Что такое федеральные конституционные законы

Федеральные конституционные законы

Федера́льный конституцио́нный зако́н Росси́йской Федера́ции — разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

Вопросы предусматривающие принятие Федеральных конституционных законов содержатся в следующих статьях Конституции Российской Федерации:

Статья 56 пп. 1-2обстоятельства и в порядок введения чрезвычайного положения; ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;
Статья 65 п. 2порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта
Статья 66 п. 5изменение статуса субъекта Российской Федерации
Статья 70 п. 1описание и порядок официального использования государственных флага, герба и гимна Российской Федерации
Статья 84 п. впорядок назначения референдума
Статья 87 п. 3режим военного положения
Статья 88порядок введения чрезвычайного положения
Статья 103 п. дпорядок деятельности Уполномоченного по правам человека
Статья 114 п. 2порядок деятельности Правительства Российской Федерации
Статья 118 п. 3установление Судебной системы Российской Федерации
Статья 128 п. 3полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов
Статья 135 п. 2порядок созыва Конституционного Собрания
Статья 137 п. 1принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации, изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации

Содержание

Порядок принятия Федерального конституционного закона

Порядок принятия федеральных конституционных законов установлен Конституцией Российской Федерации и регламентами палат Федерального Собрания. В соответствии со статьей 108 Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Право вето Президента на федеральные конституционные законы не распространяется.

Источник

Что такое закон?

Что такое федеральные конституционные законы. mat 68136. Что такое федеральные конституционные законы фото. Что такое федеральные конституционные законы-mat 68136. картинка Что такое федеральные конституционные законы. картинка mat 68136. Федера́льный конституцио́нный зако́н Росси́йской Федера́ции — разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

Можно ли коротко ответить на вопрос: Что такое закон? Да, это некий набор обязательных норм и правил. Основная его роль – это регламентирование отношений между отдельными представителями общества, а также их взаимодействие с самой государственной властью.

Правильный, в человеческом понимании, закон должен быть создан с учётом норм нравственности и морали конкретного общества и в конкретное время – это объясняет то, почему законы разных государств иногда бывают кардинально противоположными. Меж тем законодательная база РФ создана не только в соответствии с внутригосударственными механизмами защиты прав и свобод человека, но и с учётом норм международного права.

Закон – основа государственной власти

Без законов невозможно существование правового государства. Они обеспечивают нормальную жизнь граждан и жизнь государства в целом. К примеру, Конституция определяет:

Некоторые виды законов утверждает законодательная власть – в нашей стране это Федеральное Собрание, в него входит Совет Федераций и Госдума. Другой вариант принятия законов – референдум.

Виды законов

Нормативно-правовые акты РФ имеют разную юридическую силу. Первостепенной значимостью обладает Конституция – главный закон страны имеет наивысшую юридическую силу. Служит базой для разработки других норм. Никакие нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции. Другие виды законов:

Конституционные законы

Федеральные конституционные законы имеют преимущество над Федеральными законами. Они принимаются органами законодательной власти при условии их одобрения:

Значительная доля законов – это акты, устанавливающие статус наиболее значимых государственных институтов и органов. Они не могут быть отклонены президентом.

Федеральные законы

Принимаются ФЗ большинством голосов депутатов Госдумы, а также половины всех голосов членов Совета Федераций. Если законопроект будет отклонён членами СФ, то в случае его повторного рассмотрения необходимо одобрение 2/3 голосов депутатов от общего состава. На нормативные акты этого уровня президент РФ имеет право наложить вето.

Для поиска необходимого правового акта можно воспользоваться информационным интернет-порталом online-zakon и разделом: «Федеральные законы».

Источник

Что такое нормативный правовой акт

Что такое федеральные конституционные законы. FI6d9mlMzCCJJHd90wMRDoAjYjPqBycf. Что такое федеральные конституционные законы фото. Что такое федеральные конституционные законы-FI6d9mlMzCCJJHd90wMRDoAjYjPqBycf. картинка Что такое федеральные конституционные законы. картинка FI6d9mlMzCCJJHd90wMRDoAjYjPqBycf. Федера́льный конституцио́нный зако́н Росси́йской Федера́ции — разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

Что такое нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

Источник

Вправе ли был КС России проверять конституционные поправки 2020 года?

Для кого-то ответ на этот вопрос чуть ли не очевиден. Ну правда, не могли ж они там в конце концов ошибиться. Однако не все так просто. Давайте посмотрим, почему.

Что такое федеральные конституционные законы. 1b11f7e6 4f82 468b b7a8 46c88ff4f57a. Что такое федеральные конституционные законы фото. Что такое федеральные конституционные законы-1b11f7e6 4f82 468b b7a8 46c88ff4f57a. картинка Что такое федеральные конституционные законы. картинка 1b11f7e6 4f82 468b b7a8 46c88ff4f57a. Федера́льный конституцио́нный зако́н Росси́йской Федера́ции — разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», более известный в массовой информации как «закон об обнулении Путина», «закон о вечном Путине», был подписан Президентом России 14 марта 2020 г. и незамедлительно опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

Закон существенно сместил «центр тяжести» верховной власти в еще большую сторону главы государства, поставив тем самым вопрос о нарушении органики положений Конституции РФ. Впервые в истории новой России нормы глав 3-8 Конституции в измененном их виде стали серьезно и предметно противоречить главам 1 и 2 Конституции (фундаментальным нормам), а процедура принятия Закона отличилась несостыковкой с правилами главы 9 Конституции.

Как известно, Закон вступал в силу поэтапно, в так называемом «особом порядке»:

История ушедшего года показала, что поправки прошли проверку Конституционного Суда РФ за один день, впоследствии были поддержаны большинством проголосовавших избирателей и вступили в силу 4 июля 2020 г.

Получается, до сего времени действовала прежняя редакция Конституции. Попробуем в нее вновь заглянуть и внимательно просмотреть нюансы.

Статья 125 Конституции в прежнем её виде определяла следующее:

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Статья 126 Конституции предписывала:

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

А статья 128 Конституции в своей части 3 предусматривала:

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Внимательное системное восприятие всех этих статей рождает вывод о некой противоречивости статьи 125 и части 3 статьи 128. Риторика статьи 125 такова, что будто бы она определяет закрытый перечень полномочий Конституционного Суда РФ, чем вступает в несогласие с частью 3 статьи 128, а слог статьи 126, напротив, содержит весьма пространное описание компетенции Верховного Суда РФ, что органично дополняется частью 3 статьи 128. И поскольку Конституция не могла сама по себе содержать исчерпывающий набор норм об этих высших судах, требовалось принятие федеральных конституционных законов в развитие данных конституционных норм, т.е. законов о Конституционном Суде РФ и Верховном Суде РФ.

Вместе с тем авторы изначального конституционного текста 1993 г., на наш взгляд, несколько неточно изложили правило части 3 статьи 128 (за все время существования она изменялась только в части исключения упоминания о Высшем Арбитражном Суде РФ, другие слова оставались на прежних местах), чем породили неопределенность в вопросе о том, какое именно слово (словосочетание) или все три относятся к Конституционному Суду РФ.

В части 3 статьи 128 говорится о:
— полномочиях
— порядке образования
— порядке деятельности
федеральных судов, к коим относится Конституционный Суд РФ тоже.

Видится, что авторы конституционного текста 1993 г., что называется, «сплошняком» перечислили все федеральные суды в части 3 статьи 128 и не подумали, что слово «полномочия» применительно к Конституционному Суду РФ при наличии «живой» и исчерпывающей статьи 125 вызовет вопросы.

Значит, законодатель не мог и не может в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации», по сути, прописывать дополнительные полномочия Конституционного Суда РФ, поскольку нарушает этим или нарушит выявленный единый регулятивный смысл и обесценит статью 125 Конституции.

Что такое федеральные конституционные законы. 3deabc62 e6e2 46d9 9608 eb1dcc973c71. Что такое федеральные конституционные законы фото. Что такое федеральные конституционные законы-3deabc62 e6e2 46d9 9608 eb1dcc973c71. картинка Что такое федеральные конституционные законы. картинка 3deabc62 e6e2 46d9 9608 eb1dcc973c71. Федера́льный конституцио́нный зако́н Росси́йской Федера́ции — разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

Теперь посмотрим на редакцию статьи 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», действовавшую на 14-16 марта 2020 г. (ред. от 29.07.2018 № 1-ФКЗ). В данной статье излагаются все полномочия Конституционного Суда РФ, в том числе из статьи 125 Конституции.

В соответствии с ними Конституционный Суд РФ:

5.1) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Прописывая в пункте 7 дополнительные полномочия Конституционного Суда РФ со ссылкой на Федеральный договор, федеральные конституционные законы и договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти, законодатель уже в 1994 г., принимая Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», вышел за пределы статьи 125 Конституции *.

Ну а дополняя статью 3 этого закона новым пунктом 5.1, законодатель в 2014 г. продолжил порочную практику попрания, необоснованно «придумав» для процедуры всероссийского референдума некую проверку конституционности выносимого на голосование вопроса **.

Соответственно, пункты 5.1 и 7 части 1 статьи 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» противоречат единому регулятивному смыслу системной взаимосвязи статьи 125 и части 3 статьи 128 Конституции, поскольку добавляют этому суду дополнительные полномочия, не оговоренные Конституцией.

Таким образом, вопрос нетипичного противоречия статьи 125 и части 3 статьи 128 Конституции по сей день не решен, заморожен противоестественным регулированием на уровне Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и по сути легализован продолжительным временем.

Вернемся к главному вопросу, ответ на который теперь будет прост: вправе ли был Конституционный Суд РФ проверять конституционность закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ? Такого полномочия из статьи 125 Конституции не следовало, а значит, был не вправе.

Примечательно, что статья 125 Конституции РФ (в редакции, действовавшей до 4 июля 2021 г.) и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 9 ноября 2020 г.) не предусматривали, что КС России проверяет конституционность федеральных конституционных законов, он в принципе на то не имел права ***, видимо потому, что в силу части 1 статьи 108 Конституции федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией, и выступают особыми законами федерального уровня, откровенно говоря, дополняющими прямое конституционное регулирование определенных вопросов (федеральный референдум, режим военного положения, режим чрезвычайного положения, принятие в состав федерации нового субъекта федерации, образование нового субъекта федерации, изменение статуса субъекта федерации, устройство и статус федеральных судов, статус федерального правительства, статус федеральных флага, герба и гимна, статус федерального омбудсмена, статус Конституционного Собрания). В этой связи эти законы идейно не могли подпадать под юрисдикцию КС России, так как не могли дисквалифицироваться им как нормативные акты, поскольку продолжали конституционное регулирование важнейших аспектов деятельности федеративного государства. Прежняя редакция Конституции дозволяла только остальным нормативным регуляторам (простым федеральным законам, основным и простым законам субъектов федерации, подзаконным нормативным актам высших органов, федеративным договорам и пр.) становиться предметом проверки Конституционного Суда РФ, которые не должны были противоречить федеральным конституционным законам.

В статье 136 Конституции четко сказано:

Иными словами, как только одобрил последний региональный парламент из необходимого их количества, все, поправки вступают в силу. И даже ничего не сказано о подписи Президента.

Что такое федеральные конституционные законы. cff92375 7250 4c49 b1f3 0a122c0c12a2. Что такое федеральные конституционные законы фото. Что такое федеральные конституционные законы-cff92375 7250 4c49 b1f3 0a122c0c12a2. картинка Что такое федеральные конституционные законы. картинка cff92375 7250 4c49 b1f3 0a122c0c12a2. Федера́льный конституцио́нный зако́н Росси́йской Федера́ции — разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

_________________
* Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», опубликован в «Российской газете» 23 июля 1994 г. N 138-139

** Федеральным конституционным законом от 4 июня 2014 г. N 9-ФКЗ часть первая статьи 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» дополнена пунктом 5.1

*** Авакьян С.А. Конституционная реформа 2020 и российский парламентаризм: реальность, решения, ожидания // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2020. № 3. С. 7-32.

Источник

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

Полезное

Смотреть что такое «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН» в других словарях:

Федеральный конституционный закон — см. Федеральный закон … Энциклопедия права

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РФ — основополагающий закон, издаваемый по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. ФКЗ РФ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов общего числа депутатов Государственной Думы … Юридическая энциклопедия

Федеральный конституционный закон — Российской Федерации разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической… … Википедия

Федеральный конституционный закон — принятый по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 108), квалифицированным большинством голосов членов Федерального Собрания (не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее… … Российское избирательное право: словарь-справочник

Федеральный конституционный закон — см. Федеральный закон … Большой юридический словарь

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РФ — основополагающий закон, издаваемый по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ 1993 г. ФКЗ РФ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов общего числа депутатов… … Энциклопедический словарь экономики и права

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН — принимаемый в особом порядке закон, дополняющий и развивающий действующую Конституцию РФ по вопросам, специально указанным в Конституции, обладающий наивысшей (после Конституции) юридической силой. К Ф.к.з. относятся законы, принятие которых… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Федеральный конституционный закон — это закон, принимаемый по вопросам, специально оговоренным в Конституции РФ. Они посвящены: а) конкретным государственно правовым институтам; б) особым правовым режимам; в) федеративным отношениям и их субъектам; г) официальной государственной… … Большой юридический словарь

Федеральный конституционный закон Российской Федерации — Основная статья: Законодательство Российской Федерации Федеральный конституционный закон Российской Федерации разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам,… … Википедия

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН — (федеральный конституционный закон) один из видов нормативных правовых актов РФ, предусмотренных Конституцией РФ. К. з. одно из наиболее спорных понятий конституционного права, вызывающих различные трактовки. По предмету регулирования можно… … Энциклопедический словарь конституционного права

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *