Что такое фрод операции
Ваш перевод заблокировали. Как банки России вычисляют подозрительные операции
Антифрод – это технологии и сервисы, которые помогают бороться с мошенничеством при совершении оплаты. Разбираемся, где их используют и как они работают.
Что такое фрод
Фрод – это действия, с помощью которых злоумышленники хотят обманным путем завладеть чужими деньгами. Чаще всего воруют с банковских карт: снимают в банкоматах, заказывают подарочные сертификаты или товары в интернет-магазинах.
Могут позариться и на аккаунты электронных платёжных систем. PayPal, Webmoney, Яндекс.Деньги, Qiwi, счета на биржах – вариантов великое множество.
Антифрод – проверка на вшивость
Антифрод-система оценивает транзакции – преимущественно те, что были сделаны через интернет. Она выясняет, насколько подозрительной была транзакция, как высока вероятность того, что её выполнили мошенники.
В каждом антифрод-сервисе есть набор правил, списков и фильтров. Все они задействуются для расчёта рейтинга транзакции. Кроме того, система может предлагать рекомендации по дальнейшей обработке транзакции.
Антифрод-системы разрабатывают в основном банковские департаменты, которые отвечают за безопасность. Visa, MasterCard, PayPal и другие платёжные гиганты также имеют свои антифрод-сервисы.
Собственный антифрод есть у российского Управления К. Его используют, чтобы предупредить мошенничество в сфере информационных технологий.
Как вычисляют подозрительные транзакции
Представьте себе ситуацию: вы зашли в интернет-магазин, выбрали товар, положили в корзину. Следующий шаг – оплата. Вы вводите данные, подтверждаете оплату, и в этом месте активируется антифрод-система.
Обычно антифрод оценивает всё, что может получить:
Отдельные системы могут запрашивать и другие данные и учитывать в анализе разные факторы: к примеру, с какой попытки был введён пароль, использовался ли отпечаток пальца или другие форматы биометрической аутентификации, платил ли пользователь ранее с этой карты в данном магазине и др.
Если степень риска фрода достаточно высока, транзакции отправляют на ручную проверку или дополнительную идентификацию. Здесь возможны три варианта:
«Под капотом» антифрода: как работает система
Сначала транзакции проходят самую грубую и поверхностную проверку с помощью стоп-листов. Система ищет номер карты, ФИО плательщика, IP-адрес и другие данные в своей базе.
Если информация есть в «черном списке», транзакция не пройдёт. К примеру, сразу заблокируют транзакции с украденных карт, подозрительных IP-адресов, мошеннических магазинов.
Эксперты признают: антифрод не лишен расизма.
Например, системы многих американских магазинов не пропускают платежи из Китая, Латинской Америки, африканских стран. Да и покупателей из стран СНГ в США и Европе не любят. Мошенников там очень много, поэтому магазину проще работать только на тех рынках, где вероятность обмана куда ниже.
Второй этап – проверка дополнительных сведений о держателе карты. Это данные карты, история расчётов, сведения о похожих операциях. Здесь транзакция получает основные баллы и рейтинг: от «красного» (практически наверняка фрод) до «зелёного» (скорее всего, не фрод).
Дальше в ход идут правила. Обычно в антифрод-системе установлены лимиты:
Рейтинг транзакции «заминусуют», если:
Подчеркнём: если хотя бы одно правило нарушается, транзакцию не обязательно отменят. Но чем больше факторов, тем выше вероятность, что её «завернут».
Как обходят антифрод
Кардеры, которые используют данные краденных кредитных карт для обнала или заказов в зарубежных интернет-магазинах, способны обойти даже самую надёжную систему – к примеру, антифрод eBay, Amazon, Visa, MasterCard и т.п. На каждую гайку найдётся свой болт с левой резьбой, и это позволит сымитировать легальную транзакцию.
К примеру, если поднять на тоннеле firewall или настроить его на dedicate-сервере, система не будет видеть, какие порты открыты. Если в цепочку перед dedicate-сервером или туннелем добавить Tor, то двусторонний пинг не выдаст, что IP принадлежит хостинг-провайдеру из «черного списка», туннелю, VPN или SOCKS. Если предварительно просмотреть десяток-другой сайтов из выдачи Google, пообщаться в Facebook и открыть 100500 фото «ВКонтакте», история браузера и открытые вкладки не вызовут подозрений.
Сами карты «раскачивают» мелкими транзакциями – они вызывают меньше подозрений и формируют добротный рейтинг. Крупные суммы с украденных карт «сливают» на пенсионные и зарплатные карты небольшими порциями.
Мошенники звонят и представляются сотрудниками банка, чтобы узнать ответы на вопросы из стандартного списка. Часто пользователи всё им рассказывают, ничего не подозревая.
Наконец, те, кто обходят антифрод, имитируют поведение типичных покупателей. Если найти магазин через поиск, посмотреть там пару десятков товаров, что-то добавить в корзину, затем что-то убрать, пообщаться с консультантом и т.п., антифрод будет лояльнее.
Выводы
Антифрод – системы, которые не дают мошенникам украсть ваши деньги, в основном при оплате картой в интернете. Например, купить iPhone на eBay с кредитки, украденной в США.
Обход антифрода – ст. 159.3 «Мошенничество с использованием платежных карт». Наказание — до 120 тыс. рублей, до 4 месяцев тюрьмы или до 2 лет условно, до 2 лет принудительных или исправительных работ. Многовато будет.
Ксения Шестакова
Живу в будущем. Разбираю сложные технологии на простые составляющие.
У нас сгорела беспроводная зарядка с AliExpress. Вот так
Хакеры научились получать доступ к данным ПК через Cortana
В Москве открылись 10 станций Большой кольцевой линии метро. Удивился, насколько красиво
Apple планирует выпустить два iPhone SE, AirPods Pro 2 и три новые модели Apple Watch в 2022 и 2023 годах
Оператор билайн получил премию Рунета за внедрение Мобильного ID
Google показала самые популярные поисковые запросы из России в 2021 году
Представлена Яндекс.Станция второго поколения с новым дизайном и улучшенным звуком
6 обязательных к просмотру сериалов этого года, которые приведут в восторг
Воры использовали хитрый трюк, чтобы отключить Find My на украденном iPhone. Они подделали номер Microsoft
История Raspberry Pi. Как развивался самый популярный микрокомпьютер в мире
🙈 Комментарии 30
Ура, полезная статья.
В россии правда не совсем актуально в виду того, что во первых установлены жесткие лимиты, а во вторых, проплаты идут через виртуальные карты.
Ктогда будет статья по 115-Ф3 и как снять десяток миллионов не попав под мониторинг?? шутка
пс. Верните Ирину Чернову)
9 секретов онлайн-платежей. Часть 7: система Fraud-мониторинга
Почему отклоняются платежи? Как интернет-магазины защищаются от мошенников? Как определить, настоящей картой вам платят или ворованной? Что обеспечивает защиту e-commerce от фрода? Ответы на эти вопросы вы найдете в седьмой части серии авторских статей «9 секретов онлайн-платежей» от PayOnline.
От карточного фрода может пострадать и интернет-магазин, и банк, и непосредственно сам держатель карты. В случае утечки данных карт, злоумышленники стараются снять максимальную сумму денег и не оставить следов, чтобы интернет-магазины разбирались с банками, кто же всё-таки должен возместить утраченную сумму. За владельцами карт уследить невозможно — интернет-магазин не может знать, кто находится по ту сторону экрана: злоумышленник или добропорядочный клиент. Риск есть всегда, но чтобы приблизить его значение к нулю существует множество инструментов проверки платежей и верификации плательщиков. Об одной из них, системе мониторинга мошеннических операций, или «системе антифрод», пойдет речь далее.
Часть 1. Настройка 3D Secure
Часть 2. Регулярные платежи
Часть 3. Страница выбора способа оплаты
Часть 4. Платежная форма
Часть 5. Мобильные платежи
Часть 6. Оплата в один клик
Часть 7. Система fraud-мониторинга
Часть 8. Возвраты и как их избежать
Часть 9. Настройки платежного сервиса под тип бизнеса
Что такое антифрод и как он работает
Общая схема работы практически любого механизма фрод-мониторинга выглядит следующим образом: в момент совершения оплаты с помощью банковской карты собирается несколько показателей (у каждой антифрод системы они разные) – начиная от IP адреса компьютера и заканчивая статистикой оплат по этой карте. Количество фильтров может превышать сотню (например, у системы электронных платежей PayOnline их более 120). Система имеет набор правил, то есть лимитов фильтров безопасности. Каждый из фильтров проверяет пользователя — его персональные и карточные данные. Цель системы — убедиться в том, что пользователь является реальным владельцем карты, совершающим покупку на сайте. В случае выявления подозрительной активности, то есть превышения какого-либо значения параметра, фильтр автоматически блокирует возможность совершения платежа по этой карте. Рассмотрим процесс работы антифрод системы пошагово.
Пользователь совершат оплату на сайте. Информация о платеже попадает в систему fraud-мониторинга. В этот момент антифрод обладает двумя информационными пакетами: информацией о данном единичном платеже и профилем среднестатистического плательщика данного интернет-магазина. Алгоритмы работы системы fraud-мониторинга позволяют оценить ряд факторов, среди которых основными являются:
«Судьба» каждой метки индивидуальна. В графическом виде мы представили жизненный цикл транзакций всех трех типов на Рисунке 1. Далее на нескольких простых примерах мы рассмотрим типовые транзакции всех «цветов» и расскажем, какие проверки определяет транзакциям система fraud-мониторинга в зависимости от уровня риска возникновения фрода.
Рисунке 1. «Жизненный цикл» транзакций с разными уровнями риска возникновения мошеннической операции
С «зелеными» транзакциями все максимально просто: например, плательщик осуществляет оплату из России, картой, выпущенной российским банком. Сумма платежа не превышает среднего чека магазина.
Система мониторинга присваивает транзакции «зеленую» метку. Далее транзакция отправляется на авторизацию с помощью 3-D Secure. А если карта не подписана на сервис одноразовых паролей или банк-эмитент еще не поддерживает данный сервис, запрос на авторизацию этой транзакции будет направлен в процессинговый центр банка-плательщика обычным способом — напрямую.
Средний уровень риска возникновения fraud-а определяет иной путь проверки оплаты на легитимность. Метка «желтого» цвета присваивается транзакциям со средним и выше среднего уровнями риска возникновения мошеннических операций. Например, в российском интернет-магазине покупка оплачивается банковской картой, выпущенной в России, но размер среднего чека заметно превышает средний «по больнице».
Система помечает данную транзакцию «желтой» меткой, и для ее авторизации могут потребоваться дополнительные действия плательщика. Если карта подписана на 3-D Secure, то транзакция (как и в случае с «зеленой» меткой), будет авторизована с использованием одноразового пароля. Однако если плательщик не может воспользоваться этим способом авторизации платежа, то его банковская карта будет автоматически направлена на онлайн-валидацию или ручную проверку.
«Красную» метку система фрод-мониторинга автоматически присваивает транзакциям с высоким уровень риска совершения мошеннических операций. Например, оплата в российском интернет-магазине осуществляется картой, выпущенной в США, а плательщик находится в Испании.
Если платежи с помощью данной банковской карты ранее не совершались через PayOnline, система fraud-мониторинга пометит транзакцию «красной меткой» и переведет ее из автоматического режима авторизации в ручной. Такой платеж будет отправлен на ручную модерацию специалистам департамента рисков. Для аутентификации владельца банковской карты потребуется документальное подтверждение — отсканированное изображение банковской карты и документа, удостоверяющего личность владельца. После предоставления корректных сканов документов операция переводится из «красного» в «зеленый» цвет и направляется на авторизацию в процессинговый центр банка. Сомнительные операции, не прошедшие ручную модерацию, отклоняются во избежание риска возникновения мошеннических операций.
Таким образом, анализ транзакций автоматически проводится системой fraud-мониторинга сразу на трех уровнях: единичная банковская карта; профиль предприятия электронной коммерции; общий поток транзакций, обрабатываемых IPSP. Вкупе с постоянно совершенствующимися алгоритмами автоматического сбора, обработки и анализа данных о совершенных платежах многоуровневый анализ транзакций позволяет системе fraud-мониторинга своевременно изменяться, повышая уровень безопасности совершения оплат на сайтах клиентов и снижая риски по всем видам фрода, свойственным интернет-коммерции.
Что настораживает систему фрод-мониторинга?
Что может вызвать подозрение у антифрод системы? Вот некоторые параметры, которые, скорее всего, заставят систему мониторинга мошеннических операций.
Ручная настройка: зачем и кому она нужна
Настройки системы фрод-мониторинга различаются в зависимости от типов бизнеса. Необходимо учитывать целый список параметров:
Например, ограничения по географии платежей критичны для сферы онлайн туризма: клиенту может понадобиться приобрести билет на самолет, находясь в командировке за границей, а система заблокирует такой платеж, так как он совершается не из той страны, где выпущена карта плательщика.
В этом случае применяется тонкая настройка фильтров: можно задать условия, согласно которым платеж будет пропускаться, даже если не выполняется условие, географии платежа. Подобные изменения вносятся в систему только после анализа возможных рисков, под контролем специалистов и после согласования изменений с представителем интернет-магазина.
Собственноручное вмешательство в работу системы может привести к большим потерям — при одобрении мошеннических операций интернет-магазин будет обязан вернуть деньги на карту владельца, даже если товар уже был отгружен мнимому покупателю. Более того, на магазин может быть наложен штраф в зависимости от объемов мошенничества, а при повторении подобных ситуаций — особые санкции от международных платежных систем (МПС).
Плюсы и минусы системы антифрод
Плюсы системы мониторинга мошеннических операций очевидны — автоматическое отклонение сомнительных транзакций, защита интернет-магазина от последующих разбирательств с банками, платежными системами и реальными владельцами карт. И, конечно же, минимизация репутационных и финансовых рисков. Репутация магазина не пострадает, и пользователи будут доверять такому ресурсу, а значит, их лояльность будет расти.
Но, как и у любого сервиса, у системы фрод-мониторинга есть свои «издержки производства». Отклонение платежей может привести к потере клиентов, а значит, прибыли. Без должной настройки фильтры могут не пропускать значимые для интернет-магазина транзакции, что точно не понравится покупателям.
При выборе платежного сервис-провайдера стоит обратить внимание на заявленную конверсию в успешные платежи: сервисы, гарантирующие «100% успешных оплат», скорее всего, либо намеренно переоценивают свой функционал, либо подвергают клиентов риску стать жертвой злоумышленников. Например, уровень конверсии в успешные платежи после «ручной» настройки (или у стандартных интернет-магазинов со стандартной клиентской аудиторией) системы электронных платежей PayOnline варьируется в рамках 93-96% — и это очень хороший показатель для рынка.
Еще одним неприятным, но важным моментом, с которым придется столкнуться при разработке системы фрод-мониторинга на стороне интернет-магазина, станет защита данных пользователей, как персональных, так и платежных. Необходимо будет пройти сертификацию соответствия требованием стандарта PCI DSS, а также учесть ограничения на хранение и обработку данных, регулируемые законом. Это относится скорее к тем, кто всё-таки берется за самостоятельную разработку антифрода, поэтому подробно вдаваться в детали в данной статье мы не будем.
Кто предоставляет услуги антифрод и почему лишь единицам стоит вкладываться в собственные разработки
Мониторинг мошеннических операций — необходимость в современных реалиях электронной коммерции. Для банка затраты на поддержку и развитие антифрод-системы — это более чем приемлемая сумма, которая многократно окупится в процессе использования.
Для платежного сервис-провайдера система фрод-мониторинга является одним из ключевых сервисов, который она предоставляет компаниям-клиентам.
Для малого и среднего бизнеса разработка собственного антифрода — это неподъемный и не окупающийся проект. Требования к подобным механизмам растут с каждым годом, они учатся более тонко обрабатывать получаемую информацию, учитывая статистику и поведенческие факторы. Чтобы система работала эффективно и соответствовала современным требованиям, необходим штат квалифицированных специалистов и значительные технические мощности. В подавляющем большинстве случаев игрокам электронной коммерции «не по карману» такие постоянные затраты — и мониторинг мошеннических операций делегируются платежным сервис-провайдерам, специализирующимся на анализе и обработке платежных операций. Так, к примеру, деятельность по мониторингу мошеннических платежных операций в PayOnline осуществляет система Fraud Management System (FMS), разработанная нашими специалистами. Она позволяет произвести тонкую настройку безопасности по 140 фильтрам. Если вы заинтересованы в приеме платежей на сайте или в мобильном приложении, защищенных антифрод-системой, смело обращайтесь, проконсультируем и подключим.
В следующей части «9 секретов онлайн-платежей» обсудим еще одну очень важную для любого продавца тему — чардж-бэк: Что делать, если услуга оказана или товар отгружен, а клиент или банк требуют вернуть деньги обратно на карту плательщика? Как можно избежать возвратов? Какие требования обычно предъявляются к сайту интернет-магазина? Скоро в нашем блоге.
Что такое фрод операции
Фрод — это не аббревиатура, поэтому никакой расшифровки тут быть не может. Слово перешло в русский от английского fraud, что переводится как «обман». Сама суть фрода в самом его популярном смысле — в том, что мошенник оплачивает товар или услугу не своими деньгами, а ворованной карточкой или электронным кошельком вроде PayPal.
Для сферы IT и маркетинга
Также в более узком смысле фродом называют сомнительные звонки — накрутка лидов рекламными подрядчиками. В основном это происходит при работе по CPA или KPI.
Фродовый трафик возник ввиду того, что часть рынка перешла на оплату за результат — CPA-модель. Многие компании платят за лидогенерацию, в то время как коммерсанты находят пути искусственного формирования трафика.
Виды фрода с примерами
Фрод, в том или ином процентном соотношении, есть во всех сферах бизнеса. Рассмотрим примеры видов фрода.
В зависимости от источника
На основе взаимоотношений оператора связи и клиента (абонента):
Последний рассмотрим более подробно.
Внутренний фрод
Жертвой может стать как сама компания, другие сотрудники и, конечно, клиенты.
Внутренний фрод тоже можно разделить на две большие группы:
Известно, что в IT-сфере происходит движение огромных денежных масс — от банка или оператора к клиенту, между фирмами или физлицами и так далее. Некоторые сотрудники, которые привлекаются к этим процессам, хотят поживиться за счет этого потока.
Тут просто огромное поле для различных вариантов злоупотреблений:
Фиктивные услуги плохи не только по своей сути, но и по той причине, что сотрудник или целое подразделение вероятно будут отмечены как высокоэффективные и награждены премией, хотя на самом деле, работы никакой не велось. Например, если речь идет о заключении фиктивных договоров.
Именно ущерб от внутреннего фрода считается максимальным, поскольку у злоумышленника есть все необходимые «пароли и явки», а его, при этом, сложно вычислить.
Виды фрода, в зависимости от сферы
Разными бывают не только источники фрода, но и сферы жизни, в которых они встречаются.
Банковская сфера
Самый популярный фрод — мошенничество с помощью кредитных карт.
Понятно, что если карта была потеряна или украдена, то необходимо мгновенно обращаться в банк, поскольку ее данные практически сразу могут попасть в нехорошие руки. Но как мошенники могут получить эти данные, если карта лежит в сейфе под восемью замками или хотя бы в кошельке? Вариантов несколько:
Сайты без SSL-сертификата.
Также в сети продаются данные сотен тысяч ворованных банковских карт и взломанных кошельков. С этим ничего не поделать.
Сфера маркетинга
В данном случае речь идет не о кликах или картах, а об имитации действий. Они необходимы для KPI рекламодателя, которому нужно продвинуть, например, мобильное приложение. Это могут быть клики, скачивания, покупки и так далее.
Выполняются подобные действия с помощью кликовых ферм и ботов, а основная цель — потратить весь рекламный бюджет. Прибегают к таким способам не только конкуренты и мошенники, но и рекламные и маркетинговые агентства, которым надо достичь определенных показателей по трафику.
Выделяют 5 основных методов такого мошенничества.
Спуфинг или подделка SDK
Злоумышленники включаются в передачу данных между приложением и сервером, а после этого выполняют фиктивные действия или установки.
Так как все данные видны мошенникам, то они понимают, какая именно информация передается при выполнении определенных действий — открытии приложения, добавлении товара в корзину или получении нового уровня. Соответственно, эту информацию легко повторить и имитировать деятельность реального человека.
Избежать такую проблему несложно — необходимо шифровать пакеты данных, а также использовать динамические параметры для их передачи.
Клик-спам
Все установки приложений можно разделить на органические (из личного интереса, под влиянием друзей) и платные (то есть рекламные). Органические пользователи ценятся намного больше, и с их помощью можно отследить реальную востребованность программы.
Но мошенники знают способ, как представить органические установки платными. Фактически, злоумышленники просто незаметно генерируют постоянные клики пользователя на рекламу своего софта — это может происходить в приложении или веб-странице. Из-за этого пользователь теперь будет считаться платным и при скачивании естественный интерес человека учитываться не будет.
Инъекция кликов
Это более современный вариант клик-спама, о котором речь шла выше. Суть в том, что мошенники подделывают клик по рекламному объявлению приложения, скачивание которого только что началось. В результате установка признается платной, а не органической, и рекламщик получает прибыль.
Это сильный и порочный круг для работодателя, поскольку статистика рекламы хорошая — скачивания и установки на бумаге есть. Но так как на самом деле реклама не эффективна, то и результата нет — рекламодатели вкладывают все больше и больше средств, теряя и деньги, и время.
Поддельные установки
Очень простой вариант — использование эмуляторов, в которых можно создать огромное количество случайных устройств. В них уже симулируются скачивания, установки и прочие необходимые действия внутри приложение.
Особо продвинутые злоумышленники могут даже поддерживать сессию в активном состоянии, чтобы выглядеть органичным пользователем, а не фродом.
Поддельные покупки
Тут речь идет о мошенничестве со стороны юзеров. По статистике Adjust, около трети всех покупок в приложениях на iOS можно смело назвать фальшивыми. Это портит статистику и аналитику компаниям, отсюда и потери потенциального дохода.
Специалисты подсчитали, то на 1 реальный клик пользователя приходится 2,6 мошеннических. Потери составляют по несколько десятков миллиардов долларов за год.
Принцип действия антифрод-систем
Для этого существуют отдельные антифрод-системы, которые оценивают подозрительность операций, сделанных через Интернет.
В каждом подобном сервисе есть свои фильтры, списки и правила — с их помощью каждой транзакции назначается рейтинг. Если рейтинг падает ниже определенной отметки, то операция признается подозрительной. Система сама может рекомендовать действия по дальнейшей обработке операции.
Другое название антифрода — фрод-мониторинг
Чаще всего он представляет собой отдельные программные продукты, предназначенные для анализа потока данных и транзакций с целью выявления мошенничества.
Если речь идет об интернет-магазине, то антифрод-система подключается на моменте подтверждения платежа. В этот момент она собирает всю информацию о клиенте:
Наиболее продвинутые системы могут запрашивать и дополнительную информацию — например:
Существуют и международные программы борьбы с фродом.
Методы борьбы с фродом
С фродом сталкивается буквально каждая компания, которая что-то продает через интернет или оффлайн. Наиболее крупные разрабатывают собственные системы антифрод, например, МТС, Сбербанк, Тинькофф и так далее. Более мелкие игроки покупают подобные продукты.
Проблема настолько масштабна, что ею занимается государственные департаменты. Основу современной финансовой индустрии составляет политика противодействия мошенничеству, отмыванию денег и финансированию терроризма.
Расшифровка этой аббревиатуры на английском звучит как anti-money-laundering, что в переводе означает противодействие отмыванию денег.
Это определенный набор законов, правил и процедур, который необходимы для предотвращения получения гражданами доходов незаконным путем.
Этот набор был придуман на саммите G7 в 1989 году. Например, один из пунктов этих правил гласит о необходимости требования у новых клиентов документов, удостоверяющих личность.
Еще одна аббревиатура на английском языке — know your customer, или по-русски: знай своего клиента.
Эту процедуру можно назвать частью AML, в ходе которой продавец должен собирать и анализировать идентификационную информацию о клиенте.
Помимо этого, данная информация должна подвергаться анализу, и необходимо дать оценку рискам в контексте склонности клиента к отмыванию денежных средств или другим противоправным действиям. Также продавец должен составить портрет транзакционного поведения покупателя.
В различных странах существует свои принятые законодательно KYC-процедуры. Получается, что порой магазин просто обязан требовать документы для соблюдения закона и уменьшения своих финансовых рисков.
Расшифровывается как counter-terrorist financing, или борьба с финансированием терроризма, если по-русски. Довольно размытое понятие, поэтому подобные жалобы могут приходить на любые сайты и операции.
Кто такие фрод-аналитики?
Фрод-аналитик — специалист в компании, который борется с мошенничеством и защищает ее интересы. Чаще всего, его основные задачи сводятся к следующему:
Подобные специалисты имеются во всех крупных компаниях. Не такие крупные представители рынка часто прибегают к услугам аутсорсинга.
Выводы
К сожалению, фрод — очень популярное явление, которое встречается буквально в каждой сфере нашей жизни. Сейчас к этому понятию больше относят мошенничество именно в IT-сфере, например, с банковскими картами, рекламными накрутками, кражей паролей и других персональных данных. В противовес выступают системы фрод-мониторинга, которые с каждым днем становятся все лучше, а обойти антифрод становится все сложнее.