Что такое чаевые в ресторане
«Гость ничего не должен»: как к чаевым относятся в 2020-м и что их ждет после поправок
«Афиша Daily» пообщалась с официантом, управляющей, владельцами ресторанов и юристом и узнала, обязан ли гость оставлять чаевые, а официант — быть любезным, как делятся чаевые между сотрудниками и что изменилось с новым постановлением правительства.
Официант и бармен ресторанов «Траппист» и Smoke BBQ
Я работаю официантом и барменом два года — с открытия «Трапписта». До этого работал в другой сфере, но отношение к чаевым с тех пор не поменялось: оставлял и оставляю их по чувству справедливости, если официант сделал немного больше, чем просто принес еду.
Даже если еда и напиток вкусные, но официант принес их без интересной подачи, у меня не возникает ощущение, что я должен оставить чаевые. А вот дополнительное внимание всегда хочется вознаградить: официант может рассказать что‑то интересное о блюде — как его готовят, откуда ингредиенты, историю рецепта.
Я не обижаюсь, когда мне не оставляют чаевые. Скорее, думаю, что где‑то недоработал. А если я уверен, что сделал все хорошо, но чаевые не получил, могу совсем капельку расстроиться и удивиться. Хотя в то же время понимаю, что человек мог быть без настроения или у него не оказалось лишних денег. Также я не жду определенную сумму, она может быть любой.
Но вообще, сейчас много сервисов E-Tips (сервис электронных чаевых. — Прим. ред.), где обслуживание можно вознаградить картой. Это удобно, потому что нет неловких ситуаций, когда официант думает, что ему оставили чаевые, а гость ждет сдачу. Поэтому лучше всегда говорить «Сдачи не надо» или «Это вам», но не слово «спасибо» с особой интонацией и проникновенным взглядом.
Например, у нас в Smoke BBQ в чеке есть QR-код, по которому легко можно оставить любую сумму. Эти деньги падают в общую копилку, и потом мы их делим между собой. То есть все работают на команду, от этого поднимается общий уровень обслуживания. С моей точки зрения, задача ресторатора — собрать под одной крышей таких людей, которые готовы в первую очередь делиться знаниями между собой, как‑то друг друга дополнять и затем делать посещение ресторана интереснее. Тогда и сам ресторан будет успешным, что хорошо и для гостей, и для персонала.
Менеджер Smoke BBQ
Думаю, гость никому ничего не должен — человек прежде всего приходит в ресторан отдыхать, он уже заплатил за еду и вернул потраченные на блюдо усилия. Чаевые — необязательный бонус. Как менеджер, я не имею дело с чаевыми — на управляющую команду общая копилка не делится. Но раньше работала официанткой и чаевые получала. Гостям, которые меня как управляющую хотят поблагодарить, но у них нет наличных, я обычно говорю: «Ребята, мы классно провели время, просто приходите к нам еще раз!»
Чаевые — это всегда большая часть заработка официанта. Говорить о возвышенных чувствах, моральном долге я не буду: конечно, ребята часто рассчитывают получить дополнительные деньги за свою работу, но это не цель. У меня всегда было много классных постоянных гостей, от которых я не ждала дополнительной платы, и я не высчитывала процент от чека, который мне должны вернуть в виде чаевых. Мне просто нравилось работать для этих людей и общаться с ними.
Не могу сказать, что такой подход разделяют все официанты Москвы. Есть множество заведений, в которых персонал сильно зацикливается на финансах.
Совладелица Tilda Food & Bar
Я положительно отношусь к чаевым и хотела бы видеть больше гостей с таким же мнением. Может быть, потому что я сама долгое время проработала официанткой и понимаю, что это нелегкий эмоциональный и физический труд, который требует дополнительной награды.
Думаю, чаевые — это личная история: гость оставляет деньги именно официанту за внимание, заботу, хороший вечер. Ресторан и ресторатор не должны вмешиваться и включать в чек сбор за обслуживание, ведь гость уже оплатил работу кухни и сервиса в счете. Честно признаться, еще ни разу не встречала чек, в который были бы включены чаевые. Не думаю, что недавнее постановление правительства как‑то скажется на индустрии. Гости добровольно платят официантам и продолжат это делать. Благо сейчас много систем электронных чаевых, которые предлагают оставить их без включения в счет.
(@tilda.moscow) 24 Сен 2020 в 1:53 PDT
У нас в Tilda общий «чай», который делится потом на всех — барменов, мойщиц, менеджеров. С банкетов, фуршетов и больших мероприятий еще отдаем процент на кухню. Там ребята складывают все в копилку и потом дружно тратят эти деньги на что‑то приятное для всей команды.
Основатель Российского ресторанного фестиваля, создатель телеграм-канала «СысоевFM» и проекта «Привилегии»
Я прекрасно отношусь к чаевым и стараюсь оставлять их почти всегда. Обычно оставляю 15%, а если забываю, то в следующий раз делаю это обязательно с учетом счета, когда не оставил. Думаю, новость о том, что правительство запретило включать чаевые в счет, восприняли слишком буквально.
Я не встречал ни разу, чтобы в нашей стране навязывали чаевые: это всегда было на усмотрение гостя. Редкое исключение — дополнительные 10%, если компания больше шести человек, такое встречалось. Но мне кажется, это логично — работать с большой компанией действительно не так легко. К тому же рынок электронных чаевых довольно быстро развивается: многие из игроков пока стараются снижать процент на вывод денег на счет официанта. Но абсолютно новых решений в этой сфере пока нет. Я вложился в один из таких сервисов, недавно доработали ряд технических деталей, уже встали в две известные ресторанные группы.
Менеджмент должен создать комфортную атмосферу для сотрудников: так вся команда будет работать с удовольствием, даря гостям отличное настроение, повышая и выручку и собственный заработок.
Что изменится после поправок правительства?
Кандидат юридических наук, управляющий партнер «Юстерс»
Чаевые официанту всегда были и будут вполне законным явлением, правовой природой которого является договор дарения, который вступает в силу в момент передачи денег гостем официанту. Грядущие правовые изменения никак не затрагивают легитимность чаевых.
Так что чаевые — это законно, а вот включенный в счет сбор за обслуживание — нет. В соответствии со статьей 16 закона РФ «О защите прав потребителей», запрещено обуславливать приобретение одних товаров и услуг с обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), а также нельзя оказывать дополнительные услуги за плату без согласия потребителя. Поскольку услугу «Обслуживание» невозможно заказать без заказа еды и напитков, некоторые рестораторы фактически навязывают эту услугу с другими услугами, что незаконно.
Однако, если чаевые переводить на карту, то, возможно, официанту придется доказывать фискальным органам, что эти деньги являются чаевыми, а не вознаграждением по какой‑либо возмездной сделке, подлежащей НДФЛ. Поэтому, отправляя деньги на карту, нужно обязательно написать слово «чаевые» в назначении платежа, чтобы у официанта было меньше проблем. Но лучше всегда давать их наличными.
Чаевые в ресторане по правилам. Давать или не давать?
Чаевые – дело тонкое. Есть особая статистика на их счет. Половина гостей ресторана уважают традицию чаевых и оставляют официанту вознаграждение. Четвертая часть посетителей, будучи не в курсе, сколько и как давать на чай, оставляют или несоразмерно много, или неприлично мало. А оставшиеся 25% вообще не дают чаевые по принципиальным соображениям…
Кто из них прав? Следует оставлять чаевые в ресторане или не следует? Если следует, то сколько и как? И как обстоят дела с чаевыми в других странах? Ищем и получаем ответы на эти вопросы при помощи ведущего российского интернет-портала www.4banket.ru.
Давать или не давать?
Чаевые – это вознаграждение, которое добровольно вручается посетителем обслуживающему персоналу – официантам, парковщикам, поварам, портье, горничным…
Но из этого правила есть исключения, переводящие чаевые из добровольных пожертвований в разряд принудительных. Очень часто в ресторанах чаевые включают итоговый счёт отдельной строкой — «10% за обслуживание».
4 довода в пользу чаевых
Но, как бы то ни было, чаевые — это доход официанта и его средства для существования, заработанные, кстати, нелегким трудом. Важно об этом помнить, когда начнет дрожать рука над ресторанным счетом.
На заметку: в некоторых заведениях обслуживающий персонал все чаевые объединяет и потом делит поровну в конце рабочего дня.
На заметку: замечено, что люди, которые когда-либо работали в сфере обслуживания и знают не понаслышке тяготы этого труда, всегда оставляют на чай.
2 довода против чаевых
Пожалуй, это – главный аргумент нежелания клиента оставлять монетизированную благодарность обслуживающему персоналу.
Но, даже в этом случае, можно проявить благородную вежливость и чаевые, все же, приложить к счету, но не в полном размере.
Совет: в случае замеченных упущений в работе официанта, надо дать ему шанс их исправить, сделав замечание в тактичной форме.
Если же замечание не вызвало улучшения в обслуживании. И грубость, небрежность, нерасторопность остались без изменения, то вполне нормально со стороны клиента наказать такого работника, лишив его чаевых.
На заметку: иногда нет вины официанта в задержке подачи заказа или в холодной отбивной. Возможно, что это – промах кухни или ошибка менеджера ресторана. Тогда совсем лишать чаевых официанта, оказавшегося крайним, было бы несправедливо.
Отдельная строка в счете – «За обслуживание» — свидетельствует о том, что чаевые уже в него включены. В этом случае, клиент не обязан ничего платить сверх итоговой суммы чека.
Как определить размер чаевых?
Вопрос не имеет однозначного ответа, ведь речь идет о вознаграждении, размер которого не обговорен законодательно.
На размер чаевых, как правило, влияют 4 фактора.
Важно: в России в ресторанах принято оставлять в качестве чаевых 15% от общей суммы счета. Причем, это считается минимальной «чаевой ставкой». Все, что ниже ее, выглядит, как недовольство клиента обслуживанием и является «камнем в огород» официанта, в большинстве случаев, весьма болезненным.
Если клиент доволен обслуживанием, то официант вправе ждать от него более щедрого вознаграждения – 20%-30%.
В случае небольших компаний, например, из 4-6 человек, существует практика, когда каждый дает на чай по 100 рублей. Но! Это не выглядит скупостью только в том случае, если полученная сумма выше 15% от счета.
4 способа: как посчитать 15 процентов?
Не пугая расслабленного клиента ресторана математическими уравнениями, предлагаем упрощенный способ высчитывания 15%.
Округляем итоговую сумму счета, убирая из нее копейки и прочие мелкие «неудобства» для счета. Например, 1403 рубля превращаем в 1400.
Выясняем, сколько будет 10% от этой суммы – сдвигаем запятую влево на одну цифру. Так, 10% от 1400 будет 140 руб.
Высчитываем оставшиеся 5 процентов – делим 140 на 2, получаем 70 и прибавляем их к 140 (10%).
Таким нехитрым способом, получаем 210 рублей – 15% от 1400 – средний размер чаевых.
Если сумма кажется «несерьезной», а обслуживание вас более чем устроило, можно оставить хорошему официанту 20%. Для этого 10% удваиваются: 140 и 140, получается 280 рублей. Округляем до 300 и добавляем благодарную улыбку к счету. Будьте уверены, в ответ вы получите не менее благодарную улыбку довольного официанта.
Прежде, чем пускаться в математические расчеты, нужно проверить счет. Сегодня многие рестораны включают чаевые в итоговую сумму. Оплачивая такой счет, клиент автоматически вносит свою благодарную материальную лепту за обслуживание.
На заметку: такая практика используется и ресторанами при обслуживании крупных мероприятий и застолий с большим количеством участников. Это делается для устранения недоразумений при оплате счета, когда у клиентов нет единодушного мнения по поводу чаевых.
Есть специальные приложения для смартфонов и веб-сайты, помогающие подсчитать процент чаевых. Чтобы ими воспользоваться в нужный момент, приложение нужно заранее скачать на телефон, а для захода на сайт подключить интернет.
Кроме того, все современные телефоны обладают функцией калькулятора, при помощи которого легко высчитывается любой процент от любой суммы.
Он действителен только в том случае, если в городе, где расположен ресторан, действует налог с продаж. Он составляет 5% и указан в счете. При его помощи легко высчитать 15% чаевых, умножив сумму налога на три.
Совет: при расчете чаевых, процент берется от чистой суммы — без скидок и бонусов. В противном случае, благодарность за обслуживание будет выглядеть как оскорбление.
Правила чаевых
Есть несколько негласных правил, касающихся подачи чаевых.
Традиции чаевых в разных странах
Япония – чаевые не приняты. Если иностранный гость японского ресторана этого не знает и оставляет, из лучших намерений, чаевые, официант, обнаруживший подобную благодарность, придет в ужас и побежит с деньгами догонять странного иностранца, чтобы вернуть ему его «благодарность». А хозяин заведения будет оскорблен, ибо оставленные чаевые – это упрек в его адрес, мало платящего своим работникам.
Китай – аналогичная ситуация, с той разницей лишь, что чаевые допустимы в китайских отелях и ресторанах, которые предназначены исключительно для иностранцев.
Тайланд – спокойно относятся к чаевым и местный официант будет рад 1 доллару в качестве вознаграждения.
ОАЭ – в Дубае, например, чаевые составляют 10%.
Египет, Тунис – чаевые включены в счет, но часто довольный клиент добавляет сверху 5-10%. В этих странах уважают «бакшиш».
На заметку: в Египте, Турции, Тунисе и прочих курортных странах в отелях, работающих по системе «все включено», часто можно видеть баночки-боксы для чаевых в барах, кафе, ресторанах. Бросить туда монетку – добровольное дело каждого, ценящего доброжелательное к себе отношение и тяжелый труд людей сферы обслуживания.
В некоторых странах Европы вообще не приняты чаевые. А там, где они есть, составляют 5-10% от счета. Причем, чем севернее расположена европейская страна, тем меньше чаевые. В Финляндии и Норвегии, например, не принято оставлять чаевые.
Общее объяснение небольших чаевых в Европе – простое: официальные зарплаты европейских официантов выше, чем в странах Азии. И чаевые для них – приятные бонус, а не средство существования. Хотя на Францию это правило не распространяется. На родине кафе и ресторанов, гастрономии и кулинарии труд официанта в почете и отмечается 15-процентными чаевыми.
А в Германии пунктуальные немцы, любящие во всем ясность, обязательно прокомментируют свои чаевые – поблагодарят официанта за обслуживание в словесной форме, уточняя таким образом, что они довольны обслуживанием.
Также немцы, оставляя чаевые на столике, прикроют их салфеткой, а итальянцы и французы не будут заморачиваться подобной маскировкой.
Канада – 10-15% чаевых.
Чили – закон официально закрепил за чаевыми ставку в 10%.
Израиль – чаевые включены в счет.
Австралия – 10-15% чаевых.
Все о чаевых. Культура, статистика, аргументы за и против
В России за последние 30 лет сложилась довольно особенная культура чаевых. Кто-то к ней относиться равнодушно, других она серьезно раздражает. В любом случае, с чаевыми приходится сталкиваться постоянно практически каждому человеку.
Кому в России оставляют чаевые
В этом вопросе мы недалеко ушли от других стран, хотя кое-какие отличия все-таки имеются:
Официанты. При слове “чаевые” практически каждому приходят на ум именно работники общепита. В отличие от США и нескольких других западных стран, где привязка чаевых обычно идет к размеру счета (10-20%), в России их чаще оставляют фиксированной суммой на свое усмотрение (50, 100, 150р и так далее). (Не все, конечно, некоторые аналогично используют процент от счета.).
Таксисты. Здесь, скорее, чаевые в виде “сдачи не надо”, хотя многие приложения уже позволяют оставить на чай даже с помощью безналичной оплаты. В отличие от официантов, таксистам “перепадает” далеко не всегда и не от всех.
Заправщики. Обычно это монета в 10 рублей, которую оставляют заправщику до или после заправки автомобиля.
Курьеры (чаще всего – доставщики еды). Распространено значительно меньше. Как правило, фиксированная небольшая сумма сверху (50 руб) или “сдачи не надо”.
Редко – барменам, баристам, парикмахерам, фотографам, мастерам по маникюру, горничным. Здесь, скорее, попытка перенять западные привычки.
Интересно глянуть на страну, где культура чаевых развита максимально:
Официанты. Чаевые дают 99,5% людей, в среднем оставляют 17-20% от счета. Даже если обслуживание было очень плохим, рекомендуется оставить хотя бы 15% от счета.
Доставщики еды. Оставляют 95% людей, в среднем 2-3$. При плохой погоде рекомендуется “накинуть” побольше.
Еда на вынос (в ресторане). Обычно оставляют 1$ или больше в том случае, если заказ очень большой (на 10 человек, например).
Бармен. Оставляют 98%, в среднем 1$ за пиво, 2$ за коктейль или 15-20% от объемного счета. Чем старательнее и дольше бармен делает напиток, тем больше чаевых ему можно оставить.
Бариста. Награждают чаем 60% людей, обычно просто оставляют сдачу.
Таксист. Оставляет 90% людей, в среднем 10-18% от стоимости поездки. Рекомендуется оставить чаевые побольше, если вы привезли его в такой район, где он вряд ли быстро найдет себе новых клиентов.
Парковщик. Почти все дают чаевые, в среднем 2-4$.
BellMan (тот, кто относит ваши вещи в отеле). Оставляют, в среднем, не менее 5$ или 2$ за каждый чемодан.
Консьерж. Здесь существует традиция дарить на рождество 50-100$. Так поступают 95% людей.
Парикмахер/мастер по маникюру и т.д: 15-25% от счета.
А что в России? Да на самом деле, толком никаких исследований не было. В пример можно только привести исследовательскую работу от superjob (ссылка).
При этом, вопрос “сколько оставлять чаевых” в России может быть лишен смысла, поскольку каждый руководствуется больше своими личными убеждениями. Официантам, в среднем, оставляли около 215р, в отелях 250р, салонах красоты 120р, курьерам 100, таксистам 75.
Чаще всего отказываются оставлять чаевые совсем мужчины (22% против 13% у женщин).
Нужно ли оставлять чаевые?
Не обязаны, это точно. Существует множество аргументов как за, так и против. Давайте рассмотрим сначала “За”:
-Представители профессий, где принято оставлять чаевые, без них мало зарабатывают. Не то, чтобы это было вашей проблемой, но накинуть сверху не жалко.
-Это стимулирует сотрудников работать значительно лучше.
-Так исторически сложилось (давление общества, обо мне плохо подумают).
-У этих людей и так есть заработные платы. Они просто выполняют свою работу.
Если поощрять чаевыми, в следующий раз без чаевых сотрудник будет работать плохо.
-Дискриминация (официант будет старательнее обслуживать тех, кто выглядит богаче)
Чаевые имеет смысл давать в том случае, если человек сделал дополнительную работу, которую мог и не делать. Например, официант не просто принял заказ, а подробно рассказал о каждом блюде. Таксист – помог донести тяжелые сумки до подъезда. Заправщик – протер ваши фары. И тем не менее, “клянчить” чаевые в подобном случае сотрудники не должны, а вы имеете право поблагодарить их и без денег.
С одной стороны – США, где чаевые возведены в культ. С другой, например, Япония, где денежный бонус могут расценить как оскорбление. Россия – где-то между ними. Именно от нас и зависит дальнейшее распространение культуры чаевых. Будем давать больше и чаще – сотрудники будут их ждать, а работодатели резать оклады. Будем давать меньше – все начнут получать плюс/минус одинаковое обслуживание (и не факт, что хорошее). Привычка, на самом деле, очень спорная и остается на усмотрение каждого человека.
P.S. Сам даю обычно, когда обслуживание вышло «за пределы ожиданий», т.е редко. Даже если «забывать сдачу» на 200 рублей в неделю, то по году это выйдет аж на 10 тысяч рублей. Пока дарить деньги как-то не готов.
«Это стимулирует сотрудников работать значительно лучше.»
Чуть выше по тексту:
«Даже если обслуживание было очень плохим, рекомендуется оставить хотя бы 15% от счета»
Как видим, данный аргумент получается достаточно сомнительным, работники привыкают к тому, что им ОБЯЗАНЫ дать чаевые и на качестве их работы чаевые перестают сказываться.
Сам чаевые даю только в том случае, если обслуживание было «супер» или человек сделал что то, что не входит в его обязанности.
«Хороший парень Эдди: Давай, подгони бакс.
Мистер Розовый: Не, я чаевых не даю.
Хороший парень Эдди: Не даёшь?
Мистер Розовый: Не считаю нужным.
Хороший парень Эдди: Не считаешь нужным?
Мистер Розовый: Мало платят — пусть уволятся.
Мистер Розовый: Не даю потому, что общество говорит, что я должен дать. Ну, если я вижу, что стараются — я могу дать сверху. Но давать автоматом — это для бестолковых. Они просто выполняют свои обязанности.
Мистер Синий: Девчонка старалась.
Мистер Розовый: Да ладно. Ничего особенного.
Мистер Синий: А что надо особенного? Отвести тебя за угол и отсосать?
Хороший парень Эдди: За такое я бы накинул больше двенадцати процентов.
Мистер Розовый: В лексиконе официантки не должно быть слов «охуенно занята».
Мистер Розовый: Господи, они же с голоду не помирают. Получают минимальную зарплату. Я сам получал минимальную зарплату и мне не так везло, чтобы общество считало мою работу заслуживающей чаевых.
Мистер Синий: То есть тебе всё равно, что они живут с твоих чаевых?
Мистер Розовый: [трёт палец о палец] Знаешь, что это такое? Самая маленькая в мире скрипка, которая играет только для официанток.
Мистер Белый: Ты вобще не соображаешь, о чём говоришь. Эти люди пашут как проклятые. Это тяжёлый труд.
Мистер Розовый: И в Макдональдсе тяжело. Но там чаевых никто не даёт. Тебя там кормят, а общество говорит: «Вот этим чаевые не давать, а вот этим давать». Да херня всё это.
Мистер Белый: Официантки — профессия номер один для женщин не имеющих образования. Это работа, которую может получить любая женщина и с которой она может жить. Только за счёт чаевых.
Мистер Оранжевый: Он меня убедил. Верни мой доллар. »
Неплохо бы услышать таксистов и официантов, сколько вам оставляют и как вы к этому относитесь.
Чаевые это искусственный высер работодателе по снижению части затрат за счет перекидывания их на клиента.
Их вообще нигде и никогда не должно быть.
Консьержу по 100$ с 30-50 хат. Некисло.
Помню ещё у миниатюр «Адам портит все» хорошо разобрали тему чаевых. Зачем платить тому же официанту нормальную зп, если можно переложить часть выплат на гостей. Действительно.
Уже и не вспомню, когда обслуживание со стороны официанта выходило «за пределы ожиданий». В основном надеешься, что бы все было нормально, как должно быть и тебя не бесили долгим невниманием, тупизной, задержкой выдачи заказа и т.д. Чаще выходит наоборот. Но чай оставляю, 10% с округлениями до ровной суммы в большую сторону. Это если всё было просто нормально. Если ненормально, расчет строго по счету и больше не посещаю минимум полгода или вообще в полный игнор заведение.
Таксистам всегда до круглой суммы кратной 50 округляю. Т.е. + 10-40. Если трезвый и не включен режим щедрого богача)
«В любом случае, с чаевыми приходится сталкиваться постоянно практически каждому человеку.» В России. Чозабред?
Люди! насколько постоянно вы сталкиваетесь с чаевыми?
10-15% от счета официанту за хорошее обслуживание и ничего за плохое. Курьеру всегда 50 руб. Консьержам по коробке конфет на НГ и 8 марта. Таксисту за скорость могу, если вовремя подъехал и быстро подвез. Всегда 10% за стрижку. За маник-педик ничего не даю, она домой ездит, учтено в прайсе. Белмену платили 5 за 3 чемодана, похоже, не оправдали его ожиданий)))
Выдали джекпот со сдачей
Сегодня в магазине сдали на сдачу такую вот купюру, звонить или нет?
Когда у таксиста нет сдачи
Часто вижу ситуации, когда у таксиста нет сдачи. Когда таксист округляет в свою сторону. Меня спрашивали, как я к этому отношусь.
Резко отрицательно. У таксиста должна быть сдача с любого номинала. У меня всегда лежит 10 тысяч разменом и целая пепельница мелочи(ни разу не воспользовался кстати) Это норма, так должно быть у каждого. Но даже в этом случае я не смог дважды рассчитаться с клиентом.
1. Заказ за нал, на 1300. Приезжаем на конечный адрес, клиент тянет 5000. Лезу в кошелёк и обнаруживаю, что не могу набрать сдачу. Предлагаю клиенту перевести на карту. Соглашается. Перевожу.
2. Заказ коротыш. 10 минут, 400рублей. Клиент тянет 5000. Понимаю, что сдать не могу. И с карты перевести не могу.
Спрашиваю есть ли меньше или может перевести на карту? Нет и нет-отвечает. Ладно, улыбаюсь, говорю «извините, сдачи нет, эта поездка бесплатная для Вас».
Клиент удивляется, просит мой номер. Через 10 минут на сбер падает 1000р.
Так веду себя я. Такие правила сервиса в тарифе. Я считаю, что так правильно. Но дорогие пассажиры, пожалуйста, говорите таксисту что у вас крупная сумма. Да, таксист обязан иметь сдачу. Да, это проблемы таксиста, не Ваши. Но давайте оставаться людьми и уважать друг друга.
*все истории выдуманные, совпадение с реальными людьми случайны*
Догонят и еще раз дадут
Случилось это со мной во времена студенчества.
Работала я тогда кассиром. Магазин только открылся, частенько приходилось работать без выходных. Плюс еще сессия была на носу. И по классике жанра, с подготовкой к учебе я тянула до последнего.
В этот день был большой поток людей и мой недосып после ночи зубрения.
Подошел мужчина и сделал покупку на рублей 200 и дал 1000 рублей. Я отсчитала сдачу, подняла глаза и обнаружила, что мужчина забрал товар и ушел.
Но я же честный человек!
Я вскочила, бросила очередь и понеслась его догонять. Он успел отойти на приличное расстояние, т.к. на оклик не оборачивался. Но я все же сумела его догнать.
Я вернула ему сдачу, попричитав, что пришлось за ним гнаться и что ему повезло, что я быстро бегаю.
С чувством выполненного долга я вернулась назад. Коллеги покрутили у виска, мол могла и себе оставить. Но я же честный, мать его, человек!
А вечером, при пересчете кассы, обнаружилась недостача в 800 рублей. Да, я отдала ему сдачу. А затем догнала и еще раз отдала.
Случилось это по запаре, конечно. А для меня это был ценный урок. С тех пор я пересматривала камеры и только после этого уже предпринимала действия. Что в свою очередь несколько раз уберегло меня от мошенников.
А что касается того мужчины. Надеюсь, эти деньги ему были нужнее.
Монета на опохмел
Пару лет назад, ко мне во дворе подошел мужичек.
Говорит: купи монету, не хватает на опохмел.
(Как раз в то время была тема на пикабу про цыган и развод на деньги с поддельными монетами.)
Я (ожидаю начало развода, но странно: мужик на цыгана не похож): Что за монета?
ОН: Югославская монета. 1 динар. Бери, не пожалеешь. Такой страны даже уже нет.
Я: Оо. ну давай. вот тебе 10 рублей, мельче нет.
*мужичек начинает отсчитывать сдачу 4 рубля*
я отказался от сдачи.
ps потом погуглил сколько она стоит: 6 рублей. похоже мужик нумизмат или просто так совпало.
Честность выше опьянения
Привязался ко мне как-то алкоголик, просил 4 рубля. Дал ему пять одной монетой.
Тот так серьезно на меня посмотрел:
Ответ на пост «Чаевые»
Эх, это хорошо,когда человек в любых ситуациях остается честным, а вот у меня произошла обратная ситуация.
После возвращения из отпуска (ночной перелет, была уставшая и невыспавшаяся), я подумала, что нечего отдыхать, надо работать. За руль садиться не стала,решила,что лучше на такси, мало ли чего. В кошельке лежали сотни и одна пятитысячная купюра, поездка стоила около 200р. Доехав до места протянула две купюры, получила небольшую сдачу и пошла работать. Потом заглянув в кошелек до меня дошло, что таксисту я дала не две сотни, а как можно уже догадаться, одну сотню и пятитысячную купюру.
Вот такие «чаевые» получил таксист (хочется надеяться, что он как и я, просто не заметил), а я урок, что после перелета надо отдыхать.
Ответ на пост «Чаевые»
Мне как-то тоже так сдачу дали. Тогда только новые купюры по 200 и 2000 появились. Я в автобусе кондуктору 200р протянул и втыкаю в телефон. И жду. А она чего то долговато отсчитывает и приличную котлету денег мне протягивает. Говорю что то многовато с двухсот то рублей. Она странно так на меня глянула, подзависла чутка, потом спасибо сказала. А мне чужого не надо
Чаевые
Есть у меня друг. Самый близкий из всех друзей. Время от времени у нас возникают споры на счёт чаевых.
Он иногда любит подколоть: «червонец-то зажал»(дать заправщику) или «зачем тебе этот меляк?»(сдача в магазине) или «накинь немного»(чаевые в кафе).
Несколько раз я объяснял, что это принципиально. Я против вымогания чаевых или осуждения когда их не оставляют, говоря что это дело добровольное.
Были вчера утром в KFC одними из первых. Делаю заказ и обращаю внимание, что отдельной позицией указано 10 рублей на благотворительность. И что самое возмутительное, сбоку от дисплея стоит надпись (общий смысл): «10 рублей на благотворительность. Если не согласен- скажи кассиру».
То есть они автоматически добавляют 10 рублей, не спросив тебя. А уже потом ты сам должен говорить кассиру (если заметишь) и он убирает их из списка.
Когда попросил кассира убрать 10р. слышу смешок друга за спиной. Давно забиваю и не реагирую на это дело.
Заказ на сумму около 1200р. Даю 1200р.
Кассир даёт чек и сдачу 800р. с копейками. Понимаю что-то не то с математикой.
Я- Я вам 1200 вроде дал, откуда эта сдача?
К- Нет вы дали 2000, всё верно.
Смотрю снова в бумажник. Ну никак не получается что я дал 2000.
Отошёл и жду свой заказ. Уже другие заказывают у стойки. Однако снова
подхожу к тому кассиру.
Я- Девушка, вон у вас камера. Посмотрите пожалуйста. У вас потом недостача будет.
После некоторых колебаний ушла куда-то и через некоторое время пришла, открыла кассу и расплылась в улыбке. Поняла что ошиблась, типа не проснулась ещё и поблагодарила.
Уже в машине говорю другу: «теперь понимаешь, что дело не в деньгах. Мне чужих тоже не надо. Просто чаевые и такие пожертвования должны быть добровольными».
С его любовью поспорить он почему-то предпочёл помолчать. Надеюсь эту тему мы больше не поднимем.
P.S. работаю таксистом и тема чаевых мне очень близка. Но всегда отдаю сдачу до копейки. А когда клиенты удивляются «это же мелочь», говорю что «это мелочь, но ваша мелочь». Кто захочет всё равно оставляет, но это их осознанный выбор.
Ещё немного о честности
Специально зарегистрировался, чтобы поделиться. Недавно тут был пост про художника, с которым рассчитались долларами вместо рублей, А я, в свою очередь, вспомнил пару похожих историй своей жизни. Постараюсь быть краток.
1. Мой отец, фотограф, однажды проводил съемку супружеской пары в частном доме. Стоимость была около 10тр. Когда съемка была окончена, жена заказчика подошла для расчёта.
Ребята явно не бедствовали, в материальном плане. Девушка держала в руках довольно толстую пачку денег, от которой начала отчитывать купюры.
А самое забавное, что если бы отец в этот момент просто ушел, они бы, скорее всего, даже не заметили бы пропажу, так как люди реально были очень обеспеченные. Но отец, естественно, дождался в прихожей главу семейства.
— Сергей (имена изменены), ты смотри как твоя супруга расщедрилась ))
Отец помахал толстой пачкой. Сергей, моргнув пару раз, наконец заржал:
— Леночка! Подойди-ка сюда, благодетель ты наша
В общем, посмеялись уже все втроём. После чего отцу-таки накинули ещё несколько бумажек за честность )))
Но на этом история не закончилась. Примерно через неделю, я забыл дома деньги на обед и обнаружил это уже перед кассой. Робко спросил, могу ли я занести их завтра? Буфетчица у нас была довольно строгая, и обычно, никому не позволяла подобных вольностей.
Но, я, как сейчас, помню, что она посмотрела мне в глаза и многозначительно сказала: «ТЕБЕ можно». В этот момент, я окончательно убедился в том, что я не «придурок» )))
20 лет прошло, а я все ещё помню тот случай.
Гореть таким сyкaм в аду
Чаевые
Раз уж пошла тема про чаевые, расскажу свою.
На тот момент у меня были проблемы. Выставила из квартиры подруга, как раз после отпуска и не дала дожить месяц. Просто привезла мои вещи на работу и сказала, что мне там больше не рады и живи как хочешь. Мне пришлось неделю ночевать в подсобке ресторана. Так как ночевала на работе старалась брать больше смен и наконец накопить на съем комнаты. В тот день как всегда отработала ланч. Все официанты обедали или просто не хотели обслуживать гостей и мне через «нехочу» пришлось обслужить столик. Как всегда, с «официантской» улыбкой, я приняла заказ. Пришло два гостя- один, лет 35,постоянно что то требовал сидя с трениках пожевывая зубочистку, второй же, лет 50, был в костюме очень вежлив, улыбался и смотрел прямо мне в глаза. Он не просто смотрел, а буравил меня взглядом. Уставился, как будто увидел приведение. Я старалась избегать этот столик. Гости закончили трапезу и попросили счёт. Я отнесла счет и отошла в подсобку, когда вернулась их уже не было. Открыв папку, я сбежала в туалет, что бы там расплакаться от счастья. Счёт был где то на 3600, а лежало там 8 пятитысячных купюр. Я до сих пор не знаю за что мне оставили чаевые. В папке не было ни номера, ни визитки этого загадочного человека. Только 40 тысяч из которых 36400 были мои чаевые. Эти деньги помогли мне снять жильё да и порадовать себя новыми туфлями. Это было 4 года назад, но мне все ещё интересно, за что мне оставили чаевые.