Что такое чартерные перевозки
Что такое чартерный рейс
В сезон отпусков опытные путешественники пользуются чартерными рейсами и экономят приличные деньги на авиабилет. Что такое чартерный рейс самолета и как купить на него билет?
Отличие чартера от регулярного рейса
Регулярный рейс предполагает свободную продажу в кассах, офисах и сайтах по продаже билетов. Чартерный рейс — специализированная перевозка по предзаказу, которую выполняет та или иная авиакомпания.
Как правило, задолго до даты полета посредник выкупает значительную часть мест в самолете для своих клиентов. Ими выступают туристические фирмы, которых интересуют определенные туристические направления. Иногда турагентства напрямую выкупают места без посредника. Затем агентства продают билеты для туристов, и их уже нельзя купить в кассах или на сайте авиакомпании, которая являлась поставщиком билетов.
Популярность чартерные рейсы приобретают в сезон отпусков, так как обычные компании могут не справляться с потоком пассажиров.
Организатор обязуется взять на себя всю ответственность по подготовке к полету: бронирование билетов, документацию.
Другие отличия чартеров:
Заказчиком чартерного рейса может выступать крупная организация, учебное заведение, политическая партия.
В отличие от покупки билетов на регулярные рейсы, чартерные выписывают только после полной оплаты.
Виды чартеров
Чартерные рейсы можно классифицировать по характеру рейса, а также по назначению. По характеру рейсов делят на:
split | совмещенный полет, когда туристическая группа делает пересадку на регулярный рейс |
shuttle | непрерывные рейсы с добавлением новых туристов и забором старых с места назначения |
poly | рейс, предполагающий более двух пересадок |
VIP | дорогостоящее путешествие на самолете, предполагает полное использование самолета клиентом |
чартер с отстоем | перелет, предполагающий ожидание пассажиров на обратный путь в специально отведенном месте. Особенность рейса в минимизации расходов на стоянку, так как не простаивает. Следует учитывать, что подобные перелеты не могут длиться дольше недели |
По цели перевозки определенных групп рейсы могут быть следующие:
Кроме того, чартерные самолеты могут быть арендованы для школьников и студентов для образовательных или экскурсионных поездок, религиозных паломнических групп для посещения религиозных центров, государственных служащих для посещения конгрессов, форумов и конференций.
Преимущества
Интересный плюс таких рейсов — они летают в очень редких направлениях. Иногда это единственная возможность добраться куда-либо. Например, на греческие острова, Родос, Корфу и Крит, Пафос, в турецкую Анталью, на египетские курорты Хургада и Шарм-эль-Шейх, курорты Туниса, Индии и других стран летают только чартерные рейсы.
Очевидное достоинство чартер самолетов также заключается в дешевых билетах, позволяющих перенаправить излишки средств в нужное русло. Для европейских направлений разница в цене может достигать двух-трех раз. Это обусловлено тем, что при аренде целого самолета агентства получают большую скидку. В конечном итоге стоимость от обычного билета может быть снижена от 50% до 70%.
Если пассажиру не удается лететь по билету из-за жизненных обстоятельств, то он всегда может переоформить документ на другое лицо.
Чаще чартерные самолеты летают без пересадок, поэтому авиакомпании не несут неустоек, что также понижает тарифы на билеты.
Недостатки
Общепринято считать, что отрицательные стороны таких рейсов превалируют надо достоинствами. Так, чартерные рейсы чаще других задерживают или переносят из-за приоритета перед регулярными вылетами.
Совет! Будьте готовы к переносу чартерного рейса.
Рейсы такого типа не поддерживают накопление бонусных миль. В случае аннулирования билета невозможно вернуть потраченные деньги на билет.
Если пассажир опоздал ко времени вылета самолета, то обратный билет автоматически аннулируется и деньги по нему не подлежат возврату.
На борту чартерного самолета нет деления на классы, как в обычных лайнерах — отсутствует премиум-класс, бизнес, эконом-премиум. Все пассажирские сидения класса эконом для минимизации затрат на перевозку.
Отсутствие комфорта. Сюда можно отнести целый комплекс неудобств:
Отдельным недостатком выступает неудобное время вылета. Чаще всего чартерные рейсы ставят в свободное от регулярных вылетов. Это либо самое раннее время, либо ночное. Пассажир вынужден недосыпать, прилетая на курорт утомленным. А по прибытии его ждет еще одна сложность — долгое ожидание к заселению, затягивающееся на несколько часов. Обычно отели заселяют с 12-14 дня.
Пассажиры чартерного рейса не могут воспользоваться воздушными суднами партнеров в случае неисправностей или других причин. Это обусловлено как редкими направлениями, так и отсутствием резервного самолета для вылета в нужное время.
Мифы о чартерах
Неинформированные путешественники полагают, что чартерный самолет — устаревшее судно или невостребованное, потому и билет на него дешевле. Это не так. Качество воздушного транспорта и изношенность его деталей зависит от платежеспособности консолидатора.
Важно! Если пассажир сталкивается с задержками в рейсе или переносом времени вылета, он обладает теми же правами, что и пассажир регулярного рейса.
В соответствие со временем задержки рейса пассажир может воспользоваться:
В такой ситуации пассажиру необходимо проставить штамп о задержке рейса.
Если авиакомпания не предоставляет перечисленные услуги, пассажир должен собрать квитанции по расходам, после чего предоставить их вместе с претензией на имя авиакомпании для возврата денежных средств.
Распространенный миф — якобы чартерные рейсы не включают питание на борту. В зависимости от длительности полета, пассажирам предоставляют еду.
Рейс могут отменить — это заблуждение. Их могут переносить на часы и даже сутки, однако если человек заплатил деньги за билет, отменить полет не могут. Рейс состоится даже с одним человеком на борту.
Как проверить свой рейс
Есть несколько доступных способов, позволяющих проверить время и дату отправления согласно приобретенному билету.
Первый способ — связаться с туристической фирмой, где был куплен чартерный билет. По контактному номеру позвоните в офис агентства и уточните точно время отправления.
Совет! Звоните туроператору за сутки до даты вылета.
Другой способ — зайти в интернете на сайт аэропорта и проверить электронное табло с расписанием рейсов. При этом пассажир должен знать, как минимум, номер рейса.
Из-за того, что не все компании поддерживают онлайн-регистрацию, необходимо приехать в здание аэропорта и пройти к стойке регистрации для прохождения процедуры.
Если перевозчик имеет услугу онлайн-регистрации, пассажир пошагово следует инструкции ниже:
По прибытии в аэропорт нужно пройти процедуру регистрации на рейс. Перед посадкой на борт необходимо предъявить распечатанный посадочный талон.
Как купить билет на чартерный рейс
Билет на чартерный рейс можно приобрести у туристических агентств. Как правило, это будет комплекс услуг, включая гостиницу, питание, трансфер и транспорт.
Также есть вариант самостоятельной покупки билета. Они могут продаваться на специализированных ресурсах или сайтах ведущих туроператоров за несколько дней до рейса.
Поисковик Loukoster.com предоставляет билеты на чартерные рейсы, но их не следует смотреть ранее, чем за неделю до вылета. Этот способ не самый удобный, так как нет гарантий, что появятся свободные билеты в продаже на чартерные рейсы из-за высокого спроса на них в туристических агентствах.
Лучшее время для покупки чартерного билета — начало или конец сезона, а не в пик, когда летит подавляющее большинство туристов.
Совет! Покупайте чартерные билеты туда и обратно с возвращением ровно через 14 дней. Это самая популярная длительность путевки и самая дешевая.
Скидки и полезные ссылки для путешественников
Честно про чартерные рейсы: плюсы, минусы, мифы и лайфхаки
Что такое воздушные чартеры и зачем они нужны
Представьте: есть небольшой морской курорт, пик сезона на котором приходится на 3 месяца в году, а в остальное время туда никто не летает. Авиакомпаниям невыгодно предлагать регулярные рейсы в этом направлении: большую часть года такие перелеты будут убыточными.
Но спрос все равно есть, поэтому туроператоры арендуют у авиакомпаний самолеты и организуют разовые рейсы на время туристического сезона. Такие перелеты и называют чартерами.
Что такое чартерный рейс
Чартеры в гражданской авиации — это прямые нерегулярные перелеты в определенном направлении, организованные не авиакомпаниями, а туроператорами или другими сторонними заказчиками. Чартерные рейсы выполняются на условиях арендного, или чартерного, договора.
Регулярные рейсы по конкретному маршруту совершаются согласно расписанию в определенные дни вне зависимости от сезона. У чартеров постоянного графика нет: туроператоры организуют их под конкретные групповые туры на ограниченный период.
Выполнение чартерных рейсов в России регулируется Воздушным кодексом РФ.
«По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется настоящим Кодексом.»
Виды чартерных рейсов
Сейчас выделяют 4 основных вида воздушных чартеров:
Сравнение плюсов и минусов чартерных перелетов
Регулярные рейсы, как правило, дороже чартерных, зато у них четкое расписание: не нужно ждать до последнего, чтобы узнать, во сколько и из какого аэропорта вылетаешь.
Но регулярное расписание авиакомпаний часто не покрывает популярные сезонные курорты или экзотические направления — тут и спасают чартеры.
Достоинства и недостатки чартерных рейсов
Плюсы чартеров
Летают прямиком туда, куда нет регулярных рейсов.
Дешевле регулярных маршрутов по тому же направлению, если такие есть.
Дешевеют ближе к вылету, потому что турфирме нужно распродать все места.
Авиабилеты можно переоформить на другое лицо перед выпиской (обычно за 1-2 дня до вылета).
Минусы чартеров
Вылет часто задерживают или переносят.
На них не распространяются акции и распродажи. Мили чартерами тоже не накопить.
Обычно входят в состав пакетного тура (но некоторые можно найти на Скайсканере!).
Билеты нельзя вернуть, а отдых — продлить: продолжительность чартерного тура ограничена.
Делать выписку чартерных авиабилетов можно в любой день, необязательно накануне вылета. «Правило последнего дня» придумали турагенты, которым сподручнее выписывать все билеты разом, а не по индивидуальным запросам.
Какие авиакомпании выполняют чартерные рейсы
Чартер — это не тип перевозчика, а способ организации перевозки. Поэтому чартерные рейсы могут выполнять любые авиакомпании: «Аэрофлот», «Россия», S7 Airlines, «Уральские авиалинии», «Якутия», UTair, NordStar, «Руслайн», Nordwind Airlines и все остальные.
Но есть перевозчики, которые специализируются на чартерных рейсах: у них нет регулярного расписания, и почти все перелеты согласуются с требованиями клиента.
Российские чартерные авиакомпании
Популярные иностранные чартерные авиакомпании
Многие заграничные авиакомпании с регулярным расписанием перелетов предоставляют свои самолеты и экипажи еще и для чартерных рейсов. Среди них, например, Aer Lingus, Air France, Air Japan, Alitalia, Belavia, British Airways, Finnair, Germania, Japan Airlines, Jet2, LOT Polish Airlines, Malaysia Airlines, Norwegian и так далее.
Как забронировать билеты на чартерные рейсы
Большинство чартерных рейсов продается в составе турпутевки — соответственно, и купить их легче в турфирме или напрямую у туроператора, который организует поездку.
Но некоторые чартеры можно отловить на Скайсканере и забронировать отдельно от турпакета: тогда выгадаете в цене, но не проиграете во впечатлениях, потому что не будете привязаны к организованной группе.
3 секрета поиска чартерных перелетов на Skyscanner
5 расхожих заблуждений о чартерах (и как оно на самом деле)
Миф первый: чартер и лоукостер — одно и то же
Неправда, лоукостер и чартер — разные вещи: первое — вид перевозчика, второе — вид организации перелета.
Лоукостер — это, например, «Победа» или Ryanair: бюджетная авиакомпания, на борту которой можно дешево долететь до пункта назначения в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг. Билеты на лоукост-рейсы недорогие, но право на провоз багажа, выбор места, питание и другие удобства нужно докупать отдельно.
Чартерный рейс может выполнять любая авиакомпания, необязательно лоукостер. Чартер — совершенно обычный перелет, просто организованный третьим лицом. Поэтому на таких рейсах набор услуг и уровень сервиса не ограничены.
Миф второй: чартерные рейсы выполняются на развалюхах
Это не так: риск полететь на старом самолете при чартерной перевозке такой же, как и на регулярном рейсе.
Более того, выполнять перевозки на новых бортах для авиакомпании дешевле, чем на видавших виды. Именно поэтому во флоте лоукостеров обычно сплошь новые самолеты: им реже требуется серьезный ремонт.
Миф третий: на чартерных рейсах не кормят и не бывает нормального сервиса
Чартеры могут выполнять абсолютно любые авиакомпании с любым набором включенных услуг. Это значит, что бортовое меню на чартерном рейсе вполне может быть разнообразным, багажные нормы — щедрыми, а отношение бортпроводников — предупредительным.
Миф четвертый: чартеры — это рискованно, чуть что — вас бросят
Чартерные перевозки подчиняются тем же требованиям Воздушного кодекса и других законов о правах авиапассажиров, что и регулярные рейсы.
При задержке вылета больше чем на 2 часа вам предложат бесплатные напитки, больше чем на 4 часа — горячее питание, а если рейс перенесут больше чем на 6-8 часов, можно будет бесплатно переночевать в отеле при аэропорте.
Миф пятый: если группа на чартер не наберется, полет отменят и деньги не вернут
Если вы уже заплатили за авиабилеты на чартерный рейс, у вас есть договор с организатором перелета. Если что-то пойдет не так, он обязан перенести время отправления, заменить борт или предложить вам другую авиакомпанию.
Если чартер отменят, вы имеете право на те же компенсации, что и при отмене регулярного рейса.
В целом ловить чартерные предложения — все равно что копаться на развале блошиного рынка: в основном барахло, но есть шанс отыскать настоящее сокровище. Попробуйте прямо сейчас!
Всё про чартерные авиаперевозки – что это такое, их виды и особенности
В сегодняшней статье мы расскажем о чартерных авиаперевозках, их основных назначениях, существующих видах и отличительных особенностях.
В организации массовых туристских путешествий широко используются перевозки туристов на условиях авиачартера.
Наиболее выгодны они туристам и авиакомпаниям на серийных маршрутах.
Что это такое – дадим определение
Чартер (английское «charter» означает «зафрахтованное судно») – это коммерческий рейс, специально зафрахтованный для перевозки путешественников по определенному маршруту в определенный период времени.
Чартерные рейсы возникли как результат сотрудничества авиакомпаний и турфирм. Первые стремились каким-то образом использовать простаивающие самолеты, вторые хотели получить более дешевые билеты, с тем, чтобы цена турпакета не слишком утяжелялась оплатой за перевозку.
Чартерный рейс имеет ряд отличий от регулярного:
Виды чартерных рейсов
Перевозка — это обязательства, в силу которых перевозчик должен совершить юридические и фактические действия по перемещению груза, пассажира или багажа в пользу пассажира, а пассажир обязуется оплатить эти действия.
При чартерной перевозке в роли заказчика может выступать любая организация:
Эти организации могут фрахтовать воздушные суда для:
В связи с этим в мировой практике различают ряд коммерческих разновидностей чартеров.
Закрытый
Его особенностью является то, что за перевозку своих сотрудников полностью платит организация, покупающая чартер. Как правило, маршруты таких перевозок не входят в регулярные воздушные линии. Закрытый чартер в общем объеме чартерных рейсов занимает незначительный процент.
Целевой
Это перевозка специализированных групп пассажиров, объединенных какой-либо целью:
Заказчиком чартера является соответствующая организация, которая частично может оплатить своим членам перевозку.
Инклюзив-тур
Как правило, это перевозка туристов, организованная и оплаченная турфирмой. При этом стоимость билета включается в стоимость тура. Перелет в таком случае обходится туристам достаточно дешево, поскольку цена авиабилета при авиачартере на 30-50 % ниже по сравнению с самыми дешевыми льготными тарифами.
Инклюзив-тур чартер и целевой чартер являются наиболее распространенными видами авиаперевозок на чартерном рынке.
Блок-чартер
Этот вариант предполагает покупку заказчиком только части коммерческой емкости самолета (20-30 мест) на регулярном рейсе. При этом оплата осуществляется, как правило, за весь блок мест независимо от того, будут использованы все купленные места или нет.
Блок-чартер используется обычно в том случае, если у турфирмы недостаточно туристов, чтобы арендовать самолет полностью. Договор на квоту мест между турфирмой и перевозчиком может носить «жесткий» или «мягкий» характер.
При «жесткой» квоте мест фирма не имеет права отказаться от нереализованных заявленных мест, и в этом случае она несет финансовые убытки.
Если договор заключен по «мягкой» схеме, то авиакомпания устанавливает предельный срок, до которого тур-агент может отказаться от квоты заявленных мест или ее части. При таком варианте перевозчик оставляет за собой право продажи этих мест другим своим клиентам.
Блок-чартер не всегда выгоден авиакомпаниям, поскольку продажа авиабилетов в этом случае идет по более низкой цене, чем обычно. Однако в разгар сезона, когда спрос на билеты высок, перевозчики стараются не отказывать турфирмам в такой услуге.
Нецелевой
Он представляет собой перевозку, при которой группа авиапассажиров подбирается вне зависимости от цели путешествия. Организатором такого вида перелета может быть какая-либо транспортная компания, выступающая как посредник при пассажирских перевозках из одного пункта в другой.
Сплит-чартер
Относится к наиболее сложному виду перевозки пассажиров, которая осуществляется регулярными и нерегулярными рейсами на разных участках маршрута.
При этом в формируемую группу могут входить пассажиры, направляющиеся в разные конечные пункты.
В зависимости от условий использования самолета чартеры можно разделить на несколько видов: разовый чартер, тайм-чартер и чартерная цепь.
При разовом чартере самолет доставляет туристов в пункт назначения и тут же улетает обратно. Если рейс запланирован «туда-обратно», то через какое-то время самолет должен прилететь за туристами, чтобы забрать их в первоначальный пункт отправления.
При такой перевозке фрахтователь воздушного судна заказывает полеты на определенные даты и в эти даты авиакомпания обязана предоставить воздушное судно для выполнения чартерного рейса. В остальное время перевозчик использует этот самолет в соответствии со своими планами.
Отличительные особенности
Естественно, закупать топливо на холостые прогоны самолета (после высадки туристов самолет летит обратно, как правило, пустым и пустым же возвращается за ними) крайне невыгодно.
Тайм-чартер предполагает фрахтование воздушного судна на определенный период времени. При этом после доставки пассажиров из одного пункта в другой самолет не улетает обратно, а остается в аэропорту прилета на все время пребывания туристов в пункте назначения.
Иногда тайм-чартер называют «разовый с отстоем». Тайм-чартер выгоден заказчику в том случае, если время пребывания туристов в дестинации не слишком велико (от 1-2 дней до недели).
При этом заказчик оплачивает время использования самолета, исходя из стоимости летного часа и стоимости простоя самолета, несет дополнительные расходы на стоянку воздушного судна в аэропорту, оплачивает содержание и размещение экипажа, а в некоторых случаях и издержки перевозчика за снятие лайнера с регулярного рейса.
Как выгодно выбрать?
Какой вид чартерного рейса выбрать с отстоем или без, решает турфирма, исходя, главным образом, из финансовых интересов. Перевозчику же в большинстве случаев выгодны все разовые чартеры, так как он сразу получает гарантированную плату за всю перевозку независимо от степени загруженности рейса.
Организовывать чартерные цепи выгодно в сезон массовых перевозок, связанных с отдыхом туристов. При этом непроизводительными затратами являются только первый и последний рейсы воздушного судна (когда самолет возвращается пустым после доставки первой группы туристов и летит пустым за последней группой).
Расходы на холостые прогоны воздушного судна турфирма распределяет между всеми звеньями цепочки. Поэтому чем длиннее сама чартерная цепь и чаще перелеты, тем меньше будут затраты турфирмы на перевозку пустых мест и тем дешевле будет обходиться туристам перевозка.
Чартерная цепь, как правило, организуется на период времени 4-5 мес. с частотой рейсов 1-2 раза в неделю, реже один раз в 10-14 дней.
После окончания каждого челночного рейса чартерной цепи воздушное судно используется авиакомпанией по своему усмотрению, но к моменту совершения нового перелета оно должно быть предоставлено заказчику в аэропорт отправления.
Ответственность за своевременную доставку самолета в пункт начала чартерного рейса перевозчик берет на себя, при этом перегоны лайнера могут быть холостыми или загруженными этот вопрос решает для себя сама авиакомпания.
Турфирма не оплачивает перегоны воздушного судна в пункт начала перевозки и из него, но и перевозчик не обязан производить какие-либо компенсационные выплаты заказчику в случае коммерческой загрузки рейса при перегонах.
Стоимость чартера
Цена будет зависеть от следующих факторов:
Консолидаторы
При заключении чартерных договоров на перевозку в качестве заказчика может выступать любое физическое или юридическое лицо, способное оплатить аренду транспортного средства с экипажем.
При воздушных чартерных перевозках заказчика часто называют консолидатором — лицом, отвечающим за заполнение рейса.
При этом консолидатором может быть:
Так как далеко не каждая турфирма может обеспечить нужную загрузку чартерного рейса, а перевозчик предпочитает иметь дело с одним заказчиком, то зачастую более мелкие туристские компании объединяют свои усилия для осуществления чартерных перевозок, заранее оговаривая между собой условия сотрудничества.
В этом случае в качестве консолидатора выступает один из туроператоров, на которого возлагаются полномочия заключения договора и ведения всех взаиморасчетов с перевозчиком.
Иногда консолидатором рейса может стать сама авиакомпания, создающая специальный отдел, занимающийся формированием туристских групп. Этот отдел работает с небольшими корпоративными фирмами, продает блоки мест мелким турагентствам.
Впоследствии, как правило, этот отдел выделяется в самостоятельную туристскую компанию, которая продолжает сотрудничать с породившим ее перевозчиком.
Турфирма, работающая с чартерами в качестве консолидатора, имеет ряд преимуществ в организации путешествий. Она уже не зависит от случайного стечения обстоятельств, от наличия или отсутствия билетов на регулярные рейсы, а получает возможность долгосрочного планирования своей деятельности.
Если к тому же в течение достаточно длительного промежутка времени турфирма является консолидатором у одного и того же перевозчика, то в некоторых случаях она может рассчитывать на снисхождение со стороны последнего.
Возможные выгоды:
Как правило, авиакомпании стараются идти на компромисс со своими постоянными партнерами, поддерживать и выручать их в сложных ситуациях, что дает возможность в итоге добиваться неплохих результатов в коммерческой деятельности обеим сторонам.
Не стоит забывать, однако, о тяжелом бремени ответственности, ложащемся на плечи консолидатора: если он завез группу туристов в страну чартером, то обязан доставить ее обратно.
В связи с этим встает вопрос о надежности альянса между авиакомпанией и консолидатором. Туроператору следует выбирать партнером для перевозки лишь те авиакомпании, которые в течение последних лет хорошо зарекомендовали себя на рынке чартерных услуг.
Достоинства и недостатки
Плюсы
У чартерных рейсов есть множества достоинств. Так, на многие популярные курорты на регулярных рейсах просто не попасть, или приходится лететь с пересадками, что не очень удобно. Чартеры же позволяют летать до места назначения без пересадок.
Цена также является значимым аргументом. Даже при заказе заранее она ниже цены на регулярный рейс, а за пару дней туроператор может снизить цену более чем на 50% (так называемые горящие туры).
Минусы
Недостатками чартеров представляется то, что они, летая между регулярными рейсами, не всегда удобны по времени отлета и прилета, салон не делится на классы, и возможна задержка рейса из-за перегрузки взлетного поля, так как сначала отправляют регулярные рейсы. Самый главный недостаток чартера — невозможность сдать билеты. В большинстве договоров с турфирмами это выделено отдельным пунктом.
В целом же, чартерные рейсы позволяют недорого и вполне удобно совершить перелет.