Что такое фокус группа в образовании

Творческая фокус-группа как форма социального партнерства педагогов и родителей в социализации детей раннего возраста

Что такое фокус группа в образовании. 41fbe6b307a8713666161248da9921cb. Что такое фокус группа в образовании фото. Что такое фокус группа в образовании-41fbe6b307a8713666161248da9921cb. картинка Что такое фокус группа в образовании. картинка 41fbe6b307a8713666161248da9921cb. Ирина Анисимова Творческая фокус-группа как форма социального партнерства педагогов и родителей в социализации детей раннего возраста Ирина Анисимова
Творческая фокус-группа как форма социального партнерства педагогов и родителей в социализации детей раннего возраста

Творческая фокус – группа как форма социального партнерства педагогов и родителей в социализации детей раннего возраста.

Важнейшим фактором социализации личности является семья, которая является не только ячейкой нашего общества, но и первичной группой для ребенка, в которой формируется «образ мира», осуществляется его физическое, эмоциональное и социальное развитие. Родители несут ответственность за качество семейного воспитания, за результат социализации ребенка, который во многом зависит от уровня родительской культуры.

Слайд № 2 На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад для детей раннего возраста № 1 третий год реализуется программа инновационного проекта «Деятельность Центра социального партнерства с родителями детей раннего возраста «Мы вместе».За это время удалось решить ряд важных задач:

— повысить уровень компетентности педагогов в вопросах установления взаимодействия с родителями воспитанников;

-апробировать новые формы взаимодействия ДОУ с родителями: семейный клуб, консультационный пункт, адаптационная группа «Мама и малыш».

Тем не менее, опыт взаимодействия с родителями показал, что достаточно сложным в практическом плане является достижение партнерских отношений.

В литературе термин «Социальное партнерство» рассматривается как особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития (И. А. Хоменко).

Для установления социального партнерства с родителями, более активного их участия в жизни детского сада, на основании анализа литературы (С. А. Белановский,М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги было разработано положение о творческой фокус – группе.

Основными направлениями деятельности творческой фокус-группы являются:

— изучение потребностей родителей воспитанников на предоставление консультативной психолого-педагогической и медицинской помощи;

— сбор мнений родителей по определенным проблемам воспитания и развития детей раннего возраста;

— анализ мнения родителей о проводимых мероприятиях в МБДОУ по повышению педагогической культуры;

— выяснение причин низкой посещаемости отдельными родителями предлагаемых МБДОУ форм взаимодействия;

— определение оптимальных и эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников МБДОУ № 1 и с родителями детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение;

-определение форм позиционирования передового педагогического опыта работы в МБДОУ и практики семейного воспитания.

Участники фокус-группы совместно осуществляют поисковую, исследовательскую работу. Творческая фокус-группаорганизуется при наличии не менее пяти человек: педагогов, родителей и других специалистов.

Слайд №6 Ссылаясь на рекомендации Д. Петрова «Фокус-группы: снижение риска при принятии решений» определен алгоритм работы творческой фокус- группы:

Шаг 1: Постановка цели проведения фокус группы.

Шаг 2. Составление плана работы фокус-группы

Шаг №3: Отбор и приглашение участников.

Шаг №4: Составление вопросов (не более 4-5 вопросов).

Шаг №5: Подготовка сценария.

Шаг №6: Выбор координатора.

Шаг№8: Интерпретация и отчет по результатам

Шаг №9: Последействие

Все шаги взаимосвязаны. Отличительной особенностью проведения фокус группы является наличие координатора, имеющего определенные навыки проведения дискуссии. Координатор может быть сотрудником организации или волонтером.

Каждая встреча участников фокус-группы завершается написанием отчета.

Организация работы творческой фокус-группы с педагогами «Инновационный час»

Основными формами работы творческой фокус-группы с педагогами является классическая фокус-группа. Классическая фокус-группа проводится в специально оборудованном помещении в течение 1,5-2 часов по заранее разработанному сценарию. Обычное количество участников составляет 5-12 человек. Фокус-группу проводит квалифицированный специалист (модератор, задача которого — понять истинное отношение участников фокус-группы к обсуждаемым вопросам.

К ведущему выдвигаются следующие требования: высокая коммуникабельность, умение слушать, не навязывая свою точку зрения респондентам; наличие чувства юмора; умение управлять малой группой; достаточная эмоциональность, умение сопереживать высказываниям участников; самокритичность, любознательность и динамичность.

Одной из тем творческой фокус – группы «Инновационный час» была тема «Использование ИКТ-педагогических технологий в работе с родителями». Предварительно было проведено анкетирование воспитателей с целью выявления уровня знаний современных ИКТ технологий, а также использования их в своей практике. Во время проведения фокус-группы были обсуждены результаты анкетирования, а также составлен словарик по современным ИКТ- технологиям. Так же был освещен вопрос о законодательных актах, которые освещают требования к ИКТ-технологиям в ДОУ, а также требования к сайтам образовательных учреждений. Были обсуждены вопросы о взаимодействии детского сада и семьи через социальные сети «В контакте» и «Одноклассники».В результате дискуссии были сформулированы актуальные вопросы о воспитании для обсуждения в социальных сетях между родителями и воспитателями. В завершении работы группы были поставлены цели и определены основные направления работы для развития использования ИКТ-технологий в ДОУ. В работе фокус=группы принимала участие студентка 4курса Павленко Юлия.

Слайд №9 Организация работы творческой фокус-группы с родителями

Многолетний опыт работы с детьми раннего возраста и их родителямипозволяет отметить новую позитивную тенденцию: увеличение количественного состава семьи. Это достигается благодаря целенаправленной государственной политике в области демографической ситуации в стране. Многодетная семья это теперь не редкость.

Ежедневное общение с родителями подтверждает необходимость повышения их педагогической культуры. Эта задача во все времена была актуальна и решалась многие годы с помощью традиционных форм работы с семьей. Эти формы работы с родителями, конечно действенны, но, чтобы вызвать родителей на диалог и рефлексию возникающих проблем в воспитании детей, в ДОУ№1 была апробирована новая форма взаимодействия с семьей – фокус-группа. С учетом выбранной проблемы фокус – группа получила название «Многодетная семья».

№10 Организация фокус-группы с родителями «on-line»

Наша современная жизнь уже немыслима без компьютера. С помощью ИКТ- средств появляется новая возможность активизации деятельности родителей, их участия в жизни детского сада. Сегодня родители испытывают дефицит времени для общения с ребенком, с воспитателями. Так как востребованность сайта детского сада родителями растет, что подтверждается количеством посетителей сайта, нами была поставлена задача определить возможности использования данного ресурса для педагогической поддержки родителей. Результаты общения с родителями позволяют выделить достоинства взаимодействия с родителями через сайт ДОУ:

• Развитие сотрудничества между воспитателями и родителями посредством живого общения с родителями на страницах сайта (форум).

• Доступное для всех родителей информирование о закономерностях развития и особенностях воспитания детей раннего возраста.

Педагогическое просвещение родителей (размещение полезных ссылок, статей).

Информирование родителей о предстоящих мероприятиях, новостях, объявлениях.

• Возможность заполнения анкет и опросников для родителей непосредственно в интернете.

Размещение информации, интересной для родителей и детей: тексты песен и стихотворений для разучивания дома, смешные высказывания детей, рисунки и поделки. Здесь же выложены различные игры, консультации, советы, помогающие мамам и папам воспитывать своих малышей

Возможность общения родителей с администрацией детского сада, воспитателями, медработниками посредствам организации сервиса “Вопрос-ответ”. Небольшой опыт организации взаимодействия с родителями в фокус-группе подтверждает высокий образовательный потенциал этого средства и дает основания для определения задач, требующих дальнейшего решения.

11 Заключение: Таким образом, творческая фокус-группа помогает объединять педагогов, родителей и других заинтересованных специалистов в поиске решения проблем социализации детей раннего возраста.

Источник

«Легко ли быть школьником?» Опыт использования метода фокус-групп в практике школьного психолога

Краткая справка.

Фокус-группа – один из качественных методов социально-психологических исследований – представляет собой групповое фокусированное интервью, проходящее в основном в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников “субъективной информации” о том, как они воспринимают различные виды практической деятельности и продукты этой деятельности

Цель: выявить особенности субъективного восприятия старшеклассниками школьной жизни

Школьная жизнь – деятельность учения, протекающая в конкретных организационных условиях школы и возрастных рамках, влияющая на особенности взаимодействия подростка с самим собой и окружающими

Взаимодействие с учителями

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие со сверстниками

Взаимодействие с собственным Я

Методики: ассоциативный эксперимент, групповая дискуссия, ролевая игра, коллаж “Моя школьная жизнь”

Материальное оснащение: стимульные картинки из рисованного апперцептивного теста Л. Собчик, фломастеры, ножницы, ватман, клей, иллюстрированные журналы

Техническое оснащение: диктофон, видеокамера

Место проведения: отдельное помещение, общий большой стол для группы, свободное место для ролевой игры, отдельно стоящие столы для индивидуальной работы.

Таким образом, состав участников является репрезентативным для выборки старшеклассников

Сценарий проведения фокус-группы

2. Погружение в проблему.

Ведущий: Устройтесь поудобнее, закройте глаза и вспомните себя первоклассником. Вы сидите за партой. Что вы видите, слышите, чувствуете? Что вспоминается вам о том времени вашей жизни?

Участники группы по кругу делятся своими воспоминаниями.

Участникам предлагается по очереди назвать ассоциации к слову “каникулы”. Они высказываются по принципу “снежный ком”: каждый участник повторяет сказанное до него и добавляет свое.

3. Выявление ключевых понятий и смыслов.

Старшеклассникам предлагается поочередно (в течение минуты на каждое стимульное слово) записать на отдельных листочках все ассоциации к следующим словам:

(эти списки не зачитываются)

1. Групповая дискуссия.

Далее, на большом листе бумаги участники заполняют своими предложениями две “корзины” – в одну суммируются радости школьной жизни, в другую – ее огорчения. По ходу заполнения корзины старшеклассники обмениваются своими впечатлениями.

(Процедура фокус-группы исключает этап согласования и выработки общего мнения. Поэтому обсуждение завершается кратким резюме ведущего)

Участники делятся на группы по 2-3 человека. Каждая группа получает карточку из рисованного апперцептивного теста. Задание: придумать и инсценировать картинку. Инсценировка должна включать 3 основные “кадра” – что предшествовало этой ситуации, что происходит и чем все закончится. Участники должны показать/рассказать, о чем думают, что чувствуют изображаемые персонажи. Одна из ролей в каждой группе задается ведущим – это роли учителя, родителя, одноклассника или другого персонажа школьной жизни.

(Для последующего анализа целесообразно сделать видеозапись инсценировок)

3. Коллаж “Моя школьная жизнь”

Каждый участник получает лист ватмана и все необходимое для изготовления коллажа.. Инструкция ведущего: попробуйте изобразить на бумаге вашу школьную жизнь. Это может быть планета или целая Вселенная, это может быть сюжет – что было и что стало, или какой-то иной жанр. Вы можете наклеить картинки или их части из журналов, что-то нарисовать и сделать подписи. Словом, это Ваше собственное видение школьной жизни и Ваше творчество.

(Как показывает практика, на изготовление коллажа у старшеклассников уходит 25-30 минут)

После завершения работы старшеклассники, как правило, стремятся провести краткую “презентацию” работ, с удовольствием делятся с другими участниками своим творческим замыслом. Если позволяют условия, ведущий может кратко и индивидуально прокомментировать старшеклассникам, каким предстает в коллаже его автор.

4. Заключительная часть.

Проведение фокус-группы не предполагает выработку общего мнения по обсуждаемым вопросам. Поэтому в заключение проводится краткий обмен впечатлениями от работы группы. Ведущий выражает благодарность всем участникам.

Анализ и интерпретация результатов

Как и другие качественные методы социально-психологических исследований, результаты фокус-группы не могут быть подвергнуты анализу только с помощью формальных стандартных процедур. Здесь в большей степени используется качественный, содержательный анализ, психологическая интерпретация рисунков и проекций. Результаты чаще представляются в терминах “понимающей” психологии с приведением конкретных примеров.

Примерный вариант анализа и интерпретации приведенной фокус группы представляется следующим:

1. Количественная и качественная обработка данных ассоциативного эксперимента.

Это позволяет сделать выводы о субъективной значимости для участников каждой из обозначенных сфер (учение, взаимодействие с родителями, взаимодействие с одноклассниками) и их преобладающей эмоциональной окраске.

Содержание и соотношение ассоциаций позволяет сделать выводы о субъективном восприятии старшеклассниками урока. Так, в нашем случае ярко преобладали ассоциации, связанные с общением с одноклассниками, причем все они носили положительную эмоциональную окраску. Анализ ассоциаций отдельных участников позволил сделать вывод о большей эмоциональной уязвимости юношей-старшеклассников (у них, независимо от уровня успешности в учебе, было больше негативных эмоциональных ассоциаций). В целом, более положительно воспринимали урок те участники, у которых в числе ассоциаций присутствовали глаголы, характеризующие содержание учения и его субъектность – понимаю, решаю проблему и др.

2. Анализ проекций старшеклассников в этюдах на школьные темы.

Анализ содержания инсценировок осуществлялся по общим принципам обработки рисованного апперцептивного теста (по Л.Собчик).

3. Анализ коллажей “Моя школьная жизнь”

Каждый коллаж ярко характеризует своего автора: в одном случае это – калейдоскоп людей и развлечений, в другом – нечто, вроде лабиринта Минотавра, где герой преодолевает различные трудности и выковывает свой характер и волю, в третьем – сокровищница знаний и т.д.

Большую часть коллажей (даже по площади) занимали взаимодействия со сверстниками.

Практическое значение результатов фокус-группы

Психотерапевтический эффект для самих участников: связан с возможностью вербального и невербального выражения эмоций и с непривычной для школы ситуацией отсутствия правильных ответов и необходимого согласования мнений.

— информация для психолога, ориентирующая его в выборе практических задач в работе со старшеклассниками

Источник

Можно ли использовать метод фокус-группы на занятиях

Метод фокус-группы в условиях

практико-ориентированного обучения ФГОС

Автор: Лазарева Татьяна Васильевна, преподаватель Якутского индустриально-педагогического колледжа.

В условиях перехода профессионального образования на стандарты нового поколения наиболее остро стоит вопрос организации практического обучения, в рамках которого студент должен освоить не только профессиональные, но и общие компетенции (коммуникативные навыки, аналитические спообности, навыки планирования). Наряду с кейс-технологиями, видеоконференциями, дебатами, деловыми и ролевыми играми нестандартной формой проведения занятий является «Фокус-группа».

Фокус-группа — один из качественных методов социально-психологических исследований. Проходит в виде группового обсуждения интересующего исследователя вопроса; в ходе этого обсуждения участники группы, не скованные рамками стандартного интервью, могут свободно общаться друг с другом и выражать свои чувства и эмоции.

Первые попытки проведения групповых интервью начались еще в 20-е годы нашего столетия в США. Термин «фокусированное интервью» (индивидуальное и групповое) появился в 40-е годы. Его разработка началась также в США в годы второй мировой войны и была связана с исследованием воздействия пропаганды союзников на свою армию. Этот метод преимущественно использовался в маркетинге, затем в рекламе. Но сегодня метод фокус-групп начинает все шире применяться и в других областях, таких, как социальные исследования, образование, здравоохранение, психологическая экспертиза различных социальных программ. В нашей стране применение метода фокус-групп началось с конца 80-х годов.

Фокус-группа является одной из форм интерактивного обучения (моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом).

Метод фокус-группы в процессе обучения может использоваться для следующих видов исследований:

Фокус-группа сочетает в себе интервью, дискуссию и беседу и обычно проводится в специализированном или приспособленном для этого помещении, изолированном на время ее проведения от внешней среды. Для вовлечения всех участников в дискуссию в фокус-группе должно участвовать от 6 до 8 человек. При стандартной продолжительности дискуссии в полтора-два часа, увеличивается время для высказывания мнения каждым участником, возрастает его вклад и роль в групповое обсуждение. Фокус-группа должна проводиться в технически оборудованном помещении (наличие камер, микрофонов и т.д.), что удобно при наличии в образовательном учреждении конференц-зала или актового зала. Должны быть подготовлены: доска для записей, мел, сценарий, список участников, комфортная атмосфера (возможно проводить мероприятие за чаем или кофе), принадлежности для творческой работы (при необходимости).

По окончании фокус-группы необходимо:

К числу достоинств фокус-групп можно отнести:

Среди недостатков данного метода данного метода следует отметить:

ПРИМЕР СЦЕНАРИЯ ФОКУС-ГРУППЫ

Тема: Влияние тенденций молодежной моды на здоровье

Перед началом фокус-группы раздайте участникам анкеты, ручки, бейджики с именами.

Обсуждение модных течений в молодежной среде (15 минут).

Вводная часть беседы, во время которой вы должны наладить контакт с участниками фокус-группы, постараться вовлечь всех в разговор, определить для себя более и менее активных участников.

Закрытое тестирование (по предоставленным моделям изделий) (10 минут)

Открытое тестирование моделей (20 минут)

Оценка моделей с точки зрения безопасности для здоровья, выбор наиболее привлекательных сочетаний (15 минут)

Выработка рекомендаций при выборе одежды и ее эксплуатации (20 минут)

Источник

Метод фокус-групп

Как провести пробное исследование? Или упрощённое интервью?
Как доказать, что ваш проект для кого-то актуален? Как разобраться в проблеме проекта лучше?

Фокус-группа – качественный метод сбора информации. Она представляет собой модерируемую дискуссию. Все члены этой дискуссии должны обладать сходными социально-демографическими характеристиками, установками или моделями поведения. Этот метод был разработан Робертом Мертоном в 1940-е годы в контексте исследования эффективности военной пропаганды [Merton, R.K., Fiske, M. & Kendall, P.A. (1956). The Focused Interview: A Manual of Problems and Procedures. Free Press].

Может применяться в качестве «упрощённого интервью», если интервью изначально не подразумевалось как основной метод сбора данных. Фокус-группы особенно удачны в условиях сжатых сроков проведения исследования или на этапе « пилотажа » (= «пробное исследование», когда перед сбором данных нужно проверить, как люди отвечают на вопросы, о том ли мы их спрашиваем, не возникает ли расхождений в трактовках понятий).
А также в случае проведения предпроектного исследования и сбора обратной связи по участию в проекте. Если проект создаётся для целевой аудитории, участники фокус-группы подтверждают актуальность проблемы, которую будет решать данный проект, а также оставляют отзывы после реализации проекта. Они делятся своим восприятием проблемы, и вы можете её детализировать и лучше проработать весь проект.

Специфика работы с фокус-группой

Метод позволяет воссоздать ситуацию естественного непринужденного общения, спонтанной коммуникации (включая ситуации согласования мнений или формирования конфликта интересов);

Способ представить данные здесь тот же самый, как и в интервью, т.е. расшифровки. Однако необязательно детально выписывать все реплики подряд. Гораздо удобнее систематизировать результат дискуссии, например, разбить на два столбика (плюсы / минусы; за / против; оценки / ожидания) и выписывать только наиболее значимые для анализа цитаты (с указанием порядкового номера респондента). Затем проводится сравнительный анализ реплик (цитат) респондентов.

Примеры и литература

Источник

Статья, посвященная анализу метода фокус-группы как качественного метода сбора информации

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

О МЕТОДЕ ФОКУС-ГРУППЫ

Что такое фокус группа в образовании. hello html me3dee13. Что такое фокус группа в образовании фото. Что такое фокус группа в образовании-hello html me3dee13. картинка Что такое фокус группа в образовании. картинка hello html me3dee13. Ирина Анисимова Творческая фокус-группа как форма социального партнерства педагогов и родителей в социализации детей раннего возраста

Метод фокус-группы (другое название – фокусированное интервью) является групповой дискуссией, в ходе которой выясняется отношение участников к определенному виду деятельности, сфере услуг, конкретному продукту. Ценность получаемой информации состоит в том, что участники дискуссии обсуждают проблему, основываясь на собственном жизненном опыте.

Группа респондентов обычно состоит из 8-10 заинтересованных человек, собирающихся вместе для обсуждения определенной темы, которое может продолжаться на протяжении нескольких часов (как правило, не больше 2-х). Группа создается для того, чтобы ее участники в ходе грамотно направленной дискуссии могли выразить индивидуальное мнение по заданной теме. Дискуссии при таком собрании относятся к технологиям качественного анализа, так как информация, которая получается в результате работы таких специалистов, не может называться репрезентативной для определенной группы людей.

Данный метод начал применяться в середине XX в. Впервые он был использован американскими социологами Р. Мертоном и П. Лазарсфельдом в 1941 г. для изучения эффективности воздействия на население радиопередач. Ныне этот метод широко используется в социологии, психологии, политологии, экономике и т.п.

Сегодня метод применяется довольно часто ввиду быстроты, недорогой организации и качества получаемых данных.

МЕТОДУ ПРИСУЩИ СЛЕДУЮЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

— численность групп обычно составляет от 2 до 8 участников и, как правило, не превышает 10 участников;

— группа формируется с учетом цели исследования;

— длительность дискуссии в зависимости от задач исследования колеблется от 1 до 3 ч;

— дискуссию ведет модератор — опытный социолог или психолог.

Групповая дискуссия предусматривает создание благоприятных условий общения для каждого участника и атмосферы доброжелательности и комфорта для группы в целом.

Фокусированное интервью, как и любое другое социологическое исследование, предполагает:

— написание программы, где формулируется и обосновывается проблема, определяются цель, задачи, объект, предмет исследования, а также обследуемая совокупность, число и размер фокус-групп, инструментарий сбора и обработки социологической информации. Обычно на этом этапе не выдвигается гипотез, так как считается, что это может предопределить понимание некоторых проблем;

— подготовка команды, которая состоит из модератора и ассистентов. Один из ассистентов ведет аудио- или видеозапись, фиксируя особенности высказываний (например, эмоциональность, невербальные характеристики). Другой ассистент, если необходимо, может заниматься обеспечением тишины, подавать прохладительные напитки и т.п.;

— набор респондентов, которому может предшествовать предварительное тестирование или интервью. Участники фокус-групп могут также выбираться случайным методом (например, из списка телефонных абонентов) или методом «снежного кома», когда один респондент называет кандидата, отвечающего заданным критериям, а этот кандидат называет еще одного кандидата и т.д. Нельзя использовать уже сложившиеся группы, так как система сложившихся отношений влияет на характер обсуждения;

— написание гайда (организованного плана). Он состоит из приветствия, объяснения основных правил, формулирования вопросов, разбитых на смысловые блоки; в гайде указываются время и продолжительность перерывов. Гайд завершается выражением благодарности участникам.

Перед дискуссией, когда собираются незнакомые между собой участники, модератор и его ассистенты приветствуют входящих, создают непринужденную обстановку. При этом важно обеспечить следующие процедурные моменты:

— помещение, где проводится дискуссия, должно быть просторным и комфортабельным (кресла, ковер, мягкий свет и т.д.);

— наличие большого стола, где участники дискуссии смогли бы пользоваться записями, бланками, рисунками. За столом (столами) во время перерыва или до дискуссии участникам предлагаются кофе, чай, безалкогольные напитки и проч.;

— если обсуждается вопрос о качестве какого-либо товара, то предусматриваются соответствующие образцы.

В начале дискуссии модератор сообщает участникам цели и основные правила дискуссии, отмечая при этом для себя некоторые их личностные характеристики. Затем происходит знакомство участников дискуссии.

Обсуждение, как правило, начинается с открытых вопросов, которые раскрывают особенности характера участников, разнообразие их мнений. Закрытые вопросы обычно задаются ближе к концу дискуссии, что позволяет сфокусировать ответы на конкретных аспектах обсуждаемой проблемы. Модератору в процессе дискуссии рекомендуется избегать оценочных реплик как в вербальной форме («согласен», «хорошо», «неверно»), так и в невербальной (кивок, покачивание головой, жест отрицания и т.д.).

В процессе дискуссии модератор незаметно контролирует группу, используя 5-секундные паузы и «дознания» типа: «Вы не объясните более подробно?», «Вы не приведете пример?»

В конце дискуссии он напоминает о ее целях, обобщает сказанное, благодарит участников и прощается с ними. Впоследствии запись дискуссии расшифровывается и распечатывается. На основе полученной стенограммы происходит анализ и составляется отчет.

ПРЕИМУЩЕСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ МЕТОДА ФОКУС-ГРУППЫ

Очевидно, что в ходе дискуссии создаются благоприятные условия для спонтанного проявления респондентами эмоций, искреннего выражения мнений. Результаты дискуссии, представленные в отчете, оказываются более понятными заказчику исследования, тогда как количественные показатели обычных опросов в виде шкал заказчика удовлетворяют не всегда. Метод фокус-групп сравнительно экономичен и быстро дает результаты. Однако у метода есть существенные ограничения. Во-первых, материалы модератор подготавливает фактически интуитивно; работа обычного интервьюера намного легче. Во-вторых, наибольшую трудность представляет подбор участников дискуссии, что объясняется основным требованием метода: участник должен полностью «раскрыться», быть искренним. Именно поэтому в фокус-группах не должны принимать участие специалисты в данной области, близкие знакомые модератора, участники прошлых фокус-групп. В-третьих, участников необходимо вознаградить — деньгами, подарком или сувениром.

Таким образом, метод фокус-группы представляет собой глубокое интервью и реализуется в виде модерируемой групповой дискуссии по поводу определенной проблемы. Это гибкий инструмент сбора социологической информации, приводящий в результате обработки данных к достоверным выводам. Может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *