Что такое фас в тендерах
На что чаще жалуются участники госзакупок: обзор практики ФАС в регионах
Поставщики имеют право жаловаться на заказчиков и торговые площадки. ФАС рассматривает такие жалобы быстро — за 5 рабочих дней, а решения часто выносятся в пользу поставщиков. На что больше всего жалуются в республике Башкортостан, Свердловской и Новосибирской областях, какие интересные примеры могут взять на вооружение участники закупок? Разобралась Екатерина Кондратьева специально для РБК.
Где искать практику
Основные источники практики по 44-ФЗ и 223-ФЗ — реестр жалоб в Единой информационной системе (ЕИС) и база решений Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Жалобы по имущественным торгам могут находиться в реестре жалоб по торгам и также в базе решений ФАС.
Информация по жалобам публикуется в открытых источниках и в целом доступна, но иногда бывают загвоздки. Например, УФАС Свердловской и Новосибирской областей не публикуют жалобы по 223-ФЗ ни в ЕИС, ни в базе ФАС. Некоторые жалобы по 44-ФЗ публикуют в некопируемом виде, например жалоба в закупке по изготовлению протезов 202100146382001379 или рулонных штор 202100146382001352 .
Эксперты еженедельно анализируют практику в регионах. И вот что получается.
На что бол ьше всего жалуются
Свердловское УФАС
Всего за 2021 год в ЕИС зафиксировано 579 жалоб по 44-ФЗ:
Лидерами среди заказчиков, на кого больше всего жалуются, стали:
А лидером по подаче жалоб стало ООО «Джули” — 44 (7,6%).
Новосибирское УФАС
Всего за текущий год в ЕИС зафиксировано 594 жалобы по 44-ФЗ:
УФАС по республике Башкортостан
В Башкирии первое место по причинам жалоб делят некорректное описание объекта закупки, например, неверно выбран ОКПД2, и неправомерные отклонения — отсутствие наименования товара.
В отличие от двух предыдущих регионов, это отделение УФАС публикует жалобы в основных источниках и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ, и по имущественным торгам — 132 в базе решений ФАС за этот год.
Всего за 2021 год в ЕИС зафиксировано 608 жалоб по 44-ФЗ. На момент написания статьи:
Пятерка заказчиков на кого больше всего жалуются выглядит так:
Лидером по подаче жалоб опять стала компания “Джули” — 44 (7,2%). Эта компания позиционирует себя как «профессиональные » жалобщики. На ее счету ни одна сотен жалоб по всей стране. Цель — задержать, сорвать торги, так как по большей части жалобы необоснованные.
Интересные примеры из практики УФАС
Решения УФАС по одним и тем же вопросам в разных регионах различаются, хотя работа по единообразию ведется уже не первый год. Поэтому перед тем как подавать свою жалобу, лучше изучить практику своей области.
Например, в Свердловской области победитель запроса котировок на обустройство контейнерных площадок не заключил вовремя контракт, но не попал в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). В ФАС он представил такие аргументы:
Другой интересный случай произошел в Башкирии с участником, который оспаривал, что в протоколе рассмотрения первых частей нет данных о его заявке. Он утверждал, что подавал свою заявку в последний день торгов. Однако ни в одном протоколе — ни рассмотрения заявок, ни подведения итогов, такого номера не зарегистрировано.
Как оказалось, у заказчика не было информации об этой заявке, потому что участник не завершил действия для подачи заявки, а именно не нажал на кнопку «отправить на рассмотрение оператору». Его заявка осталась на стадии «формируется». Эти данные предоставила электронная площадка на запрос ведомства. Жалобу признали необоснованной.
Рекомендация тут простая: не торопитесь, спокойно готовьте заявку, обращайте внимание на все, что делаете, когда ее подаете. Решение №Т0002/07/3-1330/2021 от 12.07.2021 г.
А в Новосибирске заказчик отказал участнику закупки из-за того, что характеристики товара в его заявке не совпадали с сайтом производителя и аукционной документацией.
Участник подал жалобу, что сайт производителя носит рекламный характер, и информация на нем может не обновляться. При рассмотрении жалобы участник предоставил письмо от производителя, что он сможет создать оборудование с нужными характеристиками, а также подтвердить их протоколом испытаний. Это позволило доказать неправомерное отклонение заявки. Жалобу признали обоснованной. Предписали отменить результаты закупки и повторно рассмотреть первые части.
Чтобы не попасть в подобную ситуацию, всегда запрашивайте письма у производителей, если видите требования, взятые с сайта. Решение №054/06/67-1533/2021 от 11.08.2021 г.
Источник: РБК Pro 21.09.2021
Ответим на вопросы
Как подать жалобу в ФАС
Защищайте свои права, если нарушение заказчика или оператора ЭТП очевидно. В третьем квартале 2019 года обоснованной была признана каждая третья жалоба. Условия обжалования прописаны в законе о контрактной системе, а все жалобы и итоги их рассмотрения публикуются на официальном сайте. Подать жалобу при участии в госзакупках несложно.
Обжалование результатов размещения — обращение в органы государственной власти и управления, уполномоченные на рассмотрение споров. Такими органами являются: ФАС, соответствующие органы Администраций субъектов РФ, Арбитражный суд.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, который контролирует госзакупки и согласует применения закрытых способов отбора. Полномочия ФАС в основном касаются процедуры проведения закупок, рассмотрения жалоб, проведения проверок и привлечения участников к административной ответственности.
На что и когда жаловаться
Участник может подать жалобу в ФАС только в определенные законом сроки, и пока не подписан контракт. Если сроки вышли, действия заказчика или оператора электронной площадки можно оспорить только в арбитражном суде.
До окончания сроков подачи заявок
Жалоба на заказчика:
Жалобу может подать любая организация до окончания срока подачи заявок.
После рассмотрения заявок
Жалоба на заказчика:
Жаловаться может только подавший заявку участник — в течение 5 дней после даты публикации протокола закупки.
Проведение электронной закупки
Жалоба на оператора площадки:
Жалобу может подать только подавший заявку участник в течение 30 дней со дня обжалуемых действий.
С 1 января 2020 года все действия на электронной торговой площадке можно фиксировать с помощью плагина Независимый регистратор. Мы писали, почему вам не обойтись без него, защищая свои права.
Куда жаловаться
Если вы ошибетесь и подадите жалобу не в тот территориальный орган, вашу жалобу в течение одного рабочего дня передадут в нужное территориальное управление ФАС (п. 3.12 Приказ ФАС РФ от 19.11.2014 № 727/14).
Если контракт уже подписан или вы недовольны решением ФАС, подавайте иск в Арбитражный суд.
Как подать жалобу
Прежде, чем подать жалобу:
Оформление жалобы
При составлении жалобы придерживайтесь требований п. 8 ст. 105 44-ФЗ. Жалоба должна содержать:
В жалобе можно указать, какой результат хотите получить от заказчика. Например:
Подача жалобы в УФАС или ФАС
Есть несколько способов доставки:
Вы можете отозвать жалобу до принятия контрольным органом решения по ней, но подать жалобу повторно на те же действия тех же лиц уже будет нельзя. Жалоба отзывается теми же способами, которыми подается (письмом, курьером, лично, по электронной почте).
ФАС может вернуть жалобу, отправленную почтой в последний день срока: датой подачи считается день, когда она поступила в антимонопольный орган, а не в почтовое отделение. Обратите на это внимание и, если есть возможность, передавайте документы лично.
Решение по жалобе
В течение двух рабочих дней комиссия примет или вернет жалобу, разместит информацию на официальном сайте и уведомит о ней заинтересованных лиц. Если жалоба принята, то в течение трех рабочих дней решение разместят в реестре жалоб на официальном сайте. Найти жалобу можно по наименованию закупки или заказчика, субъекту, номеру жалобы или извещения о закупке.
В Контур.Закупках можно посмотреть, сколько жалоб подали на заказчика, какой статус у каждой, а за подробностями быстро перейти в реестр жалоб в ЕИС.
Жалоба не принята
Участник может подать повторную жалобу, устранив нарушения в ее содержании или оформлении, или оспорить возвращение жалобы в суде.
Жалоба принята и признана обоснованной
На официальном сайте вместе с решением публикуют предписание заказчику, например:
Иногда предписание не выдается. Например, если нарушения не повлияли на результаты определения поставщика или контракт с победителем уже заключен.
Жалоба принята и признана необоснованной
Информацию о принятом решении размещают на официальном сайте без предписаний заказчику. В документе содержатся ссылки на законы, которыми руководствовалась комиссия. Такое решение комиссии можно обжаловать в суде в течение трех месяцев.
Если ваши интересы не удалось восстановить жалобой в ФАС, лучше сконцентрируйтесь на участии в другой закупке и у другого заказчика.
Обращаться ли в суд?
Обращайтесь в суд, если вы хотите снизить штраф или взыскать с заказчика деньги за уже выполненные услуги и поставленные товары.
Если вы хотите побороться за заключение контракта, то будьте готовы к тому, что судебный процесс длится долго. Возможно, оно того не стоит.
Ответим на вопросы
Как малому бизнесу случайно не стать монополистом
И не вступить в картельный сговор
Даже если у вас мелкий бизнес или вы председатель ТСЖ, есть риск, что вы нарушите антимонопольное законодательство и вас признают монополистом.
Монополисты контролируют рынок и поэтому считаются врагами честной конкуренции. Это не обязательно транснациональные корпорации с многомиллиардной прибылью, нефтяные компании или ИТ-гиганты — скорее наоборот.
До 2016 года Федеральная антимонопольная служба — ФАС — признавала монополистами и штрафовала в основном малый и средний бизнес: их доля составляла около 65%. Стать монополистом мог даже предприниматель из деревни — просто из-за того, что поставляет электроэнергию по собственным энергосетям.
Получить штраф от ФАС проще, чем понять, кто такой российский монополист и что такое картельный сговор. Что все это значит, как случайно не нарушить антимонопольное законодательство и что делать, если вами занялась ФАС, я расскажу в этой статье.
Матчасть: конкуренция, монополисты и картели
Чтобы понять, как работает антимонопольное законодательство, чем занимается ФАС, за что штрафует и за чем следит, сперва нужно разобраться в терминах.
Конкуренция — это соперничество между предпринимателями, которые предлагают одинаковые или схожие товары и услуги на одном рынке, например на рынке парикмахерских услуг. В ходе конкуренции предприниматели могут улучшать качество своих товаров и услуг, рекламировать их, привлекать потребителей ассортиментом и ценой. Потребители могут выбирать лучшие для себя предложения — так выявляется спрос на товары и услуги и их рыночная цена.
Не всегда предприниматели соперничают честно. Некоторые, например, вводят потребителей в заблуждение рекламой. Другие вступают в сговоры. А некоторые, используя свое превосходство на рынке, устанавливают только выгодные им цены и так убирают соперников с рынка. Все это нарушает антимонопольное законодательство.
Вот пример, как предприниматели вводят потребителей в заблуждение. ФАС обнаружила, что реклама страховки не соответствовала действительности: страховка не покрывала случаи кражи из кармана или ручной клади, хотя это подразумевалось в рекламном объявлении. За это компании грозил штраф до 500 тысяч рублей, но ФАС в итоге лишь выдала предписание прекратить вводить в заблуждение потребителей — не распространять такую рекламу.
Монополисты — это компании, которые предлагают уникальный товар, не имеющий альтернатив для потребителя, или занимают доминирующее положение на рынке, то есть его основную часть.
Благодаря своему положению монополисты могут контролировать рынок, например устанавливать цены без оглядки на спрос. Конкурентов, способных им помешать, нет.
Из-за компаний-монополистов потребители могут переплачивать за некачественный товар просто из-за того, что другого такого нет. Конкуренты монополистов могут моментально банкротиться, например из-за демпинга: монополист может продавать товар по ценам ниже рыночных, а новая компания в таких условиях не выживет.
Сама по себе монополия не абсолютное зло. Быть монополистом не преступление, запрещается лишь злоупотреблять своим доминирующим положением. Например, РЖД принадлежат практически все железные дороги в России, компания контролирует рынок железнодорожных перевозок и входит в реестр естественных монополий.
Естественные монополии занимают доминирующее положение на рынке из-за технологических особенностей производства. Обычно это компании, которые управляют сложной инфраструктурой, например водоснабжением, электроснабжением, железными дорогами. Повторное создание таких инфраструктур экономически неоправданно или невозможно технически. А конкуренты будут скорее мешать естественным монополиям удовлетворять спрос на том же рынке и, наоборот, повышать цены.
Статус естественной монополии не означает, что их не штрафует ФАС. Например, ведомство посчитало, что РЖД необоснованно повысила цену на паровую энергию от своих котельных. ФАС начала производство по делу, и РЖД пришлось снизить цену под угрозой штрафа.
Когда РЖД включила постельное белье в стоимость пассажирского билета на поезда дальнего следования, ФАС посчитала это навязыванием услуг пассажирам. Дело дошло до Высшего арбитражного суда, который в итоге признал действия перевозчика законными.
Неконкурентные соглашения — это договоренности между участниками рынка, которые могут привести к ограничению конкуренции. Например, участники отказываются от соперничества друг с другом на каких-то условиях или создают другим конкурентам дополнительные барьеры для входа на рынок.
Картельный сговор — это один из видов неконкурентных соглашений: когда участники одного рынка договариваются о ценах покупки или продажи товаров или услуг, а также об объеме предложения на рынке. С помощью таких соглашений участники картельного сговора могут влиять на цены.
Картельные соглашения могут проявляться так:
Картельный сговор сам по себе вне закона: из-за картелей могут пострадать потребители и конкуренты, которые не участвуют в сговоре. К примеру, картель может сперва занизить цены на свои товары, чтобы выгнать с рынка неугодных конкурентов, а затем эти цены повысить и заставить потребителей переплачивать.
Не все экономисты согласны, что с картелями нужно бороться, ведь все они носят временный характер. Кроме того, даже противники картелей признают некоторые из них, например ОПЕК, где крупнейшие экспортеры договариваются об объеме нефти на рынке и так влияют на уровень цен. То есть цены на нефть во многом устанавливают не потребители и не конкуренция, а производители.
Чем занимается Федеральная антимонопольная служба
Честную конкуренцию в России охраняет ФАС. Ведомство выявляет монополистов и пресекает их злоупотребления: выдает предписания, штрафует, а в некоторых случаях даже передает дела в следственный комитет.
Вот некоторые полномочия ФАС для защиты конкуренции и борьбы с монополиями:
Российская ФАС лидирует среди всех антимонопольных регуляторов мира и по количеству возбужденных дел, и по списку полномочий. Дело в том, что ФАС преследует даже малый бизнес и ТСЖ. Расскажу как.
Монополисты от малого и среднего бизнеса
До 2016 года в реестре ФАС в качестве монополистов значились в основном представители малого и среднего бизнеса. Среди них были банки, фотоателье, изготовители печатей и штампов — даже такие организации, по версии ФАС, могли злоупотреблять своим положением.
Например, в 2011 году ФАС признала монополистом индивидуального предпринимателя из деревни Руденцово Веневского района Тульской области. Он продавал электроэнергию садовому товариществу и поставлял ее по собственным энергосетям. ФАС установила, что энергосети предпринимателя принадлежат ему самому, а значит, он монополист «на рынке услуг по передаче электрической энергии […] с долей 100 процентов» в пределах собственных энергосетей.
В 2012 году суд поддержал антимонопольную службу, но позже, в 2013 году, решение УФАС отменили по новым обстоятельствам.
Аналитические записки по проблемам правоприменения за февраль 2014 годаPDF, 574 KБ
За то, что ФАС признавала монополистами представителей малого и среднего бизнеса, ведомство критиковали ученые, представители бизнеса и юристы. Они писали аналитические статьи на эту тему и высмеивали действия ФАС. В 2014 году вышла брошюра «От батутов до попкорна: 100 псевдомонополистов современной России», где собраны 100 неожиданных случаев из практики ФАС. Часть из них я использую в этой статье в качестве примеров.
Это привело к тому, что в 2016 году для малого и среднего бизнеса появились антимонопольные иммунитеты. Сейчас действуют такие правила:
То есть если выручка вашего бизнеса меньше 400 млн рублей в год, монополистом вас не признают. Но до сих пор случается, что микропредприятия ущемляют интересы многомиллиардных компаний — тогда ФАС может посчитать, что даже крупные корпорации страдают от монополистического произвола мелкого бизнеса.
Например, маленькая ставропольская фирма владела 511 метрами железной дороги необщего пользования и мешала прогону по ним вагонов «Роснефти»: между ними не было договора об этом.
Поскольку все 511 метров путей принадлежали одному владельцу, он занимал 100% рынка этих самых путей. Отказ прогнать по ним вагоны бесплатно ФАС посчитала злоупотреблением своим положением и ущемлением интересов «Роснефти».
В судах микропредприятие не смогло оспорить решение ФАС.
Кого ФАС может признать монополистом и чем это грозит
По закону компания признается монополистом, если ее доля на рынке превышает 50% и она может влиять на рынок: затруднять другим организациям вход на него и устранять с рынка конкурентов. Кроме того, из-за введенных иммунитетов это должна быть компания, учрежденная юрлицом, с бюджетным участием или выручкой больше 400 млн рублей в год.
Доля компании на рынке рассчитывается чаще всего из объема продаж или поставок. Например, если больше 50% всех продаж на рынке осуществляет одна компания, ее могут признать монополистом.
Иногда стать монополистом можно, даже если занимать меньше половины рынка: когда положение компании не меняется или ее доля на рынке все равно больше долей конкурентов. Например, если на рынке действуют три игрока, у двух из них по 26% рынка, а у третьего — 48%.
Границы рынков. Чтобы посчитать долю компаний на рынке и выявить монополистов, нужно понять, где этот рынок начинается и заканчивается, — определить его границы. Именно способ определять границы рынков отличает ФАС от зарубежных антимонопольных служб: ФАС может посчитать отдельным рынком лифт или даже компьютерную программу.
Так, в 2014 году ФАС признала кузнецкую компанию монополистом в пределах лифта, потому что она единственная обслуживала лифт в многоквартирном доме. Компания злоупотребила монопольным положением: лифт выключился от перегрузки.
Несмотря на то что лифт отключился автоматически по техническим причинам, ФАС посчитала, что компания необоснованно выключила лифт, чем нарушила интересы потребителей. При этом компания была монополистом: занимала 100% рынка обслуживания в пределах лифта и так нарушала интересы конкурентов. Поэтому ФАС оштрафовала компанию.
Решение ФАС устояло во всех судебных инстанциях, но суд снизил сумму штрафа: компания заплатила 100 000 Р вместо 300 000 Р — при прибыли 925 500 Р в год.
В Алтайском крае ФАС посчитала монополистом турфирму в пределах собственной компьютерной программы для бронирования туров.
Турфирма продала доступ к программе другой компании, но та перестала платить. В итоге турфирма отключила от программы компанию-неплательщика — расторгла договор в одностороннем порядке. Неплательщик обратился в ФАС.
Антимонопольная служба установила, что программа принадлежит владельцу на 100%, а сама эта программа — рынок туристических услуг под полным контролем монополиста.
ФАС сочла, что расторжение договора ущемляет интересы конкурента, а монополист так делать не вправе. Поэтому ведомство вынесло предписание восстановить доступ к программе. Владелец с предписанием не согласился и оспорил его в суде.
Монополию на рынке всех туристических программ ФАС доказать не удалось: суд установил, что есть и другие программы для бронирования туров.
Что грозит монополистам. Само по себе доминирование на каком-либо рынке — это не нарушение закона. Нарушение происходит, когда монополист необоснованно устанавливает цену выше или ниже рыночной — монопольно высокую или монопольно низкую — или ущемляет интересы потребителей или конкурентов, например расторгает договоры в одностороннем порядке.
Если в результате положения монополиста на рынке пострадали или могут пострадать только потребители, штраф для должностных лиц — гендиректоров компаний — составит от 15 до 20 тысяч рублей, для юридических — от 300 тысяч до миллиона.
Если монополист нарушает интересы конкурентов, санкции серьезнее. Должностным лицам грозит штраф от 20 до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 3 лет. Штраф для юридических лиц — от 1 до 15% от выручки, полученной на рынке, где совершено правонарушение, но не более 2% от всей выручки компании и не менее 100 тысяч рублей. Если же выручка больше 75% от всех продаж, штраф составит от 0,03 до 3% от выручки, но не более 2% от всей выручки и не менее 100 тысяч рублей.
Покажу на примерах, какие действия монополистов ФАС считает незаконными.
Монопольно низкие цены. Под монопольно низкой ценой ФАС понимает цену ниже себестоимости товара или услуги и ниже цены, которая установилась на рынке. Иногда такое поведение называют демпингом.
Например, в 2011 году в Удмуртии охранное агентство запустило акцию для новых клиентов: объявили скидку 50% на услуги и обещали бесплатно обслуживать до конца года. От этой акции пострадал конкурент агентства: от него ушли клиенты. Конкурент обратился в ФАС.
Ведомство решило, что акция действительно ущемляла интересы конкурентов агентства. Экономическая ситуация на рынке не обуславливала такое снижение цен, а у ее организатора было вдвое больше клиентов, чем у конкурента.
Однако ведомство прекратило дело: организатор занимал всего 40,16% рынка, а чтобы считаться доминирующим субъектом, нужно занимать больше половины.
Демпинговые дела монополистов остаются очень сложными для ФАС: трудно отделить их от обычных скидочных войн компаний и при этом доказать доминирующее положение фирмы. Так, ведомство не раз пыталось выявить монопольно низкие цены у туроператоров, даже создавало специальные рабочие группы по туризму, но пока тщетно. Поэтому демпинг чаще обнаруживают в картелях — об этом расскажу дальше.
Монопольно высокие цены от низких отличаются тем, что монополист намеренно устанавливает их выше рыночных.
Кроме него такие услуги в Магадане на тот момент никто не предлагал, а значит, предприниматель был монополистом.
ФАС посчитала, что стоимость услуг не соответствует необходимым расходам и прибыли. Предприниматель, завысив цену, злоупотребил своим положением, в результате пострадали магаданцы.
Сегодня за такую прибыль предпринимателя не признают монополистом из-за иммунитетов. Но для крупных фирм риски сохраняются.
Так, в 2017 году ФАС завела дело о монопольно высоких ценах в отношении «Бургер-кинга», «Му-му» и «Шоколадницы». Ведомство выяснило, что эти компании установили и поддерживали монопольно высокие цены в аэропортах Подмосковья. Антимонопольщики сравнили цены на еду в этих заведениях на территории аэропортов и в других точках и пришли к выводу, что в аэропортах цены значительно выше.
Еще в ходе внутриведомственного разбирательства «Бургер-кинг» и «Му-му» снизили цены. А в отношении «Шоколадницы» дело было прекращено, поскольку кафе работало себе в убыток и в меню были представлены блюда из разных категорий, а цены в аэропортах и вне их были сопоставимы.
Одностороннее расторжение договоров. Монополист не вправе расторгать договоры в одностороннем порядке, если это ущемляет или может ущемлять чьи-либо интересы.
Например, костромская компания, которая занимается вывозом твердых коммунальных отходов, злоупотребила своим доминирующим положением и расторгла договор с неплательщиком. Заказчик вывоза мусора не оплатил услуги компании.
Поскольку никто другой в Костроме таких услуг не оказывал, заказчик обратился в ФАС с жалобой.
Ведомство жалобу поддержало — посчитало, что компания-монополист ущемила интересы заказчика. Это вынудило компанию восстановить договор.
Верховный суд согласился, что просрочка платежей не считается основанием расторгнуть договор, если речь идет о монополисте.
Как не стать монополистом. Если выручка вашей компании меньше 400 миллионов рублей, беспокоиться не о чем: на вас распространяется иммунитет на признание монополистом.
Но если выручка больше, следите за тем, чтобы не занимать больше 50% рынка, на котором предлагаете товары или услуги.