Что такое фор в банке
ЦБ изменит нормы резервирования для банков
ЦБ решил с 1 апреля снизить для банков на 0,25 п.п., до 4,75%, норматив обязательных резервов по рублевым депозитам и расчетным счетам физических и юридических лиц, а также по иным обязательствам банков в рублях. Соответствующие изменения внесены в указание ЦБ «Об обязательных резервных требованиях». От норматива зависит объем отчислений банков в Фонд обязательного резервирования (ФОР), который нужен для гарантирования обязательств банков по средствам клиентов и используется для управления общей ликвидностью.
Решение снизить нормативы было принято для того, чтобы компенсировать увеличение объемов обязательных резервов из-за расширения с 1 апреля списка резервируемых обязательств банков, объясняет ЦБ. В этот список Центробанк включил все долгосрочные обязательства банков (за исключением обязательств по субординированным инструментам), обязательства перед международными финансовыми организациями, а также перед госкорпорацией развития «ВЭБ.РФ».
С разных обязательств банк производит определенный процент отчислений на счет в ЦБ, но с тех обязательств, которые регулятор внес в перечень, банки пока отчислений не делали, а теперь будут, поясняет старший аналитик Fitch Александр Данилов. Само по себе расширение перечня негативно сказалось бы на ликвидности сектора, но, поскольку одновременно с этим ЦБ снижает ставки отчислений по некоторым обязательствам, общий эффект будет, скорее всего, незначительным, говорит эксперт.
Влияние, с одной стороны, расширения перечня резервируемых обязательств, а с другой — снижение нормативов обязательных резервов будут зависеть от структуры пассивов каждого конкретного банка, указывает старший менеджер департамента управления рисками Deloitte Сергей Гришунин. В среднем по сектору это может компенсировать расширение резервируемых обязательств, но ситуация неоднородна от банка к банку, поясняет он.
Возможное увеличение резервов в масштабах всей системы составит около 30 млрд руб., и это не так много по сравнению с общим объемом требований ЦБ в рамках объема ФОР (около 2,8 трлн руб.), то есть около 1%, подсчитали в Сбербанке. «Данное изменение в целом нейтрально для объема ФОР банковской системы, но для отдельных банков эффект будет зависеть от их структуры обязательств», — отметили в банке.
Включение в расчет ФОР долгосрочных обязательств увеличит их стоимость для банков. Это сделает еще более дорогим для банков выполнение требований по базельским коэффициентам ликвидности (прежде всего Н26 — норматив краткосрочной ликвидности), что окажет дополнительное повышательное давление на процентные ставки и по другим срочным инструментам, полагают в Сбербанке.
«Данные нововведения не окажут материального влияния на финансовые показатели ВТБ», — сообщили в пресс-службе банка. Для Промсвязьбанка, по предварительной оценке, сумма резерва незначительно снизится относительно действующих правил расчета обязательных резервов, говорит главный финансовый директор Промсвязьбанка Евгений Смирнов. Для Росбанка новые правила приведут к некоторой, пусть небольшой, экономии объема создаваемых обязательных резервов, отметил финдиректор, член правления Росбанка Александр Овчинников.
НОВОСТИ
для банков, о банках и не только.
Сюрприз по ФОРу от ЦБ РФ
С 01 апреля 2019 года Положение ЦБ РФ № 507-П начнет действовать в редакции с изменениями, так как вступит в силу опубликованное Банком России Указание № 5036-У. Помимо этого, Указание № 4871-У, устанавливающее сейчас ставки ФОР, утратит силу с апреля, а вместо него начнет действовать новое Указание ЦБ РФ № 5068-У «Об обязательных резервных требованиях» с несколько пониженными ставками. В состав резервируемых обязательств, впервые за всю историю (если мы не ошибаемся) войдут счета 30109 (к/с лоро), 313 (привлеченные МБК), 315 (прочие привлеченные средства кредитных организаций), 31702 и 31802 (просрочка по полученным МБК и процентам), а виной всему ВЭБ.РФ.
ЦБ РФ включил в состав резервируемых обязательств не все обязательства перед кредитными организациями, а пассивные остатки ВЭБа и международных финансовых организаций (за исключением обязательств по субординированным инструментам), о чем повествует добавленный в 507-П пункт 2.5.10 и изменения, внесенные в пункт 2.6.
На этом новшества не заканчиваются. Ранее всегда учитываемый на двух балансовых счетах, ФОР «переедет» на счет 30202 вне зависимости от вида валюты резервируемых обязательств, а счёт 30204 будет исключен из Плана счетов.
Кроме того, будет отменена необходимость депонирования кредитной организацией, не выполнившей обязанность по усреднению обязательных резервов, денежных средств на отдельном балансовом счете.
В Таблице приводятся ставки отчислений в ФОР,
начиная с регулирования резервов за апрель 2019 года:
Вид обязательств
Нормативы ФОР
для банков
с универсальной лицензией
Нормативы ФОР
для банков
с базовой лицензией
Перед физлицами в рублях
Перед физлицами в иностранной валюте
Перед юрлицами-нерезидентами в рублях
(за исключением долгосрочных обязательств)
Перед юрлицами-нерезидентами в иностранной валюте
(за исключением долгосрочных обязательств)
Перед юрлицами-нерезидентами по долгосрочным обязательствам в рублях
Перед юрлицами-нерезидентами по долгосрочным обязательствам в иностранной валюте
По иным обязательствам в рублях
(за исключением долгосрочных обязательств)
По иным обязательствам в иностранной валюте
(за исключением долгосрочных обязательств)
По иным долгосрочным обязательствам в рублях
По иным долгосрочным обязательствам в иностранной валюте
Всё ещё думаете, что такое ФОР?
Подписывайтесь на наш дистанционный курс
«Банковский специалист широкого профиля»
и получайте глубокие знания, удовольствие от обучения
и Диплом о профпереподготовке!
Фонд обязательного резервирования в ЦБ РФ. Порядок создания и использования Фонда обязательных резервов, депонируемых в ЦБ РФ.
Резервы кредитной организации (особенности учета)
Выделяют 4 основных вида резервов банка:
Резервный фонд КО. Особенности учета резервного фонда в банке
В банках создается резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5 процентов от его уставного капитала.
Резервный фонд формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом банка. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом, но не может быть менее 5 процентов от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом банка.
Резервный фонд предназначен для покрытия убытков банка, а также для погашения облигаций банка и выкупа акций банка в случае отсутствия иных средств.
Резервный фонд не может быть использован для иных целей.
По кредиту проводятся суммы, поступающие в фонд из прибыли в корреспонденции со счетом учета использования прибыли.
По дебету счета проводятся суммы использования средств фонда в корреспонденции с соответствующими счетами.
Резервы ликвидности кредитной организации.
Провизия – формирование ликвидных активов кредитной организации для проведения каких-либо операций, в т.ч.
1. для обеспечения текущей ликвидности банка, ответа по своим обязательствам
2. подготовка к совершению масштабных инвестиций, предоставления крупных кредитов
3. формирования запаса ликвидных активов в период прогнозирования кризисной ситуации в экономике.
Фонд обязательного резервирования в ЦБ РФ. Порядок создания и использования Фонда обязательных резервов, депонируемых в ЦБ РФ.
Обязательные резервы (резервные требования) – это один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Банка России, представляет собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством изменения денежного мультипликатора.
Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей банка и поддержания на определенном уровне объема денежной массы в стране.
Обязательство резервировать средства в ЦБ РФ возникает у банка в момент получения лицензий на проведение банковских операций. Размер обязательных резервов (в процентах к обязательствам банка), а так же порядок их депонирования в ЦБ РФ устанавливается советом директоров ЦБ РФ, при этом нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств банка.
С 1 августа 2004 г. действуют следующие нормы по созданию ФОР:
1. норматив обязательных резервов по обязательствам банка перед банками-нерезидентами в валюте РФ и инвалюте – 2%
2. перед физическими лицами в валюте РФ – 3,5%
3. по иным обязательствам банка в рублях и инвалюте – 3,5%.
Регулирование обязательных резервов, подлежащих депонированию в ЦБ РФ производится всеми банками ежемесячно по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным. Регулирование производится путем сверки сумм фактически внесенных и подлежащих внесению, исходя из остатков на счетах привлеченных средств и действующих нормативов резервных требований.
Расчет размера средств, подлежащих депонированию на каждое первое число месяца предоставляется в территориальное учреждение ЦБ РФ вместе с балансом банка в сроки, установленные для предоставления баланса на 1 число месяца.
Покрытие обязательных резервов различными видами приносящих доход активами не допускается.
На обязательные резервы, депонируемые банков в ЦБ РФ % не начисляются. Сумма остатка привлеченных средств, используемых при расчете обязательных резервов рассчитывается по формуле средней хронологической (Ld) за отчетный период
Расчет размера обязательных резервов содержит данные об остатках средств в рублях и инвалюте в рублевом эквиваленте по каждому счету за каждый календарный день отчетного месяца. При этом сумма средств, подлежащая депонированию по счетам в валюте РФ уменьшается на среднехронологическую величину наличных денежных средств в рублях в кассе банка, учитываемую на счетах 20202, 20206, 20207, 20208. Указанная сумма не должна превышать 25 процентов размера (суммы) обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации, рассчитанного до его уменьшения на указанную величину. Наличные средства в иностранной валюте в оперкассе не уменьшают сумму обязательных резервов, подлежащих депонированию.
При расчете среднехронологической величины фактических остатков наличных денежных средств в кассе банка расчет производится по той же формуле.
Учет сумм недовнесенных в ФОР осуществляется в банке на внебалансовых счетах 91003П (в нац. валюте), 91004П (в инвалюте).
Учет сумм, излишне внесенных в ФОР осуществляется в банке на внебалансовых счетах 91007А – сумма перевзноса в ФОР по счетам в нац. Валюте, 91008а – по счтем в инвалюте.
Формирование ФОР производится путем перечисления денежных средств с кор/cчета КО, а при их отсутствии или недостатке прочих субсчетов, открытых в расчетной сети Банка России. Эти перечисления производятся до осуществления прочих платежей в пределах остатка средств на к/счете.
Банк не может использовать ФОР для повышения ликвидности!
НОВОСТИ
для банков, о банках и не только.
ФОР для «банков с универсальной лицензией» и «банков с базовой лицензией»
Согласно Федеральному закону № 92-ФЗ, 2018 год определен для банков как переходный период, в течение которого каждый российский банк должен будет определиться со своим статусом – работать ли ему как универсальному банку или как банку с базовой лицензией. И, кстати, на днях ЦБ РФ внес изменения в Инструкцию № 135-И, предусматривающую теперь 5 текстов для разных универсальных лицензий и 5 – для базовых лицензий в зависимости от предоставления или непредоставления права банкам работать с физлицами, инвалютой, драгметаллами. А сегодня регулятор принял решение установить дифференцированный размер отчислений в ФОР для двух разных типов банков, хотя, напомним, что в настоящее время банков с базовой лицензией ещё не существует, поскольку все действующие банки априори признаны «банками с универсальной лицензией», и до 01 января 2019 года они должны определиться со своим статусом.
Законодательно предусмотрено, что нормативы обязательных резервов (ФОР) для универсальных банков могут быть выше, чем для банков с базовой лицензией. Коэффициент усреднения ФОР тоже может быть дифференцирован, но пока регулятор оставил его единым для всех банков – 0,8, а резервные требования для банков с базовой лицензией действительно понизил.
В Таблице ниже мы приводим сравнение нормативов обязательных резервов для банков с универсальной лицензией и банков с базовой лицензией, которые применяются начиная с регулирования размера обязательных резервов за декабрь 2017 года:
Вид обязательств
Нормативы ФОР
для банков
с универсальной лицензией
Нормативы ФОР
для банков
с базовой лицензией
Перед физлицами в рублях
Перед физлицами в иностранной валюте
Перед юрлицами-нерезидентами в рублях
(за исключением долгосрочных обязательств)
Перед юрлицами-нерезидентами в иностранной валюте
(за исключением долгосрочных обязательств)
Перед юрлицами-нерезидентами по долгосрочным обязательствам в рублях
Перед юрлицами-нерезидентами по долгосрочным обязательствам в иностранной валюте
По иным обязательствам в рублях
(за исключением долгосрочных обязательств)
По иным обязательствам в иностранной валюте
(за исключением долгосрочных обязательств)
По иным долгосрочным обязательствам в рублях
По иным долгосрочным обязательствам в иностранной валюте
Действующие ставки отчислений в ФОР для универсальных банков установлены Указанием Банка России № 4253-У. Порядок выполнения кредитными организациями обязательных резервных требований, включая порядок депонирования обязательных резервов в Банке России, установлен Положением № 507-П.
Напомним, что некоторые банки, несмотря на то, что будут отнесены к категории банков с базовой лицензией, всё равно должны будут соблюдать в полном объеме те требования, которые предъявляются к банкам с универсальной лицензией. Это коснётся тех банков, у которых размер собственных средств будет составлять 3 млрд и более.
О том, что такое ФОР,
как и для чего применяется усреднение ФОР,
Вы можете узнать из дистанционного курса
Всегда актуальная информация
от профессионалов с большим опытом работы!
Объявление
Обязательные резервы (ФОР)
ЦБ готов снизить обязательные резервы
декларация о намерениях
Вчера президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян сообщил об итогах встречи банкиров с главой ЦБ Сергеем Игнатьевым – тот обещал снизить нормы отчислений в фонд обязательного резервирования (ФОР). Это решение ЦБ российские банкиры все как один восприняли на ура.
По словам Гарегина Тосуняна, «ЦБ выразил готовность пересмотреть нормативы отчисления в ФОР при условии, что до конца года не произойдет никаких финансовых потрясений».
Сейчас норматив отчислений составляет 7% для рублевых вкладов физлиц и 10% для рублевых вкладов юрлиц и всех валютных вкладов. В марте этого года Минэкономразвития (МЭРТ) предложило снизить ФОР с 7 до 3,5% для рублевых вкладов физлиц и с 10 до 5% для всех валютных вкладов и рублевых вкладов юрлиц.
Несмотря на предложения МЭРТа и активное желание банков, ЦБ долго не шел на снижение ФОР. Причина этого в том, что ФОР является одним из инструментов денежно-кредитной политики. По словам вице-президента БИН-банка Алексея Гуськова, «поскольку ФОР используется как инструмент для стерилизации денежной массы, его снижение могло негативно сказаться на уровне инфляции».
Теперь можно ожидать, что к концу года норматив отчислений в ФОР будет хотя и незначительно, но все-таки снижен. Сами банкиры сходятся во мнении, что уже сам факт возможного снижения ФОР является положительным моментом. По словам зампреда правления Росбанка Михаила Киселева, «чем меньше отвлекается средств на отчисления в ФОР, тем больше денег вкладывается в финансирование реальной экономики». С ним согласна и начальник отдела экономической отчетности банка «Глобэкс» Ольга Дубанова: «Если ставка по ФОР будет снижена, то у банков появится больше свободных средств, так как ФОР реально связывает живые деньги и делает привлеченные средства более дорогими».
У снижения отчислений в ФОР есть и другие положительные моменты с точки зрения банков. Так, начальник управления операций с фиксированной доходностью Гута-банка Константин Святный считает, что снижение отчислений в ФОР является положительным моментом «прежде всего потому, что это приведет к повышению общей ликвидности банковской системы». А по мнению председателя правления банка «Ингосстрах-Союз» Андрея Кулика, «на Западе размер отчислений значительно ниже – таким образом, российская банковская система еще более приблизится к международным стандартам». По мнению вице-президента Ситибанка Натальи Николаевой, «на данный момент эти деньги лежат мертвым грузом в ЦБ, и на них не начисляются проценты. Сейчас вопрос о ФОР встает достаточно остро, поскольку при введении системы страхования вкладов банки будут платить отчисления в фонд страхования. При нынешнем нормативе отчисления в ФОР это будет для них слишком дорого».
О чем еще говорил президент АРБ
Как сообщили вчера председатель совета директоров Росбанка Евгений Иванов и президент АРБ Гарегин Тосунян, на встрече с председателем ЦБ Сергеем Игнатьевым затрагивались и другие вопросы. По словам господина Иванова, по итогам встречи ЦБ планирует принять меры по снижению себестоимости банковских услуг, чтобы банки могли большую часть прибыли направлять на повышение капитализации.
Как отметил Гарегин Тосунян, эти расходы будут снижаться, в частности, за счет сокращения объемов отчетности, предоставляемой в ЦБ, упрощения процедуры инвестирования средств в банки и снижения расходов на создание дополнительных офисов и открытие филиалов. По последнему пункту ЦБ в ближайшее время намерен выпустить инструкцию, которая, как сообщил Евгений Иванов, будет носить «уведомительный характер», что снизит расходы по открытию филиалов и дополнительных офисов банков.
Гарегин Тосунян сообщил также, что на совете АРБ, который прошел 30 сентября, было принято решение о создании национального кредитного бюро. По словам господина Тосуняна, учредителями бюро готовы выступить около 20 банков. В их числе Росбанк, МДМ-банк, Внешторгбанк, Ситибанк и другие. Остальным банкам отводится две недели, в течение которых они могут стать учредителями кредитного бюро. Прочие присоединятся уже в качестве участников. «Кредитное бюро будет организовано в форме некоммерческого партнерства, участники и учредители которого ничем не будут отличаться в правах, и информация по заемщикам для всех будет платной»,– сообщил Гарегин Тосунян.
Комментарий
Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщает, что в соответствии с решением Совета директоров Банка России от 19 марта 2004 года установлено следующее:
1. Начиная с регулирования размера обязательных резервов кредитных организаций по состоянию на 1 апреля 2004 года норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации и по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте устанавливается в размере 9 процентов;
2. Норматив обязательных резервов по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты), в валюте Российской Федерации, остается без изменения (в размере 7 процентов).
19 марта 2004 года
Комментарий
Банк России продолжит снижение норматива отчислений в Фонд обязательного резервирования после принятия нового положения о ФОРе. Об этом сегодня сообщил журналистам председатель ЦБ РФ Сергей Игнатьев. Он не стал уточнять, когда данное положение будет рассмотрено Советом директоров ЦБ, отметив при этом, что до принятия данного документа снижения ФОРа не произойдет.
Комментарий
Нулевой эффектБанкиры раскритиковали новую резервную политику ЦБ
В начале апреля Банк России снизил на 1% нормативы отчислений в фонд обязательного резервирования (ФОР). Снижение финансовой нагрузки не порадовало банкиров, которые подвергли действия ЦБ РФ резкой критике. Дело в том, что чиновники заодно изменили порядок учета денежных средств, с которых отчисляются проценты в ФОР. По мнению банкиров, новый порядок, вступающий в действие со второго полугодия, заставит их перечислять на счета фонда гораздо больше средств, чем раньше.
Напомним, что с 1 апреля Центральный банк РФ снизил нормативы отчислений в ФОР для коммерческих банков сразу по трем видам банковских пассивов. От привлеченных средств юридических и физических лиц в валюте кредитные учреждения теперь должны перечислять 9% вместо 10%, таким же образом поменялась и норма обязательного резервирования по рублевым средствам, привлеченным от юридических лиц. Банкиры эту новость встретили прохладно, сразу объявив понижение ставки недостаточным. Ведь по рублевым средствам частных клиентов резервируется всего 7%, и, раз принято решение снижать нормативы, почему бы не привести их к одному уровню, недоумевают банкиры. Кроме того, выяснилось, что снижение процента вряд ли приведет к уменьшению абсолютной цифры перечислений в ФОР, поскольку ЦБ РФ утвердил новый порядок расчета базы обязательного резервирования, который вступает в действие с 1 июля 2004 года. В результате отчисления банков в ФОР могут не снизиться, а возрасти.