Что такое фельетон в журналистике

Журналистика. Особенности написания фельетона

Выборка и обработка выполнены Еленой Араповой. Источник: Л.М. Майданова «Практическая стилистика жанров СМИ».

Фельетон как художественно-публицистический жанр обладает той же тщательно разработанной категорией повествователя и наглядностью изложения, что и очерк. Однако у него есть и третья стилистическая жанрообразующая черта – в передаче событий он обязательно должен использовать средства комического.

Типы повествователей в фельетоне

В фельетоне используются те же ракурсы, что и в очерке.

Эта ситуация самоговорящая, никаких комментариев здесь не требуется, потому что и так понятна смехотворность всей месткомовско-милицейской суеты из-за совпадения фамилий. Поэтому повествователь остается за кадром и никак не вмешивается в изложение.

Примерно так же выглядит текст с единичным вкраплением авторского «я», не привлеченного к получению комического эффекта. Событие, изложенное в третьем лице, комически окрашивается, а вывод, где и появляется авторское «я», дается в серьезной тональности резко отрицательной оценки. Например, М. Кольцов в фельетоне «К вопросу о тупоумии» выстраивает фельетон в виде нескольких сценок:

Вначале ответственный кооператор товарищ Воробьев потребовал документ-директиву на подпись, в конце которого «синели мужественные слова»: «… усильте заготовку». Однако, узрев в документе непорядок, он, как высокий чиновник, велел спустить его в канцелярию для того, чтобы на нем проставили номер. Директива вернулась к нему с «мощным солидным номером»: «…усильте заготовку 13530», после чего он его завизировал. В итоге документ дошел до адресата в таком виде: «усильте заготовку 13530 воробьев».

В такой форме иронического повествования изложено все событие, а заключение, где вводится авторское «я», выражает прямую отрицательную оценку. Вот еще пример: http://proza.ru/2009/11/03/315

Повествование от первого лица героя или автора может стать источником комического эффекта, когда носителю речи приписываются смешные действия, и он предстает в маске неумехи, зануды, фантазера, неудачника и т.п. Например, в фельетоне Витальева и Фульштинского «Человеку свойственно…» повествователи предстают перед читателем как владельцы спотыкающегося коня из известной пословицы. Они оставляют свою лошадку попастись в ближайшем сквере, а сами рассуждают об особой способности работников сферы обслуживания на каждом шагу ошибаться. Нетрудно догадаться, что хромой конь повествователей становится источником многих языковых приемов комического эффекта.

Изобразительность при написании фельетона

В основе фельетонной изобразительности лежит остроумное, комическое изображение действительности. Фельетонист обнаруживает в жизненной ситуации скрытое противоречие, обнажает его для читателя и высмеивает. Сделать это, во-первых, можно за счет того, что ситуация изображается с некоторой долей преувеличения, гиперболизации, или, напротив, преуменьшения деталей и элементов, за счет формулирования парадоксальности данного положения дел. Так, мы видели, что М. Булгаков добивается комического эффекта, преувеличивая опасность фамилии Врангель.

Во-вторых, комический эффект постоянно поддерживается языковыми приемами: каламбурами, иронией, стилистическим контрастом, пародированием и т.д. Например, придуманная автором ситуация, когда предместкома устремляется в соответствующие органы только потому, что у пришедшего к нему посетителя фамилия Врангель, военная выправка и усы, и сама по себе смешна, однако автор пишет: «Предместкома с глазами, сияющими как звезды, летел через зал 3-его класса, потом через 1-ый класс и прямо к заветной двери». Стилистический контраст усиливает комический эффект: глаза, сияющие как звезды – это, скорее, из любовной лирики, а не из жизни провинциального вокзала, где и происходит действие. Реальная ситуация заготовки воробьев нелепа до чрезвычайности, однако ко всему прочему и Кольцов не пренебрегает языковой выразительностью: «мужественные слова», «мощный солидный номер» и т.д.

Композиционно-языковые приемы связаны с типом повествователя и способом заострения фельетонной ситуации, что способствует содержательной законченности текста и приобретению стилистической отточенности, что и характеризует фельетонное письмо.

Источник

Школа журналистики

Лучшие онлайн-курсы на русском языке

Публицистика и фельетоны

Что такое фельетон в журналистике. writer 1421099 1920 1. Что такое фельетон в журналистике фото. Что такое фельетон в журналистике-writer 1421099 1920 1. картинка Что такое фельетон в журналистике. картинка writer 1421099 1920 1. Выборка и обработка выполнены Еленой Араповой. Источник: Л.М. Майданова «Практическая стилистика жанров СМИ».«Публицистика» — это такое теоретическое слово, оторванное от реальной жизни, которое почти никогда и не используют в журналистской среде, в работе редакции и т.д. А, нет, иногда на вступительных экзаменах на журфак седовласый профессор может спросить про публицистические жанры.

Публицистика — это когда писатель/сочинитель пишет рассказы и эссе на злободневные темы, но без художественного вымысла. Вот раньше Пушкин тоже публиковался в изданиях и был даже редактором, он брал и писал о каких-нибудь проблемах общества несколько страниц — без какого-либо новостного повода, со своим мнением, не обязательно с цитатами экспертов. Это публицистика. В наши дни политолог какой-нибудь или социолог сядут за стол и напишут текст о глобализации или о влиянии интернета на молодежь — это публицистика.

В журналистике публицистическими жанрами считаются эссе, фельетон, очерк. Но такие материалы — большая редкость. Не все люди в медиасфере считают такие тексты журналистскими. Как можно считать журналистикой высмеивание каких-то пороков общества в фельетоне. Где сообщение о событиях? Где разные точки зрения? Где отстраненная, нейтральная позиция автора? Нет, это не журналистика.

Фельетончик, фельетон!

И всё же поговорим о сатире и фельетонах, может быть будущему журналисту попадется такая тема в качестве темы реферата, курсовой или сочинения на вступительных экзаменах. Пожалуй, среди собратьев по перу особенно тяжело приходится сатирику. Его призвание – срывать фальшивые маски, скрывающие хищный оскал, осуждать зло во всех его проявлениях. Сатира направлена на осмеяние пороков общества. Среди художественно-публицистических жанров сатиры выделяют памфлет, эпиграмму, пародию, фельетон и другие. Героем последующего текста станет фельетон – сатирический жанр, получивший известность в периодической печати прошлых двух столетий.

Фельетон содержит злободневную критику, направленную на достижение определенной цели при помощи характерных приемов изложения. Используются элементы юмора и сатиры, текст отличается легкостью, живостью, образностью. Автор, работающий в данном жанре, может рассуждать как на внешнюю, так и внутреннюю тему. В первом случае освещаются явления и факты, относящиеся к политике, идеологии и морали других стран. Во втором случае речь идет о недостатках своей страны. Известна традиционная классификация типов рассматриваемого жанра: фельетон проблемный и фельетон документальный.

Первый из них основывается на конкретных фактах, его герои не существуют в реальной жизни, но в центре внимания находится значимая для общества проблема. Такой тип чаще именуют безадресным фельетоном. Документальный фельетон, в свою очередь, опирается на реальные материалы и имеет конкретный адрес критики. Он называется адресным, а требования к точности фактов и обоснованности критических замечаний чрезвычайно высоки. В настоящее время вновь появился интерес к фельетонному жанру.

Исходным началом является фактический материал, но подвергается он не только публицистической обработке. Образность или художественность фельетона – непреложное условие его действенности. Данный литературный жанр имеет свою структуру и строй, а также законы, которым он подчиняется. Основная задача фельетона – вовсе не указать на недостатки. Этот жанр должен отвечать требованиям и искусства публицистики, и искусства художественной литературы.

Фельетон близок к художественным жанрам сатиры. Порой бывает проблематично отличить его от сатирического рассказа. Их роднит избыток художественно-публицистических приемов и средств, большую часть из которых не встретишь ни в одном жанре, но в фельетоне основой служат конкретные факты. Это свойственно газетному жанру и совершенно не подходит литературному произведению. Автор фельетона использует следующий набор художественно-публицистических средств: сатирическая метафора, сарказм, гротеск, ирония, юмористический элемент.

Непременно стоит владеть искусством обобщения, понимать роль персонажа, пронизывать произведение образами-тезисами (доминантой), в качестве которых могут выступать мифические сюжеты, неодушевленные предметы и др. Также фельетонист может ввести в текст дополнительный образ (метод параллелей), чтобы помочь аудитории разобраться в сути явлений и характерах основных действующих лиц. Особое внимание стоит обратить на язык фельетона, поскольку данный жанр должен выделяться на газетной полосе. В хороших фельетонах используется фольклор, поговорки и народная речь, а тяжелый, невыразительный язык, приправленный штампованными фразами и техническими терминами, способен погубить произведение.

В чем же заключается действенность данного жанра? Фельетон обеспечивает аудиторию актуальной информацией, оказывает влияние на формирование социальной позиции человека и общественного мнения. В таких публикациях создан зримый образ того или иного неблагоприятного явления, которое затрагивает интересы определенных групп населения, а зачастую и всего общества. Автор фокусирует внимание на образе конкретного носителя зла, но сквозь него вырисовывается портрет негативного явления.

Также характерной чертой фельетона, способствующей его высокой действенности, является высмеивание ситуации. Информация преподносится в своеобразной форме, комический эффект пробуждает острую реакцию у людей, которые прямо или косвенно затронуты в тексте. Стоит уточнить, что вышесказанное справедливо исключительно к высококачественному произведению, принадлежащему перу настоящего мастера жанра. Начинающему фельетонисту стоит основательно изучить природу данного жанра, выработать собственную методику, взяв за основу опыт признанных мастеров, и смелее поднимать острые проблемы.

Елена Гуляева, Евгений Захаров

⇒ Онлайн-курс «Основы журналистики» для всех желающих

Источник

Фельетон как жанр художественной публицистики

Что такое фельетон в журналистике. 20210413 vu tg sbscrb2. Что такое фельетон в журналистике фото. Что такое фельетон в журналистике-20210413 vu tg sbscrb2. картинка Что такое фельетон в журналистике. картинка 20210413 vu tg sbscrb2. Выборка и обработка выполнены Еленой Араповой. Источник: Л.М. Майданова «Практическая стилистика жанров СМИ».

Очевидно, что в журналистике продолжается эволюция жанров. Под влиянием творческой мысли автора возникают новые формы и жанры, название которым в научной теории пока не дано. Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации, журналистская мысль стала весьма свободнее за последнее десятилетие, и сейчас политическая публицистика занимает одно из первых мест по популярности среди читателей.

Пребывая на стыке журналистики и художественной литературы, сатирическая публицистика становится особенно актуальной в социально острые моменты развития общества. Очевидно и то, что именно фельетон остается на сегодня одним из самых популярных жанров в печатных СМИ и в рамках художественного стиля.

Что такое фельетон в журналистике. empty avatar. Что такое фельетон в журналистике фото. Что такое фельетон в журналистике-empty avatar. картинка Что такое фельетон в журналистике. картинка empty avatar. Выборка и обработка выполнены Еленой Араповой. Источник: Л.М. Майданова «Практическая стилистика жанров СМИ».

Содержимое разработки

Фельетон как жанр художественной публицистики

Сам термин «публицистика» произошел от слов «публичный», «общественный» – это область литературы, затрагивающая актуальные общественно-политические вопросы. [17;197] Фельетон – это жанр, который направлен именно на злободневные проблемы и явления конкретно того времени, в которое он написан/пишется. Поэтому уже в 20-е годы фельетон как жанр начал активную «борьбу» за свой публицистический художественный облик.

Фельетон должен быть написан качественно, ярко, образно, с использованием арсенала всех художественно-выразительных средств языка, он должен создаваться как авторский взгляд на проблему, тогда он способен пережить свое время- и это тот момент, который часто недооценивают авторы определений классификаций журналистских жанров. Такие тексты очень редки, и только некоторые из них, главным образом Михаил Булгаков и Валентина Катаева, могут быть интересны читателям только после подробного и обстоятельного комментирования.

Публикации жанра фельетон обычно посвящались творчеству писателей, критикой, литературоведов и обязательно была пронизана сатирической интонацией, хотя написаны эти материалы были в разнообразных стилевых манерах. Статьи этого жанра давали возможность в изобилии включать личные нападки на того или иного автора: «Решающую роль при оценке книг стало играть отношение критика в личности автора, внелитературным аспектам его жизни и деятельности» [14;336].

Следует отметить, что эта интонация должна быть именно сатирической- она характерна отрицанием общего, основного в явление в противовес юмору, который отрицает частное, второстепенное. Сатира, отрицая явления в основных его особенностях и подчеркивая их неполноценность при помощи резкого их преувеличения, разрушает обычные, реальные формы явления. Цель сатирических приемов – довести до предельной резкости представление о неполноценности какого-то явления, поэтому сатира тяготеет к условности, гротеску, фантастичности, исключительности характеров и событий, благодаря которой она может особенно отчетливо показать их алогизм, несообразность-вспомним Франсуа Рабле, Михаила Салтыкова-Щедрина или Николая Гоголя.

При написании фельетона выделяют несколько принципов написания статей этого жанра:

1. От факта к проблеме – журналист находит материал, на котором строится социальная проблема. Художественно переоформив который, получаем фельетон.

2. От проблемы к факту – здесь упор идет на постоянно существующие проблемы, о которых не устаёт говорить общественность.

Задача автора описать проблему, «исходя не из единичных типических фактов, а из осознанной при их помощи проблематики. К фактам он всё же приходит и здесь, давая их в документальном виде»[6;69].

3. От проблемы к типизации – данный тип написания фельетона считается наиболее приближенным к художественной литературе.

Зачастую, при написании, способы создания фельетона смешиваются и редко встречаются в чистом виде.

Главная особенность написания фельетона – отсутствие каких-либо штампов или написание статьи по шаблону. Взгляд на актуальную проблему всегда должен быть свежим и оригинальным.

Фельетон не терпит больших сложных предложений и перегрузки информацией. Как сказал В.В. Маяковский: «Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды» [7;57]. Каждое слово должно быть емким, чтобы, с одной стороны, не перегружать статью чрезмерным количеством слов, с другой – ясно и четко предать суть проблемы.

Михаил Кольцов, мастер фельетонов, однажды отметил важность искусства обобщения: «Я даю фактический материал большей частью в сопоставлении с другими фактами и этим стараюсь добиться публицистического обобщения»[8;98]. И в художественных, и в публицистических произведениях факты жизни, ее явления обобщаются. В рассказе в форме абзаца, в статье – в форме выводов. В художественно-публицистическом жанре эти обобщения сливаются в единое целое, что так важно при написании фельетона.

Важный элемент фельетона – присутствие в нем индивидуального сатирико-юмористического образа, за которым стоит явление, а не сама цель.

Обращаясь к речевым средствам, характерных для фельетона из лексико-фразеологических средств, как наиболее экспрессивные, можно назвать следующие:

1.Выбор точного и меткого слова, благодаря чему создается иронический подтекст.

2.Тропы и стилистические фигуры(метафора, олицетворение, каламбур, амплификация, игра слов, оксюморон и т.д.), основанные на точном словоупотреблении, использовании лексико-семантических разрядов слов и устойчивых словосочетаний.

Метафоры как прием остроумия также необычайно эффективны. Наиболее интересным считается способ создания метафоры, как разложения фразеологизма т.е. так, как если бы метафора имела прямое значение.

В своем фельетоне «Русский язык» Дорошевич развивает известную метафору «Дети – цветы жизни»: «Дети, это – цветы. Нельзя же ведь требовать, чтоб все цветы одинаково пахли». Автор дополняет метафору мыслью о разнообразии «запахов» у цветов – предмета, с которым традиционно отождествляют детей, подразумевая исключительность каждого ребенка. [прил.1]

Один из способов раскрытия комического с помощью языковых средств является-острота. Она выражает комедийную мысль в кратко отточенной, порой и в афористической яркой образной форме.

Подводя итог, мы видим, что речевые средства и приемы экспрессии в фельетоне многообразны. Для того, что получить от читателя «нужную» реакцию автор использует все свое мастерство и знания. Он использует эмоционально-окрашенные слова лишь в определенном контексте, чтобы акцентировать внимание читателя, добиться определенных чувств и избегает их, но лишь, чтобы подготовить аудиторию к всплеску эмоций.

Беневоленская Т.А. О языке и стиле газетного очерка. – М., 2012.

Вакуров В.Н. Стилистика газетных жанров. – М., 2007.

Ворошилов В. В. Журналистика. – Учебник. – СПб., 1999.

Забелин В.В. Стилевая специфика языка газеты // Общая стилистика: теоретические и прикладные аспекты. Сборник научных трудов. – Калинин, 1990.

Кессарийский Э.П. Журналистский словарь. Нижний Новгород, 2002.

Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ [Электронный ресурс]. URL: http://www.evartist.narod.ru/text16/069.htm.

Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб., 2006.

Стилистика газетных жанров /Г.Я.Солганик и др. – М., 2011.

Терехова В.С. Специальная лексика в языке газеты. – Л., 2012.

Учёнова В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия // Методы журналистского творчества.- М., 2012.

Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования /отв. ред. М.В.Володина. – М., 2003.

Источник

Фельетон

ФЕЛЬЕТОН — малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором.

История термина. Слово Ф. — французское (feuilleton — листок, листочек); в словарях XVIII ст. его еще не было. Термин Ф. возник в начале XIX в. В 1800 во Франции издатель газеты «Journal des Debats» стал выпускать добавочные листы к газете, а затем в 1803 изменил формат своей газеты — удлинил его книзу, и вот эта добавочная часть, отделенная от газеты «линией отреза» (белым пропуском), стала называться Ф. В дальнейшем термин Ф. получил двоякое значение: 1) литературный материал «подвала» газеты, 2) литературное произведение малой формы публицистически-злободневного характера, помещенное или в Ф. газеты, или в дополнительных частях журнала (обозрение, смесь). Именно в последнем значении этот термин закрепляется и получает очень широкое распространение во Франции, затем в Германии и в России.

Ф. в Западной Европе. Истоки жанра Ф. уходят в XVIII в. Его родоначальниками нужно считать Вольтера, Дидро и их политического врага Фрерона.

В эпоху первой французской революции Ф. приобрел остро политический характер, принимая преимущественно форму памфлета. Дюмулен в газете «Revolutions de France et de Brabants», Марат в «L’ami du peuple», Гебер в «Pere Duschene» в своих Ф. зло высмеивали монархию, короля, церковь, призывали народ к революционному действию. Аббат Жоффруа, реакционер, продолжил традиции Фрерона (в частности его вражду к Вольтеру) в Ф. «Journal des Debats». При Наполеоне и в эпоху Реставрации Ф., как и вся вообще печать, влачил жалкое существование: Ф. «Journal des Debats» и др. ставили своей целью развлекать поверхностным остроумием.

В связи с подъемом общественного самосознания перед революцией 30-го года замечается с конца 20-х годов оживление в литературе вообще и, в частности, оживление Ф., уже более разнообразно оформляющегося. В «Journal des Debats» появился талантливый буржуазный фельетонист Жюль Жанен, ставший особенно известным как автор театральных рецензий. Наряду с Ф. — театральной рецензией развивается Ф. — музыкальная рецензия. Появился целый ряд других талантливых фельетонистов (Шарль Нодье, Денуайе, Жирарден и др.). В 30—40-х гг. широко культивируется бытовой фельетон в виде путевых записок. Но при известном разнообразии в жанровом оформлении франц. буржуазно-дворянский Ф. со стороны содержания имел поверхностный, «развлекательный» характер.

Ф. мелкобуржуазной демократии, наоборот, отличались идейно-политической насыщенностью, сатирической заостренностью. Феликс Пиа, например, выступая против политической беспринципности фельетониста Жюля Жанена, пишет острый Ф. — памфлет «Mari Josef Chenier et le prince des critique».

В 50—60-х гг., в связи с ростом общественного движения во Франции, Ф. насыщен политической сатирой (Рошфор). Во время Парижской коммуны с революционными Ф. выступал Жюль Валлес в газете «Le cri du peuple» и Вильом в газете «Pere Duschene». После 80—90-х гг. Ф. во Франции мельчает: уголовная хроника, мелкие факты городской жизни — вот содержание Ф. этого времени.

В Германии Ф. получил свое развитие в 30—50-х гг. в лице Берне (Парижские письма) и Гейне (Письма из Парижа). Берне и Гейне были родоначальниками политического Ф. в Германии; их Ф. полны огня, призыва к борьбе против феодализма и мещанской косности. Среди представителей «Молодой Германии» в качестве фельетониста выделяется Гуцков («Письма дурака к дуре»). В эпоху империализма в Германии выделился своими сенсационными фельетонами Максимилиан Гарден — типичный представитель мелкобуржуазного индивидуализма.

Ф. в России. Термин Ф. в русской литературе впервые упоминается в «Вестнике Европы» в 1820: «Ф., — говорит «Вестник Европы», — это еще, очевидно, не укрепившееся в нашем быту понятие означает отдельную часть газеты, где помещаются замечания на новые книги, на играемые в театрах пьесы, на самую игру актеров».

Истоки русского Ф. нужно искать в XVIII в. Развитие сатирической журналистики вызвало к жизни новую литературную форму — Ф. В Ф. сатирических журналов XVIII в. выявляются уже две линии, к-рые указаны Горьким для развития литературы вообще. Это — «линия критического реализма и линия чисто мещанской литературы». Ф. «Трутня», «Живописца» зачинают первую линию, Ф. «Всякой всячины», «Ни то, ни сио» — вторую линию Ф. В Ф. «Трутня», «Живописца» вскрывалось конкретное зло общества того времени, давалась резкая критика «на лицо», велась борьба за культуру в России против консерватизма господствующих групп. Публицистическая заостренность, актуальность, смелое привлечение разнообразного материала (бытовы сцены, судебные постановления и др.) — вот те характерные для писем и обозрений новиковских журналов черты, к-рые позволяют считать их Ф.

Фельетонисты «Всякой всячины», «Ни то, ни сио» выдвигали лозунг «не целить на особ», давать критику «в улыбательном духе», мешать поучения с увеселениями и «угрюмость строгих правил умягчать какими-нибудь приятностями или закрывать прелестными цветами». От Ф. «Трутня», «Живописца» идет традиция к Ф. крестьянской революционной демократии, к Ф. «Современника», «Искры», от Ф. «Всякой всячины», «Поденщины», «Ни то, ни сио» — к охранительным Ф. булгаринской «Северной пчелы» или «Библиотеки для чтения» и др.

В 30-х гг. в качестве фельетониста «Библиотеки для чтения» выступил Сенковский. Особенной известностью пользовался его Ф. «Большой выход сатаны». Сенковский дал огромное количество Ф., написанных живо, хлестко, но неглубоких по содержанию. Это — или нападки на своих литературных врагов, или мелкая критика современных нравов. Беседа-диалог, письма, в особенности фантастические сны — форма фельетона Сенковского. Фельетоны Сенковского нередко заканчиваются нравоучениями охранительного характера: «первая обязанность словесности в обществе, — говорит Сенковский, — успокаивать умы», «не помогать политическим бредням» («Брамбеус и юная словесность»).

Общественный подъем, развитие литературы «натуральной школы» вызывают в 40-х гг. в истории русского Ф. значительное оживление: кроме «Северной пчелы» и «Библиотеки для чтения», фельетоны появляются в «Литературной газете», «С.-Петербургских ведомостях», «Русском инвалиде» и др. С Ф. выступают Строев, Губер, Греч, Панаев, Дружинин.

В рядах фельетонистов в 40-х гг. мы видим таких писателей, как Григорович, Плещеев, Сологуб, Тургенев, Гончаров, Достоевский. Широкое распространение в 40-х гг. получил Ф. — «физиологический очерк» (см.). Публицистические статьи, письма, очерки Герцена подчас получают характер Ф., замечательного как социально-политической остротой своего революционного содержания, так и блестящим использованием средств художественного порядка. В 50—60-х гг. выдвинулся на первый план Ф. революционной крестьянской демократии. Острое и актуальное содержание, правдивый показ действительности, беспощадная критика эксплоататорского строя, призыв к борьбе — основные черты Ф. революционных разночинцев, наравне с богатством жанровых форм и художественной яркостью образного воплощения.

Ф. пишут Некрасов, Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Литературно-критические статьи Чернышевского «Об искренности в критике» и «Русский человек на rendez-vous » шли в журналах как фельетоны.

Значительная часть Ф. в «Свистке» и «Искре» принадлежала Добролюбову, Курочкину, Минаеву. Целый ряд очерков Салтыкова-Щедрина и Глеба Успенского являлись фельетонами («Письма к тетеньке» Салтыкова-Щедрина и др.). Самое композиционное построение Ф. революционеров-демократов является отличным от буржуазно-дворянского Ф. Буржуазно-дворянский Ф. целиком строился вокруг какого-либо явления быта или литературы, причем выводы его не шли дальше этого явления. Совсем другое фельетоны Чернышевского, Добролюбова; в их Ф. берется какое-нибудь частное явление как исходный пункт для построения Ф., а затем, как вывод, дается широкое обобщение, имеющее огромное общественно-политическое значение (бичуется царская администрация, суд и т. д., а не отдельные плохие администраторы). Сатира «Свистка» и «Искры» охватывала огромный круг явлений, поэтому к жизни были широко призваны новые Ф. в драматической и, особенно, стихотворной форме (см. напр. Ф. «Наука и свистопляска, или как аукнется, так и откликнется — рассказ в стихах и прозе, со свистом и пляскою», «Юное дарование, обещающее поглотить всю современную поэзию» Конрада Лилиеншвагера, т. е. Добролюбова, «Москвичи на лекции философии», «Женщина перед лицом русского прогресса», стихотворные Ф. Минаева и др.).

Стихотворный Ф. был доведен до совершенства Некрасовым («Газетная», «Балет», «Кому холодно, кому жарко», «Современники», «Вступительное слово Свистка к читателю» и др.). Глеб Успенский дал прекрасные образцы Ф.-очерков, в к-рых он откликался на самые острые вопросы современности. Революционеры-демократы ценили Ф. как очень удобный способ для проведения своих идей, считая, что он мог бы «оказать немалое пособие серьезной литературе» (Добролюбов). Салтыков-Щедрин зло высмеивал мещанский Ф., Ф.-болтовню, но, когда его упрекнули в том, что его очерки носят фельетонный характер, он ответил: «Водевиль может быть умнее боборыкинской драмы» (письмо Пыпину от 1 ноября 1883).

В 60—70-х гг. продолжал существовать и мещанский Ф. Этот Ф. носил прежний традиционный характер веселой болтовни (напр. фельетоны Масальского в «Сыне отечества», «Весельчака» и др.).

В 90—900-е гг. рост пролетариата, пролетарского движения, организация пролетарских журналов и газет, выступление в печати Ленина, выступление Горького, революция 1905, реакция после революции 1905, новая волна рабочего движения — все эти огромные общественные сдвиги и события сказались в журналах, газетах, литературе. На страницах журналов и газет шли упорные бои. Фельетонам в этих боях принадлежит большое место.

Реакционные газеты и журналы развивали бешеную кампанию против революции, против рабочего движения. В «Новом времени» выступила целая «плеяда» фельетонистов (Суворин, А. Столыпин, Меньшиков, Розанов и др.). Донос, клевета на все честное, революционное, кровавые наветы, призыв к погромам во имя православия и самодержавия — вот гнусное содержание реакционных Ф. Беззастенчивая, доходящая до цинизма подтасовка фактов, мистика, ханжество и лицемерие — особенности «стиля» Ф. нововременских «Иудушек Головлевых».

Ф. либеральных фельетонистов 900-х гг. отличались мелочностью содержания, малой социальной значимостью и в то же время изощренностью, узорчатостью, часто вычурностью формы (Дорошевич, Амфитеатров, Л. Андреев и др.).

Новые страницы в истории дооктябрьского Ф. открывают фельетоны Горького. Первые его Ф. под названием «Между прочим» были напечатаны под псевдонимом Иегудиил Хламида («Самарская газета» за 1895). В своих фельетонах Горький, несмотря на жестокую цензуру, умел остро ставить вопросы о разгуле административного произвола, умел заступиться за попранные права трудящихся.

В 1906 Горький написал серию блестящих фельетонов-памфлетов: «В Америке» («Город Желтого Дьявола» и др.), «Мои интервью» («Прекрасная Франция», «Русский царь» и др.). В этих фельетонах Горький обличал полновластное господство капитала в «демократической» Америке, республиканскую Францию, снабжающую русского царя деньгами для подавления революции, наконец самого русского самодержца, тупого, кровавого царя, державшегося на троне при помощи штыков. Как в других своих произведениях, так и в Ф. Горький указал путь развития советской художественной и публицистической литературы — путь социалистического реализма. В качестве фельетонистов в дореволюционных большевистских изданиях выступали В. В. Воровский, М. С. Ольминский, направлявший против меньшевиков острые сатирические Ф.

После Великой Октябрьской социалистической революции начался бурный расцвет пролетарской публицистики вообще и пролетарского фельетона в частности. Развитие социалистического строительства, культурная революция, изживание пережитков капитализма в сознании людей советской эпохи, создание нового быта, перестройка отношения человека к природе, к труду, борьба с остатками буржуазии, разгром троцкистских, бухаринских и иных шпионов и диверсантов — все это дает широкий круг тем для советского фельетона.

Советский Ф. не только критикует отрицательные явления жизни, но и утверждает новую, социалистическую действительность, великие завоевания сталинской эпохи.

Непревзойденными шедеврами советского Ф. являются пламенные фельетоны Горького, посвященные обличению международного империализма и его наймитов, врагов народа в нашей стране, а также фельетоны Горького, откликавшиеся на рост культуры в СССР, ставившие вопросы из области лит-ой жизни и указывавшие направление развития советской литературы. Ф. социалистического реализма имеет четкий идейно-композиционный стержень, ему чужда отрывочность, фрагментарность мелкобуржуазного Ф. 900-х гг. Советский фельетонист говорит просто, ясно, твердо; советский Ф. не стремится к внешней вычурности.

Советский Ф. крайне многообразен по форме. Политически заостренные, пропитанные партийностью, с четкой сюжетной линией, опирающиеся на определенные конкретные факты, советские фельетоны дают примеры гармонического сочетания в Ф. публицистического и художественного элементов. В. В. Маяковский дал блестящие образцы политически насыщенного, подчас остро-сатирического стихотворного Ф.

Победа социализма, невиданные в мире успехи социалистического строительства в области индустриализации, сельского хозяйства, культуры настоятельно требуют развития фельетона-бытовой сцены, фельетона-научной статьи, фельетона-научной гипотезы, в к-рых в доступной и «легкой», понятной миллионам трудящихся форме сообщались бы знания не только о действительности прошлого и настоящего, но и о действительности будущего.

Библиография: Азадовский М., Затерянные фельетоны Тургенева, Иркутск, 1927 (оттиск из «Сборника трудов Иркутск. гос. ун-та», вып. XII); Журбина Е., Фельетон в газете 40-х годов, акц. изд. о-ва «Огонек», М., 1930 (в серии: Б-ка «Огонек», № 527); Заславский Д., Истоки и пути фельетона, изд. «Огонек», М., 1931 (в серии: «Б-ка журналиста», кн. 2), Горький в Самаре. Рассказы, фельетоны, воспоминания, «Сов. писатель», 1938; Nettement A. F., Etudes critiques sur le feuilleton-roman, Paris, 1845; Atkinson Nora, Eugene Sue et le roman-feuilleton, P., 1929 (Chapitre premier, I, Esquisse de l’histoire du roman-feuilleton en France); Eckstein E., Beitrage zur Geschichte des Feuilletons, 2 Bde, 2 Auflage, Leipzig, 1876; Kellen T., Aus der Geschichte des Feuilletons, Essen, 1909; Meunier E., Die Entwicklung des Feuilletons in der Grossen Presse, Heidelberg, 1914.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *