Что такое фонетика простыми словами
Значение слова «фонетика»
1. Звуковой строй, звуковой состав языка. Русская фонетика. Чешская фонетика.
2. Раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка.
[От греч. φωνητικός — звуковой]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ФОНЕ’ТИКА [нэ], и, мн. нет, ж. [от греч. phōnētikos — звуковой] (лингв.). 1. Отдел языкознания, изучающий звуковой строй языка. Экспериментальная ф. Историческая ф. 2. Звуковая сторона речи, звуковой состав языка. Говоры отличаются друг от друга фонетикой.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
фоне́тика
1. лингв. раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка
2. лингв. звуковой строй, звуковой состав языка
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова туесок (существительное):
Ассоциации к слову «фонетика»
Синонимы к слову «фонетика»
Предложения со словом «фонетика»
Цитаты из русской классики со словом «фонетика»
Сочетаемость слова «фонетика»
Понятия со словом «фонетика»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «фонетика»
В области фонетики в связи с появлением кан-го в японском языке возникли геминация согласных, их палатализация, конечно-слоговая носовая фонема, долгота гласных, дифтонги.
Кроме изданий по теории русского и славянских языков, а также экспериментальной фонетики, стал автором публикаций по теории музыки и истории русской музыки.
Во французской фонетике есть несколько носовых гласных звуков, при произнесении которых воздух проходит одновременно через рот и через нос.
Что такое фонетика — предмет, аспекты и единицы
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Невозможно представить себе использование живого языка без устной, звучащей речи.
Ключевым разделом лингвистики (это что?), отвечающим за правильное произношение слов, является фонетика.
Сегодня поговорим об этом направлении языкознания, о его предмете, аспектах, методах, основных единицах.
Фонетика — это.
Термин «фонетика» восходит к греческому языку, где «фон» (φωνή) буквально переводится на русский как «звук», а «фонетикос» соответственно обозначает «звуковой», «вокальный».
В отличие от некоторых других разделов, само направление этой науки не имеет древнегреческих корней. Такое имя было получено скорее по аналогии, ведь фонетические исследования заинтересовали европейцев довольно поздно.
Согласно определению Л.В.Бондарко, поданному в энциклопедии «Русский язык»,
Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка.
Часто при написании дефиниции (что это?) ученые конкретизируют это положение, уточняя, что фонетика рассматривает звуки речи, а также звуковое строение языка.
Действительно, в рамках фонетики изучаются закономерности сочетания звуков в слогах и вне их, в речевом потоке. Отдельно исследуется феномен интонации (это что?).
Кратко об истории
Древнейшие исследования звукового уровня языка приписывают индийским ученым, причем относятся они ещё к шестому веку до н.э. Ключевой фигурой здесь выступает исследователь санскрита Панини, работавший в пятом столетии до н.э.
Уже в его работах точно и подробно описаны звуки с точки зрения артикуляции и человеческой физиологии.
Такой интерес у древнеиндийских исследователей был в первую очередь вызван потребностью в правильном прочтении «Вед» — священных песен, сопровождающих сакральные церемонии. Божественные тексты не должны были подвергнуться искажению.
В Европе интерес к фонетике проснулся куда позже и по более прагматичным причинам. Только в 17 веке ученые всерьез занялись этим предметом с целью обучения глухонемых.
Более теоретические, гносеологические исследования начались в конце 18 века. Тогда увидела свет акустическая теория гласных. Расцвет же выпал на середину 19 века. Наиболее известными фонетистами стали Расмус Раск, Якоб Гримм, Август Шлейхер.
Среди работ российских ученых обязательны к прочтению труды Бодуэна де Куртенэ, Щербы, Якобсона, Панова, Вербицкой.
Предмет фонетики
Если у первых фонетистов во главе угла стояли именно звуки (реже – их взаимодействие), то сегодня в качестве предмета этого раздела языкознания представлена именно связь. Связь, установленная между речью в устном, письменном и внутреннем проявлении.
Особенность фонетики как лингвистической дисциплины заключается в том, что исследования в рамках этого раздела предполагают детальное изучение материальной стороны.
Так, ученые описывают работу артикуляционного аппарата, а также способны фиксировать акустические данные произносимой речи. В поле их зрения попадает не только произношение текста говорящим, но и понимание его с позиции реципиента.
Ключевые аспекты и методы фонетики
На данном этапе исследований ученые-фонетисты выделяют 4 основных аспекта своих исследований:
В рамках первого – артикуляционного – аспекта применяется большое количество методов, необычных для филологии как таковой. Причина очевидна – его анатомическо-физиологическая основа.
Так, выделяют такие методы:
В пределах акустического аспекта наиболее распространены эти три метода:
Остальные аспекты пользуются традиционными филологическими и общенаучными методами.
Основные единицы фонетики
Фонетические единицы делят на:
Сегментные единицы фонетики:
К суперсегментным единицам относят ударение, тон, темп и длительность сегмента речи.
Таким образом, сегодня мы узнали, что изучает фонетика, как складывалась эта наука, каковы её основные аспекты, необычные методы исследования и основные единицы.
С практической точки зрения, фонетическая сторона русского языка неплохо продемонстрирована в этом видео:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Настоящие проблемы с фонетикой возникают при изучении иностранного языка. Ведь в yb[ достаточно редко звуки схожи с русским произношением.
А если взять английский язык, так там звучат слова не так как пишутся, что дополнительно создаёт сложности, плюс, интонации, которые очень трудно освоить не носителю языка, а ведь при неверной интонации может кардинально поменяться смысл.
Фонетика
Фонетика – это раздел языкознания, рассматривающий языковой строй языка и речи. Сюда входят слоги, сочетания звуков, особенности соединения звуков в единое целое.
Фонетика изучает не только звуковой состав речи, но и языка в целом, т.е. включает как письменный, так и устный аспект. В этом разделе языкознания выделяется также фонология, которая изучается неразрывно с фонетикой – это изучение того, как звук произносится, то есть акустического артикуляционного аппарата. Исходя их этого, выделяют четыре ступени фонетического исследования:
Единицы и средства, используемые в фонетике
Мы рассмотрим основные единицы, не углубляясь в профессиональную лингвистику:
Классификация звуков
В первую очередь, звуковой строй языка подразделяется на гласные и согласные звуки.
Гласные звуки – это звуки, которые выходят через гортань; для их создания голосовые связки пребывают в максимальном напряжении. Благодаря непрерывному напряжению и постоянному потоку речи эти звуки можно тянуть. Эти звуки: а, о, у, ы, и, э.
Сюда не относятся: е, ё, я, ю, поскольку они означают два звука в сочетании со звуком [й]. Например: яблоко — [йа]блоко, подъезд — под[йэ]зд.
Гласные звуки бывают лабиализованными и нелабиализованными. Грубо говоря, лабиализация — это «огубление» звука, намеренное выпячивание губ для создания гласного звука. Наш язык обладает всего двумя лабиализованными звуками: «у» и «о» — их невозможно воспроизвести без изменения формы губ, их напряжения.
Гласные звуки по уровню подъема языка
Гласные звуки делятся по уровню подъема языка:
Подъем может варьироваться в зависимости от диалекта или ударения в слове.
Согласные звуки
Согласные звуки создаются благодаря смычкам, которые препятствуют выходу воздуха из артикуляционного аппарата. Это звуки: г, к, х, б, п, в, ф, ж, ш, ц, щ, ч, д, т, з, л, м, н, р, с (и их мягкие аналоги).
Согласные звуки делятся по твердости и мягкости, а также по звонкости и глухости.
Глухие согласные — тихие, они образуются благодаря сильным смычкам, которые существенно препятствуют прохождению воздуха из артикуляционного аппарата: п, ф, х, к, п, с, т, ц, ш, ф. Для быстрого запоминания этих звуков школьниками была выведена фраза, которая включает в свой состав все глухие звуки русского языка: «Стёпка, хочешь щщец? — Фу».
Звонкие согласные создаются благодаря меньшим смычкам. Благодаря этому создается вибрация, из-за чего эти согласные звучат громче, чем глухие: б, в, г, д, ж, з, й.
Некоторые лингвисты не относят к звонким сонорные, а выделяют их в отдельную группу: л, р, н, м — эти согласные, несмотря на смычки, можно тянуть, как и гласные.
Звонкие и глухие согласные образуют следующие пары, которые имеют наибольшее сходство по их воспроизведению артикуляционным аппаратом: б-п, в-ф, ж-ш, з-с, г-к, д-т.
Твердые и мягкие согласные
Согласные также бывают твердыми и мягкими. Твердость и мягкость образуется следующим образом:
Также есть звуки, которые имеют фиксированную позицию в этом критерии:
По месту образования согласные бывают:
Позиция звука в фонетике
Фонетическая позиция может быть сильной и слабой. Звук в сильной позиции – это отчетливое звучание звука. Слабая позиция – это беглый звук или совсем непроизносимый.
В гласных звуках сильная позиция проявляется только под ударением, а слабая – когда звук без ударения. Рассмотрим примеры:
У согласных эти две позиции различаются следующим образом.
По глухости/звонкости:
Также есть звуки-исключения, которые не отвечают критерию сильных и слабых звуков по глухости/звонкости: ц, ч, х, л, м, н, р (и мягкие аналоги).
У этих фонем нет звонкости, поэтому нельзя выделить этот критерий.
Подобным образом выделяются сильные и слабые звуки по твердости/мягкости:
Исключения по твердости и мягкости – это звуки всегда твердые или всегда мягкие: ц, ч, й, ж, ш, щ. Они не имеют сильных и слабых позиций в этом аспекте.
Несмотря на то, что фонетика — одна из начальных областей языкознания, которая изучается в школе, она является очень сложным разделом, в котором, несмотря на структурированность, есть множество нюансов. В фонетике важно умение слышать звук и распознавать его особенности, так как, в зависимости от речи носителя и положения звука в слове, он может звучать по-разному.
Средний рейтинг 4.6 / 5. Количество оценок: 21
Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!
Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!
Хотите улучшить информацию?
Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?
фонетика
Смотреть что такое «фонетика» в других словарях:
Фонетика — (от греческого слова phone голос, звучащая речь) отдел языковедения (см.), изучающий звуковую сторону языка. Ф. расчленяется в четырех направлениях: 1) антропофоника (физиология звуков речи), изучающая произносительную (собственно… … Литературная энциклопедия
ФОНЕТИКА — (греч. phonetikos, от phone звук). Учение о звуках человеческого голоса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФОНЕТИКА в грамматике, учение о звуках. Полный словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
ФОНЕТИКА — [нэь], фонетики, мн. нет, жен. (от греч. phonetikos звуковой) (линг.). 1. Отдел языкознания, изучающий звуковой строй языка. Экспериментальная фонетика. Историческая фонетика. 2. Звуковая сторона речи, звуковой состав языка. Говоры отличаются… … Толковый словарь Ушакова
фонетика — звуковой строй, звуковой состав Словарь русских синонимов. фонетика сущ., кол во синонимов: 3 • звуковой состав (2) • … Словарь синонимов
ФОНЕТИКА — наука о звуковой части речевой коммуникации. Судебная Ф. используется при идентификации по голосу, а также для фонетического анализа текста. По своей природе является междисциплинарной наукой; использует естественнонаучные методы, основанные на… … Юридический словарь
ФОНЕТИКА — (от греческого phonetikos звуковой, голосовой), 1) акустические и артикуляционные свойства звуков данного языка; звуковой строй языка. 2) Раздел языкознания, изучающий акустические и артикуляционные свойства звуков языка, его звуковой строй … Современная энциклопедия
ФОНЕТИКА — (от греч. phonetikos звуковой голосовой). 1) акустические и артикуляционные свойства звуков данного языка2)] Раздел языкознания, изучающий способы образования звуков речи и их акустические характеристики … Большой Энциклопедический словарь
ФОНЕТИКА — [нэ ], и, жен. 1. Раздел языкознания учение о звуках речи. Экспериментальная ф. 2. Звуковой состав языка. Русская ф. | прил. фонетический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Фонетика — ФОНЕТИКА (греч.). Учение о звуковом составе отдельных языков и о фонетических изменениях (см.) звуков в истории этих языков. Ф. является наиболее разработанным отделом науки о языке. Литература. По сравнительной Ф. индо европейских языков см … Словарь литературных терминов
ФОНЕТИКА — (от греч. phōnetikē). 1. Раздел лингвистики, изучающий способы образования звуков человеческой речи и их акустические свойства. 2. Аспект обучения в практическом курсе языка, имеющий своей целью формирование слухопроизносительных навыков.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Фонетика
Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
Изучением влияния звуков на субъекты и объекты занимается звуковедение.
Содержание
Предмет фонетики
К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.
Три аспекта фонетических исследований
1) анатомо-физиологический (артикуляционный)
Исследует звук речи с точки зрения его создания:
Какие органы речи участвуют в его произношении;
Активны или пассивны голосовые связки
Вытянуты ли губы вперед и т. д.
2) акустический (физический)
Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.
3) функциональный аспект (фонологический)
Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.
История фонетики как науки
Начало изучения механизма образования звуков речи относится к XVII веку; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы X. П. Бонета, Дж. Уоллиса, И. К. Аммана). В конце XVIII века X. Кратценштейн положил начало акустической теории гласных, которая была развита в середине XIX века Г. Л. P. Гельмгольцем. К середине XIX века исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э. В. Брюкке. С лингвистической точки зрения учение о звуковой стороне языка во всех его разделах было впервые представлено в работе Э. Зиверса и Й. Шмидта «Grundzüge der Lautphysiologie (нем.) » (1872).
Методы фонетических исследований
Основные фонетические единицы и средства
Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.
Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).
Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).
Разделы фонетики
Фонетика делится на общую, сравнительную, историческую и описательную.
Артикуляционная фонетика
Артикуляционная фонетика рассматривает анатомо-физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речепроизводства.
Перцептивная фонетика
Перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха.
Она призвана отвечать на вопросы, какие звуковые свойства существенны для восприятия речи человеком (например, для опознания данной фонемы) с учётом меняющихся акустических и артикуляционных характеристик речевых сигналов, то есть каковы перцептивные корреляты релевантных (существенных) признаков фонем и просодем.
Она считается также с тем, что люди в процессе восприятия звучащей речи извлекают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл воспринимаемого сообщения.
Перцептивная фонетика выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, присущие звукам человеческого языка вообще и звуковым единицам конкретных языков. Она приходит к выводу, что восприятие опирается не только на инвариантные свойства фонем, но и на их вариантные
Классификация звуков речи [1]
Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией, которая складывается из 3 частей: приступа, или экскурсии, когда органы готовятся к произношению звука, средней части, или выдержки, когда органы устанавливаются в рабочее положение, и отступа, или рекурсии, когда органы возвращаются в нерабочее положение. Звуки с мгновенной выдержкой — мгновенные звуки (например, [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г]), их протягивать или вовсе нельзя (таковы [п], [б], [т], [д], [к], [г]), или же при протягивании они дают другое слуховое впечатление: [ц] → [с], [ч] → [щ]. Звуки с более или менее продолжительной выдержкой — длительные звуки. Хотя их длительность может и не всегда проявляться, но их при желании можно протягивать (таковы гласные, а также звуки [м], [н], [л], [р], [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [й], [х]; в русском всегда длительно [щ]). Впрочем, благодаря тому, что вместо выдержки можно сделать задержку размыкания, получаются и долгие [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г], где долгота не от протягивания, а от времени, занимаемого задержкой размыкания (например, в таких случаях, как оббить, оттого, поддал, палаццо, так как и т. п.).
Все звуки речи делятся на гласные и согласные — это деление исходит из акустических и артикуляционных признаков. Впрочем, мнения о возможности разделения гласных и согласных придерживаются далеко не все лингвисты. Так, Фердинанд де Соссюр и Морис Граммон распределяют все звуки речи в 7 (или 9) «растворов», где граница гласных и согласных стирается (хотя у Соссюра имеются соответствующие оговорки); Лев Щерба и его ученики не находят резкой границы гласных и согласных, противопоставляя лишь гласные и шумные согласные (по отсутствию и наличию преграды на пути струи воздуха, по характеру напряженности органов речи и по силе воздушной струи). Природу сонорных согласных эта теория освещает недостаточно ясно.
Акустические признаки
В пределах шумных выделяют:
Согласные
Проход во рту, по которому идет струя воздуха из легких, может быть:
Смычные подразделяются на:
звонкие
Согласные, характерным признаком которых является шум от сближения органов произношения, который или составляет всё содержание звука (глухие шумные согласные), или преобладает над голосом (звонкие шумные согласные). Голос при произношении шумных согласных или отсутствует, или играет второстепенную роль. В русском языке к шумным согласным принадлежат: а) глухие шумные согласные [к], [х], [п], [ф], [т], [с], [ш], [ч], [ц] и б) звонкие шумные согласные [г], [й], [б], [в], [д], [з], [ж]. Однако согласные [в] и [й] занимают промежуточное положение между звонкими шумными согласными и сонорными.
Сонорные
В русском языке к сонорным согласным относятся р, л, м, н, й’ (р’, л’, м’, н’)
Место образования
Гласные
Гласные звуки и их классификация
Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса — музыкального тона и отсутствием шума.
Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных: 1) степень подъема языка, 2) место подъема языка и 3) участие или неучастие губ. Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объём полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.
По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].
Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].
Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].
Фонетика русского языка
1 фонемы [ж][ц][ш] — всегда твёрдые; фонема [ч’]- всегда мягкая
² некоторые авторы не признают самостоятельности фонем [щ]и парного ей [ж’:] (встречается в словах «вожжи», «езжу»), считая их вариантами [ш] и [ж] (мнение московской фонологической школы)
Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами). Фонема — это некое абстрактное явление, объединяющее в себе свои аллофоны, она никогда не встречается в речи в чистом виде. Фонема имеет основной вариант — звук, находящийся в сильной позиции: для гласных — это позиция под ударением, для согласных — позиция перед гласным или сонорным.
Почему фонемы не встречаются в речи в чистом виде? Когда мы говорим, мы не отделяем звуки друг от друга, но произносим их слитно (причём иногда звуки накладываются друг на друга или вообще выпадают, ср. говорить — [гъвар’ит’]). В потоке речи звуки видоизменяются под влиянием соседних фонем. Ср. c-[з] сделать — [з’д’элът’]: глухие фонемы перед звонкими озвончаются, звонкие перед глухими — оглушаются. Кроме того, на конце слов могут встречаться только глухие согласные(конец слова считается слабой позицией), ср. клад — [клат], но клады — [клады].
Наиболее изменчивой фонемой считается О. Как таковая она встречается только в сильной позиции (под ударением). Во всех остальных случаях она редуцируется (согласно другой точке зрения: происходит чередование фонем /о/ и /а/).
Редукция — видоизменение звука, потеря ими артикуляторной четкости. Редукция бывает количественная и качественная. Фонема О подвергается как количественной, так и качественной редукции, ср. сторожил — [стъражыл], где Ъ-редуцированный звук, практически не распознаваемый как О.
Чередования
Различают два вида чередований: фонетические и исторические. Фонетические в свою очередь делятся на комбинаторные и позиционные. Комбинаторные обусловлены соседством звука с другими, а позиционные — позицией звука в слове, морфеме.
Исторические чередования мы не можем объяснить с фонетической точки зрения. Они, как правило, являются вариантом слова (или морфемы), который широко использовался в прошлом, например бегу — бежать, где бег чередуется с беж (раньше было 2 различных глагола); рука — ручной и т. д.