что такое бубен у человека
БУБЕН
Смотреть что такое «БУБЕН» в других словарях:
БУБЕН — муж. или мн. бубны, музыкальное орудие, в роде барабана, литавров: обечайка, обтянутая сухой выделки кожей, с колокольцами, бубенчиками; употр. более при пляске. | Карточная масть, красным кирпичиком, сиб. буби, твер. боти, южн., зап. звонки. |… … Толковый словарь Даля
БУБЕН — Бубен, холоп в Бельском пог. 1539. Писц. IV, 417. Григорий Кузмин сын Бубен, шенкурский посадский. 1552. А. Э. I, 232. Павел Бубон, мозырский мещанин. 1552. Арх. VII, 1, 628. Елхим Бубен, барский крестьянин. 1565. Арх. VII, 2, 233. Федотко… … Биографический словарь
БУБЕН — ударный музыкальный инструмент неопределенной высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод с подвешенными на нем металлическими колокольчиками. Колокольчики начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране… … Энциклопедия Кольера
бубен — БУБЕН, бна, м. 1. Лицо. Похмельный бубен. 2. Зад, задница. Подвинь свой грязный бубен. Дать в бубен кому избить, наказать, расправиться … Словарь русского арго
бубен — остаться голым, как бубны.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. бубен черепушка, котелок, чайник, кумпол, дайра, дойра, тар, черепок, понималка, череп, тимпан, тамбурин, крыша … Словарь синонимов
БУБЕН — БУБЕН, бубна, род. мн. бубен, муж. (срн. бубны1). Ударный музыкальный инструмент обод, обтянутый кожей, с бубенчиками по краям. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БУБЕН — ударный мембранный музыкальный инструмент, иногда с металлическими подвесками. Распространен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны у народов Сибири и Дальнего Востока … Большой Энциклопедический словарь
бубен — бна, м. ( … Словарь иностранных слов русского языка
Бубен — У этого термина существуют и другие значения, см. Бубны (значения). Эта статья о современном инструменте. О старинном французском барабане см. Тамбурин … Википедия
Бубен
Бу́бен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.
Применявшийся в южноевропейской музыке со времён крестовых походов и в западной симфонической и духовой музыке с XIX века, бубен был создан по образцу древнего ударного инструмента, на котором в течение тысячелетий играли на Ближнем Востоке. Сходной конструкции бубен, по которому бьют колотушкой, служит магическим инструментом сибирских и индейских шаманов.
Содержание
Разновидности
В настоящее время различаются два основных вида бубнов [источник не указан 1014 дней] :
— Народный или этнический, деревянный обод с натянутой кожаной мембраной. В зависимости от предназначения бубны бывают всевозможных размеров. Инструменты этого типа используются в ритуальных целях шаманами коренных народов. В их конструкции могут быть небольшие бубенчики, привязанные к проволоке, протянутой под мембраной.
— Оркестровый бубен, самый распространённый вариант, с кожаной или пластиковой мембраной и металлическими тарелочками, укреплёнными в специальных прорезях на ободе. Инструмент твёрдо укрепился в профессиональной музыке, став одним из основных ударных инструментов симфонического оркестра.
Бубны различных культур
Бубен и тамбурин
Согласно музыкальному словарю [5] :
Тамбурин
1. в Германии барабан Басков (ручной барабан с бубенчиками, пандеро [см.], бубен), употребляемый в Испании и южной Италии (также на Востоке) при тарантеллах и других танцах (в руках у самого танцора); под т-м подразумевают также старинный провансальский танец в двухдольном тактовом размере и умеренном движении с сопровождением барабана басков.
2. Во Франции, напротив, под словом tambourin разумеют употребительный в Провансе вид длинного узкого барабана, на котором играет вместе с galoubet (род флажолета), один и тот же игрок. Т. служит также названием танцевальной пьесы, характер которой заимствован из только что указанного сочетания инструментов (срв. Рамо, сюита in E), с четным тактовым размером и с неподвижным басом, — нечто вроде музыки медвежьих поводырей.
Бубен — Представляет собою обруч в несколько дюймов ширины с натянутой на нем телячьей или ослиной кожей. В отверстия, прорезанные по окружности обруча, нанизаны тонкие звенящие металлические пластинки, по краям же его прикрепляются бубенчики, то есть металлические шарики с дробью. Для извлечения звука проводят по коже пальцем или ударяют по ней кистью руки. Б. употребляется, как сопровождающий инструмент при передаче народных или военных песен, а также в оркестре при исполнении характерных танцев.
В Школе… Купинского [6] приведено следующее:
Бубен и тамбурин представляют собой низкий деревянный обруч, обтянутый с одной стороны кожей. Разница в устройстве бубна и тамбурина заключается в том, что в бубне внутри обруча протянуты крест-накрест две или три проволоки, сплошь унизанные маленькими бубенчиками и побрякушками, вздрагивающими при малейшем прикосновении к инструменту и производящими характерное позванивание. В тамбурине этих проволочек нет, но в стенке обруча сделано несколько продолговатых вырезов, в которых посажены по паре маленьких тарелочек, насаженных на неподвижные штифты.
Таким образом, тамбурин — изначальное название французского (провансальского) барабана. Так как по-итальянски бубен и тамбурин называются одинаково tamburino, произошло искажение терминологии, и современные бубен и тамбурин на практике одинаковы.
В интернет-культуре
В интернет-культуре распространён образ системного администратора, использующего бубен для решения не поддающихся логическому объяснению проблем в настройке программного и аппаратного обеспечения. [7] [8] [9] [10]
Бубен
В мире шамана предмет, который мы привычно называем бубном, представляет собой не обод, на который натянут кожаный лоскут, но живое существо. Относительно того, как именно происходит работа шамана при использовании бубна, мнения расходятся. Часть источников упоминает музыку бубна как Зов для духов-помощников во время камлания. Другие исследователи полагают, что это просто способ создать вибрацию и погрузить себя и окружающих в транс. И, наконец, третьи упоминают о том, что, находясь в измененном состоянии сознания, шаманы видят бубен в виде иного предмета.
Содержание
Количество бубнов у шамана
В течение жизни у шамана могло быть несколько бубнов. Как правило, одновременно двух и более бубнов шаман не имел, но этот обычай иногда нарушался, особенно когда шаман изготавливал особый бубен для некоего конкретного камлания (и тогда этот бубен уничтожался после проведения ритуала), или же когда шаман создавал бубен вместе со своим преемником, учеником: в какой-то момент у шамана в руках (вернее, касаясь его рук, зная их) существовали сразу два бубна. Обычно на протяжении жизни у шамана было не более девяти бубнов. Когда рвался последний бубен, значит, подходил к концу и срок жизни самого шамана, он должен был умереть. Стоит отметить, что никто не смел покуситься на жизнь шамана в этот момент —просто шаман обычно уходил сам и не насильственно, но совершенно естественным образом.
Роль символики и особенности создания
Так как рисунки на бубне несли огромную смысловую и символьную нагрузку, они были схематичными и не очень большими. Дело в том, что помимо шамана на бубне изображалась картина мира. Среди других традиционных изображений на бубне — Духи-помощники шамана, его Рода, личный тотем. Иногда рисунок тотема намечался тонкой линией на всем бубне, а потом поверх него наносилось стилизованная «карта» Скрытых Миров. Конечно, чаще в такой композиции использовали образ Духа-Хранителя Рода, который в какой-то степени был и Хранителем Мира, и проявлением Великого Духа в материальном мире.
Иногда рисунок наносился только на внешнюю часть бубна, иногда — и на внутреннюю тоже. Со внутренней стороны бубна находилась крестообразная ручка или просто планка, закрепленная вертикально или даже горизонтально. Есть также бубны, где в роли ручки используется металлическое кольцо или даже петля из кожи, обычно необработанной. Перед тем как прикрепить ручку на внутренней стороне, иногда наносили символ спирали — по или против часовой стрелки.
При выборе дерева для обечайки шаман руководствовался советами своих Духов, беседовал с ними, рассказывал о том, какой именно бубен он собирается создать, что за путешествия собирается предпринять. Эти беседы могли носить характер одиночной или даже групповой медитации. Идя на зов духов по лесу в поисках дерева для обода, шаман наконец находил место, где его ждало то самое дерево, закрывал глаза и прислушивался, говорил с духом дерева. Точно так же вдумчиво подбиралось животное для того чтобы стать поющей частью бубна.
«Судьба» бубна после смерти шамана
Древние прочно связывали жизненную силу шамана с его бубном. Это была не просто сила, но способность управлять собой, камланием и, следовательно, собственными передвижениями вдоль Мировой Оси. Если шаман умирал, то он уходил в другой мир уже безвозвратно — потому и бубен уничтожали, умерщвляли, выпуская из него духов, превращая его из мистического оленя или нарты в предмет: обечайку (обод) и кожу. Обычно бубен протыкали, надевая на острый сук дерева рядом с могилой шамана: таким образом дополнительно отмечалась особая могила, которую не просто нельзя было тревожить, но и приближаться к ней без особого повода не следовало.
Ритмы камлания
Ритм Змеи. Три медленных удара. Этот ритм используется для первого камлания, чтобы обрести решимость и накопить внутренние силы.
Ритм Оленя. Два медленных и два быстрых удара. Используется ритм Оленя для разделения, разобщения чего-либо.
Ритм Цапли. Два быстрых и два медленных. Ритм используется для преодоления трудностей и в любовных делах.
Ритм Паука. Два быстрых, одиночный и ещё раз повторяются два быстрых удара. Ритм используется для помощи в спорном вопросе, создания и накопления положительной энергии, очищения.
Ритм Тигра. Шесть быстрых ударов. Применяется с целью отдать накопленные силы другому человеку, а также для самореализации и обретения могущества.
Что такое бубен у человека
Бубен
Историю бубна и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук
Бубен – это ударный музыкальный инструмент, имеющий неопределенную высоту звучания, поэтому ритмический рисунок, исполняемый на бубне, записывается на одной линейке. Инструмент обладает задорным тембральным окрасом, который создают маленькие бряцающие элементы, прикрепленные к корпусу бубна. Получается интересный звук барабана в сочетании с перезвоном бубенцов.
Приемов исполнения на бубне весьма много, но основными являются три: отдельные не очень острые удары, встряхивания и тремоло.
Фото:
Интересные факты
Конструкция
Похожая на полубарабан конструкция бубна сложностью не отличается. Инструмент состоит из деревянного или металлического обода – обечайки, на который натягивают мембранную кожу, являющуюся главным источником звука. В обечайке прорезают шесть или восемь отверстий и в них на жестких неподвижных штифтах или проволоке устанавливают по паре маленьких металлических пластинок, похожих по форме на оркестровые тарелки. Некоторые разновидности бубнов в качестве дополнительно звенящих элементов снабжаются бубенчиками – металлическими шариками с дробью или колокольчиками. Они прикрепляются к проволокам, натянутым в виде звезды внутри корпуса инструмента.
Разновидности
Бубен является одним из наиболее распространенных инструментов. Его разновидности встречаются во многих уголках земного шара, но каждый инструмент имеет свои отличительные черты, например:
Применение
Инструмент весьма популярен в молодежной среде, например у хипстеров, а также играет очень важную роль в начальном музыкальном образовании.
История
Сколько столетий прошло с тех пор, когда на земле появился первый бубен, об этом сейчас точно никто сказать не может. Возможно, его история началась с того времени, когда древний человек, чтобы сделать себе одежду, выучился выделывать шкуры, для этого натягивая их для сушки на деревянную раму.
Инструменты, прототипы бубна, были известны еще со времен античности. Например, старинный ударный инструмент тимпан, представляющий собой односторонний барабан, широко употреблялся в Древней Греции еще в V веке до нашей эры, попав туда из Фракии. В Греции он быстро распространился вместе с культами богов Диониса и Кибелы. Древнегреческие драматурги Еврипид и Афиней упоминали тимпан в своих произведениях, а изображениями инструмента мастера – художники украшали посуду, в том числе и сохранившиеся до наших времен античные вазы.
В Древнем Риме тимпанами назывались односторонние и двухсторонние ударные инструменты, использовались они не только в ритуалах, посвященных богам, но также и просто уличными музыкантами.
Инструменты, подобные тимпану, в ветхозаветные времена находили применение и на Ближнем Востоке, о чем свидетельствуют древние тексты. Например, у евреев рамный барабан тоф, применялся в религиозных обрядах и церемониях.
На Руси бубен также был известен с архаичных времен, когда еще не было государственности, люди были объединены племенными союзами и поклонялись языческим богам. Инструменты играли немаловажную роль в жизни славян: свадьбы, похороны, охота – все сопровождалось звуком бубна. Он использовался в ритуальных обрядах и был главным инструментом в руках жрецов.
Особым почитанием у русских людей в ту пору пользовались огромные ратные бубны. В военных делах они выполняли очень важные функции: осуществляли условную звуковую связь между дружинами, а также своим зловещим грохотом воздействовали на психику врагов, нагоняя на них страх. Ратные бубны, бывшие очень больших размеров и для перевозки которых требовалась сила четырех лошадей, представляли собой
металлические котлы, обтянутые кожей. Назывались такие бубны набатами или тулумбасами. Звук на них извлекался четырьмя или восьмью набатчиками при помощи специальных колотушек – конскими кнутами с ручкой из дерева с одного конца и шаром с оплеткой из кожи на другом. Такие колотушки назывались вощагами.
Ратный бубен был в дружине у каждого воеводы, а по количеству бубнов определялось численность войска.
Несколько позже, в эпоху Средневековья на Руси бубен широко использовался медвежьими поводырями и скоморохами. Бубен того времени уже больше был похож на современный инструмент, представляя собой обтянутую кожей не очень широкую обечайку из дерева, с прикрепленными к внутренней стороне колокольчиками и бубенчиками.
Медвежья потеха, имеющая давнишнее происхождение, была очень любимым развлечением у русского народа. Посмотреть такие представления охотно собирались люди различных возрастов. Медведь кланялся зрителям, маршировал как солдат, шутливо боролся с хозяином и с большим удовольствием танцевал на задних лапах, аккомпанируя себе на бубне.
В то же самое время широкое использование бубны имели у потешных людей-скоморохов, которые не только веселили народ, давая различные представления, но и были обязательными участниками различных жизненных событий: свадеб и поминок. Скоморохи хранили познания древнерусских языческих жрецов-волхвов, умели лечить и предсказывать будущее, а также участвовали в языческих обрядах и игрищах.
Церковники и светская власть были очень недовольны такой деятельностью скоморохов. На них начались гонения, а их инструменты были объявлены бесовскими. И в середине XVII века по особому повелению князя Алексея Михайловича скоморохов стали отправлять в ссылку и даже казнить, а скоморошьи музыкальные инструменты, в том числе бубны, собирать и уничтожать. Русская национальная музыка понесла чувствительные потери.
Бубен – очень интересный музыкальный ударный инструмент с многовековой историей. Сегодня до сих пор, являясь важным атрибутом шаманов и жрецов, он также находит активное применение в различных музыкальных стилях и жанрах современной музыки, и, конечно же, в народном творчестве. Его звук поднимает настроение, украшает звучание музыкальных композиций, привнося в них новые удивительные краски.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Бубен
Бубен
История создания
Бубен – это один из самых древних музыкальных инструментов во всем мире. Этот инструмент является неотъемлемым атрибутом колдунов и шаманов. Его удивительное звучание украшает музыку разных народов, к примеру, зажигательные пляски цыган. На востоке многие народные танцы исполняются под единственный аккомпанирующий инструмент – бубен. Инструмент обладает задорным тембральным окрасом, который создают маленькие бряцающие элементы, прикрепленные к корпусу бубна. Получается интересный звук барабана в сочетании с перезвоном бубенцов.
Считается, что первые бубны появились на территории Азии во II – III веках, когда шаманы первобытных племен использовали их в своих магических ритуалах. Бубен представлял собой деревянный обод с обтянутой мембраной, которую вырезали из кожи животных. С внутренней стороны были приделаны поперечные прутья, на которые крепились небольшие колокольчики, погремушки и даже изображения духов. Звук от такого бубна был слышен на десятки метров при каждом его движении.
В индийской культуре бубен связывали с ритмами космоса, а в Центральной Америке звук бубна стал символом плодородия. На Руси история бубна начинается в X веке, когда он был символом доблести и достоинства всех военных походов князя Святослава Игоревича. Этот инструмент играл огромную роль в жизни славян: свадьбы, похороны, охота – все сопровождалось звуком бубна. Он использовался в ритуальных обрядах и был главным инструментом в руках жрецов. Чуть позже бубен был атрибутом всех масленичных гуляний и праздников.
Большим уважением в те времена пользовался огромный ратный бубен. Для перевозки ратных бубнов требовалась сила четырех лошадей, они представляли собой огромные металлические котлы, обтянутые кожей. Такие бубны часто использовались во времена сражений, ударяя в такой бубен определенным образом дружина могла подать знак своим союзникам и предупредить их об атаке врага или передать важную информацию. Ратный бубен, благодаря своим внушительным размерам, издавал низкое, глубокое, почти зловещее звучание, тем самым нагоняя страх на врага. Звук на таком бубне извлекался четырьмя или восьмью набатчиками при помощи специальных колотушек – конскими кнутами с ручкой из дерева с одного конца и шаром из кожи на другом. У каждого воеводы в дружине был ратный бубен, а по количеству бубнов определялась численность войска.
Бубен становится более популярным ударным инструментом, как только попадает на Ближний Восток, а затем и в Европу. Однако в XVIII веке начинается спад его популярности, и на первый план выходит другой музыкальный инструмент – барабан. С тех пор их конкуренция не заканчивается.