Что такое финансовый контроллинг

Финансовый контроллинг

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие финансового контроллинга

Финансовый контроллинг представляет собой процесс управления финансовыми потоками в организации.

В процессе деятельности предприятия, в бесконечном режиме происходит оборот финансов.

Так, в организацию поступают финансы в виде денежных средств на расчетные счета и в кассу предприятия от реализации товаров и услуг. Кроме того, финансы поступают в организацию и в виде материальных ценностей, которые имеют денежную оценку.

Поэтому, финансовый контроллинг в широком понимании это процесс управления активами предприятия, которые выражены в денежной оценке.

От управления финансами, финансовый контроллинг отличается тем, что подразумевает все элементы управления, анализа, контроля финансов для их максимально эффективного использования.

Финансовый контроллинг содержит множество методов и инструментов, которые влияют на величину и скорость финансовых потоков.

Задачи и функции финансового контроллинга

Финансовый контроллинг ставит перед собой определенные задачи, а именно:

Функции финансового контроллинга следующие:

Объекты финансового контроллинга

Объектами финансового контроллинга можно назвать следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

Организация финансового контроллинга на предприятии

Организация финансового контроллинга на предприятии осуществляется на базе основных принципов его функционирования.

Так, на основании указанных принципов, строится система финансового контроллинга на предприятии.

В рамках данной системы выполняются следующие задания:

Источник

Контроллинг и администрирование

Прикладной контроллинг

1. Контроллинг маркетинга

В условиях трансформации российской экономики в деятельности хозяйствующих субъектов значительно увеличилось значение фактора неопределенности, повысился риск. Выживание предприятий в таких условиях зависит от действия долгосрочных факторов. Их учет возможен в рамках реализации маркетинговой стратегии, направленной на поддержание и развитие производства, повышение профессионального и квалификационного уровня сотрудников предприятия, улучшение ассортимента и рост конкурентоспособности выпускаемой продукции, освоение новых рынков.

Сегодня главная проблема на большинстве предприятий связана с неумением правильно организовать маркетинг. Из-за нехватки информации они не могут найти продукт, который требует рынок. Поэтому основной задачей контроллинга маркетинга является информационная поддержка эффективного менеджмента по удовлетворению потребностей клиентов.

Контроллинг маркетинга – это система организации контроллинга результатов маркетинговой деятельности предприятия. Он включает подсистемы контроля и аудита, которые предполагают соответственно планирование, организацию и проведение процессов измерения, ревизии и оценки результатов реализации концепций, стратегий и планов маркетинга, эффективности управления мероприятиями для достижения тактических и стратегических целей маркетинга.

Конкретное сочетание инструментов маркетинга для достижения поставленных предприятием целей, направленных на увеличение прибыли или рост объемов продаж, называется маркетингом-микс. Выделяют четыре основные сферы деятельности маркетинга, известные еще под названием 4»Р»: продукт (product), цена (price), место, условие продажи (place), стимулирование (promotion).

Соответственно им выделяют следующие политики маркетинга:

Контроллинг маркетинга выступает эффективным средством управления на предприятии, направленным на решение маркетинговых проблем. Задача контроллинга – при фактических расхождениях с планом привести в движение механизм, способный, несмотря на отклонения, достигнуть цели путем сравнения фактических и запланированных результатов своевременно определить место возникновения затруднений с реализацией плана и с помощью регулирующих мероприятий обеспечить получение запланированной прибыли и достижение других намеченных показателей.

Регулирующая деятельность контроллинга – сигнализировать об отклонениях, допущенных в одной сфере деятельности, другим отделам, посоветовать им необходимые действия, помочь воплотить их для достижения плановых границ в целом.

Как важный элемент управления предприятием контроллинг помогает руководству в процессе определения и реализации стратегических и оперативных целей развития. В рамках этого различают стратегический и оперативный контроллинг маркетинга.

Стратегический контроллинг маркетинга включает стратегическое планирование и контроль, которые предусматривают:

Оперативный контроллинг маркетинга предусматривает решение задач по формированию и контролю основных сфер деятельности и политики маркетинга.

Среди основных инструментов контроллинга маркетинга можно выделить следующие:

1. Портфолио-анализ – подход к управлению отдельными стратегиями относительно продуктов и рынков. Портфолио-анализ является инструментом для выработки стратегических рекомендаций. Его основная цель – помощь в рациональном распределении ограниченных ресурсов между различными рынками товаров, на которых он распределен. Портфолио-анализ позволяет сформулировать выводы по:

2. GAP-анализ – в контексте контроллинга означает анализ отклонений фактического развития ситуации от запланированного. Рекомендации, полученные в результате портфолио-анализа, требуют дальнейшей конкретизации в виде постановки целей и разработки стратегий их достижений, исходя из реальной ситуации на рынках. Для этого служит GAP-анализ, который является ядром стратегического планирования.

3. Расчет маржинальной прибыли – с помощью этого метода анализируется эффективность мероприятий в области маркетинга.

4. Сравнительный анализ – анализ причин и факторов, влияющих на результаты хозяйственной деятельности предприятия в сфере маркетинга.

Существуют различные программные средства для осуществления на предприятии функций контроллинга маркетинга. С их помощью решаются основные задачи контроллинга. Большинство этих средств используют для решения задач контроллинга маркетинга его основные инструменты, перечисленные выше.

Источник

CATBACK.RU

СПРАВОЧНИК

ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

Финансовый контроллинг

Основная задача финансового управления предприятием заключается в поддержании рентабельности и обеспечении ликвидности, т.е. способности предприятия в любой момент времени выполнять свои платежные обязательства. В соответствии со своей сервисной функцией в сфере финансового управления предприятием контроллинг обеспечивает:

К задачам финансового контроллинга относятся:

Финансовый контроллинг должен обеспечить ликвидность, т.е. способность предприятия неограниченно в любой момент времени выполнить свои обязательства по выплатам денежных средств.

Поддержание ликвидности подразумевает следующие направления деятельности финансового контроллинга:

Структурное поддержание ликвидности последует цель удержать сбалансированную структуру капитала с тем, чтобы обеспечить организации возможность получения дополнительных финансовых средств. Финансовый контроллинг в рамках данной подзадачи должен реализовать путем целенаправленного финансового планирования и контроля согласование структур инвестиций и финансирования по времени таким образом, чтобы будущие долгосрочные инвестиции были обеспечены ограниченными финансовыми ресурсами. При этом следует стремиться к взвешенной структуре финансирования, когда разумным образом сочетаются внешнее и внутреннее финансирования, а также заемные и собственные долгосрочные средства.

Структурное поддержание ликвидности – важнейшая часть долгосрочного глобального планирования, связанного преимущественно с балансом. Финансовый контроллинг должен координировать частичные планы с помощью плановых и информационных инструментов и при необходимости стремиться к выравниванию структурного дисбаланса, например, уменьшая объемы инвестиций, используя аренду или лизинг вместо приобретения имущества в собственность, привлекая долгосрочный капитал вместо краткосрочного.

Текущее, или ситуативное, обеспечение ликвидности ориентировано исключительно на финансовый план. Сюда входят все потоки платежей, все поступления и выплаты, особенно относящиеся к финансированию, инвестированию и собственному капиталу. Финансовый контроллинг должен координировать базисные частичные планы (снабжение, производство, сбыт и логистика), а также долгосрочные инвестиционные планы.

Все планируемые поступления соотносятся с выплатами. В любой момент времени, когда ожидаемые аккумулированные поступления (вместе с начальными суммами) окажутся меньше ожидаемых аккумулированных выплат, может возникнуть дополнительная потребность в инвестиционных средствах. Обнаруженные ликвидные резервы, не учтенные в плане, например, в виде запаса товаров или ценных бумаг, должны быть учтены финансовым контроллингом в плане.

Если возникает недопустимое превышение выплат над поступлениями, финансовый контроллинг требует проведения ревизии плана. Ревизия предполагает перемещение части выплат, для которых это допустимо, на более поздние периоды. Если же ожидаемые поступления значительно превосходят выплаты, то это означает отказ от дополнительного дохода (средства не работают) и снижение рентабельности. Здесь следует либо найти возможность краткосрочного прибыльного размещения этих средств, либо досрочно произвести выплаты по имеющимся долгам.

Избыток поступающих ликвидных средств может быть использован для формирования резервов ликвидности. Вообще, чем больше неопределенность (понимаемая как вероятность превышения поступлений или выплат), тем больше должны быть резервы ликвидных средств, включая открытые кредитные линии.

Наличие ликвидных резервов, с одной стороны, повышает финансовую безопасность предприятия, но, с другой – снижает рентабельность. Финансовый контроллинг должен следить за тем, чтобы предприятие использовало наиболее подходящие краткосрочные плановые инструменты для достижения оптимума ликвидности, т.е. чтобы платежеспособность предприятия гарантировалась минимальными издержками.

Основой поддержания ликвидности предприятия является финансовое планирование. В зависимости от продолжительности планового периода различают кратко-, средне- и долгосрочное планирование. Долгосрочное финансовое планирование тесно связано с инвестиционным планированием. При этом большое внимание уделяются планированию структуры капитала и его связанности. Долгосрочное финансовое планирования базируется на стратегических и оперативных частичных планах.

Целью структурного поддержания ликвидности является сохранение для предприятия возможности финансирования своей деятельности путем привлечения заемного или собственного капитала. Потенциальные кредиторы и собственники оценивают предприятия с помощью финансовых показателей и, в первую очередь, с помощью коэффициентов ликвидности.

Долгосрочное балансовое планирование финансов базируется на долгосрочном планирование инвестиций, которое устанавливает общий объем инвестиций. При этом общий объем инвестируемых средств сопоставляется с объемом финансирования. Сравнение обеих плановых позиций позволяет финансовому контроллингу выявить избыток или недостаток финансовых средств. Нежелательный избыток или дефицит в долгосрочном плане требует ревизии плана. Если инвестиционная деятельность и финансовая деятельность предприятия структурно в долгосрочном плане должны уравновешивать друг друга, то плановое долгосрочное внутреннее и внешнее финансирование должно определять величину долгосрочных инвестиций. Планирование структуры баланса позволяет оценивать финансовые возможности предприятия и на ранних стадиях распознавать потенциальную готовность кредиторов предоставить заемный капитал.

При недостаточном использовании возможностей долгосрочного финансирования финансовый контроллинг может инициировать развитие и планирование дополнительных долгосрочных инвестиций. Если же возможности финансирования полностью исчерпаны, следует увеличить собственный балансовый капитал и /или резервные фонды при улучшении прибыльности предприятия за счет внутреннего финансирования.

Финансовый контроллинг с помощью плана-баланса обеспечивает предприятию структурное финансовое равновесие и в случае его нарушения своевременно осуществляет необходимые корректирующие мероприятия.

Наряду с балансовым долгосрочным планированием инвестиций и финансов должен составляться долгосрочный глобальный план результата деятельности предприятия. Последний строится на базе планируемого оборота за отдельные плановые периоды согласно оперативным и стратегическим планам и в зависимости от выручки с оборота (производимое и сбываемое количество товара) и издержек (затраты на материалы, оплату труда персонала и др.). При этом учитываются также амортизационные отчисления и выплачиваемые проценты.

Текущий избыток платежных средств может быть использован для плановых долгосрочных инвестиций, для увеличения резервов ликвидности, для погашения долгосрочных обязательств и выплаты дивидендов. В случае возникновения дефицита он должен финансироваться за счет средне- и краткосрочных финансовых средств.

Долгосрочное финансовое планирование дополняется среднесрочным, которое предусматривает уточнение планируемых выплат и поступлений, их объемов и сроков. Здесь подходящим плановым инструментов становится ретроспективный расчет финансовых потоков. Точное планирование выполняется в рамках краткосрочного подробного финансового плана с плановым периодом 3 – 12 месяцев. Если плановый период равен одному году, то планирование может осуществляться в форме скользящего помесячного планирования.

Финансовый план – центральный объединяющий план, выполняющий интегрирующую функцию. Финансовый контроллинг с помощью составления финансового плана может помочь заранее распознать возможные узкие места. Таким образом, все сферы деятельности предприятия планируются в терминах выплат и поступлений. При составление финансового плана целесообразно придерживаться предполагаемого ниже разбиения на секторы планирования.

Сектор 2: текущие внешние для предприятия платежи. Сюда входят платежи, не связанные непосредственно с основной деятельностью предприятия, например, выплата/получение процентов и дивидендов, арендной оплаты за здания.

Сектор 3: инвестиционная деятельность. В этом секторе содержатся поступления и выплаты от долгосрочной инвестиционной деятельности. Сальдо платежей по этому сектору – избыток по выплатам – покрывается обычно поступлениями из внутренних источников финансирования.

Сектор 4: платежи, связанные с заемным финансированием. Здесь планируются все поступления и выплаты – погашение долгов и получение новых кредитов, которые должны произойти в течение планируемого периода. Сектор 5: платежи от неосновной деятельности. Учитываются поступления и выплаты от неосновной для предприятия деятельности, влияющие на его результативность.

Сектор 6: налоговые платежи. Планируются выплаты налогов.

Сектор 7: прочие платежи. Данный сектор включает планируемые уменьшения капитала, дивидендные платежи для акционерных обществ (в месяц годового собрания), а также возможные поступления от увеличения собственного капитала.

Среднесрочное финансовое планирование позволяет своевременно распознавать недостаток либо избыток финансовых средств. Финансовый контроллинг проверяет при этом, можно ли ликвидировать дефицит без изменения оперативных планов, например за счет использования финансовых резервов. Такими финансовыми резервами, которые должны быть предусмотрены специальным планом резервов в рамках годового планирования, могут быть:

Если указанные средства не обеспечивают приток необходимых финансовых средств, то финансовый контроллинг должен инициировать пересмотр оперативных частичных планов. В случае обратной ситуации, при избытке финансовых средств, финансовый контроллинг должен найти дополнительные возможности размещения средств, повышающие общую рентабельность предприятия.

В функции финансового контроллинга включается контроль. Финансовый контроль включает три основных направления своей деятельности:

Инструменты финансового контроллинга

Финансовый контроллинг используется в первую очередь как инструмент анализа баланса и отчета о прибылях/убытках. Здесь применяются:

К инструментам финансового контроллинга относятся:

Источник

Финансовый и оперативный контроллинг

Что такое финансовый контроллинг? Финансовой контроллинг – это система контроля, которая обеспечивает концентрацию контрольных операций на самых важных сторонах финансовой деятельности предприятия, а также своевременное определение фактических отклонений ее результатов от запланированных и принятие быстрых управленческих решений, обеспечивающих ее нормализацию. Финансовые контроллинг призван выполнять следующие задачи: 1) обеспечение платежеспособности и ликвидности предприятия; 2) согласование внутрипроизводственного и финансового учета; 3) взаимоувязка внешней и внутренней среды предприятия при помощи бюджетирования; 4) ориентация на достижение запланированных финансово-экономических показателей. Основные функции финансового контроллинга: наблюдение за процессом реализации финансовых задач, которые устанавливаются системой плановых нормативов и показателей; определение отклонений фактических результатов финансовой деятельности предприятия от запланированных; диагностика по величине отклонений серьезных ухудшений в финансовой деятельности и значительного уменьшения темпов развития, подготовка быстрых управленческих решений, направленных на нормализацию в соответствии с запланированными показателями и целями; при необходимости корректировка отдельных показателей и целей финансового развития предприятия в связи с изменениями внешней среды, внутренних условий осуществления деятельности предприятия, конъюнктуры рынка. К методам относятся: Структурное поддержание ликвидности. Данный метод дает возможность: удержать баланс в структуре капитала; привлечь дополнительные финансовые средства; согласовать частичные планы при помощи информационных и плановых инструментов. Текущее обеспечение ликвидности – потоки платежей, выплаты и поступления, которые относятся к инвестированию, финансированию и собственному капиталу. Поддержание ликвидных резервов – отрицательные и положительные моменты наличия ликвидных средств. Основными элементами финансового контроллинга являются: краткосрочное планирование; среднесрочное планирование; долгосрочное планирование. Что такое оперативный контроллинг? Оперативный контроллинг – это объединенная система активного управления прибылью предприятия путем выявления и устранения «узких мест» в его деятельности. Главной целью оперативного контроллинга является обеспечение информационной, методической и инструментальной поддержки руководства предприятия для достижения планового уровня рентабельности, ликвидности, прибыли в краткосрочном периоде. Задачи оперативного контроллинга: планирование, управление, учет и анализ результатов деятельности предприятия; контроль, определение и устранение текущих проблем; повышение мотивации у сотрудников. Инструменты оперативного контроллинга: 1. АВС – анализ. Данный инструмент позволяет сравнивать величины в стоимостном и натуральном выражении. Это дает возможность проводить целенаправленные экономичные мероприятия. АВС – анализ применяют, прежде всего, в производстве и сбыте, материально-техническом обеспечении, при исследовании затрат по местам их возникновения, элементам, объектам калькулирования. 2. Анализ объема заказов. Он должен регулярно проводиться на каждом предприятии. Цель анализа объемов заказов заключается в отслеживании этого показателя, а также улучшении его значений. 3. Оптимизация объемов заказов при закупке. Данный инструмент очень полезен, так как с его помощью можно систематически уменьшать затраты в сфере закупок. 4. Анализ величин в точке безубыточности. Он предполагает, что вся отчетность предприятия содержит раздельные сведения о постоянных и переменных затратах. Это необходимо для расчета прибыли предприятия на основании сумм покрытия. 5. Расчет сумм покрытия – разность между выручкой от реализации продукта и переменными затратами. 6. Анализ возникших на предприятии узких мест. 7. Методы расчета инвестиций. Они бывают: динамические и статистические (необходимы для оценки инвестиционных объектов); имитационные и классические (необходимы для обоснования инвестиционных программ). 8. Расчет результата производства на краткосрочный период. 9. Оптимизация размера партии продукта. 10. Кружки качества. Они состоят из сотрудников предприятия, которые на добровольной основе обсуждают вопросы, связанные с повышением качества на предприятии. 11. Анализ скидок – уменьшение цены продукта для потребителя. Данный инструмент является косвенным средством, которое позволяет варьировать цены для определенных клиентов. 12. Анализ областей сбыта. С помощью этого инструмента можно лучше видеть как сильные, так и слабые стороны предприятия. 13. Функционально-стоимостной анализ. Он подходит для решения комплексных технических и экономических проблем, направлен на изучение работы отдельных объектов с целью уменьшения затрат и получение эффекта. 14. XYZ-анализ. Очень хороший инструмент, позволяющий принять оптимальное решение в области закупок. Он дает информацию о материалах, которые классифицируются согласно структуре потребления. Больше материалов на эту тему можно найти в разделе Контроллинг библиотеки портала.

Что такое финансовый контроллинг?

Финансовой контроллинг – это система контроля, которая обеспечивает концентрацию контрольных операций на самых важных сторонах финансовой деятельности предприятия, а также своевременное определение фактических отклонений ее результатов от запланированных и принятие быстрых управленческих решений, обеспечивающих ее нормализацию.

Что такое финансовый контроллинг. finansovyj kontrolling. Что такое финансовый контроллинг фото. Что такое финансовый контроллинг-finansovyj kontrolling. картинка Что такое финансовый контроллинг. картинка finansovyj kontrolling. Вы будете перенаправлены на Автор24

Финансовые контроллинг призван выполнять следующие задачи:

1) обеспечение платежеспособности и ликвидности предприятия;

2) согласование внутрипроизводственного и финансового учета;

3) взаимоувязка внешней и внутренней среды предприятия при помощи бюджетирования;

4) ориентация на достижение запланированных финансово-экономических показателей.

Основные функции финансового контроллинга:

К методам относятся:

Основными элементами финансового контроллинга являются:

Что такое оперативный контроллинг?

Оперативный контроллинг – это объединенная система активного управления прибылью предприятия путем выявления и устранения «узких мест» в его деятельности.

Главной целью оперативного контроллинга является обеспечение информационной, методической и инструментальной поддержки руководства предприятия для достижения планового уровня рентабельности, ликвидности, прибыли в краткосрочном периоде.

Задачи оперативного контроллинга:

Инструменты оперативного контроллинга:

1. АВС – анализ. Данный инструмент позволяет сравнивать величины в стоимостном и натуральном выражении. Это дает возможность проводить целенаправленные экономичные мероприятия. АВС – анализ применяют, прежде всего, в производстве и сбыте, материально-техническом обеспечении, при исследовании затрат по местам их возникновения, элементам, объектам калькулирования.

2. Анализ объема заказов. Он должен регулярно проводиться на каждом предприятии. Цель анализа объемов заказов заключается в отслеживании этого показателя, а также улучшении его значений.

3. Оптимизация объемов заказов при закупке. Данный инструмент очень полезен, так как с его помощью можно систематически уменьшать затраты в сфере закупок.

4. Анализ величин в точке безубыточности. Он предполагает, что вся отчетность предприятия содержит раздельные сведения о постоянных и переменных затратах. Это необходимо для расчета прибыли предприятия на основании сумм покрытия.

5. Расчет сумм покрытия – разность между выручкой от реализации продукта и переменными затратами.

6. Анализ возникших на предприятии узких мест.

7. Методы расчета инвестиций. Они бывают: динамические и статистические (необходимы для оценки инвестиционных объектов); имитационные и классические (необходимы для обоснования инвестиционных программ).

8. Расчет результата производства на краткосрочный период.

10. Кружки качества. Они состоят из сотрудников предприятия, которые на добровольной основе обсуждают вопросы, связанные с повышением качества на предприятии.

11. Анализ скидок – уменьшение цены продукта для потребителя. Данный инструмент является косвенным средством, которое позволяет варьировать цены для определенных клиентов.

12. Анализ областей сбыта. С помощью этого инструмента можно лучше видеть как сильные, так и слабые стороны предприятия.

13. Функционально-стоимостной анализ. Он подходит для решения комплексных технических и экономических проблем, направлен на изучение работы отдельных объектов с целью уменьшения затрат и получение эффекта.

14. XYZ-анализ. Очень хороший инструмент, позволяющий принять оптимальное решение в области закупок. Он дает информацию о материалах, которые классифицируются согласно структуре потребления.

Больше материалов на эту тему можно найти в разделе Контроллинг библиотеки портала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *