Что такое федеральная инспекция труда в понятии тк рф

Что такое федеральная инспекция труда в понятии тк рф

ТК РФ Статья 355. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Источник

Что такое федеральная инспекция труда в понятии тк рф

ТК РФ Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 356 ТК РФ

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений;

(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 393-ФЗ)

принимает меры по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;

(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 393-ФЗ)

иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Источник

Статья 354 ТК РФ. Федеральная инспекция труда

Комментарии к ст. 354 ТК РФ

1. Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Конвенцию N 81 МОТ «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.) и Протокол 1995 г. к ней и приняла на себя обязательства создать систему инспекций труда, распространяющуюся на все предприятия, в отношении которых инспекторы труда обязаны обеспечить соблюдение законодательства о труде, в том числе об охране труда.

В целях реализации указанных международных обязательств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1035 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» было принято предложение Минтруда России об образовании на базе Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда в субъектах РФ единой централизованной системы государственных органов, включающей Минтруд России и государственные инспекции труда, являющиеся территориальными органами Министерства (федеральной инспекции труда).

4. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность в соответствии с полномочиями, предоставленными ТК (см. комментарий к ст. 356 ТК) и Положением о Федеральной службе по труду и занятости.

В целях установления общего порядка организации деятельности территориальных органов Роструда по государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда), Приказами руководителя Роструда от 24 марта 2005 г. N 139-227 утверждены положения о государственных инспекциях труда в 82 субъектах РФ.

Руководители государственных инспекций труда в субъектах РФ являются главными государственными инспекторами труда в соответствующем субъекте РФ. В соответствии с действующими нормативными правовыми актами они назначаются на должность и освобождаются от нее Министром здравоохранения и социального развития РФ по представлению руководителя Роструда (п. 10.18 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321).

Заместители руководителей государственных инспекций труда в субъектах РФ являются заместителями главного государственного инспектора труда в субъекте РФ (по правовым вопросам и по охране труда). Они назначаются на должность и освобождаются от нее руководителем Роструда по представлению главного государственного инспектора труда в соответствующем субъекте РФ (п. 9.3 Положения о Федеральной службе по труду и занятости).

отдел надзора и контроля по вопросам оплаты труда;

отдел надзора и контроля по общим вопросам трудового законодательства;

отдел надзора и контроля по вопросам особенностей регулирования труда отдельных категорий работников;

отдел надзора и контроля по отраслевым вопросам охраны труда и экспертизы условий труда;

отдел надзора и контроля по вопросам расследования и учета несчастных случаев на производстве;

отдел по вопросам социального партнерства.

Статус главных государственных инспекторов труда имеют не только перечисленные должностные лица федеральной инспекции труда, но и начальники отделов государственных инспекций труда в субъектах РФ и Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда).

Источник

Статья 354. Федеральная инспекция труда

Комментарий к ст. 354 TК РФ

1. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), находящаяся в ведении Минздравсоцразвития РФ (см. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2901).

См. также комментарий к ст. ст. 144, 216.1 ТК.

Судебная практика по статье 354 TК РФ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала, что, признавая неуважительными причины пропуска Ш. предусмотренного частью первой статьи 392 ТК РФ месячного срока для обращения в суд по спору об увольнении, судебные инстанции не приняли во внимание всю совокупность обстоятельств, не позволивших Ш. своевременно обратиться в суд за разрешением спора об увольнении, с учетом положений статей 352, 353, 354, 356 и 357 ТК РФ об органах государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, а также статей 10, 22, 26 и 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», из которых следует, что государственные инспекции труда и органы прокуратуры, не являясь органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, наделены законом полномочиями по рассмотрению заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушении их трудовых прав и по применению в связи с этим определенных мер реагирования в виде предъявления должностным лицам предписаний об устранении нарушений закона.

Источник

Статья 356 ТК РФ. Основные полномочия федеральной инспекции труда (действующая редакция)

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях;

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений;

принимает меры по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;

иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Комментарий к ст. 356 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена полномочиям федеральной инспекции труда, посредством которой реализуются стоящие перед ней задачи. Федеральная инспекция труда в своей деятельности не должна выходить за пределы своей компетенции, иначе она будет либо препятствовать надзорно-контрольной деятельности других уполномоченных на то государственных органов, либо вмешиваться в работу проверяемых организаций. Государственные инспекторы труда и работники организаций должны иметь полное представление о задачах и полномочиях федеральной инспекции труда для предотвращения подобных случаев.

Указанные источники информации служат исходным материалом для организации и проведения как плановых (текущих), так и внеплановых проверок, т.е. по конкретному факту правонарушения. Так, федеральная инспекция труда принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно (см. ст. ст. 229, 230 и коммент. к ним).

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489. Важно знать, что такие проверки нельзя проводить чаще чем один раз в три года.

Федеральная инспекция труда наделена полномочием привлекать экспертов, экспертные организации к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя. Эти эксперты (экспертные организации) не могут состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, а также быть аффилированными лицами проверяемых лиц (см. ч. 6 ст. 12 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей). Их помощь может оказываться в различных формах: консультации, обследования, дача заключений по конкретным вопросам. Таким образом обеспечивается потребность в специальных познаниях в области здравоохранения и техники безопасности при анализе материалов о нарушении законодательства по безопасности труда.

3. Важным участком работы федеральной инспекции труда служит предупреждение правонарушений в сфере труда. В связи с этим в ее компетенцию входит предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вплоть до ввода их в эксплуатацию.

4. По результатам проверок федеральная инспекция труда:

— выдает обязательные предписания об устранении нарушений;

— составляет протоколы об административных правонарушениях в пределах предоставленных ей полномочий;

— подготавливает необходимые материалы, на основании которых ставит вопрос перед компетентным органом или должностными лицами о привлечении виновных к установленной федеральным законом ответственности;

— в соответствии с законодательством РФ рассматривает дела об административных правонарушениях (см. ст. 362 и коммент. к ней).

5. Федеральная инспекция труда вправе принимать и рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав. Она уполномочена также на принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

6. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 18.05.2012 N 581н. В соответствии с этим Регламентом федеральная инспекция труда информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных содержащих нормы трудового права актов.

7. Регулярный анализ материалов проверок и информирование общественности о выявленных нарушениях в сфере труда также относится к компетенции федеральной инспекции труда. Собранные в ходе проверок материалы направляются федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, правоохранительным и судебным органам.

Доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подлежат ежегодной публикации. Они подготавливаются по Правилам подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утв. Постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 N 215.

Доклады надзорно-контрольных органов направляются в Минэкономразвития России, которое подготавливает сводный доклад о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля за отчетный год и представляет его в Правительство РФ до 15 апреля года, следующего за отчетным годом (п. 7 Правил).

Содержащиеся в докладах сведения являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в сети Интернет, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством РФ (п. 8 Правил).

8. Федеральная инспекция труда уполномочена осуществлять надзор и контроль:

— за реализацией прав работников на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей (см. ст. ст. 183, 184 и коммент. к ним).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *