Что такое фаза звука
Фаза, противофаза и фазовый сдвиг
В этой статье рассмотрим такой важный вопрос, как фаза аудиосигнала.
При упоминании раздела школьной физики о гармонических колебаниях первое, что приходит на ум, — это то, что фаза представляет собой аргумент периодической функции, определяющий амплитуду сигнала в определенный момент времени.
Что нам от этого в музыкальном плане? И где же могут возникнуть проблемы с этой самой фазой?
Представьте, что мы записываем гитару. Звук снимается с комбоусилителя с помощью двух микрофонов. Сигнал из них микшируется, а затем идет в один канал. Как раз суммирование двух сигналов и может привести к возникновению проблем с фазой.
Сигналы в фазе
Наблюдается идеальное повторение сигналов, при котором «пики и впадины» их амплитуд абсолютно синхронны во времени. В таком случае говорят, что сигналы «в фазе». На практике это означает, что будет иметь место усиление сигналами друг друга. И в идеале амплитуда результирующего сигнала будет равна сумме амплитуд каждого сигнала.
Такой расклад не только ничем нам не грозит, а даже наоборот является весьма желанным и полезным в большинстве случаев.
Сигналы в противофазе
На осциллографе заметно, что «пик» первого сигнала совпадает с «впадиной» второго. Из этого несложно сделать вывод, что в результате сложения таких колебаний в идеале получится абсолютный ноль или, иными словами, взаимное подавление обоих сигналов.
Такой расклад ничего хорошего не принесет, поэтому его стоит всячески избегать.
Фазовый сдвиг
Фазовый сдвиг подразумевает запаздывание первого сигнала по времени относительно второго.
При двух гармонических колебаниях одной частоты результатом сдвига фаз будет частичное ослабление сигнала. Степень ослабления результирующего сигнала будет зависеть как раз от этого самого сдвига фаз. В предельном случае на выходе получится абсолютный ноль.
Все эти иллюстрации только отдаленно относятся к практическим реалиям. Звук музыкального инструмента — это ведь отнюдь не одночастотный сигнал. Звук гитары или какого-либо другого инструмента характеризуется довольно большим количеством обертонов.
Поэтому частичный сдвиг фаз может приводить к большему ослаблению одних частот по сравнению с другими, и даже к усилению некоторых из них. Можно легко догадаться, что на все это влияет сдвиг фаз между конкретными гармониками.
К слову сказать, как раз этот принцип усиления одних частот и ослабления других лежит в основе всем известного эффекта – фейзера. Схема включает в себя частотные фильтры, цепи обратной связи и смешивание обработанного и не обработанного сигнала, однако главный принцип заключается именно в сдвиге фаз.
В целом, фазовый фактор может стать причиной многих неприятностей. Хорошо, если при записи используются всего два микрофона. В таком случае можно поэкспериментировать с расстоянием от источника звука до микрофонов, чтобы подобрать такие положения, при которых сигналы от них поступают в фазе. А вот ситуация с использованием например десяти микрофонов уже намного сложнее.
Кстати, многие предусилители для микрофонов оснащены переключателем полярности сигналов. Единственное, что совпадение или несовпадение «пиков» и «впадин» обоих сигналов будет определяться не разностью их фаз, а полярностью. Но поскольку эффект такой же, то для решения проблем с фазой можно применять инвертирование сигналов, которое может принести желаемый результат, и может и нет.
Решить проблему можно и с помощью коррекции фазы уже записанного сигнала в любой программе для звукозаписи, тем более что современная цифровая обработка звука обеспечивает безграничные возможности в этом вопросе.
Заметить фазовое несовпадение сигналов на слух можно по характерной потере яркости звука, его «обеднению». Если вы услышали какие-то разлады со звуком, которые идентичны вышеперечисленным, поэкспериментируйте с фазой.
Фазовые проблемы могут иметь место не только во время снятия звука микрофонами. Например, они могут возникать при включении фейзера в параллельный разрыв на комбике, так как фэйзер сам по себе приводит к сдвижению фазы исходного сигнала и ее дальнейшему смешиванию с необработанным сигналом. К тому же не стоит забывать и о параллельной петле. В результате — прогнозируемое плохое звучание.
Фазовый сдвиг. Фаза сигнала.
Фазовый сдвиг – что это? А фаза звукового сигнала? Попробуем немного разобраться в этом вопросе. Не факт, что смогу ясно разъяснить этот вопрос, но примерное понятие должно получиться.
Пролог
Музыканты, меломаны, а так же, любители “хай-эндовского” звука, в разговорах между собой, часто используют, вроде бы всем понятные термины – спектр, фаза, частота, меандр, глубина и локализация сцены, и прочие узкозначимые слова. Но зачастую, даже некоторые из “знатоков”, до конца не могут понять, что же это на самом деле такое.
Такие понятия как – “Фазовый сдвиг” очень часто упоминаются при проектировании кроссоверов для акустики. Подробно про кроссоверы мы уже поговорили чуть ранее.
При наличии интернета выяснить тот или иной вопрос не составляет проблем. В отсутствии такового – можно сходить в библиотеку, найти пару реально научных книжек и почитать саму теорию. Но все нынче стали на столько занятые, что даже выуживать информацию из интернета – времени нет. Попробуем найти простое объяснение – что же такое “фазовый сдвиг”?
Что означают эти термины на самом деле? Можно ли “пощупать” их истинное значение? Да, однозначно, можно. Сейчас мы попробуем разобраться в вопросе – “Что такое – фазовый сдвиг?”
Фаза сигнала
Для начала порассуждаем, что такое – “фаза сигнала”. Фаза сигнала никогда не существует сама по себе. Это виртуальное понятие. Вообще, можно сказать так: Фаза – это уровень сигнала в текущий момент времени, или иначе, – это уровень звукового давления в текущий момент времени в измеряемой точке пространства (к примеру, это место, где находится слушатель).
Вот картинка, изображающая звуковые волны в фазе. К примеру, звуковые сигналы двух каналов нашей акустики совпадают. В этом случае, музыка звучит чётко, без каких либо искажений. В музыкальном произведении можно услышать все задействованные инструменты, которые звукорежиссер слышал при записи. Имеется некая область звукового давления, где ощущается “эффект присутствия” – это то, о чем спорят меломаны и аудиофилы. Иными словами – получаем ожидаемый звук и впечатления.
На следующей картинке ниже, фаза смещена на 90 градусов, или на четверть фазы. Этот эффект можно услышать в виде небольшого эха. Это может и не связано с оборудованием самой комнаты. Эффект звуковой задержки с небольшим смещением фазы вносит некую сумятицу в музыку, теряется “картинка”, исполнители “уходят в разные стороны”, появляется ощущение, что находишься в огромном зале с каменными стенами. Звуки становятся не естественными, искаженными.
Далее, мы наблюдаем смещение фаз на 180 градусов. То есть, акустика в этом случае играет в противофазе. Чуть ниже подробно об этом. В данном случае, общая “звуковая картина” на столько становится не понятной, что слушать музыку становится просто не интересно и противно. Звуки становятся “ватные”, многие часты просто могут отсутствовать, хотя они и воспроизводятся колонками. Может сложиться такое впечатление, что слушаешь музыку в завязанной шапке-ушанке.
Далее, немного теории без научных выкладок.
К примеру, слушая, сидя у себя дома, свои акустические системы, мы слышим, как они порождают в районе дивана те или иные переменные звуковые давления. Звуковые волны складываются друг с другом. Эти волны имеют разные частоты и амплитуду. Они то нарастают, то убывают.
Противофаза
А теперь предположим, что давления от обоих колонок (звуковые волны) изменяются одинаково, но имеют противоположную направленность. То есть, одна колонка излучает “плюсовые” волны, а другая колонка – “минусовые”. Это может случиться, когда слушатель, случайно, перепутал клеммы подключения одного из каналов (левый канал например).
Немного проще. Динамики правой колонки играют вперёд, а динамики в левой колонке играют назад, одновременно пытаясь воспроизводить одну и туже частоту. Одна колонка создаёт давление, скажем, 1 Паскаль, а другая – минус 1 Паскаль. Такой эффект называется – противофаза.
Общая громкость звука в том месте, где находится слушатель, теоретически, должна стремится к нулю, но это не означает, что какой либо звук вообще будет не слышно. В этом случае, может сильно поломаться “звуковая сцена”, “картинка” музыкального произведения, а в каком либо месте помещения звук реально будет затухать, но не совсем. Звук станет “смазанным” и исчезнут некоторые частотные составляющие из общего звукового сигнала.
Не будем вдаваться в непростую научную формулировку, приводя формулы. Можно сказать так, что из второй колонки звук доходит к слушателю, но с задержкой по времени (не забываем, что сигнал на колонки подаётся одинаковый!). И задержка в этом случае получается именно 180 градусов. Почему так? Попробуем разобраться на картинке, нагляднее – понятнее.
360 градусов – длина периода сигнала (Фаза), 180 градусов – половина периода сигнала.
Фазовый сдвиг
А теперь, мы дошли до момента, когда можно уже разобрать вопрос – “Что такое – фазовый сдвиг?”
Фаза — это временная связь двух сигналов. И в течении периода колебания меняется от 0 до 360 градусов. Потом опять – от 0 до 360, и так далее. Можно сказать, что это мгновенный уровень сигнала в определенной точке времени внутри периода. Саму фазу мы не слышим, но слышим фазовый сдвиг одного сигнала относительно другого.
Вики про это говорит так: Сдвиг фаз — это разность между начальными фазами двух переменных величин, изменяющихся во времени периодически с одинаковой частотой.
Фазовый сдвиг является безмерной величиной и измеряется в градусах или долях периода.
Вывод
Предположим, вы подключили два динамика к выходу усилителя (пусть физически это будут ваши акустические системы). Один динамик как положено – плюс на плюс, минус на минус. А второй, перепутали и он получился подключенным плюс на минус и минус на плюс. Включив усилитель, что мы услышим? Вероятнее всего – жалкое подобие звука. Один динамик будет как-бы гасить сигнал другого своими звуковыми волнами.
На картинках ниже будет нагляднее. Представим, что это мы видим на экране осциллографа, который измеряет сигналы левого и правого каналов вашего усилителя.
На первой картинке левый и правый канал – в фазе. Сигнал одинаков в обоих каналах. Линии идеально повторяют сигнал. У них синхронная амплитуда на всем протяжении. Тут можно сказать, что сигналы находятся «в фазе». Если практически, то суммирующий уровень сигнала будет усиливаться сигналами левого и правого каналов.
Вторая картинка демонстрирует осциллограмму полного не совпадения. “Горб” левого канала по времени совпадает с “ямой” правого. Чисто по школьной физике – в результате сложения таких колебаний, в идеале, получится ноль. Эти сигналы будут взаимно подавлять друг друга. Сигналы в противофазе.
Фазовый сдвиг подразумевает запаздывание первого сигнала по времени относительно второго.
При двух гармонических колебаниях одной частоты результатом сдвига фаз будет частичное ослабление сигнала. Степень ослабления результирующего сигнала будет зависеть как раз от этого самого сдвига фаз. В предельном случае (в противофазе), на выходе получится абсолютный ноль.
Все эти картинки и рассуждения, о физических свойствах звуковых волн, отдаленно относятся к практике, к реальности. Звуки любого музыкального инструмента нельзя назвать – “одночастотным сигналом” (как осциллограмма на картинках). Частичный сдвиг фаз может ослаблять одни частоты по сравнению с другими. А иногда, усиливать некоторые из них.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Что такое фаза звука
Фаза звука – это положение звуковой волны относительно нулевого уровня (оси) в выбранный момент времени.
Для того чтобы понять, что такое фаза звука рассмотрим несколько примеров.
Возьмём две синусоидальных волны одинаковой частоты (два одинаковых аудиосигнала). Если эти сигналы будут звучать одновременно, то можно говорить о том, что они будут:
1.) В одной фазе;
2.) В противофазе;
3.) Один сигнал будет смещён относительно другого
Рассмотрим эти три случая.
Сигналы в фазе
Как Вы знаете, звуковая волна имеет подъёмы и спады. Так вот, если подъёмы и спады волны одного сигнала совпадают с подъёмами и спадами другого, то в таком случае говорят, что сигналы находятся в одной фазе.
В случае если два идентичных сигнала находятся в фазе, то громкость суммы этих сигналов увеличивается вдвое.
Сигналы в противофазе
В том случае если подъёмы и спады одного сигнала противоположны подъёмам и спадам другого, то говорят, что сигналы находятся в противофазе.
Противофаза – это явление когда подъём волны одного сигнала соответствует спаду волны другого сигнала.
Если два идентичных сигнала находятся в противофазе, то их суммарная громкость будет равна нулю.
Смещение фазы
Если подъёмы и спады волны одного сигнала немного смещены во времени относительно другого, то в этом случае говорят, что фазы двух сигналов смещены или имеют сдвиг по фазе.
Смещение фазы сигнала широко используется в синтезе. Однако не забывайте, что необходимо быть очень осторожным при сведении и следить за смещением фазы и противофазными явлениями. Особенно это касается низких частот, так как они имеют большую длину волны. Несовпадение фаз двух низкочастотных сигналов может вызвать искажение формы волны, что повлечёт за собой изменение тембра звука, его громкости и других негативных явлений. Именно по этой простой причине в танцевальной музыке широко применяется эффект «сайдчейн». Он позволяет избежать одновременного звучания двух низкочастотных сигналов (баса и бочки).
В фазе или противофазе? Фаза звукового сигнала
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Доброго всем времени суток!
Сегодня отчего-то захотелось поговорить о такой немаловажной штуке, как фаза аудио-сигнала. Так, освежим школьный курс физики применительно к нашим гитарным и, вообще, звуковым делам.
Если вспомнить школьный курс физики, а именно раздел, посвященный гармоническим колебаниям, то из глубин памяти можно выудить, что фаза – это аргумент периодической функции, который отвечает за то, какая будет амплитуда сигнала в определенный момент времени.
Что нам это дает с музыкальной точки зрения? И где же стоит искать проблемы с этой пресловутой фазой?
Допустим, мы записываем гитару, снимая звук с комбика двумя микрофонами, сигнал с которых микшируем, затем в один канал. Вот тут, при суммировании двух сигналов и могут возникнуть проблемы с фазой.
Вариант первый. Сигналы приходят в фазе.
На экране осциллографа это будет выглядеть примерно так.
Видно, что сигналы идеально повторяют друг друга, т.е. «пики и впадины» амплитуд двух сигналов идут синхронно во времени. Это и означает, что сигналы «в фазе». С практической точки зрения это будет означать, что сигналы будут усиливать друг друга. И в идеальном случае амплитуда результирующего сигнала будет представлять собой сумму амплитуд каждого из них.
Такой случай нам, собственно, ничем не грозит, а даже наоборот – это то, к чему стоит стремиться в большинстве случаев.
Вариант второй. Сигналы в противофазе.
Этот случай прямо противоположенный первому.
Видно, что там, где «пик» первого сигнала, там же и «впадина» у второго. Не трудно догадаться, что результатом сложения таких колебаний в идеальном случае будет полный ноль, т.е. взаимное подавление обоих сигналов.
Случай, надо сказать, самый поганый, и которого, стоит избегать.
Вариант третий. Фазовый сдвиг.
Так говорят, когда первый сигнал запаздывает по времени относительно второго.
Еще говорят, что сигналы «частично не в фазе». В случае двух гармонических колебаний одной частоты (на практике, это примерно, как сферический конь в вакууме), сдвиг фаз будет приводить к частичному ослаблению сигнала. А то, насколько ослабится результирующий сигнал, как раз будет зависеть от этого самого сдвига фаз. В предельном случае (см. Вариант 2), на выходе будет полный ноль.
Все эти картинки имеют лишь отдаленное отношение к практике, т.к. обычно мы имеем дело не с одночастотным сигналом. В звуке гитары (да и любого другого инструмента) довольно много гармоник (читай частот) и обертонов (тоже читай частот). Поэтому при частичном сдвиге фаз некоторые частоты будут ослабляться больше, чем другие, а иные могут быть даже усилены. Как не трудно догадаться все зависит от сдвига фаз (разности фаз) между конкретными гармониками.
Кстати, именно на этом принципе – усиление одних частот и ослабление других, основан всем нам известный гитарный эффект – фэйзер (phaser). Конечно, схему сдабривают частотными фильтрами, цепями обратной связи и смешиванием обработанного и не обработанного сигнала, но основной принцип именно тот – сдвиг фаз.
Вообще, фазовые дела могут доставить довольно много неприятностей. Это хорошо если у вас всего два микрофона, в этом случае можно просто поиграть расстоянием от источника звука до миков и найти те положения при которых сигналы от них приходят в фазе. А представьте, что вам надо подзвучить сцену? Или барабаны на реп. точке?
Кстати, на многих преампах для микрофонов есть переключатель полярности сигналов. По физическим принципам к фазе это никакого отношения не имеет, но вот эффект может дать точно такой же, как в вариантах 1 и 2. Только совпадение или несовпадение «пиков» и «впадин» сигналов будет зависеть не от их разности фаз, а от полярности сигналов. Однако, раз эффект это дает такой же, поэтому инвертирование сигналов можно использовать при проблемах с фазой. Другое дело, что это может помочь, а может и не помочь.
Еще одним решением проблемы может стать коррекция фазы уже записанного сигнала в любимой программе звукозаписи, благо сейчас цифровая обработка позволяет творить чудеса.
На слух фазовое несовпадение сигналов можно определить по характерной потере яркости звука, его «истощению». Если чувствуете, что со звуком твориться что-то не то и симптому совпадают с вышеперечисленными, то можно попробовать поиграть с фазой.
Фазовые проблемы могут возникнуть не только при снятии звука микрофонами. Вот человек включает фэйзер в параллельный разрыв на комбике и что? Судя по симптомам, имеет фазовые проблемы, т.к. фэйзер сам по себе сдвигает фазу исходного сигнала, а потом смешивает ее с необработанным, плюс еще параллельная петля… Итог закономерен – звучит хреново.
Надеюсь, что доступно объяснил, что такое фаза сигнала и, с чем ее едят? =)
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Что такое фаза в аудио: Понимание основ
Что такое «фаза» в аудио?
Фаза звука указывает на точку во времени в пределах данной звуковой волны. Звуковые волны состоят из трех основных компонентов: амплитуды, длины волны и частоты:
Фаза звуковой волны говорит нам, где именно в этом цикле мы находимся. В аудиопроизводстве важна взаимосвязь между двумя или более формами волны; абсолютная фаза отдельной звуковой волны не имеет особого значения по причинам, которые мы обсудим далее.
Почему фазирование важно?
Когда волны сталкиваются
Чтобы упростить ситуацию, представьте себе две идеально симметричные и повторяющиеся синусоидальные волны, одну в левом канале, другую в правом. Когда обе половины идеально выровнены, их амплитуды одинаковы во времени, что означает, что вы услышите один и тот же звук с обеих сторон.
Соедините эти каналы вместе и воспроизведите их одновременно, и вы получите так называемую «конструктивную интерференцию», поскольку комбинация этих синфазных волн удваивает результирующую амплитуду. И наоборот, если бы эти каналы были совершенно «вне фазы» (т.е. наименьшая амплитуда волны одного канала приходится на момент наибольшей громкости волны другого канала), их пики и впадины отменяли бы друг друга. Это называется «деструктивной интерференцией» или «фазовой отменой».
Как фаза в аудио работает на практике
Если вы записываете инструмент с помощью двух отдельных микрофонов (стереозапись), входящие основные частоты (т.е. воспроизводимые ноты) будут одинаковыми в каждом канале. Однако, поскольку каждый микрофон находится в уникальном пространственном положении, различные обертоны будут поступать в каждый микрофон в разное время. В результате звуковые волны каждого канала будут похожи в некоторых отношениях, но будут отличаться в других. Различные частоты могут быть усилены, ослаблены или практически сведены на нет в зависимости от фазовых соотношений между двумя каналами. Как вы можете себе представить, добавление еще одного или нескольких микрофонов еще больше усложняет ситуацию, увеличивая вероятность возникновения проблем с фазой. А если два микрофона направлены в противоположные стороны друг от друга, то фаза одного из них должна быть обращена в противоположную сторону для борьбы с отменой звука (т.е. тишиной).
Дилемма барабана
Размышляя о фазе
Если время этих отражений совпадает, при улавливании микрофоном могут возникнуть деструктивные или конструктивные помехи, изменяющие результирующий тон и громкость. Намеренное использование эффектов задержки и реверберации также может вызвать проблемы с фазой. Что еще более усложняет ситуацию, вы можете услышать проблемы с фазой при воспроизведении записи, даже если сама запись не имеет проблем с фазой. Эта проблема может возникнуть, если ваши колонки находятся «вне фазы», т.е. подключены с неправильной полярностью.
Как найти проблемы с фазой звука
По мере развития вашего слуха вы сможете услышать фазировку, когда она возникает. Конечно, одно только человеческое ухо не может легко определить все проблемы с фазой, поэтому на помощь приходят дополнительные инструменты и техники.
Прослушивание вашего микса (и отдельных треков) в моно, а не в стерео может выявить определенные фазовые проблемы. Если при сведении микса в моно вы заметили, что звук стал более тусклым или тонким, возможно, вы столкнулись с фазовым искажением. Аналогично, если при сведении в моно сигнал исчезает из центра, но остается в левом и правом каналах, скорее всего, вы столкнулись с рассогласованием фазы звука. Вы также можете определить проблемы с фазой звука с помощью визуальных плагинов, разработанных с учетом фазы (мы подробнее рассмотрим их в следующем разделе).
Как исправить или предотвратить проблемы фазы
Поскольку потенциальных источников проблем с фазой так много, крайне важно вооружиться знаниями, хитростями и инструментами, которые помогут вам предотвратить и разрешить такие трудности.
Знайте соотношение 3:1 для размещения микрофонов
Этот метод применяется при работе с двумя микрофонами; второй микрофон должен быть расположен в три раза дальше от первого микрофона, чем первый микрофон от записываемого источника звука. Если один микрофон находится в шести дюймах от звукового отверстия гитары, второй микрофон следует установить на расстоянии 18 дюймов (1,5 фута) от второго микрофона. Этот прием не всегда работает, и могут потребоваться некоторые корректировки, но это хорошая отправная точка для минимизации фазовых проблем при записи с двумя микрофонами.
Техника записи Mid/Side разработана для минимизации потенциальных фазовых проблем.
Микс в монофоническом режиме
Микширование в моно может показаться нелогичным, учитывая, что большинство треков будет прослушиваться в стерео. Однако, как уже упоминалось выше, некоторые случаи фазового сдвига могут остаться незамеченными при прослушивании в стерео, а перевод треков в моно через различные промежутки времени во время микширования может выявить фазовые проблемы, которые вы могли бы не заметить. Проще говоря, сведение в моно поможет вам лучше понять контекст вашего микса в целом и устранить все неясности перед возвращением к стереозвучанию.
Использовать плагины аудиофазы
Перемещение волновых форм
Использование фазы в своих интересах
Однако, если вы знаете, что делаете и чего хотите от своего микса, вы можете использовать фазовое сведение как еще один инструмент микширования. Например, манипулируя фазовым соотношением между гитарными дорожками, вы можете формировать тон результирующей дорожки (то же самое относится к тону любого инструмента или вокала), подобно фильтру-эквалайзеру. Определенные устройства (например, Neve Portico 5016 и Phazer от Radial) содержат схемы фазового сдвига, которые позволяют вам выбирать определенные частоты, которые вы хотите усилить, но при этом отменить, что дает уникальные возможности для формирования тона.
Подведение итогов: Это всего лишь этап
Все мы проходим через фазы, как и каждая звуковая волна. Таким образом, фазовые проблемы будут возникать в любом проекте, над которым вы работаете. Важно понять, почему возникают эти помехи и что с ними делать. Чем больше вы будете понимать и обращать внимание на фазу звука, тем лучше будут ваши миксы, и тем меньше сюрпризов вы встретите при сведении стереодорожки в моно. Поэтому будьте бдительны, используйте доступные вам знания и инструменты и старайтесь не бояться фазы.
Вопросы и ответы по фазам
У вас все еще есть вопросы об аудиофазе? Давайте ответим на некоторые часто задаваемые вопросы.
Что такое фазовая музыка?
Фазовая музыка намеренно использует свойства фазы в качестве композиционного инструмента. Фазовая музыка часто включает в себя минималистичные, похожие звуки (т.е. ноты) с небольшими изменениями частоты, тона и/или темпа для создания таких эффектов, как эхо, задержка, фланкирование, фазирование и др.
Что такое фазировка при смешивании?
В процессе микширования может возникнуть фазировка, когда между идентичными или связанными сигналами существует небольшая временная задержка. Такая фазировка может привести к нежелательным изменениям тона и громкости, но также может быть использована творчески.
Как вы диагностируете проблемы с фазой?
Вы можете определить фазовые проблемы в своей музыке, развивая слух, микшируя в моно и используя плагины, предназначенные для определения фазы.
Что такое комбинированная фильтрация?
Может ли человеческое ухо слышать фазу?
Как узнать, находятся ли две волны в фазе?
Визуально две формы волны находятся в фазе, когда их амплитуды (пики и впадины) выстраиваются на временной шкале.