Что такое фактура кирпича
Какой бывает текстура кирпича
Палитра и текстура кирпича позволяют оформлять фасады зданий в разнообразных стилях. Правильно подобранные материалы могут придать стенам теплые шоколадные тона, фактуру природного камня, старинную самобытность.
Облицовочный кирпич может обладать разнообразными текстурами, что позволяет создавать различные визуальные эффекты.
Современные возможности
Облицовочный кирпич по текстуре отличается разнообразием. Большинство образцов этого строительного материала формируется перед обжигом. Для этого достаточно, используя трафареты, нанести необходимый рисунок и совершить обработку.
Так, методом торкетирования удается сделать бугристое облицовочное изделие. Суть метода такова. На поверхность образцов наносится минеральная крошка, после чего материал подвергается обжигу.
Для получения идеально гладкой, как мрамор, текстуры проводится ангобирование. Другими словами, материал перед обжигом покрывается слоем керамики.
Есть еще один способ получить гладкий глянцевый облицовочный кирпич. Это — обработка образцов специальной огнестойкой глазурью. Текстура кирпичей приобретает некоторую прозрачность. Стены из такого облицовочного материала выглядят камерно и немного нарочито.
Схема производства кирпича.
Очень интересно смотрятся здания, построенные из гиперпрессованного облицовочного кирпича. Технология изготовления данного материала не предполагает предварительной его обработки, так как изделия подвергаются обжигу при очень высоких температурах.
Зато после изготовления образцы подвергают механическому воздействию, то есть попросту скалывают частично его поверхность. В результате облицовочные образцы приобретают текстуру природного камня. Да и по крепости мало в чем уступает ему.
И текстура, и палитра
Кирпич коричневый — это обычный глиняный строительный кирпич. От других подобных материалов он отличается только цветом.
При замесе глины для производства коричневого кирпича в субстанцию добавляется краска соответствующего тона. Так материалу придают бурый, шоколадный, кофейный колер.
По своей текстуре он немного шероховатый и пористый.
Годится для любого строительства: возведения многоквартирных домов, кирпичных заборов, облицовки городских зданий.
Коричневая палитра придает фасадам чопорность, налет буржуазной строгости. Архитекторы больше ценят материал не за текстуру, а за цвет. Ведь коричневый создает официоз и солидность.
Эффект старины
Если следить за модой, удается отметить тенденцию к увлечению стариной. В фаворе старая кладка со следами потертостей и выцветания, с щербатинами и сколами.
Текстура старого кирпича не подходит для воссоздания эффекта старинных стен. Хотя такой строительный материал визуально соответствует на100%, он является неподходящим материалом по прочности.
В большинстве случаев старинная кладка подточена влагой, расслаивается от старости, покрыта мхом и плесенью. Сам материал не рассчитан на долгое существование в первозданном виде. Тем более, что он совсем не годится для строительства. А старинные здания в таком запущенном состоянии требуют ремонта или слома.
Не подходят стены из старого кирпича и в качестве декора в жилых помещениях. От них элементарно исходит запах плесени и грибов. Но предприниматели нашли альтернативу ветхой структуре — состаренный кирпич.
За основу берется обычный глиняный кирпич, который обрабатывается промышленным или кустарным способом специальными средствами. В некоторых случаях старую текстуру создают еще на стадии замеса глины.
Так рождаются сверхпрочные изделия со следами, имитирующими сколы, трещины, высолы. Неоднородности текстуры состаренного кирпича добиваются, добавляя в глиняный замес муку, уголь, сажу.
У состаренных кирпичей текстура пористая, неоднородная. Между тем материал годится для надежного декоративного строительства. Из него получаются эффектные комнатные перегородки, короба для создания фальш-каминов, облицовочные панели в жилых помещениях.
О текстуре строительных материалов можно говорить бесконечно. Каждый образец достоин внимания. Благодаря особенностям производства, палитре, добиваются интересных решений. Даже компановка и сочетание тех изделий, о которых рассказано выше, позволяют создавать настоящие шедевры архитектуры и дизайна.
Кирпич лицевой. Классификация
Человека, выбирающего облицовочный кирпич для отделки загородного дома, ждут на сегодняшнем рынке стройматериалов весьма значительные затруднения — уж больно велик выбор. Хотя велики и возможности: кирпичной стене можно придать и брутальный, и романтический, и этнический вид. Нужно только правильно подобрать отделочный материал.
Прежде всего надо уяснить, что в современном строительстве есть два царства – рядовой кирпич и лицевой кирпич (это правильные названия по ГОСТу).
Рядовым кирпичом строят тело стены, лицевым отделывают внешнюю поверхность стены. Рядовой кирпич мы рассматриваем отдельно. Здесь приводим характеристики кирпичей важных для облицовки стен домов.
Форматы лицевого кирпича
Если рядовой кирпич используют всегда российского производства и потому форматы стандартны, то лицевой востребован из самых разных стран.
Форматов лицевых кирпичей очень много. Этому есть три простых объяснения.
Для полноты мы (сотрудники ДК) собрали большую сводную таблицу из разных источников. Вначале популярные форматы, а дальше экзотические.
Название формата | Сокращенное название | Длина, мм | Глубина, мм | Высота, мм | Шт./м 2 | Шт./м 3 |
---|---|---|---|---|---|---|
Нормальный формат Россия, Imperial Format, Reichsformat v.1871 | НФ, 1НФ, RF, alt | 250 | 120 | 65 | 50 | 385 |
Swedish Normal format, Austria Normal format | Swedish NF, Austria NF | 250 | 120 | 62 | 54 | 402 |
Половинка, Еврокирпич | 0,5НФ | 250 | 60 | 65 | 50 | 714 |
Extra Long DF | XLDF | 365 | 115 | 52 | 43 | 336 |
Ригель (донские зори) | 500 | 95 | 37 | 42 | 387 | |
Ригель DF | 490 | 115 | 52 | 32 | 252 | |
Длинный формат | ДФ | 490 | 90 | 40 | 40 | 390 |
Ригель NF | 490 | 115 | 71 | 25 | 194 | |
Module L | 365 | 90 | 40 | 54 | 520 | |
Module F | 290 | 90 | 52 | 54 | 525 | |
Modular Common | 290 | 90 | 90 | 33 | 327 | |
Module F Thin | 290 | 90 | 40 | 67 | 649 | |
Half WDF | 0,5 WDF | 215 | 50 | 65 | 60 | 962 |
Long DF | LDF | 290 | 115 | 52 | 54 | 525 |
Long DF90 | LDF90 | 290 | 90 | 52 | 54 | 420 |
Dutch Liliput | 150 | 70 | 35 | 140 | ||
Belgian boom | 180 | 85 | 50 | 88 | 900 | |
8-inch brick, Holstein | 190 | 90 | 40 | 101 | 973 | |
Belgian module 50 | 190 | 90 | 50 | 84 | 813 | |
Belgian Brussels | 200 | 95 | 60 | 68 | 633 | |
Vecht format, Dutch | 210 | 100 | 40 | 92 | 805 | |
Waal format | WF | 210 | 100 | 50 | 76 | 672 |
Waal format, thick | WF, thick | 210 | 100 | 65 | 61 | 539 |
Belgian Virginia | 210 | 100 | 70 | 57 | 505 | |
Belgian Roman | 220 | 105 | 40 | 88 | 737 | |
Belgian Forsala | 320 | 100 | 70 | 38 | 337 | |
Oldenburg format (OF) | OF | 220 | 105 | 52 | 71 | 596 |
Hamburg format, thin | HF, thin | 220 | 105 | 55 | 67 | 568 |
Hamburg format, thick | HF, thick | 220 | 105 | 65 | 58 | 493 |
Flensburg format | 228 | 108 | 40 | 85 | 694 | |
Danish NF | 228 | 108 | 55 | 65 | 535 | |
Kiel, thin | 230 | 110 | 55 | 65 | 522 | |
Kiel, thick, Norwegian NF | 230 | 110 | 65 | 56 | 453 | |
Euro format | 240 | 100 | 71 | 50 | 440 | |
Roman brick, Belgium | 240 | 105 | 40 | 81 | 678 | |
Roman brick, Germany | 240 | 115 | 40 | 81 | 624 | |
Roman brick, England | 295 | 92 | 41 | 65 | 614 | |
Thin format | DF | 240 | 115 | 52 | 65 | 504 |
Thin format 1/2 | DF1/2 | 240 | 55 | 52 | 65 | 966 |
Imperial format from 1952 | RF, new | 240 | 115 | 65 | 54 | 418 |
Normal format | NF | 240 | 115 | 71 | 50 | 387 |
NF90 | NF90 | 240 | 90 | 71 | 50 | 483 |
NF1/2 | NF1/2 | 240 | 54 | 71 | 50 | 753 |
2DF | 2DF | 240 | 115 | 113 | 33 | 256 |
3DF | 3DF | 240 | 175 | 113 | 33 | 173 |
3,2DF | 145 | 300 | 113 | 53 | 167 | |
3,75DF | 300 | 175 | 113 | 26 | 140 | |
4DF | 4DF | 240 | 115 | 238 | 16 | 127 |
5DF | 5DF | 300 | 115 | 238 | 13 | 103 |
6DF | 6DF | 365 | 115 | 238 | 11 | 85 |
7,5DF | 300 | 175 | 238 | 13 | 70 | |
8DF | 8DF | 240 | 240 | 238 | 16 | 64 |
8DF(115) | 8DF | 490 | 115 | 238 | 8 | 63 |
9DF | 9DF | 365 | 175 | 238 | 11 | 57 |
10DF | 10DF | 240 | 300 | 238 | 16 | 52 |
Imperial format from 1879 | 252 | 122 | 69 | 49 | 359 | |
Dutch monastery format | 280 | 130 | 80 | 38 | 269 | |
Dutch Martinitor | 280 | 130 | 70 | 52 | 365 | |
Small monastery format | 285 | 135 | 65 | 46 | 306 | |
Large monastery format | 285 | 135 | 85 | 36 | 242 | |
k.u.k. Standard format, Austria-Hungary Standard format | 290 | 140 | 65 | 45 | 290 | |
Danish Fünen monastery | 290 | 140 | 90 | 33 | 218 | |
Norwegian | 295 | 92 | 71 | 41 | 389 | |
Norman | 295 | 92 | 57 | 49 | 469 | |
Utility | 295 | 92 | 92 | 32 | 309 | |
Special format I | SF I | 300 | 145 | 52 | 52 | 328 |
Special format II | SF II | 300 | 145 | 71 | 40 | 252 |
Special format III | SF III | 300 | 145 | 113 | 26 | 167 |
German 8-inch | 195 | 92 | 50 | 82 | 778 | |
Monastery format Prussia | 320 | 150 | 90 | 30 | 186 | |
Old German monastery format | 330 | 250 | 69 | 37 | 141 | |
Old Bavarian format 1 | 295 | 145 | 65 | 44 | 277 | |
Old Bavarian format 2 | 320 | 155 | 70 | 38 | 225 | |
Old Bavarian format 3 | 340 | 165 | 70 | 36 | 200 | |
Old Bavarian format 4 | 320 | 120 | 50 | 51 | 380 | |
Bavarian brick, large | 360 | 180 | 65 | 36 | 186 | |
British standard, English Format | BS, WDF, EF | 215 | 102 | 65 | 60 | 518 |
English NF | 200 | 100 | 65 | 64 | 565 | |
English Modular, Danish hand mould | 194 | 92 | 57 | 74 | 701 | |
English Jumbo Modular | 194 | 92 | 70 | 62 | 588 | |
Queen | 244 | 79 | 70 | 49 | 541 | |
King | 244 | 79 | 70 | 49 | 541 | |
Monarch, Meridian | 397 | 92 | 92 | 24 | 232 | |
Ambassador | 397 | 92 | 57 | 37 | 352 | |
Closure | 194 | 92 | 92 | 48 | 462 | |
Quad | 194 | 92 | 194 | 24 | 231 | |
Byzantine format | 290 | 115 | 31 | 82 | 632 | |
Ancient Babylonian brick, type 1 | 350 | 350 | 90 | 28 | 76 | |
Ancient Babylonian brick, type 3 | 300 | 180 | 70 | 40 | 208 | |
Ancient Babylonian brick, type 2 | 310 | 180 | 70 | 39 | 202 |
Отношение сторон кирпича задается необходимостью сочленять камни разными частями («перевязка кладки» или «перевязка швов»). Даже лицевой кирпич часто выкладывают вертикально, на тычок для декоративного эффекта в области проемов.
Минусы утонченных кирпичей — ими не выложишь высокие «несвязанные» (на гибких связях) стены. Например, если требуется облицевать стену с вентзазором, высотой в два этажа, используйте полноразмерный кирпич. В тонком кирпиче хуже держатся гибкие связи. От ветровых нагрузок стена может расшататься. Для «связанной» отделки, когда лицевой кирпич надежно крепится раствором к несущей стене, можно использовать камни любой толщины.
Фасонный и лекальный кирпич
Фасонный (фигурный) кирпич — разновидность камня с угловой, полукруглой или П-образной формой. Фасонный кирпич выполняет и декоративную и конструктивную функцию. В наше время таким кирпичом оформляются заборы, и мемориальные постройки. На домах выглядят несколько манерно, не в духе времени. Но могут использоваться в оконных проемах, карнизах, парапетах, колоннах. Ими выкладывают объемные орнаменты. Лекальные кирпичи изготавливают под заказ для эксклюзивных авторских проектов.
Собор святой Анны в Вильнюсе.
Фактура поверхности лицевого кирпича
Фактурный или рельефный кирпич — разновидность с неоднородной поверхностью. Бывает фактурный целиком или частично, на ложковой (узкой длинной) и тычковой (узкой короткой) стороне.
На современном производстве достигают такого равномерного замеса и давления, чтобы можно было формировать кирпич методом продавливания (экструдирования). Сырец проталкивают в отверстие, получая длинную «колбасу» — кирпичный брус, который нарезают на куски. Получаются камни с правильной геометрией и гладкими сторонами.
Но рельефную поверхность продавливанием не получить. Поэтому нужно либо наносить декоративный слой на кирпич (частично фактурный), либо изготавливать кирпич как раньше — каждый камень формовать отдельно. Такой метод называют «ручной формовкой», чтобы покупателю было интересней. На самом деле бывает разная степень автоматизации, в том числе и «все руками».
И раньше и сейчас формируют несколько сырых камней за раз с помощью формовочных рамок. В глухие ячейки закладывается ком сырца (смеси глины, песка, воды), вываленный в мелком песке. Выступающая часть массы срезается струной. Далее форму опрокидывают чтобы извлечь кирпичи.
Из-за того что замес не плотный, без уплотнения и рамку перед формовкой не очищают, кирпичи выходят неточных размеров, округлые, с грубым рельефом и включениями. При дальнейшей сушке и обжиге заготовки продолжают деформироваться.
Именно такие «некачественные» с точки зрения ГОСТа кирпичи мы сейчас хотим больше всего для отделки, для чего воспроизводим кустарный процесс на современном производстве.
Колоритны партии кирпича с рукотворным рельефом. Это могут быть орнаменты или клеймо производителя. Их можно использовать точечно для создания нюансов кладки.
Фактура для поверхности фасада
Приветствую всех подписчиков и читателей блога «построить дом». Сегодня, как я и обещал вам в прошлой статье мы с вами будем выбирать фактуру для поверхности фасада. Степень выразительности фактуры зависят от колористического оформления: холодные и темные тона делают поверхность фасада малопривлекательной и незаметной, теплые и светлые, напротив хорошо выделяют поверхность. Блеск может существенно сгладить характер поверхности. Наличие узоров на фасаде может как выделить фактуру поверхности, так и сделать ее малозаметной.
Фактуры для поверхности фасадов
Цветовые оттенки
Отличительной чертой европейского кирпича является его разнородность цветовых оттенков.
Дело в том, что кирпичи одной партии могут иметь совершенно разные цветовые оттенки.
Но этот недостаток можно легко превратить в превосходство, так как пестрота кладки придаст фасаду вашего дома некую глубину и объем. Чтобы в процессе облицовки фасада избежать излишней полосатости, необходимо либо отсортировать кирпич по цветовой гамме и выполнить на фасаде некий узор, либо отобрать кирпич одновременно с большего количества поддонов и создать размерено пестрый фасад. Европейские изготовители предлагают достаточно большой ассортимент цветного кирпича. Бывает, что на одном кирпиче присутствует сразу 2-3 цвета.
Фактура на кирпичной кладке
Большое значение в кирпичной кладке имеет и фактура поверхности кирпича. От нее зависит светопреломление, а стало быть яркость, контрастность и другие цветовые параметры кирпича (гладкие, глянцевые поверхности имеют блики, на шероховатых поверхностях будет матовый бархатистый цвет, а кварцевый песок добавит искру к поверхности).
Отечественные производители начали выпуск кирпичей с фактурной поверхностью. Увы, но Европа уже давно выпускает кирпичи с разнообразной фактурой на поверхности: от «сахарной пудры» (обсыпанные кварцевым песком), до сильно рельефных (с колотой либо антично-колотой фактурой). Также есть и комбинированные фактуры. Это когда, например, поверхность кирпича с рифленой фактурой покрыта кварцевой крошкой.
Разновидность рельефного цветного кирпича
Архитектурная красноречивость современных кирпичных строений достигается путем применения декоративно-рельефной кладки. Кладка, сочетающая четкие линии фасадных швов со структурой из плоских или рельефных фактур, называется декоративно-рельефной. В этом случае торцы строений, подкарнизные полосы, простенки и другие участки фасадов украшают декоративными фигурами или стилизованными узорами, придающими фасадам индивидуальность.
Рельефная кладка
О фактуре кирпича поговорили, и пару слов по рельефной кладке. При создании рельефной кладки отдельные кирпичи выносятся из плоскости стены. В солнечный ясный день выдающиеся кирпичи будут отбрасывать тень, что изменит облик фасада. Такая кладка может быть сколь угодно сложной — от ажурной до витиеватого индийского стиля.
Ажурная рельефная кладка
К сложным участкам кирпичной кладки относятся карнизы из кирпича или керамического камня, пояски, пилястры, эркеры, контрфорсы, русты, ниши, а также обрамления проемов криволинейного очертания.
Детали карнизов и поясков выкладываются из кирпичей, выдающихся в виде кронштейнов, с последовательным профилем. Кронштейны делают из лицевого кирпича, уложенного плашмя или поставленного на ребро.
Выступающие ряды кладки в поясках и карнизах делаются из цельных кирпичей. В этом случае свес каждого ряда кладки допускается не больше чем на 1/3 длины кирпича, а вынос неармированного карниза не больше ½ толщины стены.
Карнизы с выносом больше ½ толщины стены сооружаются только из армированной кирпичной кладки из железобетонных элементов, заанкереных в кирпичной кладке. Если же стена выкладывается из пустотелого кирпича, то для свешивающихся рядов поясков, карнизов и других частей для которых кирпич необходимо подтесывать, используются профильный или полнотелый лицевой кирпич.
На этом я и закончу статью о фактуре поверхности. В следующий я вам расскажу, как создать декоративный узор на фасаде. Всем пока, до новых встреч.