что такое бюджетные средства определение
Что такое бюджетные средства определение
(см. текст в предыдущей редакции)
В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины:
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.11.2017 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 172-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 01.10.2020 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 310-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 494-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 ст. 6 дополняется абз. 47 (ФЗ от 01.07.2021 N 244-ФЗ). См. будущую редакцию.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 6 (в ред. ФЗ от 01.07.2021 N 251-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (на 2022 год).
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
Понятие «бюджетные средства» в контексте финансирования деятельности бюджетных учреждений в Российской Федерации
Карандаев Игорь Юрьевич, аспирант кафедры финансового права, Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регулирующие вопросы финансирования деятельности бюджетных учреждений и ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, финансово-правовые понятия, выражающие наиболее существенные стороны и формы выделяемых бюджетных средств бюджетным учреждениям в условиях изменения механизма их финансирования в рамках проводимых реформ по совершенствованию правового статуса государственных (муниципальных) учреждений Российской Федерации. Кроме того, круг исследования охватывает практику интерпретации рассматриваемого финансово-правового понятия «бюджетные средства» в законодательных актах государств СНГ. Сочетание сравнительно-правового и формально-юридического методов исследования позволило обосновать необходимость дефиниции понятия «бюджетные средства» и дать ее авторскую интерпретацию. Научная новизна статьи заключается в том, что впервые обоснована необходимость дефиниции понятия «бюджетные средства» в контексте финансирования деятельности бюджетных учреждений Российской Федерации. Научное обоснование необходимости закрепления понятия «бюджетные средства» в Бюджетном кодексе РФ и попытка ее авторской интерпретации применительно к современным условиям имеет важное значение для правоприменительной практики привлечения к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.
Ключевые слова: бюджетные средства, бюджетное учреждение, нецелевое использование, бюджетный процесс, финансирование, виды субсидий, целевые субсидии, бюджетные инвестиции, лицевой счет, ответственность.
Definition of the «budget funds» within the framework of funancing the activities of budgetary institutions in the Russian Federation
The object of studies in this article includes normative legal acts regulating the issues of financing the activities of the budgetary institutions and responsibility for the improper use of budgetary resources, financial legal definitions reflecting the most significant matters and forms regarding the provided budgetary funds for the budgetary institutions in the conditions of changes in the mechanism of their financing due to the ongoing reforms on the improvement of the legal status of state (municipal) institutions of the Russian Federation. Additionally, the range of studies includes the practice of the interpretation of the financial legal terms «budget funds» in the legislative acts of the CIS states. Combination of comparative legal and formal legal methods of studies has allowed to substantiate the need to define the term «budget funds» and to interpret it according to the position of the author. Scientific novelty of the article is due to the fact that for the first time the need to provide a definition of «budget funds» within the framework of financing the activities of the budgetary institutions of the Russian Federation is substantiated. The scientific grounds for the need to provide for the definition of «budget funds» in the Budget Code of the Russian Federation and the attempt of its interpretation by the author in the modern conditions has an important meaning for the legal practice on responsibility for the misuse of budget funds.
Key words: budget funds, budget institution, misuse, budget process, financing, types of subsidies, target subsidies, budget investments, personal account, responsibility.
СЗ РФ. 2010. N 19. Ст. 2291.
СЗ РФ. 1998. N 31. ст. 3823.
Бюджетная система РФ: итоги переходного периода в реформировании бюджетных учреждений страны. Интервью с С.В. Ячевской, директором правового департамента Министерства финансов РФ // СПС «КонсультантПлюс».
Анализ нормативных правовых актов, направленных на реализацию указанного закона и практику их реализации в финансовой деятельности бюджетных учреждений показывает, что финансирование учредителем бюджетных учреждений из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ может осуществляться в четырех основных формах:
Отказ от сметного финансирования и использование финансирования в форме субсидий на выполнение госзадания означают вывод денежных средств, находящихся в распоряжении бюджетных и автономных учреждений, из-под режима бюджетных средств.
Рассматривая вопрос об отнесении бюджетных учреждений к получателям бюджетных средств, необходимо первоначально прояснить суть термина «бюджетные средства». Термин «бюджетные средства» является достаточно распространенным, используемым во многих отраслях российского права. К сожалению, действующее законодательство, в том числе и БК РФ, не раскрывают данного понятия, хотя и содержат множество других терминов, раскрываемых через понятие «бюджетные средства».
Предложенные формулировки представляются интересными и имеют право на существование при проведении теоретических исследований, однако практическое применение, в том числе закрепление терминов в нормативных правовых актах, требует однозначности и четкости определений.
Закон, Кодекс вiд 08.07.2010 N 2456-VI // Вiдомостi Верховноi Ради Украiни (ВВР). 2010. N 50-51. Ст. 572.
П. 12-2 ч. 1 ст. 3 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года N 95-IV // Казахстанская правда. 2008. 5 декабря.
Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. N 412-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. N 183, 2/1509.
Исходя из анализа законодательного опыта данных стран можно сделать вывод о различных подходах к пониманию понятия «бюджетные средства».
Вместе с тем независимо от различий государств и правовых систем бюджетные средства всегда предполагают определенный режим использования, построенный на правовых ограничениях, так, в Российской Федерации при использовании бюджетных средств должны соблюдаться такие принципы бюджетной системы, как эффективность использования бюджетных средств, адресность и целевой характер бюджетных средств.
Рассматривая предоставляемую бюджетному учреждению субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания, необходимо отметить тот факт, что в соответствии со ст. 69.1 БК РФ данные средства относятся к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
См.: письмо Минфина России N 02-13-07/3919, Казначейства России N 42-7.4-05/5.1-545 от 26.09.2012 «По вопросам исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений» // Официальные документы в образовании. 2012. N 34.
С точки зрения изложенной выше позиции Минфина России, данные бюджетные ассигнования, распределяемые учредителем бюджетного учреждения, с момента предоставления указанных средств бюджетному учреждению перестают считаться бюджетными средствами.
Все средства, которые поступают бюджетному учреждению, в том числе и средства, предоставляемые из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), средства, поступающие на иные цели (целевые субсидии), являются поступлениями, составляющими доход бюджетного учреждения.
Письмо Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-07/9374 «По вопросу отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операций по оплате обязательств с удержанием санкций» // Официальные документы в образовании. 2013. N 20.
Денежные средства от субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, а также от приносящей доход деятельности учитываются на одном и том же лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений. В соответствии с ч. 15 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ расходы бюджетных учреждений с данного лицевого счета осуществляются без представления ими в территориальный орган Федерального казначейства, в финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
К сожалению, действующее законодательство содержит определение понятия «субсидия» только в контексте межбюджетных трансфертов и субсидий, предоставляемых юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В то же время остаются формально неопределенными понятия «субсидия на выполнение государственного задания» и «субсидия на иные цели, предоставляемая автономным и бюджетным учреждениям».
Таким образом, в Бюджетном кодексе РФ можно выделить несколько самостоятельных видов субсидий, но при этом вполне очевидно отсутствие их должной систематизации.
Богачева О.В. Проблемы состава, формирования и предоставления вузам субсидий на иные цели // Бюджет. 2013. N 1.
Порядок расходования субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций (предоставленных в виде субсидий) бюджетными учреждениями имеет определенное сходство с порядком расходования бюджетных средств:
Пп. 5 п. 20 п. 5 Порядка открытия и ведения лицевых счетов.
Кроме того, не использованные в текущем финансовом году остатки средств целевых субсидий и бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям, подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Остатки средств, перечисленные бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет, могут быть возвращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего главного распорядителя бюджетных средств.
Конкретные условия предоставления целевых субсидий определяются в соответствующем соглашении, заключаемом между учредителем и получателем субсидии. В таких документах, в частности, может содержаться информация о:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в БК РФ и КоАП РФ, в том числе касающиеся нецелевого использования бюджетных средств.
СЗ РФ. 2013. N 31. Ст. 4191.
Так, ст. 306.4 БК РФ устанавливает, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Такое конструирование составов данных административных правонарушений позволяет сделать выводы о том, что законодатель относит субсидии, предоставляемые юридическим лицам, в том числе субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и субсидии на иные цели для автономных и бюджетных учреждений, и бюджетные инвестиции к бюджетным средствам, при том что в соответствии с ч. 1 ст. 152 БК РФ коммерческие юридические лица и физические лица не относятся к участникам бюджетного процесса. Более того, в соответствии с ранее действовавшими редакциями статей БК РФ и КоАП РФ к ответственности за нецелевое использование привлекались исключительно получатели бюджетных средств.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с определением, содержащимся в ст. 6 БК РФ, под бюджетными инвестициями понимаются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. В то же время в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 28.12.2012 N 1456 «О порядке осуществления в 2013 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации» при осуществлении бюджетных инвестиций федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений, вправе:
Таким образом, отсутствие легального определения понятий «бюджетные средства», «субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания», «субсидия на иные цели, предоставляемая автономным и бюджетным учреждениям» создает трудности в правоприменительной практике, в частности в применении различных видов юридической ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.
Все это в совокупности свидетельствует не только об остроте проблемы финансирования государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, но и о многогранности и сложности перехода на новый порядок формирования денежных фондов государственных (муниципальных) бюджетных учреждений.
В этой связи представляется целесообразным дополнить статью 6 Бюджетного кодекса РФ новыми четко сформулированными понятиями, используемыми в связи с изменениями в законодательных актах Российской Федерации в целях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений в рамках Федерального закона N 83-ФЗ.
На наш взгляд, под бюджетными средствами следует понимать денежные средства, зачисляемые в качестве доходов на единый счет соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и расходуемые в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации, для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Справочно о бюджете
Однако существуют и иные определения бюджета. Бюджет может рассматриваться как экономическая категория, как финансовый документ и как фонд денежных средств. Слово «бюджет» непосредственно происходит от старонорманского «bougette» — так называли кожаную сумку или кошелек, специальный мешочек для денег.
Каждый из нас с детства знает: если тратить деньги, не считая, то они очень скоро закончатся, и наступит период жесточайшей экономии. Это правило распространяется на объекты любого масштаба, от карманных денег, выданных школьнику, до казны огромного государства. Таким образом, бюджет – это баланс между общей суммой доходов и необходимыми расходами, планируемый на какой-то промежуток времени.
Бюджет как финансовый документ представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном и качественном выражении представляется процесс получения и распределения субъектом денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.
На портале, как правило, значение слова «бюджет» будет рассматриваться применительно к двум вышеуказанным категориям.
Из чего складывается бюджет?
Любой бюджет состоит из двух основных частей: доходной и расходной.
Средства, которыми мы можем располагать в планируемом периоде, составляют доходы бюджета. Для семьи это зарплаты и пенсии, проценты по депозитам и т.д. Для государства доходы состоят из налогов, неналоговых платежей, таможенных и прочих сборов и отчислений, уплачиваемых гражданами и организациями.
Предполагаемые траты – расходная часть, которая также может состоять из двух частей: обязательных и необязательных расходов. Для семьи обязательными тратами являются коммунальные платежи, оплата детсада, школы или вуза, выплаты по кредитам (если они есть) – то есть те платежи, избежать которых невозможно. Все остальные траты относятся к необязательным – это расходы, на которых можно сэкономить при необходимости. В повседневной жизни все мы стараемся соразмерять расходы с доходами, не допуская значительной растраты средств. Ведь поводов для трат всегда находится гораздо больше, чем мы можем себе позволить.
Основополагающим принципом формирования и исполнения бюджета для органов власти всех уровней является равновесие бюджетных расходов источниками их финансирования (сбалансированность бюджета).
Если расходная часть бюджета превышает доходную, то речь идет о дефиците бюджета.
Превышение доходов над расходами образует профицит бюджета.
Для чего нужен бюджет?
Составление государственного (муниципального) бюджета – важнейший аспект управления. От того, насколько оптимально спрогнозированы доходы и распределены расходы, зависит благосостояние подавляющего большинства граждан. Государство может инвестировать средства в развитие промышленности или инфраструктуры страны. Бюджет может быть «социальным», т.е. направленным на улучшение социальных норм, или «накопительным» — отдающим преимущество созданию государственного запаса средств. Все зависит от приоритетов социально-экономического развития, определенных органами власти, тех целей, которые, которые они реализуют, пребывая у власти.
Ежегодно, перед тем как приступить к планированию бюджета на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, органами власти формируются и утверждаются основные направления бюджетной политики, с учетом которых впоследствии формируются бюджеты. Основными источниками для формирования бюджетной политики являются Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Стратегия социально-экономического развития соответствующего региона, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике.
Что такое бюджетные средства определение
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
Бюджетная роспись
Документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с Бюджетным Кодексом в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета)
Бюджетная система Российской Федерации Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная смета
Документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
Предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (см.).
Бюджетные ассигнования ежегодно утверждаются Федеральным законом о бюджете.
К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:
Расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
БК РФ
Бюджетный Кодекс Российской Федерации
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, порядок применения бюджетных мер принуждения.
Ведомственная структура расходов бюджета
Распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете, по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджетов либо по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов.
Ведомственная целевая программа
Комплекс мероприятий, направленных на достижение целей государственной программы Российской Федерации или целей «пилотной» госпрограммы, разработанной в соответствии с Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1242 «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации», или решение задач федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа или организации), являющегося разработчиком ВЦП, в рамках непрограммных направлений деятельности.
Элемент бюджетной классификации, используемый в целях бюджетного учета.
Код вида расходов (КВР) входит в состав КБК, имеет длину 3 символа и занимает в действующем формате КБК позиции 18-20.
В формате КБК, использовавшемся до 2016 года, КВР занимал позиции 15-17
ГАДБ
Главный администратор доходов бюджета
Определенный в соответствии с Бюджетным Кодексом орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета
ГРБС
Главный распорядитель бюджетных средств
Орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным Кодексом.
Код ГРБС содержится в составе КБК (разряды 1-3).
Документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Код ГП содержится в составе КБК (разряды 8-9).
Государственная программа включает в себя:
Грант
Безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчётом об их использовании.
Дефицит бюджета
Превышение расходов бюджета над его доходами.
Дотация
Межбюджетный трансферт, предоставляемый на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направления использования средств.
Доходы бюджета
Поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
КОСГУ
Классификация операций сектора государственного управления
Код классификации операций сектора государственного управления включает группу, статью и подстатью классификации операций сектора государственного управления.
Код КОСГУ входил в старый формат КБК (до 2016 года) и занимал позиции 18-20. В новом формате КБК код КОСГУ не используется.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами классификации операций сектора государственного управления являются:
Код бюджетной классификации
Основной классифицирующий признак в бюджетной системе.
Различаются КБК доходов бюджета, КБК расходов бюджета и КБК источников финансирования дефицита бюджета.
Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:
Код классификации расходов бюджетов состоит из:
Структурная часть КБК.
В действующем с 2016 года формате КБК занимает позиции 18-20 (три последних позиции в КБК).
В формате КБК, действовавшем до 2016 года, КВР располагался в позициях 15-17.
Консолидированный бюджет
Свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Лимит бюджетных обязательств
Объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Признак бюджетной классификации, определяющий максимально детализированную информацию о назначении бюджетных ассигнований.
Код НР в действующем с 2016 года формате КБК имеет длину 5 символов и занимает позиции с 13 по 17.
В формате КБК, применявшемся до 2016 года, код НР имел длину 4 символа и занимал позиции с 11 по 14.
Национальный проект / Национальная программа
Проект (программа), направленный на достижение национальных целей и их целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «»О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»», и обеспечивающий достижение общественно значимых результатов и их показателей, а также задач, не являющихся общественно значимыми результатами, и их показателей по поручению и (или) указанию Президента Российской Федерации, поручению Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, решению Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, президиума Совета.
Национальный проект состоит из федеральных проектов.
В настоящее время утверждены 13 национальных проектов и два комплексных плана, приравненных к национальным проектам.
Нормативный правовой акт
Письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.
Нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
В бюджетной системе РФ НПА высшего уровня являются Бюджетный Кодекс РФ и Федеральные законы о бюджете, принимаемые ежегодно.
ОБАС
Обоснование бюджетных ассигнований
Документ, характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде).
Орган государственной власти
Организация (учреждение) государственной власти.
В Российской Федерации принято разделять органы власти на:
К основным федеральным органам власти относятся:
На уровне субъектов России существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов России.
Структурный элемент подпрограммы государственной программы.
К основным мероприятиям приравниваются федеральные проекты, входящие в состав национальных проектов, и ведомственные целевые программы.
Код ОМ входит в состав КБК, имеет длину 2 символа и занимает в КБК позиции 11-12.
Очередной финансовый год
Год, следующий за текущим финансовым годом.
Плановый период
Два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.
Пп, П/п
Подпрограмма государственной программы
Основная структурная единица государственной программы.
Структурные элементы подпрограммы включают в себя:
К подпрограммам ГП приравниваются ФЦП.
Код подпрограммы ГП входит в состав КБК, состоит из одного символа и занимает позицию 10.
Получатель бюджетных средств
Орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным Кодексом.
Приоритетный проект
Документ стратегического планирования, являющийся предшественником национального проекта. Большинство приоритетных проектов, реализовывавшихся в период 2005-2017 гг., в настоящее время преобразованы в национальные и/или федеральные проекты.
Как самостоятельная единица бюджетного планирования в настоящее время не применяется.
Программно-целевой принцип стратегического планирования
Программно-целевой принцип означает определение приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, разработку взаимоувязанных по целям, срокам реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и определение объемов и источников их финансирования.
Профицит бюджета
Превышение доходов бюджета над его расходами.
Рз / Пр
Раздел / подраздел бюджета
Часто кодом раздела называется вся последовательность символов в КБК в позициях 4-7, в которой два последних символа нулевые.
Кодом подраздела также может называться последовательность символов в разрядах 4-7, в которой разряды 6-7 ненулевые.
Обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Расходы бюджета
Выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Реестр расходных обязательств
Используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.
Сводная бюджетная роспись
Документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с Бюджетным Кодексом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
СБР формируется на основе бюджетных росписей отдельных ГРБС.
Субвенция
Межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях финансового обеспечения расходных обязательств по переданным полномочиям. Имеет конкретные цели; в отличие от дотации (которая не имеет цели в принципе) подлежат возврату в случае отклонения от цели.
Бюджетным кодексом РФ предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, а также федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Субсидия
Выплата, предоставляемая за счёт федерального или местного бюджета, а также выплата из специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ различаются два вида субсидий:
Основные свойства субсидии:
Текущий финансовый год
Год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
Федеральная целевая программа
Увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики.
ФЦП использовались в качестве одного из основных инструментов формирования федерального бюджета до 2014 года, после чего стали постепенно замещаться в бюджетном планировании государственными программами. В настоящее время реализуются ФЦП, у которых еще не истек плановый период реализации.
НПА высшего уровня в Российской Федерации.
ФОИВ
Федеральный орган исполнительной власти
Орган государственной власти (государственного управления), выполняющий исполнительные функции государственного управления в Российской Федерации.
В бюджетной системе РФ все ФОИВ являются ГРБС; большинство ФОИВ является также ГАДБ.
Основная структурная единица национального проекта (программы).
Федеральный проект приравнивается к основному мероприятию государственной программы.
Мероприятия федерального проекта могут входить в состав разных государственных программ.
Функциональная структура расходов [бюджета] (Устар.)
Классификация расходов бюджета в разрезе основных разделов и подразделов.
Целевая статья расходов
Агрегированный признак бюджетной классификации, объединяющий коды ГП (или непрограммного направления расходов), подпрограммы ГП, основного мероприятия в составе ГП и направления расходов.
В формате КБК, действующем с 2016 года, ЦСР имеет длину 10 символов и занимает позиции с 8 по 17.