Что такое физическое лицо в налоговом праве

Что такое физическое лицо в налоговом праве

НК РФ Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 11 НК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия:

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 294-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 386-ФЗ, от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абз. 28 п. 2 ст. 11 (в ред. ФЗ от 29.09.2019 N 325-ФЗ) применяется к инвестиционным проектам, заключаемым после 01.01.2020.

(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Понятия «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налоговая база», «налоговый период» и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 4 введен Таможенным кодексом РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Правила, предусмотренные частью первой настоящего Кодекса в отношении банков, распространяются на Центральный банк Российской Федерации и государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ».

(п. 5 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 17.05.2007 N 83-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

Источник

§ 49. Налоги с физических лиц

§ 49. Налоги с физических лиц

Физическое лицо в налоговом праве – это человек, обладающий налоговой дееспособностью, т. е. способностью своими действиями приобретать объект налогообложения (получать доходы от трудовой деятельности, принять в наследство дом, автомашину и т. д.).

Статус физического лица имеют:

• работники, получающие доход в форме заработной платы, гонорара;

• индивидуальные предприниматели, получающие доход от предпринимательской деятельности без привлечения наемного труда;

• собственники недвижимого имущества;

• наследники (правопреемники) произведений науки, литературы, искусства, за которые они получают вознаграждение.

Налоги с населения – обязательные сборы, взимаемые государством с граждан в целях покрытия общегосударственных и местных (муниципальных) расходов. В настоящее время с населения взимаются: на федеральном уровне – налог на доходы физических лиц, при необходимости государственная пошлина, таможенный сбор; на региональном – транспортный налог; на местном – земельный и на имущество. Местные сборы устанавливаются органами местного самоуправления в пределах их компетенции и направляются на финансирование нужд местного хозяйства.

Сегодня подоходный налог с точки зрения числа налогоплательщиков и по сумме поступлений можно рассматривать как массовый налог, более половины поступлений от которого приходится на налогоплательщиков, получающих заработную плату или жалованье.

Ф. Ноймарк, экономист

Налог на доходы физических лиц взимается на основании второй части Налогового кодекса РФ. Основой для его исчисления является сумма общего (совокупного) дохода из всех источников в истекшем календарном году. Заработок за каждый следующий месяц определяется нарастающим итогом с начала года. Из дохода вычитается по одному необлагаемому минимуму заработной платы на самого налогоплательщика и на каждого иждивенца. Облагаемым доходом считается разность между налоговым доходом и документально подтвержденными расходами.

Закон не освобождает какие-либо категории граждан от уплаты налогов, но предоставляет, как уже было отмечено ранее, определенные льготы участникам военных действий, инвалидам и некоторым другим гражданам.

В Налоговом кодексе РФ учитывается, что некоторые из этих заслуженных пенсионеров могут работать или получать иной доход, например от коммерческой деятельности. Для тех из них, кто так или иначе трудится, кодекс предусматривает льготы в виде налоговых вычетов. Например, из доходов (зарплат) инвалидов Великой Отечественной войны предусмотрены при подсчете налогов ежемесячные налоговые вычеты в размере 3000 руб. Следовательно, на 3000 руб. сокращается налогооблагаемая база и уменьшаются налоги. У участников Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза, Героев России ежемесячные вычеты составляют 500 руб. Это значит, что и данные лица будут платить значительно меньше налогов, чем обычные налогоплательщики.

Налоги с физических лиц взимаются, если ими получены доходы от соответствующих законодательству источников в Российской Федерации или за ее пределами. Не может, например, возникнуть вопрос о необходимости уплаты налога с дохода, полученного от наркоторговли или продажи краденого. Этими «доходами» и теми, кто их получает, занимаются правоохранительные органы.

Налоговый кодекс относит к доходам от источников в Российской Федерации:

• дивиденды и проценты;

• страховые выплаты при наступлении страхового случая;

• доходы, полученные от использования авторских или иных смежных прав;

• доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества;

• доходы от реализации недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, прав требования к организации, иного имущества;

• вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия;

• доходы, полученные от использования любых транспортных средств и др.

Не подлежат налогообложению следующие виды доходов:

• государственные пособия (за исключением пособий по временной нетрудоспособности и по уходу за больным ребенком);

• все виды установленных действующим законодательством компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, оплатой стоимости полагающегося натурального довольствия, оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения и т. д. для спортсменов, увольнением работников, гибелью военнослужащих и др.

С трудовых доходов установлена единая ставка13 %. Но в отношении пассивных доходов: а) выигрышей и призов, по вкладам в банках (в части, превышающей установленные размеры) – 35 %; б) в отношении дивидендов, процентов по облигациям – 9 %.

Некоторым налогоплательщикам (предпринимателям без образования юридического лица, частным нотариусам и др.) необходимо ежегодно представлять в налоговые инспекции по месту жительства налоговые декларации не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с Указом Президента РФ все лица, замещающие государственные должности РФ и государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, обязаны ежегодно представлять сведения о своих доходах и принадлежащем им имуществе. Они заполняют декларацию, в которой два раздела: сведения о всех видах доходов; сведения об имуществе, включая недвижимое имущество (земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и др.) и транспортные средства (автомобили, водный транспорт, воздушный транспорт и др.).

В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы (за исключением некоторых, освобождаемых от налогообложения, оговоренных в НК РФ), источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода (ст. 229 НК РФ). В настоящее время государство возвращает налогоплательщикам часть налогов, которые они уже уплатили в течение года, если они оплачивали учебу детей в вузах, лечение или при покупке квартиры.

Чем лучше идут дела у предпринимателей и бюджетников, получающих зарплату из госбюджета, чем богаче они становятся, тем больше налогов получает государство. Чем богаче государство, тем больше у него возможностей содержать мощную армию, сильные органы правопорядка и действенный суд, поощрять предпринимательство, развивать культуру, строить стадионы, бассейны, клубы, помогать социально обездоленным слоям населения.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое физическое лицо в налоговом праве? Кто имеет статус физического лица?

2. Какие основные налоги взимаются в настоящее время с населения в России?

3. На основе какого закона взимается налог на доходы населения?

4. Каков порядок исчисления и взимания налога на доходы?

5. Кто имеет налоговые льготы?

6. Кто должен ежегодно декларировать свои доходы и каков смысл декларирования доходов?

7. Что Налоговый кодекс РФ относит к доходам от источников в России?

8. Какие ставки подоходного налога установлены Налоговым кодексом РФ?

9. Какие сведения обязаны сообщать о себе лица, замещающие государственные должности?

Поступления от подоходного налога (сейчас «налог на доходы физических лиц». – Т. Н.) в большей мере зависят от того, что с точки зрения закона следует считать доходом, подлежащим налогообложению. На практике же до сих пор законодательство повсеместно воздерживается от того, чтобы дать понятию «доход» исчерпывающее однозначное толкование… И все-таки в современном подоходном налогообложении в принципе господствует идея, согласно которой все доходы, независимо от источника, из которого они поступают, должны облагаться налогом (Ф. Ноймарк, экономист).

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Налоговые инспекции пока работают не так, как хотелось бы все увеличивающейся армии налогоплательщиков. Отчасти это объясняется недостаточностью средств, выделяемых государством на их помещения, оборудование, технику, зарплату сотрудников и т. д. Порою оставляет желать лучшего квалификация сотрудников. Среди них попадаются и люди черствые, грубоватые, не осознающие, что прошли времена абсолютного диктата государства над личностью. Поэтому налогоплательщику иногда нужно приложить значительные усилия, чтобы, общаясь с сотрудниками инспекции, сохранить чувство собственного достоинства. Налогоплательщик (кормилец государства) вправе потребовать удобного места для заполнения декларации и подготовки иных документов к сдаче инспектору. Он имеет право сослаться на большие очереди и потребовать обеспечения нормальных условий для выполнения своих обязанностей. Не следует терпеть грубость некоторых инспекторов. В этом случае жалоба в вышестоящие инстанции будет оправданна во всех отношениях. Наконец, уместно требовать от сотрудников налоговой инспекции пунктуального выполнения сроков обработки декларации и других документов, предоставления платежных документов, проверки правильности заполнения декларации и т. д.

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. С какого возраста человек становится налогоплательщиком?

2. Почему налогоплательщики делятся на физические и юридические лица?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

71. Налоги и сборы

71. Налоги и сборы Налоги и сборы – это два вида обязательных бюджетных платежей, которые определяют понятие «налоговые платежи».Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им

Статья 59. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при осуществлении территориального планирования и градостроительного зонирования

Статья 59. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при осуществлении территориального планирования и градостроительного зонирования 1. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц,

Статья 62. Расследование случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности

Статья 62. Расследование случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности 1. В случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц,

Статья 14. Региональные налоги

Статья 14. Региональные налоги К региональным налогам относятся:1) налог на имущество организаций;2) налог на игорный бизнес;3) транспортный

Статья 15. Местные налоги

Статья 15. Местные налоги К местным налогам относятся:1) земельный налог;2) налог на имущество физических

42. Налоги на имущество физических лиц

42. Налоги на имущество физических лиц Налоги на имущество физических лиц установлены Законом РФ от 9 декабря 1991 г. №2003-1.Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.Если

23. Федеральные налоги

23. Федеральные налоги В соответствии с действующим законодательством на территории России взимаются три вида налогов:1) федеральные;2) налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономных образований;3) местные налоги.Вопросы

24. Республиканские и местные налоги

24. Республиканские и местные налоги К налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований относятся:• налог на имущество предприятий. Сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в

Статья 15. Местные налоги

Статья 15. Местные налоги (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 №95-ФЗ)К местным налогам относятся:1) земельный налог;2) налог на имущество физических

Статья 14. Региональные налоги

Статья 14. Региональные налоги (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 №95-ФЗ)К региональным налогам относятся:1) налог на имущество организаций;2) налог на игорный бизнес;3) транспортный

Статья 15. Местные налоги

Статья 15. Местные налоги (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 №95-ФЗ)К местным налогам относятся:1) земельный налог;2) налог на имущество физических

Часть IV. Налоги с физических лиц

Часть IV. Налоги с физических лиц Налог является обязательным взносом плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.Налог выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в

Источник

Физические лица как субъекты налогового права

В общей теории права к определению понятия «субъект права» сформировалось два подхода: позитивно-правовой (позитивистский) и естественно-правовой.

С позитивистской точки зрения под субъектом права понимается юридическое или физическое лицо, способное быть потенциальным носителем юридических обязанностей и субъективных прав[1]. По мнению Т.Н. Затулиной[2] субъект права представляет собой высший уровень абстрагирования безотносительно к конкретным правоотношениям и их видам.

Сторонники естественно-правовой теории считают, что понятие «субъект права» основано как на социально-юридических, так и на естественных правах человека[3], и для того, чтобы стать субъектом права, лицу достаточно обладать лишь правами вне зависимости от наличия обязанностей.

Совокупность юридических качеств, позволяющих лицу стать субъектом права, называется правосубъектностью, которая является обязательной составляющей для самостоятельного участия лица в правоотношении. Под правосубъектностью в научной литературе понимается «наличие у лица или организации определенного круга прав и обязанностей и призванной законом возможности иметь другие права и обязанности, возникающие в процессе участия в общественной жизни (т.е. правоспособности)»[4]. В науке выделяют три вида правосубъектности: общую, отраслевую и специальную[5]. Под общей правосубъектностью понимается способность лица быть субъектом права, отраслевая правосубъектность — это способность лица участвовать в правоотношениях, предусмотренных отраслью права, в качестве субъекта этой отрасли права, специальная правосубъектность представляет собой способность лица выступать в качестве субъекта определенных правоотношений в рамках отрасли права.

В учебной литературе по налоговому праву способность лица (субъекта права) участвовать в налоговых правоотношениях и быть носителем тех или иных субъективных прав и обязанностей в области налогообложения называют налоговой правосубъектностью[6], а исходя из классификационных подходов ее следует относить к категории «специальная».

По мнению Р.О. Халфиной[7], «…в понятии субъекта права, в его традиционном понимании сливаются две основные характеристики: возможность участвовать в различных правоотношениях и реальное участие в них…», и в том случае, когда субъект права участвует реально в правоотношениях, вместо термина «субъект правоотношения» следует использовать понятие «участник правоотношения». Следовательно, субъект права, обладая свойством правосубъектности, имеет потенциальную возможность стать субъектом правоотношения, а вступая в конкретные правоотношения и реализуя при этом свои права и исполняя обязанности, становится участником правоотношения. Все это в равной мере применимо к субъектам налогового права, которых законодательство о налогах и сборах наделяет потенциальной возможностью участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через представителя. Категории «субъект налогового права и участник налогового правоотношения» соотносятся как общее и частное: субъект налогового права может не быть участником конкретного налогового правоотношения, тогда как участник налогового правоотношения всегда одновременно является субъектом налогового права[8].

Физическое лицо как субъект права и возможный участник налоговых правоотношений может выступать в качестве носителя статуса налогоплательщика, плательщика сбора и плательщика страховых взносов. Понятие «физическое лицо» относится к специально юридическим и используется для обозначения индивидуального субъекта права[9]. Термином «физическое лицо» охватываются все индивидуальные субъекты, пребывающие на территории государства: граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства. Понятие «гражданин» используется для специфической социально-правовой характеристики физического лица. В данном понятии прослеживается устойчивая юридическая связь индивида с государством, определяющая его правовое положение в государстве и обществе[10].

Понятие «физические лица» установлено в ст. 11 Налогового кодекса РФ. Согласно указанной норме физические лица — это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Сформулированное таким образом понятие подчеркивает, что статус физического лица в налоговых правоотношениях не зависит ни от гражданства лица, ни от возраста, ни от рода деятельности, которую ведет это лицо.

Физическое лицо как субъект права становится налогоплательщиком только после того, как на него возложена вполне определенная обязанность — уплатить налог, и эта обязанность рассматривается элементом уже возникшего правоотношения между публичным и частным субъектом по поводу уплаты налога. Возраст и вменяемость не влияют на признание физического лица налогоплательщиком. Отсюда следует, что до наступления момента, когда лицо становится участником вполне конкретного правоотношения, обладая необходимыми для этого правами и обязанностями, его нельзя именовать налогоплательщиком, а только лишь субъектом налогового права. Вместе с тем, по мнению некоторых ученых[11], лицо признается налогоплательщиком еще до появления у него объекта налогообложения, т.е. под налогоплательщиком понимается именно субъект налогового правоотношения, у которого еще не возникло реальной налоговой обязанности по уплате налоговых платежей.

В общем смысле слова субъект налога (налогоплательщик) — лицо, обязанное платить налог[12]. В научных трудах данное понятие рассматривалось с различных позиций. Например, С.С. Тропская[13] полагает, что понятие «налогоплательщик» закрепляет определенную юридическую позицию участников налоговых правоотношений, обозначая не субъект налогового права, а его правовую характеристику.

М.В. Карасева[14] считает, что понятие «налогоплательщик» сопоставимо с такими гражданско-правовыми понятиями, как «кредитор» и «должник», поскольку и то и другое выражает определенную юридическую позицию обязательственных правоотношений, связанных с исполнением основной налоговой обязанности.

Ю.А. Крохина[15] и Е.Г. Костикова[16] обозначают понятием «налогоплательщик» правовой статус субъектов налогового права, обосновывая свой подход положениями общей теории права, которая под правовым статусом субъекта понимает его правовое состояние, характеризующееся системой юридических прав и обязанностей[17].

Термин «налогоплательщик» (англ. — taxpayer), ассоциируемый, по мнению А.К. Саркисова[18], с выражением «финансирование за счет средств налогоплательщика», обретает конкретное юридическое содержание, когда появляется в актах налогового законодательства, и применение термина может повлечь весьма серьезные последствия для субъектов, признанных участниками налоговых правоотношений.

Статья 8 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на 01.01.2017)[19] предлагает общее определение понятий «налогоплательщик», «плательщик сбора» и «плательщик страховых взносов» через наличие обязанности по уплате налога как индивидуального безвозмездного платежа, обязанности по уплате сбора как взноса под условием совершения в отношении лица юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо как взноса за осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности и обязанности по уплате страховых взносов как обязательных платежей на различные виды обязательного страхования (пенсионное, социальное, медицинское) для целей финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного страхования.

Конвенция о взаимной административной помощи в налоговых вопросах (Страсбург — Париж, 25 января 1988 г. ЕТБ N 127)[20], открытая для подписания государствами — членами Совета Европы и членами Организации экономического сотрудничества и развития, использует понятие «налогоплательщик» в преамбуле и тексте документа, где под это понятие подводит резидентов и «национальных лиц» (п. 3 ст. 1) какого-либо государства. К национальным лицам Конвенция о взаимной административной помощи в налоговых вопросах относит физических лиц, имеющих гражданство государства, участвующего в Конвенции о взаимной административной помощи в налоговых вопросах (п. 1e ст. 3)[21].

В Директиве Совета Европейского союза 2003/48/ЕС от 3 июня 2003 г. «О налогообложении дохода от накопления сбережений в форме выплаты процентов»[22] понятие «налогоплательщик» обусловлено наличием подлежащего налогообложению дохода резидентов и используется в контексте понятия «реальные выгодоприобретатели — индивиды-резиденты» (п. п. 2, 3, 8, 9, преамбулы)[23].

На основе анализа различных научных и нормативных подходов к содержанию понятия «налогоплательщик» применительно к физическим лицам можно сформулировать следующее обобщенное определение. Налогоплательщик — это физическое лицо, имеющее правовой статус субъекта налогового права и наделенное совокупностью прав и обязанностей плательщика налогов, сборов или страховых взносов.

То есть физическое лицо, имеющее статус налогоплательщика, обладает и общими признаками субъекта налогового права, и специфическими признаками, характерными для носителя статуса налогоплательщика. К общим признакам физических лиц в качестве субъектов налогового права относят: 1) способность физического лица приобретать права и обязанности в силу юридических норм; 2) способность физического лица нести и осуществлять права и обязанности[24]. Специальный признак физического лица[25], имеющего статус налогоплательщика, определяется наличием у него объекта налога (сбора или страховых взносов).

Среди физических лиц — налогоплательщиков законодательство о налогах и сборах выделяет отдельную категорию — взаимозависимых лиц. Особое положение взаимозависимых лиц обусловлено набором определенного состава юридических фактов, которые позволяют выделить этих налогоплательщиков из круга других субъектов налогового права. Взаимозависимые лица — это категория налогоплательщиков, имеющая особое правовое положение в силу того, что имеет возможность влиять на других лиц без учета их интересов, это обстоятельство влечет применение особых методов налогового контроля за сделками с их участием[26].

Также рекомендуется Вам:

А.А. Копина в своем исследовании «Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях» дает такое определение взаимозависимым лицам: «Взаимозависимые лица — это лица, обладающие особым правовым положением в связи с тем, что одно из них имеет возможность корректировать, изменять волю другого лица без учета его интересов в силу сложившихся между ними общественных отношений, определенных нормативными актами, признанных в судебном порядке и (или) заявленных ими самостоятельно, что выражается во влиянии на выбор условий и (или) результатов сделок, совершаемых между этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц[27].

Исходя из общего определения взаимозависимости в целях налогообложения наличие особых правовых отношений между физическими лицами является основанием для признания их взаимозависимыми. К таким особым правовым отношениям относят потенциальную способность физических лиц, вступивших в налоговые правоотношения, влиять на условия или экономические результаты их деятельности или деятельность представляемых ими лиц[28].

В зависимости от вида отношений между физическими лицами Налоговый кодекс РФ выделяет три вида взаимозависимости физических лиц в целях налогообложения: взаимозависимость, основанную на семейных отношениях; взаимозависимость, основанную на организационно-управленческих отношениях, вытекающих из трудовых либо из иных отношений; взаимозависимость, основанную на имущественных отношениях. В научных трудах выделяется и четвертый вид — взаимозависимость физического лица, основанная на договорных отношениях[29].

Законодательное определение взаимозависимых лиц давалось в п. 1 ст. 20 Налогового кодекса РФ. Согласно указанной норме взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

Применительно к физическим лицам критериями их отнесения к категории взаимозависимых лиц согласно п. 1 ст. 20 Налогового кодекса РФ является наличие особых отношений между этими лицами, таких как: 1) подчинение одного физического лица другому физическому лицу в силу должностного положения; 2) наличие между физическими лицами брачных отношений, отношений родства или свойства, отношений опеки или попечительства в соответствии с семейным законодательством.

Помимо этих оснований признания лиц заинтересованными, суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок, заключенных между ними.

Правила ст. 20 Налогового кодекса РФ в отношении взаимозависимых лиц применяются к сделкам, расходы и доходы по которым признаны по правилам гл. 25 Налогового кодекса РФ до наступления 1 января 2012 г. С 1 января 2012 г. Налоговый кодекс РФ вступил в силу: раздел V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании»[30]. Данный раздел содержит ст. 105.1, определяющую понятие взаимозависимых лиц несколько иначе, чем ст. 20 Налогового кодекса РФ.

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения в силу ст. 105.1 Налогового кодекса РФ признаются лица, которые могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

Критерии для отнесения физических лиц к категории взаимозависимых для целей налогообложения ст. 105.1 Налогового кодекса РФ значительно расширены, и, помимо критериев, аналогичных критериям, приведенным в ст. 20 Налогового кодекса РФ, данная норма содержит критерии определения взаимозависимости между физическим лицом и организацией. Так, взаимозависимыми признаются указанные лица, если: 1) физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в уставном капитале организации и доля такого участия составляет более 25 процентов; 2) физическое лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа этой организации; 3) физическое лицо совместно с лицами, находящимися с ним в отношениях родства и свойства, имеет полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации; 4) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов; физические лица, являющиеся сторонами сделки, которые самостоятельно признали себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами; физические лица, признанные взаимозависимыми судом.

Признание физических лиц взаимозависимыми дает право налоговым органам проверять правильность проведения расчетов для целей налогообложения. Практическая применимость института взаимозависимых лиц в налоговых отношениях обусловлена применением рыночных цен. Особенностью правового положения физического лица, заключающего сделки купли-продажи с взаимозависимыми лицами, является обязанность по уплате налога на доходы физических лиц с полученной от таких сделок материальной выгоды, которая определяется в порядке, установленном подп. 2 п. 1 ст. 212 Налогового кодекса РФ.

По данным судебной практики наличие взаимозависимых отношений традиционно является затруднительным для налоговых органов. Так, суды нередко признают незаконными решения налогового органа по причине непредоставления налоговым органом мотивированного обоснования расчета рыночной цены сделки между взаимозависимыми лицами[31], либо налоговые органы не предоставляют доказательства, что отношения взаимозависимости между сторонами сделки с участием физических лиц повлияли на результаты заключенной сделки[32], либо налоговый орган не доказал, что физическое лицо и организация являются взаимозависимыми[33].

Прямое негативное последствие наличия у физических лиц взаимозависимости предусмотрено ст. 220 Налогового кодекса РФ. Так, в подп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ предусмотрено неприменение имущественного налогового вычета при приобретении жилого дома или квартиры в случаях, когда сделка купли-продажи совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми. Это означает, что, например, в случае, если сделка купли-продажи будет оформлена между лицами, находящимися в супружеских отношениях без законной регистрации в органах записи актов гражданского состояния и эти лица судом будут признаны взаимозависимыми, то соответствующий имущественный налоговый вычет применен быть не может. В соответствии с данной нормой наличие статуса взаимозависимых лиц у сторон сделки влечет отсутствие права на налоговый вычет.

Следует заметить, что научные исследования взаимозависимых лиц в налоговом праве всегда исходили из анализа правовой природы контроля цены сделки, совершенной между взаимозависимыми лицами. Так, например, И.И. Кучеров в своем исследовании «Теория налогов и сборов»[34] отмечает, что действие налогово-правового института взаимозависимых лиц в принципе заключается в том, что налоговый орган вправе проверить правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами, и в случае, если она отклоняется от рыночных цен, вынести мотивированное решение о доначислении налога.

Конституция РФ, определяя обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, в качестве плательщиков налога имеет в виду исключительно налогоплательщиков. В ряде случаев законодательством о налогах и сборах исполнение налоговой обязанности возлагается на третьих лиц, именуемых Налоговым кодексом РФ налоговыми агентами[35]. В отношении физических лиц, работающих по гражданско-правовым и трудовым договорам, функции налоговых агентов по оплате налога на доходы физических лиц выполняют работодатели.

Характерной чертой правовых отношений между налоговым агентом и налогоплательщиком является наличие у них финансовых (денежных) взаимодействий, вытекающих из договорных, трудовых, гражданско-правовых и других отношений. Налоговый агент в таких отношениях всегда является лицом, выплачивающим доходы налогоплательщику[36]. При этом, с одной стороны, налоговые агенты выступают по отношению к государству в качестве обязанных субъектов, имеющих равные с налогоплательщиком права, а с другой, — исчисляя и удерживая налоги из выплачиваемого налогоплательщику дохода, в качестве фискальных органов. Введение в российскую налоговую систему института налоговых агентов многими учеными[37] объясняется отсутствием необходимой экономико-правовой квалификации у физических лиц для самостоятельного исчисления налогов, тогда как налоговые агенты, являясь юридическими лицами, обязаны надлежащим образом вести бухгалтерский учет, для чего имеют в своем штате бухгалтерию с квалифицированными кадрами.

Обобщая вышеизложенное, следует определить, что физическое лицо — налогоплательщик выступает субъектом налогового права и, обладая налоговой правосубъектностью, является потенциальным субъектом налогового правоотношения; участником конкретного налогового правоотношения физическое лицо со всеми вытекающими из этого правоотношения субъективными юридическими правами и обязанностями становится при наличии у него объекта налогообложения.

Литература

1. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М.: Юридическая литература, 1982. Т. II. 360 с.

2. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск: Изд-во Свердловского юрид. ин-та, 1972. Т. I. 396 с.

3. Алексеев С.С. Теория государства и права / С.С. Алексеев, С.И. Архипов и др. М.: Норма, 1998. 456 с.

4. Алибеков С.Т. Налоговое право Республики Казахстан (Общая и Особенная части): Учебник. Алматы: Нур-пресс, 2007. 210 с.

5. Алтухова Е.В. Взаимозависимость физических лиц в целях налогообложения // Право и экономика. 2009. N 10. С. 43 — 49.

6. Алтухова Е.В. Взаимозависимые лица в налоговом праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. 26 с.

7. Бегичев Б.К. Трудовая правоспособность советских граждан. М.: Юридическая литература, 1972. 248 с.

8. Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1947. 364 с.

9. Демин А.В. Налоговое право России: Учеб. пособие. Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. 464 с.

10. Демин А.В. Налоговое право России: Учеб. пособие. М.: Юрлитинформ, 2011. 440 с.

11. Затулина Т.Н. Конституционно-правовой статус участников налоговых отношений. URL: http://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/.

12. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М.: Норма, 2001. 288 с.

13. Копина А.А. Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях: Монография / А.А. Копина; под ред. И.И. Кучерова. М.: Юрлитинформ, 2013. 192 с.

14. Костикова Е.Г. Правовой статус налогоплательщиков — организаций: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2001. 148 с.

15. Кучеров И.И. Теория сборов и налогов (правовые аспекты). М.: ЮрИнфорР, 2009. 473 с.

16. Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 6 т. Харьков: Легас, 2004. Т. II. 600 с.

17. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2004. 640 с.

18. Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2001. 512 с.

19. Мицкевич А.В. Субъекты советского права. М.: Госюриздат, 1962. 213 с.

20. Налоговое право: Учебник для вузов / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Альпина Паблишер, 2015. 796 с.

21. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. М.: Норма, 2003. 656 с.

22. Пепеляев С.Г. Гражданин как субъект финансово-правовых отношений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1991. 25 с.

23. Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. М.: Госюриздат, 1960. 193 с.

24. Саркисов А.К. Понятие налогоплательщика — физического лица в российском и европейском праве // Административное и муниципальное право. 2009. N 11. С. 5 — 9.

25. Тропская С.С. Правовой статус налогоплательщика — физического лица в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук / С.С. Тропская. М., 2007. 201 с.

26. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М.: Юридическая литература, 1974. 340 с.

27. Ямпольская Ц.А. Субъекты советского административного права: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук / Ц.А. Ямпольская. М., 1958. 38 с.

[1] Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2004. С. 591.

[2] Затулина Т.Н. Конституционно-правовой статус участников налоговых отношений. URL: http://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view.

[3] Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права. М.: Норма, 1998. С. 292.

[4] Мицкевич А.В. Субъекты советского права. М., 1962. С. 5.

[5] См.: Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М.: Юрид. лит., 1982. Т. II. С. 144 — 145; Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2001. С. 393.

[6] См.: Демин А.В. Налоговое право России: Учеб. пособие. М.: Юрлитинформ, 2011. С. 120.

[7] Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М.: Юрид. лит., 1974. С. 115 — 116.

[8] См. об этом подробнее: Демин А.В. Указ. соч.

[9] Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947. С. 63.

[10] Бегичев Б.К. Трудовая правоспособность советских граждан. М., 1972. С. 7.

[11] См., например: Демин А.В. Указ. соч. Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006; Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. М., 2003. С. 224.

[12] Алибеков С.Т. Налоговое право Республики Казахстан (Общая и Особенная части): Учебник. Алматы: Нур-пресс, 2007. С. 41.

[13] См.: Тропская С.С. Правовой статус налогоплательщика — физического лица в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. 201 с.

[14] Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М.: Норма, 2001. С. 78 — 79.

[15] См.: Налоговое право России… С. 226.

[16] См.: Костикова Е.Г. Правовой статус налогоплательщиков-организаций: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 11.

[17] Ямпольская Ц.А. Субъекты советского административного права: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1958. С. 5.

[18] Саркисов А.К. Понятие налогоплательщика — физического лица в российском и европейском праве // Административное и муниципальное право. 2009. N 11. С. 5 — 9.

[20] Совместная Конвенция Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам (ETS N 127) (заключена в г. Страсбурге 25.01.1988) // СПС «КонсультантПлюс».

[21] Саркисов А.К. Указ. соч.

[22] Council Directive 2003/48/EC of 3 June 2003 «On taxation of savings income in the form of interest payments…» // Official Journal of the European Union. 2003. P. 157.

[23] Саркисов А.К. Указ. соч.

[24] Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т. I. С. 276.

[25] См.: Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. М.: Госюриздат, 1960. С. 144; Пепеляев С.Г. Гражданин как субъект финансово-правовых отношений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1991. С. 15; Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 6 т. Харьков: Легас, 2004. С. 418.

[26] Подробнее об этом см.: Алтухова Е.В. Взаимозависимость физических лиц в целях налогообложения // Право и экономика. 2009. N 10. С. 43 — 49.

[27] Копина А.А. Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях: Монография / Под ред. И.И. Кучерова. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 86.

[28] Алтухова Е.В. Взаимозависимые лица в налоговом праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. С. 10.

[29] См.: Там же. С. 43 — 49.

[30] Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» // Российская газета. 2011. 22 июля. N 159.

[31] Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 мая 2009 г. N Ф04-3030/2009(7182-А75-37) по делу N А75-3469/2008; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 июня 2007 г. N Ф04-3745/2007(35118-А70-37) по делу N А70-7726/25-2006 // СПС «КонсультантПлюс».

[32] Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 июня 2005 г. N А56-38192/04; Постановление ФАС Центрального округа от 25 апреля 2005 г. N А23-3676/04А-5-316 // СПС «КонсультантПлюс».

[33] Постановление ФАС Уральского округа от 2 августа 2007 г. N Ф09-6076/07-С2 по делу N А07-26920/06 // СПС «КонсультантПлюс».

[34] Кучеров И.И. Теория сборов и налогов (правовые аспекты). М.: ЮрИнфорР, 2009. С. 195.

[35] Демин А.В. Указ. соч. М.: Юрлитинформ, 2011. С. 133.

[36] Подробнее об этом см.: Там же. С. 133 — 134.

[37] См., например: Налоговое право: Учебник для вузов / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Альпина Паблишер, 2015. С. 226; Демин А.В. Указ. соч. С. 134.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *