Что такое физическое совершенствование
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО»
Часть 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Физическая культура– составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.
Спорт является частью ФК.
Физическое воспитание– педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека.
Составные части физического воспитания:
· Физическая подготовка (подчёркивает прикладную направленность ФВ);
· Физическое совершенство (идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни).
Физическое воспитание как педагогический процесс состоит из:
1. Образования в области ФК;
2. Развития физических (двигательных) качеств.
Образование в области ФК − процесс формирования у человека двигательных умений и навыков, передачи специальных знаний по физической культуре.
Образование в области ФК состоит из:
· Формирование жизненно важных (в том числе и естественных) двигательных умений и навыков;
· Формирование спортивных двигательных умений и навыков;
· Передача специальных знаний в области ФК.
Развитие физических (двигательных) качеств – целенаправленное развитие физических (двигательных) качеств человека, посредством нормированных функциональных нагрузок.
К развитию физических качеств относится:
Развитие координационных способностей (развитие ловкости и других координационных способностей).
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ»
Вфизическую культуру личностивходят три основных компонента:
Операциональный компонент подразумевает формирование здоровья и его составляющих у личности (двигательных умений и навыков, физическое развитие, физическую подготовленность, физическое совершенство).
Мотивационно-ценностный компонент состоит из следующих взаимосвязанных категорий: знания, убеждения, мотивы, потребности, интересы – мотивационный блок и отношения, ценностные ориентации, волевые усилия, эмоции, составляющие ценностный блок (хотя, такое разделение достаточно условно!)
Деятельностный компонент ФК включает следующие виды деятельности:
— по самовоспитанию и саморазвитию;
— по соблюдению принципов здорового образа жизни;
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»
Цель физической подготовки – достижение высокого уровня физической подготовленности, работоспособности при выполнении известных (на уровне умений и навыков) двигательных действий, способствующих эффективной деятельности в избранном направлении.
Физическая подготовка подразделяется на два вида: общую (ОФП) и специальную (СФП).
ОФПпредполагает:
1. повышение уровня физического развития.
2. разностороннюю двигательную подготовку.
Это способствует достижению цели ОФП – формирование предпосылок для успешного решения двигательных задач в различных видах деятельности.
СФП − это специализированный процесс, содействующий успеху в конкретном виде деятельности: а) в профессиональной деятельности (профессионально-прикладная ФП), б) в спортивной деятельности (физическая подготовка в конкретном виде спорта).
Цель СФП – формирование предпосылок для успешного решения двигательных задач в различных видах профессиональной или спортивной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Физическое развитие– процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них двигательных качеств и способностей.
Физическое развитие характеризуется изменением следующих показателей:
· Биологической формы или морфологии (длина и масса тела, осанка, объёмы и формы частей тела, величина жироотложения и др.)
· Физиологических систем (параметры деятельности ССС, дыхательной и ЦНС, органов пищеварения и выделения, терморегуляция и др.)
· Развития кондиционных двигательных качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости).
Физическое развитие определяется следующими законами:
· Единства организма и среды
· Единства форм и функций
· Гетеротропности развития ( разные темпы развития в частях тела)
· Гетерохронности развития (разные системы и органы развиваются в разное время)
· Упражняемости форм и функций.
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО»
Физическое совершенствов бытийном плане понимается как крепкое физическое и психологическое здоровье, мотивированная и сознательная деятельность по его укреплению и сохранению, осознанное принятие ЗОЖ.
Физическое совершенство подразумевает:
· Пропорционально развитое телосложение.
· Гармоническое развитие физических качеств.
· Высокий уровень физической работоспособности.
· Высокий уровень адаптации к неблагоприятным условиям жизни, труда и быта.
· Владение рациональной техникой жизненно важных движений и способность к овладению новыми двигательными действиями.
· Образованность в области физической культуры.
Физическое совершенство оценивается по следующим критериям:
1.Нормы и требования государственных программ;
2.Нормативы единой спортивной классификации;
3.Нормы всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье».
Физическое совершенствование
В процессе физической тренировки мышечная ткань активизирует деятельность внутренних органов, при этом совершенствуются кровообращение, дыхание, обмен веществ, увеличивается энергетический потенциал организма, повышается работоспособность.
Мышечная активность оказывает влияние также на психику и способствует развитию умственных способностей. Систематические физические тренировки определяюще воздействуют на развитие силы, гибкости, ловкости, выносливости и других физических качеств, благоприятствуют исправлению физических недостатков (нарушения осанки, тучности и др.). Кроме того, сильные мышцы и высокое мастерство владения ими делают человека стройным, с красивым телосложением и изящными движениями.
Наибольшая эффективность тренировок достигается только при правильном дозировании физических нагрузок, основанном на положении известного физиологического закона, утверждающего, что слишком малый раздражитель не дает эффекта, а слишком большая сила раздражителя вызывает перенапряжение и падение работоспособности. Вот почему упражнения должны подбираться так, чтобы они были на только посильными, но и давались бы с некоторым трудом.
Во время тренировки целесообразно пользоваться простейшим спортивным инвентарем (гантели, гимнастические палки, мячи, скакалки) и по возможности спортивными устройствами (перекладина, шведская стенка, гимнастическая скамейка) или любыми доступными предметами, способными их заменить (садовые скамейки, деревья, палки, камни).
На тренировках, преследующих обще оздоровительные цели, выполняются преимущественно обще развивающие упражнения. Они наиболее просты в исполнении, требуют умеренного мышечного напряжения и оказывают достаточно эффективное воздействие. Такие упражнения могут выполняться с предметами и без них, одиночно, в парах (с партнером) или в группах. При их подборе следует прежде всего обратить внимание на то, чтобы они соответствовали возрасту, полу, физической подготовленности и состоянию здоровья.
Каждый комплекс может включать от 8 до 15 упражнений, располагать которые рекомендуется в такой последовательности: 1 — упражнения на ощущение правильной осанки (что особенно важно для детей); 2 — упражнения на большие группы мышц (например, ходьба с высоким подыманием ног, наклоны, приседания, выпады в сочетании с движением рук); 3 —упражнения для отдельных групп мышц и плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног; 4 — два или три более сложных упражнения с включением в работу различных мышц, завершать которые лучше всего упражнениями на расслабление; 5 — упражнения умеренной интенсивности, сочетающиеся с глубоким дыханием.
Физическое совершенствование
Просмотр содержимого документа
«Физическое совершенствование»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Западный филиал РАНХиГС
1-2…………………………………. ……Оглавление и титульный лист
5-7. ………………. Глава 3. Составляющие физического воспитания
8-10…………………….Глава 4. Физическое воспитание как работа над собой
18………………………………..…………Список использованной литературы
1.2. Вернёмся в современное время: физическое совершенствование является неотъемлемой частью совершенствования современного человека так же, как и духовное. В настоящее время физическому укреплению организму отводится минимум времени из-за большой умственной загруженности или нехватки времени. Данную проблему можно исправить: это отведение времени на занятия спортом: например, в учебных заведениях или спортзале, если занятия в учебном заведении не отведены. Также во многих ВУЗах и ССУЗах существуют спортивные секции: например, в ЗФ РАНХиГС существует секция по баскетболу.
Объект исследования: основные понятия теории физической культуры
Цель работы: исследовать сущность понятия «физическое совершенствование ».
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
-путем изучения и анализа научно-методической литературы выявить основные теории и методики физического совершенствования
— формирование осознанного понимания социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности
-овладение целостной системой знаний научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни
-овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие.
-развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РЕФЕРАТЕ
Изучение любой дисциплины, как правило, начинается с освоения ее понятийного аппарата, т. е. со специфических профессиональных терминов и понятий.
Понятия — это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определенного объекта (явления).
Физическая культура — это часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья, всестороннее развитие физических способностей и использование их в общественной практике и повседневной жизни.
Физическое воспитание — это педагогический процесс, вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными знаниями, формирование осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями.
Физическое совершенствование — процесс изменения и совершенствования естественных морфологических и функциональных свойств организма человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и др.) в течение его жизни. Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении различные показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Кроме того, физическое развитие в некоторой мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека.
Физическое совершенствование невозможно без регулярных тренировок и упражнений:
Физические упражнения — это движения или действия, используемые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Рассмотрим подробнее сущность понятия «физические качества».
3.2. Физические качества и двигательные навыки.
Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате физических занятий, могут быть легко перенесены человеком в другие области его деятельности, и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда, быта, что очень важно в современных жизненных условиях.
Между развитием физических качеств и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь.
В результате регулярных тренировок повышается прочность суставов, связок, а под влиянием специальных упражнений – и их эластичность и гибкость.
В результате тренировок в мышцах увеличивается число мышечных волокон, причем каждое волокно становится толще. Это и обеспечивает прирост мышечной силы. Под влиянием физических упражнений в мышцах повышается содержание миоглобина, способного легко соединяться с кислородом крови и отдавать его тканям мышц во время работы. В результате тренировок в мышцах возрастает количество капилляров и улучшается их снабжение питательными веществами и кислородом.
Физические упражнения совершенствуют осанку человека, она характеризует не только форму тела, но и функции состояния двигательного аппарата. Формирование полноценной осанки связано с увеличением подвижности суставов.
В процессе физических упражнений сила мышц увеличивается, физические упражнения содействуют лучшему формированию нижних конечностей.
Под влиянием физических упражнений у человека в состоянии покоя дыхательные движения становятся более редкими и более глубокими, тем самым облегчается обновление воздуха в легких.
Также под влиянием упражнений в тесной связи с функцией дыхания меняется и функция кровообращения. Усиленная мышечная работа приводит к увеличению массы сердечной мышцы, утолщению мышечных волокон, а также функциональным изменениям. Под влиянием рационального двигательного напряжения возникает ряд прогрессивных изменений в костно-скелетной опоре. Отчетливый эффект тренировки выражается в увеличении силы мышц. Мышцы тренированного человека обладают способностью к выполнению не только большего однократного усилия, но и длительной работе. Под влиянием упражнений улучшается способность мышц к расслаблению, одновременно увеличивается возможность мышц к напряжению и возрастает разница между производимым напряжением и расслаблением.
Совершенствование функций мышц тесно связано с совершенствованием нервной регуляции двигательной деятельности. Возбуждение мышц, о которых судят по их электрической активности, происходит в результате центробежных импульсов из центральной нервной системы, вызывающих сокращение и напряжение мышц. В то же время, работа мышц является раздражителем для рецепторов, от которых в центральную нервную систему проходят центростремительные импульсы, несущие текущую информацию по ходу самого движения. Важнейшим эффектом совершенствования мышечной системы под влиянием физических упражнений является повышение остроты мышечного чувства. Красиво двигается лишь тот, кто хорошо чувствует движение.
В процессе упражнений увеличивается сила, уравновешенность и подвижность основных нервных процессов. Благодаря этому быстрее и успешнее устанавливаются условные рефлексы. Большинство тренированных людей относится к сильному и подвижному типу нервной системы. Под влиянием физических упражнений совершенствуются нервные процессы, которые помогают человеку успешнее настроиться на предстоящую деятельность. Мобилизация всех сил и возможностей особенно удается квалифицированным спортсменам.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАК РАБОТА НАД СОБОЙ.
Физическое самосовершенствование представляет собой сочетание определенных методов и приемов, которые постепенно сформируют из человека гармонически развитую личность. Самовоспитание неразрывно связано с укреплением силы воли, хотя специально что-либо делать для этого не обязательно. В результате работы над собой по физическому самосовершенствованию сила воли выработается сама. Однако для этого обязательно следует подходить к работе над собой осознанно.
Физическое совершенствование неотделимо и прямо зависит от определенных особенной человека: сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость. Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате физических занятий, могут быть легко перенесены человеком в другие области его деятельности, и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда, быта, что очень важно в современных жизненных условиях. Между развитием физических качеств и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь.
Вначале работы над собой по физическому самосовершенствованию важно изучить себя, а также критически проанализировать свои характеристики, рассматривая себя со стороны. Сюда входят следующие этапы:
Трезвая оценка собственных возможностей и себя, как личности.
Определение положительных и отрицательных сторон и качеств собственной натуры.
Поиск негативных сторон, которые вы должны будете преодолеть.
Кроме того, занимаясь физическим самосовершенствованием, можно вести дневник своих достижений. Он поможет более эффективно прорабатывать проблемные места в своем физическом состоянии, а также вдохновлять на новые достижения, ведь сюда мы будем записывать свои успехи на поприще борьбы за здоровье.
Для ведения такого дневника необходимо остановиться на наиболее простых и информативных показателях:
Физическое совершенствование
Просмотр содержимого документа
«Физическое совершенствование»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Калининградский колледж среднего профессионального образования – западный филиал РАНХиГС
по дисциплине: Физическая культура
на тему: «_Физическое совершенствование»
Студент группы 16 тех
Смирнов Илья Алексеевич
Учительница по физической культуре
Морозова Татьяна Леонидовна
Медицинской наукой установлено, что систематические занятия физической культурой, соблюдение правильного двигательного и гигиенического режима являются мощным средством предупреждения многих заболеваний, поддержания нормального уровня деятельности и работоспособности организма. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими необходимых правил есть возможность жить до 100 лет и более.
1. Необходимость самовоспитания и здорового образа жизни
Исходя из этого, сформулируем основные положения, которые должны быть положены в основу здорового образа жизни:
двигательная активность, включающая систематические занятия доступными видами спорта, оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированной ходьбой на воздухе;
умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления (аутогенная тренировка);
разумное использование методов закаливания, гипертермических и гидровоздействий;
Существенным моментом здорового образа жизни является комплексное использование этих методов, включенных в индивидуальную программу. Это обеспечивает физическое, социальное, эмоциональное, духовное и интеллектуальное здоровье.
В условиях нашей современной жизни неизбежен рост эмоциональных и физических нагрузок на организм человека. Люди мало бывают на воздухе, а выходные дни проводят у телевизора или компьютера. Вследствие этого возникает дефицит мышечной деятельности, и увеличиваются статические напряжения. Кроме того, возникает необходимость усвоения и переработки информации, а, следовательно, растет и напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо).
Большие умственные и статистические нагрузки, отсутствие дополнительной двигательной активности, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, приводят к тому, что у большинства людей ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушается обмен веществ, уменьшается сопротивляемость организма к различным заболеваниям, что приводит к ухудшению состояния их здоровья.
В связи с этим необходимы самостоятельные занятия физическими упражнениями с целью повышения двигательной активности, улучшения физической подготовленности, укрепления здоровья человека.
Физическое самовоспитание людей направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности.
Теория и практика физической культуры определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует успехи в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий. Главные из них: сознательность, постепенность и последовательность, повторность, индивидуализация, систематичность и регулярность. Принцип сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в укреплении здоровья, в самосовершенствовании своего организма (тела и духа).
2. Виды физических качеств человека и методы их воспитания
Под физическими качествами человека понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств, выражающие физическую готовность человека осуществлять активную двигательную деятельность.
Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям). В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.
К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость, быстроту и т. д.
Как физическое качество сила выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на внешние объекты. Выделяют собственно силовые и скоростно-силовые способности.
Собственно силовые способности проявляются преимущественно в условиях изометрического напряжения мышц, обеспечивая удержание тела и его звеньев в пространстве, сохранение поз при воздействии на человека внешних сил.
Различают два метода в развитии силовых способностей: использование упражнений с максимальными условиями и использование упражнений с непредельными отягощениями. Упражнения с максимальными усилиями предполагают выполнение двигательных действий с предельными или околопредельными (90-95% от максимальной величины) отягощениями. Это обеспечивает максимальную мобилизацию нервно-мышечного аппарата и наибольший прирост силовых способностей.
Упражнения с непредельными отягощениями характеризуются выполнением двигательных действий с максимальным числом повторений при относительно небольших отягощениях (до 50-60% от предельных). Это позволяет выполнять большой объем работы и обеспечивает ускоренный рост мышечной массы. При этом режиме работы тренировочный эффект достигается в течение длительного времени.
Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространенным их выражением является так называемая взрывная сила, т. е. развитие максимальных напряжений в минимально короткое время (например, прыжок).
Для развития скоростно-силовых способностей используют упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешними отягощениями (например, метание набивных мячей). Наиболее распространенными методами развития скоростно-силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения и энергообмена, но в отличие от повторного метода возможность локального направленного воздействия на определенные мышечные группы здесь ограничена.
Выносливость выражается через совокупность физических способностей, поддержание длительности работы в различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной (околопредельной), большой и умеренной нагрузок.
Воспитание выносливости осуществляется посредством решения двигательных задач, требующих мобилизации психических и биологических процессов в фазе компенсаторного утомления, которая характеризуется прогрессивно углубляющимся утомлением, поддержанием заданной интенсивности работы за счет дополнительных волевых усилий и частичным изменением структуры двигательного действия (например, уменьшением длины и увеличением темпа шагов при беге). Условия решения задач должны обеспечивать вариативный характер работы с обязательно меняющимися нагрузками и структурой двигательного действия (например, преодоление препятствий во время бега по пересеченной местности).
Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий. При обучении обязательным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения.
Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают:
а) пространственную ориентировку, которая подразумевает: сохранение представлений о параметрах изменения внешних условий (ситуаций); умение перестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями.
б) точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам. Воспроизведение пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в точности выполнения двигательных действий. Их развитие определяется совершенствованием сенсорных (чувствительных) механизмов регуляции движений.
3. Формы физического самосовершенствования
Утренняя гигиеническая гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние после пробуждения, поддержанию высокого уровня работоспособности в течение трудового дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Во время утренней гимнастики и последующих водных процедур активизируется деятельность кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость центральной нервной системы, что способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.
Ходьба на лыжах. Этот вид циклических упражнений используется в северных регионах с соответствующими климатическими условиями и по своему оздоровительному воздействию не уступает бегу. При ходьбе на лыжах, помимо мышц голени и бедра, в работу включаются также мышцы верхних конечностей и плечевого пояса, спины и живота, что требует дополнительного расхода энергии. В связи с этим в развитии аэробных возможностей и выносливости лыжники превосходят бегунов.
Участие в работе практически всех основных мышечных групп способствует гармоничному развитию элементов опорно-двигательного аппарата. Ходьба на лыжах благоприятно влияет на нервную систему, так как выполняется на свежем воздухе. Специфика двигательного навыка в ходьбе на лыжах повышает чувство равновесия (очень важное для пожилых людей) в результате тренировки опорно-двигательного и вестибулярного аппарата. Отчетливо проявляется и закаливающий эффект, повышается невосприимчивость организма к простудным заболеваниям.
В массовой физической культуре широко используется оздоровительная (ускоренная) ходьба: при соответствующей скорости (до 6,5 км/ч) ее интенсивность может достигать зоны тренирующего режима. При таких условиях за один час ходьбы расходуется 300-400 ккал энергии в зависимости от массы тела (примерно 0,7 ккал/кг на 1 км пройденного пути).
Однако такой тренировочный эффект возможен лишь у неподготовленных начинающих. У более подготовленных физкультурников оздоровительный эффект ходьбы снижается, так как с ростом тренированности интенсивность нагрузки становится ниже пороговой. Увеличение же скорости ходьбы более 6,5 км/ч затруднительно, ибо сопровождается непропорциональным ростом энергозатрат. Вот почему при передвижении со скоростью 7 км/ч и более медленно бежать легче, чем быстро идти.
Ускоренная ходьба в качестве самостоятельного оздоровительного средства может быть рекомендована лишь при наличии противопоказаний к бегу (например, на ранних этапах реабилитации после перенесенного инфаркта).
При отсутствии серьезных отклонений в состоянии здоровья она может использоваться лишь в качестве первого (подготовительного) этапа тренировки на выносливость у начинающих с низкими функциональными возможностями. В дальнейшем, по мере роста тренированности, занятия оздоровительной ходьбой должны сменяться беговой тренировкой.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что физическое самовоспитание и самосовершенствование является неотъемлемым условием здорового образа жизни.