Что такое фикшн и нон фикшн в литературе
В последнее время все популярнее становится литература в жанре нон-фикшн. Что это такое, поможем разобраться в этой статье. А также посоветуем лучшие книги в этом направлении.
В конечном счете автор предлагает на суд читателю законченную версию событий.
Особенности жанра
Публицистический стиль характерен для жанра нон-фикшн. Что это за произведения, не похожи ли они на классическую журналистику, спросите вы. Нет, есть ряд существенных отличий.
Во-первых, нон-фикшн отличается от журналистики тем, что охватывает значительно больший период времени. Во-вторых, значительно больше объем произведения. Отличие документальной прозы от научно-исторического исследования состоит в том, что в жанре нон-фикшн картинка воссоздается ярко и живо, большое внимание уделяется психологическому портрету персонажей.
Яркие представители жанра нон-фикшн
В российской литературе жанр документальной прозы весьма популярен. Есть целый ряд авторов, которые специализируются на нон-фикшне.
Валентин Катаев
Не только в современной России, но и в советскую эпоху была популярна нон-фикшн литература. Что это за произведения, можно разобраться, проанализировав творчество Валентина Катаева.
В 1964 году он написал публицистическую документальную повесть «Маленькая железная дверь в стене», которую сам отнес к жанру мовизма, противопоставляя ее официальной советской литературе, где все гладко и хорошо.
Лидия Гинзбург
Если вы ищете биографические, в жанре нон-фикшн книги, которые стоит прочитать, то с трудами Гинзбург нужно обязательно ознакомиться. Это книги воспоминаний о поэтах Анне Ахматовой, Владимире Маяковском, писателе и сценаристе Викторе Шкловском, литературоведе Борисе Эйхенбауме, прозаике Юрии Тынянове, писательнице Надежде Мандельштам, супруге известного поэта.
Большой вклад в понимание литературы и жизни России в XX веке внесли записные книжки Гинзбург, которые начали печатать только в годы перестройки.
Александр Солженицын
В романе «Красное колесо» используется чисто документальный жанр. Все повествование построено на стенограммах и репортажах, применяется модернистская поэтика, в этом заметно влияние на Солженицына Дос Пасоса.
Светлана Алексиевич
Практически все ее произведения написаны в художественно-документальном жанре. Коллеги по цеху называют ее «хранительницей памяти». Нобелевская премия в жанре нон-фикшн по литературе была присуждена впервые за последние полвека.
В 1985 году увидели свет «Последние свидетели: книга недетских рассказов». Ее героями стали дети, которым во время войны было от 6 до 12 лет.
Третья книга посвящена уже современным событиям. Это роман «Цинковые мальчики», об участниках войны в Афганистане. Здесь главными героями интервью выступили матери погибших солдат, выполнявших интернациональный долг.
В 1993 году вышла ее книга «Зачарованные смертью». В ней описывалась волна самоубийств, вызванная резкими переменами в Советском Союзе, закончившимися развалом страны. Через 4 года вышел роман «Чернобыльская молитва», описывающий воспоминания очевидцев чудовищной аварии на АЭС в 1986 году.
Книжная выставка «Нон-фикшн»
С лучшими образцами современной документальной прозы можно познакомиться на выставке, посвященной литературе в жанре нон-фикшн.
Среди отечественных произведений, представленных в 2016 году, работа доктора исторических наук Ольги Христофоровой «Одержимость в русской деревне». Автор провела в российском селе много лет.
Зарубежные авторы
На книжных выставках, посвященных нон-фикшну, находится место и иностранным авторам. Многие читатели обратили внимание на роман Мишеля Пастуро «Черный». Этот французский автор пишет историю цветов. Ранее уже вышло исследование под названием «Синий». Теперь ученый обратился к, пожалуй, самому противоречивому и табуированному цвету.
Автор обращается к разным областям науки. К технологии, химии, истории, даже к живописи, поэзии и моде. В результате он создает свою биографию цвета. Убедительную, живую и занимательную.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖАНРА НОН-ФИКШН
ЛИТЕРАТУРА НОН-ФИКШН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖАНРА
ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ
4. НОН-ФИКШН, БЕЛЛЕТРИСТИКА И ПУБЛИЦИСТИКА:
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ
ПРИЗНАКИ ЖАНРА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА
На русский язык часто переводят как документальный роман, что является одной из причин множества недоразумений. Это тот самый случай, когда иностранный термин нельзя в точности перевести на русский язык.
Понятие «литература нон-фикшн» прочно вошло в терминологический обиход научной и публицистической сфер. В то же время при попытках конкретизировать содержание понятия «литература нон-фикшн» возникает целый ряд серьезных затруднений.
Проявлением этих сложностей являются разноплановые трактовки понятий в специальной литературе. Классические литературоведческие словари не фиксируют этого понятия.
Словарь-справочник «Массовая литература в понятиях и терминах» (2015 г.) литературу нон-фикшн определяет как «особый жанр литературы, для которого характерно построение сюжетной линии на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла». Предлагается следующий синонимичный ряд: «документальная проза», «непридуманная литература», «литература факта», «интеллектуальная литература».
Такие разноплановые трактовки говорят о неустоявшемся терминологическом характере понятия, находящегося в стадии продолжающегося формирования.
Что такое нон-фикшн? Это один из самых парадоксальных жанров в литературе.
На сегодняшний день нет окончательных общепринятых определений термина «литература нон-фикшн», как и очерченных границ жанра.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖАНРА
Первое произведение, написанное в этом жанре датируется 1965 годом. Это была книга Трумана Капоте «Хладнокровное убийство».
В нем речь идет об убийстве семьи из 4 человек, которое с целью добраться до хранящихся в доме сбережений совершили два молодых человека. Автор сам назвал свое произведение романом нон-фикшн (nonfictionnovel).
Книга Т. Капоте раскрывала природу насилия как сложного социального и психологического феномена. Она мгновенно стала бестселлером и породила особый жанр романа-репортажа или документального романа. Взвешенность и непредубежденность авторской позиции, блестящая выверенность стиля, полифоничность изображения сделали роман Т. Капоте образцом документально-художественной литературы.
Томас Вулф – опыты экспериментальной и исследовательской документальной прозы:
— «Конфетнораскрашенная апельсиннолепестковая обтекаемая малютка (22 эссе, объединенных 4 темами: «Создатели новой культуры», «Герои и знаменитости», «Борьба за статус и светское общество» и «Любовь и ненависть в Нью-Йоркском стиле»).
Non fiction не временное явление, которое может пройти. И между двумя, указанными выше, ветвями словесности нет непереходимой границы, они одноприродны. Это всегда чувствовали те, кто зачислял в высшие достижения отечественной литературы такие книги, как «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков» (1789–1816), «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева (1790) и «Письма русского путешественника» Николая Карамзина (1803),
«Былое и думы» Александра Герцена, «Фрегат “Паллада”» Ивана Гончарова, «Записки из Мертвого дома» Федора Достоевского, «Очерки бурсы» Николая Помяловского, “Путешествие на Сахалин” А. Чехова, «Уединенное» Василия Розанова, «Люди, годы, жизнь» Ильи Эренбурга, «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына и др.
Теоретически это важнейшее положение было обосновано Л.Я. Гинзбург: для того, чтобы текст стал литературой, элемент вымысла не обязателен — обязателен только отбор, словесная организация. Последнее — фундаментальные признаки обеих этих ветвей литературы.
И сам художественный опыт Л.Я. Гинзбург блестяще доказал верность этой мысли: ее “Записки блокадного человека”, “Возвращение домой”, “Мысль, описавшая круг” тоже стали бестселлерами.
Интерес к нон-фикшну развивается волнообразно: в сложные времена люди стремятся уйти от реальности, хотят сказок, а в относительно спокойные, наоборот, от сказок устают и требуют неприкрытой правды.
У интереса к нон-фикшну в России есть историко-экономическое объяснение: кризис и разочарование итогами нулевых толкает людей от художественной прозы к документалистике, к осмыслению реальных событий. Интересно, что предыдущий подобный всплеcк наблюдался в перестроечные годы, когда лекции историков собирали многотысячные аудитории, а у публицистики были колоссальные тиражи.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖАНРА НОН-ФИКШН
Культура постмодернизма предлагает современному человеку компромисс в его различных проявлениях. Поп-арт уравнивает в своей значимости и ценности искусство элитарное и общества потребления, на телевидении и в журналистике такое явление, как инфотейнмент (infotainment), находит этот компромисс между информацией и развлечением.
В культуре сегодня традиционная парадигма понятий уже давно недействительна, отсутствие единого канона, стиля оборачивается возникновением множества субкультур. Это неизбежно приводит к синтетической культуре, где, казалось бы, незыблемые антитезы («высокое — низкое» или «научное — обыденное») не воспринимаются более как актуальные. Показательным примером синтетической культуры можно считать феномен нон-фикшн.
Документ, факт — основное условие нон-фикшн. Но в то же время благодаря художественному, образному видению писатели, обратившиеся к рассматриваемому жанру, осмысливают и группируют материал. Создаваемая ими картина действительности, сохраняя информационную, познавательную функцию, из логического ряда переходит в образный и приобретает художественно-эстетические свойства и качества.
В современной критике под понятием «нон-фикшн» подразумевают жанр, где при описании реальных фактов и событий используются литературные стили и техники, художественно-изобразительные средства и прочие приметы художественного письма. При этом данное понятие четко отделяется от публицистики, журналистики и научной литературы. К произведениям рассматриваемого жанра может быть применен художественной анализ в той же степени, в которой его заслуживают традиционные литературные тексты. Основная задача нон-фикшнсостоит в том, чтобы писать, подобно журналисту, но делать это так, чтобы текст воспринимался как беллетристика.
И здесь нет ничего необычного. Так, еще из теории ораторского искусства Аристотеля следует, что залог успешного выступления состоит вовсе не в строгом следовании логике и истине. Главное правило заключается в другом — оратор должен быть прежде всего убедительным.
Еще одно необходимое условие — то, о чем рассказывает автор, должно быть интереснымили, если иногда тема не представляет большого интереса для читателя, стиль автора должен привлечь читателя к предмету повествования.
Что такое фикшн и нон фикшн в литературе
«Вымысел не есть обман,
Замысел еще не точка…»
Булат Окуджава
Когда основатели одного любопытного нового словарного проекта предложили мне подумать об участии в нем, я вспомнила термин нон-фикшн…
Он возник в России накануне Миллениума, что называется, у меня на глазах, и не раз заставлял о себе задуматься. Предупреждаю, я не филолог, не лингвист, не культуролог. Так что «осмыслять» non fiction я буду со своих скромных позиций русского читателя, издателя и писателя.
Начну для нашего времени традиционно, с Яндекса. Запрос «Нон-фикшн — это что?» — дает массу ответов. Самый распространенный — «документальная проза». Самый длинный — «термин, объединяющий все виды нехудожественной литературы: деловой, научной, познавательной, юридической, спортивной, справочной… и прочее до бесконечности».
А вот и самый краткий ответ, как бы буквальный перевод с английского: Non fiction — не вымысел. Есть и такой — не вранье.
В 1999-м термин стал названием крупнейшей книжной выставки-ярмарки в Москве. Таким образом он получил постоянную прописку в столице.
В результате запущенный столицей англоязычный термин «обрусел», то есть превратился почти что в русское слово, всем как бы понятное. Или хотя бы не требующее специального осмысления.
И вправду, что тут осмысливать. Ну, да, есть в этом термине для русского уха некий привкус от слова «фикция». Хотя и оно тоже вполне обрусевшее, и давно. Но в странствиях по русским просторам слово фикция почему-то обрело негативный смысл: услышишь и словно воровскую латунную фиксу во рту почувствуешь — вместо здорового зуба… И почему же его пытаются нынче переводить так симпатично — вымысел? Фикция это ведь по-русски просто подмена, обман… Ну, возможно все это только и именно на русский вкус.
Однако мы и живем пока что в русском языке…
Как тут ни рассуждай, язык свободен как бог, навязывать ему хоть что-нибудь — напрасный труд. Он определяет каждое слово не только на смысл, но как раз и на вкус. Язык лежит в основе крайне сложной человеческой природы. Он объединят чувствование с сознанием, превращая и то, и другое в культурный код человечества. Его наличие один из главных видовых качеств Homo Sapiens.
Парадокс состоит и в том, что язык не только создатель и накопитель человеческой культуры, но и зеркало для неё, то есть наше общее зеркало. Так что имеет всё же смысл внимательно вслушиваться и всматриваться в новые слова языка. И в новые смыслы.
В конце двадцатого века Россию захлестнула свежая волна научно-технических иностранных терминов — помощнее, чем во времена Ломоносова.
Интервенция исходила в основном из области новейших информационных технологий. Одна из причин языкового цунами — отложенный ответ на давнишний запрет в СССР «лженауки кибернетики», который спровоцировал тотальное отставание нашего отечества в развитии АйТи. А там, где кибернетику лженаукой не посчитали, ученые основательно над ней потрудились, создавая (одновременно с ее теорией, инструментарием и технологией) весь грандиозный присущий ей словарь новых терминов, преимущественно английских. Когда же у нас кибернетику реабилитировали — СССР рухнул. То есть мир, вообще-то, перевернулся… Жить в перевернутом мире бывает не всегда легко и часто даже очень опасно, но иногда все же интересно и забавно.
Я помню, как в середине девяностых в стареньком трамвае «Аннушка» услышала разговор двух подростков, напомнивший мне фразу, придуманную в 1925 году языковедом Л. В. Щербой: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка». Но подлежащими и сказуемыми в нём были сплошь программистские термины нового мира. Как я поняла, парни собирались типа «кенсольнуть на хрен весь спам» и «апгрейдить софт». Вовсе не обязательно речь шла о компьютерных делах, возможно, они всего лишь собирались выпить Pepsi с картофелем fri в Макдональдсе. Но в воздухе столицы что-то действительно компьютерное отчетливо стало потрескивать… Родилась, вошла в моду и поплыла по просторам родины новая «феня». Любая старая — например, воровская — для тинейджеров конца тысячелетия была уже полным доисторическим отстоем. А феня рок-музыкантов (то есть лабухов) принадлежала отцам. Юные же потомки «клёвых чуваков» разглядели новые горизонты, расслышали англоязычный зов в свою эпоху, имя которой IT…
Напомню, запоздавший бум информационных технологий в русском мире почти совпал с первым бумом деловой активности, с энтузиазмом необученных бизнесу масс по поводу любых новых бизнес-технологий, которые, казалось, позволят догнать и перегнать всё упущенное, да и просто выжить в рушащемся мире. Началась контрабанда компьютеров и срочное их освоение.
Назрела компьютеризация с бизнес-революцией и в книжном деле. Государство от него отказалось, гигантские типографии были приватизированы, в стране возникли сотни, если не тысячи, новых частных издательств, пустившиеся в поиски инвесторов, но главным образом — в гонки за государственными заказами любой пище-бумажной печатной продукции. И во вторую очередь — гонки за обедневшим, но все еще многочисленным читателем… Однако, напечатать роман стало гораздо легче, чем его же продать. Распространение книжной продукции рухнуло, как и многое остальное. На этом фоне и возникла новейшая ярмарка. Назвали её удачно — «Non/Fiction». На наш тогдашний слух — звучало задорно. Время такое было, как в фильме «Брат-2» — «сила не в деньгах, а в правде». И лозунг «Нон-фикшен!» — звучал как «Долой всё фиктивное!»
А в англоязычном мире термин non-fiction был хорошо известен, он действительно стал лейблом значительного пласта западного книжного рынка — производства и продажи всей «нехудожественной» литературы — от сборника кроссвордов и медицинских справочников до научных сборников и школьных учебников.
Но даже самые абстрактные лейблы в мире людей (в отличие от компьютерного мира с его совсем уж абстрактными именами файлов) не рождаются просто «с печки бряк». Особенно в отраслях хоть как-то связанных с человеческим, не компьютерным языком.
Как в Америке возник non-fiction, откуда взялся?
Так впервые возникло это, изначально действительно пылкое, слово, которое подхватили в Америке многие, а хитрые специалисты в области маркетинга превратили в абстрактную холодную наклейку, в лейбл, по иронии судьбы объединивший в издательском мире «всё нехудожественное»!
Трумен Капоте, если б узнал, возможно бы и огорчился… Кстати, его документальный роман назывался «Хладнокровное убийство».
Вот что иногда случается с живым и ярким словом, родившимся очень вовремя и произнесенным по важному поводу… их перехватывает владельцы «высоких технологий» маркетинга и рекламы. Слова теряют смысл. В нынешних виртуальных джунглях им так легко стать просто наклейками на коробках с неизвестным товаром.
Слово и термин, термин и лейбл…
Слово — живая клетка языка со множеством смыслов, функций, а также исторических связей как в отечестве, так и во всём мире.
Термин — своего рода наклейка на предмете или понятии. При частом использовании он попадает в толковый словарь, но словом становиться не спешит. Бывает, что перенесенное на новую почву слово утрачивало многие из своих смыслов. В наши времена это происходит всё чаще, живые слова теряют связи с реальностью, они соскальзывают в мир «цифровой», абстрактный, космически-ледяной. В бесчеловечный.
Вывод неутешителен: уже лет двадцать как мир слов во всех языках сокращается, а мир терминов и лейблов стремительно растет. И это не случайность, не частный случай. На мой взгляд это — знаковое культурное явление XXI века. Долго ли это «похолодание» продержится? Думаю, что долго. Однако живая жизнь хранит сюрпризы. И пока люди обитают на своей прекрасной планете, они не разучатся смотреться в свое волшебное зеркало — в живой язык. В тот самый, где «над вымыслом слезами обольюсь»…
Приложение
Определение, цитируемое на сайтах ЭКСМО и Яндекс-Дзен:
«Нон-фикшн — термин, обозначающий все произведения нехудожественной и прикладной литературы».
Один из вопросов посетителя сайта Яндекс-Дзен, оставшийся неотвеченным:
«Вам не кажется по меньшей мере странным такое определения термина, ставшего название для ярмарки, на которой представлен весь мыслимый спектр книжной продукции, и более всего — все, что подходит под определение «художественная литература?»
Еще ответ на Яндексе на вопрос «что такое нон-фикшн?»
«Нон-фикшн — жанр литературы, для которого характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях с небольшим и крайне редким вкраплением художественного вымысла. В произведении, созданном в жанре нон-фикшн большое значение придается автору. Именно он через призму своего жизненного опыта, эстетических, религиозных и иных убеждений, излагает факты, ставшие ему доступными».
Но с этим спорят другие ответы, например:
«Сухое изложение фактов и событий — это статистика, а вот создание литературного произведения, в котором факты обрастают интересными и достоверными подробностями — это уже «нон-фикшн». Но здесь очень просто запутаться, поскольку современная литература, написанная в жанре «нон-фикшн» — это: учебные пособия, словари, энциклопедии, монографии, самоучители, путеводители, публицистика, биографии, мемуары…».
К обсуждению присоединяется новый комментатор:
«А не лучше ли словарь именовать словарем, а не книгой в жанре «нон-фикшн»? На мой взгляд, не нужное это объединение яиц и курицы — словари — это словари, а публицистика редко когда содержит прям на 100% достоверные факты, поскольку публицист с помощью книги пытается воздействовать на общество… Но как бы то ни было современная литература «нон-фикшн» — это вот такой бульончик из качественных книг и рекомендаций о том, как жить долго и счастливо, питаясь капустными листиками…»
Можно продолжить, но пора и остановиться. Перейдем к последнему этапу в попытке понять международный термина Non-Fiction — к простому переводу с английского на русский. То есть по возможности — к буквальному. Здесь тоже есть несколько вариантов перевода, которые я приводила в начале статьи. Вот они: «без вымысла» и «не вранье»
Один отзыв на “«Non-fiction» и нон-фикшн: термин, лейбл или слово?”
Что касается меня, то я в своей, приближающейся к завершению, работой над документальным романом, слово «документ» понимаю именно как «не враньё». Да, там будут и традиционные документы — фотографии, выписки и протоколы допросов из одного следственного дела, а также — сохранение временем письма, и то, что можно назвать «духом времени» ее тайнами и догадками. Кроме прочего, мои детские воспоминания и стихи героини романа…
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:
КЛЮЧЕВЫЕ ПРОЕКТЫ И КНИГИ ПЕРЕМЕН
СЛУЧАЙНОЕ ИЗ АРХИВА БЛОГА:
РУБРИКИ БЛОГА ПЕРЕМЕН
ПРОЕКТЫ и КНИГИ
ЭССЕ О ЛЮДЯХ
ИНТЕРВЬЮ ПЕРЕМЕН
ПАРТНЕРЫ:
ВАШ ВКЛАД В ПЕРЕМЕНЫ
Яндекс-деньги: 41001124442225
PayPal или карта (рубли):
PayPal или карта (доллары США):
Научное исследование по теме «Нон-фикшн жанр. «
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Министерство образования Иркутской области
Н аучно-практическая конференция старшеклассников
«Поиск. Исследование. Открытие»
Современный нон-фикшн, что это: одноразовое чтиво или серьезная литература?
Выполнила: Чеколтан Анастасия
учащаяся 11 класса МБОУ «Белая СОШ»
Руководитель: Скобелева Надежда Ивановна
учитель русского языка, литературы, МБОУ «Белая СОШ»
п. Среднего, Усольского р-на
г. Ангарск, 2019 год
Глава I . Теоретическая часть
Общие сведения о нон-фикшн жанре.
Что такое нон-фикшн жанр и история его появления?
Как читать нон-фикшн книги?
Обзор книг жанра нон-фикшн.
Различия между документалистикой и беллетристикой.
Список используемой литературы
Современный нон-фикшн, что это: одноразовое чтиво или серьезная литература?
Нон-фикшн (правдивая литература, прикладная литература, интеллектуальная литература, документальная литература и пр.) составляет неотъемлемую часть литературного мира, служит полезным ориентиром для читателя в поисках конкретного опыта, который он стремится получить.
Интересное мнение по поводу этого жанра выразил американский журналист и писатель, пионер направления «новая журналистика» в литературе, Томас Вулф-младший:
С одной стороны, прикладная литература является вспомогательным элементом для людей, желающих получить совет в нелегкой жизненной ситуации или ответ на давно интересующий вопрос, который никто из окружения не может предоставить. Она меняет жизнь человека и может даже разделить ее на «до» и «после». С другой стороны, эта категория книг заставляет сомневаться читателей в своей эффективности, так как не всегда дает нужный ответ и помогает в каком-либо нераскрытом вопросе. Как правило, это зависит от того, как человек читает нон-фикшн произведения, а также от неправильного выбора книги для прочтения.
Актуальность данной темы состоит в том, что «литература факта», нон-фикшн, набирает обороты в читательской среде и становится необходимой частью своих мини-библиотек у, всё большего количества людей. Она либо помогает человеку разобраться в проблеме, либо не производит никакого эффекта на него и его жизнь.
Цель работы: доказать полезность жанра нон-фикшн.
Изучение и отбор литературы.
Составление анкеты и проведение анкетирования.
Накопление и систематизация материала.
Предмет исследования: жанр нон-фикшн, его история, специфика, особенности.
Объект исследования: книги жанра нон-фикшн.
Теоретический: Изучение и отбор литературы, Накопление материала, Систематизация;
Аналитический: Анкетирование, анализ литературы, отобранной для исследования;
Практический: Создание презентации и диаграммы, классификация и описание результатов наблюдения.
Гипотеза: жанр нон-фикшн не является новым в современном обществе, однако мало кто знает про него и читает книги в этом жанре.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Общие сведения о нон-фикшн жанре.
1.1.1. Что такое нон-фикшн жанр и история его появления?
Прежде чем говорить о влиянии произведений жанра нон-фикшн на человека и их роли в жизни, выясним, что означает сам термин «нон-фикшн», его характеристики и историю появления. Обращаясь к интернет ресурсу, сайту Википедия, находим, что (англ. non-fiction букв. «невымысел») вторым названием жанра является «документальная проза». Документальная проза (литература) — особый литературный жанр, главными особенностями которого являются сугубо реалистичное и документально точное изображение событий и персонажей через призму образного и эстетического восприятия автора. Примерами могут служить биографии чем-либо выдающихся людей, истории каких-либо событий, страноведческие описания, расследования громких преступлений.
Современный нон-фикшн очень разноплановый и делится на несколько ключевых направлений, которые показывают, какие именно области реальной жизни интересуют сейчас читателя и почему: это биографии и мемуары; документальные хроники; эссе; путевые заметки (травелоги); критика; научные исследования; учебники; самоучители; словари; энциклопедии; техническая документация или «руководства для пользователей».
Жанр нон-фикшн отличает, как правило, отсутствие вымышленных сюжетов и героев, рассказ о событиях, пропущенный через личностное мировосприятие автора, использование различных художественных и драматических приемов, построение композиции произведения по драматическому принципу «сцена за сценой».
Для создания произведения нон-фикшн необходимо соблюдение важных условий: автор является признанным экспертом по своей теме, а для литературы данного жанра важны краткость, полезность и оперативность, а также степень искренности произведения.
Зачастую для того, чтобы собрать достоверный и интересный материал, автор документального произведения занимается научными исследованиями или поиском различных источников, подтверждающих или опровергающих его предположения. Также, если речь идет о каком-то случае из прошлого, писателю приходится заниматься поиском свидетелей и участников этого события, владеть искусством интервьюирования для аутентичного, живого и достоверного материала. Большим подспорьем для произведения в жанре нон-фикшн может быть сайт или блог автора, на который часто заглядывают представители целевой аудитории.
Появление названия нон-фикшн датируется 1965 г. В этом году вышел роман Трумана Капоте «Хладнокровное убийство», названный автором «nonfictionnovel». Произведение было основано на истории реального убийства семьи из 4 человек в Канзасе в 1959 г. Его совершили два молодых человека с целью добраться до хранящихся в доме сбережений. Книга Т. Капоте раскрывала природу насилия как сложного социального и психологического феномена. Она мгновенно стала бестселлером и породила особый жанр романа-репортажа или документального романа. Взвешенность и непредубежденность авторской позиции, блестящая выверенность стиля, полифоничность изображения сделали роман Т. Капоте образцом документально-художественной литературы.
Роман изобиловал литературными приемами, ставшими типичными для «новой литературы»: сценоописательством; использованием разговорной, сленговой речи; субъективной точкой зрения автора; интерпретацией описываемых событий с точки зрения «главных действующих лиц»; литературной регистрацией каждодневных деталей.
Престижные мировые книжные премии, такие как Премия Самуэля Джонсона, Пулит-церовская, Национальная книжная, «Большая книга» и пр., закрепили значимость «документальной» литературы в профессиональной и читательской среде и окончательно оформили нон-фикшн в качестве самостоятельного направления.
В истории русской литературы предвестниками жанра нон-фикшн можно назвать путевые записки А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», И. А. Гончарова «Фрегат «Паллада»» или, например, произведение А. И. Герцена «Былое и думы», автобиографическую прозу А. П. Чехова и др.
1.1.2. Как читать нон-фикшн книги?
Как читать нон-фикшн книги и получать от этого пользу.
Скорочтение похоже на волшебный навык, овладев которым, вы откроете море новой информации. Но, зачастую, желание читать быстрее затмевает собой истинный смысл чтения. Количество затмевает качество, и чтение перестает быть преимуществом, так как теряется смысл процесса. Многие считают, что чтение автоматически делает человека лучше, что правда, но оно само по себе не поможет добиться выдающихся результатов, потому что большинство не умеет читать.
Допустим, один человек хочет открыть бизнес. Он прочел много книг и прослушал несколько курсов по этой теме, но так и не сдвинулся с места. Мечта так и осталась желанием и не превратилась в цель. И дело не в том, что книги плохие или человек голословен. Дело в том, что он не научился читать правильно.
Прочитав историю этого человека, можно было подумать, что чтение бессмысленно, ведь он так и не открыл компанию, не стал предпринимателем, о нем не написали в бизнес-журнале, и даже на визитной карточке под фамилией не появилось строчка «директор». Многие разочаровываются в книгах, бизнес-тренерах и статьях, потому что успех, который казался так близок, с каждым годом отдаляется все сильнее.
Но дело не в других людях, дело в нашей способности читать и понимать, зачем мы это делаем.
Книги не должны выдавать золотые советы или мотивировать на свершения, хотя это не помешает. В первую очередь, книги должны отвечать на вопросы и приносить идеи.
В школе нас научили читать так, как большинство делает это до сих пор, но подобное чтение годится лишь для младших классов или художественной литературы, когда вы вправе наслаждаться каждым словом автора. Нон-фикшн книги нужно читать с определенной целью, то есть с подготовленными заранее вопросами.
Перед тем как открывать книгу, нужно записать вопросы и искать на них ответы в книге. Не просто читать, а именно, искать ответы на заданные вопросы, попутно отмечая полезные места, к которым необходимо будет вернуться позже.
Оглавление окажет вам большую помощь в поиске ответов, поэтому, составив вопросы, первым делом следует заглянуть туда, быть может ответ на один из вопросов будет найден по названию главы. В этом случае следует сразу переходить к этой главе.
Но не только поиском ответов следует ограничить чтение. Книги богаты полезными идеями, и, даже, если книга не несет полезной информации, идеи могут появляться из ниоткуда. Вам необходимо лишь отлавливать подобные моменты и фиксировать новые идеи.
Если вы хотите получить пользу от чтения, то перед тем как открыть книгу, подумайте над вопросами, на которые вы бы хотели найти ответы. После этого просмотрите оглавление в поисках подсказок, и лишь тогда приступайте к чтению. Не забывайте записывать появившиеся идеи, ведь порой ради одной блестящей мысли следует прочитать бестолковую книгу.
Как найти подходящую книгу и не разочароваться в ней?
За всю историю человечества было написано огромное количество книг. Каждый год выходит столько книг, сколько человек не сможет прочитать за всю жизнь. Как выбрать, что стоит читать, а что нет? Какую книгу стоит прочесть в первую очередь, а какую можно не читать вовсе? Как не потеряться в списках обязательных к прочтению произведений?
Читайте то, что нужно вам.
Первое, о чём следует сказать. Это покажется очевидным, но очень часто люди берут какой-то список и начинают читать всё подряд.
Да, таким способом можно найти прекрасные книги, но путь к ним будет лежать через множество безынтересных и ненужных для вас.
Не берите готовый список для чтения. Формируйте свой. Прислушивайтесь к рекомендациям, знакомьтесь со списками «лучших книг в истории человечества», но учитесь фильтровать их. Читайте отзывы, рецензии, описания. Не читайте только потому, что эта книга известна. Читать нужно полезное и интересное для вас, а не популярное.
Помните про правило 50 страниц: если вы столько прочитали, а книга не зацепила – откладывайте её в сторону. Дорожите своим временем.
Откажитесь от лишнего.
Если вы хотите научиться тайм-менеджменту, ищите книги о тайм-менеджменте, если вы интересуетесь психологией, читайте учебники по психологии. Откажитесь от чтения на темы, которые не являются для вас важными и первостепенными.
Имейте список для чтения.
Он должен быть у вас на виду. Это сократит количество книг, которые вы будете читать случайно, внепланово.
Советую вам расставлять книги в списке не в хронологическом порядке, то есть не в том, в котором вы о них узнали, а в порядке важности, приоритета. Первой в списке должна быть не самая давняя книга, а самая обязательная к прочтению.
Можете оставлять пометки у каждой книги: почему вы должны прочитать её раньше других, что это вам даст, какие знания вы получите и т.д.
Знакомьтесь с содержанием.
Опоры на описание (как правило, с обещаниями, которые редко исполняются) недостаточно. Перед тем как добавить книгу в свой список для чтения, всегда узнавайте её содержание.
Это особенно актуально для книг по саморазвитию. Авторы очень часто повторяют одни и те же идеи. Например, принцип 80/20 и лягушки по утрам для постановки целей встречаются очень часто.
Если в книге говорится о том, что вы уже знаете, или о том, что не имеет для вас значения – откладывайте её в сторону. Решительно. Вокруг столько великолепных книг, зачем читать посредственные?
Обращайте внимание только на рекомендации компетентных людей. Если, например, человек ранее не был знаком с профайлингом, любая книга на эту тему произведёт на него сильное впечатление, какой бы ужасной она не была. Но если её выделяет эксперт в этой области, то обратить внимание действительно стоит.
Игнорируйте рекомендации некомпетентных людей или списки, ориентированные на массового читателя. Действительно хорошие книги оказываются там случайно.
Не читайте всё, читайте главное.
Не секрет, что некоторые книги по пользе и информативности заменяют собой сразу десяток других книг. Ищите именно такие. Ищите то, что может заменить всё остальное.
Возьмём «Выйди из зоны комфорта» Брайана Трейси. На мой взгляд, она почти полностью закрывает тему тайм-менеджмента. Достаточно прочитать эту небольшую книгу и вы научитесь распоряжаться своим временем, не читая десятки других книг.
Также обратите своё внимание на краткие содержания. Многие авторы книг по саморазвитию грешат тем, что описывают тысячи однотипных историй и миллионы раз повторяют одно и то же.
Существуют книги, в которых рассказывается о какой-то одной идее, которую можно уместить в несколько страниц. Тогда зачем читать о ней на нескольких десятках или даже сотнях страниц?
Читайте только хорошие книги, осмысляйте и применяйте знания на практике.
1.2. Обзор книг жанра нон-фикшн.
1.2.1. Различия между документалистикой, беллетристикой и публицистикой.
Хотя и в нон-фикшн романах допускаются драматические и художественные приемы, композиция подобного произведения часто похожа на драматическую. Сцена следует за сценой, поэтому художественная составляющая тоже крайне важна.
Глава 2. Практическая часть
Предположив, что не все участники знакомы с данным жанром, во втором вопросе им было предложено два варианта. Из тех 11 человек, которые знают нон-фикшн жанр, 2 человека (0,58%) читали книги, написанные в этом жанре. А из числа незнающих только 8 человек (2,32%) хотели бы узнать, в чем особенность жанра. Следующие два вопроса можно отнести к обеим категориям опрашиваемых. Из всех участников 12 человек (3,48%) ответили, что читать книги в этом жанре полезно. И из тех, участников, которые не были знакомы с этим жанром, 3 человека ответили, что не знают, полезно ли читать книги нон-фикшн.
В результате проведенного исследования я:
— исследовала книги жанра нон-фикшн, историю происхождения, его специфику и особенности;
— определила, как читать литературу нон-фикшн с наибольшей пользой для себя, а также как выбирать наиболее подходящие книги для прочтения;
— выяснила в чем различия документальной прозы, беллетристики и публицистики;
— провела опрос респондентов из 8-ых, 9-ых, 10-ых и 11-ых классов;
— гипотеза исследования нашла свое подтверждение: исследование истории, возникновения жанра, а также его особенности, классификацию позволило доказать полезность жанра нон-фикшн.
4. Список используемой литературы
Конфетнораскрашенная апельсиннолепестковая обтекаемая малютка, Том Вулф – Амфора, 2007
Нон-фикшн в современной книжной культуре / Г. М. Казакова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2016
Современный нон-фикшн, что это: одноразовое чтиво или серьезная литература? – статья, Бударина Светлана, 2015
Квадрат Декарта выглядит следующим образом:
Ответьте честно на следующие вопросы:
Что будет, если это произойдет? (Что я получу, плюсы от этого).
Что будет, если это не произойдет? (Плюсы от неполучения желаемого).
Чего НЕ будет, если это произойдет? (Минусы от получения желаемого).
Чего НЕ будет, если это НЕ произойдет? (Минусы от неполучения желаемого). С этим вопросом будьте внимательны, потому что мозг захочет проигнорировать двойное отрицание. И ответ может быть похож на ответ на первый вопрос. Не допускайте этого.
Почему эта техника работает?
Дело в том, что в ситуации, требующей решения, мы часто зацикливаемся на одной позиции: что будет, если это произойдет? С помощью квадрата Декарта мы рассматриваем одну и ту же ситуацию с 4 разных сторон. Это и помогает сделать взвешенный и осознанный выбор.
Таблица различия и сходства документалистики, беллетристики и публицистики.
Ответом на вопрос будет являться «+» или «-». Отвечайте быстро, не задумываясь. Анкетирование проводится анонимно☺.
Знаком ли вам такой жанр, как нон-фикшн?
Если да, то: читали ли вы книги в этом жанре?
Если нет, то: хотелось бы вам узнать, что это за жанр?
Это является полезным? (читать книги жанра нон-фикшн)
Это является интересным? (читать книги жанра нон-фикшн)