Что такое флагшток на корабле
ФЛАГШТОК
Смотреть что такое «ФЛАГШТОК» в других словарях:
флагшток — флагшток … Орфографический словарь-справочник
ФЛАГШТОК — (голл. vlagstok, от нем. Flagge флаг, и Stock палка). Шест со шкивом наверху, на котором поднимают флаг, также кончик мачты, следующий непосредственно за форбомбрамстеньгою. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка
ФЛАГШТОК — (Flag staff) древко, установленное на оконечности кормы корабля, на котором поднимается (прибивается) кормовой флаг. На верхний конец Ф. обычно насаживается клот или пикообразный наконечник. Ф. также называется верхний конец бом брам стеньги,… … Морской словарь
ФЛАГШТОК — (от голл. vlaggestok) вертикальный шест для подъема флага … Большой Энциклопедический словарь
ФЛАГШТОК — ФЛАГШТОК, а, муж. Стоячий шест для флага. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
флагшток — сущ., кол во синонимов: 1 • шест (52) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Флагшток — (от голл. vlaggestok) вертикальный шест для подъема флага. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
Флагшток — Флагштоки перед зданием ООН в Женеве Флагшток (нем. Flagge флаг + Stock палка) … Википедия
флагшток — уже у Петра I; см. Смирнов 308. Из голл. vlagge stock – то же; см. Мёлен 227 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Флагшток — м. Вертикальный шест для подъема флага [флаг I]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Что такое флагшток на корабле
Откуда и что на флоте пошло
Посвящается 300-летию Морского корпуса России.
Автор выражает благодарность вице-президенту региональной общественной организации Морских пехотинцев «Сатурн» Табачкову Виктору Сергеевичу и федеральной службе охраны «Альфа-Эгида».
«Всякой Потентатъ которой едино войско сухопутное имеетъ, одну руку имеетъ, а которой и флотъ имеетъ, обе руки имеетъ».
Военно-Морской Флот нашей Родины имеет давнюю и славную историю. Ее истоки прослеживаются со 2-й половины I тысячелетия н. э. Еще в VI—VII вв. славяне, главным образом анты, на легких ладьях-однодеревках плавали по Понту Эвксинскому (Черному), Пропонтиде (Мраморному), Эгейскому, Ионическому и Внутреннему (Средиземному) морям. В 623 г. они совершили морской поход на о. Крит, в 642 г. — на побережье Южной Италии.
С образованием в IX в. Древнерусского государства (Киевской Руси) интенсивность боевых действий флотилий славян-россов значительно увеличилась. Помимо Русского (Черного) моря россы активно действовали на Хвалынском (Каспийском) и Варяжском (Балтийском) морях. По свидетельству «Повести Временных лет», русским был известен морской путь в Константинополь (Царьград) — столицу Византии — из Варяжского моря вокруг Европы.
По морям ходили порой целые флоты. В морском походе Олега на Византию в 907 г. участвовало 2 тыс. ладей. Известны походы Игоря, Святослава (используя ладейный флот, действовавший как по рекам, так и на море, киевский князь Святослав разгромил паразитический хазаро-иудейский каганат.) и другие. И неспроста Черное море в те времена называлось Русским морем.
В XI—XII вв. новгородцы и жители Ростово-Суздальской земли начали освоение берегов «Студеного моря» — Белого и других морей Северного Ледовитого океана. Они совершали плавания к берегам Скандинавии, Груманту (Шпицбергену), к Новой Земле и далее на восток.
По мере накопления опыта мореплавания совершенствовались и суда: с середины XII в. наряду с выдолбленными ладьями-однодеревками с бортами из досок стали строить и палубные суда с двумя рулями — кормовым и носовым, обладавшие большей мореходностью и хорошей маневренностью, а суда, строившиеся поморами, были рассчитаны и на плавание во льдах.
Развитое судоходство по морям и рекам способствовало поддержанию широких торговых связей Киевской Руси со странами Европы, Юга и Востока — Германией, Норвегией, Швецией, Францией, Англией, Византией, Ираном и др. В конечном итоге это благотворно сказалось на росте ее экономического и политического могущества. Уже в XI в. Киевская Русь была одним из крупнейших государств Европы.
Однако феодальное дробление Киевской Руси в XII в. и последовавшее затем татаро-монгольское нашествие в XIII в. на земли русских княжеств существенно подорвали наше судоходство (в том числе и военное). Русь надолго лишилась выхода к южным морям. Но в упорной борьбе со шведскими, немецкими и датскими феодалами русскому народу удалось отстоять северо-западные рубежи страны и сохранить выход на Балтийское море. (Памятен поход новгородского флота в Швецию, где была взята и разрушена крепость Сигтуна (1187) — база набегов на русские земли).
Образование в XVI в. на Руси единого централизованного государства, собиравшегося вокруг Москвы, настоятельно требовало установления торговых связей по морю со странами Европы, так как от этого во многом зависело дальнейшее экономическое и культурное развитие России.
Однако Ливонский орден, Польша, Швеция и др. чинили всевозможные препятствия развитию нашего мореходства на Балтийском море. Молодому Русскому государству пришлось вести упорную вооруженную борьбу за право выхода к морю. Наиболее ожесточенный и длительный характер она приобрела при Иване Грозном. Главной войной его царствования стала Ливонская война (1558—1583). Иван Грозный хотел, овладев удобными портами Прибалтики, открыть широкое сообщение с Европой. Уже в начале войны Ливонский орден был разгромлен.
Однако борьба русского народа за решение исторической задачи — широкого выхода к Балтийскому морю — закончилась неудачно. В дело вмешались Польша, Швеция, Дания. По итогам Ливонской войны Россия утратила земли в Карелии и на побережье Финского залива.
В результате Смутного времени выход к Балтийскому морю был вообще потерян. Вплоть до начала XVIII в. обширное многонациональное Российское государство оставалось отрезанным от Балтийского и Черного морей. «Прорубить окна» к этим морям удалось лишь при Петре I. В этом большую роль сыграл созданный им в 1696 г. регулярный военно-морской флот.
Российский военный флот буквально с колыбели показал врагам Отечества свою растущую силу. В победных сражениях при Гангуте и Гренгаме, Чесме и у острова Фидониси, под Наварином и Синопом, во многих других морских баталиях родились и утвердились боевые флотские традиции. К военным морякам нашей Отчизны пришла воинская слава.
Традиции, под которыми, как известно, понимают исторически сложившиеся, передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, нормы поведения и т. п., сохраняются в течение длительного времени в обществе и его социальных группах, обеспечивая преемственность прошлого, настоящего и будущего.
В армии и на флоте традиции способствуют воспитанию глубокого патриотизма, любви к Родине, верности воинскому долгу.
Славные русские флотские традиции выковывались, передавались из поколения в поколение от древних славян-мореходов к воинам регулярного Российского флота, от Петра I и его славных сподвижников к Ф. Ф. Ушакову и Д. Н. Сенявину, к М. П. Лазареву и П. С. Нахимову, затем к Г. И. Бутакову и С. О. Макарову, к другим военным морякам России, к сегодняшним защитникам Отечества.
К середине 80-х годов наша страна располагала военно-морским флотом, несравненно более сильным, чем раньше. В его состав входили новейшие подводные лодки (преимущественно с атомными энергетическими установками) с ракетным и торпедным вооружением, современные надводные корабли различных классов, морская авиация, высокомобильная морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска.
Грядущий век нового тысячелетия, скорее всего, начнется разделом Мирового океана, его акватории и ресурсов. Следовательно, будущее за державами морскими и океанскими, имеющими мощный военный и гражданский флот, проводящими последовательную морскую политику. Мировой океан как арена соперничества ведущих государств будет становиться все теснее и теснее, выталкивая за ее границы все новых и новых претендентов в борьбе за раздел биоресурсов открытого моря. И перспективы нашего Отечества в предстоящей решающей схватке далеко не радужные. В такой обстановке особенно важным становится формирование отечественной морской стратегии — национальной морской идеи, основанной на вековых традициях русского флота, подкрепленной правовой и экономической базой. Сегодня свертывание трехвековой геополитики, основанной на стремлении к морям, не только ослабляет Россию, но и может лишить наш народ достойного будущего.
Сейчас в казне государства не хватает средств даже на самые скромные кораблестроительные и судостроительные программы, невероятных усилий стоит содержание имеющихся кораблей. Но есть и показатели оптимистические. Пробуждается морское самосознание русского народа. Все больше публикаций в печати напоминает нам, что будущее человечества связано с интенсивной эксплуатацией ресурсов Мирового океана, все чаще политики заверяют о своем особом внимании к флоту, выходят новые книги о героическом прошлом и оптимистическом будущем отечественного флота. Автор надеется, что предлагаемая книга «Откуда и что на флоте пошло» (2-е издание) окажет действенную помощь в патриотическом воспитании молодежи.
eponim2008
Жизнь замечательных имен
Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя
Для чего нужны на кораблях цветные флаги?
На всех современных кораблях в специальном шкафчике хранится средство связи, которое то и дело, применяется даже в наш век, век тотальной радиосвязи и почти что всемирного Интернета. Это – набор сигнальных цветных флагов.
Флаги, поднимаемые на мачту, издавна использовались для подачи команд и передачи сообщений. Сигналы, которые подавали с помощью цветных флагов, различались от государства к государству и от флота к флоту. К началу 19-го века британское адмиралтейство, насколько могло, навело порядок. На всех кораблях Великобритании ввели единый универсальный флажный сигнальный код. Международный флажный код был, однако, принят только в 1900 году. После Первой мировой войны его доработали, и сейчас используется свод сигналов версии 1931 года. Существуют также национальные флажные коды, в том числе, российский, созданный на основе ци. Но принцип пользования этими кодами один и тот же.
Сигнальные флаги вывешиваются на мачтах вертикально и читаются сверху вниз. Флаги закрепляют на специальном тросе, сигнальном фале, и поднимают. Для этого требуется некоторое время. Кроме того требуется время и для того, чтобы сигнал заметили и прочли на соседних кораблях. Поэтому сигнальные флаги не используют для передачи быстро меняющейся информации. Для этого есть радио, радиотелеграф, семафорная азбука, в конце концов. Поднятые сигнальные флаги – вроде вывешиваемых на длительный срок объявлений: «двигаться с осторожностью», «ремонтные работы», «огнеопасно». Окружающие корабли обязаны просигналить о том, что они флажное сообщение, во-первых, увидели, а во-вторых, прочли.
Чтение сигнальных флагов – это отдельная наука. Международный свод включает 39 флагов: 26 буквенных, 10 цифровых и 3 заменяющих. Заменяющие флаги позволяют передавать сигналы, содержащие повторяющиеся символы, если на борту имеется только один набор сигнальных флагов. Заменяющий флаг №1 читается как самый верхний из уже вывешенных флагов, заменяющий флаг №2 читается как второй из вывешенных флагов. Заменяющий флаг №3 копирует третий сигнальный флаг. А более трех флагов на мачту не поднимают.
Наличие буквенных флагов совсем не означает, что с их помощью составляются какие-либо внятные сообщения, которые может прочесть любой, кто выучил 39-символьную флажную азбуку. Один, два или три флага на сигнальном фале – это код, значение которого следует искать в специальной кодовой книге. Так, флаг с двумя вертикальными полосами, белой и красной, соответствует английской букве «H». Но его появление на сигнальной мачте означает «У меня на борту лоцман». Поднятие флага, соответствующего английской букве «K» (желтая и синяя вертикальные полосы), вместе с одним из цифровых флагов означает, что капитан судна желает связаться со встречным кораблем одним из заранее обусловленных способов (семафорной азбукой, через мегафон, по радио и т. д.)
Впрочем, цифровые или буквенные флаги используют и по прямому назначению, если требуется передать имя корабля, географическое название или курс, которым должен следовать тот, кому сообщение адресуется.
Самое славное сообщение, переданное когда-либо с помощью цветных флагов – это обращение адмирала Нельсона (Horatio Nelson; 1758 – 1805) к морякам своего флота перед Трафальгарской битвой. Оно было вывешено на мачтах линейного корабля «Victory», которым командовал славный адмирал.
England expects that every man will do his duty (Англия ждёт, что каждый выполнит свой долг)
Если кто-либо из любопытных читателей отыщет эту фразу, представленную с помощью сигнальных флагов (Википедия им в помощь), и попытается сопоставить ее с современным Международным флажным кодом, его постигнет неудача. В чем причина? Дело в том, что в 1805 году на британском флоте действовал другой флажный код, предложенный адмиралом Ричардом Хау (Richard Howe; 1726 — 1799). В этом коде было всего 10 основных флагов и 5 вспомогательных. С их помощью были закодированы все слова и буквы боевого призыва одноглазого морского сокола Горацио Нельсона. Кстати, слова «duty» («долг») в сигнальной книге адмирала Нельсона не нашлось, поэтому сигнальщики на флагмане вывесили на мачту номера этих букв в английском алфавите (4, 21, 19, 24)
Цветные флаги международного свода сигналов иногда называют флагами расцвечивания. В общем-то, это название справедливо только в том случае, когда в честь праздника корабли вывешивают все имеющиеся у него на борту сигнальные флаги всех форм и всех расцветок. Получается очень красиво.
Глава 15: Подъем флагов на кораблях
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЛАГ
617. Государственный флаг Российской Федерации является символом государственного суверенитета Российской Федерации.
618. Во время боя и в виду неприятеля корабли поднимают Государственный флаг Российской Федерации, а на стеньгах других мачт — присвоенный кораблю
619. Государственный флаг Российской Федерации на корабле Флота поднимается только при стоянке корабля на якоре (бочке, швартовых) (на подводной лодке — на одном из выдвижных устройств):
а) в дни государственных праздников Российской Федерации;
б) при посещении Президентом Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации, и других лиц представляющих Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации;
в) при вручении кораблям (соединениям кораблей) государственных наград, в другие праздничные и памятные дни на основании приказов Министра Обороны Российской Федерации, Командующего флотом (флотилией);
При нахождении корабля в территориальном море и во внутренних водах иностранных государств Государственный флаг Российской Федерации поднимается также по случаю национальных праздников этих государств в порядке, предусмотренном Руководством по соблюдению правового режима морских пространств и по взаимоотношениям с иностранными кораблями и властями.
620. флаг, поднятый на корабле Флота, является Боевым Знаменем корабля. Он символизирует государственную принадлежность и неприкосновенность корабля, плавающего под ним, а также готовность корабля защищать государственные интересы Российской Федерации на морских и океанских рубежах.
флаг является символом воинской чести, доблести и славы, служит напоминанием каждому военнослужащему корабля о героических традициях и священном долге защиты Отечества.
621. Корабли Флота ни при каких обстоятельствах не спускают своего флага перед противником, предпочитая гибель сдаче врагам Отечества.
622. Охрана Государственного флага Российской Федерации флага в бою является почетной обязанностью всего экипажа корабля.
Весь личный состав корабля обязан самоотверженно и мужественно защищать Государственный флаг Российской Федерации флаг в бою и не допускать захвата их противником.
623. Если Государственный флаг Российской Федерации или флаг будет сбит в бою, он должен быть немедленно заменен другим.
Для обеспечения замены сбитого в бою флага должны быть наготове запасные флаги, которые, как правило, должны храниться на ГКП. Если обстоятельства не позволяют поднять запасной флаг на установленном месте, его поднимают на аварийном флагштоке, укрепляемом в любом месте корабля.
624. Боевым кораблям и катерам, кораблям специального назначения присваивается
Кораблям, удостоенным наименования гвардейского, присваивается Гвардейский
Кораблям, награжденным орденами Российской Федерации, присваивается Орденский флаг с изображением ордена, которым награжден корабль.
Кораблям, удостоенным наименования гвардейских и награжденным орденами Российской Федерации, присваивается Гвардейский Орденский
625. При преобразовании соединения кораблей в гвардейское все корабли этого соединения носят Гвардейский флаг. При награждении соединения кораблей (флота) орденом Российской Федерации Орденский флаг кораблям этого соединения (флота) не присваивается. Корабли, исключенные из состава гвардейских соединений, Гвардейского флага не носят.
Флаги судов (катеров) Вспомогательного Флота Флота, гидрографических судов (катеров) Флота, поисково-спасательных судов (катеров) Флота поднимаются и спускаются в соответствии с правилами подъема и спуска флага, изложенными в настоящей главе.
Морские и рейдовые суда обеспечения соединений боевых кораблей, все катера (шлюпки) кораблей, штабов флотов, флотилий, объединений, соединений и частей ВМФ, учебных отрядов, а также учебных заведений, укомплектованные экипажами из военнослужащих, носят
627. флаг вручается кораблю на основании приказа командующего флотом (флотилией). флаг на корабле прекращают поднимать на основании приказа об исключении корабля из состава
На кораблях (судах), находящихся в ремонте или консервации, на которых не проживают экипажи, флаг, флаг судов (катеров) вспомогательного флота ВМФ, гидрографических судов (катеров) ВМФ, поисково-спасательных судов (катеров) ВМФ не поднимается.
Новым кораблям, принимаемым в состав Флота, может передаваться название флаг кораблей, отличившихся при защите государственных интересов Российской Федерации.
флаг запрещается поднимать на спортивных судах, спортивных базах, а также на зданиях.
628. Гюйс, поднятый на корабле, обозначает, что корабль принадлежит к 1 или 2 рангу. Гюйс поднимается во время стоянки корабля на якоре (бочке, швартовых). Гюйс поднимается и спускается одновременно с подъемом и спуском
Гюйс, поднятый на мачтах салютных пунктов приморских крепостей, является их флагом. Гюйс также поднимается на мачтах береговых салютных пунктов при производстве салютов.
629. Вымпел обозначает, что корабль находится в кампании, и поднимается при одной мачте) кораблей, которым присвоены флаги. Вымпел поднимается и спускается по приказу командующего флотом (флотилией).
Вымпел носится постоянно как днем, так и ночью, во всякую погоду, на ходу и на якоре (бочках, швартовых). Он спускается в том случае, если на стеньге одной из мачт корабля поднят флаг или должностного лица.
630. Флаги высших должностных лиц Вооруженных сил Российской Федерации, Главнокомандующего ВМФ, начальника Главного штаба ВМФ, а также флаг командующего флотом, поднимаются при одной мачте).
Флаги командующего флотилией, командира эскадры, соединения кораблей поднимаются
командира соединения кораблей (судов) поднимается при одной мачте).
старшего на рейде поднимается под флагом должностного лица или под вымпелом.
631. Флаги должностных лиц поднимаются и спускаются по приказанию командиров (начальников), которым они присвоены, на кораблях, где эти лица имеют официальное местопребывание.
С подъемом флага должностного лица на корабле флаг этого командира (начальника), поднятый на другом корабле, спускается. С подъемом на корабле флага старшего начальника поднятый на нем флаг младшего начальника спускается.
Командиры соединений кораблей поднимают присвоенные им флаги или только на кораблях своего соединения и на кораблях, приданных им.
632. Флаги должностных лиц остаются поднятыми днем и ночью, а также во время кратковременного отсутствия этих лиц.
Ночью в мирное время на якоре и на ходу флагманский корабль кроме флага должностного лица несет флагманский огонь.
633. В официальных случаях при следовании должностных лиц на катерах (шлюпках) присвоенные им должностные флаги поднимаются на носовом флагштоке или мачте по их приказанию.
634. В торжественных случаях производится расцвечивание кораблей флагами между клотиками мачт и от них к штевням.
Корабли, которые по техническим причинам нельзя расцвечивать таким порядком, разрешается расцвечивать только от клотика к форштевню.
635. Флаги расцвечивания поднимаются на кораблях одновременно с подъемом флага и спускаются вместе с ним, если по условиям погоды по приказанию старшего на рейде командира (начальника) они не были спущены ранее.
При съемке с якоря (бочки, швартовов) флаги расцвечивания спускаются за 30 минут до назначенного срока съемки с якоря (бочки, швартовов).
При постановке на якорь (бочку, швартовы) флаги расцвечивания поднимаются вместе с подъемом гюйса (переносом флага).
На ходу корабли флагами не расцвечиваются.
В ненастную погоду при стоянке корабля на якоре (бочке, швартовых) в торжественных случаях поднимаются только стеньговые флаги.
636. Личный состав кораблей участвует в парадах на берегу флагом, прикрепленным к древку. В этих случаях порядок выноса (относа) флага осуществляется применительно к требованиям Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации без назначения знаменного взвода. При этом военнослужащие приветствуют флаг как Боевое Знамя.
ПОДЪЕМ И СПУСК ФЛАГА
637. флаг на кораблях поднимается:
— на ходу — на гафеле (на кормовом флагштоке);
— при стоянке на якоре (бочке, швартовых) — на кормовом флагштоке.
638. Подъем флага на кораблях, стоящих на якоре (бочке, швартовых), как летом так и зимой производится в рабочие дни в 8 часов, а по выходным и праздничным дням — в 9 часов.
Спуск флага производится с заходом солнца. В полярных морях время спуска устанавливается приказом Командующего флотом.
639. Корабли, находящиеся в море на ходу и в иностранном порту носят флаг днем и ночью, не спуская его.
В случае выхода в море после захода солнца и до 8 (9) часов корабли поднимают флаг в момент перехода из положения “на якоре (бочке, швартовых)” в положение “на ходу”.
При возвращении корабля с моря или заходе в порт (гавань) в ночное время и от рассвета до 8 (9) часов флаг на корабле спускается в момент перехода из положения “на ходу” в положение “на якоре (бочке, швартовых)”.
В этих случаях при подъеме и спуске флага команда “Смирно” не подается. При перемене места кораблем на рейде и в гавани в ночное время и от рассвета до 8 (9) часов флаг не поднимается.
640. При нахождении на рейде нескольких кораблей флаг поднимается и спускается по сигналу командира соединения или старшего на рейде командира (начальника).
641. Подъем (спуск) флага могут назначаться торжественные и обыкновенные.
Торжественный подъем флага производится:
а) в дни, объявленные государственными праздниками Российской Федерации, в другие праздничные дни — по приказанию командующего флотом (флотилией);
б) в День Флота, при вручении кораблю флага и его первом подъеме на корабле, в дни годового праздника корабля (соединения); в другие памятные дни — по приказанию командующего флотом (флотилией);
При исключении корабля из состава Флота производится торжественный спуск флага. В этом случае флаг спускает лично командир корабля в присутствии командира соединения кораблей.
642. При торжественном подъеме флага поднимаются стеньговые флаги и флаги расцвечивания.
Государственный флаг Российской Федерации поднимается в качестве стеньгового флага в случаях, указанных в ст.619 настоящего Устава.
флаг поднимается в качестве стеньгового флага и в случаях, указанных в пунктах “б” и “в” ст.619.
Стеньговые флаги поднимаются на стеньгах всех мачт, при этом поднятые на них флаги должностных лиц должны располагаться ниже стеньговых флагов.
643. Порядок торжественного подъема (спуска) флага заключается в следующем:
За 15 минут до подъема (спуска) флага на кораблях играется сигнал “Повестка”.
За 5 минут до подъема (спуска) флага на корабле командира соединения (старшего на рейде) по команде вахтенного офицера “Исполнительный до половины” поднимается до половины сигнал, состоящий из двух флагов “Исполнительный”.
На кораблях других командиров соединений этот сигнал репетуется, а на остальных кораблях поднимается до половины “Ответный вымпел”.
По сигналу “Большой сбор” выстраивается экипаж корабля в объявленной форме одежды согласно схеме построения и посылаются сигнальщики на фалы поднимаемых флагов, а вахтенный офицер (дежурный по кораблю), используя средства связи, докладывает командиру корабля и командиру соединения: “Через 5 минут торжественный подъем (спуск) флага”.
При выходе командира корабля (соединения) на верхнюю палубу подается команда “Смирно”. Приняв доклад старшего помощника, командир корабля (соединения) здоровается с личным составом и поздравляет его. После этого подается команда “Вольно”.
За 1 минуту до подъема (спуска) флага на корабле командира соединения (старшего на рейде) сигнал “Исполнительный” поднимается до места. Все корабли, следуя действиям старшего на рейде, поднимают указанный сигнал или “Ответный вымпел” до места. Вахтенный офицер (дежурный по кораблю) подает команду: “На флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания. Смирно!”.
По этой команде личный состав принимает положение “смирно”, при этом офицеры, мичманы и старшины контрактной службы руку к головному убору не прикладывают.
Если производится спуск флага, горнисты играют сигнал “Заря”. Для подъема (спуска) флага после доклада командиру корабля (командиру соединения, старшему начальнику) “Время вышло” ровно в 8 (9) часов (в момент захода солнца) или в установленное приказом время быстро спускается сигнал “Исполнительный” или “Ответный вымпел” и вахтенный офицер командует: “Флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания поднять (спустить)”. Флаги в развернутом виде медленно поднимаются (спускаются).
Оркестр играет “Встречный марш”. Личный состав поворачивает голову в сторону флага, а офицеры, мичманы и старшины контрактной службы, кроме того, прикладывают руку к головному убору.
С подъемом флага до места (с окончанием спуска) оркестр исполняет Государственный гимн Российской Федерации.
644. Порядок обыкновенного подъема (спуска) флага в базе заключается в следующем:
За 15 минут до подъема (спуска) флага на кораблях играется сигнал “Повестка”.
За 5 минут до подъема (спуска) флага на корабле командира соединения или старшего на рейде по команде вахтенного офицера “Исполнительный до половины” поднимается до половины флаг “Исполнительный”.
На других кораблях командиров соединения сигнал “Исполнительный” репетуется, а на остальных кораблях поднимается до половины “Ответный вымпел” и производятся следующие действия:
С поднятием сигнала “Исполнительный” (“Ответный вымпел”) до половины на всех кораблях вызываются наверх горнисты, посылаются сигнальщики на фалы флага и гюйса, вахтенный офицер, используя средства связи, докладывает командиру корабля и командиру соединения: “Через 5 минут подъем (спуск) флага”.
При подъеме флага по сигналу “Большой сбор” экипаж корабля выстраивается согласно схеме построения.
При выходе командира корабля на верхнюю палубу подается команда “Смирно”. Приняв доклад старшего помощника (помощника) командира, командир корабля здоровается с личным составом. После этого подается команда “Вольно”.
За 1 минуту до подъема (спуска) флага на корабле командира соединения или старшего на рейде сигнал “Исполнительный” поднимается до места. Все корабли, следуя действиям корабля командира соединения (старшего на рейде), поднимают “Исполнительный” или “Ответный вымпел” до места, а вахтенный офицер командует “На флаг и гюйс. Смирно”.
По этой команде личный состав принимает положение “смирно”, при этом офицеры, мичманы и старшины контрактной службы руку к головному убору не прикладывают. Если производится спуск флага, горнисты играют сигнал “Заря”.
Точно в момент, установленный для подъема (спуска) флага, после доклада командиру корабля “Время вышло” вахтенный офицер командует: “Флаг (и гюйс) поднять (спустить)”. Флаг (и гюйс) в развернутом виде медленно поднимается (спускается), а сигнал “Исполнительный” или “Ответный вымпел” быстро спускается. При этом:
— горнисты играют сигнал “Подъем (спуск) флага”;
— личный состав поворачивает голову в сторону флага, а офицеры, мичманы, старшины контрактной службы, кроме того, прикладывают руку к головному убору.
По окончании игры горнистов вахтенный офицер с разрешения командира корабля командует: “Вольно. Горнисты, вниз”.
В этих случаях вахтенный офицер за 2 минуты до подъема (спуска) флага командует: “Стать к борту”.
По этой команде личный состав, находящийся на верхней палубе, становится лицом внутрь корабля. В остальном порядок подъема флага тот же, что и при подъеме (спуске) флага с построением экипажа.
При торжественном спуске флага на подводных лодках и надводных кораблях 4 ранга личный состав не выстраивается, а по команде “Стать к борту” личный состав, находящийся на верхней палубе, становится лицом внутрь корабля.
645. При подъеме (спуске) флага матросы и старшины, находящиеся вблизи кораблей на стенках, пирсах и причалах, приостанавливают работы и занятия и становятся в положение “смирно” лицом к кораблю, а офицеры и мичманы, старшины контрактной службы, кроме того, в момент подъема (спуска) флага прикладывают руку к головному убору.
646. На шлюпках, находящихся вблизи кораблей в момент подъема (спуска) флага на них, если позволяет обстановка, по команде старшины шлюпки гребцы сушат весла. Старшина шлюпки, а также находящиеся на ней офицеры, мичманы и старшины контрактной службы прикладывают руку к головному убору, не вставая с банок