Что такое фосы для учителей
Положение о фонде оценочных средств
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
о фонде оценочных средств
1.1 Положение о фонде оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ «Прудовская средняя школа» составлено в соответствии со следующими регламентирующими документами:
Федеральным Законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования (далее – ФГОС НОО и ФГОС ООО);
Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования;
Уставом МБОУ «Прудовская СШ»;
Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ «Прудовская СШ»;
1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки и требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру согласования, утверждения и хранения фонда оценочных средств (далее – ФОС) для контроля сформированности знаний, умений обучающихся по учебным дисциплинам, реализуемых в МБОУ «Прудовская СШ».
1.3.Фонд оценочных средств является составной частью основной образовательной программы школы.
1.4. В настоящем Положении используется следующая основная номенклатура терминов (глоссарий):
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (далее ФКГОС) – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию
Фонд оценочных средств (далее – ФОС) – входящий в состав учебно-методического комплекса учебного предмета пакет методических и контрольных материалов, предназначенных для текущего и в ходе промежуточной аттестации оценивания знаний, умений, навыков, компетенций обучающихся на разных ступенях обучения, измерения уровня достижения обучающимися установленных результатов обучения, являющийся неотъемлемой частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества реализации образовательных программ ОУ
1.4. Настоящее Положение обязательно в ОУ для исполнения всеми педагогами, обеспечивающими реализацию образовательного процесса по соответствующим образовательным программам.
2. Цель, задачи создания ФОС, требования, предъявляемые к ФОС
2.1. Целью создания ФОС учебной дисциплины (учебного предмета) является инструментарий, позволяющий установить соответствие уровня подготовки обучающегося (на данном этапе обучения) требованиям ФГОС/ФКГОС.
2.2. Задачи создания ФОС по предмету:
контроль процесса достижения обучающимися уровня сформированности компетенций, определенных в ФГОС/ФКГОС по соответствующему предмету (целей реализации образовательной программы, определенных в виде набора соответствующих компетенций)
контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых
знаний, умений, навыков с выделением положительных (отрицательных) результатов и планирование предупреждающих, корректирующих мероприятий
2.3. ФОС должен соответствовать следующим основным требованиям:
отражать предметное содержание;
сочетать различные формы измерений;
сочетать элементы репродуктивного, частично-поискового и творческого
(проблемно-деятельностного) уровней измерительных материалов;
связывать критерии с планируемыми результатами;
3. Формирование , согласование и утверждение ФОС
3.1. ФОС учебной дисциплины (учебного предмета) формируется на следующих основаниях:
академической честности (академической почтительности, научной культуры, этики);
достоверности (фиксирует меры соответствия методик и результатов исследования поставленным задачам);
надежности (использует единообразные стандарты и критерии для оценивания достижений);
справедливости (обучающиеся должны иметь равные возможности добиться успеха);
своевременности (поддерживает обратную связь).
3.2. ФОС по учебной дисциплине (учебному предмету) обеспечивает его соответствие:
· ФГОС и/или ФГКОС по соответствующему предмету;
· образовательной программе и учебному плану по предмету;
· рабочей программе по предмету;
· образовательным технологиям, используемым в преподавании данного предмета.
3.3. Назначение оценочного средства определяет его использование для измерения уровня достижений учащихся установленных результатов обучения по одной теме (разделу) и/или совокупности тем (разделов), предмету, курсу, дисциплине в целом .
3.4. Структурными элементами ФОС по предмету, курсу, дисциплине являются:
а) титульный лист (приложение 1)
в) комплекты оценочных средств, примерный перечень и краткая характеристика которых приведены в приложении (3);
г) комплект контрольно-измерительных материалов, разработанных по соответствующей дисциплине и предназначенных для оценки умений, и знаний;
3.5. По каждому оценочному средству в ФОС должны быть приведены критерии формирования оценок.
3.6. Включение других оценочных средств в ФОС осуществляется по решению преподавателя, ведущего предмет, курс, дисциплину.
3.7. ФОС формируется по каждому предмету, курсу, дисциплине.
3.8. ФОС формируется из оценочных средств, разработанных авторскими коллективами УМК, планируемых результатов НОО, ООО, примерных программ по предметам.
3.9. ФОС формируется на бумажном и электронном носителях и хранится у учителя, обеспечивающего преподавание данного предмета, курса дисциплины. У заместителя директора по УВР хранятся паспорта ФОС, сформированные по уровням образования.
3.10. ФОС рассматривается на педсовете школы и утверждается директором ОУ.
3.11. Решение об актуализации, изменении, аннулировании, включении новых оценочных средств в ФОС принимается составителем и отражается в паспорте ФОС.
4. Формы контроля, критерии оценивания.
Подавляющее большинство КОС обеспечивает функционирование следующих ниже форм контроля качества освоения обучающимися материала учебной дисциплины, модуля, темы, требующихся умений и навыков, предполагающихся компетенций.
4.1 . Письменные формы контроля
Письменные работы могут включать: тесты, контрольные (констатирующие) работы, эссе, рефераты, междисциплинарные проекты (деловые/ролевые игры, тренинги) и др. К каждой письменной работе должны быть указаны критерии оценки в процентах и/или в баллах, уровнях достижений обучающихся.
· Реферат, творческая работа – форма контроля, используемая для привития обучающемуся навыков краткого, грамотного и лаконичного представления собранных материалов и фактов
4.2. Устные формы контроля
4.3. Технические формы контроля
Данные формы контроля осуществляются с привлечением разнообразных технических средств.
• Программы компьютерного тестирования, учебные задачи, комплексные ситуационные задания, автоматизированные системы мониторинга знаний и т.п.
• Виртуальные лабораторные работы выполняются с помощью обучающих комплексов, позволяющих производить эксперименты либо с математической (расчетной) моделью, либо с физической установкой. Выполнение лабораторной работы заканчивается представлением отчета, который может быть проверен автоматически. В частном случае, результатом выполнения лабораторной работы может быть формальное описание какой-либо системы.
5. Ответственность за разработку и хранение ФОС
5.1. Общее руководство разработкой ФОС осуществляет заместитель директора по УВР на основании приказа директора ОУ.
5.2. Ответственность за координацию действий педагогов по созданию ФОС по образовательным программам возлагается на руководителей школьным методических объединений.
5.3. Непосредственным исполнителем разработки комплекта КОС по предмету является педагог, ведущий данный предмет в данном классе. Комплект КОС может разрабатываться коллективом авторов в рамках одной предметной области.
5.4. Работы, связанные с разработкой комплекта КОС, вносятся в индивидуальные планы преподавателей.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Прудовская средняя школа»
на педагогическом совете
Протокол № ____ от _________________
Директор МБОУ «Прудовская СШ»
По учебным предметам, курсам, дисциплинам начального общего образования
Презентация на тему «ФОСы и КОСы»
Описание разработки
Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции.
ОС – это контрольные задания, а также описание форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимися учебного материала, учебной дисциплины, профессионального модуля.
Оптимальный путь формирования систем оценки качества подготовки обучающихся при реализации ФГОС–3 заключается в сочетании традиционного подхода, выработанного в истории отечественного образования и инновационного подхода, который опирается на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт.
Традиционные методы, позволяющие оценивать знания, умения и навыки, не всегда годятся для определения уровня компетенции обучающегося и выпускника.
Соответственно, в процессе оценки качества подготовки обучающихся необходимо использовать как традиционные, так и инновационные типы, виды и формы контроля.
Содержимое разработки
Требования ФГОС Раздел VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОПОП
8.2 Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
Оценочные средства (ОС)
ОС – это контрольные задания, а также описание форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимися учебного материала, учебной дисциплины, профессионального модуля.
Изменение функции ОС по ФГОС-3
Традиционные методы, позволяющие оценивать знания, умения и навыки, не всегда годятся для определения уровня компетенции обучающегося и выпускника.
Проблема измеримости компетенций
Что такое фонд оценочных средств?
Под фондом оценочных средств понимается комплект методических и контрольных материалов, предназначенных для оценивания ЗУН и компетенций на разных стадиях обучения обучающихся, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения конкретной ОПОП.
ФОС разрабатываются по каждой УД (ПМ) и формируется на бумажном и электронном носителях.
Цель и задачи создания ФОС
ФОС по дисциплине должен формироваться на ключевых принципах оценивания :
При формировании ФОС по дисциплине должно быть обеспечено его соответствие :
Назначение оценочного средства
определяет его использование для измерения уровня достижений обучающегося установленных результатов обучения по одной теме (разделу) и/или совокупности тем (разделов), дисциплине в целом.
Структура и содержание ФОС
Структурными элементами ФОС по дисциплине являются
комплекты контрольно-оценочных средств, разработанные по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю, входящим в учебный план ОУ в соответствии с ФГОС.
Если одна и та же дисциплина с одинаковыми требованиями к ее содержанию преподается на различных профессиях, то по ней создается единый комплект контрольно-оценочных средств.
Структура и содержание ФОС
Структурными элементами комплекта контрольно-оценочных средств (КОС)
по учебной дисциплине являются:
По каждому оценочному средству в ФОС должны быть приведены
Примерный перечень оценочных средств
Наименование оценочного средства
Краткая характеристика оценочного средства
Деловая и/или ролевая игра
Представление оценочного средства в фонде
Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи.
Тема (проблема), концепция, роли и ожидаемый результат по каждой игре
Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.
Задания для решения кейс-задачи
Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися.
Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу
Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты
Вопросы по темам/разделам дисциплины
Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения.
Комплект контрольных заданий
Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов
Целевая подборка работ обучающегося, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах.
Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.
Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала.
Темы групповых и/или индивидуальных проектов
Образец рабочей тетради
Различают задачи и задания:
Средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по модулю или дисциплине в целом.
Комплект разноуровневых задач и заданий
Комплект заданий для выполнения расчетно-графической работы
Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы
Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.
Темы докладов, сообщений
Вопросы по темам/разделам дисциплины
Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.
Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.
Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий
Техническое средство, которое может быть использовано для контроля приобретенных обучающимся профессиональных навыков и умений по управлению конкретным материальным объектом.
Фонд тестовых заданий
Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
для работы на тренажере
ЕСЛИ ТЫ ОКАЗАЛСЯ В ТЕМНОТЕ И ВИДИШЬ ХОТЯ БЫ СЛАБЫЙ ЛУЧ СВЕТА, ТЫ ДОЛЖЕН ИДТИ К НЕМУ…
МОЖЕТ ЭТО НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА.
НО ПРОСТО СИДЕТЬ В ТЕМНОТЕ НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ.
Правила оформления и требования к составлению фонда оценочных средств и контрольно-оценочных средств
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАКАЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА им.М.Г.ГАНИЕВА»
Правила оформления и требования к составлению фонда оценочных средств и контрольно-оценочных средств.
Настоящее методическое пособие определяет понятия, общие требования и правила оформления контрольно-оценочных средств и формирования фонда оценочных средств.
При разработке методического пособия были проанализированы и обобщены требования ряда литературных источников, разработок других действующих правил и требований.
Камалдинова И.Ю. – председатель ПЦК Кунашакского филиала «БТПТиС им.М.Г.Ганиева»
Рассмотрела и утвердила:
Юсупова Р.М.- методист Кунашакского филиала «БТПТиС им.М.Г.Ганиева»
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
1.2 Структура и содержание фонда оценочных средств………………….
1.3 Разработка, согласование и утверждение фонда оценочных средств
2 ОЦЕНКА УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………
3 ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
4 ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ……………..
5.1 Макет КОС по учебной дисциплине…………………………………..
5.2 Макет КОС по профессиональному модулю…………………………
Данное методическое пособие разработано в помощь педагогическим работникам Кунашакского филиала БТПТиС им.М.Г.Ганиева и содержит общие требования и практические рекомендации по формированию фондов оценочных средств для оценивания качества освоения основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования.
Используемые обозначения и сокращения:
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт ОПОП – основная профессиональная образовательная программа СПО – среднее профессиональное образование
КОС – контрольно-оценочные средства УД – учебная дисциплина
ПМ – профессиональный модуль МДК – междисциплинарный курс
ПК – профессиональные компетенции ПО – практический опыт
ГИА – государственная (итоговая) аттестация ПЦК – предметно-цикловая комиссия
УПР – учебно-производственная работа
ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального и среднего профессионального образования для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной профессиональной образовательной программы создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции.
ФОС представляет собой совокупность контролирующих материалов (оценочных средств), предназначенных для измерения уровня достижения обучающимися установленных результатов обучения.
Оценочные средства – это контрольные задания, а также описание форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимися учебного материала, учебных дисциплин, профессиональных модулей.
Оценивание – процесс определения и анализа достигнутых результатов обучения с точки зрения их соответствия требованиям, изложенным в ФГОС, ОПОП, рабочих программах дисциплин, профессиональных модулях.
выбор методов, адекватных целям оценивания и характеру результатов обучения;
анализ полученных результатов;
Фонды оценочных средств формируются на основе ключевых принципов оценивания:
валидности: объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения;
надежности: использование единообразных показателей и критериев для оценивания достижений;
объективности: получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями.
Формирование ФОС должно обеспечивать:
переход от оценки отдельных умений к интегрированной (комплексной) и междисциплинарной оценке;
переход от пассивной роли обучаемого в процессе контроля к активному конструированию содержания ответа;
ориентацию оценки на стандарты, известные обучающимся;
оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся;
изменение характера оценки: от единовременной оценки с помощью одного измерителя к комплексной (портфолио).
Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать:
текущую аттестацию по курсу дисциплины, МДК, учебной практике;
промежуточную аттестацию по УД, ПМ, учебной/производственной практике;
государственную (итоговую) аттестацию.
Конкретные формы и процедуры текущей и промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются учебным подразделением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух недель от начала обучения.
Оценка установленных результатов обучения осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка уровня сформированности компетенций.
Для оценки уровня освоения обучающимися программы УД/ПМ преподаватели/мастера производственного обучения разрабатывают критерии оценки знаний, умений и компетенций на основе рейтинговой шкалы в соответствии с Положением о текущей и промежуточной аттестации обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования.
По результатам освоения УД/ПМ итоговый рейтинговый балл обучающегося переводится в оценку («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачтено»), отражающей его индивидуальные учебные достижения.
Структура и содержание фонда оценочных средств
Структурными элементами фонда оценочных средств являются комплекты КОС, разработанные по каждой учебной дисциплине и каждому профессиональному модулю в соответствии с учебным планом. Если одна и та же дисциплина с одинаковыми требованиями к ее содержанию входит в состав нескольких ОПОП, то по ней создается единый комплект КОС.
КОСы должны содержать объект оценивания, показатели оценки результата, критерии оценки и метод оценивания.
Комплект КОС структурируется в соответствии с содержанием рабочей программы учебной дисциплины/профессионального модуля.
Структурными элементами комплекта КОС по учебной дисциплине
паспорт комплекта контрольно-оценочных средств;
результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке;
контрольно-оценочные материалы для текущей аттестации по дисциплине;
контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по дисциплине.
Структурными элементами комплекта КОС по профессиональному модулю являются:
-паспорт комплекта контрольно-оценочных средств;
-контрольно-оценочные материалы для текущей и промежуточной аттестации по МДК.
контрольно-оценочные материалы для аттестации по учебной и (или) производственной практике;
требования к выполнению и защите курсовой работы/ курсового проекта (при наличии в учебном плане);
-контрольно-оценочные материалы для экзамена (квалификационного). Оценочные средства для ГИА выпускников включают задания на выполнение ВКР, показатели и критерии оценки результата ее выполнения и
Разработка, согласование и утверждение фонда
Общее руководство разработкой ФОС осуществляет заместитель директора учебного подразделения по УМР/УПР.
Ответственность за разработку и обновление комплектов КОС по учебной дисциплине/профессиональному модулю несет заведующий отделением.
Непосредственным исполнителем разработки комплекта КОС по учебной дисциплине/профессиональному модулю является преподаватель, мастер производственного обучения по соответствующей профессии/ специальности. Комплект КОС может разрабатываться коллективом авторов по поручению председателя ПЦК. Рекомендуется привлекать к разработке и экспертизе контрольно-оценочных средств работодателей
При составлении, согласовании и утверждении комплекта КОС должно быть обеспечено его соответствие:
Федеральному государственному образовательному стандарту НПО/СПО по соответствующей профессии/специальности;
-основной профессиональной образовательной программе и учебному плану соответствующей профессии/специальности НПО/СПО;
-рабочей программе учебной дисциплины/профессионального модуля;
образовательным технологиям, используемым при реализации данной учебной дисциплины, профессионального модуля.
Работы, связанные с разработкой комплекта КОС, вносятся в индивидуальные планы преподавателей, мастеров производственного обучения.
Комплект КОС по учебной дисциплине, профессиональному модулю рассматривается на заседании ПЦК и утверждается председателем комиссии ПТЦ или ООД.
Печатный экземпляр комплектов КОС входит в состав комплекта документов ОПОП. Электронный вариант фонда оценочных средств предоставляется в учебно-методическое управление БТПТиС.
ОЦЕНКА УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Итогом освоения учебной дисциплины является комплексная проверка умений и знаний, а также уровня сформированности компетенций.
Целью создания ФОС учебной дисциплины является установление соответствия уровня подготовки обучающегося на данном этапе обучения требованиям рабочей программы учебной дисциплины.
Задачи формирования ФОС по дисциплине:
контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений и формирования компетенций, определенных в ФГОС по соответствующей специальности/профессии;
контроль и управление достижением целей реализации ОПОП, определенных в виде набора ОК И ПК выпускников;
оценка достижений обучающихся в процессе изучения дисциплины с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий;
обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения.
Конкретные формы и процедуры текущей и промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине определяются учебным планом по профессии/специальности и рабочей программой дисциплины.
Разработку содержания комплекта КОС по учебной дисциплине целесообразно начинать с анализа и, в случае необходимости, корректировки и уточнения показателей оценки результата, приведенных в 4 разделе программы учебной дисциплины.
В процессе анализа особое внимание необходимо обратить на корректность формулировки показателей.
Формулировка показателей оценки результата осуществляется с учетом правил:
малых чисел (показателей не должно быть слишком много);
преимущественного использования форм отглагольных существительных (построение, вычисление, выполнение, выбор, организация, расчет…).
Примеры формулировок показателей оценки результата приведены в таблице 2.
Примеры формулировки показателей оценки результата по дисциплине «Статистика» (специальность 030912 «Право и
организация социального обеспечения»)
Показатели оценки результата
У2 Оформляет в виде таблиц, графиков и диаграмм статистическую информацию:
обоснованный выбор таблиц, графиков и диаграмм адекватно статистическим данным;
применение освоенных алгоритмов в знакомой ситуации;
применение методов, адекватных учебной задаче;
У3 Исчисляет основные статистические показатели
обоснованный выбор статистических показателей адекватно учебной задаче;
расчет статистических показателей в соответствии с эталоном.
У4 Проводит анализ
статистической информации и делает соответствующие выводы
— соответствие сделанных выводов проведенному анализу статистической информации.
З1 Знает законодательную базу об организации государственной статистической отчетности и ответственности за нарушение
порядка ее представления;
владение программным материалом;
сформированность понятийного аппарата;
соответствие составления запроса для поиска информации в различных источниках, базах данных согласно условию задачи.
Перечень показателей целесообразно составлять с учетом имеющихся в структуре ОПОП умений и знаний.
Если знания, умения и компетенции можно проверить одними и теми же формами и методами контроля, то рекомендуется провести их декомпозицию (объединение) (см. табл.3).
Примеры формулировки показателей оценки результата по дисциплине
«Статистика» (специальность 030912 «Право и организация социального обеспечения») с учетом декомпозиции знаний, умений и компетенций
Показатели оценки результата
У1 Собирает и обрабатывает информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности
З1 Знает законодательную базу об организации государственной статистической отчетности и ответственности за нарушение порядка ее представления;
З2 Знает современную структуру органов государственной статистики;
З3 Знает источники учета статистической информации;
ОК4 Осуществляет поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5 Использует информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ПК 4.3 Проводит мониторинг и анализ социальных процессов (условия,
причины, мотивы проявления) в муниципальном образовании.
применение освоенных алгоритмов в знакомой ситуации;
применение методов, адекватных учебной задаче;
соответствие составления запроса и найденной по запросу информации на официальных сайтах Федеральной службы государственной статистики и Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области поставленным задачам.
соответствие выводов и аргументов об объектах, процессах, явлениях на основе сравнительного анализа информации о них по заданным критериям.
Результатом данного этапа разработки комплекта КОС является заполнение таблицы 1 макета КОС учебной дисциплины (см. Приложение 1, таблица 1).
Следующим этапом является определение соответствия между результатами обучения и компонентами учебной дисциплины с указанием форм и методов контроля (см. Приложение 1, таблица 2).
После определения форм и методов контроля разрабатываются типовые задания для текущей и итоговой аттестации.
Типовые задания должны носить практикоориентированный характер и сопровождаться критериями для их оценивания.
Формулировка типовых заданий должна включать требования к условиям их выполнения; времени, отводимому на выполнение задания; необходимость наблюдения за процессом выполнения задания; источникам, которыми можно пользоваться и др.
Если типовое задание подразумевает однозначный ответ (тест, практическая задача), то необходимо привести эталонные ответы.
Разработанные материалы оформляются в соответствии с макетом (см.
ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Итоговой формой контроля по ПМ является экзамен (квалификационный). Он проверяет готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у него компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам освоения ОПОП» ФГОС СПО. Итогом проверки является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности «освоен/не освоен».
Для оценивания уровня освоения знаний и умений, а также уровня сформированности компетенций при изучении ПМ проводится текущая и промежуточная аттестация.
Разработку содержания контрольно-оценочных средств по ПМ рекомендуется начинать с анализа и, в случае необходимости, корректировки и уточнения показателей оценки результата, приведенных в 5 разделе рабочей программы профессионального модуля.
В процессе анализа особое внимание необходимо обратить на корректность формулировки показателей. Следует помнить, что показателем освоения компетенции может быть продукт практической деятельности или процесс практической деятельности (см. таблицу 4). При оценивании продукта практической деятельности предусматривается ссылка на эталон качества данного продукта (например, ГОСТ); при оценивании процесса практической деятельности определяют соответствие усвоенных алгоритмов деятельности заданному (регламенту, временным параметрам и др.). Показателем оценки процесса может быть и обоснование обучающимся своих действий.
При отсутствии нормативно закрепленного эталона продукта или процесса (например, ГОСТ) рекомендуется использовать качественные характеристики продукта или процесса (правильность, точность и т.д.), но в этом случае необходимо установить для них критерии.
С учетом вышеперечисленных рекомендаций формулировки показателей освоения компетенций могут иметь следующий вид (см. таблицу 4):
Виды формулировок показателей освоения компетенций
Оценка продукта деятельности
Оценка процесса деятельности
соответствие (оформления витрины, демонстрационных стендов, эстетической выкладки товара, цветового решения) содержанию и правилам (оформления торговых предложений);
соответствие (простейших опросных анкет по сбору количественной и качественной информации) целям и задачам ( опроса);
соблюдение требований к ( структуре при составлении простейших объявлений);
— достижение (поставленных целей и задач занятия);
— соответствие … ( технологическим требованиям, СНиП, СанПиН…);
соответствие этапов (определения неисправностей и объема работ автомобиля, его агрегатов и систем инструкционной карте);
осуществление всех форм банкетного обслуживания в соответствии с профессиональными стандартами обслуживания;
соблюдение технологической последовательности (маршрута, алгоритма)…;
выполнение требований (инструкций и правил техники безопасности в ходе разборки, сборки узлов, агрегатов автомобиля и устранения неисправности);
использование новых технологий (или их элементов) при…
выполнение … с применением новых
(можно указать каких) технологий (или их
Оценка процесса и продукта деятельности при наблюдении (проверке):
— точность (правильность) выбора (материалов для …, режима…);
— точность (диагностики …, определения, расчетов)
СЛОВО «ПРАВИЛЬНОСТЬ» МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ, ЕСЛИ КРИТЕРИИ ПРАВИЛЬНОСТИ ОДНОЗНАЧНЫ;
точность и скорость чтения чертежей;
скорость и техничность выполнения всех видов работ по обслуживанию посетителей предприятий питания;
своевременность (оказания неотложной доврачебной помощи при терминальных состояниях);
результативность информационного поиска;
правильность (рациональность) распределения времени на выполнение задания;
Оценка обоснования обучающимся выбора решения:
аргументированность преимуществ торгового предложения;
— обоснованность отбора и оформления коммерческой рекламной информации для потребителей;
адекватность оценки методов…;
ясность и аргументированность (изложения собственного мнения);
полнота и доступность (рекомендаций потребителю в устной и письменной форме (на русском и иностранном языках));
Перечень показателей освоения компетенций рекомендуется составлять с учетом имеющихся в структуре ОПОП умений и знаний, соответствующих данному виду деятельности.
После уточнения показателей результатов освоения компетенций разрабатываются типовые задания для экзамена (квалификационного) по ПМ.
Задания должны носить практикоориентированный характер и предусматривать комплексную проверку профессиональных и общих компетенций. Перед началом формирования заданий необходимо сгруппировать общие и профессиональные компетенции так, чтобы задание одновременно подразумевало проверку обеих групп компетенций. Также целесообразно выделить в перечне ОК те, проверку которых можно осуществить только на основании портфолио.
Типы контрольно-оценочных заданий для оценки результатов освоения ПМ приведены в таблице 5.
Типы контрольно-оценочных заданий для оценки результатов освоения профессионального модуля
Изготовление готового продукта.
Практико- ориентированный проект
Изготовление дейст- вующей модели меха- низма. Разработка методики решения производственной задачи. Составление схемы или алгоритма
Изготовление пред- мета декоративно-
Сборка механизма (с
целого из отдельных
Выявление проблемы, закономерности, трен- да, предполагающее самостоятельную
работу с источниками информации
Прогнозирование раз- вития ситуации Диагностика техни- ческого средства с
определением поломки (дефекта).
Демонстрация профессиональной деятельности в роли специалиста.
Имитационно- игровой вариант
Групповая имита- ционная игра, включающая роли всех участников технологического
предложений в рамках профессиональной
деятельности для разрешения определѐнной
Предложить оптимальный путь разрешения технологической проблемы.
Разработка типовых заданий сопровождается установлением критериев для их оценивания. Формулировка типовых заданий должна включать требования к условиям их выполнения (место выполнения – учебная/ производственная практика или непосредственно экзамен (квалификационный); время, отводимое на выполнение задания, необходимость наблюдения за процессом выполнения задания, источники, которыми можно пользоваться и др.).
В паспорте КОС необходимо обосновать предпочтительную форму экзамена (квалификационного): выполнение заданий, защита курсового проекта и др.
Задания для экзамена (квалификационного) могут быть 3 типов:
задания, ориентированные на проверку освоения вида деятельности в целом;
задания, проверяющие освоение группы компетенций, соответствующих определенному разделу модуля;
задания, проверяющие отдельные компетенции внутри профессионального модуля.
Разработанные материалы оформляются в соответствии с макетом (см.
ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ
Фонды оценочных средств для государственной (итоговой) аттестации – разрабатываются преподавателем/мастером производственного обучения, рассматриваются на заседании ПЦК и утверждаются руководителем учебного подразделения после согласования с работодателем (-ями).
Оценочные средства для государственной (итоговой) аттестации должны обеспечивать поэтапную и интегральную оценку компетенций выпускников НПО/СПО.
Разработку содержания КОС ГИА начинают с анализа каждой темы ВКР и уточнения показателей оценки результата, через ПК и ОК, формируемых при освоении ОПОП.
Тематика ВКР должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей и отвечать современным требованиям развития науки, техники, производства, экономики, культуры и образования.
Если выполнение нескольких тем ВКР направлено на проверку одних и тех же ОК и ПК, то проводят их декомпозицию (объединение). И для укрупненной группы ВКР разрабатывают одно типовое задание.
Задание на выполнение ВКР должно включать тему, краткое описание планируемого результата, исходных данных: условий и ресурсного обеспечения, необходимых для выполнения работ. Типовые задания должны сопровождаться критериями для их оценивания.
Разработанные задания на ВКР, основные показатели оценки результатов выполнения и защиты ВКР и критерии оценивания (оценочные средства ГИА) проходят обязательную экспертизу на соответствие требованиями ФГОС НПО/СПО на заседании ПЦК.
Ведущие специалисты от работодателей проводят экспертизу оценочных средств ГИА на соответствие требованиям профессиональных стандартов и/или квалификационных требований с целью определения актуальности, уровня сложности и выполнимости ВКР.
Утвержденные оценочные средства ГИА доводятся до сведения выпускников не позднее чем за две недели до начала производственной (преддипломной) практики.
Достижение показателей оценки результатов выполнения и защиты ВКР оценивается государственной аттестационной комиссией в контексте актуальности, практической значимости, новизны, исполнительского уровня, технического, информационного и экономического обеспечения.
Уровень сформированности компетенций выпускника по результатам выполнения и защиты ВКР определяется в соответствии с рейтинговой шкалой.
Приложение 1. Макет КОС УД
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса им.М.Г.Ганиева»