что такое бумага для пастели
Как выбрать пастельную бумагу
Выбор бумаги для пастели — не самое простое дело для новичка. Ведь заходя в интернет-магазин, мы видим обилие вариантов в разных ценовых категориях. Давайте разберёмся, на что обращать внимание при покупке.
Фактура бумаги:
Классическая бумага хорошо подходит для тонких лессировок, в то время как густые, пастозные мазки лучше ложатся на абразив. И держит абразивная бумага больше слоев пастели, чем обычная.
Особенностью велюровой бумаги (говорю сейчас о Hahnemuhle Velour) является её «акварельность», если можно так выразиться. Получаются мягкие, чуть размытые линии и края. Растушевки на ней делать тяжело, и исправлять рисунок тоже весьма проблематично.
Бархатная бумага Clairfontaine Pastelmat держит много слоев, позволяет делать красивые растушевки и работать пастозно. Она идеально подходит для реалистичной техники!
Текстура:
Если вы возьмете, к примеру, лист бумаги Canson Mi-Teintes, то увидите, что одна сторона у неё гладкая, а другая имеет ячеистую текстуру. Для женских и детских портретов, для изображения шерсти животных лучше взять гладкую бумагу. Ячеистая больше подходит для изображения более грубых фактур.
Текстура бумаги Ingres состоит из частых горизонтальных и вертикальных полос. Она хорошо подходит для эскизов, набросков пастелью, углем и карандашами. Очень выигрышно смотрятся на этой бумаге зарисовки городского пейзажа, архитектуры.
Плотность:
Чем плотнее бумага, тем выше её водостойкость. Поэтому для акварельных и алкогольных подмалевков лучше взять бумагу плотностью свыше 350 г/м2.
Самая тонкая бумага — Ingres (90—100 г/м2). Популярная классическая бумага Canson Me-Teintes и Fabriano Tiziano имеют плотность 160 г/м2. Наиболее плотной является абразивная и бархатная бумага: 355 г/м2 у Canson Touch, 360 г/м2 у Pastelmat.
Цвет:
Выбор цвета бумаги зависит от тематики картины и набора мелков для неё.
Не повторяйте ошибки моей юности — не берите голубую бумагу для портрета, если не хотите получить синюшный оттенок лица. Лучше взять нейтральный или тёплый цвет. Лично мне нравится, как выглядят портреты на бумаге Canson розовато-серого цвета №426 Gris Clair.
Пока нет уверенности в том, какого цвета бумагу выбрать, берите средний серый оттенок — не прогадаете.
Формат:
Пастельная бумага продается листами или в склейках. Я всегда беру большие листы 50х65 см поштучно. Так получается дешевле, и всегда можно разрезать их на меньшие форматы при необходимости. А на обрезках удобно подбирать палитру для будущей картины.
На какой бумаге рисовать пастелью?
Художникам, осваивающим такую технику рисования, как пастель, важно учитывать многочисленные нюансы при выборе инструментов, предельно внимательно следить за качеством растушевки и плавностью линий. Только так работа получится без единого огреха.
Очень важна подходящая «основа», ведь от того, какая бумага подобрана для масляной пастели или рисунков, созданных при помощи мелков, зависит насыщенность оттенков и плавность цветовых переходов.
Какая бумага нужна для пастели, мы расскажем ниже.
Пару слово о технике
Пастель – уникальный способ рисования. Он предполагает нанесение на поверхность набросков, эскиза и завершающих штрихов цветными сухими мелками, масляными или восковыми.
Рисунки, выполненные в этой технике, достаточно выразительны благодаря ярким цветам и плавным линиям.
Чтобы добиться нужного эффекта, нужно не только решить, на какой бумаге рисовать пастелью, но и подобрать подходящий тип мелка:
Подбирайте материал для создания рисунков, исходя из уровня подготовки и той картины, которую вы ожидаете увидеть. Если ваша цель – рисунки с четкими линиями и насыщенными оттенками, то выбирайте материал с примесью воска или масла. Во всех остальных случаях стоит научиться работать с сухими мелками.
Цвет основы
Теперь переходим к вопросу, на какой бумаге рисовать пастелью начинающему художнику.
Первый аспект, на который стоит обратить внимание, – оттенок основы. От этого зависит результат. Мастера при выборе цвета полотна рекомендуют придерживаться четырех принципов:
Перед выбором оттенка фона тщательно обдумайте, какие цвета вы будете использовать при написании картины.
Техники окрашивания бумаги
Прежде чем приступить к основной части работы – созданию эскиза, основу нужно затонировать. Для этого художники используют различные подручные материалы: пакетики зеленого и черного чая, кофе. Эти компоненты добавляют в воду, затем раствор при помощи кисти переносят на бумагу.
Учтите, что от оттенка раствора для тонирования и сорта чая или кофе зависит цвет «подложки» и, соответственно, финальный результат.
Фактура
Вторая важная характеристика – фактура основы. Она может быть любой, от бархатистой до зернистой. Рассмотрим подробнее каждый вариант.
Какая бумага для пастели идеальна именно для вас, зависит от творческого замысла и опыта работы с сухими, масляными или восковыми мелками.
В любом случае, чтобы иметь представление об особенностях велюровой или акварельной основы, нужно поработать с ними хотя бы два-три раза.
Состав и технологии производства
Подбирая основу для будущей картины, желательно изучить состав полотна и особенности технологии, задействованной в ходе производства.
В профильных магазинах можно найти бумагу для масляной пастели, изготовленную из хлопковых волокон. Она прочная, не впитывает влагу и сохраняет истинный цвет пигмента в течение длительного времени.
Есть бумага, состоящая на 50% из хлопка и на 50% из бамбукового волокна. У нее пористая структура и характерный желтоватый оттенок. Используя этот материал, нужно позаботиться о том, чтобы в помещении, где хранится эскиз, был оптимальный уровень температуры и влажности, иначе краски «поплывут» или изменят оттенок на пару тонов.
Еще один вариант состава – 10% хлопка и 90% бамбукового волокна. Такая основа считается идеальной для рисунков, для создания которых применяются смешанные техники. Из-за того, что у бумаги фактурная поверхность, изображение смотрится выразительно и ярко.
Некоторые производители предлагают продукцию на основе целлюлозы (100%). По внешнему виду и качеству она не уступает изделиям из хлопка, при этом сохраняет не только яркость оттенков, но и форму.
Что касается технологий изготовления, то самой популярной считается печать на цилиндрической машине, сходная с ручным литьем. Благодаря применению уникальных методов изготовления мы получаем полотна, которые не деформируются со временем, сохраняют цвет пигмента, устойчивы к воздействию влаги и прямых ультрафиолетовых лучей.
Обзор продукции разных брендов
С особенностями состава, производства и фактурой мы разобрались, теперь пару слов о продукции различных брендов, представленных на рынке.
Это только малая часть товаров от производителей бумаги из Италии, Франции, Нидерландов, которые можно найти в профильных магазинах. Не поленитесь потратить немного времени, чтобы изучить их характеристики и испытать пару образцов на практике.
Подбор бумаги для пастели (сухой, масляной или восковой) – процесс, требующий максимального внимания к деталям.
Чтобы выбор основы оказался правильным, нужно обратить внимание на состав полотна, технологию производства, начальный оттенок полотна, фактуру. Также нужно знать оптимальные условия хранения той или иной бумаги. Особенно важен требуемый уровень температуры и влажности.
Полная новость
Обзор пастельной бумаги или как выбрать бумагу для пастели
Бумага для пастели
Бумага для пастели должна отвечать особым требованиям. Поскольку пастель очень плохо впитывается в бумагу (все-таки в небольшой степени это происходит), поверхность бумаги должна быть фактурной, зернистой чтобы задерживать частички пастели. Кроме того, бумага должна быть достаточно плотной (не менее 160 г/м2), но в то же время мягкой тоже, поэтому в состав также входит хлопок. Хлопок лучше впитывает (чем целлюлоза), не позволяет бумаге рваться при сильном нажиме. Цветная пастельная бумага должна быть свето устойчивой, иначе она может потерять или изменить цвет.
Для пастели также может использоваться велюровая и наждачная бумага (но с мелким зерном, иначе будет сильно осыпаться).
Пример рисунка мягкой пастелью на велюровой бумаге:
Пример рисунка на текстурной бумаге ингрес:
Самые рекомендуемые профессионалами фирмы и серии:
1) Canson Ingres Vidalon – в составе имеет 65% ветоши, не содержит кислот. Устойчива к свету (кроме черной). Цветовая гамма — 22 оттенка. Также в блоках. Текстура Ingres. Для мягкой, масляной пастели.
В альбомах: 10 цветов по 2 листа (форматами 29,7 х 42 см. (А3) и 24 х 32 см. (А4+)), 6 цветов по 4 листа размером А4+, 16 листов черного цвета и 16 листов белого цвета (А4+). Состоит на 66% из ветоши, не содержит кислоты. Имеет гладкую бархатистую поверхность с одной стороны и грубую шершавую текстуру с другой.
Поверхность может быть как гладкой, так и текстурной, что позволяет наносить большое количество слоев.
5. DALER-ROWNEY (Великобритания)
Блокнот для пастели Murano (нейтральные, холодные и теплые цвета). 30 листов, 160г/м2.
6. LANA
Альбом Lana colours. В альбоме 6 пастельных цветов, 24х32см, 24 листа. В составе 45% хлопка.
Бумага для пастели
Для рисования пастелью нужна бумага со специальной фактурной поверхностью, которая позволит удержать пигмент. Обычно бумага для пастели цветная, ее тон подбирается индивидуально для каждого рисунка. Следует учесть тот факт, что на белой бумаге светлые оттенки пастели выглядят не такими чистыми, как на тонированной, но насыщенные цвета пастели, такие как синие, зелёные, красные смотрятся более сочно.
Выбирая цвет бумаги, следует заранее понимать, в каких тонах будет исполнена ваша работа. Белый и черный цвет бумаги будут сильнее влиять на цвет пастельного штриха. Начинающему пастелисту хорошо подойдёт светло-серая и средне-серая бумага тёплых и холодных оттенков. На сером одинаково хорошо выглядят все цвета пастели.
Помимо фактуры и цвета, важно также учитывать плотность бумаги: техника пастельного рисунка часто требует растушёвки пальцами или инструментами, а это значит, что иногда пигмент придётся втирать с усилием, при котором очень тонкая бумага может замяться. К тому же, чем выше плотность, тем выше влагостойкость бумаги.
Выпускается бумага в различных форматах: отдельными листами, в рулонах, альбомах и склейках (блокноты с клейкой стороной по одному краю).
ПАСТЕЛЬНАЯ БУМАГА
Двухсторонняя бумага: одна сторона фактурная, другая более гладкая. Обе стороны пригодны для рисования.
ЛИЛИЯ ХОЛДИНГ – бумага разных серий (ПАЛАЦЦО, PREMIUM и т.д.) с тиснением «холст», средней плотности, содержит 40% хлопка. Поверхность этой бумаги слегка бликует, поэтому на ней пастель держится слабее, чем на бумагах других производителей. Наилучшие результаты могут быть достигнуты при рисовании пастелью в штриховой технике или тонким слоем.
Бумага с ярко выраженной, видимой на просвет, сеткой из частых полос, пересеченных под прямым углом более редкими полосами. Имеет пониженную плотность (100-130 г/м.кв) и неровные края. Из-за своей тонкости легко может помяться при неаккуратной растушёвке. Подходит для штриховой техники, угля, графита, пастели.
ФАКТУРА НАЖДАЧНОЙ БУМАГИ
Бумага с ярко выраженной зернистой поверхностью, благодаря чему пастель прекрасно зацепляется за нее. Выпускается в листах большого формата, для художественных работ.
MI-TEINTES TOUCH фирмы Canson – картон с абразивным напылением, имитирующим поверхность наждачной бумаги. Такая фактура помогает удерживать на поверхности пигменты сухой пастели, а масляная пастель ложится более толстым слоем. Бескислотная, натуральных оттенков.
PIZARRA NEGRA фирмы Canson – бумага угольно-черного цвета. Текстура шероховатая, что позволяет наносить тонкие линии.
KROYTER – гладкая, с небольшой пористостью, что позволяет держаться паре слоёв.Отлично подходит для рисования пастельными и другими карандашами. При растушёвке легко отдаёт пастель на инструмент. Достаточно плотная 200 г/кв.м. Недорогая. Идеальна для очень мягкой масляной пастели.
WALLIS – бумага с более выраженной фактурой, подходит для более опытных художников, по своей текстуре является наждачной, что позволяет удерживать до 25 слоев пастели. Благодаря специальной обработке бумага не закручивается и не деформируется. Подкрашивать ее можно растворами содержащими воду, спирт и растворителями. Благодаря тканевой текстуре бумага пригодна для любых покрытий, в том числе и содержащих воду. Саму пастель на этой бумаге можно размывать.
ERSTA – бумага с более выраженной фактурой, подходит для более опытных художников, по своей текстуре является наждачной, что позволяет удерживать до 25 слоев пастели. Саму пастель на этой бумаге можно размывать. Бумага Ersta больше не создается немецким изготовителем.
Имеет бархатистую поверхность, что позволяет использовать по минимуму фиксаж. Пастельный рисунок на такой бумаге выглядит как живопись.
PASTELMAT фирмы Clairefontaine – поверхность покрыта целлюлозной фиброй, она шероховатая, но в то же время бархатистая и приятная на ощупь. Плотность ее составляет 360 г/кв.м. Такая текстура легко удерживает множественные слои пастели, которая без труда смешивается и растушевывается на ней. Прекрасный выбор для очень мелких деталей и тонких линий. Бумага позволяет легче добиться фотореалистичности рисунка, по ней прекрасно работает как мягкая пастель, так и различные карандаши.
VELOUR фирмы Лилия Холдинг – бумага с велюровой фактурой, позволяет создавать мягкость и средне детализированные текстуры на картинах, а при более плотной зарисовке пастель выглядит ярко и сочно. Бумага очень прочно держит пастель, что делает ее устойчивой к стиранию. В склейке 5 оттенков (серый, белый, желтый, розовый, бежевый).
ПАСТЕЛЬНАЯ ДОСКА
Изготовляется из мелких частиц пробки.
ДРУГАЯ БУМАГА
АКВАРЕЛЬНАЯ БУМАГА
COLORFIX фирмы Old Holland – акварельная бумага, полученная путем горячей прессовки, с нанесенным грунтом Colorfix. Поверхность бумаги мелкозернистая, в палитре имеется 16 различных цветов.
DISEGNO фирмы Fabriano – бумага изготовлена из смеси с содержанием хлопка 50%. Отсутствие кислоты гарантирует неизменность рисунка с течением времени. Идеально подходит для акварели, темперы, гуаши, акриловых, чернил, угля, воска, графита, маркеров, рисунка и гравюры (травление, литография и шелкография).
HAHNEMUHLE фирмы Hahnemuhle – бумага натурального белого цвета, изготовлена традиционным способом на мульдах. Благодаря 50% содержанию хлопка обладает высокой прочностью, свето- и износостойкостью. Бумага выпускается в блоках и листах с различными фактурами. Идеально подходит для техник: акварель «по сырому», лессировка, отмывка, гуашь, уголь, карандаш, пастель.
КАК ВЫГЛЯДЯТ ПАСТЕЛЬНЫЕ ШТРИХИ НА РАЗЛИЧНОЙ БУМАГЕ
Рисование пастелью для начинающих
Пастель — уникальный материал, который сложно отнести к одному виду изобразительного искусства: им можно выполнять как классические графический этюды, так и работать в живописных техниках.
Содержание
Появление материала и как пастель стала популярной
Первое упоминание пастели относится к XVI веку, когда итальянский живописец Дж. П. Ломаццо впервые описал технику рисования «a pastello», ссылаясь на такого творца, как Леонардо да Винчи. В набросках художники использовали белый мел, сангину и уголь (именно эти материалы стали основоположниками пастели) для придания цвета наброскам. Сама техника названа «сухое окрашивание» и подразумевает определенную последовательность рисования: сангина использовалась для нанесения образа человека, уголь отвечал за тень, а мел — за блики.
В том же веке художники экспериментировали и добавляли разные натуральные пигменты для создания новых оттенков палитры. В составе фигурировал мел для смягчения ярких оттенков, что привело к появлению слова «пастельный» — мягкого цвета с добавлением белого.
Прессованные цветные брусочки набирали популярность своей доступностью и легкостью в использовании: их легко взять с собой для быстрых зарисовок с натуры, а также использовать для полноценных работ в студиях. В XVII веке итальянская художница Розальба Каррьера закрепила успех пастели своими утонченными портретами дам из высшего общества. Новый материал позволял делать мягкие переходы, а бархатная текстура придавала нежности всему образу.
Пик популярности пастели пришёлся на XIX век и обусловлен новой эрой в живописи с приходом импрессионистов. В философии новых художников изображение должно быть наполнено легкостью и воздушностью, передавать свежесть от первого впечатления, поэтому новый материал как нельзя кстати подходил под их видение. На фоне всех живописцев отдельно стоит выделить импрессиониста Эдгара Дега, отдающего предпочтение именно пастели. Его серия работ о танцовщицах отражает грацию и изящность балерин, а полупрозрачные цвета и приглушенные оттенки самого материала усиливают эффект.
Не смотря на то, что в XX веке популярность пастели пошла на спад, она все еще ценится в кругу профессиональных художников из-за разнообразия видов, каждый из которых позволяет воплотить задумку в жизнь, будь это портера с проработкой мелких деталей или абстрактная живопись с размашистыми линиями.
Виды пастели для рисования
Рынок художественных материалов предлагает широкий выбор пастели для рисования. Производители представляют широкие линейки как для студенческих работ, так и для профессиональных.
Чаще всего пастель представлена наборами в коробочках с поролоновой подложкой и разделителями, которые держат каждый отдельный мелок. Такой вариант раскладки защищает брусочки от поломки и смешивания цветов, а также удобен для хранения.
Профессиональные художественные магазины предлагают пастельные мелки поштучно, что удобно при составлении персональной палитры. Некоторые компании производят нестандартных размеров брусочки, подходящие для закрашивания больших площадей рисунка.
Художественная пастель представлена в пяти видах: сухая, масляная, восковая, водорастворимая, а также в виде пастельных карандашей.
Сухая пастель
Классический и самый распространенный вид, встречающийся повсеместно не только в специализированных магазинах, но и в канцелярских. Такая пастель отличается равномерным покрытием и легкостью при послойной работе — лессировке. Цвета без проблем смешиваются друг с другом, позволяя получать разнообразное количество оттенков из имеющейся ограниченной палитры. В качестве связующего материала выступает гуммиарабик.
Готовые рисунки сухой пастелью нестабильны и их легко смазать рукой, что подразумевает закрепление готовой работы специальным фиксативом.
Сухая пастель делится на три уровня жесткости: твердую, мягкую и ультрамягкую.
Благодаря преобладанию связующего вещества, такой брусок отличается прочностью. Он почти не крошится во время работы, чем осложняет процесс растушевки, но при этом позволяет проводить тонкие и четкие линии, подходит для штриховки. Выпускается в виде прямоугольных мелков.
Мягкая пастель отвечает за известную всем бархатистую и легкую текстуру в работе. В составе преобладает пигмент, из-за чего бруски получаются хрупкими, сильно крошатся и требуют аккуратной работы. Такой вид отлично смешивается и тушуется между собой, им удобно покрывать большие площади. Выпускается в виде скругленных мелков.
В мире существует одна компания-производитель данного вида пастели — Pan Pastel (Пан Пастель). При производстве почти не используется связующее вещество, из-за чего цвета получаются максимально пигментированными и чистыми. Материал представлен не в стандартных брусках, а в прозрачных круглых ёмкостях, напоминающих косметические тени для глаз. Для работы с данным видом пастели понадобятся специальные инструменты: спонжи и пластиковые мастихины с поролоновыми насадками.
Между мягкой и ультрамягкой пастелью нет ярко выраженной разницы. Вторую предпочитают художники, работающие на больших поверхностях, так как при использовании Пан Пастель почти нет пыли, а нанесение аппликатором позволяет тонировать бумагу или сделать подмалевок в кратчайшие сроки.
Масляная пастель
Вид пастели, появившийся в середине XX века, выделяющийся своей необычайной яркостью и насыщенностью цветов. Масляная пастель отличается от сухой плотностью покрытия из-за льняного масла, использующегося в качестве связующего материала. Мелки приятно скользят по красящей поверхности, оставляя четкие линии, но при этом сложно смешиваются между собой, что не позволяет работать послойно. Для растушевки стоит использовать силиконовые кисти с резиновым наконечником или ватную палочку.
Восковая пастель
Материал, несправедливо считающийся любительским и записанным в ряды детских материалов. Пастель яркая, но совершенно не смешивается между собой и не растушевывается, идеальна для рисования в смешанной технике. Воск в составе не дает просочиться воде, из-за чего мелки используют для работы с акварелью и гуашью.
Водорастворимая пастель
Водорастворимая пастель — самый молодой вид из всех представленных. Материал похож по консистенции на масляную, только менее жирный, однако такой же кроющий. Готовую работу можно частично или полностью размыть кисточкой и водой, что дает простор для творчества и экспериментов.
Пастельные карандаши
Нельзя говорить о пастели и не упомянуть пастельные карандаши. Материал полюбился тем, что в отличие от сухой пастели не пачкает руки и позволяет затачивать кончик максимально остро для проработки мелких элементов. Хорошо сочетаются в смешанной технике при покрытии поверх акварели или гуаши. В магазинах можно встретить как наборы, так и поштучные варианты.
Но не стоит забывать о бережном хранении карандашей и их заточке. Если уронить карандаш, то пастель внутри может разбиться почти вдребезги, а затачивать следует ножом, чтобы точилка также не травмировала грифель и не провернула его внутри деревянной оболочки.
Какую бумагу выбрать?
Бумага — основа для рисунка любым материалом, от ее качества может зависеть результат готовой работы. Пастель не так зависима от поверхности, как та же акварель, но есть некоторые особенности.
Бумага для пастели
Гладкая поверхность точно не подойдет для сухой пастели, но станет хорошим вариантом для масляной, восковой или водорастворимой. Плотный ватман подойдет для смешивания цветов и не будет просвечивать как, например, принтерная бумага.
Крафтовая бумага разнится от тонкой и почти просвечивающей до плотной и фактурной. Второй вариант станет хорошим выбором и подойдет для работ любым из видов пастели.
При разговоре о пастели нельзя не упомянуть холст на картоне. Живописная техника доступна при работе с масляными мелками. Жирные штрихи могут имитировать масло, или же можно применить растворитель для создания эффекта масляных красок.
Как хранить готовые работы?
Готовые пастельные работы требуют бережного хранения и транспортировки.
Для сохранения работ в первозданном виде рекомендуется закреплять каждый рисунок специальным фиксативом — спреем для сухих материалов (также подходит для карандаша, угля). Распространено мнение, что его можно заменить лаком для волос, но из-за разного состава и сфер применения пастель может изменить цвет, стать бледной, а сама работа стать липкой. Для проверки реакции берут выкраску пастели, закрывают одну половину бумагой, а на другую распыляют спрей, а после высыхания сравнивают получившийся результат с «изначальным» вариантом.
Фиксатив часто заменяется разделением работ калькой или бумагой. Уголки стоит закрепить скрепками или зажимами для предотвращения трения между листами.
Особенности рисования пастелью
Готовых универсальных техник для работы с пастелью не существует. Пастель — пластичный материал, подстраивающийся под нужды отдельно взятого художника и дарующий свободу в исполнении. Есть несколько общих правил относительно последовательности в работе.
Основные формы намечаются легкими штрихами. Постарайтесь, чтобы рисунок находился ближе к центру, а главный элемент не выходил за границы листа. Будет обидно, если очаровавший художника домик в результате получится без крыши или «спрятанный» в одном из углов листа.
Подмалевок цветом подразумевает нанесение основных цветов на предметы. На этом этапе следует заполнить лист цветом, слегка надавливая на мелок.
Для придания объема следует накладывать штрихи и растушевывать по форме предмета. Для тени подойдет оттенок темнее основного цвета, но если палитра ограничена, то слегка нанесите черную пастель и хорошо смешайте, а для бликов и светлых частей подойдет белый мелок.
Простые правила применимы для работы с любым материалом, а их соблюдение гарантирует впечатляющий результат даже у новичков.
Пастель — простой, но многогранный материал, располагающий к себе неограниченным количеством техник. Новички легко разовьют свою манеру рисования, а уже знакомые с материалом всегда найдут новое направление.