Что такое филиал школы
Типовое положение
о филиалах государственных образовательных учреждений среднего
профессионального образования
I. Общие положения
1. Филиал государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования (далее – филиал) – это обособленное подразделение государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования (далее – образовательное учреждение), расположенное вне места его нахождения.
2. Деятельность филиала осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом образовательного учреждения и положением о данном филиале, разработанным образовательным учреждением в соответствии с настоящим Типовым положением и утвержденным руководителем образовательного учреждения.
3. Филиал не является юридическим лицом. Филиал может осуществлять по доверенности образовательного учреждения полностью или частично правомочия юридического лица.
II. Создание, реорганизация и ликвидация филиала. Структура филиала
4. Филиал создается, реорганизуется, ликвидируется учредителем образовательного учреждения.
5. Создание филиала для ведения образовательной деятельности осуществляется при наличии учебно-материальной базы, кадрового состава, информационного и социально-бытового обеспечения образовательного процесса, соответствующих требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям среднего профессионального образования.
6. Решение о создании, реорганизации и ликвидации филиала принимает учредитель образовательного учреждения.
Решение о создании филиала может быть принято учредителем на основании ходатайства образовательного учреждения. В этом случае необходимо представить следующие материалы:
а) социально-экономическое обоснование создания и функционирования филиала, перспективы его развития;
б) выписку из решения органа самоуправления образовательного учреждения о создании филиала с указанием наименования филиала;
в) перечень образовательных программ с указанием сроков обучения и численности предполагаемого контингента обучающихся;
г) сведения о необходимом кадровом обеспечении;
д) копии документов, подтверждающих наличие необходимой учебно-материальной базы (при аренде образовательным учреждением для нужд филиала объектов собственности, закрепленных за другим государственным или муниципальным образовательным учреждением, требуется согласие совета другого образовательного учреждения).
7. Наименование филиала устанавливается при его создании.
8. Филиал может быть переименован учредителем образовательного учреждения на основании ходатайства образовательного учреждения.
9. Филиал российского образовательного учреждения на территории иностранного государства, а также филиал зарубежного образовательного учреждения на территории Российской Федерации создается, реорганизуется, переименовывается и ликвидируется в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
10. Наименование филиала, его местонахождение, реквизиты распорядительного документа учредителя о создании, реорганизации, переименовании филиала вносятся в устав образовательного учреждения в установленном порядке.
11. Филиал регистрируется по фактическому адресу на основании п. 24 ст. 33 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ.
12. Филиал может иметь в своей структуре отделения, подготовительные курсы и другие подразделения.
Порядок создания, реорганизации и ликвидации структурных подразделений филиала определяется положением о данном филиале или уставом образовательного учреждения.
III. Управление филиалом
13. Управление филиалом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Типовым положением и уставом образовательного учреждения.
По решению совета образовательного учреждения может быть создан выборный представительный орган – совет филиала. Порядок формирования, полномочия и организация деятельности совета филиала определяются уставом образовательного учреждения.
Непосредственное управление филиалом осуществляет руководитель филиала, назначаемый приказом руководителя образовательного учреждения из числа работников, имеющих, как правило, опыт учебно-методической и организационной работы в образовательном учреждении среднего профессионального образования.
14. Руководитель филиала осуществляет свою деятельность от имени филиала в соответствии с законодательством Российской Федерации по доверенности, выданной от имени образовательного учреждения, за подписью руководителя образовательного учреждения или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати образовательного учреждения.
15. Руководитель филиала:
обеспечивает функционирование филиала;
представляет филиал в отношениях с органами законодательной и исполнительной власти, юридическими и физическими лицами;
представляет отчет о деятельности филиала в образовательное учреждение.
IV. Образовательная деятельность филиала
16. Филиал, осуществляющий образовательную деятельность, может реализовывать одну или несколько образовательных программ в частичном или полном объеме по различным формам обучения при наличии соответствующей лицензии.
17. Филиал проходит лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».
18. Филиал российского образовательного учреждения на территории иностранного государства, а также филиал зарубежного образовательного учреждения на территории Российской Федерации проходит лицензирование, аттестацию, государственную аккредитацию и осуществляет образовательную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
19. Организацию приема в филиал осуществляет приемная комиссия образовательного учреждения в порядке, определяемом правилами приема в данное образовательное учреждение.
При приеме документов от поступающих на обучение в филиале по образовательным программам, реализуемым в частичном объеме, образовательное учреждение обязано ознакомить поступающих и (или) их родителей (законных представителей) с условиями завершения обучения.
Зачисление в состав студентов филиала осуществляется приказом руководителя образовательного учреждения.
20. Величина и структура приема студентов на обучение в филиале за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета определяются образовательным учреждением в рамках контрольных цифр и ежегодно устанавливаются образовательному учреждению учредителем.
Сверх контрольных цифр приема студентов филиал вправе осуществлять подготовку специалистов по договорам, заключаемым образовательным учреждением с физическими и (или) юридическими лицами, с оплатой ими стоимости обучения. При этом общая численность обучающихся в филиале не должна превышать предельную численность контингента, установленную ему лицензией на право ведения образовательной деятельности.
21. В документах о среднем профессиональном образовании (диплом о среднем профессиональном образовании, академическая справка) наименование филиала не указывается.
22. Филиал ведет бухгалтерский учет, руководствуясь Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ, Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 года № 107, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2000 года, регистрационный № 2064).
Филиал в срок, определяемый образовательным учреждением, представляет руководству образовательного учреждения бухгалтерский отчет об использовании бюджетных и внебюджетных средств и другую установленную отчетность.
23. Филиал с согласия руководителя образовательного учреждения может иметь печать, штамп, бланк со своим наименованием.
24. Для филиала негосударственного и муниципального образовательного учреждения среднего профессионального образования настоящее Типовое положение является примерным.
Министерство образования Российской Федерации направляет для руководства и исполнения прилагаемое Типовое положение о филиалах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, утвержденное приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 июля 2000 года № 2311 и зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 09 августа 2000 года, регистрационный № 2343.
Просим довести данное Типовое положение до сведения подведомственных средних специальных учебных заведений (ссузов) и обязать директоров ссузов привести положения о филиалах в соответствие с Типовым положением.
Дополнительно сообщаем, что филиал ссуза может быть создан для осуществления как образовательной, так и научно-методической, хозяйственной, социальной и иной деятельности.
При рассмотрении вопросов создания филиала рекомендуется учитывать мнение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и соответствующего совета директоров образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Наименование филиала устанавливается при его создании. В случае если в наименовании филиала употребляется специальное название, наряду с ним указывается «филиал» и принадлежность к образовательному учреждению.
Среднее специальное учебное заведение вправе объявлять прием на обучение в филиале по образовательным программам только при наличии лицензии филиала на право ведения образовательной деятельности по этим программам.
При реализации образовательных программ в филиале с использованием дистанционной технологии обучения необходимо, чтобы обучающийся был зачислен в установленном порядке в филиал среднего специального учебного заведения на одну из форм обучения (очную, очно-заочную (вечернюю), заочную).
Филиал, реализующий образовательную программу в полном объеме и осуществляющий итоговую аттестацию выпускников, проходит аттестацию самостоятельно, а государственную аккредитацию – в составе образовательного учреждения. Филиал, в котором образовательная программа реализуется в частичном объеме, проходит аттестацию и государственную аккредитацию в составе образовательного учреждения.
Все виды деятельности филиала как обособленного подразделения среднего специального учебного заведения осуществляются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также уставом среднего специального учебного заведения и Положением о филиале, утверждаемым директором образовательного учреждения среднего профессионального образования.
Рекомендации но нормативно-правовому и организационному обеспечению создания моделей развития сети общеобразовательных учреждений, обеспечивающих условия для получения качественного общего образования независимо от места жительства
Рекомендации но нормативно-правовому и организационному обеспечению создания моделей развития сети общеобразовательных учреждений, обеспечивающих условия для получения качественного общего образования независимо от места жительства
Перспективными моделями развития сети общеобразовательных учреждений, обеспечивающих условия для получения качественного общего образования независимо от места жительства в Московской области рассматриваются следующие:
• Базовая школа с сетью филиалов
• Модель «Социокультурный комплекс»
• Модель «Ресурсный центр»
Принятию решения о реализации соответствующих моделей предшествует работа по анализу состояния сети и социально-экономических условиях ее функционирования. На основании анализа разрабатывается и утверждается муниципальная программа развития сети общеобразовательных учреждений, определяющая объекты для реорганизации, сроки ее проведения и порядок финансирования. Обязательным условием является проведение разъяснительной работы с населением населенных пунктов, расположенных на территории реорганизуемых школ.
Базовая школа с сетью филиалов
Базовая школа — относительно крупное, обеспеченное современными средствами обучения и квалифицированным педагогическим персоналом образовательное учреждение 1-й, 2-й и, по возможности, 3-й ступени общего образования, в котором организована транспортная доставка детей из близлежащих населенных пунктов и (или) обучение детей в филиалах школы, расположенных в этих населенных пунктах.
Базовая школа является юридическим лицом и имеет организационно-правовую форму муниципального бюджетного учреждения.
Создание базовой школы предполагает реорганизацию входящих в школьный округ малокомплектных и малочисленных сельских школ путем их присоединения к базовой школе в качестве ее филиалов.
Базовая школа по отношению к филиалам функционально выступает в качестве ресурсного центра, так как она в лучшей степени укомплектована учебным оборудованием, имеет более сильные и квалифицированные педагогические кадры.
Базовая школа, оснащенная телекоммуникационным и компьютерным оборудованием, может быть центром дистанционного обучения.
В базовую школу зачисляются (переводятся) с согласия родителей все дети, обучающиеся в ее филиалах, а также и все работники филиалов, поскольку школа является единым юридическим лицом. Обучающиеся филиалов проходят в базовой школе итоговые аттестации.
Определение филиалов (отделений).
Филиалы не являются юридическим лицом, имеют правовой статус структурных подразделений базового учреждения и действуют на основании положения о филиале и доверенности директора базовой школы.
Общие нормы федерального законодательства, содержащиеся в статье 55 Гражданского кодекса РФ, определяют филиал как обособленное подразделение юридического лица, выполняющее все или часть его функций и расположенное вне места его нахождения (то есть за пределами административных границ населенного пункта).
Возможны различные варианты создания базовой школы с комбинациями филиалов и отделений, расположенных как в одном и том же населенном пункте, так и в разных населенных пунктах. Например, в базовую школу реорганизуется средняя школа, в качестве филиалов к ней присоединяются основная школа и детский сад, расположенные в другой местности, и в качестве отделения базовой школы к ней присоединяется также начальная школа, расположенная в том же населенном пункте.
По решению уполномоченного органа местного самоуправления в состав базовой школы могут также включаться на правах филиалов или отделений бывшие учреждения дополнительного образования. Если в состав базовой школы входят образовательные учреждения иных типов (дошкольного, дополнительного образования), то деятельность базовой школы регулируется также и типовыми положениями соответственно о дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, принимаемыми на федеральном уровне власти.
Правила создания базовой школы.
При создании и комплектовании базовых сельских школ необходимо соблюдать следующие общие требования законодательства:
• обеспечение доступности общего образования всех уровней для детей, проживающих на территории базовой школы;
• обеспечение качества обучения, более высокого в сравнении с другими
школами региона;
• обеспечение свободного выбора обучающимися и их родителями классов и
профиля обучения.
Условием проведения реорганизации является наличие программы реструктуризации, принятой местными органами самоуправления, в которой определяются объекты реструктуризации по соответствующей модели.
Местные органы самоуправления проводят экспертизу, предусмотренную требованиями федерального законодательства, определяют базовые школы, сельские школы, подлежащие переводу в статус филиалов, и школьные округа.
Глава местной администрации издает распоряжение о реорганизации малокомплектных школ путем присоединения их к базовой школе. При этом важно точно соблюдать используемую Гражданским кодексом РФ терминологию: «реорганизация путем присоединения», а не «закрытие» (нелегальный термин) или «ликвидация». При реорганизации согласия схода местных жителей закон не требует, тем не менее, орган управления образованием проводит разъяснительную работу с жителями населенных пунктов, расположенных на территории реорганизуемых сельских школ и обеспечивает оформление перевода обучающихся этих школ в соответствии с заявлениями родителей.
Базовая школа совместно с органом управления образованием готовит и принимает: изменения в уставе базовой школы; локальный правовой акт «Положение о филиале школы», регистрирует эти документы в государственных регистрационных органах.
Процедура реорганизации проводится в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ. Согласно предписаниям ГК РФ оформляются предусмотренные кодексом документы (передаточный акт):
«Статья 59 ГК. Передаточный акт и разделительный баланс
1. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.2. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Статья 60. Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации
1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о
реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.
2. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.
3. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут
солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица
перед его кредиторами. »
Правовое оформление реорганизации образовательных учреждений.
Решение о реорганизации сельских школ принимается уполномоченным органом местного самоуправления с учетом результатов обязательной экспертизы, проводимой местными органами управления, как это требует Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» N 124-ФЗ:
«. Статья 13. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей
Состав экспертной комиссии, формулировки конкретных вопросов, подлежащие экспертной оценке, и сроки экспертизы определяются органом местного самоуправления.
Гражданское законодательство различает реорганизацию и ликвидацию юридических лиц. В отличие от ликвидации при реорганизации происходит полное правопреемство, то есть все права и обязательства реорганизуемых юридических лиц, в том числе имущественные, переходят реорганизуемым юридическим лицам.
С точки зрения закона присоединение означает для присоединяемого учреждения утрату его статуса юридического лица и переход в правовое положение (статус) структурного подразделения другого юридического лица. Фактически реформируются оба учреждения: учреждение, к которому присоединяется другое учреждение на правах подразделения, изменяет свою структуру (и, следовательно, устав), принимает по передаточному акту права и обязательства присоединяемого учреждения.
Реорганизация путем присоединения считается завершенной с момента государственной регистрации устава базовой школы в территориальных органах Федеральной налоговой служба РФ и исключения из государственного реестра юридических лиц присоединенных учреждений.
Данная модель с точки зрения нормативно-правового обеспечения, предполагает различные варианты нормативных документов:
а) Малочисленная (до 10 обучающихся) начальная общая образовательная (НШ) школа преобразуется в филиал основной или полной общей образовательной школы, расположенной в другом населённом пункте:
— дополнения в Договор школы с учредителем;
— положения о филиале;
— дополнения в Устав основной школы;
— перечень требований к содержанию передаточного акта;
— примерный текст приказа органов управления образованием (ОУО) о реорганизации, изданный во исполнение распоряжения (постановления) муниципальных органов;
— образец записи в трудовую книжку работников малокомплектной школы.
б) Организация обучения школьников 5 и 6 классов в филиалах основных или средних (полных) школ на базе начальных школ:
— договор безвозмездного пользования (ссуды);
— положение о филиале;
— примерный текст приказа ОУО;
— договор между муниципалитетами о пользовании имуществом (аренды, ссуды, простого товарищества);
— примерный текст доверенности заведующему филиалом;
в) Открытие филиалов в образовательных учреждениях основного общего образования в других населённых пунктах для обучения в них обучающихся начальных и 5-6 классов, проживающих в этих населённых пунктах:
— Дополнение к Уставу образовательных учреждений;
— положение о филиале;
— примерный текст приказа ОУО;
— договор между муниципалитетами о пользовании имущества (аренды, ссуды, простого товарищества),
— примерный текст доверенности заведующему филиалом.
г) Открытие в близлежащих населенных пунктах на базе начальных образовательных учреждений филиалов образовательных учреждений среднего (полного) общего образования для обучения в филиалах 5 и 6 классов:
— Дополнение в Устав образовательного учреждения;
— положение о филиале;
— примерный текст приказа ОУО;
— договор между муниципалитетами о пользовании имуществом (аренды, ссуды, простого товарищества);
— примерный текст доверенности заведующего филиалом
Реформирование сети сельских образовательных учреждений требует не только издания правовых актов и юридического оформления со стороны муниципальных органов управления, но и значительных изменений внутришкольного локального правового регулирования, а также внесения изменений в договор с учредителем.
В частности, необходимо разработать и принять дополнения и изменения в устав базовой школы, отражающие новую структуру школы и содержание ее деятельности. В уставе школы должны быть обозначены филиалы и структурные подразделения, выполняющие образовательные функции. К уставу школы прилагаются дополнения: положения о филиалах и отделениях школы, принятые в качестве локальных актов органами управления школы и утвержденные учредителем. Устав вместе с дополнительными локальными актами входят в состав пакета документов, необходимых для государственной регистрации базовой школы.
Примерная структура «Положения о филиале (отделении) школы» содержит минимально следующие разделы:
• общие положения, статус подразделения, цели и задачи;
• управление филиалом, полномочия заведующего;
• имущественные права филиала, учет имущества на отдельном балансе филиала;
• порядок изменений и дополнений в Положение о филиале;
• основания и порядок упразднения филиала.
Директор базовой школы разрабатывает и подписывает доверенность руководителю филиала, в которой отражаются конкретные полномочия, предоставляемые школой филиалу. Такими полномочиями могут быть право подписания договоров от лица школы по отдельным вопросам деятельности, право приема на работу в филиал школы работников, зачисления обучающихся и другие в зависимости от усмотрения директора школы, делегирующего свои полномочия руководителю филиала (отделения).
Реорганизация также требует внесения изменений в должностные инструкции работников, изменений условий трудовых договоров с работниками и правил внутреннего трудового распорядка школы в соответствии с новой организацией работы.
Регулирование отношений в коллективе школы
Перевод (зачисление) в базовую школу обучающихся реорганизуемых школ осуществляется в общем порядке с письменного согласия родителей и оформляется приказом о зачислении. При этом перемена образовательного учреждения не означает для обучающегося изменение фактического места обучения: в большинстве случаев обучающиеся, особенно младших классов, будут продолжать обучение в бывшей школе, реорганизованной в филиал базовой школы, но получат возможность обучения в самой базовой школе, если, например, будет организована транспортная доставка или проживание в интернате при школе, либо имеется возможность самостоятельного посещения базовой школы с соблюдением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами (СанПиН).
В соответствии со статьей 75 Трудового кодекса РФ при реорганизации школы трудовые отношения с работниками продолжаются с их согласия. Следовательно, педагогические и другие работники реорганизуемой школы имеет право на продолжение работы в базовой школе в той же должности и на тех же условиях трудового договора. Эти правила касается всех работников, включая руководителей присоединяемых учреждений.
В случае, если базовая школа имеет школьную передвижную лабораторию, учителю, работающему в лаборатории и постоянно выезжающему за пределы населенного пункта, необходимо предложить изменение трудового договора и внесение в договор с его согласия условия о работе в другой местности (разъездном характере работы), т. к. согласно трудовому законодательству работа в другой местности является существенным условием трудового договора и требует согласия работника.
Для справки приводим текст статьи 73 Трудового кодекса РФ.
«. Статья 73. Изменение существенных условий трудового договора
По причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, допускается изменение определенных сторонами существенных условий трудового договора по инициативе работодателя при продолжении работником работы без изменения трудовой функции.
О введении указанных изменений работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.
При отсутствии указанной работы, а также в случае отказа работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 статьи 77 настоящего Кодекса».
Аналогичные изменения существенных условий трудового договора могут потребоваться и в отношении других работников, если это необходимо для организации базовой школы.