Что такое финансовый план проекта
Финансовое планирование: что это и зачем нужно для бизнеса
Аналитик сервиса аутсорсинга бухгалтерии «Кнопка»
Многие начинающие предприниматели открывают бизнес «по наитию», не прогнозируя финансовые показатели. Зачастую именно это приводит их к краху. Рассказываем, как в развитии бизнеса помогает финансовое планирование, а также как составить.
Что такое финансовое планирование
Финансовое планирование — это способ, который позволяет определить кратко- и долгосрочные финансовые цели и разработать план по достижению. План как помощь: покажет, к чему бизнес должен готовиться.
Финансовый план важно разрабатывать сразу после того, как появится понимание целей и способа ведения бизнеса.
План включает в себя все, что необходимо предприятию для достижения своих целей:
Финансовое планирование не равно бухучету. Компания не анализирует то, что уже потрачено, а составляет прогноз на ближайшие месяцы: какими будут доходы и расходы. Этот прогноз действует как система раннего предупреждения, показывая, где надо снизить расходы, определить финансовые потребности и оптимальные сроки.
План визуализирует области, в которых нужно увеличить ресурсы, чтобы бизнес был успешнее. Это может быть маркетинг, расширение или разработка продукта.
RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.
Кому нужно финансовое планирование?
Всем, кто не хочет прогореть. Финансовый план позволяет отслеживать успехи бизнеса и быстро устранять проблемы, если они возникают. Как правило, компании, которые занимаются финансовым планированием, быстрее увеличивают доходы, чем те, процесс планирования которых неэффективен.
Что будет без финансового планирования?
Когда вы оказываетесь в городе в первый раз и нужно добраться из пункта А в пункт Б, вы же не идете наугад, а открываете карту. Здесь то же самое.
Без финансового планирования бизнес-решения становятся более рискованными, и компании могут упустить возможности или совершить ошибки.
Инструкция. Как составить финансовый план?
1. Составьте или пересмотрите свой бизнес-план
Финансовое планирование должно начинаться со стратегического плана вашей компании. Нужно ответить на следующие вопросы:
Затем рассчитайте финансовые показатели на ближайшие 12 месяцев, включая расходы на крупные проекты.
2. Разработайте финансовые прогнозы
Делайте ежемесячные финансовые прогнозы. Для этого нужно записать ожидаемую выручку на основе прогнозов продаж и ожидаемые расходы на рабочую силу, расходные материалы, накладные расходы.
Компании с ограниченным денежным потоком могут делать еженедельные прогнозы. Исходя из этого можно рассчитать затраты для проектов из предыдущего шага. В эти прогнозы полезно включить различные сценарии — наиболее вероятные, оптимистичные и пессимистичные. Это важно, чтобы оценить последствия каждого из них.
3. Позаботьтесь о финансировании
Используйте финансовые прогнозы, чтобы определить потребности. В случае необходимости заранее обратитесь к своим финансовым партнерам (инвесторам/банкам), чтобы обсудить возможные варианты финансирования.
4. Разработайте план на случай непредвиденных обстоятельств
Что вы будете делать в случае внезапного ухудшения финансового положения? Важно иметь деньги на черный день. Помощниками в этом могут стать вклад или наличие дополнительного источника кредитования.
5. Мониторьте результаты
Каждый месяц сравнивайте фактические финансовые результаты с цифрами в прогнозе, чтобы сразу заметить и проанализировать значительные отклонения. Они могут потребовать корректировки стратегии, чтобы вернуть бизнес на путь достижения своих целей по выручке и прибыли.
Самый простой вариант финпланирования — составить таблицу в Exсel и месяц за месяцем заполнять ее самостоятельно. Есть сервисы, которые помогают составить финансовый план: этот вариант будет проще.
Как облегчить составление финансового плана?
На финансовые результаты компании влияет много переменных, и каждую из них трудно предсказать. Особенно сложно предсказать поведение потребителей — насколько хорошо клиенты будут реагировать на продукты компании и на цену за них. Изменения в факторах себестоимости также могут вызвать значительные расхождения. Но есть несколько советов, которые помогут облегчить финансовое планирование.
Например, вы собираетесь открыть пиццерию.
1. Ответьте на вопрос: на какую аудиторию будете работать. Здесь можно следовать методу 5W и ответить на вопросы: что вы продаете, кто это покупает, почему, когда и где клиенты находят способ решить свою проблему.
ЧТО? Пиццу, кофе, газировку, пончики;
КТО? Семьи с детьми, подростки;
ПОЧЕМУ? Хотят провести время и перекусить;
КОГДА? В обеденное время и выходные;
ГДЕ ИЩУТ? В соцсетях, ищут заведение рядом с домом и работой.
2. Составьте план действий: что нужно, чтобы открыть пиццерию?
Проанализировать рынок, найти помещение, получить разрешения, найти поставщиков качественных ингредиентов, закупить оборудование, нанять сотрудников, составить меню, организовать кассово-контрольную технику, запустить рекламу. Дальше определяем ресурсы, нужные нам для достижения целей — это ляжет в основу финансового планирования.
3. Продумайте, какие шаги позволят вам увеличивать прибыль и быстрее выйти на точку безубыточности
Для пиццерии важно задуматься о качестве обслуживания клиентов, максимальном количество гостей, готовых возвращаться к вам снова и снова и увеличении среднего чека.
Все вышеизложенное важно подытожить, чтобы понять: что нужно для функционирования бизнеса
Пиццерия «Маргарита» продает пиццу, кофе, газировки и пончики. Работает каждый день с 12:00 до 22:00. Нужен повар и два официанта. Среднее время ожидания заказа 15 минут, и оно не увеличивается. В пиццерии всегда тепло и светло (не забудьте предусмотреть размер арендной платы и коммунальных платежей).
Эти шаги помогут понять, какие расходы закладывать в основу вашего финансового плана.
Финансовый план проекта
Любое коммерческое начинание рождается с составления сметы. Не думайте, что это какой-то формальный документ, который нужен для постановки на учет в налоговом органе или в другой контролирующей инстанции. Финансовый план проекта – это основа деятельности предприятия в любой сфере предпринимательства. Без его разработки невозможно соотнести прибыль с убытками и направить работу по более рентабельному направлению. Как он составляется и какие сложности могут встретиться на этом пути, вы узнаете из этой статьи.
Что из себя представляет финансовый план бизнес-идеи?
Некоторые полагают, что между понятиями «финансовый план» и «бизнес-план» можно поставить знак равенства. Это не так. Финансовый план – это лишь часть серьезного основательного бизнес-плана, и именно он определяет инвестиционную привлекательность делового начинания. Главная цель его составления – расчет и планирование предстоящих расходов, определение источников их компенсации, прогнозирование денежного результата. Он также обязательно включает в себя расчеты, проводимые при его разработке в четкой последовательности.
Этот раздел бизнес-плана подготовить не так легко. В основном потому, что на эту часть программы возлагается самая большая ответственность. Отражаемые в ней вычисления и прогнозы имеют слишком большое значение и могут быть зафиксированы только в результате экономического анализа. На стадии подготовки инвестпроекта необходимо сформулировать ряд основных вопросов, которые должны быть всесторонне рассмотрены в процессе этого исследования. Подводя итог, делаем вывод, что бизнес-схемы не имеют ценности без раздела, посвященного денежным выкладкам. Бюджет бизнес-идеи содержит данные, позволяющие определять конечный результат деятельности предприятия за обусловленный промежуток времени.
Связь между финансовым планом и оценкой эффективности делового замысла
Несложно догадаться, что на основании экономического расчета инвестор оценивает его результативность. Под этим понимается соответствие цены покупки актива доходу, который он может принести, учитывая все имеющиеся риски. Финплан недвусмысленно расскажет вкладчику о том, стоит ли ему приобретать данный объект и вносить деньги в проект. Инвестиционная программа оценивается по ряду показателей действенности. Часть из них связана с материальным состоянием предприятия, а часть – с рассчитываемым с учетом ставки дисконтирования результатом инвестирования.
Материальное состояние организации определяется тем, как меняются его доход, рентабельность, ликвидность и т. д. в процессе осуществления задуманного. Насколько более или менее устойчивым в области финансов становится компания.
Как можно оценить действенность вложения? Для этого производят оценку следующих данных:
Все вышеприведенные сведения представляют собой основные параметры экономической идеи проекта.
Каким может быть финансовый план бизнес-замысла?
Любая программа представляет собой последовательный перечень мероприятий, реализуемых в течение определенного промежутка времени. Так и финансовый план составляется на конкретный период. И время, на которое он рассчитан, может быть самым разным. Кто-то предпочитает составлять его как можно чаще (на месяц, квартал, полугодие), но зачастую предприятия планируют свою работу на календарный год, а некоторые организации предпочитают составлять подобные документы, рассчитанные на долгосрочную реализацию (год и более). Но практика показывает, что гораздо удобнее оценивать эффективность реализации запланированного на основании показателей, полученных по результатам деятельности компании в течение годового периода.
По времени исполнения экономические программы можно классифицировать на среднесрочные, краткосрочные и долгосрочные.
Называть среднесрочным проект, рассчитанный на три года, можно только с немалой долей условности. Потому что если речь идет о строительной фирме, то возведение объекта занимает немало времени, и три года – достаточно короткое время для реализации экономического расчета. То есть трехлетний срок для такого рода организации будет не средне-, а краткосрочным.
Существуют и другие классификации финансовых программ. Например, основные – содержат цифры планируемого дохода, налоговых отчислений, себестоимости и другие сведения, а вспомогательные – служат для составления основных. Написав множество дополнительных, можно будет объединить содержащиеся в них данные в один основной проект. Так, можно разработать побочный план по выручке, по расчету издержек и по другим немаловажным показателям, а потом свести все воедино.
В зависимости от момента составления и цели экономические программы можно назвать:
Планы также бывают статическими – они содержат одноуровневую информацию о предстоящих финансовых мероприятиях и не подразумевают возможности ее изменения, а также динамическими – многоуровневыми. Их еще называют гибкими. Они более трудоемки в составлении, но зато в них рассматривается несколько возможных результатов развития и предлагаются варианты решений, которые должны быть приняты в той или иной сложной ситуации.
Варианты формы финансового плана проекта
Основными элементами, которые должны присутствовать в каждой экономической программе, являются следующие:
баланс – основной документ, который дает полное и всестороннее представление об эффективности деятельности организации. В его активе содержатся сведения об имуществе, денежных средствах и других ценностях, которые находятся в ведении предприятия (недвижимость, транспорт, интеллектуальная собственность и прочее). Кроме того, он содержит указание на источники формирования ценностей. Это могут быть поступления в виде вклада в уставной капитал, заемные деньги, договоры купли-продажи и т. д. Именно по его информации можно быстро определить успешность компании;
отчет о прибылях и убытках – актуален как для уже работающей корпорации, так и для планируемой к созданию. В нем содержатся сведения о рентабельности бизнеса. Она показывает чистый доход, который остается после освобождения общего прироста от расходов. Ведомость о выгоде и издержках показывает, насколько результативно используются собственные материальные ресурсы;
доклад о движении наличности – служит дополнением к двум предыдущим, иначе называется отчетом о движении денежных средств (Cash Flow Statement, кэш-фло). И если баланс показывает финансовое состояние предприятия на конец учетного периода, сообщение о прибылях и убытках отображает в цифрах деятельность корпорации за этот период, то информация о движении наличности показывает изменения, связанные с денежными потоками на банковских счетах. Этот рапорт помогает составить представление о платежеспособности компании. Он особенно интересен в том случае, если речь идет об организациях, предоставляющих товары в кредит или реализующих сезонную продукцию. Рассмотрев его, можно определить, насколько фирма способна привлекать и использовать деньги.
Из чего состоит финансовый план?
Выделим основные разделы:
Безусловно, каждая часть заслуживает подробного изучения.
Финансовый анализ прошлых лет и нынешнего состояния фирмы представляет собой совокупность расчетов и интерпретации основных коэффициентов ликвидности. Эта оценка призвана выявить уровень платежеспособности компании, ее рентабельность и интенсивность использования активов. Для того чтобы произвести этот разбор, нужно совершить некоторые подсчеты. Так, рассчитываются коэффициенты интересующих денежных показателей за каждый период, сравниваются между собой и рассматриваются в динамике. В первую очередь инвестор должен рассмотреть деятельность проекта, оценить перспективы развития, составить прогноз и определить степень действенности инвестиционных мероприятий.
Такое исследование просто необходимо для определения возможностей компании при ее запуске на целевой рынок. Для ответа на вопрос, насколько действенно она может войти на рынок сбыта, нужно проработать маркетинговую стратегию, ключевыми звеньями которой станут:
Эта маркетинговая политика считается неотъемлемой частью финансового плана проекта, без которого очень сложно распределить бизнес, разработать разумное и адекватное ценообразование, изыскать оптимальные способы продвижения товара на рынке.
Технология популяризации продукции составляется с нацеленностью на максимальный результат. Из этого разумно следует, что ожидать его воплощения в ближайшем будущем не приходится. Но внедрение и реализацию намеченной стратегии можно отслеживать в каждый период работы.
Маркетинговое планирование может стать основным для принятия оперативных решений в текущей деятельности, а также флагманом, ведущим организацию к достижению целей.
Чтобы подготовить грамотный и эффективный бизнес-план, нужно составить представление о потенциале рынка сбыта, тенденциях его развития, получить информацию о его сегментах. Все эти сведения можно найти в демографических обзорах. Прежде чем составлять бюджет проекта, нужно изучить возможности торговой площадки.
Исследование продажного сегмента требует денежных затрат. Но если существует такая возможность, следует изучить различные их виды – это поможет определиться с масштабами бизнеса. Тщательное и всестороннее исследование рыночной платформы пойдет на пользу при составлении маркетинговой стратегии. Она должна отвечать условиям торговой площадки, быть максимально адаптированной к существующим возможностям. Именно модель, построенная менеджерами на основе их видения экономической ситуации и места бизнес-проекта в ней, повлияет на принятие решение инвесторами. Они всегда могут сравнить образец, предложенный руководством компании, с реальными данными независимых источников и оценить его адекватность.
Но поскольку цели анализа очень разнообразны, то и данные, задействованные в каждом из этих многочисленных видов исследования, будут различаться и всякий раз дополняться новыми.
Финансовые составляющие прогнозного плана, а также коэффициенты результативности реализуемой программы удобно рассмотреть в виде таблицы:
Показатели | В целом по проекту | По годам (периодам) реализации идеи | ||
1 | 2 | t | ||
Эффективность замысла | ||||
Простой период окупаемости Динамический срок прибыльности Чистый дисконтированный доход Внутренняя норма результативности Индекс приходности Уровень безубыточности Коэффициент покрытия задолженности | ||||
Экономические величины | ||||
Рентабельность: – личных средств Рейтинг финансовой независимости – всего состояния Коэффициент текущей ликвидности |
В дополнение к таблице стоит заметить, что многие сведения служат для определения способности предприятия выполнять обязательства в долгосрочной перспективе. К примеру, признаки оборачиваемости показывают, насколько эффективна политика компании в области цен, способов реализации продукции, закупочной деятельности. А данные рентабельности отображают доходность фирмы на настоящий момент и имеют большое значение для оценки целесообразности инвестирования проекта.
Оптимальным считается анализ показателей в динамике, для сравнения берется интервал в три-пять лет, а то и больше. Какие именно нормативы будут исследоваться – зависит от самого бизнеса и его специфики.
Прогноз по прибыли и потокам денежных средств состоит из следующих элементов:
Оценка эффективности реализации проекта производится по принципу: «Рубль сегодня дороже, чем полученный через год». Экономисты прекрасно понимают, что со временем деньги обесцениваются. И тот денежный поток, который придет на предприятие через год, будет стоить куда меньше такого же по объему в нынешнем периоде. Для этого и существуют ставки дисконтирования. Они позволяют уровнять сегодняшний рубль и завтрашний. Так, различные течения доходов или расходов можно привести к сегодняшней стоимости с помощью такой процентной ставки. Таким образом мы получим реальную текущую стоимость продукта NPV (Net Present Value). Еще ее называют приведенной стоимостью и считают важнейшим показателем делового предложения.
Производя расчеты любой экономической схемы, нельзя не учитывать инфляцию. Ее темпы необходимо прогнозировать на весь срок реализации инвестиционных мероприятий. Лучше всего составить несколько сценариев – как позитивных, так и негативных. Любой из них, составляемый для финансовой программы, должен содержать расчет чистой прибыли от осуществления инвестиционного проекта.
Таким образом, каждый денежный расчет основывается на трех базовых планах:
Все эти документы помогают оценить, насколько выгодно для инвесторов производить денежные вложения в бизнес-идею. Если эффективность отрицательная, то участники обычно принимают решение о выходе из программы или в некоторых случаях корректируют ее таким образом, чтобы сделать более прибыльной.
Составление финансового плана проекта: конкретные шаги
Разработка экономической программы бизнес-деятельности – дело непростое. Разберем поэтапные рекомендации по ее составлению. В ряде случаев предпринимателям достаточно бывает воспользоваться онлайн-схемами, чтобы составить простые прогнозы материального состояния предприятия. Но они не позволяют составить развернутый и точный сценарий на случай анализа производительности какого-либо крупного объекта (завода) либо на случай привлечения заемных средств. Тут нужна экспертная поддержка. Грамотно составленный бизнес-план – половина успеха реализации финансовой идеи. Если отчеты составлены обоснованно и заканчиваются благоприятным предсказанием, инвесторы считают такой замысел привлекательным для вложения денег.
Подсчитываем все затраты на подготовительные мероприятия (делаем смету).
В самом начале развития бизнеса необходимо составить документ, содержащий информацию об образовании и расходовании денежных средств. Выявив сумму, которая должна быть затрачена на реализацию стартапа, можно будет приступить к следующему этапу – поискам источников капитала. Важным условием успешной предпринимательской деятельности является возможность возмещения трат.
Ищем ресурсы покрытия расходов.
Траты могут производиться из собственных запасов, коими можно считать любые материальные резервы (деньги, недвижимость, ТМЦ и так далее). Если собственных фондов не хватает, в дело идут:
Теперь переходим к самому главному. Составим план издержек и прироста.
Производим расчет расходов и доходов.
Для этого важно составить стратегию маркетинговой деятельности. Без четкого понимания принципов ценообразования, без определения объемов продаж рассчитать прибыль просто невозможно.
Лучше всего планирование трат и выгоды проводить по разным временным интервалам.
Правильно произведенные подсчеты смогут отразить степень эффективности бизнес-проекта.
Какие вычисления предполагает финансовый план?
где Io – стоимость первоначальных инвестиций; P – чистый поток прибыли в год после реализации проекта.
где n — количество периодов; CFt – объем дохода за данный период t; r – коэффициент дисконтирования; Io – стоимость первоначальных инвестиций.
где NCFi – чистый денежный поток для первоначального периода; r – ставка дисконтирования; Inv – стоимость начальных инвестиций.
Если PI превышает 1, то можно считать, что инвестирование проекта эффективно.
где TFC – размер постоянных затрат; AVC – количество переменных трат на одно изделие; P– продажная цена одного продукта; C – прибыль с единицы продукции.
где NCFi – чистый денежный поток за период i; Inv – стоимость стартовых капиталовложений; r – цена привлеченных средств или ставка дисконтирования.
Вложения считаются выгодными в том случае, если NPV – положительное число.
Оценка финансового плана проекта на предмет рисков
Любые материальные вложения необходимо оценивать с точки зрения их доходности и наличия рисков. Существует такая зависимость, при которой высокодоходные инвестиции имеют наибольшую рискованность. Подготовка экономической программы бизнес-идеи включает в себя оценку уровня опасностей и источников их возникновения. Каждую выявленную опасную вероятность необходимо проанализировать с точки зрения возможности покрытия. Во что обойдутся расходы по преодолению неблагоприятных ситуаций, проблемных моментов. Бизнес-план должен содержать ответы на вопросы о том, как можно избежать рисковых ситуаций и снизить потери, которые они могут повлечь. Так, качественно составленный бюджет делового предложения будет включать не только описание профилактических мероприятий для минимизации рискованных обстоятельств, но и определение технологии страхования их. Страховка допускается как внутренняя, так и внешняя.
Риск – это вероятность появления проблем на пути осуществления экономических планов и исполнения бюджетов компании. Сам факт возможности возникновения непростых вопросов стимулирует владельцев бизнеса предпринимать страховочные мероприятия, укреплять свое дело и защищать от неблагоприятных факторов.
Назовем наиболее распространенные виды рисков:
Все имеющиеся риски представляют собой разный уровень опасности для бизнеса, по-разному влияют на устойчивость предприятия и, соответственно, нуждаются в различных способах защиты. Способы преодоления их последствий это:
Самый простой способ составления финансового плана проекта на один год или пять лет
Не все понимают, как много зависит от первого года работы стартапа. В этот период определяются факторы, которые будут влиять на дальнейшее развитие и процветание бизнеса. Как скоро вы достигнете точки безубыточности, насколько успешно сможете управляться с рисками. На первом этапе важно по месяцам распределить все расходы, чтобы составить представление о той сумме, которая должна их возместить.
Для успешной коммерческой деятельности просто необходима разработка сметы, включающей в себя следующие статьи.
И помните, что всегда есть возможность непредвиденных затрат, отведите на них 5-10 % от общих трат.
Финансовый план поможет определиться с начальным капиталом. Когда проект окупит инвестиции и начнет приносить доход, вы можете подумать и о развитии бизнеса. Экономическая программа обычно содержит в числовом выражении указание на период, когда прибыль станет положительной.
Добившись успеха, никогда не нужно останавливаться на достигнутом. Владельцы малого или среднего бизнеса рано или поздно задумываются об увеличении масштаба своего детища, а собственники крупных компаний думают об этом постоянно. Так и после первого года вашего существования встанет вопрос о том, как расширить производство, выйти на новые рынки или просто повысить узнаваемость и популярность. Довольствоваться возмещением расходов уже не получается, хочется стабильного бизнеса, приносящего хороший доход. В этот момент самое время составить план на целую пятилетку, и желательно, чтобы он немного завышал ваши возможности. В чем именно вы будете развиваться – решать вам. Вероятно, вы наймете еще сотрудников, приобретете дополнительное оборудование для увеличения объемов продаж, измените ассортимент, увеличите клиентскую базу, расширите рынок сбыта, а, может, попытаетесь выйти на международный рынок, рассмотрите работу по франшизе. Вариантов множество.
Не исключено, что финансовый план на пять лет будет состоять из тех же пунктов, что и годовой. Все зависит от степени развития бизнеса и от количества дел, которые вы успели реализовать в первый год существования. Так, возможно, в нем снова появится пункт о надлежащем оформлении компании в соответствии со всеми требованиями закона. Но обычно организации пытаются сделать это сразу. Примерная схема работы:
Советы о том, как составить финансовый план предпринимательской деятельности
В то же время составление и оформление этого документа не должно обходиться предприятию в такую сумму, которую не покроет реальная польза от его исполнения.