Что такое фри аир сабвуфер
Как выбрать сабвуфер для free air?
При выборе сабвуферного динамика стоит знать, что их делят на две группы: динамики для free air и ящичные.
Free air динамики предполагают установку в так называемый бесконечный акустический экран, которым обычно выступает задняя полка седанов. При этом акустическое оформление в виде корпуса им не нужно, важно лишь правильно подобрать динамик (так называемый фриэйрный) и грамотно подготовить полку. Для получения хорошего звука необходимо, чтобы размер акустического экрана был сопоставим хотя бы с длиной волны низшей воспроизводимой частоты.
Хорошие free air сабы очень музыкальные. При правильной инсталляции бас получается SQ-шный, то есть очень качественный, с отличными импульсными характеристиками — быстрый и чёткий. В некоторых случаях он может быть сравним со звуком ЗЯ или музыкального ЧВ. При этом сабвуфер не занимает места в багажнике, как в случае с корпусными сабами.
Чтобы сабвуфер типа free air заиграл в машине хорошо, необходимо устанавливать его в автомобиле с кузовом седан, в котором багажник хорошо изолирован от салона. Основная задача при инсталляции фриэйрного сабвуфера — добиться максимальной жесткости установки и отделить пространство багажника от салона.
В хетчбеках, универсалах, внедорожниках использование этого акустического оформления противопоказано, так как в кузовах такого типа невозможно добиться полной изоляции багажника. В результате из-за отсутствия герметичности будет происходить накладывание излучения от передней части диффузора с излучением от задней поверхности, в результате чего низкочастотные звуковые волны будут гаситься. То есть — будет происходить акустическое короткое замыкание (АКЗ). Из-за этого нормального баса или не будет вообще, или его будет значительно меньше, чем могло бы. А при попытке добавить громкость можно просто повредить динамик.
Требования к установке: полка должна быть максимально глухая и жёсткая, также она должна быть герметичной, что хорошо отделять пространство багажника от салона без АКЗ. Динамик в ней также должен быть максимально прочно закреплён. Варианты подбираются уже в конкретном автомобиле, но обычно при этом используется: фанера, МДФ, жесткая вибра, стеклопластик, болты. В полке не должно быть других динамиков («овалов», «блинов»), так как излучение сабвуфера будет мешать их работе и портить звук.
Фото взято отсюда: www.drive2.ru/l/485176274382225920
Кстати, вот ещё пример фанатичной обработки полки под фришный динамик: www.drive2.ru/l/8805380/
Резюмирую. Какие же преимущества и недостатки фришных сабов?
Плюсы: SQ-шный звук (при правильном выборе динамика и грамотной установке), экономия места в багажнике, не нужны расчёты и корпус, возможность получить отличный звук в седане.
Минусы: невысокая громкость и низкое звуковое давление (сравнительно с другими типами акустических оформлений), сложность правильной инсталляции динамика для free air, необходимость резать металл полки. Ну и при полной загрузке багажника характер баса меняется 🙂
Также не так просто сейчас найти хороший динамик для free air установки. Неплохие отзывы о сабах Challenger OPUS. Но они вроде встречаются как «фришные», так и ящичные. Это из того, что сейчас доступно в продаже. Если знаете другие бренды хороших динамиков для free air, на пишите их в комментариях.
Как же выбрать free air динамики по параметрам?
Обращаем внимание на такие параметры Тиля-Смолла: Fs, Qts, Vas. В первую очередь следует учитывать параметр Qts. Остальные вторичные.
Qts (полная добротность) — больше 0,55. Например, 0,7.
Fs (резонансная частота) — достаточно высокая, например, около 40 Гц.
Vas (эквивалентный объём) — около 70 и выше.
Также производитель может специально указать, что динамик предназначен для free air. Или же названии модели будет обозначение F, FA или IB.
В общем, free air — очень удачное и музыкальное акустическое оформление для сабвуфера, при условии, что вы подберетё качественный динамик, сможете его правильно «приготовить» и настроить.
Установка сабвуфера в полку.FREE-AIR.
Всем привет! Мало кого устраивает качество звука в автомобиле.Установка саба, оказалась сложнее, чем я предполагал.))
Немного теории…
Во free air нет задержки, свойственной корпусному оформлению. Речь не о скорости распространения звука. То, что в ФИ есть хитрая фазово-временная зависимость. В ЗЯ то же самое, только гораздо менее сильно выражена. Ведь ЗЯ — это как HP фильтр: АЧХ завиливается задолго до резонанса. Отсюда и фаза сдвигается. А у ФЭ ничего этого нет.
Поэтому состыковать с фронтом очень просто — вообще делать ничего не надо. Звук получается четкий, сочный, артикулированный, т.к. динамику не мешает сжатый воздух в ящике. Нет «экранировки» звука задним сиденьем. Не нужно отводить место под ящик — тоже удобно. Изготовление полки обойдется дешевле, чем корпусной сабвуфер.
Теперь минусы ФЭ: найти хороший фриэйрный саб сложнее, чем для ЗЯ. Не во всякую полку влезет 12″ или 15″ саб (хотя это не всегда и нужно). При полной загрузке багажника саб уже перестает быть free-air, а превращается в ЗЯ с неправильно выбранными параметрами (впрочем это отмечается далеко не во всех установках). Максимальное звуковое давление меньше, чем в случае ЗЯ. Качество звука определяется только параметрами головки, а не размерами ящика. Поэтому «откорректировать» его можно лишь заменой головки. )))
Сильные стороны фри эйра:
во первых относительная дешивизна
во вторых не занимает места в багажнике
в третьих нет задержки баса и мелодичный бас
для меня эти критерии стали решающими…
Так вот легкость в установке фриэйр кажущаяся. Скорее напротив. Кроме изготовления специальной полки надо ещё дополнительно герметизировать и шумо/виброизолировать багажник. Стоимость таких работ грамотно выполненных значительно превышает изготовление копруса под заказ для стелс-установки.
Проект Free Air Саб
Спешу поделиться своей радостью о том, наконец-то я смог это сделать. Собака не понимала, что происходит, когда я бросился на шею жены от радости, когда все заработало!
Начну с того, что штатный звук в е39 так себе, играет, но низов увы нет, да и откуда им там быть. Загорелся поставить сабвуфер, из своих соображений и с помощью разных статей, топиков, фото и тд, в стиле Free Air. Не хотел место в багажнике загромождать, да и нету его особо, — запаска лежит.
Вообщем, Саб такой должен быть по параметрам Freq=40-46 Hz, добротнасть выше 71, и …
Поискал и нашел такой динамик, фирма Hertz. более подробная характеристика этого динамике в первом моем топике.
Усилок тут же подобрал, смотрел конеч чтобы цена не кусалась, и по мощности сходился тоже, и нашел.
Лобзик попросил у знакомого, знал что придется пилить по дереву и по металу, так что купил нужное лезвие. Взял доску с разобранного комода.
Ошибка моя, что заранее не замерил место для кадра в машине. А просто: обвел кругляшь динамика и отошел около 2-3см.
Две стороны, на глаз, оказались широковаты, отпилил еще. Просверлил дырку на черте круга, и довел лобзиком дело до конца.
Скажу вам, что для первого раза, держа в руках лобзик, получилось не дурно.
Следующий этап, вырез полки. Деревяный кадр, к удаче или к счастью, по размерам встал хорошо.
Приложил, отчертил, приступил резать.
Сверху резал, потом продолжил с багажника, потом опять сверху. повозился в райне заднего стопа, там в притык резать надо было.
Между делом, споял дома шнур, что бросают на аккумулятор, купил на ebay.
С усилителем, вообщем мне повезло, сам не зная того, оказалось на нем уже готовое гнездо для подключени High Level signal (припоял к шнурам что идут к задним колонкам),
не понадобилось ставить китайский конвертер high level to low level на тюльпаны. К этому всему усилок оснащен кнопкой инвертация фазы на 180*, и! Авто включение! (работает, когда используеться вход High Level). Усилок включаеться автоматом, когда детектирует подачу в 6 вольт, то есть как раз при включении магнитолы. И не надо тянуть кабель remote от магнитолы по всей тачке. Эта опция вообще мне понравилась.
.
Положил антивибр, типо изолятор, сверху; еще снизу его дабавлю по всей полке.
По звуку значит, звучит глубоко и мягко, конечно не хватает атаки, но я об этом знал, меня устраивает. У динамика два варианта подключения 4Ом (300ватт) и 2 Ом (400ватт). Сразу на 4Ом подключил, думал если не будет достаточно мощности, перейду на 2Ом. Таки 300W хватает за глаза я вам скажу))).
Вот так у меня. Слушайте качественную музыку, любите своих жен. До скорого!
#37 Установка Free Air саба — очередная переделка…
Решил попробовать сделать монолитную полку из 20мм фанеры.
Саму фанеру подогнал друг Женя) вернее как подогнал — зашли на стройку к его другу и в куче мусора нашли толковый кусок фанеры. Аккуратно погрузил его в багажник со сложенными сиденьями, завернул в одеяло, что б не поцарапать что либо…
Дома скинул саб с проставочными кольцами, замерил размер задней полки, и решил пилить по размеру 90 см на 40 см. Отпилил, примерил. Уже на месте отметил участки, которые мешались
Затем решил сузить полку до 35 см посередине, а по бокам 30 см.
То есть конечный размер фанеры — 90 см длина, 35 см ширина посередине, и с плавным переходом по форме заднего стекла сужение до 30 см. Пропилил сразу 4 паза, что бы родная полка потом легла и застегнулась у стекла
Прорезал дырку под саб, закрепил его усовыми гайками и болтами и положил полку на место
Щели под полкой приклеил вибропластом.
Стянул полку болтами, подключил провода и заценил звук…
Играть стало лучше, но опять чего то не хватает в звуке.
На следующий день решил прорезать дырку в железе побольше, что б воздух спокойно проходил от дифузора.
Фанеру по периметру проклеил резиновым уплотнителем для дверей, что бы исключить проникание воздуха.
После этого саб заиграл еще лучше. Но теперь снова чувствуется рукой вибрация полки.
Накинул декоративную полку…
Придется снизу так же вырезать полку из фанеры и стягивать всю эту конструкцию как сэндвич…
ну и заодно поставить второй такой же саб, что б было погромче и давление поднять.
в целом меня этот саб уже достал) но доделать хочется, поэтому уже ничего не страшно резать и пилить)))
_________________________________________________________________________
Мои труды не остановились на одной лишь полки сверху. Отец привез с работы старенькую 18 мм фанеру. Я срезал со всех сторон размокшие края и из хорошего уже материала выпилил 2 куска размером 85 на 35 см. Пропилил отверстия под 2 саба с запасом, скрепил 2 листа фанеры клеем и 45-50 саморезами.
Сабвуфер Free Air
если купиш именно фриаерну голову и наглухо загерметизируеш багажник от салона, играть будет ормально…а если поставить саб корпусный в открытом багажнике, толку не будет…из того что я слишал как играет, вриаерные играют вроде как по мякше, обволакиваючи что ли, а корпусные как то жестко и давко.имхо это как по мне.себе к примеру с корпусного буду делать фришку, и место появится в багажнике и нравистя как играет да и динамик фришный заказан:)
от нащет что лучче точна не скажу, скорей дело вкуса и цены, и опять же в 2107 в полку 12 по моему не станет, да и как по мне одной десятки с нормальным уселителем и нормальной установкой будет лучче чем те же две 10 тупо прикручены к металу:)) тебе же не на соревнования по звуковому давлению ездить…
12 входит где то даже видел но расстояние по краям где то пол сантиметра остается
две двенашки входят
Думается, что за четыре года, парни этот вопрос точно решили:):):)
Самые отличные фри аир за их низкую цену Challenger Pro Line 10WF
2 таких в полку и будет хорошо…
Но только багажник отдели от салона фанерой или чем нибудь еще+шумка багажника
+1 согласен на все сто, у фришки главное герметично одделить салон от багажника…у нектолрохы машин это сделать сложней чем корпус под саб:))хотя фанера+монтажна пена и вперед…
Если взять хорошие сабвуферные динамики и загерметизировать перегородку, будет нормально. Лучше два небольших, две десятки — всяко больше баса, чем одна такая же 12-ка. Как правило, у фриэйра бас глубже и мягче, но хуже структурирован. Экстремальное давление с него не получишь. И от степени загруженности багажника звук будет сильно меняться.
у меня стоял в бехе за задними сидениями, врезал в ребро жесткости(весь багажник закрыт от салона)+ дерево, саб был МТХ 12″, играл на весь багажник в 500 литров, такого еще ни у кого не слышал, очень громко и низко долбил!
я чот не понял а сам динамик фриаерный был или нет?