Что такое флэшбэк в фанфиках
Флэшбэк — это вольный или невольный возврат в прошлое
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В нашем языке почти каждый день появляются новые слова. Ко многим мы уже привыкли, а некоторые все еще остаются за гранью понимания.
Согласитесь, чтобы чувствовать себя уверенно в любом обществе, важно обращать внимание на новые слова и термины. Одно из таких загадочных слов – флешбек.
Разберемся, что оно обозначает и в каких случаях его используют.
Что такое флэшбэк
Как и все модные выражения, это слово имеет английское происхождение. Flashback переводится как — flash «вспышка, озарение» и back «назад». Проще говоря, это вспышка из прошлого, фрагмент того, что уже когда-то было.
Флэшбэк — это слово, которое сейчас активно используется сразу в нескольких направлениях. Рассмотрим подробно каждое из них.
Флешбек в кинематографе это.
Термин флэшбэк чаще всего используется сценаристами в кинематографе. Это известный всем художественный прием, во время которого мы видим кадры из прошлого. Как правило, это воспоминания главного героя о каких-то элементах биографии: фрагменты из детства, воспоминания о катастрофе и т.д.
Флешбек — это прием (вставка фрагмента) в кино, помогающий зрителю кратко ознакомиться с предысторией событий.
В фильмах этот прием позволяет зрителям за короткий промежуток времени многое понять в характерах, поведении и судьбах персонажей.
Иногда такие сюжеты из прошлого тонируют под сепию, чтобы добиться эффекта «давности происходящего».
В литературе
В произведениях художественной литературы флешбек выполняет ту же функцию, что и в кинематографе. Вы, наверное, замечали, что во многих повествованиях присутствуют вкрапления из прошлого. Все это можно с уверенностью назвать флешбеками.
Этот прием выполняет весьма полезную функцию. Он служит связующим звеном между основным действием произведения и внутренним миром его персонажей. А также помогает читателям лучше разобраться в сюжете самой истории.
Флешбек — это еще и психологическое явление
В психиатрии и психологии этот термин имеет совсем другое значение.
Флешбек — это очень реалистичное воспоминание, которое возникло невзначай, помимо воли человека. Как правило, это неприятные переживания из прошлого, которые оставили глубокий след в психике.
Они часто возникают у военных, перенесших сильное эмоциональное потрясение в горячих точках.
Порой тяжелые воспоминания бывают настолько реалистичны, что во время флешбека люди с трудом замечают разницу между реальностью и видениями.
Вследствие того, что границы стираются, человек может вести себя неадекватно: кричать, закрываться от воображаемой опасности или, наоборот, становится агрессивным, чем может нанести вред окружающим.
Продолжительность такого состояния может варьироваться от нескольких секунд до нескольких часов.
По медицинским стандартам человеку с такими симптомами ставят диагноз — синдром ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство).
Между тем погружаться в прошлые переживания могут не только те, кто пережил страшные события. Этот феномен часто возникает у личностей с синдромом повышенной раздражительности.
Кроме того, у людей, потерявших память, могут наблюдаться флешбеки в виде воспоминаний о прошлой жизни.
Дополнительные значения
Наркологи прекрасно знают еще одно значение этого слов.
Флэшбэк — это состояние, во время которого у наркозависимых возникают весьма реалистичные переживания, связанные с недавним употреблением наркотических средств.
Объясняется это тем, что любое наркотическое вещество, оказавшее очень сильный психологический эффект на человека, может спровоцировать “обратный кадр”.
Наркотические флэшбеки – явление довольно частое. Особенно среди любителей галлюциногенов и психоделиков.
Поэтому среди наркоманов распространено выражение “словить флэшбэк”, означающее испытать все признаки наркотического опьянения, в тот момент, когда действие препарата уже закончилось (спустя несколько часов или даже дней).
Продолжительность такого одурманивающего флешбека составляет от пары секунд до нескольких минут.
Спровоцировать повторную эйфорию может любой фактор, который будет напоминать о пережитом кайфе: звук, запах, обстановка.
Стоит отметить, что Flashback имеет еще несколько значений:
Подведем итог
Флешбек — это многогранное понятие, которое можно интерпретировать по-разному. Но в любом случае это будет означать возврат в прошлое, переживание давно прошедших чувств, ощущений и эмоций.
Теперь вы знаете, что такое флешбек, и можете смело включать это слово в свой словарный запас.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (5)
Раньше этот прием практически не использовали в кино, а сейчас флешбэки в тренде. С одной стороны, это лучше раскрывает сюжет. Но в то же время, делает события не такими динамичными!
В последнее время термин флешбек чаще стал применяться в связи с паническими атаками, переживаемыми людьми. Обычно это касается солдат, которые внезапно испытывают страх, пережитый когда-то на войне.
Вправду часто слышу это слово, в основном в контексте воспоминаний из прошлого его употребляют. А вот что касается воспоминаний солдатов, то все же посттравматический синдром более подходящее название, флешбек звучит не совсем уместно.
А я против включения таких слов в русский язык, ведь можно же просто сказать — погрузился в прошлое или нахлынули воспоминания.
Я об этом понятии узнала в прошлом году, глядя трейлер к продолжению одного фильма и там упомянули это слово. Тогда я и догадалась о его определении. Да и в книгах такое можно встретить неоднократно.
Что такое флэшбэк в фанфиках
Товарищи! Описывайте повы и ретроспективы правильно!
Зачастую в фанфиках можно встретить такие странные явления, как ретроспектива/флешбек или пов.
Обычно это выглядит так. Идет повествование, а потом вдруг раз — автор пишет «ретроспектива» (или англицизм «флешбек») и описывает что было когда-то в прошлом героев. Потом зачастую пишет «конец ретроспективы». Чем-то это напоминает теги, задающие свойства текста — жирный, курсив, цитата.
Здесь и далее под повом и флешбеком/ретроспективой мы будем понимать именно указанный смысл.
Повы-флэшбеки на мой взгляд очень вредны.
Разрыв текста выглядит неестественным. Гармоничное изложение и восприятие текста нарушается. Да и, мягко говоря, не принято так писать сцены в литературе.
Кроме нарушения гармонии и традиций, к повам (к флешбекам гораздо реже) можно предъявить еще одну претензию. Зачастую они не нужны. От слова «совсем». Зачастую ПоВ не добавляет совершенно ничего. Но авторы иногда с поистине маниакальным упорством лепят и лепят их!
По сути, автор, вставляя в текст теги «пов» и «ретроспектива», лишь расписывается в том, что он не умеет или лениться оформить текст более художественно.
Но с другой стороны, а как это сделать? Надо же как-то передать мнения других персонажей, или зарисовать сценки из прошлого?
Взгляните в книги Толстого, Пушкина, Достоевского. Или Лукьяненко, Перумова. или Толкиена, Роулинг. Разве есть там флешбеки и повы? Нет. Но как-то они ухитряются передавать чужие мысли и события прошлого. И их читают и многим нравится. Как же они это делают?
С флешбеком-ретроспективой есть много приемов, которые надо знать и уметь использовать:
— Простое воспоминание. Герой вспоминает, что было. Хороший пример — конец главы VII фанфика Tempus Colligendi Гарри там дважды вспоминает события иных времен — и никаких безвкусных флешбеков.
— Письмо, книга. Герой читает что-то о событиях прошлого.
— Театр, кинематограф. Почему бы не увидеть сценку из прошлого в театре? Или колдография. Герой смотрит на колдографию и вспоминает.
— Сон. Герой видит во сне яркую сцену.
В конце-концов можно отдельно, в отдельной главе описать что было в прошлом.
Вариантов масса, выбирайте любой — или придумывайте свой. Дело ваше. Только придумывайте, старайтесь — а не лепите просто и безвкусно «флешбек»-«конец флэшбека».
ПОВ можно показать так:
— слова героя. Действительно, вместо ужасных с точки зрения стиля и восприятия повов, почему бы не дать герою самому озвучить, что он хочет?! Дайте ему слово.
— действия героя, жесты, эмоции. Не надо писать «Пов Дамблдора: как он мне надоел! Дать что ли лимонную дольку? Жалко, конечно, но зато помолчит! Конец Пова. Пов Снейпа: Неужели опять будет кормить?! Да я. я сбегу! Конец Пова».
Лучше «Дамблдор с раздражением посмотрел на Снейпа и потянулся к вазочке с лимонными дольками. Снейп содрогнулся и отступил на шаг к двери».
(пример выдуман).
— письмо, дневник. Герой может написать что он думает.
— магия. Покажите мысли героя в прямом смысл этого слова. Действие происходит в волшебном мире, как никак!
— отдельная глава от лица другого персонажа. Нет ничего удивительного в этом. Главное — написать главу так, чтобы с самого начала было ясно, от чьего она лица.
Некоторые авторы так пишут целые книги, от лица нескольких рассказчиков (Камша, вроде бы Мартин). И порой очень интересно, как разные персонажи смотрят на одно и тоже событие.
Вместо того, чтобы писать ПОВ — вставьте главу или фрагмент главы, где описано тоже от лица иного персонажа. Или расскажет кому-то еще. Хоть соратнику, хоть питомцу, хоть самому себе в зеркале. Или просто вспомнит мимоходом.
Пример — фанфик Вальпургиев рассвет. Глава LXXXV. Автор решил показать, как относится Гермиона к некоторым событиям в фанфике (если точнее — то разные взгляды на оные события). Он не стал делать пов-конец пова. Он просто в отдельной подлавке написал диалог Гермионы и Перси. И там же, в той же главке дан микропов Перси. Опять же без пов-конец пова.
Как видно, способов описать пов немало. И вам ничто не мешает взять любой из них или же придумать какой-то еще — о котором автор сих строк не вспомнил.
И, самое главное, перед тем как делать пов-ретроспективу, подумайте, нужно ли это вам? Что такое узнает читатель, что очень нужно узнать именно сейчас? Подумайте, как это лучше донести до вашего читателя. Подумайте и сделайте.
Способов написать пов и флешбек/ретроспективу немало. Используйте приведенные в этой статье, используйте другие. Главное, делайте это художественно и уместно. Лепить «пов-конец пова», «флешбек-конец флешбека» это признак торопливости, лености или же неумения работать с текстом. Если можете обойтись без пова-флешбеков, обходитесь без них. Если не можете — учитесь. Читая чьи-либо фанфики или ориджи, смотрите не только на сюжет и приключения героев — но и на то, КАК это описано. Как пишут авторы. Разумеется, за образец следует брать хороших авторов.
Кстати, среди десяти самых популярных фанфиков на Поттер-фанфикшен только в одном есть флэшбеки. И то там они расставлены. переводчиком. В оригинале несколько иное оформление (курсив). Впрочем, этот вариант хоть и изящнее, но так же оставляет желать лучшего.
Вдумайтесь. Из десяти самых популярных фанфиков — девять без всяких повов и флэшбеков. Наверное, это не просто так?
Присоединяюсь. Достали, ей богу. Разве что скидку на возраст сделать и фигбук, мол, принято так делать, тоже делают. Тьфу.
>Если можете обойтись без пова-флешбеков, обходитесь без них.
Вы просто не умеете их готовить 🙂
Отличный фанфик, целиком состоящий из POVов.
Вы собственно привели пример как надо это делать. Довольно хороший пример.
Нет ничего страшного в том, что автор обращается к событиям прошлого или же показывает события глазами другого персонажа, обнажает его мысли и т.п. Просто надо это делать умело, а не ставя «теги» пов-конец пова, флешбек-конец флешбека.
В самой точке зрения от лица другого персонажа нет ничего страшного. Другое дело, что это оформляют зачастую ужасно и нелепо.
Рыжий Самурай вы пишите ПОВы, но нормально их оформляете.
Спасибо за пост, может, кто-нибудь прочтет и задумается.
Что такое флэшбэк в литературе, в фильмах?
Вопрос о том, что такое флэшбэк, имеет важное значение для понимая многих ключевых моментов в произведениях художественной литературы и кинематографа. Эти небольшие или, напротив, объемные вставки о прошлом героев позволяют многое понять в их характерах, поведении и судьбах. Часто автор или режиссер переносит на эти сцены огромную смысловую нагрузку, там самым еще больше усиливая эффектность эпизода.
Раскрытие психологии героев
Понимание того, что такое флэшбэк, поможет читателям лучше разобраться в авторской задумке. Отечественные писатели довольно часто прибегали к подобному приему для наиболее полного раскрытия персонажа. Здесь следует отметить, что русская художественная литература отличалась тщательной психологической проработкой персонажей, поэтому отсылки в их прошлое имели огромную смысловую нагрузку. Флэшбэк в литературе, таким образом, был связующим звеном между основным действием и внутренним миром персонажей.
Например, в романе Ф. Достоевского «Идиот» есть ряд ключевых сцен, в которых главный герой, князь Мышкин, рассказывает сцены из своей жизни. Он описывает свою жизнь в Швейцарии, когда еще был подвержен частым приступам падучей, и эти небольшие зарисовки уже в самом начале показывают читателю психологическое состояние героя. В другом известном романе писателя, «Преступление и наказание», есть очень интересный флэшбэк. В искусстве этот прием позволяет раскрыть поведение и мысли героя. В указанном романе Раскольников видит сцену из своего прошлого во сне, и эта сцена, в которой он снова чувствует себя ребенком, показывает этого героя читателю как бы изнутри.
В форме сновидений
В произведении «Обломов» присутствует, наверное, самый известный в отечественной литературе флэшбэк. Главный герой видит во сне свою родную деревню, а также наблюдает себя со стороны ребенком, и эти несколько сцен полностью раскрывают персонажа с новой стороны.
Благодаря этому сну читатель начинает понимать странное на первый взгляд поведение Обломова, его замкнутый образ жизни, чрезмерную доверчивость, мягкость и даже наивность. Итак, на данном примере следует объяснить ученикам, что такое флэшбэк в художественной прозе.
В форме рассказа героев
В драмах А. Островского есть очень известные отсылки к прошлому, которые представлены в виде рассказов героинь об их прежней жизни. Одним из ключевых моментов в пьесе «Гроза» является рассказ Катерины о ее жизни до замужества. В данном случае героиня сама рассказывает о своей судьбе, и поэтому ее объяснение звучит особенно драматично.
При рассмотрении вопроса о том, что такое флэшбэк, необходимо помнить, что этот прием используется в прозе автором в тех случаях, когда требуется ближе познакомить читателя с персонажем. Иногда оно присутствует в начале произведения, а иногда – в середине для бо́льшего эффекта. В пьесе «Бесприданница» Лариса рассказывает Карандышеву историю своего знакомства с Паратовым, и это объяснение является, по сути, первым представлением девушки читателю.
Флэшбэк как фрагмент из прошлой жизни героев
Данная форма позволяет показать не только характер персонажей, но и факты их биографии более подробно, чем в рассказах. Такой прием использован писателем Б. Васильевым в его известной повести «А зори здесь тихие». В произведении он подробно рассказывает важные факты из жизней своих героинь. Эти сцены не имеют прямого отношения к повествованию, однако позволяют понять поступки девушек, их героизм. Тот же самый принцип использован и в одноименном фильме, который до сих пор пользуется популярностью у зрителей.
Второстепенные флэшбэки
Не всегда сцены из прошлого принадлежат главным действующим лицам. Иногда писатель прибегает к этому приему применительно к героям второго и даже третьего плана. При его умелом использовании автор добивается еще большего эффекта. Например, в известном романе А. Дюма «Граф Монте-Кристо» имеется захватывающий и очень драматичный рассказ управляющего графа о своей судьбе. Это описание получилось у известного романиста настолько сильным, что стало одним из звеньев сюжета произведения. Также в романе имеется пространный рассказ одного из персонажей о знаменитом разбойнике Вампе. Данный отрывок получился настолько колоритным, что задал тон последующим частям произведения.
В кинематографе
Эпизод из прошлого в фильмах выполняет ту же функцию, что и в художественной прозе. Однако ввиду специфики кинематографа возможности режиссеров значительно шире. Иногда они преподносят сцены так, что трудно определить, какие сцены принадлежат настоящему действию, а какие – прошлому.
Например, в ленте А. Тарковского «Зеркало» показана вся жизнь главного героя через застывшие образы из его детской памяти, что придает картине глубокий психологизм. Иногда флэшбэк в фильмах позволяет раскрыть интригу. В таком случае он представлен в форме объяснения героя произошедшего. Например, каждая серия известного сериала про Э. Пуаро заканчивается его подробным разбором хода преступления, что представляется на экранах в виде флэшбэка.
Часто первая часть фильма представляет собой флэшбэк: картина начинается с кульминационного момента, затем действие прекращается, и для того чтобы поддержать интригу и одновременно раскрыть события прошлого, режиссер делает отступление назад, после чего, ближе к концу, вновь возвращается к основному действию. История в таких случаях получается несколько разорванной, однако при умелом сочетании флэшбэков и основного сюжета лента получается очень эффектной и вместе с тем драматичной. Яркий тому пример – известная экранизация рассказа А. Чехова, которая называется «Плохой хороший человек». Режиссер очень умело предварил сцену поединка между двумя героями подробной историей их конфликта.
Итак, сцены из прошлого как в литературе, так и в кинематографе позволяют лучше понять особенности личностей персонажей, а также разобраться в сюжете истории.
Флэшбэк
Флэшбэк (flashback, wikipedia:analepsis) — «обратный кадр», сцена из прошлого, оформленная в качестве воспоминания и вставленная в поток текущего повествования. Когда вам сначала показывают престарелую пару, а затем их свадебную церемонию 30 лет назад, — это флэшбэк.
Содержание
Использование [ править ]
Вообще-то, флэшбэк — мощный художественный прием, подходящий для детализации и проработки глубины сюжета в кратком формате, например, отдельно взятой серии сериала. С его помощью можно легко и быстро объяснить мотивацию только что поступившего так или иначе героя. Например, если герой видит девушку, а потом нам демонстрируют флэшбэк, где девочка, в которой эту девушку можно узнать, разбивает куличик в песочнице мальчику, в котором можно узнать главного героя, то становится понятно, почему герой в следующем кадре принимается душить давнюю обидчицу.
Подробности [ править ]
Бородатые литературоведы различают внутренний и внешний флэшбэк. Внутренний «прыгает» в прошлое к моменту после начала действия. Внешний — к моменту до.
Непроверенное [ править ]
Старт флэшбэка часто характеризуется ослепительной «вспышкой», символизирующей внезапное озарение героя, или просто обозначающей границу смены времён действия, чтобы не путать зрителя. То есть, совсем буквально слово можно перевести как «вспышка в прошлое».
Один большой флэшбэк [ править ]
Некоторые произведения практически от начала до конца представляют собой флэшбэк в кратком наружном обрамлении. Например, популярные в прошлом стилизации под мемуары, вроде «Путешествий Гулливера», когда рассказчик и главный герой рассказа — одно и то же лицо. Знаменитый роман Ч. Мэтьюрина «Мельмот Скиталец» в плане сюжетной композиции выстроен как цепь флэшбэков, охватывающих многие годы предшествующих событий, тогда как само сюжетное действие укладывается в очень короткое время.
Любопытно выглядит использование этого приёма в фильмах, которые строятся как рассказ о событиях прошлого, представленный на суд аудитории. «Титаник» Дж. Кэмерона — воспоминания о событиях молодости престарелой пассажирки погибшего корабля, «Эдвард — руки-ножницы» — ответ бабушки на вопрос внучки, откуда берется снег, «Коронадо» — рассказ девушки о розысках пропавшего жениха. В большинстве случаев особую радость доставляет реакция слушателей на повествование. К примеру, в «Титанике» сцена, в которой Джек рисует обнаженную Розу, внезапно прерывается показом сложных выражений лиц экипажа исследовательского судна, слушающего от постаревшей Розы изложение этой сцены (а обещала-то старушка рассказать, где искать легендарный бриллиант!).
В «Миллионере из трущоб» используется прием «флэшбэк во флэшбэке». Фильм начинается с того, что главного героя Джамала допрашивают в полиции, обвиняя его в мошенничестве. Затем нам показывают событие за день до этого — Джамал принимает участие в игре «Кто хочет стать миллионером?». Это, так сказать, «внешний» флэшбэк, основной. Как только герою задают первый вопрос, тут же начинается другой, «внутренний» флэшбэк, отсылающий нас к детству Джамала. С каждым вопросом игры зрителям показывают новые и новые внутренние флэшбэки, в которых герой постепенно становится старше.
В том же ключе используется в двух первых частях игры Max Payne. В первой части нам с первых же кадров показывается главный герой со снайперской винтовкой на крыше небоскрёба, который штурмует полиция. А дальше нам подробно рассказывается, как он дошёл до жизни такой. И рассказ щедро вздобрен задумчивыми и философскими комментариями самого героя. Во второй части система флэшбэков немного посложнее, но основная идея та же. Особняк, который штурмует полиция, рассказ о том, как герой дошёл до новых злоключений, задумчивые и философские комментарии его самого.
Ещё один хороший пример — Assassin’s Creed: действие игры происходит в 2012 году, но главный герой при помощи чудо-машины, способной читать память ДНК, переживает приключения своих далёких предков, лишь изредка возвращаясь в наши дни.
Так же стоит упомянуть две старенькие, но не менее захватывающие игры про сверхспособности: Second Sight и Psi-Ops. В Second Sight ГГ просыпается вообще без памяти, прикованный к больничной койке. Случайно он применяет телекинез, чтобы избавиться от оков, отсюда и начинается игра. По мере прохождения он ловит флэшбэки, помогающие восполнить пробелы в памяти и вспомнить некоторые забытые навыки, но и тут не всё так однозначно. Оказывается, что он может не только вспоминать события, но и менять их: когда ГГ добирается до компьютера и взламывает базу данных, чтобы найти свою союзницу, обнаруживает информацию, что она погибла во время проведения военной операции. Тут ГГ снова ловит флэшбэк и возвращается в события именно той операции, но успевает спасти девушку. Вернувшись в реальность, он обнаруживает, что информация на экране изменилась, что союзница жива и находится там-то. Похожая, но совсем другая Psi-Ops тоже даёт нам поиграть за человека с пси-способностями и тоже без памяти. Только в этот раз ГГ оперативник, которому стёрли память для внедрения в террористическую организацию. Постепенно к ГГ возвращаются его память и вместе с ней забытые пси-способности.
Final Fantasy X начинается с того, что партия героев сидит на привале неподалеку от Занарканда. Дальше Тидус начинает вспоминать, как они сюда шли и вообще как он попал в этот мир. Эти воспоминания занимают 80% сюжета игры.
Трудно также не упомянуть роман Дэна Симмонса, именно так и называющийся — «Флэшбэк». Хотя, вопреки названию, субъективных возвращений в прошлое на протяжении романа происходит не так уж и много, но сюжет произведения основан на изобретении нового наркотика — имя которого совпадает с именем романа — дающего возможность пережить заново любые мгновения прошлого.