Что такое феномен в психологии
Психологический феномен как методологическая проблема
Что такое феномен?
Феномен — это необычный, непознанный, исключительный факт или явление, причина которого неизвестна. В некоторых философских системах феноменом называют внешнюю сторону явления, постичь которую возможно только на чувственном уровне.
Феноменология — направление в философии, которое занимается исследованием природы феноменов, то есть исследования того, что присутствует в сознании и существует на самом деле. Феномену, как созерцательному явлению, противопоставляется ноумен – предмет интеллектуального созерцания.
Этимологически «феномен» происходит от греческого слова, которое переводится как «являться» или «казаться». То есть феномен – это одновременно мысль, ощущение, восприятие, представление. В античной философии термин чаще всего встречается в работах Аристотеля, Сократа, Демокрита. Популярным было учение Платона и его учеников-платоников, согласно которому феноменальный (отражающий идею) мир противопоставляется ноуменальному (раскрытому в ходе познания) миру.
Само понятие заимствовано в русский язык из французского в XVIII веке. В Новое время понятия феномена стали ключевыми идеями в философии Канта. Немецкий философ Иммануил Кант отрицает противопоставление феномена ноумену и считает первый объектом, который познается одновременно на уровне чувств и интеллекта. Основатель феноменологии Эдмунд Гуссерль посвятил работы исключительности человеческой логики и сознания. Он предложил свое определение феномена: «…это то, что есть налицо без разделения на сущность и явление, на то, что кажется и то, что существует на самом деле».
Феномены изучаются философией, психологией, этикой, эстетикой, точными, естественными науками и в каждой есть свой список непостижимых фактов. Например, в экономике существует эффект Веблена – непостижимо высокий спрос на товары с завышенной ценой. А орнитологи изучают явление «ропот» скворцов – когда птицы сбиваются в огромные стаи и двигаются синхронно.
Эффект Пигмалиона. (Розенталя) (Pygmalion effect, Rosenthal effect)
Популярность этот психологический феномен получил благодаря Роберту Розенталю, в честь которого назван. Исследователь тестировал IQ школьников в школах, и специально предоставлял ложную информацию о результатах учеников. Детям с высокими результатами приписывали средние показатели. А те, у кого был средний результат, то им приписывали лучшие результаты IQ-тестирования. Что же произошло потом? Те школьники, которых представили учителям, как более одаренных и умных, действительно стали успешнее и старательнее учиться. Так получалось потому, что планы и предположения преподавателей от конкретных учеников, было выше, чем от других. Определенное давление со стороны преподавателей и заставляло «средненьких» учиться. Это исследование можно сформировать одной лентой – ваши предположения и планы на человека или событие формируют вашу реальность и мысли.
Эксперимент проводился в сфере образования, однако выводы вполне можно применять в иных сферах. Итак, если вы желаете достичь определенных высот, то лучше ставить заранее завышенные мишени и оценивать свою возможность выполнения этих целей гораздо выше реального положения дел. Также, ученые заметили еще одну закономерность. Лидеры, которые ставят для своих команд высокие планки в работе, достигают большего, нежели руководители, которые ставят вполне достижимые цели.
Феноменологический подход в психологии
Феноменологическая психология, основанная на идеях Э.Гуссерля, занимается описанием того, как люди проживают свои переживания.
Сознание каждого человека субъективно: это значит, что один и тот же психический процесс (например, переживание радости) протекает у разных индивидов по-разному.
В работе с клиентом психолог старается заметить все, что происходит с человеком в терапевтическом поле, обязательно сообщая ему о своих «находках». Такие замечания способны расширить видение своей ситуации и способов ее переживания.
В сети гуляет шуточный ролик про беседу психолога с женщиной, у которой из головы торчит гвоздь. Она жалуется на то, что у нее вечно болит голова, вся ее одежда в дырках и затяжках, она делает больно другим, когда хочет к ним приблизиться. Специалист делает несколько попыток, чтобы сообщить клиентке о торчащем гвозде, но она упрямо не хочет слышать, а ведь именно в нем корень ее проблем.
Вышеописанная ситуация, конечно, гипертрофированна, но отлично отражает суть того, чем занимаются психологи экзистенциального и гуманистического направлений. Гвоздь в данном случае – исключительный, универсальный факт или феномен бытия обратившейся женщины.
Психологические феномены принятия решений: парадокс выбора. (The paradox of choice)
Как показывает исследование Марка Леппера и Шина Айсенгара, чем более разнообразный выбор, тем меньше уровень удовлетворения от нашего решения. В рамках исследования ученые предлагали группе посетителей в гипермаркете, бесплатно взять 1 из 6 видов повидла. Другим предложили выбрать между 24 банками. Выводы эксперимента продемонстрировали, что 32% испытуемых, которые делали выбор из 6 банок, были вполне удовлетворены решением. А вот из тех, кто выбирал один вид из 24, были довольны выбором только в 3%. Эффект был обнаружен Барри Шварцем. Чтобы избежать действия парадокса выбора, исследователь рекомендует ограничивать в своих мыслях количество вероятных выборов, к которым можно склониться.
Вот эти шесть психологических феноменов позволят вам проще находить причинно-следственные связи в поведении ваших друзей, коллег и окружающих. И не забывайте примерить эти эффекты на себя. Чаще спрашивайте у самого себя: «Я действительно привлекаю много внимания прохожих или это работает эффект прожектора?»
Психологические феномены. Некоторые закономерности поведения
Все в нашем мире действует по определенным правилам. Психология не исключение. Как наука, она помогает ответить на вопрос: «Почему люди иногда ведут себя именно так?» Шесть психологических эффектов помогут разобраться в причинно-следственных связях человеческого поведения. Более того, знание этих феноменов позволит отслеживать и контролировать собственное поведение.
Эффект свидетеля. Психологический феномен группы
На самом деле, этот эффект (Bystander effect, bystander apathy) показан в образе доброго самаритянина. Ученые называют его – «диффузия ответственности». Например, обычный прохожий оказался в затруднительном положении, которое требует помощи. Как показывает исследование, у него будут выше шансы получить помощь, если свидетелем стал один человек, и соответственно ниже вероятность, если было несколько свидетелей.
В ходе исследования, ученые имитировали событие, в котором старшеклассники затрагивали и собирались избить моложе себя «очкарика и ботана» в школьном гардеробе, перед другими школьниками. 86% из тех, кто наблюдал за этим один, вмешались и вступились за жертву. Однако, если за этой же ситуацией наблюдали двое подростков, то шансы на помощь и покровительство падали до уровня 64%. Когда исследователи увеличили количество наблюдателей до четырех, то шансы падали до 30%.
Однако этот эффект можно немного смягчить. Если вам не повезло попасть в критическую ситуацию, и вы нуждаетесь в помощи, то просите о помощи не общественность, а обращайтесь более персонально и конкретно. Вместо «Помогите!» Лучше обращаться «Женщина в черном платье, вызовите скорую!»
Эффект Пигмалиона. (Розенталя) (Pygmalion effect, Rosenthal effect)
Популярность этот психологический феномен получил благодаря Роберту Розенталю, в честь которого назван. Исследователь тестировал IQ школьников в школах, и специально предоставлял ложную информацию о результатах учеников. Детям с высокими результатами приписывали средние показатели. А те, у кого был средний результат, то им приписывали лучшие результаты IQ-тестирования. Что же произошло потом? Те школьники, которых представили учителям, как более одаренных и умных, действительно стали успешнее и старательнее учиться. Так получалось потому, что планы и предположения преподавателей от конкретных учеников, было выше, чем от других. Определенное давление со стороны преподавателей и заставляло «средненьких» учиться. Это исследование можно сформировать одной лентой – ваши предположения и планы на человека или событие формируют вашу реальность и мысли.
Эксперимент проводился в сфере образования, однако выводы вполне можно применять в иных сферах. Итак, если вы желаете достичь определенных высот, то лучше ставить заранее завышенные мишени и оценивать свою возможность выполнения этих целей гораздо выше реального положения дел. Также, ученые заметили еще одну закономерность. Лидеры, которые ставят для своих команд высокие планки в работе, достигают большего, нежели руководители, которые ставят вполне достижимые цели.
Эффект полного провала. (Pratfall effect)
Если вы показали аудитории, что вы не идеальны, большая вероятность того, что ваша аудитория будет видеть вас в более приятном свете. Когда нам нужно поразить своего собеседника и вызвать у него положительное отношение к вам, то мы стараемся показать преимущества, а не недостатки. Оказывается, гораздо эффективнее будет другая стратегия. Стоит показать свою уязвимость и слабость, ведь по исследованиям, именно это и стимулирует эмпатию со стороны других людей. Например, если профессор, который выступает на конференции, будет больше волноваться, то ему начнут доверят быстрее, чем тому лектору, который будет говорить уверенно. То есть, делать ошибки перед аудиторией – нормально, и из этого можно извлечь выгоду для себя в виде позитивного отношения.
Эффект фокусировки. (The focus effect)
Люди склонны переоценивать свойства и качества вещей (явлений), о которых они думают. Кардинальная ли разница в ощущении счастья между человеком, который получает за работу 10 тыс. долларов в год, или человеком, который зарабатывает 4 тыс. гривен в месяц? На самом деле, разница есть, но она довольно скудна. Будете ли вы счастливы, если переедете жить на берег моря или океана, в двухэтажный домик? Вряд ли. Так, жители Флориды, несмотря на 10 солнечных месяцев в году, не намного счастливее жителей Чикаго или Нью-Йорка.
Достаточно широко эффект фокусировки используют маркетологи. Они пытаются убедить человека, что определенная покупка сделает его счастливым и радостным, что весьма маловероятно в долгосрочной перспективе.
Эффект прожектора. (Spotlight effect)
Большинство людей, когда идут по улице, обычно заняты размышлениями. О семье, работе, кредите, о детях, интересной книге, планах на будущее. И когда мыслительный процесс занят мыслями, то люди не всегда обращают внимание на окружающих.
На самом деле, прохожим откровенно плевать, насколько выглаженная ваша рубашка, правильно ли вы одели галстук, когда вы собираетесь в университет или на работу. Подавляющее их большинство даже не заметят недостаток в вашей внешности, ведь будут заняты собственными мыслями, которые для них значительно интереснее. В центре внимания, под условным прожектором, вы находитесь реже, чем об этом думаете. Именно поэтому перестаньте беспокоиться о таких «пустых» атрибутах человеческой жизни, ведь окружающие заняты больше собственными проблемами, чем вашим новым смартфоном, который вы пытаетесь «засветить» перед другими.
Психологические феномены принятия решений: парадокс выбора. (The paradox of choice)
Как показывает исследование Марка Леппера и Шина Айсенгара, чем более разнообразный выбор, тем меньше уровень удовлетворения от нашего решения. В рамках исследования ученые предлагали группе посетителей в гипермаркете, бесплатно взять 1 из 6 видов повидла. Другим предложили выбрать между 24 банками. Выводы эксперимента продемонстрировали, что 32% испытуемых, которые делали выбор из 6 банок, были вполне удовлетворены решением. А вот из тех, кто выбирал один вид из 24, были довольны выбором только в 3%. Эффект был обнаружен Барри Шварцем. Чтобы избежать действия парадокса выбора, исследователь рекомендует ограничивать в своих мыслях количество вероятных выборов, к которым можно склониться.
Вот эти шесть психологических феноменов позволят вам проще находить причинно-следственные связи в поведении ваших друзей, коллег и окружающих. И не забывайте примерить эти эффекты на себя. Чаще спрашивайте у самого себя: «Я действительно привлекаю много внимания прохожих или это работает эффект прожектора?»
Феномен — что это, как правильно ставить ударение и примеры феноменального
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слова, заимоствованные из других языков, часто вызывают непонимание среди широкой массы людей.
В некоторых таких словах даже не понятно, как правильно ставить ударение, и одним из таких слов, безусловно, является феномен.
Что это такое, как правильно ставить ударение в этом слове, в каких областях используется этот термин и примеры феноменального.
Феномен — это.
Слово «феномен» (от греч. «phainomenon») означает «являющееся» или «явление».
Русский толковый словарь С.Ожегова трактует этот термин, как «явление, содержащее сущность чего-либо».
Второе определение этого автора:
«феномен — это выдающийся в каком-либо отношении человек или явление».
В интерпретации В.Даля:
феномен — это «необычное, редкое явление в природе, случай или событие».
Множество деятелей давали свое определение: все они сводятся к одному – чему-то особенному, выдающемуся, неординарному.
Феноменология – одно из направлений в философии, которое занимается изучением феноменов: она исследует то, что существует на самом деле и потому может присутствовать в сознании.
Также рассматриваемое явление изучается другими естественными и точными науками (психологией, этикой, эстетикой и др.). Каждая из них приводит свои уникальные факты.
Ударение в слове феномен
Возможны два варианта ударения — на втором слоге (фенОмен) и на третьем (феномЕн). Оба считаются правильными.
Более того, в зависимости от ударения меняется и смысл слова.
Феномен в философии
Впервые феномен (в данном случае ударение на второй слог) был описан в недрах древнегреческой философии. Кант писал о нем, как о явлении, проявляющемся в чувственном опыте.
Проще говоря, это то, что мы можем видеть, слышать, ощущать в ходе познания чего-либо.
Возьмите яблоко и начните его изучать со всех сторон: оцените его твердость, вес, цвет, форму и размер, попробуйте его на вкус. В какой-то момент можно прийти к осознанию, что второго такого яблока просто нет, его не существует. Конкретно это яблоко будет обязательно отличаться от тысячи других (выпуклость, вмятина, игра цвета и т.д.).
Оно – феномен, уникальное в своем роде, и вы убеждаетесь в этом при попытке постичь его сущность с помощью чувственного созерцания.
В противовес феномену противопоставляется термин «ноумен», означающий «мыслительное», интеллектуальное созерцание. Это то, что можно постичь только умом, так как чувственное восприятие здесь невозможно.
Если я попрошу вас подумать о добре и зле, то к вам придут различные мыслительные образы. Вы даже сможете описать свое отношение к этим категориям, их понимание, рассказать о своих эмоциях и чувствах, которые они вызывают, но никогда не сможете поделиться своими ощущениями.
Современная философская феноменология в лице Э.Гуссерля (Феноменология Э.Гуссерля) рассматривает смысл любого феномена не в качестве простого эмпирического опыта, а как явление, модифицированное сознанием.
Имеется в виду, что изучая яблоко через призму своих мировоззренческих установок, каждый человек найдет в нем что-то «свое», особенное.
Феноменологический подход в психологии
Феноменологическая психология, основанная на идеях Э.Гуссерля, занимается описанием того, как люди проживают свои переживания.
Сознание каждого человека субъективно: это значит, что один и тот же психический процесс (например, переживание радости) протекает у разных индивидов по-разному.
В работе с клиентом психолог старается заметить все, что происходит с человеком в терапевтическом поле, обязательно сообщая ему о своих «находках». Такие замечания способны расширить видение своей ситуации и способов ее переживания.
В сети гуляет шуточный ролик про беседу психолога с женщиной, у которой из головы торчит гвоздь. Она жалуется на то, что у нее вечно болит голова, вся ее одежда в дырках и затяжках, она делает больно другим, когда хочет к ним приблизиться. Специалист делает несколько попыток, чтобы сообщить клиентке о торчащем гвозде, но она упрямо не хочет слышать, а ведь именно в нем корень ее проблем.
Вышеописанная ситуация, конечно, гипертрофированна, но отлично отражает суть того, чем занимаются психологи экзистенциального и гуманистического направлений. Гвоздь в данном случае – исключительный, универсальный факт или феномен бытия обратившейся женщины.
Феномены сознания
Человеческий мозг и сознание изучаются уже много времени, но до сих пор ученые не пришли к единому определению этих явлений. Некоторые научные утверждения вообще противоречат друг другу.
Например, одни считают, что сознание есть у всего живого, даже у природных объектов (животные, растения, стихии). К этому мнению позитивно относятся буддисты, так как в их вере примерно об этом и говорится.
Другие корифеи науки «наделяют» сознанием только людей, объясняя свою точку зрения тем, что сознание в принципе невозможно без саморефлексии (осознавания себя), а это умеет только человек.
Пока нам не дано знать о феноменах сознания упавшего листика клена, зато они прекрасно исследуются у человека:
Здесь же стоит сказать об эффекте плацебо, когда вместо лекарственных средств тяжелобольной принимает «пустышку» и идет на поправку вопреки всем логическим законам.
Также исследователи относят в феноменальный разряд религиозную веру. Доказано, что в процессе молитвы человеческий мозг ведет себя специфически активно. Это заставляет людей чувствовать себя лучше на психическом и физиологическом уровнях.
По идее одиночество – физический критерий: если я в комнате один, то могу заявлять об одиночестве. Если в пространстве появляется еще кто-то, то об одиночестве не может идти речи. Но не все так просто.
Этому явлению давалось много объяснений: это видение своей прошлой жизни, способность предсказывать будущее, сбой в работе мозга, игры подсознания и т.д. Единого мнения на этот счет нет.
Что такое феномен негативного мышления
Приведу несколько примеров:
Та же самая вещь, полученная бесплатно, не вызовет в человеке такие чаяния. Здесь дело в том, что отсутствие материальной цены влечет за собой неспособность сформировать психологическую ценность;
жизненные трудности и неудачи способствуют росту самооценки. Преодолевая преграды, человек удостоверивается в своих силах и возможностях: «я смог», «я могу», «у меня получилось».
Вкус звука и жизнь без фантазии: самые необычные психические феномены и расстройства
Психические расстройства — притча во языцех современного общества. Особенно среди миллениалов, депрессия у некоторых уже сродни сезонной простуды. Часто случается так, что все эти болезни надуманы и имеют мало общего с реальностью. Сегодня поговорим о настоящих и очень пугающих феноменах психики и расстройствах, от которых нельзя избавиться, — приходится учиться жить с ними, и это не всегда просто.
Синдром Алисы в Стране чудес
Несмотря на свое сказочное название, этот жуткий синдром не имеет ничего общего с радостными приключениями главной героини Кэрролловской саги. В российской психиатрии он более известен как аутометаморфопсия, или нарушение схемы тела. При полном отсутствии органических поражений органов зрения, больной не в состоянии адекватно воспринимать видимые величину и пропорции своего туловища, а также окружающего пространства. Ему кажется, что его голова величиной с земной шар или что его руки уменьшились до размера скрепки. Эти состояния могут обостряться, сопровождаясь сильными головными болями, потерей координации. Для клинической картины синдрома характерны эпилептические припадки и мигрени. Иногда синдром возникает из-за опухолей головного мозга, травм или инфекционных заболеваний, которые вызывают поражения нервной системы. Специфического лекарства от этого заболевания не существует — врачам пока что не под силу разгадать его истинную природу.
Синестезия
Это не расстройство психики, а нейрологический феномен, при котором раздражение в одной системе восприятия ведёт к непроизвольному отклику в другой. Говоря простым языком, синестет слышит цвета и картинки, ощущает запахи букв, оттенки звуков. Несмотря на то что синестезию преподносят как отклонение, некоторые синестеты не считают свою особенность помехой и, даже наоборот, наслаждаются ею, используя для творчества и повседневной жизни. Но иногда синестезия доставляет определенный дискомфорт, особенно если она сопутствует неврологическому расстройству: например, мисофонии (неконтролируемый негатив, вызванный звуками). Синестет может страдать от сенсорного перегруза, головных болей и раздражительности.
Синестезия подразделяется на несколько видов:
Акустико-тактильная: некоторые звуки вызывают тактильные ощущения: покалывание в пальцах, мурашки;
Хроместезия: «цветной слух» — звуки речи, музыки, сигналы машин могут спровоцировать ощущение цвета;
Графемно-цветовая: буквы и цифры ассоциируются с определенным цветом или фактурой. Например, «А» всегда красная, цифра «7» — салатовая. Многие синестеты используют эту уникальную способность для запоминания телефонных номеров и длинных текстов;
Кинестетико-слуховая: феномен «картинки со звуком» — синестет слышит звуки, даже если реальный предмет или его изображение не издает их;
Лексико-гастическая: определенные слова и звуки вызывают ощущение вкуса. Собственное имя у такого синестета может ассоциироваться со вкусом любимой еды.
Но это далеко не все разновидности феномена. Существует множество малоизученных форм синестезии, каждая из которых уникальна. Ученым еще предстоит детальное изучение этой способности нашего мозга — возможно, в будущем каждый из нас откроет новые способы познания этого мира благодаря синестезии.
Парорексия
Афантазия
Этот феномен иногда называют «слепотой мысленного взора». Человек с афантазией не может представить себе море, динозавра, свинью с крыльями. Не способен прокрутить в голове воспоминания о прошлом отпуске или романтической прогулке, вообразить лицо любимого человека. При этом его память и другие важные функции мозга от этого не страдают: он может окончить университет с отличием, шпарить Шекспира наизусть и быть выдающимся профессионалом. Однако фраза «Закрой глаза и вообрази тарелку пельменей» поставит его в тупик. Зачастую наличие у себя афантазии люди обнаруживают случайно и в зрелом возрасте, когда внезапно понимают, что фраза «представьте себе» — это не метафора и что все вокруг умеют фантазировать, а они — нет. Такое открытие может травмировать, однако многие находят в этом плюсы: например, при отсутствии фантазии ты не мучаешься пугающими образами и флэшбэками, тебя сложнее отвлечь от работы. Хотя это, скорее, звучит как утешительное самовнушение.
Акинетопсия
Редкое нейропсихологическое нарушение, при котором человек не может воспринимать движущиеся объекты. Движение любого тела в пространстве воспринимается как череда сменяющихся кадров с размытыми следами. Качество жизни при этом заболевании страдает чрезвычайно: например, человек не способен оценить расстояние до движущейся машины, посмотреть телевизор, поймать падающий предмет. Акинетопсия может возникать как побочный эффект от приема антидепрессантов, а также вследствие травм головы или операций на мозге. При этом нет никакой гарантии на излечение — терапии и лекарств от акинетопсии не существует.
Копролалия
Или психотическая брань — симптом, сопутствующий многим тяжелым расстройствам психики и различным заболеваниям. Проявляется как неконтролируемое, импульсивное выкрикивание различных ругательств — иногда в связных, сложных предложениях. Ассоциируется преимущественно с синдромом Туретта — многие путают это заболевание с копролалией, хотя это не так. Далеко не все люди с синдромом Туретта страдают копролалией — куда чаще у больных наблюдаются повторяющиеся бессвязные выкрики и тикозные движения. Однако копролалия нередко встречается при синдроме Туретта и осложняет течение болезни, так как больной не может находиться в социуме без осуждения и насмешек, ему сложно общаться с людьми и поддерживать диалог. Копролалия также проявляется при шизофрении, паралитической деменции, маниакальном синдроме. У этого отклонения существуют разные вариации: копропраксия, при которой человек непроизвольно показывает непристойные жесты, и копрография — влечение к написанию матерной ругани.
Эхопраксия
Тиковое расстройство, при котором человек непроизвольно повторяет за окружающими их жесты, позы и движения. Больной, сам того не желая, подражает собеседнику: чешет голову, складывает руки в замок, закидывает ногу на ногу. Это раздражает людей и сильно ухудшает качество жизни. Эхопраксия нередко сопутствует психотическим расстройствам: шизофрении, аутизму и старческим деменциям. Этот феномен имеет родственные формы: эхолалия — повторение речи, эхомимия — подражание мимике.