Что такое флаеры в библиотеке

Что такое флаеры в библиотеке

МКОУ СОШ с. Дубовый Мыс

РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ

Печатная реклама библиотеки: общее представление и технологические особенности
Рекламировать свои информационные ресурсы, продукты и услуги библиотека может начать именно с печатной рекламы, которая является, пожалуй, самым доступным способом информирования о библиотечно-информационном центре, его деятельности, ресурсах, продуктах, услугах.
Печатная реклама позволяет библиотеке изобразительно раскрыть информационные и остальные способности. С помощью печатной рекламы библиотекари могут показать уникальный, часто умный слоган – емкую, образную форму деятельности. Он традиционно выступает основным словом частей плакатов, листовок, буклетов. В архиве библиотеки печатная реклама занимает почетное место. По ней гости судят об этапах развития библиотеки, традициях и возможностях их творчества.
Достоинства таковых материалов в возможности использования в течение долгого времени.
Преимуществами печатной рекламы являются:
— относительная дешевизна;
— оперативность изготовления;
— длительность рекламного контакта с получателем.
Рекламные издания – это издания, целевое назначение которых – представление потребителям идей, товаров или услуг от имени конкретного рекламодателя. Наряду с выпуском специальной рекламной продукции, библиотеки, как правило, используют возможности публикации рекламных сообщений на свободных страницах методических, библиографических и других собственных изданий.
Различаются следующие виды печатной рекламы:
книжная реклама – воспроизведенная полиграфическим способом и бытующая в виде отдельных книжных изданий;

реклама в прессе (печатные СМИ) – воспроизводимая в газетах, журналах и других периодических и продолжающихся изданиях и распространяемая ими.
Виды печатной рекламы: листовки, афиши, буклеты, проспекты, сборники, пресс-релизы.
Одно из основных преимуществ печатных средств связано с возможностью сразу обратиться к широкой аудитории.
Плакаты и листовки о ресурсах библиотеки, в особенности буклеты, проспекты, сборники, традиционно «служат» гостям не один год. Следует только позаботиться, чтобы в этих изданиях не присутствовала сиюминутная «однодневная» информация.
Многие из этих средств различают по жанровым особенностям.
Альманах – согласно общепринятому определению, (от араб. «аль-манах» – календарь): непериодический сборник, содержащий сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т. д. (эти А. по типу близки к т. н. календарям-справочникам); литературный: сборник литературных произведений, часто объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и др.).
Буклет – это согнутое в один либо несколько раз (треугольником, «гармошкой», «домиком» и др.) многокрасочное, отлично иллюстрированное издание. Выделяют разные буклеты. Самый распространенный из них буклет, посвященный библиотеке, а так же конкретному её отделу и направлению работы. Буклет часто выполняет функцию путеводителя по библиотеке, информируя гостей о ресурсах и услугах библиотеки; может быть использован в качестве пригласительного билета на заседания клуба, встречи. Также буклеты могут быть посвящены проводимым научно-практическим конференциям, круглым столам и т. д. Буклеты посвящены памятным и знаменательным датам и содержат нужный материал, позволяющий более эффективно и отменно подобрать литературу подходящей темы.
Отражение краеведческого материала также представлено в буклетах и составляет содержание краеведческой деятельности библиотеки.
Иллюстрированный материал в буклетах традиционно представлен художественным изображением логотипа, а также фото и рисунками.
В виде буклетов можно оформить и рекомендательные списки литературы, особенно для детей. Главное назначение буклета – показ товара с помощью фотографий при минимуме текста. Иногда весь текст буклета сводится к коротким надписям под иллюстрациями. Имея самые различные размеры, объем и варианты фальцовки, это издание является весьма удобным и охотно используется читателями.
Особенности буклета:
— при малых формах – множество сведений, создающих привлекательный образ библиотеки, лаконичность;
— четкость в подборке материала (внимание читателя сфокусировано на конкретной теме, услуге);
— создание благоприятного имиджа (можно привести примеры отзывов о библиотеке, ее деятельности, свидетельствующие о популярности библиотеки).
Проспект – это многостраничное, брошюрованное или переплетенное, красочно иллюстрированное издание. По содержанию и оформлению проспект не особенно различается от буклета, хотя по форме напоминает книжку, и материал в нем может быть скомпонован в небольшие главы, разделы.
Проспект предоставляет более широкие возможности осветить работу библиотеки, предназначен для более долгого использования, чем буклет. По своеобразной функциональной природе проспект, как календарь, блокнот и другое издание, близок к сувенирной рекламе. Его печатают на высококачественной, чаще всего мелованной бумаге.
Часто имея ярко выраженный юбилейный или престижный характер, проспекты, благодаря большим тиражам, оказывают воздействие на широкий круг пользователей.
Библиотечный каталог – библиографическое пособие, перечень документов, имеющихся в фонде библиотеки, составленный по определенному принципу и раскрывающий состав и содержание библиотечных фондов. Он может быть реализован в карточной или машиночитаемой формах, на микроносителях, а также в форме книжного издания. В названии каталога, как правило, последовательно отражаются его различные признаки: назначение ( «читательский», «служебный», «генеральный»); способ группировки ( «алфавитный», «систематический», «предметный»); виды отраженных документов (каталог книг, периодических, нотных, картографических изданий); название структурного подразделения библиотеки (каталоги читального зала, отдела редких книг, краеведческого отдела и др.). Терминоэлементы обобщающего характера (сводный, центральный) всегда предшествуют другим элементам названия (например: сводный краеведческий систематический каталог).
Преимущество каталога в том, что он рассчитан на длительное пользование. К недостаткам можно отнести трудности его постоянного обновления, актуализации.
Рекламные каталоги, как правило, издают крупные библиотеки.
Листовки – один из самых предпочитаемых типов печатной продукции. Как правило, это одно либо двустороннее малоформатное издание без сгиба. Их достоинство – относительная дешевизна и возможность использования в разнообразных целях. Их рассылают по почте в виде приглашений посетить библиотеку, пользоваться её традиционными и новыми услугами. При этом лаконично говорят о её ресурсах.
Форма листовки пригодна как закладка в книгу с коротким библиографическим перечнем, либо просто броским слоганом и как памятка о библиотеке.
Реже листовки делают типографским методом. Время от времени употребляют почтовые открытки, заполняя напечатанным текстом и рисунками её чистую сторону.
Плакат – многокрасочное крупноформатное нефальцованное (без сгибов) издание, в большинстве случаев с односторонней печатью, где рекламные идеи воплощены с художественно-фотографическими средствами, а текст играет вспомогательную роль. Это издание, посвященное организации, товару, услуге, несущее информацию и украшающее интерьер или экспозицию, сопровождаемое крупным рекламным заголовком – слоганом, который лаконично и образно отражает основные черты рекламируемого объекта.
Выделим три разновидности плаката по целевому назначению, рекламирующие:
— книгу либо группу книг;
— библиотеку и отдельные услуги, формы деятельности;
— оказывающие помощь в освоении библиотечных информационных знаний.
Афиша рассчитана на привлечение внимания, на то, что запоминается непроизвольно, легче удерживается в памяти. Афиша предполагает довольно большой размер. Она оказывает многократное действие. Одно из важнейших требований к афише – не перезагружать её текстом и изобразительными средствами. В афишах шрифтом либо цветом выделяют отдельный элемент текста.
Характерной особенностью восприятия афиши является роль шрифтов. Выбор шрифта, размера букв, афиши в целом, зависит от места её размещения вблизи библиотеки, в просторном вестибюле либо в маленьком холле, узеньком коридоре. Следует принять во внимание уровень освещения помещения.
Путеводители, справочники, спутники читателя – призваны рекламировать ресурсы библиотеки, повышать библиотечно-библиографическую грамотность читателей. Например, путеводитель по библиотеке может включать:
— приветствие читателю,
— экскурс в историю библиотеки;
— сведения справочного характера – телефон, адрес, часы работы, правила пользования, список услуг и др.;
— вопросы и ответы типа:

Как стать читателем библиотеки?
Сколько книг можно получить? и др.

Данные издания включают образцы читательских требований, вопросов; планы помещений с указанием всех подразделений; графическая схема структуры библиотеки. Маленький формат и небольшой объем обеспечивают удобство хранения и использования. Эффективность таких форм обеспечивается большим тиражом – охвачены практически все слои населения.
Памятки, правила, рекомендации для читателей – способны раскрыть все направления деятельности библиотеки, разрабатываются серийно в едином оформлении. Краткая и конкретная информация в форме сжатой характеристики определенных библиотечных процессов, справочных данных, практических советов выражает основной замысел, чем и запоминается.
Закладки и справки – доводят самую необходимую информацию: краткую характеристику фондов, основные сведения о справочно-библиографическом аппарате, часах работы библиотеки; телефон, адрес. (Например, «Как заполнить требование» – четко сформулированная тема сообщения).
Успешно рекламировать библиотеку среди населения могут открытки, наклейки, аппликации, настенные, настольные и карманные календари, а также вкладыши памятного, поздравительного, информационного, престижного характера.
Среди остальных жанров можно выделить пригласительные билеты на массовые программы, рекомендательные списки литературы, абонементы на посещение литературных, музыкальных салонов, клубов.
Эти виды рекламной продукции вручают гостям, раскладывают посреди книг в фонде, у каталогов, дарят читателям.
Составители печатной рекламы обязаны позаботиться о презентабельности и рентабельности печатных рекламных посланий. Это касается и текста, и внешнего оформления. На каждой рекламе стоит напечатать фирменный знак и реквизиты библиотеки.

Консультация составлена по материалам

Источник

Библиотечная печатная продукция

Что такое флаеры в библиотеке. 15153051661jvtp0. Что такое флаеры в библиотеке фото. Что такое флаеры в библиотеке-15153051661jvtp0. картинка Что такое флаеры в библиотеке. картинка 15153051661jvtp0. МКОУ СОШ с. Дубовый Мыс

Что такое флаеры в библиотеке. img1 65. Что такое флаеры в библиотеке фото. Что такое флаеры в библиотеке-img1 65. картинка Что такое флаеры в библиотеке. картинка img1 65. МКОУ СОШ с. Дубовый Мыс

Центральная городская библиотека

к созданию и оформлению

При создании библиотечной продукции многие библиотекари сталкиваются с определенными трудностями. Авторы этого пособия постарались обобщить стандартные ошибки при создании и оформлении своих изданий. Надеемся, что коллеги, которым адресовано это пособие, будут использовать раннее не использованные ими формы рекламной печатной продукции, о которых мы постарались рассказать подробно. Пособие состоит из двух частей. В конце имеется словарь и список рекомендованной литературы.

1.Печатная (рекламная) продукция библиотеки

Печатная продукция: плакаты и листовки о ресурсах библиотеки, особенно буклеты, проспекты, каталоги обычно «служат» посетителям не один год. Следует лишь позаботиться о том, чтобы в эти издания не попала сиюминутная, однодневная информация.

Проспекты обычно описывают продукты и услуги организации, направления ее деятельности. К ним могут прилагаться таблицы, схемы, графики, фотографии и т. д. Как правило, они рассчитаны на длительный период использования, поэтому их следует изготавливать из хорошей, плотной бумаги.

По содержанию и оформлению проспект мало чем отличается от буклета, хотя по форме напоминает книгу, и материал в нем скомпонован в небольшие главы-разделы. Его лексике присущ более строгий, иногда торжественный стиль.

Проспект представляет краткую, четкую, емкую рекламную информацию, не отягощенную излишними подробностями и выгодно иллюстрированную. В нем могут содержаться сведения о библиотеке, ее возможностях и услугах: история деятельности, вклад в развитие культурного пространства региона, современное состояние, возможности, предоставляемые услуги и т. п. Часто, имея ярко выраженный юбилейный или престижный характер, проспекты, благодаря большим тиражам, оказывают воздействие на широкий круг пользователей.

при малых формах и лаконичности отражает множество сведений, создающих привлекательный образ библиотеки;

четкость в подборке материала (внимание читателей фокусируется на этапах развития библиотеки, новых подразделениях и услугах, связях с различными организациями и учреждениями, а также на международных контактах);

создание благоприятного имиджа (приводя отзывы читателей и известных гостей, показывают, как посетители любят и ценят библиотеку).

В буклеты включают также сведения справочного характера: адреса, телефоны, расписание работы подразделений обслуживания (часто находящихся в разных местах), указание общественного транспорта, которым можно добраться до библиотеки, а иногда и схему расположения библиотечного здания и подъездов к нему. Иллюстрированный материал в буклетах обычно представлен художественным изображением логотипа, а также фотографиями и рисунками.

Пригласительный билет, выполненный в форме буклета, обычно фокусирует внимание на конкретном событии: презентации библиотеки в связи с ее юбилеем, переездом, открытием после ремонта и т. п.; вернисаже картин местного художника; встрече с интересным гостем и т. п..

Путеводители, справочники, спутники читателя призваны рекламировать ресурсы библиотеки, повышать библиотечно-библиографическую грамотность читателей.

Путеводитель по библиотеке может включать:

1. Приветствие читателю.

2. Экскурс в историю библиотеки (ЦБС).

4. Ответы на вопросы:

а) Как стать читателем библиотеки?

б) Сколько книг можно получить?

в) Как взять книги на дом?

г) Где можно получить отсутствующую в библиотеке книгу?

д) Какие услуги предлагает библиотека? Платные ли они?

е) Что предлагает библиотека детям (пожилым людям, студентам и т. д.)?

Четкая и легкообозримая структура, наличие оглавления обеспечивают свободную ориентацию в тексте. Иллюстрации, включающие в себя образцы читательских требований, планы помещений с указанием всех подразделений, с которыми может столкнуться читатель, графическую схему структуры библиотеки, маршруты городского транспорта и т. п., дополняют информацию и облегчают усвоение материала. Карманный формат и небольшой объем обеспечивают удобство хранения и использования, а бесплатный большой тираж и своевременное пополнение позволяют охватить все слои населения.

Памятки, правила, рекомендации для читателей являются действенной формой печатной рекламы. Они способны раскрыть все направления деятельности библиотеки и разрабатываются обычно серийно в едином оформлении. Краткая и конкретная информация в форме сжатой характеристики определенных процессов обслуживания читателей, справочных данных и практических советов позволяет выразить самое главное, не перегружать пользователей излишней конкретикой и тем самым добиться максимальной запоминаемости. Фотографии и рисунки обеспечивают наглядность рекламы, а массовый тираж и небольшой объем дают возможность быстрого, сравнительно недорогого и, главное, действенного охвата обширных читательских кругов.

Составителям печатной рекламы необходимо позаботиться о презентабельности и рентабельности печатных рекламных посланий. Это касается и текста, и внешнего оформления. На каждой печатной продукции необходимо разместить логотип и реквизиты библиотеки. В качестве форм печатной рекламы целесообразно рассматривать информационные письма, бюллетени, прайс-листы, каталоги и другие материалы.

Главная задача листовки – обратить внимание, вызвать желание взять и прочитать. Рекламная листовка ориентирована на долговременный эффект: к ней можно возвращаться снова и снова.

Создавая рекламную листовку, очень важно научиться правильно писать рекламные тексты, выбирать шрифты, располагать информацию, соблюдать цветовую гамму (если листовка будет цветная). Очень важно соблюдать структуру текста рекламной листовки. По своей структуре текст делится на три части: вступление, основная часть и заключение.

В форме листовки может быть закладка для книги с кратким библиографическим списком или просто броским слоганом, памяткой о библиотеке.

Листовки-закладки часто состоят из комплекта в виде набора цветных или черно-белых листовок, собранных под одной обложкой. Могут содержать информацию о работе отделов или филиалов с обязательным указанием подробных реквизитов. Это может быть и путеводитель по каталогам. Другие могут обращать внимание на нетрадиционные аспекты деятельности библиотеки, рассказать о взаимодействии с организациями, СМИ и т. п.

Брошюры обычно имеют большой объем и содержат информацию о семинарах, конференциях, торжествах, результатах научной, инновационной и методической деятельности.

Приемы, повышающие эффект восприятия печатной рекламы

1.Желательно поместить между заголовком и основным текстом подзаголовок в две-три строчки, он привлечет внимание читателей.

2. Если начать текст с прописной буквы, интерес к нему повысится примерно на 13%.

3. Первый абзац не должен содержать больше 11 слов, все другие абзацы нужно сделать максимально короткими, чтобы не утомлять читателя.

4. Длинный текст лучше воспринимается, когда его делят на несколько небольших частей подзаголовка (некоторые из них могут быть в форме вопроса).

6. Не следует набирать тест слишком мелким шрифтом.

7. Шрифт со светлым начертанием легче читать, чем полужирный.

8. Отступления, образуемые абзацами, облегчают восприятие текста при условии, что их размещают в начале, а не в конце колонки.

9. Ключевые абзацы, набранные полужирным шрифтом или курсивом, делают текст менее монотонным. Каждый абзац предпочтительнее начинать стрелкой, звездочкой или соответствующим знаком на полях.

10. Желательно сопровождать текст иллюстрацией.

2. Библиографическая продукция

Подготовка библиографической печатной продукции состоит из нескольких этапов:

● выбор и изучение темы

● выявление документов по теме

● уточнение библиографических записей

● аннотирование или реферирование

● определение структуры пособия и способа группировки записей (формальная, содержательная и рекомендательная)

● подготовка предисловия и справочного аппарата (в предисловии обязательно указывается целевое и читательское назначение, способ группировки документов и их характеристика, а также обязательно указываются хронологические границы отобранных документов)

Виды библиографической продукции

Библиографический указатель – библиографическое пособие значительного объема со сложной структурой и научно-справочным аппаратом.

Библиографический список – библиографическое пособие с простой структурой.

Библиографический обзор – библиографическое пособие, в письменной или устной форме представляющее собой связное повествование.

Дайджест – публикация в виде подборки извлечений из различных текстов, отобранных и сгруппированных так, чтобы дать общее представление о предмете, событии, дате и т. д.

Досье – формализованная, то есть составленная по определенному плану, развернутая характеристика объекта (отдельных личностей, организаций, товаров, услуг и т. д. )

Тематическая подборка – подборка различных видов литературы, которая осуществляется при наличии двух условий: устойчивом читательском интересе к какой-либо проблеме и отсутствии обобщающих книжных публикаций по ней.

Экспресс-информация – информационное издание, содержащее расширенные рефераты наиболее актуальных опубликованных материалов, требующих оперативного о них оповещения.

«Малые формы» библиографической продукции (краткие списки, листки-сигналы, планы чтения, памятки, закладки и др.)

Для «малых форм» упрощены требования к оформлению (п. 1, 2, 5, 8)

Общие требования к оформлению печатной библиографической продукции

● краткое предисловие (от составителя);

● основной текст, обычно разделенный на параграфы (для дайджестов);

● библиографический список литературы;

● приложения (иллюстративный материал – таблицы, графики, диаграммы);

● словарь основных терминов (в случае необходимости);

● составитель, редактор, ответственный за выпуск;

● содержание (не допускается слово «Оглавление») приводится в начале или после текста издания;

страницы должны иметь порядковую нумерацию арабскими цифрами; страницы обложки в нумерацию страниц издания не включают.

ДСТУ 3017-95 Видання. Основні види. Терміни та визначення.

ДСТУ 3018-95 Видання. Поліграфічне виконання. Терміни та визначення.

ДСТУ 3583-97 Інформація та документація. Скорочення слів в українській мові у бібліографічному описі. Загальні вимоги та правила.

ГОСТ 7.12-93 СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила.

ДСТУ ГОСТ 7.1 : 2006 Система стандартів з інформації, бібліотечної та видавничої справи. Бібліографічний запис. Бібліографічний опис. Загальні вимоги та правила складання.

Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб. : Профессия, 2002. – 528 с. – (Серия «Библиотека»).

Источник

Автоматизация библиотечно-библиографических процессов и форми­рование на их основе электронных библиографических и фактографиче­ских ресурсов привели к развитию издательской деятельности библиотек города.

Издательская продукция библиотек создается ее же сотрудниками. Она формируется, в основном, на основе собственных фондов.

Неуклонно увеличивающийся информационный поток делает от­бор, оценку, представление и продвижение нужной информации жизненно необходимыми. Библиотеки выпускают списки литературы и тематические библиографические указатели. Большее внимание уделяется созданию библиографических пособий малых форм: списков, закладок, буклетов. Тематику библиографических пособий определяют информационные за­просы пользователей. Востребованы тематические дайджесты. Если тема востребована, а издание библиографического материала по каким-либо причинам невозможно, библиотеки создают тематические папки (информационно-библиографические досье). Они составляются на основе типовых запросов читателей и представляют собой подборку печатных материалов (вырезки статей и их копии, библиографические списки, перепечатанный материал).

Печатная продукция оказывает эффек­тивную помощь в информационно-библиографическом обслуживании, помогает созданию положительного имиджа библиотеки, направлениях деятельности, программах и проектах, осуществляемых ею, в освещении памятных событий и дат.

За 2007 год работниками библиотек города Новочебоксарск подготовлено и выпущено 96 изданий с большим диапазоном тематического охвата и читательского назначения ( Приложение №1).

1. В помощь потребителям правовой информации сотрудниками информационно-библиографического отдела выпущены дайджесты «Имущественный налоговый вычет – это просто!», «Расчет отпускных по новому», «О пособиях по уходу за ребенком до 1,5 лет и детских пособиях», «Безопасность вашего жилища», «Материнский капитал», «Новый порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам», информационные листки: «Что должен знать призывник», «Новый порядок расчета среднего заработка», «Новые ПДД: штрафы на дорогах», «Пенсия по наследству», «Социальное жилье для работников бюджетной сферы», «Что такое «детский» вычет и кто имеет на него право», «Расчет досрочных пенсий работникам вредных производств».

2. В помощь воспитательному процессу:

· закладка «Для вас, родители!» (детско-юношеская библиотека),

· папка-досье «Дорога в никуда» (библиотека им. Н.Носова).

указатель, посвященный к 100-летию со дня рождения шведской писательницы Астрид Анны Эмили Линдгрен «В гостях у Астрид Линдгрен»;

· рекомендательный список «Мы читаем – не скучаем!» (библиотека семейного чтения им. С.Маршака);

· буклеты «Лето, книга, я – друзья» (детско-юношеская библиотека), «Книга года 2005: Тарнаккай Р. Сарби» (детско-юношеская библиотека), «Тропой судьбы»: Г. Белгалис (детско-юношеская библиотека), «Год ребёнка проведём вместе с книгой» (детско-юношеская библиотека), «Слово Айги, всё в нём кажется вечным» (детско-юношеская библиотека), «Поэзия – как Молчание» (детско-юношеская библиотека), «Мы хотим, чтоб ваше лето было книгами согрето» (детско-юношеская библиотека), «Каждому читателю – его книгу» (организационно-методический отдел);

· закладки «Страна остановленного времени» Д. Суслина (детско-юношеская библиотека), «Читают все!»: о приключениях Камо Д. Пеннака (детско-юношеская библиотека), «Какое дерево важнее»: по книге Г. Белгалис (детско-юношеская библиотека), к Неделе памяти Г. Айги: «Отмеченная зима», «Без меня перечти» (детско-юношеская библиотека), к летним чтениям: «Здоровье из леса», «В лес по загадки», «Мир лесных растений», «Самые-самые», «Советы дядюшки Градусника», «Ребятам о зверятах», «Наперегонки с летом», «Загадки Бабы Яги», «Участнику летних чтений», «О тех, кто плавает, жужжит, мяукает и лает» (детско-юношеская библиотека);

· информационные листки «Эрудит-шоу» в рамках летних чтений (детско-юношеская библиотека), «Горячая десятка»: 10 лучших книг для детей (организационно-методический отдел);

4. Создание положительного имиджа библиотеки:

· буклеты «Городская детско-юношеская библиотека» (детско-юношеская библиотека), «ГДЮБ: экскурсия по библиотеке» (детско-юношеская библиотека), «Библиотека семейного чтения им. С.Маршака»;

· визитки (все библиотеки).

5. Помощь учебному процессу:

· буклеты «ГДЮБ предлагает воспитателям, педагогам, родителям», «Заповедники» (библиотека семейного чтения им. С.Маршака), «Здоровье, унесенное дымом» (библиотека семейного чтения им. С.Маршака), «Откуда берется вода» (библиотека семейного чтения им. С.Маршака), «Где меня научат?» (библиотека им. Н.Носова);

· закладки «Удивительный мир путешествий»: весёлая география для малышей (детско-юношеская библиотека), «Английский язык с Винни-Пухом»: об обучающем курсе для детей младшего школьного возраста (детско-юношеская библиотека);

· информационный листок «Советы абитуриенту» (детско-юношеская библиотека).

6. Методические рекомендации:

· «Книжная выставка – свежим взглядом» (организационно-методический отдел), «Пришла пора – уроки начинаются» (организационно-методический отдел), «Довольные читатели – лучшие друзья библиотеки!» (организационно-методический отдел).

7. Формирование информационной культуры:

· рекомендательные списки: «С D и смотри»: список С D (библиотека семейного чтения им. С.Маршака), «Новые информационные ресурсы библиотеки» (библиотека им. Полоруссова-Шелеби);

· буклеты: «Золотой ключик: выбор книг в библиотеке» (детско-юношеская библиотека), «Новые информационные ресурсы библиотеки» (детско-юношеская библиотека), «Правила пользования библиотекой» (библиотека им. Полоруссова-Шелеби), «Библиотека: инструкция по применению» (библиотека им. Н.Носова), «Первые шаги в библиотеке» (библиотека семейного чтения им. А.Николаева), «Периодика для вас» (библиотека семейного чтения им. А.Николаева);

· информационный листок «Ресурсы библиотеки» (детско-юношеская библиотека);

· рекомендательная папка «Что приносит почтальон» (библиотека им. Н.Носова).

· рекомендательный список «Будущему педагогу» (библиотека им. Н.Носова);

· буклеты: «Ориентир»: информационный центр (детско-юношеская библиотека), «У меня растут года» (детско-юношеская библиотека).

Ежегодно информационно-библиографическим отделом выпускаются «Календари знаменательных дат» (в том числе КЗД Чувашии и г. Новочебоксарск).

Несмотря на все наши усилия, внешний вид издательской продукции, выпускаемой библиотекой, зачастую оставляет желать лучшего. Это связано с отсутствием в некоторых библиотеках цветного принтера. Также возможен недостаток навыков в работе с п рограммами, необходимыми для создания издания.

Начало издательскому проекту по­ложили рекомендательные списки ли­тературы (Приложение № 2). Они составляются по наи­более важным и актуальным темам и проблемам в соответствии с чита­тельским и целевым назначением. Как показывает опыт, больше всего такие списки необходимы учащейся моло­дежи и преподавательскому составу, соответственно и темы их чаще всего связаны с учебным процессом.

Выпуск Бюллетеней — также тра­диционная и весьма востребованная форма работы.

Библиотеки выпускают также информационные листы, памятки (правила, рекомендации), буклеты, брошюры, дайджесты, сборники, пригласительные билеты, визитные карточки, календари, аппликации, ярлыки, закладки с собственным логотипом и вручают их читателям абонемента, читаль­ных залов или посетителям при проведении рекламных акций.

Информационные листы, закладки (Приложение № 3)

Привлекательная черта данных малых форм — возможность инфор­мировать пользователей по конкрет­ному вопросу, теме, каталогу, фонду, отделу. Обычно это четко выражается в самом названии продукта: «Как пользоваться межбиблиотечным або­нементом», «Заповеди читателя», «Разделы систематического катало­га», «Правила пользования читальным залом», «Перечень разделов система­тического каталога», «Алгоритм поис­ка в систематическом каталоге», «По­иск книги в алфавитном каталоге». Оправдал себя и выпуск целых се­рий малоформатных информацион­ных листов, каждая из которых затра­гивает актуальную тему или проблему для определенной группы населения, например: «Летопись Великой Отече­ственной», «Советы выпускникам», «Льготы студентам» и т. д.

Такая продукция малозатратна и удобна для заинтересованных поль­зователей (листы можно держать в книге, блокноте, тетради и т. п.). Лю­бой посетитель может взять такую продукцию с выставки, кафедры, сто­ла в библиотеке.

Памятки (правила, рекомендации) (Приложение №4)

По сути, это более облегченная или сокращенная форма справочни­ков, путеводителей, методических по­собий и — очень распространенная. Они выпускаются большим тиражом, чем другие издания библиотеки. В ра­боте с ними тщательно отбираются факты. Памятка должна быть лаконич­на, и в то же время информативна. И что не менее важно — доступна для всех пользователей. Такие продукты мы выпускаем в двух видах:

Рекомендации по широкому спект­ру деятельности библиотеки: обслужи­вание читателей, жизнь библиотеки, услуги и т. п. Эти пособия включают са­мую лаконичную характеристику тех­нических сторон работы библиотеки, содержат сжатую информацию прак­тического характера. Большим спросом у читателей пользуются разработанные нашим библиографом памятки-посо­бия: «Как правильно написать конс­пект», «Как составить резюме», «Сочи­нение: секреты успеха» (серия памяток из 4-х выпусков), «Культура чтения», «Увлекательный мир фэнтези».

Персональные памятки. Их цель — познакомить читателей с основными произведениями определенного авто­ра и помочь в изучении его жизни и де­ятельности.

Отбираются самые ценные издания произведений писателя, имеющиеся в библиотеке, а также литература о его жизни и деятельности. Поистине неза­менимыми стали персональные памят­ки краеведческого характера. Обычно эти публикации содержат краткую информацию о жиз­ни людей, их достижениях, творчестве; перечень произведений; публикации о них в прессе. Помимо этого, в них печа­таются тексты самых значительных про­изведений (если это поэт), обычно 3—5 наименований. Часто такие памятки вы­пускаются к персональным книжным выставкам и другим мероприятиям. Широко используются они для работы в читальных залах библиотек района.

Буклеты (Приложение №5)

Буклетом называют согнутое (сфальцованное) в один или несколько раз «гармошкой», треугольником, «домиком» и т. п. многокрасочное, хорошо иллюстрированное издание.

Применительно к библиотечной специфике выделяют различные жанры буклета: посвященные самой библиотеке, какому-либо значимому направлению деятельности или крупному мероприятию, культурному центру, региону, где находится библиотека. Вместе с рекламным текстом в буклетах помещаются красочные фотографии, иллюстрации. Буклеты издаются на самой лучшей бумаге, они очень престижны. Их обязательно вручают на презентациях, пресс-конференциях, выставках, при заключении договоров и контрактов

Дайджесты (от лат. digest — краткое изложение) — это фрагменты тек­стов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефераты), подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публи­кациями, и находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей.

Их преимущество в том, что соби­рается исчерпывающая информация на интересующую пользователей те­му: наиболее интересные и важные материалы из периодических изда­ний и сборников. Прежде всего, это касается краеведческих изданий биб­лиотеки. Переработка разрозненных сведений позволяет предоставлять читателям информацию краеведческого характера, облегчаю­щую пользователям доступ к различ­ным документам.

Отличие дайджестов от проблемно-тематических указателей состоит в том, что единицей группировки при составлении указателей являются доку­менты, а при составлении дайджеста — фрагменты текстов (иногда очень небольшие по объему).

Для дайджестов характерны:

♦ различие аспектов рассмотрения проблемы;

♦ различие в терминологии, используемой специалистами разных от­раслей;

♦ возможная противоречивость сведений, несовпадение точек зрения разных авторов.

Подобные дайджесты становятся особенно востребованными в усло­виях быстро растущего числа перио­дических изданий, за которыми сред­ний пользователь просто физически не в состоянии уследить.

Дайджесты используются нами как в индивидуальной работе с читателя­ми, так и при организации книжных выставок, проведении массовых ме­роприятий. Например, библиотекой г. Борск подготовле­ны такие дайджесты: «Гор­дость и боль» (борчане — афганцы), «В истории — навечно» (борчане — Герои Советского Союза») и т. п.

Структура дайджеста имеет следующий вид:

ü предисловие (от составителя);

ü основной текст, обычно разделенный на параграфы;

ü список использованной литературы;

ü приложения (иллюстративный материал — таблицы, графики, диаг­раммы, раскрывающие основной текст);

ü словарь основных терминов (в случае необходимости).

Особое место в деятельности биб­лиотеки последних лет занимает под­готовка тематических сборников. Они, как правило, посвящены наиболее ак­туальным темам и юбилейным датам. Выпуск подобных сборников предпо­лагает серьезную подготовку, обраще­ние к различным документам, справоч­ному аппарату библиотеки, каталогам и картотекам.

Они составляются при одновременном действии двух условий: устойчивом читательском интересе к какой-либо проблеме и отсутствии обобщающих книжных публикаций по ней, рассре­доточении информации по широкому кругу источников. Основными этапами составления тематической подборки являются:

Структура тематических подборок имеет, как правило, следующий вид:

Например, библиотекой г. Борск подготовле­ны такие сборники: «Польза, честь и слава: почетные граждане Борского района» (биографический сборник); «Мы о войне стихами говорим» (стихи борчан, посвященные Великой Отече­ственной войне); «Острова моей души» (сборник борской поэтессы В. Савель­евой, составленный по страницам местных газет); «Выбор профессии: путь к успеху» (сборник популярных профессий); «Российские меценаты», «Такая им судьба была дана: женщины в истории России »(сборники биогра­фических очерков) и т. д.

Выполненный в форме буклета пригласительный билет обычно фокусирует внимание на конкретном событии: презентации библиотеки в связи с ее юбилеем, переездом, открытием после ремонта и т. п.; вернисаже картин местного художника; встрече с интересным гостем и т. п. Тем не менее, как уже неоднократно подчеркивалось, сверхзадача приглашения, как и других рекламных изданий, — акцентировать внимание на достоинствах библиотеки, продемонстрировать ее высокие возможности.

В практике библиотечно-библиографического обслуживания зачастую ис­пользуются тематические подборки. Они составляются при одновременном действии двух условий: устойчивом читательском интересе к какой-либо проблеме и отсутствии обобщающих книжных публикаций по ней, рассре­доточении информации по широкому кругу источников. Основными этапами составления тематической подборки являются:

♦ ознакомление с темой, составление рубрикатора;

♦ выявление литературы по теме, составление библиографического списка;

♦ копирование текстов микродокументов, отраженных в списке и име­ющихся в распоряжении библиографа;

♦ группировка текстов документов;

♦ оформление оглавления тематической подборки и списка просмот­ренных источников, написание предисловия.

Структура тематических подборок имеет, как правило, следующий вид:

♦ титульный лист, на котором помимо темы указываются хронологи­ческие границы отбора документов или год начала выявления инфор­мации, если тематическая подборка пополняется новыми материала­ми;

♦ краткое предисловие (от составителя);

♦ определенным образом сгруппированные копии текстов документов, а часто и иллюстративный материал;

♦ библиографический список, отражающий всю выявленную литера­туру (а не только включенную в подборку в виде копий);

♦ список просмотренных источников.

Полезно запомнить несколько несложных правил оформления этих изданий.

2. Объявления в 1/4 полосы, вытянутые в столбец, привлекают больше внимания, чем квадратные и вытянутые вдоль.

3. Косое расположение текста — скорее недостаток, чем достоин­ство.

4. Высококачественная иллюстрация побуждает прочитать текст в полтора раза больше людей, чем рядовая.

5. Одна большая иллюстрация лучше множества маленьких.

6. Для привлечения рекламы к «скучному» объекту можно использо­вать иллюстративный материал, не имеющий отношения к самой услу­ге, однако между ними должна обязательно иметься ясно просматри­ваемая связь, понятная и объяснимая в короткой фразе.

7. Фотографии известных людей в качестве иллюстрации привлека­ют значительное внимание, но затмевают рекламируемый объект.

8. Параметры страницы. При установке величины полей, прежде всего, необходимо опре­делить, односторонняя или двухсторонняя печать будет использо­ваться. При односторонней печати содержимое печатного издания располагается только на одной стороне печатного листа (такая пе­чать часто используется при оформлении докладов, рефератов, дис­сертаций и т. п.). В этом случае различают верхнее, нижнее, левое и правое поля. При подготовке журнальных и книжных изданий используется двухсторонняя печать. Здесь различают так называе­мые зеркальные поля, а также вместо левого и правого полей ис­пользуют понятия внутренних и внешних полей.

Многовековым опытом издательства книг было установлено, что достаточно большие поля снижают нагрузку на зрение и облегчают восприятие информации, в то время как маленькие поля такую на­грузку существенно увеличивают. Кроме того, были выработаны не­которые соотношения между величинами полей. Самым маленьким должно быть поле около переплета (иногда его называют корешко­вым), т. е. левое поле — при односторонней печати и внутреннее — при двухсторонней. Несколько более широким должно быть верхнее поле. Следующее — правое, или внешнее, поле, и самое большое — нижнее. Такая величина полей объясняется особенностями челове­ческого зрения. Глаз человека видит середину каждой вертикальной линии несколько выше, чем она расположена на самом деле, поэто­му середина полосы набора должна быть несколько выше середины страницы. При просмотре разворота издания внутренние поля сли­ваются в одно большое, из чего следует, что для улучшения зритель­ного восприятия полосы должны быть несколько сдвинуты внутрь.

Под программным уровнем понимается совокупность программ, не­обходимых для создания издания. Условно его можно разделить на несколько конкретных компьютерных технологий:

■ технология обработки изображений;

■ технология полиграфического дизайна;

■ технология собственно настольной издательской системы.

Компьютерные технологии издательского дела

Основные операции с объектами

Технология обработки изображений (растровая графика)

Создание и обработка ил­люстративных материалов:

♦ преобразование готовых изображений, созданных на каком-либо материаль­ном носителе в цифро­вую форму;

♦ создание иллюстративных материалов сразу в циф­ровом виде

Adobe Photoshop, Corel Photo-Paint, Fractal Design Painter, Micrografx Picture Publisher

Технология полиграфического дизайна (векторная графика)

Разработка самостоятельных графических продуктов: фир­менные знаки, логотипы, ви­зитки, бланки, объявления, афиши, пригласительные би­леты, открытки и т. п.

Adobe Illustrator, Corel DRAW, Macromedia FreeHand, Micrografx Designer

Технология собственно настольной издательской системы

Разработка издания (газеты, книги, журнала, брошюры, многостраничного докумен­та) с помощью персональ­ного компьютера. Может включать в себя результаты технологий графики и поли­графического дизайна

Adobe PageMaker, QuarkXPress, Corel Ventura, Microsoft Publisher, Microsoft Word

1. Доморацкий В.П., Белоколенко М.В. Наглядность в работе библиотеки: системный подход: Методическое пособие. – М.: «Издательство Либерея», 1999. – 56 с.: ил.

3. Матлина С. Г. Привлекательная библиотека, или Что может реклама: Практ. пособие. — М.: Либерея, 1997. — 96 с.

4. Суслова И. М. Практический маркетинг в библиотеках: Учебно-методиче­ское пособие. — М.: Издательство «ЛИБЕРЕЯ», 2004. —с. 125-126

6. Отчет МУ «Библиотека» за 2007.

Приложение № 1. Печатная продукция библиотек г. Новочебоксарск.

Что такое флаеры в библиотеке. image006. Что такое флаеры в библиотеке фото. Что такое флаеры в библиотеке-image006. картинка Что такое флаеры в библиотеке. картинка image006. МКОУ СОШ с. Дубовый Мыс Что такое флаеры в библиотеке. image008. Что такое флаеры в библиотеке фото. Что такое флаеры в библиотеке-image008. картинка Что такое флаеры в библиотеке. картинка image008. МКОУ СОШ с. Дубовый Мыс Что такое флаеры в библиотеке. image010. Что такое флаеры в библиотеке фото. Что такое флаеры в библиотеке-image010. картинка Что такое флаеры в библиотеке. картинка image010. МКОУ СОШ с. Дубовый Мыс

Что такое флаеры в библиотеке. image012. Что такое флаеры в библиотеке фото. Что такое флаеры в библиотеке-image012. картинка Что такое флаеры в библиотеке. картинка image012. МКОУ СОШ с. Дубовый Мыс

Что такое флаеры в библиотеке. image014. Что такое флаеры в библиотеке фото. Что такое флаеры в библиотеке-image014. картинка Что такое флаеры в библиотеке. картинка image014. МКОУ СОШ с. Дубовый Мыс

Что такое флаеры в библиотеке. image016. Что такое флаеры в библиотеке фото. Что такое флаеры в библиотеке-image016. картинка Что такое флаеры в библиотеке. картинка image016. МКОУ СОШ с. Дубовый Мыс Что такое флаеры в библиотеке. image018. Что такое флаеры в библиотеке фото. Что такое флаеры в библиотеке-image018. картинка Что такое флаеры в библиотеке. картинка image018. МКОУ СОШ с. Дубовый Мыс Что такое флаеры в библиотеке. image020. Что такое флаеры в библиотеке фото. Что такое флаеры в библиотеке-image020. картинка Что такое флаеры в библиотеке. картинка image020. МКОУ СОШ с. Дубовый Мыс

Что такое флаеры в библиотеке. image022. Что такое флаеры в библиотеке фото. Что такое флаеры в библиотеке-image022. картинка Что такое флаеры в библиотеке. картинка image022. МКОУ СОШ с. Дубовый Мыс Что такое флаеры в библиотеке. image024. Что такое флаеры в библиотеке фото. Что такое флаеры в библиотеке-image024. картинка Что такое флаеры в библиотеке. картинка image024. МКОУ СОШ с. Дубовый Мыс Что такое флаеры в библиотеке. image026. Что такое флаеры в библиотеке фото. Что такое флаеры в библиотеке-image026. картинка Что такое флаеры в библиотеке. картинка image026. МКОУ СОШ с. Дубовый Мыс

Что такое флаеры в библиотеке. image028. Что такое флаеры в библиотеке фото. Что такое флаеры в библиотеке-image028. картинка Что такое флаеры в библиотеке. картинка image028. МКОУ СОШ с. Дубовый Мыс Что такое флаеры в библиотеке. image030. Что такое флаеры в библиотеке фото. Что такое флаеры в библиотеке-image030. картинка Что такое флаеры в библиотеке. картинка image030. МКОУ СОШ с. Дубовый Мыс Что такое флаеры в библиотеке. image032. Что такое флаеры в библиотеке фото. Что такое флаеры в библиотеке-image032. картинка Что такое флаеры в библиотеке. картинка image032. МКОУ СОШ с. Дубовый Мыс Что такое флаеры в библиотеке. image034. Что такое флаеры в библиотеке фото. Что такое флаеры в библиотеке-image034. картинка Что такое флаеры в библиотеке. картинка image034. МКОУ СОШ с. Дубовый Мыс

Что такое флаеры в библиотеке. image036. Что такое флаеры в библиотеке фото. Что такое флаеры в библиотеке-image036. картинка Что такое флаеры в библиотеке. картинка image036. МКОУ СОШ с. Дубовый Мыс Что такое флаеры в библиотеке. image038. Что такое флаеры в библиотеке фото. Что такое флаеры в библиотеке-image038. картинка Что такое флаеры в библиотеке. картинка image038. МКОУ СОШ с. Дубовый Мыс Что такое флаеры в библиотеке. image040. Что такое флаеры в библиотеке фото. Что такое флаеры в библиотеке-image040. картинка Что такое флаеры в библиотеке. картинка image040. МКОУ СОШ с. Дубовый Мыс

Приложение № 2. Оформление рекомендательных списков литературы в виде буклетов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *