что такое букварь объяснение для детей
Как выбрать букварь для обучения дошкольника чтению
Букварь для детей – первая книга, которая поможет дошкольнику запомнить начертание букв, усвоить произношение звуков, научит сливать отдельные звуки в слоги, читать небольшие тексты и понимать их смысл. Современный книжный рынок предлагает 1001 пособие по обучению, но как определиться в этом многообразии и выбрать то, что нужно? Познакомимся с букварем поближе.
Что это за книга?
Часто букварь ставят на одну ступень с азбукой, но это неверно. Эти пособия отличаются исполнением и выполняют разные функции.
Азбука – это собрание букв в алфавитном порядке, по которому можно выучить начертание и название букв, а также произношение звуков. По сути, это алфавит, иллюстрированный картинками. Азбука издается в виде книг, плакатов, бывает также «говорящая азбука» — звуковой плакат с динамиком и кнопками.
Букварь – это тоже собрание букв, но буквы могут идти не по алфавиту. Помимо знакомства ребенка с буквами и звуками, основное назначение букваря — научить дошкольника читать и понимать смысл прочитанного.
Историческая справка
Первой печатной книгой для обучения чтению был вовсе не букварь. Это была азбука, а появилась она во времена Ивана Грозного. В 1574 году русский печатник Иван Федоров, вынужденный уехать из Московии во Львов (тогда еще на территории Польши), напечатал первую восточнославянскую азбуку. Сегодня в мире есть один экземпляр этой книги, который хранится в библиотеке Гарвардского университета (США).
Первая в мире книга с названием «Букварь» была издана в 1618 году в Великом княжестве Литовском. В 1634 году московским печатником был напечатан «Букварь языка Словенска». Буквари с тех пор составлялись по буквослагательному методу.
В 1864 году великий русский педагог К.Д. Ушинский ввел азбуку, построенную на аналитико-синтетическом звуковом методе обучения чтению и письму. Этот метод пришел на смену буквослагательному, но букварь Ушинского впоследствии был неоднократно усовершенствован и переработан.
Когда ребенку нужен букварь?
Мы разобрались, что такое букварь, чем он отличается от азбуки, и теперь стало ясно: именно это пособие сможет научить ребенка читать. А в каком возрасте знакомить дошкольника с букварем?
Возраст от 4 до 6 лет считается оптимальным для обучения чтению. Это вовсе не означает, что нельзя познакомить с буквами или научить читать ребенка младше. Просто большинство детей воспринимают буквы и понимают их суть только после 4 лет. Другие же к 4 годам успешно читают по слогам.
Букварь полезен для детей любого возраста, если он выбран правильно. Пользу от знакомства дошкольника с этой книгой сложно переоценить:
Букварь – это не алфавит с картинками, а продуманное пособие по обучению чтению, разработанное с учетом возрастных особенностей.
Выбираем «правильный» букварь
Чтение будет приносить радость, если не превратится в урок, а родитель — в требовательного учителя. Как мы знаем, лучше всего дети учатся в игровой форме. Для успешного занятия нужно подобрать книгу, которая заинтересует дошкольника, не покажется ему сложной, но и не будет скучной. Вот несколько простых советов, как это сделать.
Пособие должно подходить ребенку по возрасту
Возраст обозначается специальной маркировкой на обложке или указывается в названии. Так, «Букварь для малышей от двух до пяти» Е. Бахтиной вряд ли заинтересует ребенка 6-7 лет, а «Букварь» В. Степанова с маркировкой «6+» не подойдет для самых маленьких читателей.
Если вы сомневаетесь в выборе, возьмите «Букварь» Н.С. Жуковой. Он подходит детям с нуля до самой школы, и за многие годы зарекомендовал себя среди родителей и педагогов как лучший букварь для детей, в том числе с логопедическими нарушениями.
Книга должна соответствовать возможностям дошкольника
Ориентируйтесь на речевые возможности ребенка. Если он хорошо говорит и произносит все звуки родной речи, выбор книг достаточно велик. Если же у дошкольника имеются логопедические проблемы, то лучше выбрать букварь, составленный логопедом и учитывающий определенные речевые особенности.
В этом смысле выигрывает букварь Н.С. Жуковой, так как он составлен не просто логопедом, а кандидатом педагогических наук. Помимо этого, автором разработано много пособий для коррекции речи до занятий по букварю и для последующего улучшения качества чтения, например, «Я говорю правильно», «Первая после букваря книга для чтения», «Уроки логопеда», и другие пособия.
Букварь должен вызывать эстетическое удовольствие у родителя и ребенка
Книга должна нравиться вам полностью, от оформления до содержания:
Занятия по букварю – это не только обучение чтению, это своего рода воспитание. Когда мы учим ребенка читать по «правильной» книге, мы закладываем первые истины, которые малыш озвучивает и осознает самостоятельно.
Книгу, которая красиво оформлена, захочется держать на виду и часто брать в руки. Открывая ее, ребенок первым делом смотрит на картинки. Плохие иллюстрации могут испортить старания даже самого опытного педагога.
Текстовое содержание букваря должно быть продуманным
Это значит, что выражения должны быть понятными для дошкольника, но при этом усложняться по мере изучения пособия. Например, у Н.С. Жуковой ребенок сначала озвучивает картинки, название которых содержит заданную букву. Затем он переходит к целым словам, потом – к предложениям, а к концу книги самостоятельно читает небольшие истории и отвечает на вопросы по содержанию.
Вот примеры усложнения текста по мере обучения:
А – арбуз, аист, автобус;
М – дом, дым, мяч;
У о-сы у-сы. У со-ма у-сы. У Ро-мы шар. У Му-ры ша-ры.
У Ле-ны мно-го дел. Ей на-до сде-лать у-ро-ки. Вы-мыть пол. Вы-те-реть пыль. А по-том на-пи-сать пись-мо.
Книга этого автора содержит также инструкцию для родителей: как учить малыша читать, какие упражнения выполнять, как закреплять полученный навык.
Подведем итог
Школьная программа не стоит на месте и реальность такова: дети должны идти в школу подготовленными. Вы можете поручить обучение педагогу, отдать ребенка на курсы подготовки к школе, а можете выбрать идеальное для вас пособие и самостоятельно научить его читать.
Букварь может привить дошкольнику любовь к чтению с малых лет, а может отбить желание читать вне рамок школьной программы, поэтому к выбору этой книги нужно подойти ответственно. Наверняка вы помните букварь своего детства. Какие воспоминания с ним связаны? Скорее всего, самые теплые.
Вряд ли вы купите в магазине вещь, которая не нравится вам внешне или не выполняет заявленных функций. Так же с букварем: выбирайте тот, который отвечает всем вышеперечисленным требованиям и заинтересует ребенка. Тогда уже совсем скоро он захочет прочитать свою любимую книжку самостоятельно.
Азбука и букварь: в чем разница
В современном мире слово «азбука» используется довольно редко. Поэтому некоторые родители уже забыли его значение. Иногда их вводит в ступор необходимость приобрести для ребёнка азбуку, и вместо нужной вещи покупается букварь. Чтобы избежать путаницы, разграничим эти понятия.
Определение понятий
Азбука – это упорядоченная система буквенных знаков. Проще говоря, это набор букв, который мы привыкли называть алфавитом. В этих понятиях тоже есть разница, однако, она менее существенна.
Букварь – это пособие для обучения чтению, разработанное на основе азбуки. Это всем нам известная книга, по которой мы учились читать в первом классе. Чтобы лучше понять различия между рассматриваемыми понятиями, нужно разобраться в особенностях каждого.
Особенности азбуки
Для начала стоит сказать, что это пособие может быть в разном виде:
Обычно это набор букв, сопровождающихся иллюстрациями. Это помогает задействовать зрительную и ассоциативную память. Алфавит – это просто набор упорядоченных букв, он может быть в виде таблицы или списка, и обычно не сопровождается иллюстрациями. Азбука же всегда сопровождается тематическими иллюстрациями.
Важно! Азбука обязательно сопровождается картинками.
Особенности букваря
Букварь – это учебное пособие, в этом и кроется его основная особенность. Так как он сделан на основе азбуки, то содержит её элементы. Но помимо иллюстрированных букв он содержит упражнения для обучения чтению.
На заметку! Азбука также может быть в виде книги, но при этом она не будет иметь упражнения для обучения чтению.
Сходства и различия
Чтобы не запутаться, и чтобы было легче определиться с выбором, разберём не только различия, но и сходства.
Сходства.
На этом сходства заканчиваются. Теперь о различиях азбуки (№1) и букваря (№2).
Что лучше выбрать для обучения ребёнка
Изучив сходства и различия, можно с лёгкостью ответить на вопрос, что же выбрать.
Так, если ваш ребёнок ходит в детский сад, и ему необходимо просто выучить буквы алфавита, покупайте азбуку. Если ребёнка нужно научить читать, купите букварь.
Краткая история создания букваря, азбуки и алфавита
Здравствуйте, друзья! Можете ли вы вспомнить, какую книгу прочитали первой в своей жизни? Не спешите говорить, что это невозможно! Ведь наверняка это был… букварь! Да-да, с него мы все начинали учиться читать, за редким исключением. Кстати, а задумывались ли вы над вопросом, кто придумал букварь? А еще знаете, чем он отличается от алфавита и азбуки?
Казалось бы, мы говорим об одном и том же. Но это вовсе не так. Между всеми этими понятиями есть весьма существенная разница.
Азбука – начало начал
Нередко между азбукой и букварем ставят знак равенства. Но это не совсем верно. Хотя и там, и там собраны буквы, между понятиями есть отличия. Более того, при более близком знакомстве с книгами, можно обнаружить, что они разные по своему устройству.
Можно сказать, что азбука – это наш первоисточник. Она появилась, когда все буквы собрали в общий список и расположили в определенном порядке. Одной из первых славянских азбук стала кириллица. Датой ее создания считается 863 год, а авторами – христианские проповедники из Византии Кирилл и Мефодий.
Кирилл и Мефодий
Любопытно, что название этого свода, по сути, сложено из двух первых букв – Аз, Буки. Древние люди легко запоминали азбуку, поскольку каждая буква по факту обозначала какое-то слово. Позже их смысл забыли, а перечень и название сохранились до наших дней.
Как появился алфавит
Алфавит в самом широком понимании – как упорядоченный сборник букв, имеет многовековую историю. Считается, что он берет основу в Древнем Египте. После появилась арамейская письменность, из нее и через набатейский алфавит создан арабский. О зарождении старославянской письменности звучит много теорий.
Русская азбука в картинках Елизаветы Меркурьевны Бём (1843—1914)
Само слово «алфавит» имеет греческое происхождение. В нем много схожего с азбукой. Например, и это наименование создано путем соединения двух греческих букв – «альфа» и «бета», которая со средних веков читается как «вита».
Под этим словом тоже подразумевают системный буквенный ряд. Однако под азбукой имеют в виду нечто большее. В 1574 году Иван Федоров выпустил в Остроге книгу под названием «Азбука» — для обучения грамоте. В ней напечатали не только графическое начертание литер, но и картинки – красивые ассоциативные изображения, которые способствуют запоминанию букв. Эта инициатива была подхвачена. И с того времени, говоря «азбука», мы имеем в виду не только алфавит, а и учебную книгу.
Знакомство с букварем
Давайте-ка же наконец перейдем к букварю! Это не что иное, как учебное пособие. Оно создано в помощь изучению букв. Благодаря такой книжице мы с вами научились читать и писать буквы, составлять из них слоги, а затем и объединять в слова.
Кого же нам благодарить за создание букваря? Считается, что первой в мире книгой такого плана стало издание The BAC Bothe in Latyn and in Englysshe. Оно увидело свет еще в 1538 году, а автором стал Томас Петит. Правда, в этом учебнике пока не было картинок. А вот книжицу с изображениями выпустил в 1570-м Джон Харт.
Восточнославянские земли ненамного позже обзавелись собственным букварем. Это произошло в 16-м веке. Лаврентий Зизаний в 1596 году выпустил учебное пособие «Наука ку читаню и розуменю писма словенскаго».
Но, погодите, а почему все-таки мы ходили в школу именно с букварем? Откуда взялось это слово, наверняка пришел в голову этот вопрос многим из вас. В 1618-м году в Великом княжестве Литовском была выпущена книга с таким названием. И, соответственно, в ней тоже были собраны буквы, откуда и название.
Правда, родоначальником всех учебных пособий такого рода считают «Букварь языка Словенска», изданный в 1634 году в Москве. Кто написал знаменитую книгу, история умалчивает. Сохранилось имя издателя – им был Василий Бурцев-Протопопов. Этот учебник и является своего рода образцом для будущих изданий. Благодаря ему сегодня букварь – имя нарицательное.
Первая иллюстрированная азбука – Букварь Кариона Истомина, конец XVII века.
Какими они были – старинные буквари
Между прочим, издатели прежних лет подходили к делу с чувством, с толком, с расстановкой. Оценить результат их труда до сих пор можно в некоторых музеях. Например, в Великобритании хранится первый белорусский «Букварь». По нему можно понять, по какому принципу строились такие учебники.
В 16-18 веке славяне при освоении чтения и письменности действовали по методике, заимствованной у греков и римлян. Сначала они изучали отдельно взятые буквы. Потом из них строили слоги. Далее переходили к складыванию целых слов. Соответственно, в учебнике печатали буквы, двух- и трехбуквенные слоги, и простейшие слова.
Но этим не ограничивались издатели. Букварю придавали большое значение, осознавая, что он способен сыграть важную роль в воспитании человека. Поэтому в нем еще размещали молитвы и религиозные гимны, проповеди и тексты с моральным смыслом.
Оформление учебных пособий выполнялось с душой и с тонким вкусом. Например, на титульный лист нередко наносили герб. Обложка была щедро декорирована. Каждая буква сопровождалась затейливой картинкой. Интересно, что многие издания долго повторяли изображения из «Азбуки» Ивана Федорова.
Буквари советского периода
Что купить ребенку
Так каким учебным пособием все-таки лучше пользоваться, чтобы научить ребенка читать? Лучше всего иметь под руками и азбуку, и букварь. В первой можно наглядно показывать буквы. Тем более что литеры в современных книжках сопровождаются яркими красочными изображениями. Но и букварь необходим. Во многом он и сегодня схож с прежними изданиями. Можно сказать, что в нем изложена методика изучения букв и освоения чтения.
Современные буквари отличаются от азбук тем, что в них буквы изложены не в алфавитной последовательности. С древних времен подмечено, что литеры проще осваивать, начиная с тех, что мы чаще всего используем в речи. Благодаря продуманной структуре ребенок быстрее учится читать.
Заключение
Удивительно, сколько всего скрыто за словами, знакомыми всем нам с детства! Можно резюмировать, что ребенку необходима азбука, чтобы просто выучить буквы алфавита. Букварь же станет подспорьем, когда настанет этап активного обучения чтению и письму.
Вам будет интересно узнать.
Так же, посетите виртуальную выставку старинных изданий «Русские азбуки и буквари XVI-XIX вв.»
Букварь
Буква́рь (азбука) — учебное пособие для обучения грамоте. Букварь помогает учащимся усвоить печатные и рукописные буквы и их звуковые значения, научиться читать слитно простейшие слоги и слова и правильно понимать читаемое, уметь читать и понимать небольшие тексты и уметь писать простейшие слова и предложения.
История
Появление букваря на восточно-славянских землях относится к XVI веку. Первый печатный букварь «Наука ку читаню и розуменю писма словенскаго» был издан Лаврентием Зизанием в Вильно в 1596.
В 1634 году Василием Бурцовым в Москве был выпущен «Букварь языка Словенска». С этого момента буквари создавались как по буквослагательному методу, так и по звуковому (с первой половины XIX века). Однако только К. Д. Ушинский в своём «Родном слове» (1864) дал образец азбуки, построенной по аналитико-синтетическому звуковому методу письма и чтения.
В конце XIX — начале XX вв. появились буквари В. П. Вахтерова и В. А. Флёрова, совершенствовавшие букварь К. Д. Ушинского.
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Букварь» в других словарях:
букварь — букварь … Нанайско-русский словарь
букварь — См … Словарь синонимов
БУКВАРЬ — терзать. Жарг. студ. Шутл. Усиленно, упорно изучать что л. Никитина 1998, 47; КТ, 164. Складать букварь. Пск. Учиться читать по складам. ПОС 2, 206 … Большой словарь русских поговорок
БУКВАРЬ — БУКВАРЬ, букваря, муж. Книжка для первоначального обучения грамоте. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БУКВАРЬ — БУКВАРЬ, я, муж. Книжка для первоначального обучения грамоте. Б. с картинками. Учиться по букварю. | прил. букварный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
букварь — – инструкция по ремонту EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
букварь — БУКВАРЬ, я, м. 1. Зубрила, старательный ученик, отличник. 2. Двоечник, второгодник. преим. шк … Словарь русского арго
Букварь — букварь: первый учебник для обучения грамоте и чтению на родном языке;. Источник: Роспотребнадзора от 29.01.2008 N 01/384 8 32 О выдаче санитарно эпидемиологических заключений на издательскую продукцию … Официальная терминология
БУКВАРЬ — БУКВАРЬ. То же, что азбука, учебник для первоначального обучения грамоте. В структуру Б. входят: буквы, буквосочетания, предложения, тексты, грамматические сведения, иллюстративные материалы, обращения к родителям и детям … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
букварь — Первый учебник для обучения грамоте и чтению на родном языке. [ГОСТ 7.60 2003] Тематики издания, основные виды и элементы EN ABC book DE ABC BuchFibel FR ABC … Справочник технического переводчика
букварь — букварь: Первый учебник для обучения грамоте и чтению на родном языке. Источник: ГОСТ 7.60 2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому де … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Чем букварь отличается от азбуки: 3 существенных различия
Понятия «букварь» и «азбука» с течением времени слились в одно целое. Однако по своей сути они имеют заметные различия.
История и время появления
Азбука обладает более древним происхождением. Первое упоминание азбучных материалов датируется XII веком — именно тогда был написан литературный памятник древнерусской культуры под названием «Повесть временных лет». На страницах этого летописного свода можно встретить фрагменты азбуки. Подобные отрывки встречаются и в берестяных грамотах.
Появление букваря произошло заметно позже — в VI веке.
Первая книга для обучения была создана Иваном Федоровым, положившим начало печатанию книг на Руси. Красочное учебное пособие, содержащее алфавит с иллюстрациями и материал для чтения, увидело свет в 1574 году.
Подход к изучению
Принцип построения азбуки как учебного материала заключается в том, чтобы направить внимание на смысловое значение букв, которые обозначают звуки речи, последующее их заучивание и объединение в слоги и слова. Она становится фундаментом для овладевания лексикой, дающей начало для изучения языка.
Букварь по своей сути повторяет ее функционал, но при этом он обладает совершенно другим содержанием и структурой. Освоение алфавита при помощи букваря сопровождается закреплением способности к слоговому чтению, а также к овладеванию умением писать отдельные буквы и несложные слова.
При таком подходе к приобретению начального понимания грамматики у обучающегося активизируется слуховая, зрительная и механическая память, что обуславливает высокие скорость и качество освоения знаний.
Формат выпуска
Как правило, азбука выпускается в виде книги с текстовыми дополнениями и картинками, однако обладает и другими формами. Существуют различные азбучные пазлы, мозаики из букв, специальные таблицы, кубики, звуковые панно. Знакомство с этой книгой входит в образовательные стандарты детских садов.
Современные буквари представляют собой совместную работу психологов, лингвистов и педагогов.
По итогам этой работы формируются критерии максимально эффективного подхода к процессу учебы и воспитания детей. Изучение букваря — один из элементов обязательной школьной программы для первоклассников.
Что выбрать для обучения
По своей сути предназначение и функции азбуки и букваря одинаковое — они обучают грамоте. Их отличие состоит в содержании, структуре и общей манере подачи материала.
Тот факт, что история азбуки с букварем насчитывает множество веков, свидетельствует об их важности. Они систематизируют способы освоения алфавита в качестве фундамента чтения и письменной речи, без которых приобретение человеком новых знаний оказывается ограниченным.