Что такое флейта в музыке
Что такое флейта в музыке
Музыкальный инструмент: Флейта
Историю флейты и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук флейты
Звучание флейты напоминает о волшебстве. Изумительно красивые звуки рождаются в среднем регистре – необычайно ясные, чистые и прозрачные. Недаром в фольклоре и сказках многих народов флейта занимает особое место, ее часто наделяют мистическими свойствами. Мелодичное звучание флейты в руках опытного музыканта способно не только подарить эстетическое удовольствие, но и просто заворожить своей выразительной и пронизывающей музыкой, которая, кажется, попадает нам прямо в сердце. Мягкое и мелодичное звучание флейты может усладить наш слух, смягчить сердце, вызвать самые добрые и светлые чувства.
Флейта или простая дудочка, как правило, становится одним из самых первых музыкальных инструментов, с которыми могут столкнуться дети, и даже способны изготовить ее самостоятельно из подручных предметов подходящей формы.
Стоит несколько слов сказать об особенностях звучания флейты. Нижний регистр отличается небольшой глуховатостью, но нельзя не заметить его мягкость, сердечность и душевную проникновенность, а верхний ряд нот звучит пронзительно, с резким присвистом. Особенность акустики флейты заключается в том, что при игре на «пиано» высота звучания незначительно понижается, а игра на «форте» повышает звук.
Характер высоты звуков можно изменить, регулируя силу воздушной струи на выдохе, ну и конечно с помощью механизма клапанов, которые закрывают отверстия на инструменте.
Диапазон флейты занимает промежуток от ноты «До» первой до ноты «До» четвертой октавы.
Фото
Интересные факты
Популярные произведения для флейты
Конструкция флейты
Общий показатель высоты звука изменяют, выдвигая головку из тела инструмента, чем больше выдвинута головка, тем ниже будет звук.
Средний вес флейты – 600 грамм.
Современная концертная большая флейта составляет 67 см в длину, а длина пикколо всего около 32 см.
Разновидности флейты
Поперечная флейта помимо основной большой концертной, имеет три основные разновидности: флейта-пикколо , альтовая и басовая.
Альтовая флейта. Напоминают обычную концертную флейту, но несколько больше по размерам и с иным строением системы клапанов. Диапазон ― от «соль» малой октавы до «ре» третьей октавы.
Следует упомянуть и гораздо более редко используемых образцах — d’Amour, контрабасовая, октобасовая и гипербасовая.
Применение и репертуар
Выразительность звучание флейты привлекала внимание величайших композиторов.
Век романтизма также обозначился развитием исполнительского мастерства игры на флейте. В этот период репертуар флейтистов обогащался шедеврами таких мастеров как К.М. Вебера, Ф. Шуберта , Д. Россини, Г. Берлиоза, К. Сен-Санса .
В джазе одним из первых стал использовать флейты барабанщик и руководитель джазового оркестра Чик Уэбб в конце 1930-х. Франк Весс был среди первых примечательных джазовых флейтистов в 1940-х.
Приемы игры
При игре на флейте используются разнообразные приемы. Зачастую музыканты пользуются двойным и тройным стаккато и очень эффектным приемом фрулато, который впервые применили в симфонии-поэме «Дон Кихот» Р. Штрауса. В дальнейшем изобретательность флейтистов-исполнителей не имела границ:
Стук клапанов, игра шипом без звучания, звуки извлекаются в одно время с пением и разнообразие других приемов.
История флейты
Флейта по своим функциям весьма разнообразна. Первоначально она была инструментом из арсенала пастухов, которые с ее помощью управляли животными, а затем ее статус повысился до такой степени, что она принимала участие в духовных обрядах.
Образцы флейты поперечного типа появились очень давно, еще в древнем Китае, в 9 веке до нашей эры, затем в Индии, Японии, Византии. В Европе она распространилась лишь в Средневековье и прибыла с Востока. В 17-м столетии, получившую большую популярность, флейту доработал французский мастер Ж. Оттетер, после чего она стала занимать достойные позиции в инструментальных ансамблях, оперных оркестрах.
Современному виду флейты мы обязаны немецкому мастеру и композитору Т. Бёму, жившему в 19 веке. Он дополняет флейту системой клапанов и колец, разместил большие отверстия под пальцы по акустическим принципам, а также стал использовать в производстве металл, что позволило усилить блеск звучания флейты. С тех времен этот инструмент почти не меняется, да и сложно прибавить к лаконичному по конструкции музыкальному инструменту что-то действительно оригинальное, способное внести новые черты в знакомую форму.
Флейта при всей свое кажущейся простоте имеет не только богатую и славную историю, но и отличается уникально широким диапазоном использования. Это обусловлено тем, что она относится к одним из самых древнейших, если не самым древнейшим инструментам, с помощью которого пытались создавать музыку наши первобытные предки десятки тысяч лет назад. Со времен каменного века флейта начинает завоевывать сердца людей, очаровывая нас своим душевным и волнительным звучанием, который отдается не только в сердце, но и в самых глубоко запрятанных генах, доставшихся нам от наших далеких пращуров. Скромная деревянная или костяная флейта, любовно вырезанная мастером, способна создать целую уникальную вселенную, наполненную непрерывным удивительным звучанием, которое хочется слушать бесконечно.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Флейта
Флейта
1) Духовой лабиальный муз. инструмент. Представляет собой трубку с цилиндрич. или слегка конич. каналом. Звук извлекают, вдувая струю воздуха по касательной к срезанному краю трубки непосредственно в канал (в Полинезии существует носовая Ф., в к-рую воздух вдувается не ртом, а носом).
Ф. бывают открытые с обоих концов, или простые, (флуер, кавал) и закрытые, у к-рых обращённый к исполнителю конец трубки закрыт, а вблизи него в стенке ствола вырезано отверстие для вдувания воздуха (узб. най, лимба, ди). Закрытые Ф. звучат приблизительно на октаву ниже, чем открытые той же длины. Существуют также свистковые Ф. (сопилка, сопель), снабжённые особым приспособлением — т. н. свистковым устройством. Трубка снабжена у них клювообразным наконечником с деревянной пробкой. Она закрывает канал ствола, оставляя узкую щель, к-рая точно направляет струю воздуха на грань спец. поперечного среза ствола.
Ф. — один из древнейших муз. инструментов ( см. Сиринкс), осн. представитель семейства флейтовых, включающего многочисл. разновидности. В своём развитии на протяжении мн. веков конструкция Ф. подвергалась значит. изменениям — от простейших свистулек, т. н. охотничьих манков (разл. свистковых приспособлений для приманивания птиц и зверей), тростниковых P., P., сделанных из дерева (веток), скорлупы крупных орехов, раковин, из кости, глины и др. до фарфоровых, янтарных, сделанных из золота, хрустальных, применявшихся в придв. музицировании в 17-18 вв. и усовершенствованных совр. Ф., изготовляемых из гренадильного, эбенового дерева или металла (попытки использовать пластмассу не дали положит. результатов). Известны 2 осн. вида Ф., различающихся по способу держания инструмента при игре, — продольная (прямая; держат в положении, близком к вертикальному) и поперечная (косая, держат горизонтально). К продольным Ф. относятся древние флажолет, блокфлёте (ныне возрождённая), двойная (аккордовая) Ф., флейта Пана и др. Продольные Ф., имевшие цилиндрич. канал и клювообразный мундштук, наибольшее распространение получили в 17 в. Поперечные Ф. впервые упоминаются в 9 в. до н. э.; были известны в Китае, затем в Индии, Этрурии, Византии и у слав. народов. В страны Центр. Европы проникли ок. 10 в. Позднее в странах Европы использовалась поперечная, или т. н. немецкая, Ф. (известна в др. странах под назв.: франц. flыte allemande, англ. German flute, итал. flauto allemande, flauto traverso, нем. Querflцte, Schweizerflцte и др.). Первоначально она изготовлялась из одного куска дерева, имела цилиндрич. канал, отверстие для вдувания воздуха на верхней боковой стороне и 6 игровых отверстий, расположенных в один ряд: диапазон d1 — а3. Во 2-й пол. 17 в. франц. мастера применили у таких Ф. суживающееся (конич.) сверление (как у старинных), и с подобной конструкцией ствола Ф. вновь распространились в Германии, где их стали изготовлять с 2-3 дополнит. отверстиями, прикрытыми клапанами. Во 2-й пол. 18 в. по нем. образцам поперечные Ф. делались и в России — на фабрике муз. инструментов М. П. Переплётчикова в Москве. Нем. Ф. существовала до 30-х гг. 19 в. — до её коренной реконструкции нем. флейтистом-виртуозом, инстр. мастером и композитором Т. Бёмом, придавшим инструменту совр. вид. Конич. канал он заменил цилиндрическим (во 2-й модели; 1-я имела ещё конич. канал), величина и расположение звуковых отверстий определяются в его Ф. не аппликатурными удобствами, а акустич. принципами, позволяющими достигать наибольшей чистоты и полноты звучания; для удобства и облегчения игры Бём снабдил Ф. системой клапанов, закрывающих звуковые отверстия. Он стал изготовлять инструменты из металла (часто делались из серебра). Новый вид получил название флейты Бёма. В результате введённых им усовершенствований звук стал сильнее и плотнее, но несколько менее «элегичным» по тембру, чем у старинных Ф.
Со 2-й пол. 17 в. роль поперечной Ф. (flauto traverso) в инстр. музыке всё более возрастает, и она понемногу вытесняет продольную Ф. Она приобрела популярность и у музыкантов-профессионалов, и у любителей. Умение играть на Ф. было признаком «хорошего тона». В 18 в. Ф. стала подлинно конц. инструментом. В числе первых композиторов, создавших конц. произв. для P., — Г. Пёрселл (пьесы), А. Скарлатти (2 сюиты для Ф. и basso continuo), И. С. Бах (3 сонаты для клавесина obligato и Ф.; 3 сонаты для Ф. и basso continuo; соната для Ф. соло), Г. Ф. Гендель (15 сольных сонат для скрипки или Ф.).
В 60-70-е гг. 20 в. в связи с возрождением интереса к музыке кон. 17 — нач. 19 вв. мн. солисты, ансамблисты и участники камерных оркестров предпочитают исполнять флейтовые партии в соч. Дж. Торелли, Б. Марчелло, Т. Альбинони, А. Вивальди, Г. Ф. Телемана, И. С. Баха, Ф. А. Россетти и др. на деревянных Ф.
Совр. Ф. имеет прямой цилиндрич. канал, состоящий из головки (верхняя часть) с подвижной (для регулирования строя) пробкой и отверстием для вдувания воздуха, среднего и нижнего колен. На обоих коленах расположены боковые игровые отверстия и клапанный механизм (на среднем колене — все основные клапаны, на нижнем — 3-4). Диапазон — h (с1) — с 4 (es4), звукоряд хроматический, нотируется в скрипичном ключе соответственно звучанию. Совр. Ф. (называется часто большой Ф.) обладает высокими техническими и звуковыми возможностями. Применяется в оркестре (в симфоническом — 2-3, иногда 4 партии), в ансамбле и соло.
Разновидности Ф.: малая итал. piccolo (in С, d2 — b4 или с5, нотируется на октаву ниже действит. звучания); альтовая Ф. (in G или, реже, in F; диапазон g — eis3; нотируется соответственно на кварту или квинту выше действит. звучания; введена Н. А. Римским-Корсаковым, использовавшим её в опере-балете «Млада», 1890, и в опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», 1904; позднее применялась А. К. Глазуновым, H. H. Черепниным, Д. Д. Шостаковичем, И. Ф. Стравинским, М. Равелем и др.); басовая Ф., или альбизифон (in С; диапазон H — f2, нотируется на октаву выше действит. звучания; изобретена в нач. 20 в., но почти не применяется).
2) Ф. в органе — общее назв. всех лабиальных труб, к-рые изготовляются из одного материала, имеют одинаковую форму и мензуру. Термин «Ф.» часто входит в состав спец. наименований орг. труб (голосов) — Querflцte, Schweizerflцte, Stillflцte, Dulzflцte, Pyramidflцte и др. ( см. Орган). Б. ч. труб, носящих назв. Ф., имеют 4′ и 8′ тон. Трубы 2′ и 1′ обычно носят назв., в к-рое входит слово не Flцte, a Pfeife (Schweizerpfeife и др.).
Литература: Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950, перераб., М., 1972; Rогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 1, М., 1954; Tризно Б., Флейта, М., 1964; Левин С., Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973; Розенберг A., О русском производстве духовых инструментов в XVIII веке, в кн.: Традиции русской музыкальной культуры XVIII в., М., 1975, с. 164-80 (Труды Гос. музыкально-педагогического института им. Гнесиных, вып. 21); Bцhm Т., Ьber den Flцtenbau und die neuesten Verbesserungen desselben, Mainz, 1847; eго же, Die Flцte und Flцtenspiel, Mьnch., 1871; Schwedler M., Flцte und Flцtenspiel, Lpz., 1890, 1923; Piston W., Orchestration, N. Y., 1955; Вaines A., Woodwind instruments and their history, N. Y., (1963).
А. А. Розенберг, Л. И. Ройзман.
Флейта и ее разновидности
Виды флейт
Поперечную флейту располагают перпендикулярно ко рту музыканта, поскольку отверстие для вдувания воздуха или мундштук расположены сбоку, а продольную, соответственно, держат параллельно.
Чем отличается поперечная и продольная флейта
Ещё есть так называемые этнические флейты. В музыкальной культуре почти любого народа обязательно есть инструмент, который называют флейтой. Свирель, пыжатка, вистл, окарина, бансури и многие другие инструменты, просто схожие по извлечению звука – струей воздуха.
Ещё можно выделить такие виды флейт: одноствольные, двуствольные и многоствольные.
Разновидности флейт
Сегодня флейта имеет много обликов и названий, рассмотрим наиболее популярные разновидности флейт в картинках.
Поперечные флейты
Начнем с поперечной флейты как с наиболее сложного инструмента профессиональных флейтистов. Именно она солирует на концертах и звучит в оркестре.
Исторически к поперечным флейтам относятся и многие азиатские инструменты.
Флейта Ди – китайская бамбуковая флейта
Китайская флейта Ди имеет шесть игровых отверстий и выполнена из бамбука. Закрытый конец имеет отверстие для вдувания воздуха, а следом за ним расположено отверстие прикрытое тонкой тростниковой или камышовой пленкой. Китайская поперечная флейта Ди издает очень тонкий звон благодаря вибрациям этой пленки. Бамбуковая флейта Ди является очень популярной в Китае и имеет две разновидности: цюйди и банди, отличающихся высотой строя.
Ирландская флейта
Индийский бансури
Поперечная флейта бансури применяется в классической индийской музыке. Это концертный вариант флейты из стеблей бамбука.
Оркестровая флейта
Современная поперечная флейта является распространенным инструментом в симфоническом оркестре. Несмотря на то, что по своей механике флейта относится к семейству деревянных духовых инструментов, её изготавливают из серебра, никеля, томпака, золота и даже платины. Современная флейта имеет клапанный механизм, при помощи которого музыканту проще извлекать все звуки хроматического ряда. Оркестровые флейты делят на такие разновидности как профессиональные и ученические.
Для удобства обучения, ученические модели современных флейт имеют закрытые клапаны. Такая конструкция позволяет сконцентрироваться на изучении аппликатуры. Профессиональные модели флейт оснащены открытыми клапанами, увеличивающими резонанс звучания и помогающими лучше выполнять нюансировку.
Также современные флейты отличаются типом колена – позволяющее играть с нижним звуком «до» первой октавы, либо «си» малой октавы.
Ми-механика. Этот механизм не является обязательным и присутствует не на всех современных поперечных флейтах. Он необходим для более легкого извлечения ноты «ми» третьей октавы. Этот дополнительный элемент в основном предназначен для учеников, однако многие профессиональные музыканты тоже его используют.
Различают 4 разновидности поперечных флейт для оркестра:
Строение флейты
Оркестровая флейта состоит из трех основных частей – головки, тела и колена.
Головка флейты еще называется мундштуком. Сбоку он оснащен отверстием, называемым дульцем, через которое музыкант вдувает в инструмент воздух. Дульце флейты снабжено специальной накладкой, именуемой губками. Это приспособление улучшает контакт губ музыканта и корпуса флейты, не давая воздуху просачиваться наружу. Кроме того, на головке расположено настроечное отверстие со специальным винтом, который крайне нежелательно трогать. Затягивая винт, можно регулировать объем воздуха, находящийся во флейте, осуществляя тонкую подстройку строя инструмента.
Тело флейты имеет сложную систему клапанов, с помощью которых музыкант закрывает и открывает отверстия на корпусе инструмента, регулируя высоту издаваемого звука. Существует линейная система клапанов, где механизм и отверстия выстроены строго в ряд, и слегка изогнутая система, более удобная для игры музыканта. На звучание система клапанов не влияет, и выбор между ними осуществляется только чисто с эстетической точки зрения.
Колено флейты также представляет собой трубку с клапанами, и от его типа зависит диапазон играемых нот. Существует два вида колена флейты: «Си» и «До». У флейт с коленом типа «До», самым нижним звуком будет «До» первой октавы. Флейты с коленом «Си» имеют колено, снабженное специальным дополнительным клапаном – рычажком «гизмо», который позволяет использовать аппликатуру до четвертой октавы.
Продольные флейты
В основном, к продольным флейтам относят народные инструменты, самые древние флейты и свистки. Кроме того, к продольным флейтам относят блокфлейты. Такие инструменты имеют специальную вставку – блок в мундштуке, для того чтобы воздух, вдуваемый музыкантом, проходил к свистку с большим давлением. К блокфлейтам относят свирель, сопилку, вистл, а также рекордер – английское название блокфлейты, произошедшее от слова «record», в значении «заучивать наизусть».
Блокфлейта
Блокфлейты очень популярны, именно на этом инструменте начинают свое обучение дети в музыкальных школах. Изготавливают блокфлейты из пластика, дерева и даже металла. Подробнее о разновидностях блокфлейт.
Свирель
Музыкальный инструмент свирель является древнерусским, но дошедшим до наших дней. Сведения о свирели находят в старинных летописях. Это свистковое устройство представляет собой деревянную дудочку со свистком для вдувания воздуха на одном конце и игровыми отверстиями на другом. Иногда свирель изготавливалась двойной – разной длины дудочки соединялись вместе, чтобы музыкант мог исполнять двухголосные мелодии. Изготавливают свирель из клена, ясеня, ивы, крушины. Звуки её чарующие и мелодичные.
Калюка
В русской народной культуре известна продольная флейта Калюка (также её называют травяной флейтой, колюкой и выгонкой). Изготавливалась она из колючего кустарника татарника или дудника. Примитивная и простая, калюка представляет собою полую трубку. Обертоновая флейта калюка издает свистящие звуки, напоминающие порывистый ветер. В Латинской Америке подобный инструмент называется Кена.
Окарина
Окарина – сосудообразная флейта. Это название применимо к целому семейству инструментов. Существует несколько разновидностей флейты окарина. Классический вариант инструмента был изобретен в Италии Джузеппе Донати в форме гусенка с отверстием для вдувания воздуха с узкой стороны и отверстием по-середине на широкой стороне для выхода звука. Русский вариант – свистулька, имеет такую же форму и принцип работы, и сегодня популярна в качестве сувенира. Подобные инструменты распространены по всему миру, имеют различные формы и разное количество отверстий для закрывания пальцами. Звук окарины мелодичный, льющийся, зависит от размеров отверстий, а изготавливают её обычно из глины и керамики.
Армянский дудук
Вистл
Индийский бансури
Индийский вариант продольной флейты именуется бансури и используется в народной музыке. Тогда как поперечный вариант с таким же названием предназначен для концертной деятельности исполнителей традиционной индийской музыки. Индийский бансури – это инструмент пастухов, изготавливают его из бамбука особым образом. От длины и толщины бансури зависит и её настрой — чем она длиннее, тем более низкие звуки можно из неё извлечь. Как и все флейты, бансури мелодичный и звонкий.
Китайская флейта Сяо
В Китае существовала продольная бамбуковая флейта Сяо, имеющая теплое, глуховатое звучание. Как и бансури, это довольно крупный инструмент.
Сиринга
В древней Греции существовала продольная флейта Сиринга. Это звукоподражательное название сравнивало звучание флейты с пением птиц.
Двойные флейты
Как можно догадаться из названия, эти флейты состоят из сдвоенного корпуса. Двойные флейты могут воспроизводить звуки как по отдельности каждым корпусом, так и аккордами.
Двойные флейты распространены по всему миру. Они известны на Украине, у хорватов, поляков, словаков и так далее. Существуют аккордовые флейты – разновидность двойной блокфлейты. На таком инструменте возможно играть аккордами.
Двойной рекордер – двойная блокфлейта, появившаяся в средневековой Европе. Имела по четыре отверстия на каждом корпусе.
Примерами двойных флейт служат: свирель, индийская алгоза − сдвоенная флейта, позволяет исполнять одновременно мелодичную мелодию на одной дудочке и нижний аккомпанирующий тон (бурдон) на второй.
Многоствольные флейты
Многоствольные флейты являются целым классом деревянных духовых инструментов. Самая известная многоствольная флейта называется флейтой Пана, также называемая панфлейтой. Её название связано с легендой, в которой говорится о причастности античного бога Пана к созданию этого инструмента. Познакомиться с её историей можно тут.
Многоствольная флейта представляет собой связанные друг с другом трубки разного диаметра. Вдувая воздух под углом к этим трубкам музыкант может извлекать звуки различной высоты.
Также к многоствольным флейтам относят китайский инструмент Пайсяо, молдавская и румынская флейта Най, испанская Сампонья, а также западно-грузинская Ларчеми.