что такое борьба с ересью
В XII веке на юге Франции распространилась альбигойская ересь. Альбигойцы считались христианами, но их вероучение сильно отличалось от доктрины католицизма. В 1209 г. папа Иннокентий III после увещеваний объявил против них крестовый поход.
Но даже война не искоренила все тайные еретические общины. Они активно проповедовали от Рейна до Пиренеев. В это время церкви угрожали не ведьмы, а опасность гораздо серьезней – ересь и фальшивое почитание христианской веры. Появилась потребность в особом церковном органе.
В 1215 г. IV Латеранский собор учредил суд католической церкви – святую инквизицию. Ее миссией стало разоблачение еретиков, прячущихся среди добрых католиков. Инквизиторы проводили следствие и хорошо разбирались в христианском учении.
В истории инквизиции можно выделить 2 периода:
Термин «инквизиция» (с лат. «расследование») появляется при возникновении трибуналов. Инквизиция характеризуется не только судебной процедурой и наказанием. Отличительной чертой является постоянное присутствие уполномоченного на выявление ереси судьи.
Цель инквизиции – розыск и наказание еретиков. Всех сомневающихся, оспаривающих догматы церкви ждал Святой трибунал. Но возмездие за вероотступничество было не главной задачей. Преобладало стремление вернуть заблудших в лоно церкви.
С XV века инквизиторы открыли охоту на ведьм и колдунов. Причиной этого стало распространение мистицизма и протестантизма. Святая инквизиция беспощадно преследовала науки, если они не соответствовали религиозным канонам.
Преступления против веры находили в произведениях искусства и литературе. В 1599 г. был учрежден «Индекс запрещенных книг». Он действовал до середины XX века.
Инквизиторы действовали по судебному регламенту. Буква закона строго соблюдалась.
Следствие начиналось с доноса. Вызывали свидетелей, собирали улики. Эксперты, помощники инквизитора, определяли обоснованность подозрения в ереси. Обвиняемого отправляли в каземат, имущество его описывали. Все показания на допросах документировал секретарь.
Обвиняемому назначался адвокат. Но тот больше убеждал подзащитного признаться, чем старался оправдать его. Трибунал мог заподозрить защитника в симпатии еретику.
Человек, уличенный в ереси, мог признать вину и раскаяться. Тогда на него накладывали епитимью. Наказания для грешников были разные:
Подсудимый мог упорствовать в своих убеждениях. В таких случаях его подвергали пыткам. Набор для допроса с пристрастием в основном включал огонь, воду, плети, дыбу. Церковники сами не касались несчастного. Приглашали городского палача.
Миллионы казненных. Кому выгодно
Книги о средних веках рассказывают о фантастическом количестве казненных инквизицией. Называются 10–12 миллионов жертв.
Открытые архивы показали истинную картину. Все судебные процессы протоколировались. Например, инквизиция в Испании за 150 лет вела почти 50 тысяч дел. На костер отправили только 775 человек.
Массовая культура рисует Святую инквизицию черными красками. Впервые инквизицию стали критиковать в эпоху Просвещения. Сказать о христианстве доброе слово в образованной среде было неприлично. Тогда начал формироваться образ жестокого орудия церкви.
Протестанты ненавидели католическую церковь. Они тратили крупные средства для уменьшения ее роли и возвышения себя. В английских научных трудах отражена старая вражда католиков и протестантов.
Франция XIX века была полем сражения либералов и консерваторов. Последние пользовались поддержкой католической церкви. Либеральная пресса публиковала научные работы, направленные на дискредитацию церкви.
Инквизиция оказалась удобной организацией. На нее повесили тяжелые обвинения в мракобесии, стяжательстве и жестокости.
Инквизиция как следственный аппарат прекращает деятельность в начале XIX века. В 1908 г. получает название «Священная конгрегация доктрины веры». До Второго Ватиканского собора она имела привилегии, и ее главой был папа римский.
Сегодня Конгрегация доктрины веры управляется кардиналом. Занимается вопросами веры и морали внутри церкви.
Ересь в средневековой Европе
В 1215 году католическая церковь определилась, как бороться с инакомыслием.
Явление в религиозной жизни европейцев
Еретические движения в Европе — это явление довольно однотипное и достаточно прямое по своей идеологии, если рассматривать его с точки зрения догматики. Следует сказать, что европейские еретические течения и неканоничные секты Московской Руси 15−16 вв. были в этом похожи. Участники подобных движений стремились толковать Библию без посредничества церкви. Таков был главный лейтмотив всех еретических сект и движений в Средневековой Европе, коих было великое множество.
Священное Писание — источник знаний о боге и о божественном законе, на который опирались идеологи ересей. По их мнению, простой человек и сам мог понять Библию.
Церковь же считала, что Священное Писание невозможно верно истолковать без её посредничества, ведь Библия изобилует рядом формальных противоречий. Например, закон Моисея и слово Иисуса имеют расхождения. Позиция церковников была твёрдой — они представляют институт общественной жизни, который призван учить человека закону божьему. Ведь без этого невозможно найти спасения, понять Господа и его законы. В начале 17-го века эти идеи сформулировал деятель католической церкви кардинал Роберто Беллармин. Инквизитор полагал, что Библия для несведущего человека — это набор запутанной информации.
Иными словами, если у общества отпадёт надобность в посреднической миссии церкви в познании Библии, то церковная иерархия также окажется невостребованной. Именно поэтому подавляющее большинство средневековых еретических течений Западной Европы выступало против церковной организации как института общественной жизни.
Юг Европы: главный регион антицерковного движения
На исходе 12-го столетия в горных районах севера Италии и юга Франции возникли два мощных антицерковных еретических движения. Речь о катарах и сторонниках Пьера Вальдо. Вальденсы станут настоящим бичом Тулузского графства на рубеже 12−13 вв. Церковь здесь оказалась в незавидном положении. «Лионские бедняки» поначалу не стремились к конфликту с духовенством, но их проповеди о свободном чтении Библии мирянами провоцировали клириков. Катары также представляли серьёзную угрозу для церкви на юге Франции.
Одним из главных подвижников в борьбе с ересями тогда стал святой Доминик, который направился со своими соратниками в неспокойный регион с проповедями. Центром распространения еретических движений был окситанский город Монпелье. Возникновение общин святого Доминика и его активная деятельность как проповедника не убедила инакомыслящих. В 1209 году началось вооружённое столкновение: был объявлен крестовый поход против еретиков, который возглавил граф Тулузы Симон IV де Монфор. Это был опытный воин и бывалый крестоносец. К 1220 году вальденсы и катары потерпели поражение: католикам удалось справиться с главными очагами еретических течений на территории графства Тулуза. Инакомыслящих сжигали на кострах. В дальнейшем королевская администрация окончательно расправится с вальденсами.
Монашествующие ордена также внесли серьёзный вклад в победу над еретиками юга Франции. Ведь именно они стали главными идеологическими противниками отступников — нищенствующие монахи занимались лишь проповедью. В лице доминиканцев и францисканцев еретикам противостояла идея о нищенствующей церкви.
Четвёртый Латеранский собор
Апофеозом могущества церкви стало главное событие 1215 года — Четвёртый Латеранский собор. Каноны и постановления этой ассамблеи определили весь дальнейший путь развития религиозной жизни Западной Европы. На соборе присутствовало около 500 епископов и приблизительно 700 аббатов — это было самое представительное церковное мероприятие католиков за долгое время. Сюда также прибыли делегаты от константинопольского патриарха.
За всё время работы собора было принято около 70 канонов и постановлений. Многие из них касались внутрицерковной жизни, но некоторые регламентировали и повседневную жизнь мирян. Цикл жизни от рождения до погребения — каждый его элемент подвергся строгому анализу и выработке церковных норм. Именно на этом соборе приняли положение о церковном суде. Так родилась инквизиция. Этот инструмент борьбы церкви с инакомыслием станет самым эффективным. Историки считают, что 1215 год является датой полной христианизации западноевропейской цивилизации.
Ереси
Иоанн Дамаскин
Пустыня около Мертвого Моря, Сирия, Персия и другие страны Ближнего Востока
I в. – по настоящее время
Симон Волхв (первый известный гностик)
Восточные провинции Римской империи
IV-VI вв., но в той или иной степени встречается и доныне
IV в., но в той или иной степени встречается и доныне
IV в., но в той или иной степени встречается и доныне
XVI в. – по настоящее время
XVI в. – по настоящее время
XVI в. – по настоящее время
XVII в. – по настоящее время
XVII в. – по настоящее время
XVIII в. – по настоящее время
XVIII в. – по настоящее время
XVIII в. – по настоящее время
Джон Уэсли, Джордж Уайтфилд
Таинства есть только видимые знаки внутренней благодати.
XVIII в. – по настоящее время
XIX в. – по настоящее время
Чарльз Тейз Рассел
XIX в. – по настоящее время
Елена Блаватская, Уильям Кван Джадж, Генри Стил Олкотт
6. Борьба с ересью
Теперь говорят, что нельзя наказывать за ересь. Я часто думаю, вправе ли мы наказывать за что-либо другое…
К. Г. Честертон. Человек, который был четвергом
Уж, коль скоро мы осудили «принуждение к святости» как дело недостойное звания ученика Распятого и Воскресшего Бога Христа, то настало время поговорить о христианском отношении к заблуждающимся и вводящим в заблуждение.
Сказано в Писании: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден». (Тит.3:10,11)
Заметьте, самоосужден! То есть он сам себе собрал «материал» на суд Божий. Мы-то кто такие, чтобы предать его суду земному? Его можно даже пожалеть, потому что очень скоро в небесном слушанье его дела невозможно будет подкупить Судью, невозможно сбежать из узилища!
Однако оставить ересь без внимания никак не возможно! Ведь еретик способен привести к вечной погибели не только себя, но и ни в чем не повинные души. О равнодушии к ересям прекрасно сказано у Иоанна Златоуста:
И не говори мне таких бессердечных слов: “Что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего”. У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют Одного и Того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого и покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всей уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь… Разделим между собою заботу о спасении наших братьев. Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. И когда налицо не один, не два и не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь беспечности, а отнюдь не по слабости, многие погибают и падают духом. Не безрассудно ли, на самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся, — да что я говорю — драку? Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку, чтобы поднять его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Хулящий святую веру — тот же упавший осел; подойди же, подними его и словом, и делом, и кротостью, и силою; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближним, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление».
Иоанн Златоуст. Беседы о статуях, 1 // Творения. СПб., 1896. Т. 2. С. 25–26
Сегодняшняя история не вполне достоверна. О ней мы знаем со слов пресвитера Руфина, который передал рассказ Палладию, епископу Еленопольскому, который, в свою очередь, и поместил эту повесть в свою книгу Лавсаик.
Главный герой этой истории Коприй Египетский — монах, живший в 4 веке.
Очень хорошо знал он о слабостях человеческой натуры, ибо и сам однажды (под конец жизни) впал в отступничество, когда поверил «навязчивому рекламному сервису» императора Юлиана Отступника. Тот уговорил египетского монаха отречься от Христа, ибо рассказал «свое свидетельство» о том, что языческие боги гораздо круче Распятого Галилеянина. Свидетельство сопровождалось демонстрацией орудий пыток, поэтому было до чрезвычайности убедительным. Коприй отрекся от Христа, но тут же его обличил верный сподвижник Патермуфий. Коприй быстро осознал, что был неправ, устыдился своего малодушия, покаялся и более от Христа не отрекался даже под пытками. Более того, пример его стойкости обратил в христианство одного из палачей — Александра, которого тут же и сожгли. А самого Коприя обезглавили вместе с Патермуфием.
Но речь не об этом эпизоде.
Парадокс нашей сегодняшней истории в том, что почти вся жизнь Коприя прошла под знаменем триумфа христианства. Отступничество Юлиана и связанные с этим гонения многим христианам пришлись как снег на голову (вполне возможно, что это был этакий холодный компресс Господень). Ведь христиане уже постепенно входили во вкус статуса христианства как религии государственно важной и полезной. Уже сами начинали пугать и пытать еретиков (пока еще робко и неумело).
Так вот, задолго до своей мученической кончины Коприй был пресвитером и однажды схлестнулся в богословском диспуте с еретиком-манихеем. Толпа радостно поддерживала Коприя (надо сказать, что народом христианским Коприй был любим). Однако манихей не сдавался и еретичность свою признавать не желал. Тогда Коприй предложил ему логичное (по тем временам) испытание истинности верований.
— Давайте разожжем костер и войдем в него оба. Кто сгорит, тот и еретик! — примерно так сказал монах-пресвитер своему оппоненту.
Толпе идея понравилась, костерок за несколько минут разожгли изрядный. Коприй взял манихея за руку и повел, было, в горнило испытания. Однако еретик не растерялся и предложил ходить в огонь по очереди, возложив «бремя доказательств» на утверждающего и пригласив лезть в костер того, кто все это придумал.
Дальше начинаются чудеса. Согласно рассказу, Коприй вошел в огонь и простоял в нем полчаса, нисколечко не пострадав. А вот манихею затея с горнилом испытания с каждой минутой казалась все менее привлекательной, поэтому он хотел под шумок горящих поленьев незаметно скрыться, но народ, не избалованный теледебатами и ток-шоу, отказываться от зрелища не пожелал и еретика на костерок все-таки затащил силой…
Тот, разумеется, загорелся отнюдь не прекрасной идеей, но самым натуральным пламенем и из костерка выпрыгнул. Народ схватил его с твердым намереньем довести огневое шоу до конца, ибо ересь никому не нравилась.
Вот тут во всей красе и проявился характер Коприя. Он велел толпе еретика отпустить и запретил причинять зло.
Случай для поздней античности — раннего средневековья беспрецедентный. Вместо того чтобы заслуженно покарать хулителя имени Божьего (а манихеи считали, что Бог Писания — не единственный, есть еще равный Ему злой бог), предать его в руки светских властей, пресвитер велел еретика пожалеть и отпустить.
А ведь нравы тогда были пожестче, чем в просвещенной Европе 16 века…
Пусть в этой истории много легендарно-мифического. Пусть можно предположить, что чудесное получасовое стояние в костре — поздняя выдумка агиографа. Скорее всего, толпа, возмущенная наглостью манихея, не дожидалась подвига любимого пресвитера, а сразу бросила еретика в огонь. Но милость к еретику, нежелание прибегнуть к насилию, даже когда все аргументы исчерпаны, заслуживает, на мой взгляд, безусловного уважения.
Легенда о Коприи Египетском, по моему скромному мнению, имеет глубокий моральный посыл: Борьба с ересью — это дело Божье. Когда Коприй отпустил еретика, он проявил чудо доверия Богу. И, как знать, может быть способствовал его обращению…
Господь когда то сказал не в меру агрессивным своим ученикам: «Не знаете, какого вы духа». Не наше дело сводить огонь с небес.
Даже самый суровый из Апостолов не выкрал ночью тайком еретика с вооруженным отрядом зилотов и не прирезал его, но предал в руки Божьи.
Предайте еретика Господню наказанию. И не подменяйте своими неуклюжими гонениями Божьего воспитательного действия. Только Христос имеет право поразить еретика слепотой, но не инквизитор с окровавленной вилкой в руках. Потому что Христос может раскаявшегося слепца исцелить и сделать своим апостолом. А инквизитор с глазным яблоком еретика на вилке — не может…
Конечно, бывает и так, что вилка находится в руке еретика, а на дыбе — христианин. Но даже и в таком случае можно показать, что ересь — зло, распространяющее духовный смрад. Надо лишь сделать явным это зловоние для тех, у кого «заложило нос».
Меня лично поразил поступок скромной и безымянной христианской мученицы. О ее судьбе поведал в своей «Истории франков» уже знакомый нам Григорий Турский. Будучи правоверной католичкой, девица попалась в руки арианских палачей, склоняющих ее к антитринитарной ереси. Что может сделать хрупкая и маленькая женщина, которую терзают грязные и сильные мужланы? Как протестовать против ереси, вися на дыбе? Девушка избрала единственно доступный ей способ борьбы с ересью: когда ее после пыток насильно повели крестить, она просто накакала в купель.
Вот как описывает это епископ Григорий:
В это же время Тразамунд начал гонения на христиан и пытками и всяческими казнями принуждал жителей Испании принять лжеучение арианской ереси. Тогда произошел такой случай: одну набожную, очень богатую девушку, почитаемую по достоинству в миру за ее происхождение, ибо она была из знатной сенаторской семьи, и, что самое главное, стойкую в католической вере, безупречно служившую всемогущему богу, повели на допрос. Когда ее привели к королю, он сначала льстивыми речами уговаривал ее принять арианскую ересь. Она отразила щитом своей веры отравленные ядом копья его речей, и он повелел отнять у нее богатства, но разумом ее уже владели сокровища рая. Тогда он приказал подвергнуть ее мучительным пыткам, чтобы у нее больше не осталось надежды на земную жизнь. Что же дальше? После многочисленных пыток и после того, как у нее отняли земные богатства, она не сломилась и не отреклась от святой троицы, и ее силой повели вновь креститься [по арианскому обряду]. И когда ее насильно заставили погрузиться в этот кладезь нечистоты, она воскликнула: «Верую, что Отец, Сын и Святой Дух едины по природе и по сущности!». Сказав же это, она загрязнила всю воду, как та и заслуживала, испражнениями своего чрева. Затем ее отвели на судебную расправу, и после дыбы, огня и когтей ей отрубили голову, посвятив тем самым ее жизнь господу Христу.
Григорий Турский. История Франков. Книга вторая
Поэтому, если имеете силу, не применяйте ее против еретика. Оставьте его в покое. Проповедуйте истину и опровергайте ересь доводами Священного Писания и разума. Если же силы против еретика не имеете, постарайтесь сделать так, чтобы всем стала понятна мерзкая сущность ереси, а сами оставайтесь верными Истине до конца!
Читайте также
2. Иосиф Волоцкий – один из главных персонажей борьбы с ересью жидовствующих на Руси
2. Иосиф Волоцкий – один из главных персонажей борьбы с ересью жидовствующих на Руси Иван Санин (таково было первоначальное мирское имя Иосифа Волоцкого) был родом из волоколамских дворян, сыном боярина. В роду Ивана Санина известно 18 монашеских имен и только одно
13. Борьба Иосифа Волоцкого с Ересью жидовствующих на Руси и отражение этой борьбы в истории ветхозаветного Иосифа
13. Борьба Иосифа Волоцкого с Ересью жидовствующих на Руси и отражение этой борьбы в истории ветхозаветного Иосифа Как мы уже говорили, якобы в XV веке, а на самом деле в XVI веке, в Русь-Орду проникает ересь жидовствующих. Начинается тяжелая борьба с ней. Одним из главных
Вместо послесловия Борьба за развитие Сибири и Дальнего Востока — борьба за Украину и ответ на экспансию НАТО!
Вместо послесловия Борьба за развитие Сибири и Дальнего Востока — борьба за Украину и ответ на экспансию НАТО! * * *Инновационное развитие Сибири и Дальнего Востока — вот каков сегодня реальный противовес расширению НАТО, «украинской проблеме», усилению Китая, натиску
3. Борьба старшего Юрия (Георгия) Долгорукого с племянником, молодым Изяславом Мстиславичем — это борьба евангельского Ирода с «младенцем Иисусом»
3. Борьба старшего Юрия (Георгия) Долгорукого с племянником, молодым Изяславом Мстиславичем — это борьба евангельского Ирода с «младенцем Иисусом» Вероятно, князь Юрий Долгорукий выступает в русской истории в двоякой роли. Во-первых, как отец Иисуса Христа (Андрея
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ СОБЫТИЯ ПРИ ПРАВНУКАХ ЯРОСЛАВА I, БОРЬБА ДЯДЕЙ С ПЛЕМЯННИКАМИ В РОДЕ МОНОМАХА И БОРЬБА СВЯТОСЛАВИЧЕЙ С МОНОМАХОВИЧАМИ ДО СМЕРТИ ЮРИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА ДОЛГОРУКОГО (1125-1157)
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ СОБЫТИЯ ПРИ ПРАВНУКАХ ЯРОСЛАВА I, БОРЬБА ДЯДЕЙ С ПЛЕМЯННИКАМИ В РОДЕ МОНОМАХА И БОРЬБА СВЯТОСЛАВИЧЕЙ С МОНОМАХОВИЧАМИ ДО СМЕРТИ ЮРИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА ДОЛГОРУКОГО (1125-1157) Сыновья Мономаха. – Мстислав, великий князь. – Усобица между Святославичами
2. Иосиф Волоцкий — один из главных персонажей борьбы с ересью жидовствующих на Руси
2. Иосиф Волоцкий — один из главных персонажей борьбы с ересью жидовствующих на Руси Иван Санин (таково было первоначальное мирское имя Иосифа Волоцкого) был родом из волоколамских дворян, сыном боярина. В роду Ивана Санина известно 18 монашеских имен и только одно
13. Борьба Иосифа Волоцкого с Ересью жидовствующих на Руси и отражение этой борьбы в истории ветхозаветного Иосифа
13. Борьба Иосифа Волоцкого с Ересью жидовствующих на Руси и отражение этой борьбы в истории ветхозаветного Иосифа Как мы уже говорили, якобы в XV веке, а на самом деле в XVI веке, в Русь-Орду проникает ересь жидовствующих. Начинается тяжелая борьба с ней. Одним из главных
Классовая борьба и борьба внутри господствующего класса
Классовая борьба и борьба внутри господствующего класса В X—XI вв. классовая борьба в отличие от предшествующего периода носила в основном узкий местный характер. Разновременные выступления разобщенного закрепощаемого крестьянства не сливались в единое широкое
ГЛАВА СЕДЬМАЯ БОРЬБА С ЕРЕСЬЮ ПРОТЕСТАНТИЗМА
ГЛАВА СЕДЬМАЯ БОРЬБА С ЕРЕСЬЮ ПРОТЕСТАНТИЗМА Крестовый поход против колдовства позволил Церкви вволю потешить свое женоненавистничество и поставить женщин под авторитарный контроль, переводивший их на положение подчиненных и державший их на якобы предназначенном для
II. Борьба социальная и борьба против завоевателей
II. Борьба социальная и борьба против завоевателей В любой период нашествий возникает одна и та же проблема: в каких пропорциях внешний враг получает осознанную или неосознанную поддержку изнутри? Использовали ли угнетенные социальные классы эту ситуацию, чтобы взять
16. Странный мятеж во время «крестин Елизаветы», борьба опричнины с Земщиной, Варфоломеевская ночь, борьба иудеев с персами, праздник Пурим
16. Странный мятеж во время «крестин Елизаветы», борьба опричнины с Земщиной, Варфоломеевская ночь, борьба иудеев с персами, праздник Пурим Согласно нашим результатам, борьба с ересью жидовствующих (в некоторых документах их называли также протестантами, лютеранами,
17. Преследования христиан при Нероне и борьба христиан с ересью жидовствующих при Иване Грозном Пурим и Варфоломеевская ночь
17. Преследования христиан при Нероне и борьба христиан с ересью жидовствующих при Иване Грозном Пурим и Варфоломеевская ночь Одним из наиболее известных сюжетов в правление Нерона считается «преследование христиан». Тацит, например, рисует следующую картину. После
3. БОРЬБА СТАРШЕГО ЮРИЯ (ГЕОРГИЯ) ДОЛГОРУКОГО С ПЛЕМЯННИКОМ, МОЛОДЫМ ИЗЯСЛАВОМ МСТИСЛАВИЧЕМ – ЭТО БОРЬБА ЕВАНГЕЛЬСКОГО ИРОДА С «МЛАДЕНЦЕМ ИИСУСОМ»
3. БОРЬБА СТАРШЕГО ЮРИЯ (ГЕОРГИЯ) ДОЛГОРУКОГО С ПЛЕМЯННИКОМ, МОЛОДЫМ ИЗЯСЛАВОМ МСТИСЛАВИЧЕМ – ЭТО БОРЬБА ЕВАНГЕЛЬСКОГО ИРОДА С «МЛАДЕНЦЕМ ИИСУСОМ» Вероятно, князь Юрий Долгорукий выступает в русской истории в двоякой роли. Во-первых, как отец Иисуса Христа (Андрея
2.12. Борьба Тиберия с Германиком и борьба Констанция II с Константом
2.12. Борьба Тиберия с Германиком и борьба Констанция II с Константом а. БОРЬБА МЕЖДУ ТИБЕРИЕМ И ГЕРМАНИКОМ. УБИЙСТВО ГЕРМАНИКА.• b. БОРЬБА МЕЖДУ КОНСТАНЦИЕМ II И КОНСТАНТОМ. УБИЙСТВО КОНСТАНТА.1а. ВТОРАЯ ИМПЕРИЯ. Тиберий и Германик появляются на политической сцене
Глава четвертая События при правнуках Ярослава I, борьба дядей с племянниками в роде Мономаха и борьба Святославичей с Мономаховичами до смерти Юрия Владимировича Долгорукого (1125–1157)
Глава четвертая События при правнуках Ярослава I, борьба дядей с племянниками в роде Мономаха и борьба Святославичей с Мономаховичами до смерти Юрия Владимировича Долгорукого (1125–1157) По смерти Мономаха на киевском столе сел старший сын его Мстислав; соперников ему
- что лучше злокачественная или доброкачественная опухоль
- что такое рендеринг фото