Что такое фирма и как с ней работать

Что такое фирма и каковы ее особенности

В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.

Общая информация

Что такое фирма и как с ней работать. 26964. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-26964. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка 26964. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.В зависимости от формы коммерческой деятельности фирмы могут объединяться в крупные организационные формы.

Фирма – это отдельная единица, которая должна быть оформлена юридически правильно. Если предприятие выступает в качестве юридического лица, которое самостоятельно реализует свои экономические интересы, его можно назвать фирмой. Товары фирмы могут продаваться не только физическим лицам, но и юридическим, с которыми такие предприятия могут тесно сотрудничать.

Выделяют несколько видов фирм, в зависимости от оказываемых ими услуг. Так, к примеру, могут быть фирмы, занимающиеся продажей продуктов питания или предоставлением каких-либо услуг. Строительная фирма также достаточно часто встречается на рынке.

Признаки фирмы

Что такое фирма и как с ней работать. 26965. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-26965. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка 26965. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.Помимо формальных признаков, все фирмы-производители должны обладать несколькими специальными признаками.

Важно наличие обособленного имущества, которое может принадлежать только данной фирме. Любое имущество может принадлежать фирме на основании права собственности или любого другого права пользования имуществом. Главное, чтобы у коммерческой организации были документы, подтверждающие это право.

Организация может принимать участие в имущественном обороте, действуя от своего имени. Именно данный принцип и определяет, что такое фирма. Юридическое лицо имеет полное право заключать разнообразные договоры, носящие гражданско-правовой характер, действуя от своего имени.

Фирмы-производители производят закупку ресурсов и в процессе деятельности создают из них различные товары и блага. Они могут выступать перед кредиторами, распоряжаясь своим имуществом.

Создание фирмы

Что такое фирма и как с ней работать. 26966. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-26966. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка 26966. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.Решение о том, что будет сформирована новая организация, должно быть принято лицом, владеющим имуществом. На базе первоначальных вложений, которые предназначаются для начала деятельности, для погашения затрат, связанных с организацией фирмы, формируется определенная материальная база. За счет данной базы осуществляется покупка сырья, материалов, наем рабочей силы и формирование уставного капитала.

Создание фирмы должно быть зафиксировано соответствующими документами, которыми являются устав и учредительный договор. В учредительном договоре обязательно должна быть указана следующая информация:

Реорганизация фирмы

Что такое фирма и как с ней работать. 26967. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-26967. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка 26967. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.Каждая юридическая организация рано или поздно может провести реорганизацию. В результате подобной процедуры может возникнуть абсолютно новое юридическое лицо. Реорганизация фирмы может осуществляться несколькими способами:

Принимают решение о необходимости проведения реорганизации тем или иным способом учредители фирмы. Обязательным условием проведения процедуры является уведомление всех кредиторов, чтобы они могли истребовать исполнения перед ними обязательств и возмещения убытков.

Ликвидация фирмы

Источник

Что такое фирма и чем она может заниматься?

Обдумывая свой будущий жизненный путь, многие выражают желание стать полностью независимыми, открыв собственную фирму.
Что такое фирма и как с ней работать. 01195 123rf. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-01195 123rf. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка 01195 123rf. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.
Но далеко не все, особенно в молодом возрасте, имеют представление о том, что такое фирма, чем она может заниматься, и для чего вообще она нужна.

Что такое фирма?

Слово «фирма» пришло к нам из итальянского языка, где «firma» означало подпись, но в русском языке стало использоваться как обозначение коммерческого предприятия, приносящего прибыль. Это синоним слова «компания», имеющий примерно то же значение.

Многочисленные словари и справочники определяют фирму как организацию коммерческой направленности, которая осуществляет активную хозяйственную деятельность – производит товары, оказывает услуги, является коммерческим посредником и т.д. Впрочем, посреднические и финансовые услуги редко входят в сферу деятельности фирм – как правило, это слово используют для производственных и сервисных предприятий.

Основные функции фирмы

Любая фирма подчиняется определённым правилам существования, определяемых экономической политикой государства. Функции фирмы в нашей стране можно сформулировать следующим образом.

1. Фирма – это юридическое лицо. Для того, чтобы она возникла, будущий владелец, или совладельцы, должны зарегистрировать её в соответствующем госреестре.

2. Основной целью существования фирмы является изготовление и продажа товаров или оказание услуг.

3. Владельцы фирмы получают прибыль от её хозяйственной деятельности.
Что такое фирма и как с ней работать. 01196 123rf. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-01196 123rf. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка 01196 123rf. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.
Владелец фирмы может нанимать на работу персонал, чтобы сотрудники взяли на себя определённые обязанности по поддержанию деятельности фирмы. Но наёмные работники имеют право лишь на получение оговоренной зарплаты, а не на долю дохода.

Разновидности фирм

В настоящее время существует несколько разных способов открыть фирму и вести дела от её имени.

ИП – предприниматель без образования юрлица – самый простой способ открыть свою фирму. Она так и будет называться: «ИП Иванов». Её единственным хозяином является предприниматель Иванов, который принимает все ответственные решения, несёт за них полную ответственность и получает всю прибыль. ИП обычно невелики, а число их работников не может превышать 50 человек.

Хозяйственное товарищество – фирма, которую основывают несколько человек. Они объединяют свои капиталы и свои предпринимательские способности, а прибыль делят согласно долям, внесённым при основании предприятия. Бывает и так, что один из членов товарищества вносит деньги, другой – своё изобретение или уникальные знания, третий – свои деловые способности и т.д. Всё вместе это работает на общую прибыль, так как поодиночке никто из них не смог бы добиться серьёзного успеха. Такие фирмы нередко называют ООО – обществами с ограниченной ответственностью.

Акционерные компании – чаще всего крупные фирмы, которые принадлежат держателям акций. Различают открытые акционерные общества (ОАО), акции которых может купить любой желающий, и закрытые (ЗАО), в которых акции могут перераспределяться исключительно между акционерами, основавшими фирму. Акционеры могут сами не участвовать в управлении фирмой, наняв для этого опытных менеджеров, но хотя бы раз в году собираются, чтобы утвердить состав правления и распределить дивиденды – доходы, заработанные фирмой. Чем больше у человека акций, тем выше его роль в делах компании, а также тем большую долю прибыли он получает.

Источник

Регистрация фирмы: законодательное основание, порядок, правила

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В любой стране мира есть правило: хочешь заниматься бизнесом – зарегистрируйся в специальном государственном органе и отчисляй налоги в казну государства.

В РФ таким регистрирующим органом является Федеральная налоговая служба (ФНС).

Допустим, захотели вы открыть свой бизнес → для этого нужно либо выбрать одну из организационно-правовых форм его организации: ООО, ОАО, ПАО (и т.д.), либо стать ИП (индивидуальным предпринимателем) или самозанятым лицом → т.е. вам нужно зарегистрироваться как юридическое лицо или получить специальный статус для ведения бизнеса физическим лицом.

Что такое фирма и как с ней работать. registratciia firma kak eto. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-registratciia firma kak eto. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка registratciia firma kak eto. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.

Вывод: законодательство при регламентировании ведения бизнеса оперирует только двумя категориями – юридическое лицо (это как?) и физическое лицо (это кто?). Поэтому и гос.регистрация предусмотрена для юр. и физ.лиц.

Возникает вопрос: «А что же такое фирма и компания, как регистрируются они?». Этот вопрос мы и рассмотрим в данной статье. Узнаем, что такое фирма, чем она отличается от компании, и как поставить фирму на гос. учет.

Фирма – это …

Фирма в экономике – это единица коммерческой деятельности, созданная для получения прибыли (как это?).

Что такое фирма и как с ней работать. registratciia firma chem zanimaetsia. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-registratciia firma chem zanimaetsia. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка registratciia firma chem zanimaetsia. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.

Важно: фирма не является субъектом (это что?) правовых отношений. Субъектом является юридическое или физическое лицо, которое создало эту фирму.

Следовательно, юридическое лицо может организовать свою фирму в формате ООО, ПАО и т.д., а физическое – в статусе ИП (это как?).

Вывод: зарегистрировать фирму – значит, зарегистрировать одну из организационно-правовых форм ведения бизнеса юридическим лицом (лицами) или зарегистрировать ИП.

Отличие фирмы от компании

Компания, как и фирма – это не юридический статус. Законодатель не дает определения ни понятию «фирма», ни понятию «компания».

Поэтому употребляются эти понятия только как конкретизация масштаба коммерческой деятельности определенного юридического или физического лица.

Принято считать что:

Например, компания занимается предоставлением автотранспортных услуг + ремонтом автомобилей + продажей автозапчастей, а фирма – только авторемонтом;

Как открыть фирму

Краткий алгоритм:

Что такое фирма и как с ней работать. registratciia firma plan vzleta. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-registratciia firma plan vzleta. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка registratciia firma plan vzleta. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.

Что такое фирма и как с ней работать. registratciia firma shema. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-registratciia firma shema. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка registratciia firma shema. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.

Далее – немного подробней о том, как зарегистрировать юр.лицо или ИП.

Регистрация юр.лица для будущей фирмы – пошаговый план

Сейчас речь пойдет о регистрации юр.лица в общем аспекте.

Какие документы потребуются:

Справка: типовые уставы для организации юр.лица разрешены к применению с 25.06.2019 г.;

Примечание: если документы на регистрацию отправляются в электронном формате через официальный сайт ФНС, МФЦ (многофункциональный центр) или через нотариуса, то оплачивать гос. пошлину не нужно.

Найти адрес и реквизиты нужной ИФНС можно по ссылке: https://service.nalog.ru/addrno.do.

Для этого нужно в поля электронной формы ввести адрес офиса или адрес места жительства руководителя. В качестве результата поиска на экране отразится адрес и реквизиты (это как?) нужной ИФНС.

Документы, удостоверяющие факт гос.регистрации юр.лица с открытием фирмы:

Указанные документы можно получить:

В некоторых случаях ФНС может отказать заявителю в регистрации юр.лица. Полный перечень причин для отказа прописан в ст. 23 ФЗ № 129-ФЗ.

Регистрация ИП для будущей фирмы – пошаговый план

Подробно этот алгоритм мы анализировали в статье про регистрацию ИП. Сейчас «пройдемся» по основным моментам.

Что такое фирма и как с ней работать. registratciia firma svidetelstvo. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-registratciia firma svidetelstvo. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка registratciia firma svidetelstvo. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.

Итак, что нужно сделать, чтобы оформить ИП:

Примечание: если подавать документы в электронной форме, через МФЦ или нотариуса, то оплачивать пошлину не нужно.

Краткое резюме

Зарегистрировать фирму – это значит, официально оформить ведение коммерческой деятельности в статусе юридического лица в формате ООО, ПАО, ЗАО, ОАО (и т.д.) или получить статус ИП.

Ведение бизнеса без регистрации его в ФНС является противоправным деянием и карается в соответствии с административным или уголовным правом.

Что такое фирма и как с ней работать. registratciia firma open. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-registratciia firma open. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка registratciia firma open. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.

Читайте наш блог, информация наших статей может оказаться полезной в самых разных жизненных ситуациях!

Автор статьи: Елена Копейкина

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Зарегистрировать фирму или стать ИП не проблема, но вот дальше начинается самое интересное, желательно выбрать налоговый режим, по умолчанию у всех ОСНО, нужно открыть расчетный счёт и уведомить об этом налоговый орган, ещё нужно приобрести онлайн кассу, внести уставной капитал всем участникам общества. В общем, ещё ничего не продали, ни копейки не заработали, а расходы уже имеют место быть. Так что, прежде чем открыть своё дело, подумайте, нужно ли это вам, может проще работать на чужого дядю?

Самое смешное, что для открытия бизнеса не нужно предъявлять бизнес-план в регистрирующий орган, государству все равно будет ли ваш бизнес успешным или вы прогорите, главное, чтоб было подтверждение юридического адреса, иначе налоговая откажет в регистрации.

Кстати, интересная мысль. Может быть тогда и фирм-однодневок было бы меньше (все же с бизнес-планом надо было бы заморачиватсья).

Источник

Значение слова «фирма»

Что такое фирма и как с ней работать. android bar znachenije. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-android bar znachenije. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка android bar znachenije. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.

1. Торговое или промышленное предприятие, пользующееся правом юридического лица, под маркой которого продаются или выпускаются изделия. Коммерческая фирма.[Линев] знал его: это богатый купчик, младший член рыбопромышленной фирмы «Братья Ананьины». М. Горький, Трое. || Объединение однородных или смежных предприятий в социалистическом производстве.

3. перен.; обычно чего. Разг. устар. Внешний вид, прикрытие, предлог для чего-л. Любовь часто ведет за собою многие глупости, или, вернее, многие глупости прикрываются фирмою любви. Писарев, Стоячая вода. Это не ферма, а в самом деле, одна лишь фирма, то есть пустая забава под фирмой образцового сельского хозяйства. Чехов, Остров Сахалин.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Исторически (в гражданском праве России первой половины XX века) термин «фирма» означал наименование коммерческого товарищества (общества).

Кроме того, этот термин может означать фирменное наименование коммерческой организации или экономический термин, используемый для описания группы индивидуумов, объединившихся для получения экономической выгоды (введён Рональдом Коузом в работе «Природа фирмы» (англ. The Nature of Firm, 1937).

ФИ’РМА, ы, ж. [ит. firma]. 1. Торговое или промышленное предприятие (торг. дореволюц. и загр.). Солидная ф. Представители иностранных фирм. Фирма «Торговый дом братьев Елисеевых». 2. перен. Внешний вид, прикрытие, предлог для чего-н. (разг.). Под фирмой благотворительности. Лояльность служит соглашателям удобной фирмой для политических махинаций. 3. перен. Репутация, имя (простореч. фам.). Не марай мою фирму.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

фи́рма

1. экон. хозяйственное, промышленное или торговое предприятие, пользующееся правами юридического лица; производственное объединение использующее ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли ◆ Впрочем, это наверняка далеко не последний сюрприз, который преподнесет именитая фирма в ближайшие пару лет. Сергей Канунников, «Завтра туриста», 2004.04.15 г. // «За рулем» (цитата из НКРЯ) ◆ Это говорит о том, что нижегородский рынок наполняется местными представителями иностранных фирм либо их московских дилеров. Михаил Песин, «Кровельные братья», 2002.05.2 г. // «Биржа плюс свой дом (Н. Новгород)» (цитата из НКРЯ) ◆ Венчурное предпринимательство характерно для небольших фирм, работающих в наукоёмких областях с использованием новых технологий. «Венчурная ярмарка в Казани», 2009 г. // «Наука и жизнь» (цитата из НКРЯ) ◆ Большинство из них высокоэффективны и безопасны, разница лишь в цене и агрессивности фирмы-производителя. «Вирусные гепатиты (материалы доложены на 8-м съезде Всероссийского общества эпидемиологов, микробиологов и паразитологов)», 2002 г. // «Вопросы вирусологии» (цитата из НКРЯ)

2. разг. любая солидная, известная организация ◆ Ты хочешь сказать, что это не фирма, а шарашкина контора? В. Колычев, «Жёсткий ответ», 2013 г. (цитата из библиотеки Google Книги)

3. разг. собир. модный фирменный товар, преим. одежда и обувь ◆ Ив Сен-Лоран — это фирма, которую делают художники. Вениамин Смехов, «Театр моей памяти», 2001 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Так и живу: осенью — босоножки, весной — зимние ботинки и куртки. Зато всё фирма и не так кошелек страдает. «Наши дети: Малыши до года (форум)», 2004 г. (цитата из НКРЯ)

4. устар. вывеска, название такого предприятия [1] ◆ Несколько бакинцев образовали в 1872 году нефтепромышленное и торговое Товарищество под фирмой «Соучастники» и впоследствии это Товарищество преобразовано в акционерное общество под фирмой «Нефтепромышленное и торговое общество „Соучастники“». В. А. Дмитриев-Мамонов, «Указатель действующих в Империи акционерных предприятий и торговых домов», 1905 г. ◆ Так как фирма есть название предприятия, то она не может быть предметом сделки отдельно от предприятия. Г. Ф. Шершеневич, «Учебник торгового права, 4-е изд.», 1908 г. ◆ Новая, лучшая, демократическая Чехословакия — это не только крылатая фраза, это не новая фирма, за которой скрывается старое предприятие. «Za svobodné Československo», 22 декабря 1944 г. // «1983»

5. устар. перен. название, марка, вывеска, прикрытие, ширма ◆ или Кирилл переработал «русскую» азбуку и русские книги. или он был фирмой, за которой скрывается работа его «споспешников» славян. И. Н. Смирнов, «Очерк культурной истории южных славян», 1900 г. ◆ — А разве вы всегда можете быть уверены, что тот, кого вы считаете отцом, действительно ваш отец? — возражает адвокат. — А, может быть, это лишь фирма. А если фирма — то какое же уважение? Чисто коммерческие отношения. и больше ничего! Л. Никифорова, «Две лестницы», книга 30, 1910 г. // «Сборник товарищества «Знание»“»

6. устар. подпись ◆ В заключение господин В. У. пишет: «Литеры В. У. в течение нескольких лет являлись под разными статьями в русских журналах, и посему они сделались уже фирмою литератора, их употребляющего» и пр. На сие объявляю, что г-н под фирмою В. У. мне совершенно неизвестен, а по многим разысканиям и расспросам я удостоверился, что ни один литератор так не называется. Аксаков, «Последний ответ г-ну под фирмою „В. У.“», 1829 г.

Источник

Материалы

Глава десятая. Что такое фирма и как она действует на рынке

Зачем создаются фирмы

Жизнь любого человека в мире рыночной экономики связана с постоянным взаимодействием с разнообразными фирмами. Фирмы нанимают людей на работу, производят товары и услуги. Наконец, результаты деятельности фирм сказываются на природной среде, в которой мы живем.

Мы уже выяснили, что фирма — это организация, производящая блага для продажи. Точнее говоря, фирма — организация, обладающая следующими признаками:

Если хозяйственная организация отвечает всем этим признакам, то, чем бы она ни занималась — производством самолетов, строительством садовых домиков или продажей цветов, — это фирма.

Фирма

Что такое фирма и как с ней работать. image076. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-image076. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка image076. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.

Рис. 10-1. Виды фирм по российскому законодательству

Ответ на вопрос: «Зачем создаются фирмы?» — зависит от того, кто его задает: покупатель, предприниматель или экономист.

С точки зрения покупателя, фирмы нужны для того, чтобы поставлять на рынок пользующиеся спросом блага. Следовательно, фирма, которая производит то, на что нет спроса, с точки зрения покупателя, просто бессмысленна. Впрочем, невозможность сбыть товар и получить доход неизбежно делает деятельность такой фирмы бессмысленной и для ее владельцев.

С точки зрения предпринимателя, фирма создается для того, чтобы приносить ему доход в форме прибыли и другие выгоды, в том числе просто удовольствие от успешного решения новой творческой задачи по созданию хорошо работающего бизнеса. Вот что говорит об этом известный российский предприниматель Владимир Мельников, владелец и управляющий компании «Глория Джине» с годовым объемом продаж 75 млн долл.: «Предприниматель, в отличие от собственника, не строит бизнес с тем расчетом, чтобы увидеть результаты своего труда, — это невозможно в принципе. Он строит, и когда заканчивает очередной этап, его горизонты все время раздвигаются. Предприниматель все время нацелен на развитие, это состояние. Вот смотрите: собственник потому так и называется, что оперирует своей собственностью, боясь ее растерять. А предприниматель не только не терять, но и развиваться умеет. У него нет собственности, он знает, что ему не принадлежит ничего — все временно. Вот менеджер, третье звено, знает «как». А предприниматель знает «куда» и собирает вокруг себя людей, знающих, «как» идти».

Предприниматель

Решить эту задачу успешно удается далеко не каждому предпринимателю. Большинство предпринимательских начинаний (порядка 80%) оканчиваются неудачей, и люди не только не становятся богаче, но теряют все или почти все свои сбережения, вложенные в создание фирмы.

Успех приходит к тем, кто не только хочет быть предпринимателем, но и обладает предпринимательским талантом. Этот талант заключается прежде всего в умении успешно решать задачи, которые встают перед любой фирмой:

Если владелец фирмы или нанятые им управляющие (менеджеры) решают эти задачи успешно, то фирма получает выручку от продаж, достаточную не только для покрытия всех своих затрат, но и для получения ее владельцами прибыли.

Такова логика деятельности фирм в рыночной экономике (независимо от того, являются ли они частными или государственными). В командной системе нет фирм, принадлежащих частным лицам: здесь существуют только государственные предприятия, все аспекты деятельности которых предопределяются заданиями Госплана или министерств. Выполнение этих заданий становится главной целью предприятия (именно за это поощряются и руководство предприятия, и его персонал), а прибыль превращается в нечто сугубо второстепенное.

Но именно прибыль — наиболее естественный источник средств для развития самого предприятия и экономики страны в целом. Если предприятия работают без прибыли, значит, хозяйство страны лишается средств для своего развития, и эти средства приходится заменять эмиссией ничем не обеспеченных, «пустых» денег, что неизбежно оборачивается инфляцией.

С точки зрения экономиста, фирмы возникают потому, что они, комбинируя (соединяя) факторы производства, решают задачи производства более эффективно, чем отдельный человек. Это связано с тем, что только в рамках фирмы можно задействовать весь набор факторов повышения производительности труда, а именно:

Кроме того, производство некоторых благ вообще осуществимо только с помощью фирм, которые способны построить и эксплуатировать крупные предприятия. Без фирм — только на основе индивидуального производства и рыночной торговли — невозможно представить организацию производства такой сложной продукции, как самолеты, корабли, автомобили.

Итак, фирмы создаются, чтобы:

Закон допускает создание в России самых различных форм коммерческих организаций. Основные из них, а также круг их возможных участников или вкладчиков, представлены на рис. 10-1. Кроме показанных на этом рисунке форм, в Российской Федерации возможно также создание производственных кооперативов и государственных либо муниципальных унитарных предприятий. Наконец, в некоторых сферах деятельности возможно создание некоммерческих организаций (например, потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций). Остановимся на краткой характеристике отдельных форм коммерческих организаций.

Самая простая, древняя и распространенная форма хозяйственной организации — индивидуальная (частная) фирма. В российском законодательстве она теперь именуется предпринимателем без образования юридического лица.

Создатель такой фирмы — ее единоличный и полновластный хозяин. Ему никто не может указывать, что он должен делать, и он ни с кем не обязан делиться своей чистой прибылью.

Чистая прибыль

Индивидуальные фирмы обычно малы по размерам, так как им не по силам собрать те денежные средства, без которых невозможно создание крупного бизнеса. Действуют такие фирмы чаще всего в сфере торговли и обслуживания, там, где капитал фирмы может быть относительно невелик.

Индивидуальные фирмы и самые недолговечные. Ведь такой фирме особенно трудно выкраивать прибыль на развитие. Как правило, это приходится делать за счет прибыли, которая должна была служить доходом ее владельца и обеспечивать его семье хотя бы прожиточный минимум. А если доход невелик, то для содержания своей семьи хозяин вынужден забирать деньги из дела, что быстро приводит к банкротству. Вот почему индивидуальные фирмы, создаваемые обычно в огромном количестве, по большей части существуют лишь год-два.

Чтобы разрешить проблему нехватки денег для создания крупных коммерческих предприятий, а также улучшить управляемость фирмой за счет разделения связанных с этим обязанностей, предприниматели освоили еще один вид хозяйственной организации — хозяйственное товарищество в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитное).

В полном товариществе его участники:

В товариществе на вере некоторые участники-вкладчики (коммандитисты) несут риск убытков в пределах сумм внесенных вкладов и не участвуют в предпринимательской деятельности или управлении ею.

Хозяйственные товарищества и индивидуальные фирмы долго были основной формой коммерческих организаций. Но со временем развитие производства потребовало создания таких крупных фирм, что собрать средства для них в рамках прежних форм стало крайне трудно. Тогда предприниматели сделали следующий шаг: организовали хозяйственные общества в форме акционерных (открытых и закрытых) с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Такая форма хозяйственной организации представляет собой объединение капиталов, требующее наличия устава и уставного капитала не менее определенного минимума. Участники передают имущество в собственность юридического лица и несут риск утраты в сумме своих вкладов.

Рождение акционерных компаний сыграло огромную роль в экономическом прогрессе человечества, резко расширив его возможности. Без огромных АО не удалось бы создать многие современные отрасли, изменившие в XIX-XX вв. образ жизни людей (машиностроение, химическую промышленность, авиационный транспорт и т. д.).

Таким образом, у каждого типа фирм есть свои достоинства и недостатки. Их сводный обзор содержит табл. 10-1.

Вид фирмы

Достоинства

Недостатки

Индивидуальная фирма

Товарищество

Акционерное общество (корпорация, компания)

Причины возникновения и сосуществования различных типов фирм обобщенно показывает рис. 10-2. На нем все типы хозяйственных (коммерческих) организаций размещены относительно двух осей. По одной — уровень возможностей для отдельного человека влиять на деятельность фирмы. По другой — возможности привлечения денежных средств для развития фирмы.

Что такое фирма и как с ней работать. image078. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-image078. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка image078. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.

Рис. 10-2. Экономические различия между типами фирм

Как легко заметить, наибольшую свободу действий индивидуальному предпринимателю (владельцу) дает общество с ограниченной ответственностью. Но у такой фирмы и минимальные возможности для привлечения денег.

В какой бы форме ни создавалась хозяйственная организация, это всегда рисковое предприятие. Оно может обогатить своих зачинателей, но может и лишить их не только всех сбережений, но и здоровья, подорванного колоссальной нервной нагрузкой, необходимой для ведения дел. И хотя любая фирма — частное дело ее владельцев, успех этого дела вовсе не безразличен для общества в целом. От устойчивости и процветания фирм в любой стране зависит слишком многое: и насыщенность рынка, и уровень цен на товары, и возможности занятости, и многое другое.

Экономические основы деятельности фирмы

Но как добывается прибыль и почему одни фирмы богатеют, а другие разоряются?

Деятельность фирмы имеет смысл для ее владельцев лишь в случае получения ими дохода в форме прибыли. А прибыль — это превышение выручки от продажи товара над суммарными затратами (издержками) на его изготовление и организацию продажи.

Однако это определение еще недостаточно конкретно, поскольку величина таких общих затрат может быть рассчитана по-разному.

Это связано с тем, что любая фирма при осуществлении своей деятельности пользуется ресурсами двух видов:

Общие издержки

Внешние ресурсы — это все то, что фирма покупает у других коммерческих организаций или граждан. К этой категории относятся: материалы, детали, энергия, рабочая сила и т. д. Они расходуются для производства определенного объема продукции, а для изготовления следующей партии их надо приобретать вновь. Например, заработная плата рассчитывается за месяц, и ею оплачивается тот объем продукции или услуг, который наемный работник изготовил за это время. Наступает новый месяц, и за трудовые услуги надо платить опять.

Внутренние ресурсы — это все то, что принадлежит самой фирме и используется ею для организации своей деятельности. Важнейшие из таких ресурсов — помещения, оборудование, земля, денежные средства владельца фирмы, использованные для ее создания.

Все они остаются ограниченными и потому имеют свою ценность. Эта ценность равна цене выбора, сделанного в пользу направления таких ресурсов на деятельность данной фирмы.

Для примера рассмотрим такие внутренние ресурсы, как собственные денежные средства и предпринимательские услуги владельца фирмы.

На первый взгляд они бесплатны: ведь их не надо ни у кого покупать. Однако денежные сбережения и силы, вложенные в деятельность фирмы, ее владелец мог бы направить на иные цели и на этом что-то заработать. Например, деньги положить в банк, а свои способности продать за заработную плату, нанявшись на работу в другую фирму.

Но он отдал (вложил) эти ресурсы в свою фирму. Естественно, что такой шаг будет экономически рациональным лишь в том случае, если деятельность фирмы принесет ее владельцу доход, по крайней мере, не меньший, чем он получил бы при ином использовании своего предпринимательского таланта и сбережений.

Такой доход принято называть нормальной прибылью, и он составляет тот минимум, который предприниматель должен получить, чтобы:

Если предприниматель не получает нормальной прибыли, то, скорее всего, либо он сам бросит свое занятие и станет наемным работником, либо фирма в конце концов захиреет и будет вытеснена с рынка конкурентами.

Все это справедливо и для иных видов внутренних (собственных) ресурсов фирмы. Например, здание, которое принадлежит фирме и используется для ее деятельности, можно было сдать в аренду кому-то другому и получить за это арендную плату. Значит, доход от использования здания на собственные нужды желательно получить в размере, не меньшем возможной арендной платы.

Все эти неполученные доходы от альтернативного использования (цены выбора) внешних ресурсов сокращают прибыль фирмы точно так же, как и ее реальные издержки на внешние (покупные) ресурсы. Это означает, что все внутренние ресурсы тоже имеют для фирмы ценность, и потому общая величина ее издержек складывается из:

Что такое фирма и как с ней работать. image080. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-image080. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка image080. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.

Рис. 10-3. Основные виды издержек, осуществляемых фирмами

Иными словами, с точки зрения экономической науки общие издержки фирмы включают расходы на приобретение ресурсов всех видов, которые фирма собрала воедино и использовала для организации производства, включая и собственность самой фирмы, и предпринимательские способности ее владельца.

Понимаемые таким образом общие издержки называются экономическими из-держками. Прилагательное «экономические» в этом определении связано с различием во взглядах на издержки между экономистами и бухгалтерами, а также налоговыми службами государства.

Ни бухгалтеры, ни налоговые службы не учитывают в составе издержек фирмы ее внутренние (неявные) издержки. Для них реальны только те издержки, которые были

действительно осуществлены. Нормальная прибыль собственника, по мнению бухгалтеров и налоговых инспекторов, является доходом, а доход подлежит обложению налогом. Таким образом, ни нормальная прибыль собственника, ни прочие неявные издержки бухгалтерами и сотрудниками налоговых служб в качестве издержек не признаются, а говоря о затратах фирмы, они имеют в виду только реально осуществленные и отраженные в бухгалтерских документах так называемые бухгалтерские издержки.

Экономические издержки

Бухгалтерские издержки

Но если существуют две различные трактовки общей суммы издержек фирмы, то неизбежно возникают и два различных взгляда на величину прибыли как разницу между выручкой от продаж и величиной издержек.

Иными словами, если мы вычитаем из выручки от продаж экономические издержки, то полученная величина должна называться экономической прибылью. Если же мы вычтем из выручки от продаж только бухгалтерские издержки, то результат окажется бухгалтерской прибылью.

Если записать это в виде уравнений, то получим:

Теперь мы можем представить различие точек зрения бухгалтеров и экономистов на структуру выручки фирмы от продажи товаров так, как это показано на рис. 10-4.

Что такое фирма и как с ней работать. image082. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-image082. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка image082. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.

Рис. 10-4. Различие в бухгалтерской и экономической трактовке издержек и прибыли фирмы

Чтобы лучше понять, как именно фирмы управляют издержками и какие экономические закономерности им при этом приходится учитывать, стоит разобраться в том, какие у фирм бывают издержки.

Наше знакомство с издержками (или, как их порой называют, затратами) фирмы мы начнем с выяснения, как формируются внешние издержки и чем они отличаются от расходов и платежей.

Представим себе, что фирма решила приобрести станок или вагон металла. Чтобы это сделать, ей надо осуществить расходы, т. е. потратить на приобретение ресурсов определенную сумму денег — ту, по которой она договорилась такой ресурс приобрести.

Расходы = Количество покупаемых ресурсов производства x Цена покупаемых ресурсов производства.

Но подписание договора о приобретении нужного фирме ресурса еще не значит, что она уже на самом деле осуществила расходы. Расход становится для фирмы реальностью только в тот момент, когда она реально передает продавцу деньги за приобретенный у него вид ресурсов.

Такая реальная передача денег (в форме наличных или безналичных средств) и называется платежом. Заметим, что приобретение ресурсов и платежи за них могут не совпадать во времени. В коммерческой практике дела очень часто ведутся по принципу: «Купи сегодня

заплати завтра!» (так легче уговорить покупателя сделать покупку).

Но приобретение ресурсов (и даже факт их реальной оплаты, стирающий грань между расходом и платежом) еще не означает, что эти ресурсы реально использованы на нужды фирмы. Они могут, например, попасть на склад, превратившись в запасы.

И лишь в тот момент, когда ресурсы действительно станут использоваться (затрачиваться) фирмой для производства товаров или оказания услуг, начинается формирование величины издержек. Таким образом, издержки равны произведению цены за единицу ресурса на тот объем этих ресурсов, который уже использован для изготовления товаров или осуществления иной деятельности фирмы.

Наше понимание издержек будет неполным, если мы не обратим внимания на то, что издержки фирмы формируются по-разному в зависимости от вида используемых ресурсов.

Сравним, например, издержки, связанные с использованием материалов, и издержки, связанные с использованием производственных помещений.

И материалы, и помещения — ресурсы, без которых фирма не может организовать производство. Но если материалы в процессе изготовления продукции теряют свой внешний вид, превращаясь в готовые изделия (а часть — в отходы), то производственные цеха остаются на месте и после того, как их покинет очередная партия изделий.

Кроме того, чем больше единиц продукции нам надо изготовить, тем больше материалов придется на это потратить. Если на изготовление автомобиля уходит, скажем, 1,2 т металла, то для изготовления 10 автомобилей потребуется 12 т металла, а 100 автомобилей — 120 т.

Теперь обратим внимание на цех, в котором производятся эти автомобили, и установленное в нем оборудование. Допустим, что они были возведены из расчета на производство 100 автомобилей в сутки. Но если в этом цехе и на этом оборудовании из-за упавшего спроса будет производиться не 100, а, скажем, 90 автомобилей, то от этого не изменятся ни размеры цеха, ни объем установленного в нем оборудования.

Именно подобные различия в масштабах изменения объемов потребления производственных ресурсов при изменении объемов производства заставили экономистов разбить все виды издержек на две категории:

К постоянным издержкам относятся, например, арендная плата за помещения, издержки, связанные с обслуживанием оборудования, выплаты в погашение ранее полученных ссуд, а также всевозможные административные и иные накладные расходы.

Переменные издержки включают издержки фирмы на материалы, энергию, комплектующие изделия, заработную плату. Они изменяются при любом колебании объемов выпуска товаров и в том же направлении (увеличиваются при росте объемов и падают при их сокращении).

Разницу в закономерностях изменения издержек и их общую структуру наглядно иллюстрирует рис. 10-5.

Что такое фирма и как с ней работать. image084. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-image084. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка image084. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.

Рис. 10-5. Структура общих затрат и различия в изменении сумм постоянных и переменных издержек при изменении объемов производства

А вот общая сумма переменных издержек растет вслед за увеличением объемов выпуска. Если изготовление 20 единиц продукции потребует переменных издержек в 19 млн р., то 40 единиц — 30 млн р.

Соответственно меняются и общие издержки на производство. Если общие издержки на изготовление 20 единиц продукции составят в данной фирме 34 млн р. (15 млн р. постоянных издержек + 19 млн р. переменных издержек), то изготовление 40 единиц потребует издержек в 45 млн р. (15 млн р. постоянных издержек + 30 млн р. переменных издержек).

Такой детальный анализ изменения издержек фирмы необходим потому, что только на его базе можно понять, как фирмы определяют:

Маржинальные (предельные) издержки

Увеличение масштабов производства всегда требует тщательного обоснования и расчета маржинальных (от англ. margin — «граница») (предельных) издержек. Они помогают проверить, не будут ли предельные издержки на производство дополнительной единицы товара равны или больше цены продажи (маржинального дохода от продаж). Ведь если такое случится, то прибыль фирмы от продажи этой дополнительной единицы товара станет нулевой или отрицательной, а это противоречит самой цели ведения бизнеса.

Отметим, что результаты деятельности любой фирмы сильно зависят не только от ее издержек, но и от типа рынка, на котором ей приходится продавать свои товары. При этом имеются в виду различия между рынками не по характеру продаваемых там товаров, а по сложившимся условиям конкуренции при их продаже.

Фирма, выходящая со своим товаром на рынок, чаще всего сталкивается с конкуренцией со стороны других фирм, которые также стремятся продать свои товары. Все эти фирмы вынуждены соперничать между собой из-за ограниченности ресурсов (прежде всего денежных средств), которыми покупатели располагают для покупки товаров на данном рынке.

Соперничество, однако, может разворачиваться по-разному. И каждая фирма должна учитывать тип конкуренции, с которым она столкнется на рынке, для выработки своей коммерческой политики. Вместе с тем тип конкуренции имеет немалое значение и для покупателей, прямо затрагивая их интересы.

Обычно выделяют следующие типы конкуренции (конкурентных рынков):

Рынок совершенной (чистой) конкуренции. Для него характерно то, что в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных товаров. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему навязывать остальным выгодные ему условия сбыта.

Именно так конкурируют между собой, например, мелкие производители сельскохозяйственной продукции или мелкие фирмы в сфере услуг.

При такой конкуренции рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязать друг другу свою волю и вынуждены на равных искать компромисс в виде рыночной цены (цены рыночного равновесия).

В такой ситуации достоинства рыночных механизмов (впрочем, как и их недостатки) проявляются наиболее полно. Поэтому наш рассказ в главах 3-4 об устройстве рынка и взаимодействии спроса и предложения наиболее точно описывает именно рынок совершенной конкуренции.

Рынок монополистической конкуренции. Экономисты говорят о возникновении монополистической конкуренции, если:

Характерными примерами таких товарных рынков являются рынки продуктов питания, одежды, мебели и т. д.

Например, все пальто различных швейных фирм удовлетворяют одну и ту же потребность покупателей: обеспечивают защиту от непогоды. Но каждая фирма, изготавливающая пальто, предлагает покупателю товары, отличающиеся друг от друга материалом, покроем, отделкой, цветовой гаммой. При этом определенный тип пальто предлагается на рынок только одной фирмой, обладающей авторскими правами на совокупность свойств своей продукции.

На таком рынке монополистическая власть каждой фирмы состоит лишь в праве на изготовление особой разновидности товара и на предложение ее на рынок по самостоятельно назначенной цене, но не в контроле над рынком всех товаров однотипного назначения и возможности диктовать рыночную цену.

Такой тип конкуренции наиболее распространен. Он возникает в тех отраслях, где:

Рынок олигополии. Для этого рынка характерно производство одинаковых или сходных товаров небольшим числом крупных фирм, которые и конкурируют между собой. При этом каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены, по которым продаются ее товары.

Ситуация олигополии возникает обычно в тех отраслях, где сама технология диктует предпочтительность создания крупных производств. Экономически рациональный масштаб этих производств оказывается таким, что все нужды рынка могут быть удовлетворены несколькими фирмами.

Например, как ни велик автомобильный рынок США, но десятилетиями его потребности практически полностью обеспечивались «большой тройкой» фирм: «Форд», «Дженерал моторе» и «Крайслер». Олигопольными обычно являются рынки производства тяжелого оборудования, нефтехимической продукции, осуществления международных авиаперевозок и т. п.

Интересна структура российского рынка легковых автомобилей. Плановые органы СССР сформировали эту отрасль таким образом, что в ней были лишь четыре основных производителя: «ВАЗ» (изготовитель «Жигулей»), «АЗЛК» (изготовитель «Москвича»), «ГАЗ» (изготовитель «Волги») и «ЗАЗ» (изготовитель «Запорожца»). Автомобили зарубежных фирм государство для продажи на внутреннем рынке не закупало, частных фирм по торговле автомобилями не существовало, рынок был полностью поделен между упомянутыми производителями. Каждый из них практически диктовал цены на свои автомобили.

Аналогичная ситуация существовала на отечественных рынках холодильников и телевизоров.

Рынок монополии. На таком рынке для покупателя складываются самые худшие условия (напомним, что слово «монополия» образовано на основе двух греческих слов: «монос» — «один» и «полео» — «продаю» — и означает, следовательно, ситуацию, когда на рынке есть только один продавец).

При чистой монополии возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя (продавца) просто не существует. Поэтому обычная коммерческая стратегия монополиста — навязывание покупателям завышенных уровней цен.

На рынке монополии такая возможность завышения цен становится наибольшей, т. е. возникает ценовой диктат продавца. Более того, монополисту не нужно ни совершенствовать свою продукцию, ни искать наиболее рациональные способы ее производства и сбыта. Поэтому рост степени монополизации рынков всегда рождает очень серьезные проблемы.

Понять и запомнить различия между рынками разных типов помогает табл. 10-2, а меру влияния продавцов и покупателей на формирование цен на рынках с различными типами конкуренции иллюстрирует рис. 10-6.

Различия между типами конкурентных рынков

Тип рынка

Характеристики конкурентной ситуации

Число фирм в отрасли

Тип товаров

Барьеры для входа на рынок

Возможность фирмы влиять на цены своих товаров

Примеры отраслей, действующих на таких рынках

Совершенная конкуренция

Сельское хозяйство, бытовые услуги

Монополистическая конкуренция

Разные изделия сходного назначения

Существуют, но их можно преодолеть

Пищевая и легкая промышленность, производство мебели

Олигополия

Одинаковые или различные изделия

Существуют, и преодолеть их трудно

Автомобильная промышленность, авиаперевозки

Монополия

Товар, не имеющий заменителей

Существуют, и преодолеть их очень трудно или даже невозможно

Электроэнергетика, железнодорожные перевозки

Что такое фирма и как с ней работать. image086. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-image086. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка image086. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.

Рис. 10-6. Возможности покупателей и продавцов влиять на цены при различных типах организации рынка

Он показывает, что возможности покупателей и продавцов равны только на рынке чистой (совершенной) конкуренции. На всех остальных типах рынков влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая максимума при чистой монополии.

В большинстве развитых стран мира государство ведет борьбу с проявлениями монополизма на рынке. Сердцевиной государственного антимонопольного регулирования в РФ является ограничение фирм-монополистов в навязывании покупателям своих уровней цен и защита конкуренции. Особенно это важно по отношению к естественным монополиям.

Естественная монополия

Дело в том, что в некоторых случаях рождение монополии оказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам.

Скажем, экономически невыгодно создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм.

Наиболее крупномасштабными естественными монополиями обычно являются энергетические и транспортные. Создание в этих отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста нескольких меньшего размера может привести к увеличению издержек на производство и в итоге не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, разумеется, не заинтересовано.

Предприниматель и создание фирмы. Условия создания успешного бизнеса

Итак, мы обсуждали экономическую логику создания и деятельности фирм. Попробуем теперь взглянуть на этот процесс с более близкого расстояния — с точки зрения предпринимателя, создающего фирму. Для того чтобы этот анализ был изначально точным, дадим определение предпринимателя.

Предприниматель

Какие люди чаще всего становятся предпринимателями? Исследования показывают, что чаще всего такую дорогу в жизни выбирают люди, отличающиеся следующими особенностями:

Надо сказать, что вокруг предпринимательства сложилось немало мифов, например:

Все эти мифы абсолютно ложны. Немало удачных фирм было создано и живет за счет того, что организовавшие их предприниматели просто нашли несколько иной способ делать то же, что и другие. При этом предпринимательство — достаточно сложное занятие, так как организатору фирмы приходится решать очень много весьма разнообразных задач и в области маркетинга, и в области менеджмента (об этом мы расскажем несколько позже). Но сказать, что это просто рисковая игра — «чет—нечет, повезет—не повезет», — тоже нельзя. Очень многое зависит от управленческой квалификации предпринимателя, его умения избежать достаточно стандартных ошибок — тех, которые убивают большинство молодых фирм. И наконец, предпринимательство вовсе не ограничивается только малым бизнесом. Скажем, один из богатейших людей Великобритании — сэр Ричард Брэнсон, владелец авиакомпании «Virgin Airlines» и многих других, имеющих в названии общее слово «Virgin», — создал огромную бизнес-империю, всю жизнь действуя как типичный предприниматель.

Огромный мировой опыт предпринимательства позволяет утверждать, что это не только не игра, но сложная сфера профессиональной деятельности. Непонимание этого является причиной тех 9 роковых ошибок, которые чаще всего губят молодые фирмы:

О серьезности этих ошибок говорит тот факт, что, по данным американской статистики, 24% вновь созданных фирм прекращают существование уже в течение первых двух лет с момента создания, 51% новых фирм закрываются в первые 4 года, а 63% неспособны дожить до седьмой годовщины с момента создания. Для того чтобы избежать такого развития событий, предпринимателю необходимо:

Но даже если предприниматель достаточно умен, чтобы избежать всех этих ошибок, и его бизнес развивается успешно, то все равно легкой его работу не назовешь. Дело в том, что практически любой предприниматель сталкивается с нестабильностью доходов, риском потери всего бизнеса, ненормированным рабочим днем и высокой интенсивностью труда, низким уровнем доходов до тех пор, пока бизнес не станет достаточно большим, нервным характером работы, полной ответственностью за все дела фирмы.

Очевидно, что основная (хотя и не единственная) цель собственников и менеджеров фирмы — обеспечение успешного развития ее бизнеса и личное обогащение на этой основе. Но как этого добиться? Анализ деловой практики показывает, что успешность такого рода усилий определяется двумя факторами (рис. 10-7):

Что такое фирма и как с ней работать. image088. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-image088. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка image088. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.

Рис. 10-7. Факторы, определяющие относительную позицию фирмы и соответственно ее успешность

Отметим сразу, что реально успех фирмы связан с ростом только тех продаж, которые являются прибыльными, причем с уровнем прибыльности не ниже определенного (для данной фирмы) минимума. И аналогично рост активов эффективен только в том случае, если он позволяет (прямо или косвенно) наращивать производство именно такой прибыльной продукции.

Пытаясь понять далее, что обеспечивает рост продаж и активов, мы с неизбежностью приходим к выводу, что этот результат сам обеспечивается воздействием двух факторов (рис. 10-8):

Что такое фирма и как с ней работать. image090. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-image090. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка image090. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.

Рис. 10-8. Факторы, обеспечивающие рост прибыльных продаж и активов

Такое разграничение носит, конечно, весьма условный характер, так как без эффективного менеджмента немыслимы эффективные инвестиции, т. е. вложение денежных средств в развитие бизнеса. Что касается понятия «эффективный менеджмент», то это такой менеджмент, который позволяет обеспечить использование денежных средств, вкладываемых в развитие фирмы, для выполнения двух взаимосвязанных условий (рис. 10-9):

Что такое фирма и как с ней работать. image092. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-image092. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка image092. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.

Рис. 10-9. Условия эффективности инвестирования средств в деятельность коммерческой фирмы

Оба вышеупомянутых условия крайне важны сегодня для российских фирм, но далеко не всегда осознаются их менеджерами и тем более редко воплощаются в их реальные программы действий. И это является той причиной, по которой очень многие российские фирмы (особенно в промышленности) переживают сегодня не лучшие времена, так как их теснят с отечественного рынка иностранные конкуренты, лучше освоившие правила создания конкурентоспособного и потому успешного бизнеса.

Соответственно не так широко, как бы этого хотелось, распространено пока среди российских менеджеров и понимание того, что повышение конкурентоспособности — это не столько результат борьбы за ограничительные пошлины на ввоз импортных товаров, сколько следствие выбора и реализации хорошо продуманной маркетинговой стратегии (рис. 10-10).

Что такое фирма и как с ней работать. image094. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-image094. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка image094. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.

Рис. 10-10. Основания выработки эффективной маркетинговой стратегии фирмы

Рыночная стоимость фирмы

Как показано на рис. 10-10, выработка такой стратегии требует от менеджеров фирмы регулярного анализа четырех основных элементов:

Такого рода анализ — элементарная основа любой маркетинговой деятельности. И напоминать об этом приходится лишь потому, что до сих пор менеджеры многих российских предприятий позволяют себе пренебрегать поиском ответов на эти вопросы. Но это приводит их к выработке зачастую крайне неудачных маркетинговых стратегий, а соответственно к принятию столь же бессмысленных ценовых решений и — в худших вариантах — становится причиной гибели предприятий.

Для того чтобы новый бизнес имел шансы на успех, предпринимателю надо найти верные ответы на следующие вопросы:

Ответ на первые три вопроса предпринимателю необходимо искать в области:

Что такое фирма и как с ней работать. image096. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-image096. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка image096. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.

Рис. 10-11. Основные виды решений, которые необходимо принимать предпринимателю для обеспечения успешного развития его бизнеса

Менеджмент

Под менеджментом производства понимается решение вопросов о том, сколько и каких работников и других ресурсов производства фирма должна использовать для создания и организации продаж своих товаров и как сделать это с минимальными издержками при необходимом качестве.

Такое решение принимают обычно на основе принципов менеджмента, которые, по мнению одного из родоначальников менеджмента — Анри Файоля, включают:

Но на современных рынках одним хорошим менеджментом успеха фирмы не обеспечить. Для этого нужно владение методами маркетинга.

Маркетинг

Основная идея маркетинга состоит в том, что надо не продавать то, что произведено, а производить только то, что может быть продано с хорошей прибылью.

Обычно, говоря о маркетинге, под этим подразумевают деятельность фирмы, связанную с:

Соответственно принято говорить о четырех ключевых элементах маркетинга — так называемых «четырех Р»: продукт (product), цена (price), продвижение (promotion), место (place).

Реально маркетинг — это набор методов, использование которых помогает владельцам фирмы точнее понять, чем им стоит заниматься, чтобы заработать прибыль и сохранять такую возможность многие годы. Значение этих методов для обеспечения конкурентоспособности столь велико, что фирмы с каждым годом тратят на это все больше денег Например, в США ежегодно расходуется на маркетинг только потребительских товаров более 300 млрд долл.

Когда ясно, с чем и как фирма пойдет на рынок и как будет организована ее производственная деятельность, настает время подумать, где и на каких условиях фирма может получить денежные средства для своего развития и как этими средствами распоряжаться, чтобы их всегда хватало для нормального ведения бизнеса. Круг этих вопросов относится к финансовому менеджменту.

Финансовый менеджмент

При этом главными союзниками финансистов всегда выступают бухгалтеры, т. е. специалисты, умеющие организовывать оперативное получение и анализ информации о денежных результатах работы фирмы. Без такой информации руководители фирмы не могут верно оценить, насколько хорошо идет их бизнес и нет ли в нем проблем, грозящих в будущем неплатежеспособностью и даже банкротством.

Сегодня в технологии управления фирмами появилась еще одна важная область — информационные технологии. Специалисты в этой сфере занимаются созданием технических и программных систем, позволяющих быстро получать и обрабатывать информацию обо всех аспектах работы фирмы. Без этого в нынешнем быстро меняющемся мире уже не могут обойтись ни бухгалтер, ни финансисты, ни маркетологи, ни менеджеры фирмы.

Продуманное и грамотное решение проблем, связанных с менеджментом, маркетингом, бухучетом и информационными технологиями, определяет экономический результат деятельности фирмы (рис. 10-12).

Что такое фирма и как с ней работать. image098. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-image098. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка image098. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.

Рис. 10-12. Как решения предпринимателя определяют его доход

И если предприниматель начал свое дело, уже имея какой-то опыт работы в бизнесе, пусть даже чужом, а главное — понимая, как искать верные решения в области менеджмента, маркетинга и финансов, то он может создать успешный бизнес даже без особо оригинальных идей.

Вернемся к четырем ключевым вопросам, которые стоят перед предпринимателем, решившим организовать новый бизнес. Последний из перечисленных, но второй по значимости вопрос: где взять денежные средства для создания, а затем и расширения бизнеса?

Обычно основу для открытия многих малых предприятий составляют личные сбережения их владельцев. А откуда взять деньги на развитие?

Как видно из рис. 10-13, существует немало источников таких денежных средств. Многие предприниматели не прибегают к внешним источникам финансирования и обходятся только внутренними средствами, черпая деньги из резервных фондов (которые они создали в начале бизнеса на случай непредвиденных трудностей), нераспределенной прибыли и амортизации.

Что такое фирма и как с ней работать. image100. Что такое фирма и как с ней работать фото. Что такое фирма и как с ней работать-image100. картинка Что такое фирма и как с ней работать. картинка image100. В связи с огромным количеством разных юридических лиц, на рынке зачастую возникает большое количество вопросов. Вопрос о том, что такое фирма, один из них. Фирмой считается коммерческая организация, которая активно ведет хозяйственную деятельность. Но под такое определение можно отнести огромное количество различных компаний и организаций, так что такое фирма? Эта коммерческая организация создается, чтобы производить и продавать товары и услуги. Задачей фирмы является получение прибыли.

Рис. 10-13. Источники денежных средств, которые могут быть использованы для финансирования создания и развития бизнеса

Нераспределенная прибыль

Амортизапия

Но часто этих внутренних источников оказывается недостаточно. И тогда бизнесмены начинают искать возможность привлечения средств из внешних источников. Это может быть кредит банка (краткосрочный — на срок до года или долгосрочный — со сроком возврата в несколько лет), продажа прав на капитал своей фирмы в форме ценных бумаг (акций), кредиторская задолженность, т. е. партии производственных ресурсов, полученные от поставщиков, но еще не оплаченные.

Конечно, бизнес может сделать предпринимателя богатым, но может и лишить всех с трудом накопленных денег. Чтобы сократить опасность разорения, полезно до начала реальной деятельности попытаться ее спланировать. Для этого начинающему предпринимателю стоит подготовить бизнес-план, в котором он должен для себя и для тех, у кого он будет просить денег на развитие своего дела, четко описать:

Для того чтобы подготовить полезный и реальный бизнес-план, начинающему предпринимателю полезно сделать следующее:

Теперь мы можем сформулировать еще один рецепт экономического благоразумия.

Для успешного развития экономики страны необходимо защищать конкуренцию и препятствовать попыткам отдельных фирм монополизировать рынок в целях навязывания покупателям завышенного уровня цен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *