что такое бурка у казаков
Кавказская бурка – история уникального и универсального горского наряда
Что приходит вам на ум, когда вы представляете себе настоящего кавказца? Воображение рисует статную внушительную фигуру на фоне гор, в широкоплечей бурке и высокой лохматой папахе, из-под которой и глаз не видно. Правильно, ведь нарисовать себе настоящего джигита без традиционного костюма просто невозможно!
Предлагаем вам узнать больше о традиционной верхней одежде горцев, настоящей гордости народов Кавказа – бурке (купить ее Вы можете тут). Традиционная кавказская бурка — это глубоко самобытная, уникальная в своем роде одежда коренных горцев, водонепроницаемый и прекрасно удерживающий тепло, плащ без рукавов из валенной овечьей шерсти, широкий в плечах и еще более широкий снизу. Цвет традиционных бурок обычно темный – черный или бурый, но выходные могли быть и белыми.
Бурка выполняла (да и сейчас выполняет) сразу несколько важнейших для горцев функций:
Бурки были очень популярны среди русских казаков, чьим основным занятием, как известно, была военная деятельность, требовавшая удобного костюма. Они приобретали их у черкесов. Бурка была простой и удобной, изумительно приспособленной к горным условиям одеждой, неприхотливой и практичной в носке. Это сделало ее любимой одеждой пастуха и казака, абрека и князя, независимо от богатства, национальной принадлежности и вероисповедания.
В те времена бурок было два вида: с рукавами и без, кроме того для пеших походов они были короткие, а для всадника — длинные и полностью защищали от непогоды не только наездника, но и лошадь, эффективно сохраняя тепло обоих и делая путешествие более комфортным. При необходимости длинные полы давали возможность прикрыть глаза лошади, если нужно было на ней перейти реку или перепрыгнуть через обрыв. Во время Первой мировой войны для лучшего сохранения формы и обеспечения надежной защиты в бою, в плечи бурки вкладывали деревянные подложки.
Секреты изготовления
Настоящая аутентичная бурка создается только из шерсти местных грубошерстных пород овец, предпочтительно осенней стрижки – такая шерсть самая длинная. Примечательно, что изготавливают бурки исключительно женщины, мужчины никогда не занимались этой работой. Тем более уважительно и почтительно они относятся к женским рукам, которые делают для них теплые красивые изделия. Это очень тяжелый и трудоемкий процесс. Для изготовления одной бурки требуется «три дня и три женщины», как говорят андийцы. Причем, все три женщины работают одновременно над каждой буркой. Технология их изготовления и сейчас сохранилась в точности такой, какой была сотни лет назад.
Войлок, их которого изготавливается бурка, должен быть настолько прочным, что готовая довольно тяжелая, весом несколько килограммов, бурка должна стоять на полу, не перегибаясь! Долгожители Кавказа утверждают, что такой наряд нельзя сносить даже за сто лет, поверим им на слово.
Современные технологии и доступность материалов позволяют сегодня производить их в любой точке земного шара, однако по-прежнему, самые лучшие бурки производят на Кавказе. Аул Рахата Ботхлинского района Дагестана — это единственное место в мире, где их по-прежнему делают по старинным технологиям. Сейчас их производство не носит массовый характер.
Естественно, в наши дни жители Кавказа носят модную современную одежду – пальто, кутки, пуховики, но в последнее время среди молодежи наметилась тенденция возвращения к традициям предков, и все чаще можно встретить в горных аулах мужчин в бурках. Среди людей старшего поколения этот процент намного выше, обычно старики в Дагестане не отступаются от древних обычаев и надевают на выход традиционную бурку. Пастухи также предпочитают бурки, для них они и сейчас удобнее современной одежды.
Бурки изготавливают и под заказ для танцевальных коллективов, и для продажи в качестве сувенира для взрослых и детей, а также производят крошечных размеров бурочки для украшения бутылок спиртных напитков. Вы также можете купить бурку, она может стать оригинальным подарком, вызывающий улыбку и приятные эмоции, ведь любой человек, которому хоть иногда приходится ночевать на открытом воздухе, будет счастлив получить такую, ценную во всех отношениях, вещь.
КАВКАЗСКАЯ БУРКА − ЗАЩИТА НА ПЛЕЧАХ
«Кавказским буркам пули не страшны», − так говорили горцы о своей излюбленной одежде. Действительно, бурка была незаменима во многих случаях – в горах укрывала человека в холод, дождь, при сильном ветре и в зной. Эта шерстяная накидка надежно защищала горца от любых перипетией природы и невзгод. Поэтому к бурке на Северном Кавказе люди повсеместно относятся с любовью и всеобщим уважением – о ней непременно рассказывают с теплотой и интересом.
Кавказская бурка − безрукавный плащ-накидка из чёрного, белого, или бурого шерстяного войлока. Производство бурок зародилось в горных районах Северного Кавказа, широко распростиралось на предгорья. Бурки традиционно делали в Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии. В XIX веке военная обстановка на Кавказе вызвала повышенный спрос на бурки. Их носили все всадники-джигиты и не только горцы, но и офицеры русской армии. Также бурки из-за своей универсальности для горной местности, требовались в большом количестве для казачьих частей. Максимум производства бурок наблюдался в середине XIX − начале XX веков. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бурка#CITEREFШавлаева2009
Бурка в жизни горцев имела практическое и ритуальное значение. С буркой связаны многие традиции, уходящие вглубь истории. Когда в семье рождался мальчик, его заворачивали в бурку будучи убежденными, что после этого ребенок будет расти настоящим мужчиной. Лучшему другу на Кавказе всегда дарили бурку в знак особого уважения к нему.
Широко известно, что наиболее уважаемыми в обществе на Северном Кавказе являются представители старшего поколения. Старики при этом, охотно демонстрируют свой почетный статус и непременно стараются подчеркнуть важность соблюдения общественных правил. Так, на кавказских свадьбах, как бы невзначай, появляется пожилой уважаемый человек − почитаемый старец в красивой бурке. Он занимал основное почетное место и внимательно наблюдал за торжеством и действиями присутствующих. Через некоторое время, не дожидаясь окончания торжества, он покидал застолье, но прежде непременно произносил поучительную речь, обращенную к брачующимся и другим молодым людям. Затем уходя, старец не снимая бурки, делал несколько кругов в танцевальном ритме. При этом все присутствующие на свадьбе обязательно встают в знак уважения к старости, к бурке, которая защищает владельца, и «к тому, кто умеет вовремя приходить и уходить».
Интересно, что издревле мастера для известных охотников на Кавказе изготавливали так называемые «суровые» бурки из шерсти диких животных. Считалось, что такие бурки хорошее подспорье в охоте, так как такая бурка не сохраняла человеческого запаха. Из отходов таких бурок для охотников делали также войлочную обувь, которая скрадывала человеческий запах в его следах. Владельцев таких бурок называли «суровыми» охотниками. Простым людям категорически не рекомендовалось иметь «суровую» бурку, поскольку, по поверью, она притягивала врагов и зверей. На изнанку такой бурки нашивали клыки и когти убитых охотником зверей. Чем больше было трофеев, тем «суровее» считался охотник. Изначально таким образом охотник просто вёл счёт убитым зверям, но впоследствии этот момент стал магическим и даже сакральным. Источник: http://www.checheninfo.ru/11516-kavkazskaya-burka.html
Бурка до сих пор особо ценится и широко распространена в горных районах на Северном Кавказе. В дагестанском высокогорье люди не оставляют в стороне производство бурок и с успехом изготавливают их. Этим ремеслом традиционно занимались в селениях Анди, Ансалта, Ботлих, Гагатль, Рикуани, Рахата, Шотрода. Еще в 1812 году царские чиновники отмечали повсеместное «выделывание бурок, кои по всему Кавказу за лучшие славятся».
Основой для производства бурки является − овечья шерсть. После стрижки овец, полученную шерсть тщательно моют, обрабатывают и валяют в войлок. Затем войлок-сырец расстилают по форме бурки толщиной несколько сантиметров и скатывают в валик. Руками или палками валик отбивают, чтобы шерсть свалялась в плотный однородный слой одинаковой толщины. Множество одиночных шерстинок внутри войлока перекрещиваются и связываются друг с другом, сильно укрепляя войлок. Затем заготовку разворачивают, красят, обычно в черный цвет (белые и светлые бурки делали, как правило, штучно, для знатных заказчиков и подарков). После окраски бурку расчесывают специальной гребенкой, взбивают шерсть на поверхности и веничками из высушенных корней трав водят по войлоку до тех пор, пока отдельные ворсинки образуют крохотные косички − именно они делают бурку непромокаемой. После этого бурку проклеивают и прошивают крепкими нитками и окончательно придают ей силуэт остроплечего балахона.
Кавказские бурки были легкими, служили отличной защитой от холода и непогоды. Они высоко ценились воинами-джигитами, так как выдерживали сабельные удары и даже защищали владельца от пуль. (Ш. М. Казиев, И. В. Карпеев «Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке», стр. 51). Источник: https://www.litmir.me/br/?b=145523&p=4\
Известны данные, что в 1881 году в Андийском, Гунибском и Самурском облостях Дагестана было произведено 95 тыс. бурок. Изготовлялись бурки и в других районах Кавказа. Производство бурок было распространено там, где были распространены щелочные источники, вода которых используется обработки овечьей шерсти и готовых изделий. Интересны данные путешественника О. Маркграфа, который наблюдал, что в Большой Чечне из 16,4 тыс. дворов от 3 до 25% семей занимались производством бурок. В Кабарде эти цифры составляли 5- 30%, а в Андийском районе Дагестана доходили до 60%. В год семья изготавливала в среднем до 15 бурок. Лучшими мастерами производства бурок считались кабардинцы − их изделия ценились выше. В год Кабарда производила до 30 тыс. бурок. Общее же производство бурок всеми районами Северного Кавказа в середине 19 века составляло примерно 85-90 тыс. бурок в год. (Из книги Шавлаева Т. М. «Из истории развития шерстяного промысла у чеченцев в XIX – начале XX в.». – Нальчик, 2009. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бурка
На фото: 1). Репродукция картины Машков И.Г. «Казак в бурке»; 2). Молодёжь охотно надевает кавказские бурки на торжествах; 3). Горец-джигит на коне в бурке
Бурка. Одежда бедняков, ставшая символом богатства
Первое упоминание о бурке относят к началу XVI века. Исследователи одежды народов Кавказа ее название относят как заимствованное от русского слова «бурый».
Бурки различаются по качеству (плотность, водонепроницаемость) и по длине ворса (благодаря которому дождь или растаявший снег стекали с них, как по камышовой крыше). Шьются они из белого или черного войлока с длинным ворсом, с подкроенными и сшитыми плечами и вырезом для шеи. Однако белые бурки не получили широкого распространения среди казаков, в виду своего демаскирующего вида. В бою они были не только не практичны, но и попросту опасны. Поэтому белый цвет для казаков оставался исключительно парадным. Надевалась белая бурка по особым торжественным случаям, служила признаком достатка, так как стоила дороже черной.
Для изготовления бурки необходимо примерно 4 кг добротной шерсти и 4-5 дней тяжелого коллективного женского труда.
Это производство трудоемко и кропотливо. Войлочную шерсть шили, чесали, затем на рогожьей циновке чертили форму будущего изделия, на нее в три ряда укладывали шерсть и поливали горячей водой. После чего скручивали в рулон, перевязывали его в нескольких местах и мяли 6-8 часов. Этот процесс назывался увяливанием шерсти. Готовый войлок помещали в котел с горячей водой, золой и мылом.
Доработка изделия продолжалась на плетне. Наружная часть расчесывалась, и затем изделие красилось и сушилось. Иногда испытывали качество, вылив на бурку 3-4 ведра воды.
По форме бурки были двух типов: колоколообразная с покатыми и узкими плечами с длиной чуть ниже колена и прямая с широкими плечами и длиной до пят.
Плотная бурка, особенно с вплетением конского волоса, способна сдерживать, «гасить» рубящие (но не колющие!) сабельные и шашечные удары. В плечевые швы ее нередко вставляли деревянные или металлические вставки для усиления защиты. Долгое время горские племена использовали кремневые ружья, и случалось, что пуля даже не пробивала бурку, которая тем самым не раз спасала казакам жизнь.
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО ОДЕЖДА
Для казака бурка во все времена была больше, чем одежда. Как плащ она прикрывала все снаряжение всадника (при встречном ветре ее поворачивали задом наперед). «Во время поездок верхом бурка расстилалась и поверх лошади, и это соединяло ее тепло с теплом лошади и передавалось седоку. Получалось, как будто ты сидишь в теплой палатке.
Ее практичностью восхищался подхорунжий конвоя Тимофей Ксенофонтович Ящик. По его воспоминаниям, во время Первой мировой войны казаки «никогда не раскладывали палаток, а спали на поле, положив вместо подушки под голову седло и используя бурку вместо одеяла. Если вечер предвещал плохую погоду и лошади начинали беспокоиться, поводя ноздрями и топая копытами, мы вставали, клали бурку на коня, обнимали его за шею и так спали, стоя рядом друг с другом». Так что в походных условиях бурка почти заменяла казаку дом.
В Великую войну, особенно на Юго-Западном фронте, казаки нашли ей и другое применение: набрасывали на проволочные заграждения австрогерманцев и лихо их преодолевали.
У многих кавказских народов с буркой связаны разные интересные действа.
Например, «воин черкесского сборища, затевающего открытый набег, бросает на разостланную бурку камешек. Все брошенные камешки сосчитываются и таким образом предводители сборища получают сведения о численном составе вооруженной силы. Такова строевая отчетность людей, почитающих унизительным прямой счет человеческих личностей».
Бурке отводилось особое место и в похоронной обрядности. Известный осетинский этнограф Борис Калоев писал, что «в Осетии в каменный ящик покойника клали одетого с головы до ног в новую одежду и завернутого в войлок или бурку».
Использование бурки в похоронном обряде не случайно – как походная одежда она идеально соответствует идее перехода, дальней дороги из мира людей в мир мертвых.
В нартском эпосе абхазов есть такой сюжет. Один из героев пришел просить руки любимой девушки у ее братьев, нартов. «Встал он со скамьи, расстелил на земле бурку и сел. Не понравилось это нартам». Расстелить бурку на чужом дворе, сесть на нее – это значит заявить о претензиях на чужую территорию.
Развернув на земле бурку, горец оказывался на своей территории; свернув бурку и приторочив ее к седлу, он имел за своей спиной свернутое пространство, которое он мог развернуть, где сочтет нужным.
Этнолог Юрий Ботяков в одной из своих статей приводит пример, как абрек Зелимхан выбрался из окруженной казаками пещеры – он просто выбросил с крутого склона мешок в бурке, а казакам показалось, будто выпрыгнул сам Зелимхан.
Одно из кавказских поверий говорит, что, если диалог ведется на разостланной бурке, или получено приглашение присесть на бурку – это знак того, что партнеры равны. А пословица гласит: «Кто хоть раз не ночевал в горах в дождливую ночь, укутавшись в бурку, тот не испытал настоящей сладости жизни».
От бурки до черкески: азбука обмундирования казака
В октябре Краснодарский край отмечает сразу две памятных даты — День кубанского казачества и годовщину образования Кубанского казачьего войска. К этим праздникам интернет-портал «Кубань24» предлагает вниманию читателей материал о традиционном гардеробе и обмундировании кубанского казака.
Гардероб – честь и гордость казака
В 1816 году вышел первый императорский указ, который регламентировал внешний вид казака, элементы гардероба и предметы вооружения.
Для каждого казачьего войска определялся свой набор элементов, но для казаков Черноморского (далее Кубанского) и Донского войск наборы оказались максимально похожи. Разница была только в цветах формы и второстепенных составляющих гардероба.
Изначально на Кубань запорожцы пришли очень ярко и живописно одетыми — широкие, чаще всего синие шаровары, жупаны червонного цвета, цветистые кафтаны, шелковые кушаки и сапоги (особо ценились тогда модные, желтой кожи). Постепенно их гардероб трансформировался в сторону более сдержанных цветовых гамм и форм. На одежду оказали влияние и кавказские народы — некоторые оказавшиеся удобными элементы одежды взяты у горцев.
Так из чего же состоял гардероб и вооружение кубанского казака? Начнем с ног — там мы видим сапоги из мягкой кожи, чаще всего бычьей. Обувь была с маленьким каблуком или без него. В дождь сверху надевали калоши, сшитые из более толстой кожи. В зимнее время носили шерстяные валенки.
Чуть выше мы видим шаровары синего цвета. У кубанских казаков шаровары были без лампасов, а у донских — с лампасами. В качестве верхней одежды носили черкеску, реже бешмет. Черкеску казаку было запрещено надевать, если он выполнял работу по найму, в этом случае использовался более простой зипун. А в целом черкеску носили и в повседневной жизни, гордясь казачьим статусом.
От черкески до кителя
В 1915 году под влиянием мировой тенденции в военной форме, черкески в армии попытались заменить кителями, хотя это вид военной одежды встречался у казаков и раньше. Кстати, носить укороченную черкеску считалось постыдным. И вот почему — это означало, что мужчина мало ездит верхом. А все казаки были прекрасными наездниками, и только наезднику можно было с комфортом носить длинную черкеску.
Это не значит, что казачьи модники того времени не пробовали разнообразить свою одежду. Также характерно для казачества было ношение чекменя — крестьянского кафтана похожего на плотный халат и архалука — кавказской поддевки со стоячим воротником из кашемира, атласа или сатина с кушаком или поясом.
Поверх черкески в дождь одевали балахон, а в холод или при полном параде — знаменитую бурку. Она чаще всего была черного или бурого цвета, редко встречались одеяния белого цвета. На голове носилась папаха, а позже их в теплое время года заменили на фуражки. Но они в среде кубанского казачества не прижились.
Потом папахи стали шить укороченными — так появились знаменитая кубанка. Иногороднему ее носить запрещалось. Если казака в походе настигала непогода, то на голову надевали башлык — остроконечный капюшон с лопастями для обматывания вокруг шеи в виде шарфа. Хорошие и качественные черкеска, бурка и папаха стоили очень дорого и были предметами гордости казака и зависти окружающих. Часто они передавались по наследству.
Голову казаки брили, часто оставляя одну длинную прядь — чуприну, которую зачесывали за ухо. Наиболее приверженные традициям казаки бороды не носили.
Только шашка казаку во степи подмога
Отдельным важным элементом обмундирования казака была нагайка. Нагайка — это вид плети, представляющая собой сплетение кожаных ремешков с утолщением на конце (шлепок), куда иногда вставлялся утяжелитель. Считалось, что нагайка меньше травмирует шкуру лошади. Утяжелитель также был и в рукояти.
Бурка кавказская – она и дом, и постель, и стол для горца
Мы не зря назвали статью именно так, ведь на Кавказе действительно есть подобное изречение. Ниже вы узнаете много интересного о кавказских бурках, получите готовую классификацию по материалу изготовления, способу применения. После прочтения данной статьи, вы точно будете знать, где купить бурки настоящие и как правильно определить их качество.
Бурка кавказская представляет собой накидку из войлока. Большое распространение получила в Дагестане и у кубанских и терских казаков, которые переняли этот атрибут одежды у горцев в ходе многовековой войны и дружбы.
В старину для изготовления бурок применяли войлок различной выделки. Чаще всего на Кавказе встречались бурки из неначесанного войлока. Они были не особо длинными и черного цвета. Носили их, в основном, чабаны (пастухи) и путники.
В народе особо ценили белые бурки из длинноворсового начесанного войлока. Их носили богатые горцы из знатных родов. Например, известный кумыкский род из селения Нижний Джангутай носил гордое название «Ак ямучу», что означает – «белые бурки».
Бурка кавказская – происхождение и классификация
До сих пор продолжаются споры по поводу того, от какого языка произошло слово «бурка». Сразу же отметим, что оно никакой связи не имеет с цветом. Нас частенько спрашивают, не бурого ли цвета должна быть бурка. Конечно же, очень редко можно встретить и бурые бурки (тавтология получается), но самые распространенные цвета – белый и черный.
Одни исследователи утверждают, что этимология слова происходит от арабского «Урду», что означает – покрывать. Другие считают, что название произошло от турецкого слова «buremek» – накрывать. В обоих случаях значение слова приблизительно одинаковое, потому особой разницы нет, от какого слова оно произошло.
Если говорить о классификации, то бурки разделяют на два вида:
Колоколовидной формы – с покатыми плечами, отсутствуют плечевые швы и вставки, считается самым древним видом.
Трапециевидной формы – имеет плечевые швы, часто и широкие выступы, которые снабжаются металлической вставкой.
Технология изготовления бурок за несколько веков практически не изменилась. Посмотрите очень интересный репортаж из селения Рахата, где изготавливают самые лучшие в мире бурки из шерсти тушинской породы овец:
Стоит добавить, что горловину и борта бурки обшивают сафьяном. Конечное же, есть существенные различия между буркой всадника и чабана либо путника. Бурка кавказская была очень важным элементом обмундирования воина. В бою часто она спасала жизнь своему хозяину, благодаря плотному войлоку. Не каждая сабля и шашка могла прорубить толстой слой шерсти.
Она превосходно сохраняет тепло, защищает от ветра и даже не промокает под дождем. Все эти характеристики делали ее незаменимым «товарищем» в бою и в пути. Еще один интересный момент – подол бурки всадника всегда был больше, что позволяла согреваться и лошади.
Сегодня кавказская бурка уже не так популярна, как в начале и середине 20 века. Тем не менее, во многих горных аулах старики на годекане сидят все в тех же добрых и старых бурках, которые доказывали свое практическое применение на протяжении веков.
Тем не менее, бурка стала очень ценным и значимым подарком для мужчины. Ее дарят высокопоставленным чиновникам, руководителям организаций, самым родным и близким людям. И каждый раз она вызывает восхищение и радость. В Дагестане пошли еще дальше, мастера украшают их, вышивая золотой ниткой самые различные орнаменты и узоры, на полах выбивают слова пожеланий и мудрые изречения горцев.
Еще одно применение нашла бурка – сценическое. Многие знаменитые хореографические ансамбли (среди них «Лезгинка», «Алан», «Вайнах», «Балет Сухишвили») используют в своих танцах кавказскую бурку. Предлагаем вам посмотреть удивительно красивый танец «Кумымская сьюита» в исполнении легендарного ансамбля «Лезгинка»:
Многие люди задаются вопросом – где купить бурки? Раз вы дочитали до конца эту статью, то будьте уверены, что знаете намного больше тех дилетантов, которые на многих рынках Кавказа пытаются реализовать свои сувенирные бурки.