Что такое фантазийная огранка
Фантазийная огранка
В древности не умели гранить камни. Камень, вынутый из земли, обдирали, придавали ему какую-то форму, полировали, стараясь подогнать оправу под него, а не наоборот, и вставляли в изделие. Поэтому в большинстве античных и средневековых изделий камни обычно в виде кабошона. Иногда верх кабошона срезали, а на боку вырезали 8 граней. Закрепка камней была глухая, иногда под камень подкладывали золотую или серебряную фольгу. Так продолжалось вплоть до эпохи Ренессанса, когда, как полагают, изобрели огранку камней и соответствующие инструменты для этой огранки. Огранка придает камню сияние в отраженных гранями лучах света. Камни стали цениться не только сами по себе, но и за качество огранки. Правильная огранка обеспечивает как можно больше преломления лучей в гранях и отражение от них.
Веками работа огранщика заключалась в том, чтобы огранить драгоценный камень до идеальных пропорций, стараясь максимально сохранить вес исходного камня. За это время ювелиры-огранщики изобрели и продолжают изобретать десятки видов огранки.
Некоторые огранщики драгоценных камней слушают «шепот камня» и уверяют, что их камни «говорят» им, кем они хотят стать. Для них огранка становится процессом общения с материалом, поскольку его внутренняя структура и особенности определяют дизайн. Другие применяют математический подход к огранке и получают потрясающую, точную огранку.
Многие люди считают, что вогнутые грани увеличивают сияние и блеск камня, придавая ему больше жизни и красоты. Широкое отражение яркого света от плоской грани размывает цвет. Вогнутая грань действует как внутреннее выпуклое зеркало, создавая отраженные лучи в нескольких направлениях внутри драгоценного камня. Свет сверху отражается для наблюдателя в виде узкой яркой линии света в верхней части изогнутой поверхности, и каждая сторона линии будет темнее, что создает сильный контраст.
Мюнштейнер свободно вырезает канавки и световые блюдца на задней части драгоценных камней, чтобы создать впечатляющие световые шоу в камне. Единственная идеальная пропорция, которую он признает, — та, которая освобождает естественную красоту, которую он видит спрятанной в камне. Часто он наносит на лицевую сторону всего несколько граней или вообще не трогает ее, разместив основную «негативную» резьбу на обратной стороне для создания пространственных эффектов. С помощью огранки он подчеркивает и цветовые особенности минерала, его неровный окрас, что становится составляющей общего дизайна композиции. Художник делает видимым то, что изначально не видно в камне, при этом в каждом конкретном случае исходит из его индивидуальных особенностей, никогда не повторяясь в следующей работе.
«Образ в кристалле» работы Тома Мюнстайнера.
Многие торговцы драгоценными камнями и ювелирными изделиями не знали, что делать с фантазийной огранкой. Но критики в конечном итоге стали поклонниками и произведения Мюнштейнера оказались в галереях и музеях.
Эксперименты Бернда продолжают его сын Том и его жена Ютта, также профессионалы высочайшего класса. Среди их работ небольшие прозрачные полудрагоценные камни, которые могут быть вставками в украшения и достаточно крупные арт-объекты. Инновационная работа Мюнштейнера вдохновила несколько поколений огранщиков, таких как Ричард Гомер, Майкл Дайбер, Джон Дайер и Шеррис Коттье Шэнк. Американская ассоциация торговли драгоценными камнями даже проводит престижные конкурсы Cutting Edge Awards, на которых огранщики выставляют драгоценные камни фантазийной огранки.
«Образ в кристалле» работы Тома Мюнстайнера состоит из 264 горных кристаллов, цитринов и дымчатого кварца, каждый из которых весит около 200 карат, свободно стоящих в решетчатой структуре, состоящей из прямоугольников одинакового размера, которые поддерживаются двумя алюминиевыми планками высотой 210 см. Вырезанные и отполированные кристаллы, отражающиеся вперед, имеют почти одинаковый цветовой тон. Горные кристаллы полностью прозрачны, цитрины полупрозрачно-желтые, только дымчатый кварц изменяется от темного к светлому. Том создал это произведение как пример того, что драгоценные камни можно рассматривать как предметы изобразительного искусства.
Шеррис Коттье-Шенкс говорит, что материал сам подсказывает ей. Она чувствует его энергию и получает в своем воображении картину, которую она воплощает в красоте своей новой формы. В работе она использует простую резьбовую оправку и держит камень в руках во время всего вырезания, в результате чего получается изогнутая форма с очень плавным, текучим внешним видом. Она черпает вдохновение в искусстве Генри Ханта и местных канадских инуитов (этническая группа коренных народов Северной Америки, проживающая на севере Канады. Входит в более многочисленную группу «эскимосы»).
Майкл Дайбер стал первым американцем, который получил первую премию в области дизайна драгоценных камней на ежегодной немецкой выставке German Award for Jewelry and Precious Stones в Идар-Оберштайне в 1994 году. Он известен своими фирменными стилями «Dyber Optic Dishes» и «Luminaires». Оба метода создают оптические иллюзии, используя форму вогнутой огранки. «Luminaires» представляют собой полый канал внутри драгоценного камня.
Джон Дайер начал свою карьеру в сфере огранки метеоритов в 1996 году, когда его методы проб и ошибок стали давать красивые, сверкающие драгоценные камни. Он получил свою первую премию AGTA Cutting Edge в 2002 году, а в 2005 году был первым, кто выиграл целую категорию в AGTA Cutting Edge Awards. Он создал целые фирменные коллекции: «Пейзаж из снов», «Starbrite», «Солнечный луч», «Королевский радиант», «Скульптурный» и др.
Марк Гронлунд, сам многократный победитель конкурсов, познакомился с Ричардом Гомером в начале своей карьеры и был заинтригован вогнутыми и выпуклыми гранями, созданными режущим станком OMF (оптически увеличенный фасет). Его увлечение изогнутыми линиями привело к созданию ниши в нетрадиционных спиральных и гребешковых гранях. Он создает наборы драгоценных камней ярких цветов и форм для дизайнерских украшений.
Далан Харгрейв фокусируется на разработке новых огранок драгоценных камней как арт-объектов. Он преподает в школе ограночного мастерства, где передает свои знания следующему поколению мастеров. Ему нравится конструировать и перенастраивать ограночное оборудование для своих инновационных работ.
Размер драгоценного камня является важным фактором для огранщиков: чем больше камень, тем больше «холст». Некоторые огранщики используют алмазы и большую тройку (рубины, сапфиры и изумруды), но эти материалы часто трудно получить в больших размерах. Поэтому многие огранщики выбирают драгоценные камни, которые обеспечивают большие «холсты», такие как кварц и аквамарин.
Примеры фантазийной огранки
Тысячелетие. Скульптура Манштейнера, поставлена перед штаб-квартирой GIA. Монолит выполнен из синего кварца.
Температурная кривая I. Картина Манштейнера 1986 г. Выглядит как гора, поднимающаяся на фоне пасмурного неба. Рельефный сардоникс, серебро, сталь и алюминий.
Широкие вырезы и глубокие бороздки дают ощущение глубины и визуальной сложности для «Отражения Перспективы» Манштейнера. Морганит весом 62,01 карата.
Далан Харгрейв превратил кусок дымчатого кварца в предмет искусства, который приглашает к созерцанию.
Фантастический пейзаж в цитрине. Буйство красок и форм взорвалось в фантазийном цитрине 31,66 карата Джона Дайера.
Огненный опал 20,93 карата выполнен Шеррис Коттье Шэнк. Разрезы на коронке и павильоне создают впечатление ряби на воде.
Оптические блюдца на 216,06 каратном бразильском аметрине, вырезанные Майклом Дайбером, создают впечатление будто камень кипит крупными пузырями.
Шеррис Коттье Шэнк назвала эту работу «Тестом Роршаха»*. Что вы видите в ее турмалине весом 9,14 карат?
Впечатляющий дизайн фантазийной огранки 12-каратного аметиста выполнен Ричардом Гомером в оправе и застежке ювелира CY Sheng.
Благодаря своим оптическим блюдцам и насечкам аметриновый кварц Майкла Дайбера имеет футуристический вид.
Ричард П. Гомер выиграл премию AGTA Spectrum в 2013 году за свой античный вогнутый кушон в 36,74 каратном империал топазе.
Шеррис Коттье Шэнк создала завихрения в этом впечатляющем розовом турмалине весом 8,97 карат, сделав изогнутые пазы на павильоне.
Далан Харгрейв использовал различные техники на этих трех образцах фантазийного аметрина
Этот 140-каратный бразильский аметист огранен Виктором Тузлуковым.
Мастер по огранке драгоценных камней Александр Крайс вырезал фантазийный солнечный камень, великолепно используя цветовое зонирование драгоценного камня.
Этот граненый бесцветный кварц фантазийной огранки изготовлен Даланом Харгрейвом. Угловые грани у калетты создают захватывающий узор при просмотре сверху через площадку (стол).
Этот 18-каратный аметрин изготовлен Майклом Дайбером с использованием дайберовских оптических блюдец.
Цитрин «Пейзаж из снов» является одним из нескольких фирменных образцов торговой марки Джона Дайера. Это уникальная пара фантазийных камней.
Этот боливийский аметрин весом 320 карат был изготовлен на специально разработанной ограночной машине, созданной художником Марком Гронлундом. Скульптура прекрасно использует уникальное цветовое зонирование, наблюдаемое в аметрине.
Этот фантазийный аметрин, 67,50 карата, вырезан Даланом Харгрейвом.
Этот потрясающий розовый турмалин, 29,56 карата, был вырезан Ричардом Гомером, пионером вогнутой огранки.
Композиция «Звездное пение» из рутилового кварца была создана Александром Крайсом из Идар-Оберштайна.
Метаморфоза III представляет собой скульптуру из горного хрусталя с включениями рутила. Работа Бернда Мюнстайнера, 1995 год.
Фото фантазийной огранки с выставки «Ювелирный Олимп», Санкт-Петербург
Из мастерской Мюнштейнера
Из мастерской Мюнштейнера
Из мастерской Мюнштейнера
Владимир Силин. Из серии «Врата».
Владимир Силин. «Лилия». Цитрин 1976 карат.
Мастерская Эдуарда Ахметшина
Что почитать о методах фантазийной огранки
Morgan, A. D. Development of concave faceting of gemstones, The Journal of Gemmology, October 2002. Морган А. Д. Разработка вогнутой огранки драгоценных камней. Журнал геммологии, октябрь 2002.
Munsteiner, Bernd, Reflections in Stone, Wilhelm Lindemann, editor. 2004, Arnoldsche. Мунштайнер, Бернд, Размышления в камне, Ред. Вильгельм Линдеманн, 2004, Арнольдше.
Oriel, Andy, (November 1997) Learning Curve, Lapidary Journal. Ориэль, Энди, (ноябрь 1997). Кривая обучения, Lapidary Journal.
Weldon, Robert, (April 2005) Mathematical Brilliance, Professional Jeweler. Уэлдон, Роберт, (апрель 2005) Математический Блеск, Профессиональный Ювелир.
Виды огранки бриллианта. Классическая и фантазийные формы
Огранка бриллианта, выполненная ювелирными мастерами, существенно увеличивает стоимость драгоценного камня. Такой рост цены обусловлен тем, что придание желаемой формы алмазу позволяет убрать природные дефекты с поверхности камня, а также подчеркнуть его благородный цвет и внешнюю привлекательность. Вид и способ огранки данного минерала выбирается в зависимости от его веса, размеров, характеристик и чистоты. Главная задача огранки состоит в сохранении веса в каратах и цвета камня.
Существующие виды огранки бриллиантов
Специалисты ювелирной отрасли выделяют несколько видов огранки, среди которых:
Ступенчатая огранка характеризуется строго параллельным расположением граней, из чего следует, что при такой обработке камня его форма будет только квадратной или прямоугольной. Подобное гранение хоть и не придает бриллианту какого-то особенного блеска, однако выгодно подчеркивает не только чистоту и прозрачность кристалла, но и глубину его цвета.
Бриллиантовая огранка является способом обработки камня, при котором число граней и их расположение придают кристаллу максимум блеска. Для бриллианта такую форму принято считать идеальной, поскольку она отлично раскрывает его способность к преломлению и отражению световых лучей. Примером бриллиантового гранения драгоценных камней является классическая круглая огранка. Самыми распространенными формами ступенчатого гранения являются «изумруд» и «багет».
Смешанная огранка характеризуется комбинированием особенностей как ступенчатого, так и бриллиантового гранения кристаллов. Она используется в тех случаях, когда нужно сохранить каратный вес бриллианта, при этом сделав акцент на его цветовых характеристиках. Наиболее часто встречающийся вид смешанной огранки – «принцесса».
Также огранка разделяется на классическую и фантазийную.
Классическое круглое гранение
Круглая огранка получила невероятно широкое распространение в мире. Востребованность ювелирных изделий с круглыми бриллиантами очень высока, даже невзирая на их значительную стоимость. Цена круглых кристаллов существенно выше, чем у драгоценных камней продолговатой формы. Это обусловлено тем, что в ходе создания круглой формы бриллианта образуется большое количество отходов.
Круглая огранка обычно имеет 57 граней (это число рассчитывалось математически), что дает возможность максимизировать блеск камня. Следует сказать, что данная форма в круглых бриллиантах делает менее заметными разного рода дефекты и разницу в оттенках цветов.
В наши дни также существуют бриллианты круглой огранки, в которых наличествуют только 17 граней. Подобным способом гранят драгоценные камни небольших размеров, диаметр которых находится в пределах от 0,7 до 1,2 мм. Чаще всего их используют как камни, сопутствующие крупным бриллиантам во всевозможных ювелирных изделиях, или в качестве так называемой «обсыпки», когда поверхность украшения оказывается словно усыпана миниатюрными камнями.
В случае гранения алмаза крупных размеров число граней может быть увеличено до 74, 86 или 102. Стоит отметить, что данная обработка проводится только для драгоценных камней элитного класса.
Фантазийные виды огранки
Отличающиеся от круглой формы гранения бриллиантов типы огранки называются фантазийными. Такая обработка камней удлиненной или овальной формы обеспечивает выход полезного сечения больше, чем при круглой огранке того же бриллианта. Так, при гранении круглого кристалла потери обычно составляют не менее 50% веса камня, а при фантазийной огранке потери куда менее существенны.
Данная широко распространенная группа огранки бриллиантов подразделяется на две большие подгруппы:
Клиньевые фантазийные формы гранения визуально похожи на круглые бриллианты. На таких кристаллах довольно часто наблюдается эффект «галстука бабочки», возникающий в связи с отклонениями в пропорциях гранения и симметрии камня. Это негативно сказывается на внешнем виде бриллианта, так как на площадке камня возникает блик-пятно значительного размера, по форме напоминающее «бабочку». Среди клиньевых огранок большое распространение получили такие виды гранения, как «овал», «груша», «принцесса», «сердце», «маркиз», «радиант» и т. д.
Ступенчатые фантазийные формы гранения выделяются ярусами, так называемыми ступеньками. Классическим примером ступенчатой огранки является столовое гранение, при котором от верхней части кристалла грани ступеньками располагаются по направлению к нижней грани основания камня. При этом силуэт бриллианта может быть квадратным, ромбовидным, прямоугольным или иметь какую-то необычную форму.
Главным достоинством фантазийной огранки бриллиантов принято считать большую вариативность, а также возможность выполнять ювелирные изделия всевозможных форм, подходящих как обычному человеку, так и представителям элиты.
Фантазийная огранка камней: виды, свойства, технологии
«Люди находят действительность неудовлетворительной и поэтому живут в мире фантазий, воображая себе исполнение своих желаний. Сильная личность воплощает эти желания в реальность…»
«Фантазии» реальны
В ювелирном мире каждая личность может позволить себе превратить «фантазию» в реальность, ведь у камней столько фантазийных огранок, что любой найдет себе украшение с камнем мечты.
Что значит «фантазийная»
Многие типы фантазийных огранок прочно «уселись» в наших сердцах, и какие-то из них мы уже переносим в разряд классики, но есть «фантазии» очень редкие, о них подробнее.
Фантазия «Грейс»
Это модифицированная бриллиантовая огранка, по форме представляющая собой ромб, усечённый с одной стороны. В стандартном исполнении имеет 62 грани. Такую форму огранки по-простому можно назвать «пятигранник» за схожесть с одноименной геометрической фигурой.
Фантазия «Трапеция»
Такая форма огранки напоминает «багет», но соответствует не прямоугольнику, а трапеции, положенной в основу формы, и относится к одной из самых редких разновидностей ступенчатой огранки. Верхняя и нижняя грани трапеции параллельны друг другу, но в верхней части камня граней меньше, чем в нижней, а боковые грани симметрично направлены вовнутрь. «Трапеция» является открытым типом огранки, поэтому к качеству сырья требования завышенные. И не случайно, огранки открытого типа выводят дефекты на поверхность.
Фантазия «Щит»
Эта огранка появилась в середине 20 века. По форме данная «фантазия» напоминает выпуклое изображение щита. Треугольная, с легким закруглением форма позволяет сохранять приличный вес исходного камня. Вставки, ограненные «щитом», часто используют в кольцах в качестве боковых, чтобы визуально расширить шинку.
Немного походит на «щит» и огранка «Воздушный змей»
Фантазия «Воздушный змей»
Второе название этой огранки – парус. Она относится к ступенчатому типу гранения камней. «Воздушный змей» был представлен миру в 2001 году ее создателем – дизайнером из Лос-Анжелеса.
Фантазия «Огненная роза»
Фантазия «Герцогиня»
Это еще одна разновидность «шестигранника», которая напоминает по форме заостренный «маркиз».
Фантазия «Лиссабон»
Лиссабонскую огранку называют «двойным бриллиантом». Она имеет 74 грани: 42 фацеты расположены сверху, 32 – снизу камня.
Фантазия «Кушон»
Она чем-то напоминает огранку «Лиссабон», и ее применяют в том случает, когда необходимо сохранить вес камня. «Кушон» является четырёхугольной огранкой с широкими гранями, выпуклыми сторонами и смягченными, закругленными углами. Такая огранка родилась в 20 веке и год от года принимает все новые модификации.
Фантазия «Баронесса»
Это модифицированная бриллиантовая огранка, имеющая в плоскости рундиста восьмиугольную форму с 65 гранями, схема расположения которых аналогична огранке «овал». Такую форму огранки иногда упрощенно называют «восьмигранником».
Какими бы ни были «фантазии», их цель одна – выйти за рамки классики и стандартов, отправив в полет наше воображение. По крайней мере, оригинальные названия «фантазий» этому очень даже способствуют.
Огранка бриллианта: виды и формы с названиями
Сегодня мы поговорим о таких драгоценных камнях, как бриллианты. Как говорят эстеты, современная уважающая себя девушка обязана разбираться в камнях, их видах, вариантах огранки не меньше, чем в одежде. И это неудивительно, так как грамотно подобранные аксессуары в образе играют немаловажную роль.
Итак, давайте разберемся, какие виды огранки применяются для алмазов?
Как и чем гранят алмазы
Современные технологии обработки камней очень сильно разнятся с теми, которыми пользовались еще сто лет назад. Мастера начали широко использовать различные компьютерные технологии, чтобы сделать из алмазов непревзойденные по своим характеристикам бриллианты.
А вы знали, что бриллиант – это ограненный алмаз?
На первом этапе выбранный для огранки минерал сканируют и полностью измеряют, чтобы создать в компьютерной программе 3D модель самоцвета. В модель закладывают все дефекты камня и его характеристики.
Далее технолог рассчитывает различные варианты обработки камня и выбирает максимально выгодный. На этом этапе принимается решение на сколько частей распилить алмаз в зависимости от наличия дефектов, а также какой вид гранения выбрать.
Далее технолог составляет схему, по которой будет вестись весь процесс гранения.
Следующий этап – распиловка алмаза. Обычно этот процесс производится либо традиционным механическим способом при помощи медного диска с алмазным напылением, либо лазером. Однако лазерные технологии еще не полностью отработаны, и бывают случаи, когда камни лопаются, что. в общем-то затратно.
Несмотря на это, лазерная распиловка используется довольно часто. А все потому, что этот метод позволяет максимально снизить потери веса кристалла. Температура “расчленения” алмаза составляет приблизительно 3000 градусов, и при таком нагреве камень еще стабилен. Место распила становится черным, так как поверхностной слой камня частично переходит в графит при воздействии высоких температур.
На следующем шаге – шлифовке – все почернения убираются. Камень обрабатывается на стальном или чугунном диске с алмазным напылением. Скорость вращения составляет примерно 2500 оборотов в минуту. Изначально изготавливаются линейные грани, затем – финальная шлифовка.
На каждом этапе работы необходима незаурядная точность и контроль. Поэтому к изготовлению сверх дорогостоящих бриллиантов допускаются лишь проверенные мастера с внушительным стажем и опытом. Для подготовки огранщика высокой квалификации, потребуется не менее пяти лет работы и приблизительно 2000 карат обработанного сырья. Работа требует определенных качеств характера: усидчивости, терпения, точности, кропотливости, немногие к этому готовы.
Несмотря на то, что алмаз считается самым твердым минералом, он очень хрупок. При падении или неправильной установке на шлифовальный диск камень может просто расколоться на две половины или рассыпаться. Поэтому цена ошибки мастера стоит очень дорого для компании-производителя.
Говорят, что самое уязвимое место бриллианта – шип.
После обработки готовые камни отдают на сертификацию. Натуральные кристаллы более карата продаются только с сертификатом.
Как выглядит неограненный алмаз
В природе кристаллы алмазов выглядит совершенно не так, как обработанные бриллианты. Минерал сам по себе не обладает ярким блеском, и выглядит как обычный мутный камень.
Камни в природе могут быть как мелкими, так и очень крупными. Однако найти большой алмаз – это огромная редкость. Такие представители получают собственные названия, а их огранкой занимаются самые известные и дорогостоящие ювелиры мира.
Каждый природный алмаз имеет свои отличительные черты: трещины, небольшие сколы, пузырьки воздуха, пустоты. Именно по таким отличиям можно легко определить, настоящий перед вами кристалл или синтетический. Потому как искусственные камни идеальны по всем своим характеристикам.
В природе алмазы формируются в разные формы: куб, восьмигранник, двенадцатигранник и т. д. Некоторые камни без огранки имеют вовсе непонятное строение и напоминают просто кусок глыбы.
Сколько граней у бриллианта
В ювелирном деле для оценки огранки алмазов используется «правило 4С», куда входят такие пункты:
Как вы видите, одним из пунктов этого списка является именно огранка. И это не просто так. Все в зависимости от типа огранки алмаза будет зависеть перелив и блеск камня в лучах света. Если обработка минерала высшей пробы прошла неудачно, то камень уже испорчен, и его цена заметно упадет. Поэтому к вопросу облагораживания алмазов ювелиры относятся очень и очень серьезно.
Под термином алмазная огранка понимается процесс шлифования камня, посредством которого на минерал наносят плоскости для придания самоцвету различных форм. Нанесенные плоскости принято называть гранями или фацетами. В результате обработки алмаза можно не только выпятить его достоинства, но и скрыть его природные недостатки, например, внутренние или поверхностные дефекты.
Количество граней у алмаза зависит от вида огранки. Однако для того, чтобы камень раскрыл свои свойства, ювелиры опытным путем определили, что фацетов должно быть минимум 57.
Количество сторон камня отличается, в зависимости от стиля:
Теперь немного разберемся с тем, как называются различные составные части у алмаза.
Нижняя часть бриллианта получила название павильон.
Название огранки бриллианта определяется контуром кристалла, если смотреть на камень со стороны площадки, а также количеством, формой и принципом расположения граней относительно друг друга.
Виды огранки бриллиантов
А теперь кратко ознакомимся с тем, какие разновидности современной огранки сейчас наиболее применимы. К ним относятся:
Классическая круглая огранка
Этот вид огранки считается самым что ни на есть классическим вариантом. Технология была придумала 100 лет назад Марселем Толковским.
В 1919 году этот ученый рассчитал идеальное с точки зрения оптики соотношение сторон кристалла. Входящий внутрь самоцвета луч дважды полностью отражается от боковых граней на противоположных сторонах и потом выходит из короны. Благодаря такой геометрии достигается максимальное сверкание и перелив алмаза. По правилам круглая огранка содержит 57 граней, поэтому она получила буквенное обозначение КР-57. На короне бриллианта расположено 33 фацетов, а на павильоне 24.
КР-57 еще иногда называют «русской огранкой».
Для мелких бриллиантов массой менее 0,03 карат обычно применяться упрощенный вид круглой огранки в 17 граней, который обозначается как КР-17. При такой обработке в короне делают 9 граней, а в павильоне – 8. Для крупных камней были разработаны намного более сложные формы на 74 фацета 41/33, 86 фацетов 49/37 и 102 фацета 61/41.
Интересен тот факт, что проблемой данного вида обработки является очень большая потеря веса первоначального камня. Для получения круглого самоцвета обычно теряется до 50 % от природного алмаза. Очевидно, что такая не технологичность негативно сказывается на цене камня, так как такой бриллиант будет всегда заметно дороже любой другой огранки.
Бриллиантовая огранка «овал»
Автором овальной формы обработки считается Лазарь Каплан, владелец фирмы Lazare Kaplan International. Этот вид огранки был представлен миру не так-то давно в 1968 году.
По своей сути овальная технология очень схожа с огранкой круглых бриллиантов, что позволяет лучшим образом передать игру света алмаза. Однако плюс в том, что овал отличается от классической круглой технологии меньшей потерей изначального веса камня. Это получается за счет вытянутой формы кристалла и большого размера его площадки.
“Багет”
“Багет” – ступенчатая огранка с прямоугольным контуром. Соотношение длины и ширины у камней может быть разной. Если это 1:1, то форма огранки называется «квадрат». Прямоугольные “багеты” имеют соотношение от 1,4 : 1 и более. Их принято обозначать как Бп-33, Бп-25, Бп-13, где цифра обозначает количество граней.
С технической стороны технология обработки камней “багет” – это самый простой вид огранки.
Граней у “багета” заведомо меньше, чем у большинства остальных типов обработки, именно поэтому эта форма применяется для мелких бриллиантов, которые используются в качестве россыпи на украшениях.
Огранка “багет” не может в полной мере закрыть все дефекты камня, поэтому для этой технологии выбираются кристаллы с высочайшими параметрами.
“Сердце”
Форму «сердце» можно по праву назвать одной из старинных огранок, так как она появилась несколько столетий назад. Впервые «сердце» встречается в переписке герцога Галеаццо Марии Сфорцы и дипломата Никодемо Транкедини в 1463 г. В 1562 г. Мария Стюарт подарила кольцо с бриллиантом такой огранки королеве Елизавете в Англию. После этого на протяжении нескольких веков представители королевских сословий обменивались «сердцами», что символизировало благорасположение стран друг к другу.
Для работы с такими камнями требуется высококвалифицированный огранщик с огромным опытом. Мастер должен так отшлифовать изделие, чтобы округлые выступы были гладкими, и сбалансированными по блеску. У бриллианта огранки «сердце» 59 граней.
«Сердце» – это вариант бриллиантовой огранки с переменными значениями длины и ширины. Поэтому для того чтобы закрепить камень идеально, требуется немало усилий. Вставку устанавливают с помощью пяти крапанов (часть крепления вставки в ювелирном изделии), обеспечивающих его надежное крепление.
При выборе украшения с бриллиантом «сердце» важно обратить внимание на симметрию вставки: оба «полусердца» должны быть идентичными по форме между собой. А углубление между ними должно быть резко очерченным без трещин и других дефектов.
«Маркиз»
Чтобы придать бриллианту форму «маркиз» (по форме напоминающей семя), нужен очень опытный огранщик. Если ограненный кристалл будет слишком длинным или чересчур широким, то его свойство бриллианции не будет оптимальным. Острые концы камня должны быть идеально симметричны, а стороны камня зеркальны не только по форме, но и по свечению. Малейшая ошибка технологии приведет к удешевлению камня или он просто отправится на повторную переработку.
“Маркизы” страдают таким недостатком, как «эффект бабочки», когда на площадке кристалла отсутствует световое отражение, что сильно влияет на стоимость отдельного самоцвета. Однако с этим недостатком научились справляться, нанося на корону камня дополнительные грани.
Первый бриллиант «маркиз», получивший известность общественности, был изготовлен для французского короля Людовика XIV, который заказал украшений в честь ослепительной улыбки маркизы де Помпадур.
У «маркиза» 58 граней. Грациозная удлиненная форма камня с острыми концами особенно приглянулась дамам конца прошлого века, где этот вид обработки получил наибольшую популярность. Благодаря своеобразной форме алмаз маркиз кажется визуально крупнее, чем привлекает особое внимание.
Огранка “груша”
Огранка под вкусным названием “груша” считается гибридной разновидностью, так как с одной стороны камень гранится под круглую форму, а с другой – под очертание маркиза.
Первый камень этой формы был создан в 1458 году ювелиром Лодевейком (Луи) ван Берквемом из замечательной страны Бельгии. Такая формы вызвала тогда немало восхищений среди любителей красоты, но в среде ювелиров мастер подвергся постоянной критике. А все потому, что для придания самородку указанной формы приходится жертвовать слишком большой частью алмаза. Эту форму бриллианта иногда еще называют «слезой».
В “груше” обычно насчитывается 58 сияющих граней. Если пропорции соблюдены корректно, то для таких бриллиантов характерна повышенная сцинтилляция (яркие вспышки цвета камня, которые проявляются при его перемещении относительно светового потока). А еще огранка «груша» правильно подчеркивает естественный цвет бриллианта.
Ограненный алмаз «груша» прекрасно себя зарекомендовала в серьгах и кулонах на шею. Кольца с такой формой используются довольно редко, так как считается, что это непрактично и не каждой руке подойдет бриллиант такой формы. А вот кулоны, подвески или ожерелья с блестящей «капелькой», смотрятся просто непревзойденно и очень романтично. Сережки с небольшими камнями этой формы визуально вытянут ваше лицо и сделают образ привлекательнее.
Огранка бриллианта «принцесса»
Эта форма обработки алмазов была разработана в 1960-е годы. В 1980-е годы камни увидели весь мир и начали называться романтически «принцесса». Такой вид огранки считается одним из самых современных.
У граненого алмаза «принцессы» квадратная форма и до 78 граней. Если посмотреть на минерал сбоку, то кажется, что он похож на перевернутую пирамиду. Благодаря дополнительным граням «принцесса» рассеивает большее количество света, что позволяет эффективно скрывать включения и дефекты камня, и обеспечивает достаточно высокий уровень бриллиации.
Наиболее часто эти бриллианты сегодня используются в кольцах для помолвки. Однако очень красиво «принцесса» смотрится и в серьгах, брошах, колье.
Примечательно еще то, что в таком виде обработки до 80 % веса первоначального камня остается нетронутой.
Кушон
“Кушон” – это огранка, имеющая четыре закругленные угла и выпуклые стороны. Рундист чем-то напоминает форму обычной подушки, и именно из-за этого такой тип минералов начали называть подушковидной.
Качество обработки минерала оценивают по 4 балльной шкале от А до Г, где класс огранки А считается идеальным, Г – ниже удовлетворительного. А вот мелким бриллиантам под названием КР-17 могут поставить только две отметки А –идеальный камень или Б – хороший.
Этот вид квадратной огранки нельзя назвать современным. Его придумали очень давно, но основная популярность была получена в эпоху барокко. Ранее кушон называли «старая копь» или встречается еще одно название «старая шахтная огранка». Такое нехитрое наименование получилось благодаря бразильским алмазным шахтам, на которых бриллианты гранили именно таким способом. Первые такие бриллианты появились на свет в начале 1700 годов.
«Триллион»
Огранка «триллион» по форме напоминает треугольник. В зависимости от особенностей, такой тип обработки разделяют на:
Обычно для того чтобы огранить алмаз в «триллион», делают от 31 до 52 граней. Стандартизированная в России огранка «Триллиант пятидесятидвухгранный (Т-52)» насчитывает 52 грани.
Этот тип обработки был впервые создан в Амстердаме. А уже в 1962 году компания Генри Мейера из США разработала и запатентовала современную огранку «триллион», однако со временем эта обработка стала общим названием для всех треугольных камней.
“Триллионы” обладают ярким блеском и заметной переливчатостью, если технология изготовления не была нарушена. Бриллианты этого вида чаще всего используются как парные камни в серьгах-гвоздиках, подвесках или парных кольцах.
«Радиант»
Бриллианты «радиант» бывают квадратной или прямоугольной формы. Некоторые специалисты говорят, что такие кристаллы вобрали в себя лучшие черты от «изумрудов» и «принцесс», так как с точки зрения технологии изготовления скошенные углы камней уменьшают их хрупкость и дают возможность отлично закреплять вставки в оправе изделий.
При обработке на камень обычно наносят от 61 до 77 граней, в том числе 8 граней рундиста. Стандартизированные в России разновидности имеют от 65 («Ра-65») до 89 граней («Ра-89»).
По причине дополнительных граней “радиант” может рассеивать больше света, чем другие виды камней. Это наделяет минерал квадратной и прямоугольной формы непревзойденным блеском. В дополнении к этому, форма «радиант» отлично скрывает включения и дефекты самоцветов.
“Изумруд”
Бриллианты огранки «изумруд» имеют прямоугольную форму, усеченные углы и ступенчатые грани. Стандарты этого способа обработки были установлены в первой половине ХХ века. У камней насчитывается от 50 до 58 граней, количество фацетов зависит от количества рядов на короне и павильоне кристалла.
Ступенчатые грани этого типа обработки создают замечательный эффект «зеркального зала». При детальном рассмотрении возникает чувство, что в камнях мерцают вспышки яркого белого света. Изумрудная огранка кажется не такой яркой, как минералы с огранкой «принцесса» или «круг», но благодаря удлиненным контурам и эффектным вспышкам света эти красавцы производят непревзойденное впечатление.
Огранка “ашер” была разработана в начале ХХ-го века и названа в честь своего создателя Джозефа Ашера. Этот мастер, когда король Эдуард VII поручил ему огранку знаменитого бриллианта Куллинан для английской короны. В 1980 году Королева Юлиана из Голландии подарила фирме Asscher Diamond Company королевский титул в честь признания роли, которую семья Ашер играли в бриллиантовой промышленности.
В лабораторных сертификатах GIA и AGS огранка Ашер считается одни из видов бриллиантовой огранки “изумруд”. И до сих пор идут споры об отличиях между этими видами обработки.
Популярность огранки «ашер» достигла пика в конце 1920-х годов, но оставалась редкостью до конца столетия. Эти камни можно было обнаружить лишь антикварных магазинах и специализированных ювелирных лавках.
В начале нового тысячелетия, после нескольких исследований и разработок новейшего программного обеспечения, огранка «ашер» была усовершенствована и дополнена новыми гранями с целью достижения более яркого блеска.
Огранка “роза”
Форма огранки бриллиантов часто выбирается в зависимости от формы природного сырья, чтобы минимально потерять вес камня. В этом плане обработка под названием роза является очень удачной. «Розы» создаются из самородков, позволяя сделать плоский низ и куполообразное навершие.
Технологии обработки бриллиантов «роза» – не один век. Самый старый камень этого вида находится в подвеске, которая датируется XVI веком.
На своем пути эта огранка прошла много видоизменений. В старинных камнях на куполе было не более 3…4 фацетов. Завершающей стадией эволюции технологии стала так называемая «полная роза» с 24 гранями.
Итак, вы познакомились с самыми известными типами огранки бриллиантов, которые существуют в современном ювелирном деле. Надеемся, что эта информация позволила расширить ваш кругозор в области красивых дорогих драгоценных камней и возможно у вас появились новые идеи того, что можно подарить своим любимым на очередной праздник.