Что такое финансовый актив банка
Что такое активы банка
При анализе банковской деятельности можно столкнуться с различными показателями. Среди них — активы банка. Все банковские компании раскрывают эту информацию, существуют даже рейтинги банков по объему их активов. На практике это важный показатель, указывающий на то, сколько имущества принадлежит компании.
Активы банка — один из ключевых аспектов при изучении работы финансовой организации. На Бробанк.ру представлена информация по многим российским банкам. И чем крупнее организация, чем больше у нее собственности, тем больше объем активов. Это может быть актуально при выборе банка для инвестирования, для размещения там крупной суммы.
Что входит в активы банка
На практике в это понятие включается различное имущество. Не всегда речь именно о каких-то конкретных вещах, находящихся в собственности компании. А активы включают:
Банки обязаны регулярно предоставлять Центральному Банку отчеты о своей работе, об активах и пассивах. Эта информация не является коммерческой тайной, поэтому располагается в свободном доступе.
Анализ активов всех банков страны позволяет определять финансовую ситуацию в стране и дать прогнозы, в том числе для работы на рынке ценных бумаг.
Что такое пассивы
Кроме активов организации имеют еще и пассивы. Если первое — это личное имущество банка, то второе — это его обязательства. Понятно, что если пассивы перевешивают активы, то дело плохо. Поэтому менеджеры банков пристально следят за соотношением показателей.
В пассивы включаются долговые обязательства перед различными структурами, выпущенные банком ценные бумаги, отчисления от прибыли. Депозиты тоже относятся к пассивам, так как это обязательство перед вкладчиками. Но, между тем, эти деньги прокручиваются, например, банк может выдать их в долг, купить на них ценные бумаги. В итоге при действующих пассивах создаются активы.
Ликвидность банка
Тоже неотъемлемый термин в анализировании работы банковской организации. Задача руководства — поддерживать достаточный уровень ликвидности. Если он снижается, это говорит о наличии финансовых проблем. Из-за значительного снижения ликвидности банк может лишиться лицензии.
Уровень ликвидности определяется соотношением активов и пассивов организации. То есть банк должен иметь финансовую возможность выполнить все взятые на себя обязательства.
Центральным Банком введены три норматива ликвидности, которые тщательно отслеживаются: мгновенный, текущий и долгосрочный.
Нарушение нормативов карается штрафами, запретом на проведение некоторых банковских операций, и крайняя мера — отзыв лицензии. Понятно, что если обязательств у банка больше, чем собственного имущества, то есть риск возникновения серьезных финансовых проблем.
Важную роль в определении показателя ликвидности играют вклады. Это ключевые активы для банка, все организации заинтересованы в привлечении такого капитала. Но если вдруг банк начинает испытывать проблемы, то в первую очередь он сталкивается с оттоком средств — вкладчики забирают свои деньги. В итоге уровень ликвидности быстро сокращается, появляется риск полного краха.
Рейтинг банков по активам
Обычно самые большие активы отмечаются в банках, которые занимают топовые показатели по многим направлениям деятельности. Ведутся не только рейтинги по активам внутри страны, но и международные, но мы рассмотрим только отечественные организации.
Обратите внимание, что динамика отслеживания активов ведется часто, каждый месяц. В итоге можно отследить по месяцам динамику, на рост и отток активов по каждому конкретному банку.
По состоянию на февраль 2020 года десятка самых крупных российских банков по активам выглядит так (показатель в миллиардах рублей):
Как видно, уверенный лидер рейтинга — Сбербанк, отрыв от второго места (банка ВТБ) — в два раза. Что не удивительно, потому что Сбер по праву можно назвать главной финансовой организацией страны. Он имеет огромный круг вкладчиков, заемщиков, обслуживает много представителей бизнеса. Это самый надежный банк страны, с ликвидностью которого проблем точно не будет, правительство этого не допустит.
Рейтинг банков России практически повторяет рейтинг по надежности, что актуально для вкладчиков.
Финансовые показатели банка для вкладчика
Если человек планирует открыть вклад и выбирает для этого финансовую организацию, крайне важно анализировать финансовые показатели компании. Если она несет какие-то риски, лучше выбрать другую структуру.
Отслеживайте рейтинг банков по активам, но смотрите не только показатели за последний месяц. Они обновляются ежемесячно, поэтому проанализируйте и другие периоды. Разовое сокращение активов не говорит о плохой ситуации в банке, но если оно происходит от месяца к месяцу, лучше рассмотреть другую компанию.
Кроме рейтинга по активам можете посмотреть и рейтинг по объему привлеченных вкладов от физических лиц. В ТОП входят банки, которым больше всего доверяют граждане. Кроме того, рейтинг позволяет оценить отток средств.
На февраль 2020 года ТОП выглядит так (млрд. руб.):
Незначительные изменения в большую или меньшую сторону не должны настораживать. Это нормальный процесс, цифры не могут быть постоянно одинаковыми.
Как и по объему активов, лидером по объему вкладов является Сбербанк. Разрыв со вторым местом ВТБ — почти в три раз. Вообще, по рейтингу видно, каким банкам больше всегда доверяют граждане, где больше всего сосредоточены их средства. Но это не означает, что другие компании, даже не входящие в ТОП-10, ненадежные.
При выборе банка анализируйте его активы по отношению к пассивам. Если в новостях есть информация о проблемах с ликвидностью, лучше отказаться от сотрудничества. Конечно, все клиентские средства застрахованы государством, но придется побегать, чтобы вернуть их обратно.
Что такое активы компании
Инвестпривет, друзья! Активы компании – это по сути ее имущество, с помощью которого она извлекает прибыль. Для активного инвестора анализ активов фирмы – важная задача. Рассмотрим далее, что входит в число активов компании, какие типы активов бывают и чем они отличаются от пассивов.
Активы и пассивы
Итак, активы – это всё имущество фирмы, которым она обладает на отчетную дату. Например, станки, автотранспорт, скважины, шахты, заводы, пароходы, недвижимость, а также патенты, разрешения, лицензии и непосредственно денежные средства (кэш).
Активы отображаются на первой странице отчета по МСФО вместе с пассивами.
Пассивы – это источники приобретения активов. Например, компания выпустила облигации и купила на полученные деньги новый завод. Сумма долга по облигациям будет записана в пассивы, а стоимость завода – в активы. Акции, кстати, тоже считают пассивом, поскольку используются для привлечения денег, которые потом преобразуются в активы.
Пассивы делятся на две большие категории:
Главное правило бухгалтерского баланса: активы = пассивы, т.е. активы всегда равны сумме обязательств и капитала компании, так как формируются именно ими.
Сведения о структуре активов фиксируются в финансовом отчете. Существуют специальные правила, по которым ведется учет активов (об этом поговорим позднее).
Активы и пассивы компании (предприятия) следует отличать от активов и пассивов «по Кийосаки». М-р Кийосаки называет активами всё, что приносит доход (например, свой бизнес или инвестиции), а пассивами – всё, что его отнимает (кредиты, долги, ипотеки и т.д.). И вообще, его типология активов и пассивов относится к человеку (физлицу, если угодно). Мы же дальше будем говорить об активах и пассивах предприятия – «это другое» (с). Не путайте эти понятия между собой.
Виды активов
Классифицировать активы можно по-разному. По типу использования в хозяйственной деятельности активы делятся на оборотные и внеоборотные (эта классификация принята в отчете МСФО). Это мы подробно разберем далее. Но начала: другие типы классификации.
По характеру владения:
По характеру использования:
По ликвидности (т.е. оборачиваемости в деньги):
Далее я рассмотрю подробно классификацию активов, предусмотренную в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО).
Оборотные активы
Обычно отчет МСФО начинается как раз с перечисления активов и пассивов – это раздел отчетности так и называется: «Активы и пассивы» (но некоторые компании начинают с «Отчета о прибылях и убытках», поэтому просто найдите соответствующую часть отчета).
Оборотные активы в этой классификации – это те активы, которые используются непосредственно для осуществления текущей деятельности (т.е. участвуют в обороте): сырье, товары, материалы, а также денежные средства. Эти активы должны быть израсходованы в течение ближайшего года, обратившись в деньги или же в дебиторскую задолженность (т.е. задолженность клиентов).
В отчетности активы указываются по степени ликвидности сверху вниз (т.е. чем проще обратить актив в деньги, тем выше он будет находиться в списке активов).
К оборотным активам относятся:
1. Денежные средства и их эквиваленты. По факту, это запас средств на счетах или вкладах, которые могут быть куда-нибудь потрачены прямо сейчас. Это самые ликвидные активы. В перспективе хорошо, если запасы кэша растут: значит, у компании будут резервы на случай черного дня или удачную инвестицию.
2. Краткосрочные финансовые активы. Как правило, это вложения в короткие облигации или фонды. Их ликвидность ниже, чем у кэша, но тоже довольно высока. Тут нужно смотреть на качество вложений. Если госбумаги – то всё норм, если ВДО – это повод задуматься.
3. Дебиторская задолженность. Это деньги, которые должны заплатить компании контрагенты. Например, компания отгрузила 100 тонн нефти, но еще не получила оплату. Чтобы не допускать в бухгалтерии «кассового разрыва» (ведь товар продан, а не списан), эта будущая оплата записывается в дебиторку.
Нужно смотреть, чтобы с годами дебиторка не сильно росла – ведь клиенты могут и не заплатить. Кроме того, нужно смотреть на качество дебиторской задолженности – если компания работает с потенциальными банкротами, то она сама без пяти минут банкрот. Некоторые компании учитывают в дебиторке возможные убытки, т.е. показывают дебиторскую задолженность меньше, чем она есть в реальности.
4. Запасы (товарно-материальные активы). Это товары, материалы и сырье, которым обладает компания. У торговых, добывающих и промышленно-производственных компаний это будет самая крупная категория активов. У IT, биофармы, компаний из сферы услуг, естественно, таких активов будет гораздо меньше.
Инвестору нужно следить, чтобы количество запасов не росло слишком сильными темпами, иначе происходит затоваривание складов. Это не только это свидетельствует об отсутствии спроса на товар, но и влечет за собой рост расходов на обслуживание складов. При излишнем затоваривании компании вынуждены занижать цены или вовсе списывать излишки.
5. Налог к возмещению. Чаще всего здесь «скрывается» возмещенный НДС – это такой аналог налогового вычета для компаний. Но могут быть и другие налоговые поблажки, например, сниженный НДПИ.
6. Прочие оборотные активы. Сюда включаются, например, производные финансовые инструменты, краткосрочные депозиты, предоплата и т.д.
7. Резервы. Некоторые компании указывают в составе активов отложенные резервы.
В примечаниях к отчетности компании указывают конкретный состав активов. Если вы хотите погрузиться в изучение деятельности организации, обязательно их читайте.
Вот так выглядят оборотные активы на примере отчетности Лукойла за 2020 год.
Внеоборотные активы
К внеоборотным активам относится всё то, что будет использоваться компанией не один год. Например, это могут быть патенты, разработки, техника, земля, оборудование (допустим, станки). Условно говоря – это то, с помощью чего осуществляется деятельность.
Например, чтобы завод выпустил готовую продукцию, он должен купить землю, возвести цех, поставить станки – всё это внеоборотные активы. Затем завод привозит железо и уголь и делает из них стальные детали, которые потом продает. И вот это (железо, уголь, детали) и будут оборотные активы.
Для каждого предприятия определяются свои оборотные и внеоборотные активы. Например, если у нас не завод, а фирма по продаже станков, то станки будут оборотными активами. Если у нас завод по производству станков, то используемые в производстве станки будут внеоборотными активами, а новые сделанные станки – оборотными.
К внеоборотным активам относятся:
1. Основные средства. Они делятся на две большие категории: материальные и нематериальные. Материальные – это как раз те самые земли, станки, заводы и пароходы, словом: основное имущество фирмы. Нематериальные – патенты, лицензии, разрешения, ноу-хау и прочее. Кроме того, у финансовых компаний выделяют еще одну категорию: финансовые активы. Например, у банков это – выданные кредиты, а у инвестиционных компаний – вложения в другие фирмы.
У промышленных и производственных компаний типа Газпрома, Лукойла или Exxon Mobile основных материальных средств будет гораздо больше, чем, скажем, у банков, IT или компаний из сферы услуг (у условного Яндекса из оборудования – только компьютер и стол для программиста, а у условного Лукойла – километры труб, хабы, сети, качалки, заправки и т.д.). Поэтому компании с большим объемом материальных активов называют капиталоемкими – чтобы запустить новую нефтяную компанию, потребуется гораздо больше капитала, чем открыть IT-фирму.
Важно: когда инвесторы говорят, что компания растет, то обычно под ростом подразумевается как раз-таки увеличение основных средств. Если объем основных средств растет, то всё нормально.
Но нужно смотреть, чтобы в активах не надувался пузырь. Компания может решить, что сегодня ее земля стоит 1 млрд рублей, а завтра – 2 млрд рублей. Такие бухгалтерские упражнения называются переоценкой имущества и некоторыми компаниями осуществляются регулярно. Одновременно завышается размер капитала (мы же помним, что активы = пассивам?). Получается, мы имеем завышенную оценку компании и более низкие мультипликаторы.
Ну, и переоценка работает в другую сторону. Компания может решить, что ее ГРЭС стоит не 15 млрд, а 12 – активы уменьшаются, а мультипликаторы улучшаются (становится лучше рентабельность активов и т.д.).
2. Долгосрочные финансовые активы. Обычно это долгосрочные депозиты (сроком более 1 года), ценные бумаги с погашением через год (например, облигации и векселя) и т.п. Компании в примечаниях раскрывают конкретный состав активов. Если компания – финансовая, то смотреть эти примечания прям обязательно надо.
3. Инвестиции в ассоциированные и дочерние предприятия. Здесь имеются в виду займы, выданные совместным, ассоциированным и дочерним предприятиям в рамках одного холдинга. Поступления от этих займов учитываются в доходах в виде финансовых доходов.
4. Долгосрочная дебиторская задолженность. Что такое дебиторка – вы уже знаете, поэтому едем дальше.
5. Активы в форме пользования. Это активы, сданные в аренду. Например, техника, переданная в лизинг, или зафрахтованные судна.
6. Гудвилл. Это «добавочная стоимость» холдинга, так как в целом холдинг стоит больше, чем его отдельные части. Изначально идея гудвилла появилась при оценке ликвидационной стоимости компании, чтобы оценить (в деньгах) эту самую «добавочную стоимость».
Например, при построении вертикально-интегрированного холдинга (полный цикл – от добычи сырья до продажи готовых изделий) транспортных издержек будет меньше, так как не надо платить поставщику за сырье и сторонней компании за доставку. Чем больше в холдинге взаимодействующих частей, позволяющих сокращать операционные издержки и наращивать прибыль, тем дороже будет стоить гудвилл.
Кроме того, если компания обладает уникальными технологиями или супер-менеджментом, это тоже будет отражаться в гудвилле.
На самом деле гудвилл – это «бумажный» актив, т.е. он не имеет материальной стоимости. Правил, которые определяют его стоимость, строго говоря не существует. Доходит до смешного, когда в некоторых компаниях с «одаренным» менеджментом гудвилл составляет чуть ли не 90% всех активов.
Я обычно смотрю на динамику гудвилла (если он растет – это хорошо, а если бухгалтеры периодически его списывают – значит, не очень хорошо) и на соотношение гудвилла и остальных активов. Если гудвилла больше 10% – значит, это повод хорошенько покопаться в отчетности.
7. Прочие внеоборотные активы. Здесь всё, что не поместилось в предыдущих пунктах. Расшифровку, как обычно, нужно искать в примечаниях.
Внеоборотные активы на примере Газпрома.
Чистые активы предприятия
Итак, мы разобрались, что активы компании – это совокупность внеоборотных и оборотных активов. Активы всегда равны пассивам. Пассивы, в свою очередь, образуются из капитала и обязательств.
Поэтому формула расчета активов будет такой:
Активы = обязательства + капитал
Но сам по себе размер активов мало что говорит. У одной компании активы 100 млрд долларов, а у другой – 150 млрд. Какая лучше? Можно подумать, что вторая, раз у нее больше активов.
Но потом окажется, что у первой компании почти нет обязательств и активы сформированы в основном капиталом, а у второй всё наоборот, и все активы взяты в долг.
Бенджамин Грэм в книге «Разумный инвестор» вводит такое понятие, как «чистые активы». Чистые активы (ЧА, Net Assets) – это разница между активами и обязательствами компании. Проще говоря, это сумма, которая останется инвесторам, если компания продаст все свои активы (обратит их в деньги), а потом погасит свои долги.
То есть самая простая формула ЧА будет такой:
Затем Грэм предлагал на стоимость ЧА разделить количество акций компании – так он определял справедливую стоимость акции.
Вариант этой же формулы, но скорректированный на долги учредителей и доходность будущих периодов:
ЧА = активы – обязательства + задолженность учредителей по взносам в уставный капитал + доходность будущих периодов
Другой подход: из стоимости активов вычесть не все обязательства, а только их часть (текущие обязательства). То есть формула будет такой:
ЧА = активы – текущие обязательства
Например, у девелоперов значительная часть долгосрочных обязательств формируется в виду специфики их бизнеса. Так, деньги пайщиков (покупателей недвижимости) помещаются на эскроу-счета в банке, и под эти деньги застройщику выдается кредит, который учитывается как раз в долгосрочных обязательствах. Когда дом сдан, кредит в банке погашается, а застройщик получает деньги с эскроу-счета.
Если считать стоимость ЧА по классической формуле, у нас будет занижение показателя. Поэтому целесообразнее вычесть из активов не все обязательства, а только краткосрочные и часть долгосрочных.
Чистые материальные активы
Для компаний, у которых большая доля материальных активов, обычно считают не стоимость чистых активов, а стоимость чистых материальных активов (Net Tangible Assets, NTA). Это нужно, чтобы понять, сколько реально стоит физическое имущество фирмы.
NTA = активы – обязательства – гудвилл – нематериальные активы
Таким образом, мы «очищаем» активы от всех долгов, бумажных и нематериальных активов.
Отмечу, что считать NTA для IT, биомедицинских, рекламных компаний, фирм из сферы услуг не совсем правильно, потому что большую часть их активов формируют как раз-таки нематериальные активы и гудвилл, и произойдет существенное занижение оценки.
Рентабельность активов
Ну ок, мы рассчитали размер активов, стоимость чистых или материальных активов – но что нам это дает?
Чтобы понять, насколько эффективно компания использует активы, применяют формулу ROA (Return of Assets, т.е. рентабельность активов). Формула выглядит так:
ROA = чистая прибыль / активы * 100%
Чем выше показатель ROA, тем лучше.
Например, у двух фирм одинаковая стоимость активов – 50 млрд долларов. Но компания А имеет чистую прибыль в размере 5 млрд долларов, а компания Б – 15 млрд. Посчитаем ROA:
По показателю ROA мы можем сравнить компании в одной сфере деятельности и понять, кто из них более эффективно использует свои активы. Может оказаться так, что небольшая закусочная «У Ашота» является намного более рентабельней глобальной транснациональной нефтяной компании.
Долг / активы
Коэффициент долг / активы (отношение долга к активам, или Total debt ratio) показывает, какая часть активов была профинансирована внешними заимствованиями. Проще говоря, показывает долю обязательств в активах.
Total debt ratio = обязательства / активы
Посмотрим значение коэффициента у Газпрома. Активы на конец 2020 года составляли 23,352 трлн рублей, а обязательства – 8,547. Значит, Total debt ratio равен 8,547 / 23,352 = 0,366.
Это значит, 36,6% активов профинансированы обязательствами, а остальную часть активов (63,4%) формирует капитал.
Значение Total debt ratio ниже 0,4 говорит о низкой долговой нагрузке, выше 0,6 – о высокой.
Иногда бывает так, что у компании – отрицательный капитал из-за большой доли долгов и накопленного дефицита. В таком случае обязательства могут оказаться в несколько раз больше активов. Например, у Мечела капитал оставляет –230,67 млрд рублей, а обязательства 424,51 млрд. Активы при этом равны 193,84 млрд рублей (т.е. обязательства + капитал, в данном случае 424,51 – 230,67).
Следовательно, коэффициент Total debt ratio будет равен: 424,51 / 193,84 = 2,19.
В целом, если TDR оказывается выше 1, это значит, что долгов у компании больше, чем активов. И это не очень-то хорошо, особенно в долгосрочной перспективе.
Коэффициент иммобилизации
Еще один коэффициент, связанный с активами – это так называемый коэффициент иммобилизации. Он показывает степень ликвидности активов. Инвесторы смотрят на него, чтобы понять, насколько быстро компания сможет обратить свои активы в деньги.
КИ = постоянные активы / текущие активы
Какие именно активы относить к постоянным и текущим, определяется спецификой бизнеса. Чем ниже значение коэффициента, тем больше доля ликвидных активов фирмы.
На самом деле на практике этот коэффициент используется довольно редко, но знать о нем лишним не будет.
Коэффициент текущей ликвидности
А вот этот мультипликатор используют гораздо чаще, главным образом – для определения платежеспособности предприятия.
Формула коэффициента текущей ликвидности такова:
КТЛ = оборотные активы / краткосрочные обязательства
Мультипликатор показывает, может ли компания погасить текущие обязательства за счет исключительно оборотных активов. Если завтра в фирму придет кредитор и потребует отдать все долги до копейки – сможет ли фирма сделать это?
Соответственно, чем выше значение коэффициента, тем лучше. Если оно выше 1, то это просто замечательно: это– значит, у компании достаточно средств прямо сейчас, чтобы отвечать по своим коротким обязательствам.
Итак, активы – это имущество компании, которое формируется за счет собственных средств компании (капитала) и заемных (обязательств). Активы всегда равны пассивам – это главное правило бухгалтерского равенства. Разделить активы можно по-разному, самое распространенное деление – на оборотные (со сроком обращения менее 1 года) и внеоборотные (со сроком использования более 1 года). Активы отображаются в отчетах по МСФО. На основе значения активов рассчитывают разные мультипликаторы, самый важный из которых ROA – он показывает рентабельность активов, и чем он выше – тем лучше. На этом всё. Удачи, и да пребудут с вами деньги!
[Общее число голосов: 4 Средняя оценка: 5 ]