагировать негативно на хамство от других и перестать неосознанно хамить самому. Я пришел к выводу, что нужно управлять своими эмоциональными состояниями во время обхамливания, а также устранить неосознаваемые механизмы хамить другим людям.
Вот несколько простых упражнений из специального тренировочного курса «Противостояние внешней агрессии и раздражению» (проводимые в центре «Академия Развития Способностей «Гармония»), которые вы вполне сможете выполнить самостоятельно с кем-либо из своих знакомых:
1. «Снять напряжение»
Цель: снять накопившееся раздражение из-за хамства в прошлом и осознанно выбирать позитивное реагирование на разные виды хамства.
Способ выполнения: Тренер начинает с относительно безвредных приколов и постепенно «усиливает нажим». Очень важно, чтобы тренер начинал хамить мягко и чтобы «усиление нажима» шло очень постепенно. Хорошо, если тренер знает тренируемого, т.к. это поможет нажать на правильные кнопки с целью задеть тренируемого за живое. Тренирующийся просто реагирует так, как ему хочется. Каждая реакция на хамство тренера отрабатывается до состояния, когда тренирующийся способен выслушивать его без негативных автоматических реакций. После 10-15 минут выполнения упражнения, напарники меняются – тот, кто был тренером, становится тренируемым.
2. «Выяснение причин хамства»
Цель: устранять хамство, находя его источник.
Способ выполнения: Тренирующийся спрашивает что-либо у тренера, а тот в ответ хамит. Задача тренирующегося посредством вопросов выяснить причину хамства (после чего обычно хамство прекращается), далее тренирующийся заканчивает общение с тренером словами «Спасибо», «Благодарю», и т.п. Если тренируемый отвечает негативно, или становится печальным, подавленным, злым, и т.д. – тренер продолжает повторять то же хамство на которое среагировал тренируемый до тех пор, пока тот не сможет найти причину хамства. После 10-15 минут выполнения упражнения, напарники меняются – тот, кто был тренером, становится тренируемым.
3. «Добиться своей цели»
Цель: улучшить способность добиваться своей цели, несмотря на хамство.
Способ выполнения: Когда тренируемый отработает навык спокойно выяснять причину хамства, можно перейти на отработку игнорирования хамства и достижения своей цели. Тренируемый что-то просит у тренера, тот в ответ хамит, а тренируемый, игнорируя хамство, спокойно повторяет свою просьбу, используя любые аргументы, которые могут помочь добиться выполнения просьбы.
Может быть возникнет необходимость «ослабить нажим» и вернуться к менее агрессивному хамству или дать тренируемому выпустить пар своих эмоций, и затем вернуться к тому хамству, с которым у тренируемого были трудности. После 10-15 минут выполнения упражнения, напарники меняются – тот, кто был тренером, становится тренируемым.
Разновидностью упражнения было бы взять несколько тренеров, и они поочередно или все вместе хамят тренируемому.
4. «Не быть обхамленным»
Цель: повысить способность обращаться к людям способами, которые снижают риск получить в ответ хамство.
Способ выполнения: Тренируемый обращается к тренеру с каким-либо вопросом. Тренер отвечает одним из двух способов:
а) хамством, если для этого есть повод (после чего помогает тренируемому найти другой способ общения, который не дает повода для хамства);
б) нормальным ответом, если в общении тренируемого нет повода для хамства.
Единственная цель тренера – помочь тренируемому повысить его способность общаться так, чтобы не провоцировать или давать повод хамить в ответ.
Разновидностью упражнения было бы общение с несколькими тренерами (имитирующими группу: семью, компанию друзей, сотрудников по работе, и т.п.).
Можно повысить производительность сотрудников до 30%, без дополнительных финансовых вложений, лишь устраняя в организации хамство, и тем самым восстанавливая среди сотрудников благоприятный психологический климат.
В частности в тренинге «Основы успеха организации» рассказано о том, как проводить анализ ситуации застоя в организации.
Вначале вы наблюдаете и устанавливаете «текущую ситуацию». Затем вы определяете или описываете «идеальную ситуацию» – какой была бы «совершенная ситуация». Затем вы определяете самый большой недостаток в текущей ситуации – главное отличие между текущей ситуацией и идеальной ситуацией. После чего ищите объяснение, почему текущая ситуация плетется так далеко позади идеальной.
В данном тренинге также отрабатывается навык по устранению подавленности у персонала, возникший в результате хамства и не подтверждения положительных достижений. Все дело в том, что хамство подавляет желание людей работать, и если оно постоянно, то психоэмоциональное напряжение все больше и больше накапливается, что приводит к появлению скрытого саботажа или применению открытой или скрытой силы.
Первый ключевой пункт, когда вы находите истинную причину хамства –производительность начинает расти. Если причина найдена неверно, вы получите понижение производительности.
Как реагировать на хамство
Что такое хамство
Хамское поведение можно рассматривать в нескольких плоскостях. С одной стороны, это стремление самоутвердиться за счет унижения другого. С другой стороны, признак низкой культуры и отсутствия должного воспитания. С третьей, способ получения энергетической подпитки за счет всплеска эмоций у «жертвы». Но какую бы сторону этого явления мы ни рассматривали, в любом случае оно носит негативную окраску. Проще говоря, хамство — это плохо.
Хамское поведение — это маска, за которой человек скрывает свои комплексы и недостатки: неуверенность в себе, слабость, невежество, низкую самооценку, глупость. Она дает людям иллюзию того, что они лучше, умнее, нравственнее других. Поэтому хамы так любят ставить себя выше других и учить жизни. Именно в этом и заключается главная цель хамства — унизить, обидеть, запугать собеседника любым способом. Интересно, что опытные хамы могут безошибочно вычислить слабое место человека (внешность, умственный потенциал, образование, окружение, моральное поведение, семейный статус или его отсутствие) и ударить прямо в него.
Есть несколько условий, при которых хамство имеет все шансы на процветание и успех:
Основные причины хамства
Причин, почему человек ведет себя по-хамски, может быть очень много — от плохого настроения до серьезных поведенческих отклонений. Поэтому так важно знать природу такого поведения, чтобы выбрать наиболее эффективную тактику разрешения конфликта.
Основные причины хамского поведения людей:
Проявления хамства у человека
Хамское поведение во многом зависит от самого человека и от обстановки, которая его окружает. Во многих случаях оно схоже с обычными отрицательными эмоциями и проявлениями невоспитанности — грубостью, беспардонностью, резкостью, бестактностью и т.п. При этом очень важно отличать их от истинного намеренного хамства.
Основные проявления хамства:
Способы борьбы с хамством
Учитывая разнообразие причин и проявлений хамства, универсального способа борьбы с ним пока что нет. Большинство специалистов рекомендует выбирать способ, как реагировать на хамство, исходя из своих возможностей (темперамента, остроумия, выдержки, конституции) и ситуации, которая складывается. При этом часть из них все же настаивает на том, что хам боится силы, а другая часть — на том, что его обезоружит только игнорирование. Вот несколько разных по действию способов реагирования на хамское поведение, из которых можно выбрать наиболее подходящий для вашего случая вариант.
Держите ситуацию под контролем
Главное, что необходимо сделать во время конфликта — сохранить контроль над происходящим. Любая слабинка с вашей стороны только раззадорит хама. Поэтому сохраняйте спокойствие и не выходите за рамки воспитанности.
Если всплески хамства по отношению к вам допускают ваши коллеги, соседи, знакомые или родные, возьмите за правило выяснять все нюансы такого конфликта без аудитории, то есть один-на-один с хамящим.
Постарайтесь выяснить истинные причины такого отношения к себе и либо решайте ситуацию, либо прекращайте с ним всякое общение. Сложнее сохранить самообладание и дистанцию с хамом, от которого вы зависите — с супругом (супругой), начальником.
Но и здесь нужно помнить, что это далеко не безысходность. Работу можно сменить, с мужем — развестись и открыть дорогу новым возможностям. Это очень сложно, но чувство достоинства и самоуважения этого стоит.
Сохраняйте дистанцию
К сожалению, не всегда удается ответить на беспардонное поведение так, как хочется — метко и быстро. Часто самые подходящие фразы в ответ на хамство приходят к нам в голову уже после того, как «все состоялось». Это огорчает, однако не должно становиться самоцелью.
Хамское поведение изначально не предполагает продуктивного диалога, поэтому не стоит всеми силами стараться вступать в прения с человеком, который не настроен вас слушать и слышать. Он затевает конфликт, где диалог если и предполагается, то только по его правилам.
Чтобы нарушить их и выбить тем самым хамящего из колеи, выстраивайте свои рамки общения, свою дистанцию. Основанием для этого должны выступать главные противники хамства — чувство собственного достоинства и самоуважения.
Игнорируйте хамящего
Тактика спокойного игнорирования хамских нападок издавна использовалась мудрецами и известными в истории людьми. Она описывается во многих мудрых изречениях и притчах. К примеру, таким способом, как ответить на хамство, пользовался древнегреческий философ Аристипп. Он считал, что хам, как и всякий человек, имеет право говорить что-угодно и кому-угодно. Равно как его «жертва» имеет полное право его не слушать. Поэтому даже не вступал со скандальными личностями в разговор.
Игнорировать можно не только самого хама, полностью уходя от диалога. Есть еще несколько качеств, способных умерить пыл хамящего — это вежливость, корректность и юмор. Поэтому можно игнорировать именно его хамское поведение, отвечая на все выпады вежливо, покойно и рассудительно. А если у вас еще и присутствует чувство юмора, то конфликт можно перевести в шутку.
Если искру в огонь хамства подкинули вы, случайно сделав что-то не так незнакомому человеку с хамскими наклонностями (наступив на ногу, зацепив локтем и т.д.), извинитесь, предложите свою помощь (если в этом есть необходимость). На этом, в принципе, правила вежливости позволяют ограничиться.
Многие психологи считают хамство тестом на зрелость. Зрелая личность не только не опускается до уровня хамства, но и способна рассмотреть причины такого поведения у других. А значит, понять и спокойно избежать конфликта.
Помните свои права
Самое главное право, которое вы просто обязаны учитывать в ситуации беспардонного поведения по отношению к вам — право на уважение. Вы — личность, а значит, имеете полное право на уважительное отношение к себе. Если вас не уважают, вы не обязаны это терпеть.
Также не бойтесь использовать правовые рычаги внимания, встретившись с хамством в сфере обслуживания, в организациях или на работе. Если спокойный тон и вежливость не помогают, начните с «разоблачения» хама. То есть попросите его данные и контактные данные его начальника (работодателя, управляющего, администратора).
В случае конфликтов с коллегой предупредите о том, что известите о его хамском поведении руководство. Сначала тет-а-тет, а после — в присутствии коллектива. Если и эти меры не успокоили грубияна, привлекайте себе в помощь юристов, специалистов по защите прав потребителей, профсоюз.
Не давайте «хроническому» хаму повод думать, что вы у него «на крючке». Показывайте, что вы понимаете сложившуюся ситуацию, она вам не нравится и вы не намерены ее терпеть.
Ведите диалог правильно
Еще один эффективный способ, как бороться с хамством — общаться «не по правилам». К примеру, задавать вопросы — наводящие, уточняющие. Действительно ли вы «топчетесь, как слон» или «встали, как столб». Или в чем именно заключается ваше неподобающее с точки зрения хамящего поведение. Можно поинтересоваться, что именно заставляет его так вести себя с вами и говорить такие слова.
Можно использовать при общении с хамом прием перефразирования, возвращая в диалоге ему его же слова, то есть формулируя ответ на его утверждения или претензии в перефразированной форме. При этом важно не оправдываться, а отстаивать себя. Так, чтобы хам не усомнился в вашей серьезности и настойчивости в этом.
Как бороться с хамством — смотрите на видео: