Что такое часы с шатленом
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариата
Любой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1
Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69
Последние новости
Интересные лоты декабря
Сезон торгов этого года будет завершен известными аукционными домами продажей нескольких.
Знаменитые балерины в фарфоре
Воздушный танец под названием «балет» (ballet на французском от ballare на итальянском, в.
Бессмертный Данте Алигьери
С начала ноября к 700-летию со дня смерти поэта Государственный Эрмитаж выставил два уникальных.
Наша рассылка
Шатлен (цепочка) для карманных часов: история появления и сфера использования
Предмет, названный красивым французским словом «шатлен» и представляющий собой изящную металлическую цепочку для крепления к одежде джентльменов всевозможных мелочей, появился в конце 17 века. С его помощью аристократы носили канцелярские принадлежности, ключи и часы. Сам аксессуар помещался в карман, а цепочка, к которой он был прикреплен, красиво свисала, являясь своего рода демонстрацией статуса владельца.
История появления
Вначале шатлен изготавливался из обычных металлов и сплавов и представлял собой клипсу, на которую крепили ключи. Так как в то время уважающие себя джентльмены жили преимущественно в частных домах с огромным множеством комнат, а дверь каждой из них запиралась на ключ, то связка получалась весьма увесистой. Чтобы открыть дверь, приходилось снимать если не всю связку, то хотя бы ее часть, а делать это было не совсем удобно. Позже клипса «отрастила» хвост в виде цепочки, крепящейся к основанию. В дальнейшем сфера применения предмета расширилась — на него начали крепить кошельки и разные канцелярские мелочи. Так как в те времена еще не было застежек-молний, позволяющих надежно спрятать содержимое карманов, популярность шатлена моментально возросла, ведь он позволял защитить кошельки и прочие ценности от цепких ручонок карманников.
В 18 веке этот важнейший для тех времен аксессуар стал пользоваться огромным спросом среди представителей высшего сословия. Росту его популярности поспособствовала мода на карманные часы, которые характеризовались внушительным весом, заметно оттягивали карман, и чтобы снизить нагрузку, владельцы стали использовать шатлен. Важно отметить, что в тот период механические часы представляли собой больше ювелирную, нежели практическую ценность, они изготавливались из драгоценных металлов и инкрустировались камушками, поэтому под стать часам из золота и серебра стали делать и цепочки. Со временем шатлен превратился в некое продолжение дорогих аксессуаров и обрел значение настоящего украшения. Часы стали носить так, чтобы цепочка свисала, а ее блеск бросался в глаза и подчеркивал статус хозяина и его положение в обществе. Несколько позже на шатлен стали крепить косметические принадлежности (зеркальца, маникюрные ножницы) и даже предметы одежды, например, перчатки.
Как носили
Часто цепочка крепилась не к самому аксессуару, а к футляру, в котором он хранился. Предназначались подобные футляры для всевозможных швейных принадлежностей, которые в то время тоже много чем напоминали ювелирные украшения. Обычные наборы для шитья и даже дорожные футляры красиво декорировались и порой стоили ненамного дешевле хорошего кольца. Поэтому и ценились такие вещи достаточно высоко, а значит, и отношение к ним было более чем щепетильным. Футляры для хранения серебряных наперстков, золотых крючков для вязания и таких же ножниц выпускались из натуральной кожи и отделывались дорогими тканями. Такую красоту грех было потерять, поэтому и носили ее соответствующим образом — на шатлене.
Представительницы прекрасного пола также стали использовать красивые цепочки. Ими декорировали флаконы с дорогим парфюмом, предотвращая тем самым потерю пузырька и его протекание. Нередко шатлен использовали и в качестве полноценного аксессуара — вместо запонок или броши, им же крепили накидку или плащ, чтобы те не соскальзывали с плеч. Позже стало модным носить на шатленах кулоны, выполненные в виде раскрывающихся медальонов, внутри которых находилось, например, крохотное фото близкого человека. Вообще сфера назначения подобных цепочек в процессе трансформации заметно расширилась. К примеру, женщины начали крепить на них различные дамские принадлежности — пудреницы, расчески и т.д. А в виду того, что нагрузка на цепочку в таком случае была весьма внушительной, необходим был надежный крепежный элемент. Женские шатлены декорировались пушистыми кисточками, инкрустировались драгоценными камнями и превращались тем самым в настоящее произведение искусства. Не удивительно, что те редкие экземпляры, которым удалось благополучно сохраниться до наших дней, стоят сейчас больших денег и представляют собой огромную культурную ценность. Иногда шатлены можно увидеть на торгах, однако продаются они преимущественно одним лотом с аксессуаром.
Шатлен для карманных часов
Как и обещала, статья о шатленах. Знаю, я очень медленная Но! Всё только потому, что тема оказалась очень увлекательной
И пришлось разделять материал на две статьи. Поэтому, сегодня о мужских аксессуарах
Да, шатлены различались для мужчин и женщин, и тем, что на них носили, и тем, как их закрепляли на одежде.
Со временем, эта удобная вещица стала больше, чем название должности, и прямо скажем, перебралось снизу до верху по иерархической лестнице. Красивым французским словом шатлен в конце семнадцатого века была названа специальная металлическая цепочка, один конец которой закреплялся на одежде джентльменов, а другой был приспособлен для подсоединения разнообразных мужских аксессуаров: карманных часов, ключей для их завода, порой печатей, щипцов для сигар и обычных ключей от дома или секретеров, например. На картине выше как раз и изображен шатлен, пристегнутый к карманным часам, ключу от них и печатью. Какие бывают интересные карманные часы вы уже читали А сегодня о том, к чему они крепились, чтобы носить при себе
Ниже на фото часы на шатлене, чтобы поближе рассмотреть цепочку и крепление, правда часы женские)
Французские 18-каратные золотые часы с ключом и короткой цепочкой от Delamare Jne, Париж, около 1830 года. Гравированный цветочный серебряный циферблат с золотыми стрелками Breguet.
Ну и, конечно, я не могу не упомянуть персонажей, носивших механические часы на шатлене
Узнаете, кто владелец шатлена?) Профессор Слизнорт из Хогвартса
А вот вид с другой стороны)
Карманные часы появились в XVII веке, когда был изобретён часовой механизм привычных нам размеров, что позволяло уместить его в кармане одежды. Тем не менее такие часы имели не малый вес и сильно оттягивали карманы, поскольку представляли собой большую ювелирную ценность, ничуть не менее чем практическую, и производились из дорогих металлов, таких как золото и серебро. Чтобы снизить нагрузку на одежду пиджака или жилета, воспользовались удачным опытом Хранителей замков и стали применять шатлен. И в начале восемнадцатого века шатлен обрел большую полярность среди аристократического общества, именно благодаря распространению моды на ношение часов. В скором времени и шатлен стал так же приобретать черты ювелирных украшений, превратившись в прямое продолжение дорогих механических часов.
Часовщик Саймон Дешарм, Лондон, вес часов 144 г, изготовлены около 1740 года
Карманные часы Elgin были изготовлены в 1887 году, 14-каратное золото
Следует заметить, что с изобретением карманных часов соответствующим образом была скорректирована и мода — постепенно стали появляться жилеты со специальным отдельным карманом для них, который назвали пистончик.
Здесь хорошо видно как часы с ключом и ещё чем-то, что находится в пистончике (как мне нравится это слово:)) объединены шатленом, и всё это держится на брелоке, вдетом в петлю для пуговки. До середины XIX века карманные часы заводились посредством отдельного ключа, который подвешивали на цепочку рядом
Но вернёмся снова к истории) Шатлен стало принято носить так чтоб часть цепочки свисала и была видна окружающим, а ее блеск значительно подчеркивал благородный статус своего владельца.
Их делали различных размеров и для разных предметов. Существовали как одиночные шатлены, так и разветвленные. Разветвленные варианты представляли собой несколько цепочек сходившихся в центре, где располагался ювелирный элемент, из металла, что и цепочка, но инкрустированный драгоценными камнями, украшенный орнаментом, гравировкой в виде инициалов своего владельца или фамильного герба.
Золотая цепочка-шатлен с сердоликом
Бронзовые держатели для примера)
И конечно инструкция как носить карманные часы) У каждого способа своё название)
Между прочим, мужчины, сейчас обращаюсь именно к вам популярность карманных часов на цепочках-шатленах удерживается и по сегодняшний день) И если вы вдохновились вручить такой аксессуар своему персонажу, но ещё только раздумываете стоит ли самому носить часы на шатлене, то вот вам пример, как сейчас их можно использовать, даже с любимыми джинсами
А кто-то использует шатлен и так
Среди дам этот аксессуар приобрел ещё бОльшую популярность и разнообразие в применении Но о женских шатленах будет чуть позже. Дамы, готовьтесь получить эстетическое удовольствие) И стойкое желание обзавестись таким же))
Браслет, шатлен, подвеска и время
ВЕК НАРУЧНЫХ ЧАСОВ
Существует огромный выбор наручных часов. Однако, всего столетие назад наручные часы были диковинкой, и носили их только женщины.
Джентельмены предпочитали немаленького размера карманные часы из золота или серебра на цепочке-шатлене. Такой аксессуар обеспечивал положенную пунктуальность, а также служил украшением и показателем статуса. Часы были недешевым удовольствием, а на цепочку шатлена иногда цеплялись дополнительные брелоки или небольшие вспомогательные предметы: небольшое увеличительное стекло, печатка, ключи и другое.
Карманные часы закрывались крышкой для надежности, которая называлась хантер (hunter). Для того, чтобы посмотреть который час, необходимо было достать часы из кармана, открыть эту крышку и наконец увидеть циферблат. Эта процедура не терпела спешки и породила целую процедуру из набора изящных жестов. Выпускались также часы с крышкой, центр которой имел прозрачную стеклянную вставку. Эта крышка называлась полухантер (halfhunter). Такие часы уже не требовали открытия – можно было по беглому взгляду увидеть время.
Мужчины долгое время относились к наручным часам пренебрежительно не только из-за миниатюрности и крепления на браслете. Бытовало мнение, что такой маленький размер не обеспечивает точности механизму.
Впервые наручные часы появились еще во второй половине XVI века, когда мода на диковинки и изобретения становится очень популярна. Парные браслеты, инкрустированные жемчугом и бриллиантами, были преподнесены в подарок английской королеве Елизавете I Первым графом Лестер, Робертом Дадли. Один браслет имел небольшой встроенный механизм, закрывающейся крышкой, и с виду выглядевший обычным украшением. Во второй парный браслет был встроен календарь. Придворные дамы поспешили подхватить новую моду. С этого момента началась история наручных часов.
ЧАСОВАЯ МОДА
Предпочтения и отношение джентльменов к наручным часам изменили войны. В XIX веке активно воюющая Англия невольно стала законодателем новой моды. Мужчины быстро оценили неудобства карманных часов при ведении боя, и сменили гнев на милость. Изначально карманные часы пытались приспособить к ношению на руке при помощи кожаных браслетов и быстро оценили очевидное удобство такого приспособления. Первые фотографии солдат с наручными часами на кожаных ремнях относятся к 1880-м. По возвращении с войны солдаты не изменяли привычкам и даже в мирное время продолжали носить часы на запястье.
На новую мужскую моду вскоре откликнулись изготовители часов и в продаже появились часовые механизмы с уже приспособленным к кожаному ремешку корпусом. Точно назвать производителя, который первый выпустил такую модель, уже невозможно. Рынок быстро обновлялся, эстафету подхватили производители хронометров и каждый старался улучшить дизайн и механизм.
Несмотря на старание производителей, долгое время основной проблемой наручных часов оставалась хрупкость стекла и ненадежность конструкции, ведь больше не было крышки: ни хантера, ни полухантера.
Для защиты циферблата использовались решетки или крышки с отверстиями для цифр вроде полухантеров. Такие часы назывались “траншейными” или “окопными”. Также со временем быстро выявилась потребность защищать механизм от песка и воды. Тут производителям было над чем подумать. Кстати, именно к началу ХХ века наручные часы стали называть watch, а не wristlet как ранее. В этот период включаются в производство часов и ювелирные компании, в частности, Cartier, которая в 1904 году выпускает первые прямоугольные мужские наручные часы. Такая форма часов была новинкой, так как до этого часы всегда имели исключительно круглую форму. Современные наручные часы приобретают всемирную популярность с началом Первой мировой войны.
Прогресс не стоит на месте, и в довольно короткое время появляются разнообразные модификации наручных часов на кожаных и металлических браслетах. Становятся надежными не только стеклянное покрытие, но и циферблат.
В 1920-х для надежности вместо стекла начинают использовать пластик. Появляются часы со светящимся в темноте циферблатом и автозаводом. В 1926 году компания Rolex выпускает первую в мире модель по-настоящему водонепроницаемых наручных часов под названием Oyster (Устрица). Тем не менее вплоть до 1960-х годов уважаемые джентльмены не изменяли старой моде и продолжали носить респектабельные карманные часы. К прогрессивным 70-м и 80-м эта традиция практически полностью сошла на нет.
ВРЕМЯ ДЛЯ ЖЕНЩИН
Несколько иная картина наблюдалась в женской моде. Несмотря на «первенство» ношении наручных часов, часы как аксессуар долгое время не считался необходимым для женщины.
Наручные часы на дорогом браслете были доступны далеко не всем. А вот часы как подвеска имели преимущества: оба запястья оставались свободными для манжетов или других украшений. Так же, как и мужские карманные часы, часики-подвески породили свой изящный жест. Ведь, чтобы узнать время, следовало взять в руки подвеску и открыть крышку.
Война внесла свои перемены также, и в женскую моду и способ носить часики. С фронта приходили эшелоны с ранеными, госпитали постоянно были заполнены. Медработников не хватало, и в медсестры шли многие девушки из самых разных слоев общества, в том числе и из благородных семей. Эти исторические обстоятельства породили новый тип женских часов.
Наручные часы для медсестры были недопустимы, а за временем следить следовало как никогда. Постоянные перевязки и манипуляции требовали открытых и всегда чистых рук. Наручные украшения, в том числе и часы, не только мешали проводить необходимые процедуры, но и представляли опасность заражения открытых ран. Точно так же мешали и отвлекали и часы-подвески.
Выход из этой ситуации нашли сами медсестры, и стали булавками прикалывать свои часы к груди с левой стороны. И не мешают, и всегда под рукой. Ювелиры и часовых дел мастера поспешили подхватить идею и стали выпускать уже готовые часы-брошки. Иногда это были украшения-трансформеры, где механизм снимался, и его можно было носить на браслете или как подвеску. Такие часы получили название «Часы медсестры» (иногда они могут “называться медицинскими”).
Часы на брошках украшались разными способами, хотя изначально были строгими и могли иметь медицинскую символику. В таких моделях ценился функционал, а не декоративные достоинства.
От медсестер мода быстро попала в высшее общество, так как его представительницы нередко трудились в госпиталях наравне с остальными. Быстро новую модель часов оценили и дамы, которые не имели никакого отношения к медицине. Это просто стало модным. Ювелиры охотно откликнулись на пожелания клиенток, и брошки-часы стали выпускаться с изысканным дизайном на любой вкус и кошелек.
Привычка носить подобный аксессуар запечатлена не в одном произведении. Например, в одном расследовании Эркюля Пуаро – известного персонажа Агаты Кристи. Благодаря характерному жесту герой вычисляет убийцу-медсестру, спросив, который час. Девушка машинально потянулась рукой за часиками к груди, и лишь опомнившись посмотрела на запястье.
Такие часики до сих пор носят медсестры в некоторых странах, и они продолжают выпускаться производителями. Вы можете встретить такую модель не только винтажную, но и современную.
Шатлен- chatelain. Королевские и царские шатлены.
Шатлен- это цепочка для всяких разных мелочей- часов, флакончиков, блокнотиков,кошельков,ключей, печатей, ножниц, швейных принадлежностей и миниатюрных несессеров. Карманов в женской одежде не было,все необходимые мелочи и сумочки носили на поясе.
Шатлен с ‘камейным’ декором
Золото,серебро,бриллианты,изумруды,аметист,стекло,эмаль; чеканка. 15.1х5.7 см
Великобритания, Россия. 1777
A Friesland lady. 1887
Ножницы на шатлене- специальной цепочке.
Necessaire on a Chatelaine
Britain 1730s
Несессер на шатлене
Золото, агат, оникс, лазурит, медь, сталь; чеканка, полировка, пунцирование. 9х3 см
Хаси и Джойс.
Великобритания. 1730-е гг.
Watch on a Chatelaine
France 1740s
Часы на шатлене
Леруа, Пьер.
Франция. Париж. 1740-е гг.
Золото, бриллианты, рубины, сталь, цветная фольга; чеканка, полировка, золочение, воронение, цветная эмаль.
Часы на шатлене с печатью, ключом и брелоком
Часовой мастер Роберт Хайнам.
Россия. С.-Петербург. 1770-е гг.
Золото,металлические сплавы,серебро,бриллианты,розы,эмаль; чеканка (корпус), шпиндельный ход. Диам. 3.3 см, дл. шатлена 12.7 см.
Интересно, что:
Дедушкой всех спусковых механизмов является шпиндельный ход, изобретенный великим голландским математиком и физиком Христианом Гюйгенсом (1б29-1б95 гг.). Гюйгенс применил его еще в маятниковых часах. В 1б74 году по проекту Гюйгенса парижским часовщиком Тюре были изготовлены часы переносного типа. Шпиндельный ход, сохраненный в карманных часах, продолжали применять и после Гюйгенса. С самых ранних образцов и до 80-х годов XIX столетия шпиндельный ход в своих существенных чертах почти не изменялся. Главным недостатком шпиндельного хода являлся откат назад ходового колеса, оказывавший дестабилизирующее действие на точность часового механизма. Устранением этого дефекта и начали заниматься часовщики Англии и Франции. Однако все их старания избавиться от него, сохранив шпиндельный ход, к сожалению, не увенчались успехом.
Watch on a Chateleine
John Ellicott II, watchmaker.
Britain. London. Between 1760 and 1761
Часы на шатлене
Часовой мастер Джон Элликотт II.
Великобритания. Лондон. Между 1760-1761 гг.
Золото,серебро,металлические сплавы,бриллианты,алмазы,стекло; эмаль, чеканка, гравировка, пунцирование. Дл. шатлена 14.5 см.
Watch on a Chatelaine
Switzerland. Geneva. 1760s
Gold, copper alloys, silver, cut and uncut diamonds, enamel
Часы на шатлене
Швейцария. Женева. 1760-е гг.
Золото, медные сплавы, серебро, бриллианты, розы, эмаль; чеканка, гравировка, роспись (корпус), шпиндельный ход. Диам. 4.6 см, дл. шатлена 17.4 см.
Watch of Catherine II on a Chatelaine
Russia. St Petersburg. Circa 1760
Часы Екатерины II на шатлене
Россия Около 1760.
Эти великолепные часы в форме луковицы были исполнены в Женеве в 1760-е годы. Крышка съемного футляра декорирована зеленой эмалью по гильошированному фону и бриллиантовой накладкой в центре в виде вазы с цветами. Золотой шатлен украшен чеканкой, гравировкой и декорирован бриллиантами. Под каждый крупный бриллиант в центре пластин шатлена и часовой крышки подложена цветная фольга. Этот метод позволял увеличить колористическую насыщенность минерала, придавая всему изделию более парадный вид. К подобному приему обращались многие ювелиры середины XVIII столетия.
Один из крупных бриллиантов с цветной фольгой под ним.
Chatelaine and watch
British Museum
Coloured gold and silver
French Paris 1775-76.
Watch British Museum
Louis Vautier Blois, France about 1630.
Watch
British Museum
Gold enamel and diamond.
David Bonguet, London about 1650.
Perigal/London (probably Francis Perigal)
English (London)
Outer case and chatelaine of agate mounted in gold set with diamonds.
c. 1745.
Edwardian 18k yellow gold open face pendant watch set with a bezel set old mine cut diamond.
ELGIN 14k yellow gold lady’s pendant 1-1/3″ watch with 1-1/3″ watch holder brooch with black enameling.
VICTORIAN Art Nouveau gold tone fob chatelaine with graduated disks with lady faces motif.
Chatelaine um 1765-1775.
CHATELAINE style gold tone and rose and clear rhinestones and cabochon clock faces brooch.
Серебряные шатлены.
VICTORIAN sterling spectacles chatelaine, engraved «MJF»?, hallmarked Levi & Salaman, Birmingham 1910.
VICTORIAN sterling overlaid over leather spectacles chatelaine, hallmarked Samuel Jacobs, Birmingham 1897.
VICTORIAN mother-of-pearl aide memoire.
VICTORIAN aide memoir collection with examples in sterling, enamel, niello and mother-of-pearl.
VICTORIAN Arthur & Bond (Yokohama, Japan, Meiji period 1868-1912) sterling tested Art Nouveau chatelaine for the colonial market.