Что такое физическая география 6 класс
Физическая география
Физи́ческая геогра́фия — система наук, изучающих структуру, динамику и функционирование географической оболочки и её структурных частей — природно-территориальных комплексов и их компонентов, для целей научного обоснования территориального размещения общества, рационального природопользования и географического прогноза. Физическая география является частью географии и естествознания.
Физическая география делится на следующие разделы:
К физической географии частично относится группа физико-географических наук, изучающих отдельные компоненты природной среды:
Каждая из них также относится и к одной из смежных естественных наук (например, геоморфология — к геологии, биогеография — к биологии и т. д.).
Физическая география связана также с картографией и с экономической географией.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Физическая география» в других словарях:
ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ — описание земной поверхности, гор, плоскогорий, низменностей, океанов, морей, рек, озер, растительности, климатов, господствующих ветров, течений и всех вообще естественных природных условий, в которых приходится жить населению данного места.… … Словарь иностранных слов русского языка
ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ — наука, изучающая природную составляющую географической оболочки Земли и ее структурные части природные территории (и аквальные) комплексы всех рангов; одна из главных отраслей естествознания. Основные разделы физической географии землеведение и… … Большой Энциклопедический словарь
ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ — ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ, наука о природной составляющей географической оболочки Земли и ее природно территориальных комплексах (геосистемах). Основные разделы землеведение и ландшафтоведение; включает также палеогеографию и пограничные с другими… … Современная энциклопедия
ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ — физиогеография, отрасль географии, изучающая формы внешних физических объектов Земли и их изменения на суше, в воде и воздухе. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь
физическая география — сущ., кол во синонимов: 1 • физгео (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
физическая география — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN physical geography The study of the spatial and temporal characteristics and relationships of all phenomena within the Earth s physical environment. (Source: WHIT)… … Справочник технического переводчика
физическая география — Наука, изучающая географическую оболочку и ее компоненты (литосферу, атмосферу, гидросферу, биосферу), их взаимосвязи, распределение по земной поверхности и изменения во времени под влиянием природных процессов и антропогенных воздействий,… … Словарь по географии
Физическая география — ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ, наука о природной составляющей географической оболочки Земли и ее природно территориальных комплексах (геосистемах). Основные разделы землеведение и ландшафтоведение; включает также палеогеографию и пограничные с другими… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Физическая география — наука о географической оболочке Земли и её структурных частях, ф. г. делится на основные разделы: Землеведение, изучающее общие закономерности строения и развития географической оболочки Земли, и Ландшафтоведение – учение о природных… … Большая советская энциклопедия
физическая география — наука, изучающая природную составляющую географической оболочки Земли и её структурные части природные территории (и аквальные) комплексы всех рангов; одна из главных отраслей естествознания. Основные разделы физической географии землеведение и … Энциклопедический словарь
Физическая география
Полезное
Смотреть что такое «Физическая география» в других словарях:
ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ — описание земной поверхности, гор, плоскогорий, низменностей, океанов, морей, рек, озер, растительности, климатов, господствующих ветров, течений и всех вообще естественных природных условий, в которых приходится жить населению данного места.… … Словарь иностранных слов русского языка
ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ — наука, изучающая природную составляющую географической оболочки Земли и ее структурные части природные территории (и аквальные) комплексы всех рангов; одна из главных отраслей естествознания. Основные разделы физической географии землеведение и… … Большой Энциклопедический словарь
ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ — ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ, наука о природной составляющей географической оболочки Земли и ее природно территориальных комплексах (геосистемах). Основные разделы землеведение и ландшафтоведение; включает также палеогеографию и пограничные с другими… … Современная энциклопедия
ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ — физиогеография, отрасль географии, изучающая формы внешних физических объектов Земли и их изменения на суше, в воде и воздухе. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь
физическая география — сущ., кол во синонимов: 1 • физгео (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
физическая география — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN physical geography The study of the spatial and temporal characteristics and relationships of all phenomena within the Earth s physical environment. (Source: WHIT)… … Справочник технического переводчика
физическая география — Наука, изучающая географическую оболочку и ее компоненты (литосферу, атмосферу, гидросферу, биосферу), их взаимосвязи, распределение по земной поверхности и изменения во времени под влиянием природных процессов и антропогенных воздействий,… … Словарь по географии
Физическая география — ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ, наука о природной составляющей географической оболочки Земли и ее природно территориальных комплексах (геосистемах). Основные разделы землеведение и ландшафтоведение; включает также палеогеографию и пограничные с другими… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Физическая география — Физическая география система наук, изучающих структуру, динамику и функционирование географической оболочки и её структурных частей природно территориальных комплексов и их компонентов, для целей научного обоснования территориального… … Википедия
физическая география — наука, изучающая природную составляющую географической оболочки Земли и её структурные части природные территории (и аквальные) комплексы всех рангов; одна из главных отраслей естествознания. Основные разделы физической географии землеведение и … Энциклопедический словарь
География (6 класс)/Физическая география
1. Географическая наука и ее отрасли. Физическая география
В современной географии выделяются две основные отрасли: физическая география и экономическая.
Физическая география представляет собой систему наук, изучающих географическую оболочку Земли. Ее главная задача-исследовать особенности географической оболочки (литосферу, атмосферу, гидросферу и биосферу) и выявить взаимосвязи между различными природными явлениями на земной поверхности.
Экономическая география занимается изучением населения и его хозяйство. Еще древнегреческие ученые Геродот и Страбон при описании стран отмечали, какие народы там живут, чем занимаются, что производят, что торгуют.
Физическая география делится на общую и региональную. Общая физическая география изучает процессы, явления и закономерности природы, характерные для всего земного шара. Региональная физическая география рассматривает природу Земли по отдельным территориям (материкам, частям материков, странам).
2. Изменение научных целей географии на различных историчных этапах.
География как наука зародилась в Древней Греции. Греческий ученый Эратосфен, живший в III веке до н.э., первым ввел термин «география». В своём труде «Географические записки» он собрал все знания о Земле, накопленные его предшественниками
В связи с быстрыми темпами развития науки техники усилилось влияние человека на окружающую среду.
В результате жизнедеятельность человека изменяет рельеф и климат Земли. Так, строительство искусственных водохранилищ в одном регионе часто приводит к резкому сокращению водных ресурсов в другом. Миллионы тонн горных пород добываются из недр Земли, истощаются почвы. Многие виды растений и животных из-за неразумного отношения к ним человека находятся на грани исчезновения. Эти данные, получены в ходе изучения географии, ставят перед человечеством новые задачи по охране природы и эффективному использование ее богатств.
Высокие темпы развития хозяйственной деятельности человека вызывают необходимость предварительного прогноза возможных изменений в природе. Например, в связи с предстоящим возведением гидроэлектростанции специалисты по физической географии должны выяснить, как это строительство повлияет на окружающую природу, и заранее спрогнозировать положительные и отрицательные результаты. Они также вносят изменения в проектные работы с целью правильного размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Цели: познакомить учащихся с новым предметом, основными вопросами, рассматриваемыми в курсе географии; рассказать о требованиях учителя; вызвать интерес к предмету.
Оборудование: карта полушарий, атласы, контурные карты, тетради.
I. Организационный момент
Учитель знакомится с учащимися, можно предложить игру «Ромашка». На ромашке сделать столько лепестков, сколько учеников в классе. На обратной стороне лепестков можно записать пожелания: будь аккуратен, будь любознателен, настойчив, терпелив, доводи начатое до конца и т. д.
Ученик вытягивает лепесток и представляется: называет имя, фамилию и говорит, чем он интересен.
Этот вариант знакомства можно заменить игрой в мяч. Учитель держит мяч и произносит свое имя, бросает ученику и предлагает ему представиться.
II. Изучение нового материала
1. Знакомство с основными требованиями
Учитель знакомит учеников с требованиями к подготовке к уроку. Ученик готов к уроку, если у него на столе лежат учебник, атлас, контурные карты и тетрадь. В отличие от других предметов домашнее задание по географии выполняется не только устно и письменно в тетради, но и в контурных картах и по атласам.
Требования к ведению тетрадей
1. Тетрадь должна быть в клетку, желательно 48 листов.
2. Все записи в тетрадях делать синей пастой, при необходимости выделить текст можно использовать другие цвета.
3. Рисунки выполнять простым карандашом.
4. Писать и рисовать в тетради только с разрешения учителя.
5. Тетрадь приносить на каждый урок и при ответе подавать учителю вместе с дневником.
6. Между темами оставлять расстояние в 4 клетки.
7. В конце каждой четверти тетради будут проверяться, и за их ведение учащиеся получат оценки, которые будут учитываться при выведении четвертного балла.
Требования к работе с контурными картами
1. Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.
2. При выполнении практической работы в левом верхнем углу карты пишут номер и название практической работы.
3. Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название гор и рек располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин — по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
4. Если название объекта не помешается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
5. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
6. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы и ученики делают ошибки.
Предложенные требования лучше поместить на стенде в кабинете географии для ознакомления учащихся с ними.
2. Знакомство с источниками знаний
Учитель рассказывает учащимся о структуре учебника и правилах работы с ним. Учебник разделен на параграфы. В конце каждого параграфа приведены задания по изученному материалу. Задания ученики будут выполнять дома и на уроке. Часто они сами смогут выбирать задания.
Работа с дополнительной литературой является важным компонентом изучения географии. В течение года учащиеся будут готовить доклады, сообщения. Помощь при подготовке может предоставить школьная библиотека, где есть словари, энциклопедии, научно-популярная литература. Помогут при изучении географии и программы телевидения «Дикая планета», «Вокруг света», «Путешествия натуралиста», «Непутевые заметки», «Их нравы» и др.
Учитель должен заранее ознакомиться с имеющейся в библиотеке литературой и на этом этапе урока познакомить с ней учащихся.
На первый урок географии можно пригласить библиотекаря с просьбой познакомить учащихся с литературой по географии, имеющейся в школьной библиотеке, подготовить выставку.
3. Знакомство с критериями оценок
Критерии оценки устного ответа
Оценка «5». В ответе отмечаются знание фактического материала и умение ученика им оперировать.
Оценка «4». Есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
Оценка «3». Есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
Оценка «2». Допущены серьезные ошибки по содержанию или выявлено полное отсутствие знаний и умений.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ
Оценка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Оценка «4». Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.). Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащимися основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов.
Оценка «3». Практическая работа выполнена и оформлена учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знание теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Оценка «2». Учащиеся не подготовлены к выполнению работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Выявлены плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
4. Беседа об особенностях предмета географии
Итак, мы познакомились с требованиями учителя географии. Тема урока: «Что изучает география». Но сначала давайте попробуем понять, как переводится слово «география» с греческого. Гео — Земля, графос — пишу, описываю.
— Попробуйте сами сказать, что же такое география. (География — наука, описывающая Землю.)
В настоящее время космические корабли сотни раз облетели нашу планету и сфотографировали ее. А спутники-разведчики могут получить подробнейшую информацию о любой точке Земли (со спутника можно увидеть время на часах человека, находящегося на Земле).
— Чем же занимаются современные ученые-географы? Может быть, эта наука уже не нужна? Задачи географии, конечно, изменились. Они стали более сложными. Найдите в учебнике ответ на этот вопрос. (Примерный ответ. Составление долгосрочных прогнозов изменения природы Земли и ее частей, особенно в результате вмешательства человека, поиск новых месторождений полезных ископаемых и оценка возможности их использования. Оценка обеспеченности природными богатствами экономики страны.)
— Подумайте, грозит ли Земле глобальное потепление. Почему оно возникло? Что нужно предпринять, чтобы человечество и природа Земли не пострадали? Можно ли построить на ближайшей к вам реке плотину и гидроэлектростанцию? География делится на физическую и экономическую.
(Учитель записывает схему на доске, а дети — в тетрадях.)
Физическая география изучает природу земной поверхности.
Экономическая география изучает размещение человеческого общества и общественного производства.
— Ознакомьтесь с оглавлением (содержанием) учебника и ответьте на вопрос: какую географию мы будем изучать? (Физическую географию.)
— Сегодня мы научимся вести календари наблюдения за погодой. Как вы думаете, что мы должны будем наблюдать?
— Какие элементы погоды вы изучали в начальной школе? (Температуру, направление ветра, осадки, облачность.)
— Что обязательно нужно будет подписать перед началом оформления календаря? (Месяц, год и время наблюдения.)
Урок географии 6 класс «Что изучает физическая география»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок: Что изучает физическая география урок 1
Целью урока является понять, что такое «география», что изучают в ее курсе.
Слово « география » произошло от греч. ge – «земля» и «grapho» – пишу.
География (греч. – «землеописание») – наука, изучающая поверхность Земли, облегающие и подстилающие ее слои вещества, которые в совокупности образуют географическую оболочку.
Название этой науке дал Эратосфен более 2200 лет назад.
Рис. 1. Изучение поверхности земли
География – одна из древнейших и основных наук.
Уже в 3 тыс. до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звездам. Зависимость земледелия и скотоводства от разливов рек и других периодических природных явлений определила появление календаря.
В 3-2 тысячелетии до н. э. представители Хараппской цивилизации (на территории современного Пакистана) открыли муссоны. Элементы географии содержат священные древнеиндийские книги: в «Ведах» целая глава посвящена космологии, в «Махабхарате» можно найти перечень океанов, гор, рек.
Ныне нет ни одного места на Земле, о котором бы человек не знал.
Объект изучения географии – законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. Географию подразделяют на две (физическую и экономическую) или три (физическую, экономическую и социальную) ветви. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.
Рис.2. Основные ветви географии
Экономическая (или социально-экономическая) география изучает население и его хозяйственную деятельность.
В составе физической географии есть три основных науки. Это землеведение, которое изучает общие закономерности строения и развития географической оболочки, ландшафтоведение, которое изучает территориальные природные комплексы, и палеогеография. В свою очередь, эти разделы имеют свою иерархическую структуру по видам изучаемых компонентов, процессов и явлений. Так, отдельные компоненты географической оболочки изучают геоморфология, климатология, метеорология, гидрология (изучение водных объектов), гляциология (изучение природных льдов), география почв, биогеография (география живых организмов). А на стыке с другими науками образовались такие новые направления физической географии, как медицинская география, инженерная география. Физическая география изучает природные явления, объекты природы.
Физическая география тесно связана с другими географическими науками – картографией, страноведением, исторической географией, социально-экономической географией.
Значение физической географии
1. Описание природы.
2. Разъяснение особенностей природы.
3. Предвидение возможных изменений в связи с вмешательством в природу человека.
В процессе изучения курса начальной физической географии формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации.
В структурном соотношении курс географии 6 класса состоит из четырех разделов:
1. «Виды изображений поверхности Земли – план и карта».
2. «Земные оболочки: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера».
4. «Влияние природы на жизнь человека».
Рис. 3. Оболочки Земли
В процессе изучения курса начальной физической географии вы научитесь работать с планом и картой, обобщать собранный материал, определять местонахождение географических объектов на Земле.