что такое бриф в копирайтинге
Что такое бриф и зачем нужно его заполнять?
«Без внятного Т/З — результат Х/З»
Народная копирайтерская мудрость
В некотором царстве, в некотором государстве, жил-был царь. Однажды, чтобы избавится от Ивана, царь велел: «Пойди туда, не знаю куда и принеси мне то, не знаю что».
Думаете я ударилась в детство? Ничего подобного. Желание царя равно пожеланию заказчика получить сильный текст, без заполнения брифа.
Вот об этом мы и поговорим.
Что значит бриф для копирайтера
Для каких текстов нужен опросник?
Не хочу заполнять анкету. И что?
Как заполнять бриф
Что же такое бриф?
Бриф это список вопросов, которые помогают качественно выполнить работу.
Чем отличается бриф от ТЗ?
ТЗ пишет заказчик для копирайтера. В техническом задании описываются подробные требования к статье. Такие как: ключевые слова, количество знаков, иногда требования к структуре, водность, тошнота, уникальность. Копирайтер должен выполнить все указания ТЗ в процессе работы над текстом. Также, в задании заказчика прописывается и время, в течении которого заказ должен быть выполнен.
Как правило, ТЗ для копирайтера не меняют в процессе работы над заказом или по окончанию. Потому что любое изменение в ТЗ влечёт за собой переписывание текста. И зачастую, работу надо начинать заново. А новое задание это новый текст и дополнительная оплата, на которую заказчик в 90% случаев не желает раскошеливаться.
Бриф в копирайтинге это — список вопросов, которые пишет копирайтер для заказчика. В опроснике прописывают вопросы о названии фирмы, о целях текста, о целевой аудитории, о стиле написания, о продукте или услуге, УТП и множество других вопросов. С намерением получить как можно больше цифр и фактов, которых нет в свободном доступе. И чтобы полнее изучить тему, продукт или компанию.
Первоначально брифом пользовались маркетологи. Теперь brief используют в многих интернет-профессиях. Например.
Бриф копирайтера или как избежать недоразумений с клиентом
Сталкивались с ситуациями, когда требуется написать коммерческий текст, а в техническом задании (ТЗ) лишь требования к материалу и ни слова о компании? Увы, такое встречается повсеместно. Клиенты порой не задумываются о важности предоставления подробной информации о бизнесе, а копирайтеры не спрашивают. Результат сотрудничества таких партнеров – тексты-клоны. Их можно разместить на любом сайте, достаточно лишь изменить название компании.
Работа с брифом позволяет подготовить оригинальный материл, который отражает деятельность организации, в частности:
Бриф копирайтера – это анкета с вопросами, которая выдается заказчику перед началом работы над проектом. Заполняя ее, клиент предоставляет информацию о компании и/или продукте, необходимую для подготовки эффективного текста.
Бриф и техническое задание – отличия
Подозреваю, что у некоторых читателей сейчас возник закономерный вопрос: чем же бриф отличается от привычного ТЗ. Давайте отталкиваться от последнего. Техзадание – это требования заказчика, в соответствии с которыми копирайтер пишет текст: тема, объем, требуемая уникальность, вопросы, которые нужно раскрыть, ключевые слова и SEO-параметры, срок сдачи и другие.
Образец технического задания (ТЗ) копирайтеру
Что касается брифа, основная его задача – получить не столько техническую информацию, сколько сведения о компании и продукте, которые будут использованы при подготовке материала. Нужен этот документ преимущественно для работы над коммерческими текстами.
Образец брифа копирайтера
Если предполагается написание нескольких материалов в рамках одного проекта, клиенту достаточно заполнить бриф один раз, при этом ТЗ требуется на каждый текст.
Составление брифа
Единой формы брифа не существует. Он включает те вопросы, которые интересуют копирайтера в конкретном случае. Удобно для разных типов текстов иметь отдельную анкету. Например, шаблон брифа на написание статьи будет значительно отличаться по содержанию от этого же документа, но на текст о компании. Так, у копирайтера может быть 2–3 и более вариантов опросника для клиентов.
Перечень вопросов
Структура брифа на копирайтинг зависит от типа контента, который необходимо подготовить. Этот документ потребуется для разработки таких материалов:
Поскольку заказчики редко предоставляют необходимую информацию вместе с ТЗ, задача копирайтера – самостоятельно узнать все, что нужно для подготовки хорошего текста. Удобнее всего сделать это с помощью брифа-анкеты. Перед началом работы над коммерческим текстом необходимо задать клиенту следующие вопросы:
Бриф для клиента, которому нужен текст о конкретном товаре или услуге, стоит дополнить такими вопросами:
Иногда заказчики обращаются к копирайтеру за текстом, не имея технического задания. Чтобы облегчить им задачу, перед тем, как писать бриф, желательно продумать и включить в него следующие вопросы:
Бриф на написание статьи – альтернатива ТЗ, которая предполагает совершенно другой формат вопросов, в частности:
Такой бриф копирайтера можно не использовать, если техническое задание достаточно емкое и понятное. Но лучше подготовить и иметь его на случай, когда заказчик придет с пустыми руками.
Дополнительная информация
При составлении брифа стоит уделить внимание не только вопросам, но и дополнительной информации. Размещать ее лучше всего в начале или в начале и в конце документа. В этом блоке необходимо разъяснить, зачем нужен бриф и почему клиент должен тратить время на его заполнение. Не забудьте указать электронную почту, на которую заказчик вышлет заполненную анкету, а также контакты для связи.
Оформляем бриф – пример готового брифа
Бриф копирайтера – один из самых важных документов, поэтому оформлять его нужно соответствующим образом. Не ограничивайтесь длинным скучным списком вопросов – разбейте его на разделы. Например, в брифе на копирайтинг для landing page или другого коммерческого текста можно выделить такие блоки:
Перед тем, как написать бриф копирайтера, необходимо продумать его структуру и варианты оформления. Глядя в документ, клиент должен понимать, с кем он работает. В этом поможет ваш логотип или бланк. Великолепно смотрятся брифы, оформленные в едином корпоративном стиле с сайтом.
Пример готового электронного брифа на копирайтинг.
Кроме пересылки электронного документа по email, удобно также передавать заказчику бриф онлайн в виде интерактивной анкеты. Реализовать такой вариант можно с помощью Google Forms. Сервис позволяет создать анкету, которая распространяется в виде короткой ссылки и открывается в браузере любого устройства. Ответы на вопросы автоматически сохраняются в Гугл Документах, а уведомление о заполненном брифе отправляется на указанный email.
Пример брифа копирайтера в Google Forms можно посмотреть по следующей ссылке:
Надеюсь, статья помогла разобраться, как составить бриф копирайтера и оформить его. Благодаря этому документу вам удастся избежать многих недоразумений с заказчиками, сократить число правок и превратить работу в настоящее удовольствие. Желаю удачи и щедрых клиентов!
Было полезно? Оценивайте статью и делитесь с друзьями в социальных сетях.
(23 оценок, среднее: 4,52 из 5)
Бриф для копирайтера
От редакции. Всю сознательную жизнь я думала, что бриф — это краткая сводка, резюме по какому-то вопросу. Потом оказалось, что емкое резюме, написанное после длинного разговора, мутировало в краткий документ, который заполняется клиентом уже без всяких разговоров. Потом краткость куда-то улетучилась, разные брифы бывают и на 5-6 страниц.
А потом я прочитала в словаре, что это не только документ, но и шорты или плавки. С тех пор я непрерывно думаю о море. Благо, до августа и Baltic Digital Days уже недалеко. И это не органичная рекламная вставка, это правда. Нет дня, когда бы я не думала о море.
Но вернемся к брифу.
Бриф должен быть, это как минимум. Автор, не задающий вопросов, подозрителен. В форме ли брифа, в виде ли вопросника, голосом или текстом — вопросы нужно задавать. И бриф — хорошая форма для того чтобы задать вопросы и зафиксировать ответы. Впрочем, я уже начинаю пересказывать статью. Дальше расскажет Оксана Бабич.
Статья написана в рамках статейного конкурса Serpstat и SEOnews. Условия конкурса.
Бриф (от англ. brief — инструкция, сводка) — документ в вопросах и ответах, который поможет узнать основную информацию по заказу и пожелания клиента.
Максимально подробное заполнение брифа = успешная коммуникация между исполнителем и заказчиком, а следовательно, крутой материал в итоге. Но всегда ли нужен бриф? Каким он должен быть? И как добиться от заказчика хоть какой-то информации?
Краткая предыстория, или Обойдусь без брифа…
Ко мне пришел заказчик, просил написать текст о тепловых котлах и не дал практически никакой информации. Я решаю, что не впервой, сажусь за работу, отталкиваюсь от тех предоставленных «слез» и информации на просторах в интернете, в результате все очень плохо. Заказчик недоволен, «а я думал вы профессионал», громко хлопает дверью и уходит, я в трауре собираю кусочки своей самооценки. Пара неудач — и пришло понимание, почему так происходит. Не потому что я не могу, а потому что поленилась поспрашивать и понадеялась на предыдущий опыт. Кроме того, казалось, что заказчик и так должен понимать, какую информацию предоставлять. Однако откуда ему знать, он ведь мог впервые сталкиваться с заказом копирайтинга.
Копирайтеры, не повторяйте моих ошибок: чтобы результат удовлетворил обе стороны, составьте бриф!
Зачем нужен: чтобы выявить цели и задачи проекта, потребности и пожелания клиента, получить ответы на фундаментальные вопросы — что, для кого, как и зачем.
Кому нужен: исполнителю он необходим для понимания направления в работе, чтобы сделать полный фактов, актуальной информации и максимально отвечающий цели материал (продать, рассказать, привлечь внимание). Заказчику важно заполнить бриф, чтобы не получить бред бредовый. Кроме того, наличие брифа — один из признаков профессионализма исполнителя.
Комментарий Котиков: А еще бриф демонстрирует степень адекватности — и клиента, и исполнителя. На стадии брифа уже можно понять, подходите ли вы друг другу.
Всегда ли имеет смысл давать бриф клиенту? Нет. Если к вам пришли с готовым ТЗ, где прописана вся необходимая информация, не нужно мучить людей. Детали и дополнительные сведения можно выяснить и без брифа (в переписке или по телефону). В других ситуациях …
… брифу быть, но какому?
Как правило, обычного (SEO) ТЗ недостаточно, в нем содержится лишь техническая сторона вопроса:
А чтобы написать действительно годный материал, нужно несколько больше, чем ничего. Для этого и предназначен бриф. Ведь писать про динамично развивающую компанию, про необходимость и актуальность ее продукции, про «выбирайте только качество» как-то не очень круто. А придумывать несуществующие преимущества и выгоды — плохо, как ни посмотри.
И вот вы потратили немного времени и составили документ. Отправляете заказчику в радостном предвкушении, что в этот раз все будет отлично. Получаете его назад и впадаете в ступор: из всех вопросов ответы есть только на два-три. Боль, печаль, разочарование и немой вопрос «Почему?». Причин может быть несколько: слишком много вопросов, они непонятны, сложны для восприятия, больше закрытых вопросов, чем открытых.
Давайте разберемся, каким должен быть бриф, чтобы получить нужную нам информацию.
Что и как спрашивать в брифе
Помните: заказчик пришел к вам за помощью, он не специалист в вашем деле, не знает, как правильно и что нужно. Порой он знает, чего хочет, иногда — есть четкое представление, как делать не надо, чаще всего — «вы же профессионал, потому полагаюсь на вас». Ваша задача — выяснить, что же нужно клиенту и дать ему это. Аргументируя, почему именно такой вариант будет лучше и эффективнее.
Составляя бриф, помните, что правильно заданный вопрос — половина ответа. Помогите клиенту максимально упростить заполнение брифа. Для этого грамотно ставьте вопрос и давайте примеры ответов:
Вопрос: Кто ваша ЦА (возраст, пол, профессия, хобби, зоны ответственности, является ли ЦА владельцами или пользователями продукта и т.д.)?
Пример ответа: Мужчины и женщины от 30 лет, собственники розничных точек продаж, стремящиеся расширить ассортимент.
Фрагмент реального ответа
Вопрос: Как часто клиент приобретает ваш товар/услугу, почему?
Пример ответа: Раз в квартал, поскольку товар сезонный.
Вопрос: Ваше предложение ориентировано на профессионалов или рядового пользователя. Насколько глубоко нужно осветить тему?
Пример ответа: На профессионалов, текст должен быть экспертным с примерами и фактами, допустима узкая терминология.
Вопрос: Что получит ваш клиент, приобретя товар/услугу?
Пример ответа: Экономия времени, удобство, новые возможности, престиж.
Фрагмент реального ответа
Вопрос: Ваше УТП — уникальное торговое предложение. Какие вы можете предоставить доказательства УТП (отзывы, опросники, исследования)?
Пример ответа: Все товары представлены в одном экземпляре, а для производства используется технология «Дрон», что позволяет продлить срок службы до 10 лет.
Кроме того, предложите несколько вариантов ответа на вопросы. Например, на вопрос «Какой эффект должен произвести готовый материал?» можно предложить такие ответы: проинформировать, побудить к покупке, распространить, нужен для SЕО-продвижения, комбинация вариантов.
Фрагмент реального ответа
А на вопрос «Какой стиль текста нужен?» — продающий, креативный, информативный, деловой, дружественный, разговорный, с юмором — опять-таки дайте заказчику примеры:
Фрагмент примера стилей
Помимо общих вопросов, старайтесь задать более «личные»:
Также можно попросить примеры понравившихся работ (обязательно! — прим.Котиков), ссылки на конкурентов, дополнительные комментарии и пожелания к тексту, спросить нужно ли упоминать названия и в каком формате, от какого лица писать, где будет размещаться статья (на собственном сайте или стороннем ресурсе).
Совет: не используйте чужие заготовки. Их можно посмотреть для примера, какие-то вопросы взять на вооружение, однако полностью копировать документ не стоит. Разрабатывайте свой опросник, индивидуальный подход — путь к успеху.
Если не хватает информации
Даже в подробно заполненном брифе может не хватать каких-то деталей или потребуются уточнения. Чтобы восполнить пробелы:
Если заказчик не хочет/не может заполнить бриф, предложите ему в устной форме ответить на вопросы, а вы все запишете. При этом любые ваши правки стоит согласовывать, чтобы убедиться в их правильности.
Как оформлять бриф
Способов оформить бриф много. Самыми распространенными являются вордовский документ (отправляете клиенту документ с сопроводительным письмом) и Google формы (даете ссылку). При этом важно все логически структурировать, привести в читабельный вид и не переборщить с креативом. Если используете Word, применяйте таблицы. Например:
Вариант оформления в Word
Если использовать формы Google, то бриф будет иметь такой вид:
Вариант оформления в формах Google
Комментарий Котиков: Мы тоже делаем бриф в гуглоформах. Это удобно — все могут видеть ответы, всегда можно вернуться к брифу, не копаясь в архивах. Неочевидное преимущество — таблица, связанная с формой. В ней можно делать свои пометки и добавлять свои колонки. Например, отметить потенциально интересного клиента или разметить, кто из отдела продаж с кем будет работать.
Структура брифа
Выделите основные блоки:
1. Шапка с вашими именем и контактами (почта, скайп, телефон — все каналы связи, а также ссылка на сайт, если есть, профиль на биржах, должность в агентстве, можно разместить логотип и т.д.).
Зачем: чтобы у заказчика всегда были под рукой ваши контакты и при необходимости он мог с вами связаться.
2. Вступление, в котором важно донести мысль о необходимости заполнения брифа, — раскройте выгоды для заказчика + укажите дедлайны для заполнения.
Зачем: чтобы мотивировать заказчика на максимально подробное и точное заполнение. А сроки важно прописать, чтобы не ждать ответа несколько недель.
Шапка и вступление брифа
3. Блоки с вопросами, которые нужно хорошо продумать.
Выделите моменты, которые вам нужны для работы, например, 1-й блок — контактные данные ответственного лица, с которым вы будете работать, 2-й — о компании (сфера деятельности, регионы работы, целевую аудиторию, особенности и преимущества, какой товар/услугу предлагает, среднюю цену чека, УТП + ссылку на сайт), 3-й блок — цели и задачи текста (реклама, описание), 4-й блок — о стиле подачи материала (креативный, деловой, разговорный, с вопросами к читателю), 5-й блок для заметок — дополнительные пожелания заказчика.
Зачем: чтобы получить всю необходимую информацию для работы.
Не забудьте про элементарную вежливость и в конце поблагодарите за заполнение брифа.
Правила составления брифа
Правило № 1. Не напрягайте заказчика брифом на 10 страниц. Будьте краткими. Для этого продумывайте дальнейшую работу. Вопросов может быть разное количество и зависят они от качества предоставленной заказчиком информации в начале, цели проекта (продвижение уже существующего продукта или реклама нового, информирование, раскрытие полезных фишек), объема проекта (если это один текст, то вопросов будет до 10-20, в случае долгосрочного сотрудничества и работ разной направленности — много больше). Спрашивайте только то, что действительно нужно для работы.
Правило № 2. Используйте открытые вопросы по максимуму, а закрытые, которые подразумевают ответ «да»/«нет», по минимуму. Ваша цель — получить развернутую информацию.
Правило № 3. Соблюдайте последовательность. Начинайте с общей информации и постепенно переходите к «главным» вопросам. Не нужно сначала спрашивать про стиль текста, потом про целевую аудиторию, а позже возвращаться к контактам. Лучше самые важные вопросы ставить в начало.
Правило № 4. Пишите на языке клиента. Не все в теме и многие просто не знают терминов. Профессионализм заключается не в оперировании названиями, терминологией, жаргонами, профессионализм — найти общий язык с каждым заказчиком и удовлетворить его потребности.
Правило № 5. Соблюдайте деловой стиль, но избегайте «сухости» и канцеляризмов. Должно быть видно, что вы действительно хотите сделать свою работу круто. Бриф не для галочки.
Правило № 6. Четко формулируйте вопросы, они не должны быть двусмысленными, риторическими или «оборванными».
Подытожу
Комментарий Котиков
Бриф — в сущности первое, что встречает клиента на старте работ. Если после зажигательного лендинга и продающего КП вдруг все станет уныло и коротко, клиент может и заскучать.
Рассматривайте бриф как второй компред: вы убеждаете клиента в своем профессионализме,попутно вытягивая у него необходимые сведения и проводя окончательный фейс-контроль.
Если клиент не делится сведениями, копирует в бриф тексты с сайта или отмахивается от вопросов — варианта ровно три.
И совет напоследок: пересматривайте бриф хотя бы раз в год, а то и чаще. Вы растете, учитесь, умнеете. Бриф должен умнеть вместе с вами.
Что такое бриф: схемы заполнения и способы создания
Привет всем! С вами снова Анна – копирайтер и опытный фрилансер. В удаленной работе бывают неожиданные моменты. Договорились в переписке о том, что будет одностраничник в 3 экрана с блоком информации. Но тут заказчик начинает возмущаться: почему так мало, где форма для сбора заявок, я хотел синий цвет, а не желтый и т. д. Чтобы избежать претензий с двух сторон, придумали бриф.
Бриф – это документ, который заполняет заказчик. Составляется он исполнителем. Там прописаны требования и пожелания к проекту, чтобы избежать доработок и конфликтов. Сроки и цена заказа тоже туда входят. Но если оформили ИП и не хотите остаться с носом, то лучше оформлять договор. Бриф юридической силы не имеет.
Что такое бриф и его содержание
Бриф (от англ. brief “инструкция, сводка”) – это анкета с вопросами для заказчика. Она дает понять, что представляет собой продукт клиента, и какой проект должен получиться. Там прописывают:
Легко спутать бриф и техническое задание (ТЗ). Разница в том, что первый документ обобщен, а второй похож на подробное руководство к действию.
Изначально бриф существовал только в маркетинге.
Бриф помогает исполнителю лучше понять проект заказчика и его цели. Преимущества, УТП, особенности работы. Копирайтер без такой информации не сможет написать хороший продающий текст.
Кому нужен бриф
Благодаря опроснику заказчик получает желаемое, а исполнитель знает, что делать.
Когда нужно предлагать клиентам анкету:
Если у заказчика возникают сложности, помогите заполнить опросник. Потом перечитайте его вместе еще раз. Утвердите.
Виды брифов и различия между ними
Первые разновидности брифа были задуманы для рекламы:
Экспертным брифом пользуются в рекламе, копирайтинге, контент-маркетинге. Он знакомит с целевой аудиторией, помогает сделать захватывающий контент.
Копирайтерам, дизайнерам проще делить бриф на 2 типа:
Главное – составить правильный список вопросов. Но и тут нечего бояться. Представьте, что проект уже в работе. Перед вами пустой файл, и вы ничего не знаете о пожеланиях клиента, его продукте. Вопросы будут сами собой напрашиваться. Ваше дело их только записать.
Давать ли бриф новым клиентам
Это обязательное условие для сложных заказов. Как вы сможете написать продающий текст про незнакомого бизнесмена? Никак. А клиентский опросный лист будет вашей шпаргалкой. Так вы узнаете сильные стороны заказчика и выгодно их “обыграете” в статье.
Приготовьтесь объяснять, что такое бриф, а также помогать заполнять его. Если вы сами отвечали на все вопросы анкеты под диктовку клиента, дайте ему прочитать готовый документ. А то потом клиент заявит, что хотел другое. Приступайте к работе только после утверждения.
Как попросить клиента заполнить бриф
К образцу брифа можно приложить сопроводительное письмо. Напишите, что подробно заполненная анкета поможет быстро и точно определиться со сроками и ценой. Заказчику выгодно планировать бюджет заранее, поэтому он согласится.
Некоторые фрилансеры и digital-агентства рубят сгоряча, когда пишут: “Если вы будете заполнять бриф менее 10 минут, мы не сможем с вами работать”. Не советую так делать. Да, найдется пара человек, которых вы убедите. Остальных напугает грубость и непонимание, зачем писать что-то в этой анкете.
Когда заказчик отказывается заполнять анкету, даже понимая всю важность, позвоните ему и расспросите сами. У этого метода много преимуществ. Во-первых, вы получите более развернутые ответы. Некоторым людям проще излагать мысли устно, а не письменно. Во-вторых, вы сразу получите нужную информацию и утвердите без длительных переписок.
Структура
Иногда приходится создавать бриф с чистого листа. Шаблоны не подходят проекту. Вашим путеводителем станет готовая структура.
Заголовок в стиле “Бриф (название услуги)”. Внизу приписать всю важность заполнения и условия.
Информация о компании:
Бюджет проекта. Сколько клиент готов потратить и как собирается оплачивать.
Примечания. Заказчик в свободной форме пишет свои пожелания.
Остальные пункты зависят от вашей сферы деятельности. Копирайтеру важно узнать о стиле, объеме. Веб-дизайнеру важно понимать, какие цвета, разделы, формы блоков хочет видеть на сайте заказчик.
Примеры брифов
Чтобы анкета не отпугивала, а, наоборот, привлекала, надо поработать над дизайном и содержанием. Предлагаю несколько простых, но приятных примеров для вдохновения.
Пример 1. Этот опросник располагает к себе. Автор использует вначале “с любовью” и мягко объясняет, почему ответы клиента так важны. Строки не перегружены. Да, не хватает цветов, оригинальности. Но консервативные люди оценят за простоту и понятность.
А в конце есть благодарность и пожелание. Любому человеку хочется почувствовать внимание и доброту. Здесь есть все шансы на успех.
Пример 2. Автор разместил ссылки брифов на сайте. При наведении на любой желаемый опросник внизу появляется предложение скачать. Цветовая гамма, минимализм не отвлекают от сути.
В анкете много воздушного пространства, мало текста. Синдромы “много букв” и “я не знаю, где писать” не возникнут. Все четко и ясно.
Пример 3. Бриф на аудиоролик/сценарий. Да, стиль не современен, но зато есть полный комплект вопросов, который поможет воплотить задумку заказчика.
Как сделать бриф самостоятельно
У разных сфер деятельности отличается содержание. Некоторые специалисты предпочитают затачивать опросник под каждую категорию услуг. Например, один документ на создание логотипа, другой под дизайн сайта.
Детальное знание потребностей заказчика важно, но 12 – 13 вопросов хватит. Да, и заполнять несколько листов большинство людей откажутся.
Дорогие копирайтеры, если нет времени делать самостоятельно бриф, можно скачать шаблон для продающих текстов.
Составление списка вопросов для заказчика
Какую задачу, проблему хотите решить. Пункт описывает результат, который нужен заказчику. Добавьте 3 – 4 варианта и возможность дополнить ответ. К примеру, копирайтер может предложить:
Объем. Нужно говорить на языке клиента. Далекому от интернет-маркетинга человеку вряд ли что-нибудь скажут слова “лиды”, “охват”. Спросите у него, сколько новых покупателей он хочет получить.
Описание товара/услуги. Этот пункт должен быть подробным, чтобы удалось решить поставленную клиентом задачу идеально. По стандарту это могут быть характеристики продукта, способы использования, чувства: эйфория, уверенность, комфорт и т. д., которые он должен вызывать. Объяснение цены тоже важно. Дороже или дешевле, чем у конкурентов. Информация об акциях и скидках.
Я быстро накидала вопросы об услуге “Курсы похудения для молодых мам”. То есть после прочтения ответов должна сложиться четкая картина, с чем вы будете работать.
Сроки. Спрашиваете, когда клиент хочет получить готовый проект. Если он написал нереально короткий промежуток времени, то это надо обсуждать.
Описание целевой аудитории. Кто покупает товар или заказывает услуги у вашего клиента? Может быть, это мама с двумя детьми или одинокий преподаватель в годах.
Примеры любимых проектов клиента. Пусть он укажет 3 – 4 оформления сайтов, если речь идет о веб-дизайне. Вы узнаете предпочтения заказчика, остановитесь на подходящем стиле работы.
Бюджет. Важно обговорить это в самом начале. Иначе можно получить за проект 3 копейки. Клиенты высокого уровня сразу устанавливают рамки бюджета.
Ссылки на сайты конкурентов. Достаточно указать 3 – 4 главных соперника по бизнесу.
Особенные вопросы, связанные с типом услуги. Тем, кто занимается продвижением сайтов, важно узнать, нет ли у клиента похожих по тематике сайтов. Чтобы избежать санкций поисковых систем.
Дополнительная информация. Попросите заказчика заполнить это. Некоторые пожелания могут не вписываться в шаблонные пункты.
Где создать анкету
К созданию брифа стоит подойти тщательно. Я нашла для вас сервисы, которые упростят и ускорят работу.
Добавьте таблицу с двумя столбцами, подзаголовки в MS Word или Google Документах. Если вы работаете только онлайн, то выбирайте второй вариант. Удобнее отправить ссылку, а не выгружать файл десятки раз.
В этом сервисе можно делать любые анкеты. Заходите, пишете вопросы, варианты, оставляете пустые поля для развернутого ответа. Созданный шаблон можно встроить на свой сайт. Копируете HTML из Google Форм на страницу своего сайта. Выглядит это презентабельно. Можно создать один бриф под все виды проектов. Заказчик укажет, что ему нужно, и получит соответствующую анкету.
Делаете страницу или вставляете опросник на один экран лендинга. Используйте бесплатные плагины для WordPress, например, Formidable Forms или Breezing Forms. На сайте лучше ограничиться коротким опросником. Когда клиент заполнит его и отправит заявку, тогда можно отправить расширенную версию в Google Документе или файле MS Word.
Секреты оформления
Владельцы сайтов могут просто создать онлайн-анкету на странице. Еще как вариант – отправляйте на электронную почту.
Если вы работаете не в интернете, то раздавайте документ лично или по почте.
Негласные правила оформления:
Как заполнить бриф
Нет универсальной схемы заполнения брифа. Отвечаете сначала на легкие, потом сложные вопросы. Если что-то неясно, связываетесь с исполнителем. Не хотите писать? Вы можете попросить консультацию по телефону или Skype и в свободной форме рассказать о своих пожеланиях.
Заключение
Делать бриф, заполнять ли его – личное дело каждого. Но только при отлаженном сотрудничестве исполнителя и заказчика оба получат желаемое.
Что ожидает специалиста, который не раздает бриф клиентам? Отсутствие профессионального роста, крупных заказов и хорошего дохода. Опросник – это следующая ступенька карьерного роста и ответственного отношения к работе.
А как вы узнаете и записываете требование заказчика?
Подписывайтесь на блог. У нас есть все, чтобы сделать вас продвинутым специалистом.