Что такое фатализм и волюнтаризм в философии
Фатализм, волюнтаризм и свобода человека
За многие века попыток решения данной проблемы было сформулировано немало вариантов трактовки смысла жизни. Но все они так или иначе были связаны с пониманием свободы человека. В связи с этим было высказано много мнений, большинство из которых занимают место между крайними позициями, которые можно свести к фатализму и волюнтаризму.
Волюнтаризм и фатализм простыми словами
Фатализм (от лат. слова fatalis — роковой, предопределенный судьбой) представляет собой философскую концепцию, согласно которой все в жизни человека, как все процессы в обществе и природе, предопределено высшей волей, роком, судьбой.
В соответствии с такой мировоззренческой позицией выработан и принцип поведения, когда человек изначально осознанно настроен на подчинение обстоятельствам, на покорность провидению.
Волюнтаризм (от лат. слова voluntas — воля) — концепция, выражающая противоположную фатализму позицию. Феномен воли выступает в качестве высшего принципа бытия. Эволюция предопределена не судьбой, а волей субъекта.
Субъектом можно представить и человечество в целом, и социальную систему (или группу людей), и отдельного человека. Но субъект совершает все поступки исключительно по своей воле, реализуя свои интересы, в противном случае он, формально, перестает быть субъектом.
Только такое поведение, с позиции волюнтаризма, характеризует свободную личность. А индивиды, не способные противостоять обстоятельствам и воле других личностей, закономерно оказываются несвободными. Однако такая позиция противоречива, так как стремление стать свободной личностью может гипотетически возникнуть у всех людей (или хотя бы у многих). И тогда неизбежны обострения противоречий, столкновения между ними. Волюнтариста это не должно смущать — победит сильнейший. Данная позиция напоминает отношение пауков в банке и не соответствует не только принципам гуманизма, но и принципам самосохранения в живой природе.
Кроме того, абсолютная свобода как полная независимость ни от каких обстоятельств в природе не встречается. Действительно не ограниченной оказывается только свобода Бога. В связи с этим Б. Спиноза выдвинул положение о том, что свобода — это познанная необходимость. Эта позиция была развита в немецкой классической философии, воспринята марксизмом. Свобода не слепое проявление воли, а способность человека поступать настолько целесообразно и эффективно, насколько глубоко и всесторонне ему удалось исследовать окружающий мир. При этом свобода конкретного индивида неизбежно взаимосвязана со свободой других индивидов. Свобода личности ограничена свободой других людей.
Тем не менее идеи волюнтаризма и свободы в волюнтаристском понимании нашли проявления в идеологии анархизма, национализма, фашизма. Такие мировоззренческие позиции, реализованные на практике, дорого обошлись человечеству.
В современной философии свобода — это категория, фиксирующая возможность деятельности и поведения субъекта в условиях отсутствия внешнего целеполагания; способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей.
Но свобода человека, свобода его поведения всегда обусловлены системой норм, принципов, сложившихся в данном конкретном обществе или имеющих силу норм, которые разделяет все человечество или по крайней мере большинство людей.
Таким образом, свобода человека может быть более или менее полно определена только в контексте широкого спектра социальных отношений, в рамках понимания целей и интересов общества.
Мировоззрение философской концепции о свободе человека: фатализм и волюнтаризм
В современной философии было сделано немало попыток сформулировать, что есть смысл жизни. В любом случае было определено, что он неразрывно связан со свободой человека. Но выделили и крайние позиции, а именно, фатализм и волюнтаризм. Что же это такое?
Что такое фатализм?
Фатализм (в переводе с латинского слова «fatalis» – «роковой») является философской концепцией, в которой вся жизнь субъекта, его взаимодействие с обществом и природой определено судьбой, высшей волей.
На основе этого мировоззрения сформированы и действия человека, когда он сознательно обязан подчиняться жизненным обстоятельствам, то есть покоряться своей судьбе.
Что такое волюнтаризм?
Волюнтаризм (в переводе с латинского слова «voluntas» – воля) является философским убеждением, отражающим противоположность концепции фатализма. Воля человека – это наивысшая особенная черта бытия, определенная не жизненными обстоятельствами, а волевыми качествами субъекта.
Особенности свободы человечества
Субъект представляется как человечество, социальная система (общество), либо один гражданин. Обществом или отдельным гражданином совершаются активные действия, причем исключительно по собственному желанию. Так человек выражает и достигает своих целей. Если же он делать этого не будет, то перестанет быть личностью и субъектом.
Лишь с позиции волюнтаризма субъект характеризуется как независимая личность. Если он не способен противостоять жизненным условиям и воле прочих субъектов, человек является уже несвободным.
Такая философская концепция характеризует двойственный смысл. У любого человека может возникнуть стремление быть свободным, но если отсутствует воля, то появляется неминуемое столкновение с фатализмом и волюнтаризмом. Но полная свобода действий человека, вне зависимости от жизненных обстоятельств, встречается достаточно редко.
Б. Спиноза изложил определение свободы личности как познанную необходимость. Эта точка зрения была поддержана немецкими учеными и рассмотрена в классической философии.
С одной стороны, свобода является проявлением волевых качеств. С другой стороны, эта абсолютная способность субъекта характеризуется как активность и определяет, насколько глубоко он осознал окружающую действительность. Причем свобода определенного субъекта непосредственно связана со свободными действиями других личностей. Свобода личности человека ограничивается свободой других субъектов.
Концепции волюнтаризма и свободы личности в волюнтаристском определении проявляются в идее анархизма, национализма, фашизма. Именно подобное мировоззрение во время Великой Отечественной войны достаточно «дорого» обошлось советскому обществу.
Итак, современная философия рассматривает свободу личности как категорию, фиксирующую возможность действий человека в условиях реализации своих целей, способности субъекта к активному поведению в соответствии со своими стремлениями и желаниями, которые он достигает при любых жизненных обстоятельствах. Но принцип свободы субъекта и его поведение обуславливается совокупностью систем норм, разделяющих все общество или большинство субъектов на характерные качества фатализма и волюнтаризма.
Из этого следует, что принцип свободы субъекта определяется лишь в обширном спектре социальных взаимоотношений, в пределах осознания целей и интересов отдельной личности либо общества в целом.
Фатализм и волюнтаризм
Фатализм, кстати, никак не равняется бездействию. Скорее наоборот, он побуждал древних людей бесстрашно идти вперед, не думая об опасности. Чему суждено быть, того не минуешь, сколько ни дергайся, а чему не суждено, то тебя обойдет стороной.
Любое неравенство между людьми фатализм объясняет легко и изящно: у них просто разные судьбы. Один родился царем, и он станет царем, даже если его родители конюхи. Второму уготована судьба слуги, и выше слуги он никогда не поднимется.
И, откровенно говоря, в пользу фатализма немало доводов из личного опыта.
Взять хоть такую важную вещь, как продолжительность жизни. Сколько великих умов раздумывало над тем, что должен сделать человек, какой образ жизни вести, чтобы расстаться с этим миром как можно позже! Сколько было версий ответа на этот вопрос!
Одни питались только овощами и злаками, потому что не имели средств больше ни на что. Другие поглощали мясо и вино в количествах, какие только позволяло их состояние. Одни уповали на Бога, другие не верили ни в бога, ни в черта.
С другой стороны, сколько людей отказывало себе во всех жизненных радостях, избегали всего вредного и опасного, а умирали молодыми (или относительно молодыми) по самым разным причинам?
В общем, никакого секрета долгой жизни не получится извлечь из биографий известных долгожителей. Скорее уж история заставляет думать, что человеку и вправду отмерен при рождении определенный срок, и никакими усилиями его не сдвинешь. Так или иначе, каждый будет жить, пока не исполнит до конца то, что должен был исполнить.
Волюнтаризм получил распространение намного позже, уже почти в наше время. Прогресс привел к тому, что возможности человечества стали поистине фантастическими. В начале 19 века люди ездили на лошадях и стреляли из примитивных пушек, заряжавшихся с дула, а к концу века подошли с сетью железных дорог на всех основных континентах, с танками, самолетами и подводными лодками.
Одновременно почти во всех странах начала рушиться сословная система. Сыновья лесорубов и крестьян становились министрами, президентами, миллионерами и знаменитостями. Стеклянные потолки, которые прежде закрывали очень многие пути наверх, повсеместно разбивались в мелкие дребезги.
В такой обстановке немудрено и в самом деле поверить, что перед тобой открыты все пути, и только приложенные усилия ограничивают твой успех.
На самом деле, конечно, преграды никуда не делись. Я уже неоднократно писал, и повторю еще раз: при прочих равных тот, кто родился в обеспеченной семье, пойдет дальше того, чьи родители бедны. Здоровые люди обычно успешнее больных, красивым все дается проще и легче, чем некрасивым. И все это при всем желании невозможно выбрать – оно определяется до (и порой задолго до) рождения.
Сегодняшняя вера в дружелюбную вселенную, в которой действует закон притяжения – своеобразный извод волюнтаризма, который внешне немного напоминает фатализм. Все предрешено: каждому предназначена счастливая изобильная жизнь. Только наши грехи (негативность) мешают нам принять дары вселенной. А значит, все зависит даже не от усилий, а от работы над собой. Чем больше избавишься от негативности, тем больше богатства вселенной придет к тебе. И предела совершенству нет. Став полностью позитивным, ты сможешь буквально быть кем угодно и делать что угодно.
Чем опасен фатализм – очевидно. В нем слишком сильно искушение отказаться от ответственности и сложить лапки. Что предрешено, того не изменить, и если ты живешь на дне, значит, там твое место. Усилия бесполезны. Миром правят те, у кого есть связи и удача, то есть те, кому дано от рождения.
Но от этого недостатка есть лекарство. Пусть твоя судьба предрешена, и ты ее не изменишь – но что тебе толку с этого знания, если ты не знаешь, какова она? Никто ведь не гарантирует, что то, что у тебя есть сейчас – это именно то, что тебе суждено свыше или определено неумолимыми законами вселенной. Может быть, твоя судьба намного значительнее, но ты пропускаешь свои шансы, потому что сидишь на попе ровно?
Опасность волюнтаризма не так заметна на первый взгляд, но она на самом деле намного больше. Этот подход искажает все мировоззрение целиком.
Во-первых, тот, кто его придерживается, будет до последнего игнорировать любые реальные различия между людьми. Именно из-за этого во многие фирмы не берут хороших специалистов, отдавая предпочтение «активным», «готовым учиться» и «динамично растущим». Готовность повышать свой уровень для волюнтариста равняется более высокому уровню в будущем. О том, что у честолюбивого юноши потолок возможностей может быть уже достигнут, он не догадывается, потому что волюнтаризм не признает самого понятия потолка возможностей.
Во-вторых, он влияет на восприятие истории. Вам доводилось слышать рассуждения вроде «А ведь если бы Гитлера тогда приняли в Венскую школу искусств, он не стал бы диктатором, и мир не узнал бы ужасов Второй мировой». Как будто война началась только потому, что этого хотел Гитлер.
Между тем в неизбежности столкновения величайших держав мира были убеждены все умные люди планеты еще сразу после окончания предыдущей мировой войны – она не принесла того нового равновесия сил и передела рынков, которого от нее ждали. Да и то, что униженная поражением Германия найдет себе диктатора, который развяжет новую войну, тоже было вполне логично и ожидаемо – нацистский тихий переворот не стал сюрпризом ни для одного политика Европы.
Даже идеология Гитлера не были придумана им лично. Доктрина сверхчеловечества, избранной расы, которая не только имеет право, но и обязана уничтожать на своем пути примитивные народы, была общепринятой в Европе со времен открытия эволюции. Мнение, что совершенный человек может быть выведен искусственно путем скрещивания лучших и отбраковки худших, не только разделяли, но и активно претворяли в жизнь в США.
Печально известные гитлеровские концлагеря – тоже не его изобретение. Он творчески доработал идею американских резерваций: успехи властей США в деле очищения страны от недочеловеков восхищали Адольфа Алоизовича с юности, и он неоднократно писал и говорил об этом.
Даже свастика и нацистский салют были в ходу в Европе и Америке, пока их использование Гитлером не сделало их несколько непопулярными. Еще за несколько лет до войны американские дети начинали каждый школьный день с присяги на верность стране – и слова присяги они произносили, вскинув правую руку в этом самом жесте.
Иными словами, даже если бы Гитлер все-таки стал мирным художником и архитектором, как когда-то мечтал, война состоялась бы все равно. И начал бы ее немецкий диктатор, который точно так же был бы плотью от плоти буржуазного Запада и был бы вооружен его идеями, доведенными до логического предела. Пьеса была бы сыграна от начала до конца – только с другими именами исполнителей основных ролей.
Можно спросить – ну история и история, ее же не все изучают, в чем тут опасность-то? А опасность в том, что волюнтаризм убивает желание вообще постигать мир. Если все зависит от воли всемогущих (олигархов, тайных обществ, богов или кого-то еще), то совершенно бесполезно пытаться вывести какие-то закономерности, что-то понять. Важно только прислушиваться, улавливать сигналы и строить версии, чего всемогущие добиваются на этот раз.
По моему глубокому убеждению, история подчиняется тем же принципам, что и эволюция живой природы.
У вселенной есть огромное, но конечное количество ролей, которые должны быть сыграны. И для каждой из них она порождает множество людей, которые потенциально способны ее сыграть – чтобы место досталось лучшему.
Нет всеведущего оракула, который мог бы поведать каждому, куда ему следует стремиться. Астрология и прочие системы, придуманные людьми для этой цели, уже не раз демонстрировали свою наивность и непригодность.
Но оно и к лучшему. Если ты не знаешь, что тебе суждено, то сможешь узнать, только попробовав, а значит – почему бы не стремиться к большему?
К счастью, у каждого человека не одна возможная роль, а несколько. Так что если не получилось стать тем, кем хотелось, всегда есть выбор – возможность стать кем-то еще.
И что еще лучше – на любом из этих мест ты вполне можешь быть счастливым. Это уже полностью зависит от тебя.
Фатализм и волюнтаризм в понимании социальных закономерностей
Лекция №5
Тема: Свобода и ответственность личности
Эволюция свободы
В античности нет понятия свободы в современном значении этого слова. Есть древнегреческое ἐλευθερία (элеутерия), этимологически связанное с выражением «идти, куда пожелаешь». Свобода для древнего грека определялась гражданскими правами, и за эту свободу он готов был умирать, потому что это была его личная свобода.
Позже, во времена эллинизма, после завоеваний Александра Македонского, когда был уничтожен полисный способ жизни древнего грека, человек перестал быть гражданином полиса, а превратился в какой-то степени в космополита, что обозначает «гражданин мира». Человек перестал быть закреплён за конкретным полисом.
У стоиков, живших во времена эллинизма, после разрушения полиса возник вопрос, как человеку найти спокойствие в этом бурлящем мире, можно ли говорить о свободе или нужно отдаться воле судьбы. В этом случае свобода стала восприниматься как осознанная необходимость.
Стоики считали, что от судьбы никуда не убежишь. Тот, кто распознал волю судьбы, тот смело идёт по судьбе. А тот, кто упирается ей, то его судьба тянет, как на поводке. В этом смысле человек, не познавший движение воли, не распознал и что такое свобода.
Совершенно иная картина в Средние века. Тогда впервые появляется понятие «свободы воли», которое означает, что человек рождён по образу и подобию Бога, а человеческая воля должна совпадать с теми интенциями, которые Бог вкладывал в создание мира. Бог есть сила, которая воссоздаёт этот мир на основе своей благостной воли, поэтому человек должен стремиться к ней. При этом человек свободен и может самостоятельно принимать решение, быть с Богом или остаться самодостаточным существом. Пример Люцифера — второй вариант. Он не есть сатана или воплощение зла, а падший ангел, то есть отпадание от божественного блага. Так и человек, если не хочет закончить как падший ангел, его свобода воли должна стремиться совпадать с божественными интенциями.
В то же время в Средние века велось много споров о том, обладает ли человек свободой воли. Такая полемика разгорелась, например, между Пелагием, который считал, что человеку не нужно никакой благой вести, он может сам регулировать свои стремления (эта позиция была заклеймена как еретическая), и японским епископом Августином Аврелием, согласно которому человек не волен поступать, как он хочет, без божественной благодати, поскольку в этом случае превращается в Ничто, из которого сотворён.
Интересно, что подобная дискуссия имела продолжение во времена Ренессанса, разгоревшись между Эразмом Роттердамским, крупнейшим учёным Северного Возрождения, прозванным «князем гуманистов», и Мартином Лютером, христианским богословом и ведущим переводчиком Библии на немецкий язык, считавшимся инициатором Реформации. Лютер находил постыдным феномен индульгенции, когда человек может заплатить деньги, чтобы купить себе благодать, то есть оправдать свои поступки, внеся определённую сумму. Лютер в какой-то момент понимает, что полностью наделить человека такой свободой опасно. В трактате «О рабстве воли» он говорит, что человека можно сравнить с лошадью, которую погоняют два всадника: Бог и Сатана. И свобода воли в этом случае определяется тем, кому человек решает подчиняться. Эразм Роттердамский апеллирует к Евангелию, находя там множество противоречивых аргументов в пользу того, что человек свободен и одновременно зависим. С одной стороны, человек стремится к Высшему, но при этом имеет достаточно полномочий, опираясь на которые может поступать как существо свободное. Бог дал достаточно прав человеку, чтобы он мог реализовываться, не унижая Его.
В ХХ веке, когда человечество получило опыт массового уничтожения людей и столкнулось с возникновением тоталитарных государств, свобода приобрела особый оттенок. Французский философ Жан-Поль Сартр говорит о том, что человек в общем-то осуждён на свободу. Хочет того или нет, но он свободен в том, чтобы делать выбор, даже если принимает решение не делать его. Сидеть сложа руки — тоже выбор. Человек свободен даже тогда, когда ничего не предпринимает.
В этом отношении очень интересный момент, связанный со свободой, поднимает английский философ ХХ века Исайя Берлин, заявивший, что существует негативная и позитивная свобода. В первом случае человек связывает свободу с освобождением от внешних препятствий. Но так же, как есть свобода «от чего-то», так есть и свобода «для чего-то».
Неслучайно Фридрих Ницше вкладывает в уста Заратустры следующие слова, когда тот общается с учениками: «Я — перила над потоком: хватайтесь за меня, кто может за меня ухватиться! Но я не костыль для вас». Я могу быть опорой для вас, но не инвалидным приспособлением. Но как же тогда быть? Заратустра говорит: «Вы должны утратить меня для того, чтобы найти себя». Вот для чего нужна свобода. Свобода — не когда ищешь авторитет, которого считаешь универсальной палочкой-выручалочкой.
Где есть свобода, там есть и ответственность. Есть свобода моя, а есть свобода другого, и в какой-то момент эти две свободы могут пересечься. Как быть в этой ситуации? Кто сильнее, тот и прав? Или мы должны так определить эти две свободы, чтобы они не конфликтовали между собой? В какой-то степени свобода определяется ответственностью, которую берёт на себя человек, для того чтобы реализовывать свою свободу, не ущемляя свободу другого человека. Можно сказать, это мера взрослости человека. Быть ответственным не только за себя, но, например, и за мир. Не допускать войны и насилия. Это тоже определённое проявление свободы. Мы стоим на пороге того, что мир может закончиться, поскольку у нас есть проявления собственного своеволия.
Интересно, что Николай Бердяев часто сравнивал свободу с творчеством. По его мнению, свободен тот человек, который способен творить. Как Бог, например, творит из Ничего. Творение связано со свободой, потому что творчество всегда сопричастно с риском. Каждое наше движение и мысли, даже способ жизни, который мы выбираем, связаны со свободой.
Негативная свобода / Свобода ОТ
Чарлз Тейлор называет негативную свободу “принцип возможности” потому что она дает тебе доступ к ряду желанных возможностей, независимо от того воспользуешься ли ты этими возможностями или нет.
Подытожить этот принцип можно словами: “Я не раб”.
Позитивная свобода / Свобода ДЛЯ
Позитивная свобода это свобода контролировать и направлять свою собственную жизнь. Позитивная свобода позволяет человеку осознано делать выбор, выбирать собственные цели, и соответственно самому формировать собственную жизнь. Он поступает так, потому что он сам решил так поступить, а не, потому что ему так сказали, или что подтолкнуло его к этому.
Тейлор называет позитивную свободу “концепцией упражнения”, потому что ты делаешь осознанный выбор между всеми доступными возможностями в сторону той, которая наиболее отвечает твоим жизненным приоритетам и ценностям.
Подытожить можно словами “Я сам себе начальник”.
Другими словами негативная свобода, это количество открытых для тебя дверей, а позитивная свобода это возможность войти в нужную именно для тебя дверь.
Фатализм и волюнтаризм в понимании социальных закономерностей
Следует различать два вида волюнтаризма – как формы объективного и субъективного идеализма.
В понимании социальных закономерностей волюнтаризм означает отрицание научно обоснованной общественной деятельности опирающейся на познание объективных законов истории, и сведение ее к субъективному произволу политических вождей.С одной стороны волюнтаризм резко критикует бездуховность и лицемерие религии, но с другой стороны пытается обосновать культ «сверхчеловека».
Фатализм (лат. fatalis-роковой) – концепция, согласно которой все процессы происходящие в мире, подчинены господству необходимости, не оставляющей место свободе, творчеству, изначально предопределены. Первоначально фатализм развивался в мифологии как представление о неотвратимой подвластности людей и даже богов слепой судьбе, не имеющей смысла, цели. В философии фатализм проявляется в различных формах (учение Лейбница о предустановленной гармонии, объективно-идеалистическая система Шеллинга, Гегель, материализм Гоббса). Теологический фатализм исходит из предопределения событий истории и жизни человека воли Бога.
В понимании социальных закономерностей фатализм противоположен волюнтаризму, и в противовес свободной индивидуальной воле центральной частью концепции является предопределенность событий истории и жизни человека.