Что такое фудтрак фото
Фудтраки: как они устроены и кто их выпускает в России
Еда «на колесах» — это всегда ощущение праздника, свободы и ожидание новых гастрономических впечатлений. О том, как работают футраки в России и кто занимается развитием мобильной торговли, рассказала автор-методист и руководитель Всероссийского проекта «Гастрономическая карта России» Екатерина Шаповалова на вебинаре, который прошел на площадке образовательного проекта GAZ Campus.
Что такое фудтрак?
Фудтрак — это фургон с оборудованной кухней, из которого может осуществляться торговля. Выглядит фудтрак как обычный фургон, транспортное средство, которое должно соблюдать правила дорожного движения, — так его и воспринимают сотрудники ГИБДД. Но для представителей Роспотребнадзора, Налоговой и других контролирующих органов фудтрак – объект нестационарной торговли. Закона, который регулировал бы работу кафе на колесах в России, пока нет.
Закон о мобильной торговле в России рассматривают уже два года: его внесло Министерство промышленности РФ, затем одобрило правительство и два комитета Госдумы, а Совет Федерации представил доводы о доработке, которые были учтены. Сейчас закон вновь на рассмотрении в Совете Федерации и, возможно, в ближайшее время он будет принят на государственном уровне.
Екатерина Шаповалова
Что такое фестивали фудтраков?
В 2018 году, в преддверии Чемпионата мира по футболу, «еде на колесах» дали ход — для проведения мобильных фестивалей региональных кухонь в рамках Всероссийского проекта «Гастрономическая карта России» были построены специальные фудтраки ГАЗель NEXT. Их было 11 — по количеству городов-участников Чемпионата мира, по которым путешествовали фудтраки и знакомили туристов с кухнями и блюдами различных регионов нашей страны, — от Сочи до Калининграда.
Начался гастро-пробег в 2018 году с Нижнего Новгорода — города, который является родиной автомобиля ГАЗ. Тогда впервые за историю было выдано разрешение на работу фудтраков в Нижегородской области — с 2014 года властями города рассматривалась инициатива предпринимателей об необходимости легализации фудтраков, но безрезультатно.
После, в рамках проекта «Гастрономическая карта России», мобильные фестивали с фудтраками стали проводиться регулярно. Было проведено 8 фестивалей. Многие собственники и шеф-повара вдохновились такой инициативой и продолжают развивать мобильную торговлю в своих городах и сегодня. Но чаще всего предприниматели хотят менять локации в течение сезона, т.к. постоянная точка, привязка к одному месту, разрешенному для торговли, не рентабельна. Сейчас в некоторых регионах обсуждается разрешение на торговлю в нескольких точках, минимум — трех.
11 фудтраков ГАЗель NEXT
На вебинаре в рамках образовательного проекта GAZ Campus Екатерина Шаповалова, автор-методист и руководитель Всероссийского проекта «Гастрономическая карта России», рассказала про участников фестиваля. Большинство из них – владельцы или шеф-повара действующих ресторанов. Они специально для работы фудтрака преобразовали свои ресторанные блюда в формат one-hand-food (помещающиеся в одну руку). Каждый фудтрак таким образом представлял национальные блюда своего региона.
«Наших шеф-поваров, которые никогда не готовили в фудтраке и в принципе никогда не готовили на улице, мы «вытаскивали» из их кухонь для того, чтобы с их региональной кухней, познакомилось как можно больше людей. Очень важна поддержка регионов. Потому что один из важных аспектов на наших фестивалях – это массовые дегустации», — рассказала Екатерина.Участники фестиваля «Гастрономическая карта России»
Отличия фудтрака от стационарного кафе
Кафе на колесах – отличная возможность для рестораторов быть мобильными и всегда оказываться в местах скопления людей. На городских праздниках, фестивалях, ярмарках, летних вечеринках на свежем воздухе.
Визуализация. В это понятие входит и внешний вид автомобиля, и сам процесс приготовления еды, скрытый от глаз гостей.
Еще одно отличие – прямой контакт с поваром. Так или иначе повару приходится или выходить из автомобиля, чтобы привлечь народ, или принять заказ у клиента, а затем еще и красиво приготовить блюдо.
Ежемесячные траты. Фудтрак не требует аренды, чего нельзя сказать о стационарном кафе или ресторане. Однако главный минус фудтрака – отсутствие коммуникаций – воды, света и газа. Об этом нужно позаботиться заранее.
Сезон. Фудтрак может работать и зимой, но вот спрос на него куда меньше, чем летом. Ведь многим хочется посидеть в теплом помещении, когда на улице холода. Поэтому основной сезон работы фудтрака – лето, а вот у стационарного кафе, ресторана – круглый год.
Посмотреть полную запись вебинара можно на сайте GAZ Campus.
GAZ Campus — это уникальный образовательный хаб, принадлежащий эксклюзивному дистрибьютору бренда ГАЗ Группе компаний Современные транспортные технологии.
Проектом предполагается не только регулярное проведение бесплатных обучающих вебинаров с привлечением экспертов различных направлений бизнеса, но и публикации в печатных и электронных СМИ экспертных статей и мнений, создание собственной интернет-платформы, и формирование профессионального сообщества.
В основе его лежат две фундаментальные составляющие:
• Обучение. Привлечение экспертов, ведущих спикеров для обмена лучшими практиками, кейсами, прогрессивным опытом и работающими аспектами бизнеса.
• Бизнес-решения. Разработка готовых бизнес-решений, которые включают пошаговую инструкцию по созданию собственного дела.
Участники проекта получат не только доступ к эксклюзивной информации о текущей ситуации на рынке, но и постоянную поддержку специалистов в области права, экономики и финансов.
История появления Фуд Траков.
Первые закусочные на колесах появились еще в начале 20-го века.
Америка, славящаяся своими маленькими музеями почти на каждом шагу утверждает, что первые закусочные на колесах появились в штате Техас, штате ковбоев и перегонщиков скота.
История такова, что в начале ХХ века погонщикам скота необходимо было перегонять скот для продажи. Ну а в пути им необходимо было готовить как то пищу и принимать ее.
Вот тогда и появились первые (chuckwagon), особые тележки для приготовления, хранения и приема пищи. В музее Генри Форда стоит вагончик, который можно отнести к первым «Закусочным на колесах» с интересной историей его возникновения – это один из первых вагончиков, которые массово производились как «закусочные на колесах».
Первое подобие передвижной кухни появилось благодаря стараниям Чарльза Гуднайта, который купил у армии США старый фургон и приспособил его под свою столовую:
повесил полки, запасся едой, взял кухонные принадлежности, медикаменты, установил бочку с водой, прикрепил сзади дрова.
А вот некий американец Вальтер Скотт прорезал окна в фургоне и поставил его напротив редакции местной газеты. Он решил продавать с такого фургончика сэндвичи и пироги, а также разливать кофе во время обеденного перерыва.
Спустя 8 лет, в 1880 году, такие фургоны были поставлены на массовое производство. Кроме того, в них появились раковина, холодильник и несколько кухонных плит и предназначались для питания сезонных рабочих и перегонщиков скота..
Отсюда и пошло название передвижных закусочных в США – Food Truck (фудтрак).
На представленном фото из музея Генри Форда – вагончик для продажи сендвичей и кофе. Рассказывается, что в 1890-ом году Генри Форд работал в качестве инженера для компании Эдисона по продаже первых электрических фонарей. В вагончик провели электричество и это позволило продавать еду с вагончиков практически сутки напролет.
При этом все рестораны в то время закрывались к 8 часам вечера из-за наступавшей темноты.
Далее, краткая история такова:
Потом этот вид бизнеса то появляется вновь, то затухает вплоть до конца ХХ века.
Вернее бизнес то существовал, но ограничивался обслуживанием рабочих на удаленных объектах и доставкой мороженого семьям, живущим в одном районе.
Вторая жизнь у Фудтраков появилась началась с Лос-Анжелеса (США) в 1974 году, когда некто Рауль Мартинез переоборудует старый фургон с мороженым в первый в стране фуд-трак с «тако» (вид еды), который он поставил около баров Восточного Лос-Анджелеса. Этот вид бизнеса так понравился американцам, что уже к 1980 году фургоны с едой паркуются даже у университета Рутгерса, штат Нью-Джерси и продают студентам “Fat Sandwiches” (горячие сендвичи).
На сегодняшний день фудтраки распространены не только в США и Канаде, но и почти во всей Европе, Африке и Азии.
самый крутой фуд трак )
да я чот даже не знаю. про фуд-трэк читать было интересно, а вот вырезка из википедии.. ну хз, на любителя. от минусов воздержусь но и плюсик рука поставить не поднимается.
Пост для поддержки тех, у кого нет сил продолжать худеть дальше
Не буду много говорить.
Вы сможете
Романтик
В СССР много чего не было
Инструкция: как выйти замуж счастливо
Почему
Буфер-покер
Инструкция для верующих по поведению в приличном обществе
Равнодушие
Было это в марте. Пришел старший мастер с обходным листом. Увольняется. Спросил причину. Отвечает:
— Работаю 8 лет, работу знаю и люблю. Но по семейным обстоятельствам вынужден взять отпуск за свой счет, нужно ехать в другой город. За мамой ухаживать, я у неё один, больше некому. Но начальник цеха против, сказал чтобы увольнялся.
Не стал я ему подписывать заявление на увольнение. Позвонил в кадры, уточнил. У сотрудника есть 32 дня отпуска. Подписал ему отпуск, договорились, что после отпуска, если надо будет, возьмет отпуск без сохранения заработной платы.
Уже прощаясь с ним, заходит начальник конструкторского бюро, согласовать 2 вакансии. Вакансия на инженера- технолога, на удаленном доступе, вносить изменения в технологические карты. Обычно на эту должность идут молодые сотрудники, без опыта.
Спрашиваю старшего мастера:
— Там, куда Вы едете, работа будет?
— Это поселок, как таковой работы нет, только сезонная.
— Тех.карты будете править? Работа удаленно, зарплата не такая как здесь, но все лучше, чем ничего. 30-35 к на руки будет выходить.
Он с радостью согласился, поблагодарил. Ушел.
Вызвал к себе его руководителя, начальника цеха:
— У Вас сегодня старший мастер уволился, причину можете узнать?
— Да я не знаю, говорит, что по семейным обстоятельствам, просится на 3 месяца в отпуск.
— Вы за три месяца найдете специалиста его уровня?
— Вряд ли, сотрудник он грамотный, толковый. Такого так сразу не найдешь.
— Так почему Вы так легко подписываете заявление? Почему не подумали как найти компромисное решение?
— А что я могу? Он принес, я подписал.
Прошло 5 месяцев, сотрудник решил свои дела, с его слов, сестра приехала из Беларуси, стала с мамой жить, он вернулся на завод. Продолжил работать.
Сегодня увидел его, поздоровались.
Я подумал, как часто мы теряем ценных опытных сотрудников из за нашей занятости, торопливости, а зачастую и равнодушия. А потом тратим время, силы, нервы, чтобы подготовить нового специалиста. Но это очень длительный и трудный процесс, без гарантии положительного результата.
За рулем и на сытый желудок. Как устроен фуд-трак?
Кухня в 7 «квадратов» на рынке недвижимости считается маленькой и неудобной. Такая же кухня на колесах — вполне себе объемная. По крайней мере, достаточная, чтобы готовить по 60 хот-догов в день. Нередко владельцы фуд-траков слышат восторженные отзывы от клиентов: «Классный бизнес. Я бы тоже хотел иметь кухню на колесах». Мы решили выяснить, что нужно сделать со стандартным микроавтобусом, чтобы он превратился в модную торговую точку.
Черный фуд-трак Mercedes стоит в довольно тихом месте столицы. Здесь нет большого потока пешеходов, сквозного трафика клиентов. Тем не менее микроавтобус известен всем местным жителям и работникам офисов — в первую очередь благодаря хот-догам.
Ореол идеального бизнеса
Каждый раз, когда речь заходит о фуд-траках, люди вспоминают фильм «Повар на колесах» (Chef). В нем главный герой после увольнения из ресторана решает открыть свою закусочную на колесах, «чтобы отыскать потерянное кулинарное вдохновение и попутно наладить отношения с семьей». Вместе с сыном они колесят по США, останавливаются, где хотят, и продают кубинские сэндвичи восторженной публике.
«В Беларуси все иначе, — тут же остужает разгоревшиеся фантазии об идеальном бизнесе владелец фуд-трака (а в свободное время — заядлый байкер) Дмитрий. — Нельзя кататься по городу и торговать там, где захочется. По закону наша точка — эквивалент автолавки. Торговля привязана к конкретному месту на карте — естественно, согласованному. С таким же успехом можно готовить в стационарном ларьке и изредка перемещать его на прицепе. Но это не так интересно. Фуд-траки сегодня — это дань моде».
Тут нужно сказать, что современные машины не котируются среди клиентов. Дмитрий специально наблюдал за поведением людей на фестивалях и знаковых тусовках. Они не идут к более новым «кухням на колесах» (например, к «ГАЗелям»), предпочитая модели в возрасте. Этот выбор также можно отнести к трендам — говорят, у свежих автомобилей нет «капельки души, истории». Янгтаймеры, вероятно, кажутся более стильными. Вот и Дмитрий сделал ставку на немолодую технику: «Вначале я купил Volkswagen T2. Дело было в августе прошлого года. Готовили машину специально под формат „Песочницы“ [кто не знает — минское пространство для чилаута с фуд-кортом, музыкой, лекциями и кино под открытым небом. — Прим. Onliner]. Скажу честно, работали на скорую руку, чтобы не пропустить сезон. Потому не запаривались насчет утепления кузова, закрыли глаза на малую базу микроавтобуса (там не будет и 7 „квадратов“). Со вторым траком этих ошибок не повторили. В качестве базы выбрали Mercedes».
Почему «Мерс»?
Фуд-трак у Ледового — Mercedes T1 D210. Это фургон, приводимый в движение знаменитым 602-м дизельным мотором. Такие поставлялись с 1989 по 1995 год, отличались надежностью. Когда именно машина приехала в Беларусь и сколько километров намотала по нашим дорогам, прежде чем стать кухней на колесах, история умалчивает. Владелец точки стритфуда говорит, что самый популярный вопрос от клиентов звучит так: «А она еще и ездит?» И ответ, конечно, положительный. Пускай фургон бóльшую часть времени стоит на приколе на тротуаре (место согласовано, ограничения ПДД в данном случае не действуют), он готов рвануть отсюда в любое время. Ну, почти в любое — на подготовку переезда может уйти полдня. Как-никак внутри немало оборудования, которое нужно как минимум закрепить.
«Купил Mercedes без переоформления, по доверенности, — признается Дмитрий. — Для моих целей этого вполне достаточно. Потому и номера первого региона. Регистрации у него нет — считайте, „понаехавший“. Техосмотр тоже не проходил — бессмысленно. Зачем нужен допуск для участия в дорожном движении, если это самое движения машина осуществляет не больше пяти раз за год? Да и не прошел бы этот „Мерс“ ТО, потому как в конструкцию кузова внесены изменения. Я говорю про окошко в фургоне, через которое мы выдаем заказы, общаемся с клиентами. Очевидно, в стоковом T1 такого нет, а значит, и врата станций диагностики для нас закрыты».
Именно эту модель молодой человек выбрал за надежность агрегатов. Единственное, над чем пришлось поработать именно по автомобильной (не кухонной) части, — кулиса переключения передач. В остальном 30-летний боец остается в строю. Второй пунктик — металл. Кабина выполнена из стали, а кунг — из дюралюминиевого сплава. Последний не ржавеет, а вот передняя часть грешит пятнами коррозии.
Метаморфозы «железа»
Дмитрий уже около 20 лет в общепите, в качестве директора кафе успел проработать 8 лет. Когда-то открыл ресторанчик для мотоциклистов, но в последние годы с головой ушел в фуд-траки. Говорит, и больше мобильности, и меньше вложений. Попробуем прицениться: сколько потребовалось для создания одной «кухни на колесах» без учета пошлин и прочих административных трат.
— Судя по той раскраске, в которой мне достался Mercedes, ранее он работал в службе доставки, — вспоминает предприниматель. — Состояние было так себе. В первую очередь сделали окошко и перекрасили кузов в черный цвет. Экстерьер украсили натуральным деревом и ретролампочками Эдисона. Металлические «заплатки» с наклепками не функциональны — то есть бампер прекрасно держится и без них. Они скорее являются продолжением ретростиля.
Готовый бизнес-план фургончика с едой
1 522 000 ₽
359 600 ₽
1-1,5 года
Фургончики с едой еще называются фудтраками — это прицепы на колесах с оборудованием для приготовления еды. Такой фургончик можно поставить на одном месте, например в парке или возле торгового центра, а можно перемещать — ездить на городские мероприятия, фестивали, ярмарки.
Какими будут инвестиции и расходы, зависит от концепции фургончика. Для фургона с шаурмой понадобится одно оборудование, для бургерной на колесах — другое. Еще расходы зависят от места: аренда в регионах будет дешевле, чем в Москве или Петербурге.
В статье мы рассказываем об инвестициях, расходах и окупаемости на примере фургона длиной четыре метра, в котором продают кофе, картофель и сэндвичи. В фургончике работают два сотрудника — иногда оба выходят на смену, иногда справляются в одиночку.
1 522 000 ₽ — инвестиции для фургончика с едой
Чтобы открыть фургончик с едой, нужно купить фургон, оборудование, зарегистрировать ИП и договориться об аренде. Дальше подробнее о каждом пункте.
Фургончик. Стоимость фургончика зависит от производителя и комплектации. В базовой комплектации фургон стоит около миллиона рублей — это цена за кузов с электроникой и шкафами внутри. За дополнительные опции — например подсветку, подогрев пола, кондиционеры — нужно доплачивать.
Для примера мы нашли производителя фургончиков с ценами на сайте:
Для расчета инвестиций возьмем цену фургончика в 1 млн рублей.
Оборудование. Список оборудования зависит от концепции фудтрака. Для заведения с кофе, сэндвичами и картофелем нужно будет купить:
С кофемашиной несколько вариантов: можно купить новую, взять в аренду или получить бесплатно у поставщиков кофе. Некоторые поставщики дают кофемашину при закупке зерен на определенную сумму. Они же ее бесплатно ремонтируют, если что-то ломается.
На оборудование может уйти от 200 000 до 2 млн рублей. Для расчета мы закладываем почти минимальную сумму — 300 000 рублей.
Фонд ремонта. Обычно производители дают гарантию на фургоны, но стоит отложить деньги в фонд ремонта на всякий случай. Например, 50 000 рублей.
Оклейка фургона и вывеска. Чтобы фургон привлекал внимание клиентов, его нужно обклеить, а на крыше разместить вывеску.
Оклейка фургона занимает 1-2 дня и стоит от 30 000 до 60 000 рублей. Цена зависит от сложности рисунка, размера фургона и количества выступающих деталей. Чем нестандартнее макет, тем дороже. На оклейку мы закладываем 45 000 рублей.
Вывеска может стоить от 30 000 до 50 000 рублей — тоже зависит от размера. Если брать что-то среднее, можно уложиться в 40 000 рублей.
С оклейкой и вывеской фургончик выглядит так:
Генератор электричества. Фургон можно подключить к электричеству через встроенные розетки от арендодателя, а можно через генератор. Генератор понадобится, если фургон будет стоять там, где нет стационарного подключения, например на фестивале.
Подойдет генератор любой фирмы, главное — чтобы его мощность совпадала с мощностью фургона. Обычно нужно 7-15 кВт.
В среднем генератор стоит 60 000 рублей.
Кассовое оборудование. Чтобы принимать оплату, нужны терминал и онлайн-касса. На эти расходы закладываем 23 000 рублей — за столько можно купить Модулькассу.
Постановка на учет в ГИБДД. Фургон — это транспортное средство, проще говоря, прицеп. Его нужно ставить на учет в ГИБДД, как обычный прицеп к автомобилю. В ГИБДД выдадут номера для фургона — они понадобятся, если будете передвигаться по городу или между городами.
Постановка фургона на учет в ГИБДД обойдется в 3300 рублей.
Регистрация ИП. Пошлина за регистрацию ИП — 800 рублей. ИП подойдет, если в фургончике не будет крепкого алкоголя, иначе нужно открывать ООО.
Лучший вариант — ИП на патенте. Если патент недоступен, выбирают упрощенку «доходы минус расходы».
Итого на фургон, оборудование, генератор, кассу и регистрацию ИП и прицепа уйдет 1 522 100 рублей.