что такое большое кольцо метро москвы
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Большая кольцевая линия метро
Последние новости
На данный момент
Десять станций Большой кольцевой линии метро открылись для пассажиров 7 декабря.
Описание
Большая кольцевая линия метро – крупнейший в мире проект в области метростроения. Длина метрокольца составит 71 км с 31 станцией и тремя электродепо. Таким образом, БКЛ может стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км)
СПЕЦПРОЕКТ: Большая кольцевая линия
Зачем нужно еще одно метрокольцо?
В Москве каждый день огромное число пассажиров метрополитена едет в центр до Кольцевой линии и дважды делает там пересадку, чтобы доехать до нужной станции, расположенной на соседней радиальной ветке. БКЛ соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии. Таким образом, новое кольцо метро сэкономит 30 минут на каждой поездке.
Со станций БКЛ можно будет сделать:
В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиальные линии метро:
Хронология открытия станций БКЛ
БКЛ строят и запускают участками. Полностью метрокольцо замкнется в 2022 году.
Открытие первых пяти станций Большого кольца улучшило транспортную ситуацию в четырех районах столицы – Хорошевский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский, а также в деловом центре «Москва-Сити».
В декабре 2018 года открылась еще одна станция Большого кольца метро – «Савёловская». Как строители преодолевали трудности при сооружении станции на глубине 65 метров и что думают об ее открытии москвичи? Съемочная группа портала Стройкомплекса собрала уникальные кадры со строек и поговорила с теми, кто воплощал проект в жизнь.
27 марта 2020 года открыли станции «Лефортово» и «Авиамоторная» вместе со вторым участком Некрасовской ветки. До полного запуска БКЛ они работают в составе розовой линии.
Из Некрасовки в Лефортово на метро: открыто шесть станций Некрасовской линии и БКЛ
31 декабря 2020 года заработала станция «Электрозаводская». Она расположена в Басманном районе, вдоль Семёновской набережной, у примыкания к Казанскому направлению Московской железной дороги (МЖД). До завершения строительства БКЛ станция также будет работать в составе Некрасовской линии.
Панно «Битва героев»: открыта 10-я станция метро на БКЛ
1 апреля 2021 года открыли еще две станции – «Народное Ополчение» и «Мнёвники». Они стали первыми станциями метро в районе Хорошёво-Мнёвники, где проживает 174 тыс. человек, а планируемый прирост населения с учетом строящихся и перспективных объектов, а также реализации программы реновации жилищного фонда составляет 76 тыс. человек.
На БКЛ открыты станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение»
До конца 2021 года планируется открыть самый масштабный участок метро – одновременно запустят 10 станций БКЛ: «Терехово» «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино» и реконструируемую «Каховскую». Сейчас там ведутся пусконаладочные работы.
Техпуск: станции БКЛ метро «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково»
Техпуск юго-западного участка БКЛ метро
Техпуск четырех станций БКЛ метро
По словам генерального директора АО «Мосинжпроект» Юрия Кравцова, холдинг успешно реализует этот важнейший для города транспортный проект благодаря наработанному опыту и высоким компетенциям своих специалистов, а также применению самых передовых технологий проектирования и строительства, включая информационное моделирование.
По словам Владимира Путина, открытие участка БКЛ от «Мневников» до «Каховской» — важная веха развития всего столичного метро. Впервые в современной истории отечественного метростроения запускается сразу 10 станций.
«Новые станции Большой кольцевой линии, безусловно, заметно улучшат транспортную доступность целого ряда районов на западе и юге Москвы, — отметил Президент России. — Для миллионов людей поездки станут более быстрыми, удобными, разгрузятся радиальные линии подземки, во многом изменится — без преувеличения можно сказать — изменится весь ритм жизни города».
Президент России добавил, что над этим проектом работали все городские службы — тысячи специалистов: «Искренне поздравляю всех вас с этой победой и благодарю за труд, за результаты этого труда. Общими усилиями вы проделали колоссальную работу, решили сложнейшие технологические задачи, в том числе связанные с прокладкой линии в условиях плотной городской застройки с большим количеством коммуникаций и пересечений с действующими радиальными линиями метро».
Новый 20-километровый участок включает в себя 10 станций: «Терехово», «Кунцевскую», «Давыдково», «Аминьевскую», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторскую», «Воронцовскую», «Зюзино» и «Каховскую». Особенность линии от «Мневников» до «Давыдкова» заключается в том, что она сооружена по испанской технологии — в однопутном исполнении с помощью тоннелепроходческих щитов «Надежда» и «Лилия» (их диаметр — 10 метров). От «Давыдкова» до «Каховской» проходку выполнили традиционным для московского метро способом — с устройством двух однопутных тоннелей диаметром шесть метров.
В целом с 2011-го было запущено 100 станций метро и МЦК. Московская подземка стала в 1,5 раза больше, количество действующих станций выросло до 281.
Сергей Собянин подчеркнул, что 70 процентов проекта БКЛ уже реализовано, остается открыть еще девять станций: «Остается 30 процентов — это девять станций, которые мы, безусловно, в основном уже построим в следующем году, и, надеюсь, в 2023 году кольцо полностью замкнется и будет работать уже в полноценном режиме».
Он напомнил, что Большая кольцевая линия метро — ключевой проект развития центрального транспортного узла страны. Сегодня через столицу проходит около 60 процентов всех пассажиров России. БКЛ сможет объединить все пассажирские маршруты. «С Большой кольцевой линии будут пересадки на 44 различных направления. Это и пригородные железные дороги, и МЦК, и МЦД, и радиальные направления метро. То есть это как раз тот ключевой проект, который является вместе с МЦК, по сути дела, новым опорным каркасом всей транспортной системы Москвы и Московского транспортного узла. Он самый сложный и самый востребованный, — рассказал Мэр Москвы. — Сложный, потому что, как мы уже сказали, под Москвой построен и продолжает строиться целый новый подземный город. Всего надо будет пройти 150 километров тоннелей».
Сергей Собянин поблагодарил Президента России за постоянное внимание и поддержку развития столичного транспорта, а также всех людей, задействованных в открытии новых станций метро — от строителей до работников.
Участок от «Мневников» до «Каховской» улучшит транспортное обслуживание жителей многих районов и тех, кто там работает. Речь идет о Хорошево-Мневниках, Кунцеве, Можайском, Филях-Давыдкове, Очаково-Матвеевском, Раменках, Проспекте Вернадского, Обручевском, Ломоносовском, Черемушках, Конькове, Зюзине и Нагорном. Там живут 1,4 миллиона человек, из них 450 тысяч проживают близко от новых станций и могут дойти до них пешком. Ожидается, что первое время новыми станциями будут пользоваться около 600 тысяч пассажиров в сутки.
В дороге они будут экономить до 35–45 минут. Так, от «Проспекта Вернадского» до «Мякинина» (концертный зал «Крокус Сити Холл») можно будет доехать за 31 минуту (экономия — 25 минут), от «Ясенева» до «Нагорной» (горнолыжный комплекс «Кант») — за 27 минут (экономия — 12 минут). Дорога от «Говорова» до «Теплого Стана» («Мега Теплый Стан») займет полчаса (экономия — 34 минуты), а от «Рассказовки» до «Воробьевых гор» — 34 минуты (экономия — 26 минут).
Семь из 10 станций нового участка БКЛ пересадочные. С «Кунцевской» можно пересесть на Арбатско-Покровскую, Филевскую линии и МЦД-1, с «Мичуринского проспекта» — на Солнцевскую линию, с «Проспекта Вернадского» — на Сокольническую, с «Воронцовской» — на станцию «Калужская» Калужско-Рижской линии, с «Каховской» — на «Севастопольскую» Серпуховско-Тимирязевской, а с «Аминьевской» — на МЦД-4 (Киевское направление Московской железной дороги). С «Новаторской» в будущем можно будет пересесть на одноименную станцию строящейся Троицкой линии метро.
После открытия участка увеличится интенсивность движения поездов. Между «Савеловской» и «Хорошевской» будет курсировать в часы пик 27 пар поездов в каждом направлении вместо 24. Интервал движения сократится с 2,5 минуты до двух минут 13 секунд. После «Хорошевской» в сторону «Мневников» и далее в направлении «Каховской» будет следовать 18 пар поездов вместо 12. Интервал движения сократится с пяти до трех минут 20 секунд. В приложении «Метро Москвы» можно будет посмотреть загрузку прибывающего поезда в режиме онлайн, чтобы выбрать более свободный вагон.
В октябре этого года на Большую кольцевую линию вышел современный поезд «Москва-2020». Теперь здесь будут курсировать составы только этой модели.
Новые станции Большой кольцевой линии приспособлены для маломобильных граждан: здесь, например, есть удобные лифты, на которых можно спуститься с улицы на платформы.
Чтобы москвичам было удобнее приезжать на станции, скорректируют маршруты наземного общественного транспорта. Появятся два новых маршрута, еще 69 изменится.
С открытием нового участка БКЛ разгрузится станция «Кунцевская» Арбатско-Покровской линии (на 36 процентов), «Кунцевская» Филевской линии (на 27 процентов), «Проспект Вернадского» Сокольнической линии (на 43 процента), «Калужская» Калужско-Рижской линии (на 44 процента) и «Севастопольская» Серпуховско-Тимирязевской линии (на 60 процентов). Также снизится нагрузка на участки радиальных линий метро внутри большого кольца — на Арбатско-Покровскую (до 22 процентов), Филевскую (до 21 процента), Серпуховско-Тимирязевскую (до 16 процентов), Калужско-Рижскую (до 15 процентов), Сокольническую (до 13 процентов). С полным вводом БКЛ на МЦК станет свободнее до 17 процентов.
Кроме того, снизится нагрузка на улично-дорожную сеть. Аминьевское шоссе станет свободнее на 17 процентов, улица Каховка — на 15 процентов, Профсоюзная улица и Севастопольский проспект — на шесть процентов, проспект Вернадского и Мичуринский проспект — на пять процентов, Рублевское шоссе — на четыре процента.
«Терехово»: комфортные лифты, яркое оформление
«Терехово» находится в южной части Мневниковской поймы. Это трехпролетная станция с двумя береговыми платформами глубиной 26,6 метра. Она имеет два вестибюля, через которые пассажиры смогут выйти на территорию Мневниковской поймы к перспективной жилой и общественной застройке. Вестибюли свяжут с пересадочными антресолями лестницами, а с уличными павильонами — эскалаторами. Павильоны выходов № 3 и 4 оборудованы лифтами для маломобильных граждан. Для жителей района Филевский Парк и тех, кто там работает, а также посетителей Гребного канала, построят пешеходные мосты через Москву-реку.
Дизайн-проект станции разработала архитектурная компания Buromoscow, победитель открытого конкурса. Специалисты украсили «Терехово» силуэтами человеческих фигур — их нанесли на колонны с помощью технологии цифровой печати по бетону. Для освещения платформы использовали светодиодные светильники в виде колец, подвешенных к потолку на кронштейнах. Стены кассовых залов облицевали гладкими панелями, потолок — панелями с круглыми отверстиями под встроенные светильники. В зоне эскалаторного спуска — отделка из рельефных элементов (каннелюр). Пол выложили гранитом. На ступенях лестниц и в подуличных переходах — специальный термообработанный гранитный камень.
Территорию рядом со станцией благоустроили. Ее площадь — 52,8 тысячи квадратных метров. Построили новый участок Проектируемого проезда № 1078 — бульвар длиной 500 метров с двумя полосами движения в каждом направлении, тротуарами и фронтами посадки и высадки пассажиров наземного общественного транспорта. На одной из сторон бульвара сделали пешеходные дорожки, высадили деревья и кустарники.
Ожидается, что в первое время после открытия станцией будут пользоваться несколько сотен человек в сутки. В будущем пассажиропоток может увеличиться до 20 тысяч человек в сутки.
Десять станций до конца года: как идет строительство Большой кольцевой линии метро
В конце 2022 или к началу 2023 года в Москве замкнут Большую кольцевую линию (БКЛ) метро – самый масштабный проект за всю историю метростроения в Москве. Длина линии составит 70 километров: она соединит действующие и будущие радиальные направления метро и железной дороги. До конца нынешнего года столичные власти намерены открыть на БКЛ одновременно десять станций. Что известно о строительстве Большого кольца, чем оно будет полезно жителям столицы и есть ли у проекта минусы, читайте в материале РИАМО.
Прогресс в строительстве
После завершения строительства Большая кольцевая линия метро станет крупнейшим подземным кольцом мира. По предварительным расчетам властей, полный круг по БКЛ длиной 70 километров займет около 90 минут. Новое кольцо соединит радиальные линии на расстоянии до 10 километров от существующей Кольцевой линии. Всего на БКЛ заработает 31 станция, с 19 из них организуют пересадки на другие линии подземки и МЦК.
Первый участок БКЛ от «Делового центра» до «Савеловской» открылся для пассажиров в 2018 году. На данный момент работают уже 12 станций, четыре из которых пока действуют в составе Некрасовской ветки.
Завершить все строительные работы и замкнуть кольцо столичные власти планируют к концу 2022 или к началу 2023 года. По состоянию на минувший сентябрь готовность БКЛ оценивалась в 88%, а уровень проходки тоннелей достиг 97%.
По словам заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарева, проектирование станций на БКЛ удалось ускорить благодаря применению так называемой BIM-технологии – технологии информационного моделирования. Это позволило сократить сроки строительства на несколько месяцев.
Десять станций в один день
Еще одно важное событие в строительстве БКЛ – одновременный запуск участка длиной 20 километров с десятью станциями. Девять из них будут новыми: «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино». Также откроется «Каховская» – она долгое время находилась на реконструкции. Как отметил мэр Москвы Сергей Собянин, запуск станет «уникальным случаем в истории метрополитена».
«Открытие десяти станций улучшит доступность транспорта для жителей 11 районов города, в которых проживает 1,4 миллиона человек. Станции БКЛ вблизи дома получат почти 420 тысяч человек. У москвичей появятся альтернативные варианты маршрутов, и они ежедневно будут экономить в поездках около 40% времени», – отметил заммэра Москвы, глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Максим Ликсутов.
По расчетам столичных властей, в 2023 году пассажиропоток на станциях нового участка БКЛ может составить 230 тысяч человек в день. Предполагается, что станция «Севастопольская» разгрузится на 61%, «Калужская» – на 44%, а «Проспект Вернадского» Сокольнической линии – на 43%. Кроме того, благодаря открытию станций на 15% станет свободнее на Аминьевском шоссе, на 20% – на улице Каховка, на 6% – на Профсоюзной улице.
При этом пространство вокруг всех десяти станций БКЛ, которые откроются до конца года, благоустроят.
«Возле каждой станции разобьют цветники, газоны и клумбы. В рамках озеленения территорий вблизи станций будет высажено в общей сложности более 20 тысяч деревьев и кустарников», – сообщал ранее Андрей Бочкарев.
Кроме того, по словам гендиректора компании «Мосинжпроект» Юрия Кравцова, рядом со станциями заменят асфальтобетонное покрытие, сделают остановки общественного транспорта и обустроят велопарковки. Общая площадь благоустройства составит более 46 гектаров.
По данным Максима Ликсутова, для работы на новом участке БКЛ привлекут свыше 260 машинистов. Все новички окончили Корпоративный университет транспортного комплекса. В их программу входили подготовка и практика на интерактивных стимуляторах, а также на подвижном составе.
Куда довезет Большое кольцо
БКЛ после полного запуска сделает более удобными для посещения более 100 знаковых мест столицы. В частности, можно будет добраться быстрее и комфортнее до 16 спортивных объектов, 40 парков и зеленых зон, 27 учебных корпусов и 38 культурных учреждений.
Линия пройдет по территории Мневниковской поймы, где запланировано создание крупного спортивного кластера, а также сделает доступнее такие парки, как «Сокольники», музей-заповедник Коломенское и усадьба Воронцово. БКЛ решит и проблему пересадки с одной радиальной линии на другую.
«Пассажиры, используя Большое кольцо, смогут добираться из одной точки города в другую практически в два раза быстрее и без необходимости пересадки в центре города», – отметил гендиректор компании «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.
Необходимое решение
Как говорят эксперты, опрошенные РИАМО, столичные власти начали проектировать БКЛ из-за перегруженности центрального пересадочного узла московского метро: движение по расположенным там станциям годами было затруднено в утренние и вечерние часы. Поэтому Большая кольцевая линия призвана в первую очередь снять большую часть трафика с центра города и резко сократить для жителей спальных районов Москвы время в дороге на работу и обратно.
По словам доцента Департамента менеджмента и инноваций Финансового Университета, при Правительстве Российской Федерации и кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ имени Плеханова Михаила Хачатуряна, БКЛ также станет отправной точкой для нескольких радиальных линий подземки, которые свяжут отдаленные новые районы города с центром, что в перспективе повысит качество жизни населения.
В свою очередь директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов отмечает, что планомерное развитие метрополитена, включая БКЛ, позволит снять нагрузку с наземных транспортных систем, уменьшить шумовое воздействие от движения электропоездов по железной дороге и повысить качество жизни в пределах ТТК.
«Развитие кольцевых и радиальных линий метро позволит со временем убрать все наземные железнодорожные пути в пределах МКАД, оставив только тупиковые подъезды к основным железнодорожным вокзалам для поездов дальнего следования», – считает Якимов.
По мнению Михаила Хачатуряна, накопленный при строительстве БКЛ опыт может быть использован при реализации других инфраструктурных проектов в городе и в стране в целом. Кроме того, метро является катализатором развития московских районов: вокруг станций создаются транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), новые торговые и развлекательные центры, а также рекреационные зоны.
Факторы риска
Впрочем, наряду с очевидными плюсами специалисты видят у проекта БКЛ и ряд минусов. Один из них – риск перегрузки ряда пересадочных станций. Как отмечает завкафедрой ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финансового университета при Правительстве России Александр Цыганов, подобные проблемы у станций московского метро уже возникали ранее.
«Например, после запуска Люблинской линии на станции «Пролетарская», где и раньше было сложно зайти в вагон в час пик, все стало еще сложнее из-за новой пересадки со станции «Крестьянская застава». Впрочем, после продления линии и превращения ее в Люблинско-Дмитровскую ситуация улучшилась», – уточняет собеседник РИАМО.
В свою очередь Михаил Хачатурян отмечает, что частый минус столь масштабных проектов, как БКЛ – это длительный срок реализации. Однако само Большое кольцо реализуется в весьма короткие сроки по сравнению с аналогичными проектами в мире.
«Минусом также является необходимость временного перекрытия движения по некоторым частям уже существующих веток метро. Но эти решения правительство Москвы осуществляет максимально аккуратно, и меры по компенсации неудобств пассажирам в основном являются эффективными», – считает эксперт.
Еще одним серьезным испытанием для завершения строительства БКЛ, по мнению Хачатуряна, стала пандемия Covid-19. Однако и ее последствия столичным властям удалось минимизировать: строительство прерывалось ненадолго, и все отставания были ликвидированы.
Перемены к лучшему
Оценивая проект БКЛ со всеми его плюсами и минусами, эксперты сходятся во мнении, что пассажиры по достоинству оценят эффект от его запуска.
«Ежедневная экономия 20-30 минут на проезде – это ощутимый эффект для всех. Плюс, развитие метро создает реальную альтернативу использованию автотранспорта в условиях перегруженности автомобильных дорог», – говорит доктор экономических наук, профессор и эксперт Высшей школы экономики Елена Румянцева.
По мнению Александра Цыганова, в первую очередь от запуска БКЛ выиграют жители тех районов, где станции метро появятся в пешей доступности, на расстоянии менее километра от подъездов домов.
«Новые станции и линии метрополитена в районах, где его не было рядом, явно будут восприниматься жителями как улучшение», – говорит эксперт.
Строительство новых станций и линий метро в Москве – позитивный процесс, улучшающий качество жизни и транспортную доступность для большинства москвичей, подчеркивает Цыганов. Но при реализации столь масштабных проектов, как БКЛ очень важно учитывать интересы и тех москвичей, кто объективно испытывает проблемы от нового строительства.
«Это вполне реально на стадии трассировки новых линий и выбора места строительства новых станций», – заключает Цыганов.
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»
МЦК, МЦД, БКЛ: разбираемся в новой схеме метро
С каждым годом схема московского метро становится все сложнее и сложнее. Если 10 лет назад количество объектов на схеме не превышало 200, то теперь их число перевалило за три сотни. Как разобраться в хитросплетениях цветных полосок, рассказывает «Афиша Daily».
Как схема метро стала такой невозможной
Годы Собянина войдут в историю Москвы как период самого интенсивного метростроения. В 90-е, да и в поздние лужковские годы, развитию подземки уделялось минимум внимания: новые станции появлялись по одной-две в год, а в некоторые годы вообще ничего не открывалось. Но все изменилось с начала 2010-х. За развитие метро взялись всерьез. Историки — знатоки метро утверждают, что таких высоких темпов открытия новых станций не было со времен Сталина. Всего с 2010 по 2019 год в московском метро были открыты три новых линии и 45 станций.
Схема метро Москвы, 2002 год
Новые линии и станции
Солнцевская (Калининско-Солнцевская) линия. Жители района Солнцево ждали метро практически с момента присоединения к Москве в 1984 году. В 2018 году оно появилось. Линия имеет желтый цвет и номер 8а. Такой же цвет имеет Калининская линия на востоке города. Совпадение неслучайно: эти две половинки Калининско-Солнцевской линии в будущем собираются соединить через центр. Пока же в московском метро целых две желтых ветки.
Некрасовская линия. Эффект «Выхино» стал символом переполненности московской подземки. Чтобы разгрузить злополучную станцию, да и весь радиус, решили построить еще одну линию метро. Новая ветка должна пройти от станций «Авиамоторная» и «Нижегородская» вдоль Рязанского проспекта в районы Выхино, Косино и Некрасовка.
Линия уникальна тем, что расположена полностью за МКАДом. Она состоит всего из четырех станций: «Косино», «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка». Перейти с нее можно пока только на старую Таганско-Краснопресненскую линию. В ближайшие месяцы уже должен открыться центральный участок, и тогда ветка наконец пересечет МКАД.
Другие станции. За собянинские годы на карте метро появились не только новые линии. Обросли множеством станций и старые. Новые станции появились на Замоскворецкой, Таганско-Краснопресненской и Люблинско-Дмитровской линиях. Появилось метро и в Новой Москве: в 2019 году самая старая линия метро, Сокольническая, пришла в Коммунарку. Две станции были также открыты на действующих участках — «Спартак» и «Технопарк».
Большая кольцевая линия
Идеи построить большое кольцо на отдалении от центра начали возникать еще в 60-х годах. Проектировать Большое кольцо начали при Лужкове, а стройка запустилась уже при Собянине. По замыслу новое кольцо подходит относительно близко к центру на севере и востоке, но сильно отдаляется от него на юге и западе. Так оно дополняет другое кольцо — Московское центральное, которое, наоборот, проходит близко к центру на юге и далеко — на севере.
В 2018 году открылся первый участок будущего кольца от станции «Савеловская» до станции «Деловой центр». Но большинству станций Большого кольца соответствует и Солнцевская линия: впервые на схеме метро появился двухцветный участок, по которому следуют поезда разных линий. Как это? Два поезда из трех следуют до «Рассказовки», а один — до «Делового центра».
Еще один участок будущего Большого кольца уже давно знаком москвичам. Речь идет о Каховской линии — бывшей самой короткой в московском метро. В 2019 году были закрыты одна за другой на реконструкцию станции «Каховская» и «Варшавская». Метростроители обещают вернуть станции бывшей Каховской линии уже в составе новой кольцевой.
Московское центральное кольцо
Малое кольцо Московской железной дороги (МК МЖД) старше любой линии метро — его строительство началось в 1902 году для решения проблемы перегрузки вокзалов и сортировочных станций.
Кольцо строилось в первую очередь для грузового движения, хотя и предпринимались попытки пустить по нему пассажирские поезда. Идеи регулярного пассажирского сообщения по кольцу периодически всплывали с 60-х годов. Станция «Ленинский проспект» была построена с заделом под будущую пересадку — она и пригодилась спустя десятилетия. Был также проект пуска Большой кольцевой линии: на севере города она должна была идти по МК МЖД, а на юге — под землей (примерно по трассе строящейся Большой кольцевой линии).
Где кольца, там и диаметры
Несмотря на недостатки, МЦК обрело феноменальный успех и популярность у москвичей. Эксперимент по интеграции железных дорог в транспортную систему города продолжили — на очереди оказались радиальные железнодорожные направления.
Всего от Москвы отходит 10 таких направлений c девяти вокзалов. По всем ним часто ездят электрички, связывающие город с пригородами. Но они плохо вписаны в городскую систему транспорта: билеты отдельные, в расписании есть перерывы и отмены, а о том, по каким районам Москвы проходят, хорошо осведомлены только их постоянные пассажиры.
В конце 2017 года правительство Москвы и РЖД договорились о запуске на московском железнодорожном узле наземного метро — регулярных поездов с минимальными интервалами, на которых будут действовать единые билеты. Новые линии охватывают не только саму Москву, но и ближайшие пригороды. Все направления будут соединены попарно в пять линий. В первую очередь были включены те диаметры, где такие соединения уже физически есть и строить дополнительно ничего не нужно.
Первые два диаметра поехали в ноябре 2019 года. С их появлением на схеме метро впервые возникли названия подмосковных городов: Щербинка, Подольск, Нахабино, Долгопрудный, Лобня, Одинцово. Пассажиров должны возить комфортные поезда «Иволга», однако пока поставки задерживаются и большинство поездов на МЦД — обычные электрички.
Что стало с лужковскими проектами
Легкое метро в Бутово. 12-я линия метро, полностью проходившая за МКАДом, была открыта в 2003 году. Она связала отдаленные районы Бутово с конечной станцией серой линии — «Бульвар Дмитрия Донского». Для ускорения и удешевления строительства линия была практически полностью построена на эстакаде, чем отличалась от большей части предыдущих линий. Проект сперва назвали «Легкое метро». Однако название не прижилось — принципиальных отличий от тяжелого метро у линии не было, поэтому спустя годы Бутовская линия стала просто 12-й. В 2014 году она была продлена до станции «Битцевский парк», где появилась пересадка на Калужско-Рижскую линию.
Монорельс. А вот 13-я линия полностью оправдала свой номер. Его получил московский монорельс с трассой длиной 4,7 км и шестью станциями. Он был открыт в 2005 году и соединил район ВДНХ с метро «Тимирязевская». Несколько лет монорельс ездил в экскурсионном режиме, билет на него стоил 50 рублей при стоимости проезда на метро в 10–15. Со временем стоимость метро и монорельса уравняли, однако бесплатные пересадки в течение 90 минут между ними появились только в 2013 году.
Москвичи полюбили романтический вид транспорта, плавно проплывающий над улицами. Однако проект изначально вышел неудачным: скорость движения низкая, вместимость одного состава сопоставима с вместимостью автобуса, обслуживание линии дорогое, а возможность продлить его в другие районы практически нулевая. В 2017 году подошел к концу срок службы большей части составов, после чего монорельс вновь перешел в экскурсионный режим. Билеты и бесплатные пересадки с метрополитена сохранились, однако интервалы вновь выросли до 30 минут, а время работы сократилось до 8 вечера. На новой схеме метро исчезли станции монорельса, но остался контур самой линии. В будущем планируются полное закрытие проекта и преобразование трассы монорельса в линию трамвая.
Как всем этим пользоваться
На схеме метро МЦК обозначается как дополнительная линия под номером 14. На всех переходах и пересадках железнодорожное кольцо упоминается так же, как и линии метро. Тарифная система единая: пассажирам не придется платить при переходе из МЦК в метро или даже из метро в МЦК, а потом снова в метро.
Но есть существенные отличия. Во-первых, МЦК юридически не принадлежит Московскому метрополитену, его владелец — РЖД. Грузовые поезда тут ходят и сейчас по вновь построенному третьему пути мимо пассажирских платформ. Пассажирам же важно помнить следующее:
Пересадки бесплатны, но доступны только в течение 90 минут. Если в метро время одной поездки не ограничено, то на всех пересадках между метро и МЦК нужно пройти турникеты, которые фиксируют время.
Трасса МЦК или МК МЖД строилась задолго до появления метро. А станции метро на многих линиях строились без учета возможных пересадок — никто тогда всерьез не думал, что кольцо когда‑нибудь будет возить пассажиров. В итоге многие пересадки вышли долгими и муторными, а на некоторых радиусах они вообще фактически отсутствуют — расстояние между ближайшими станциями превышает километр. Переходить можно только пешком — если приложить «Тройку» или билет в наземном транспорте, бесплатная пересадка не будет засчитана.
Время работы и интервалы поездов также различаются. Последний поезд отправляется с конечной каждой линии метро после часа ночи. В МЦК же движение заканчивается после 12. А интервалы поездов только недавно сократили до четырех минут, что больше, чем у поездов метро (1–2 минуты).
С появлением МЦК появились такие понятия, как «наземный переход» и «сухие ноги». Наземный переход обозначают на схеме, когда пересадка требует пройти по улице от 3 до 10 минут. Изначально наземные переходы не превышали 500–600 метров, но теперь существуют и такие переходы, как «Угрешская» — «Волгоградский проспект», «Дубровка МЦК» — «Кожуховская» или «Кутузовская МЦК» — «Парк Победы», каждый из которых достигает 1,5 километров. «Сухие ноги» — менее официальный термин. Он означает, напротив, пересадку под крышей.
Пока запущено два из пяти диаметров, остальные три (Ленинградско-Казанский, Киевско-Горьковский и Ярославско-Павелецкий) требуют дополнительного строительства и будут открыты в 2020–2022 годах.
С появлением МЦД возникли понятия разных тарифных зон: центральная (Москва в административных границах), пригородная (территория Московской области, по которой ходят поезда МЦД) и дальняя (сюда вошло все, что находится дальше конечных станций МЦД).
Пассажиры могут расплачиваться «Тройкой», причем не только в пределах МЦД, но и на более дальних станциях. Проезд по «Тройке» будет дешевле обычного билета на электричку.
В центральной зоне — 38 рублей. Пересадки на метро и МЦК в течение 90 минут бесплатные, на наземный транспорт — 21 рубль. Все безлимитные и многопоездочные билеты также действуют. По сути, здесь проезд ничем не отличается от проезда на МЦК.
В пригородной зоне — 45 рублей. Пересадки на метро и МЦК в течение 90 минут бесплатные, на наземный транспорт — 38 рублей. Для частых поездок следует покупать безлимитные проездные, которые уже будут на 25% дороже обычных.
В дальней зоне — 45 рублей + 23 рубля за каждую зону от конечной станции МЦД. Пересадки на метро и МЦК также будут бесплатными. Пересадка с дальней электрички на наземный транспорт Москвы обойдется в еще 38 рублей.
Все виды московских билетов работают только в центральной зоне. В пригородную уехать по проездному не получится (турникет на выходе спишет 45 рублей с кошелька или не выпустит), билет на 60 поездок также не действует. Для пригородной зоны введены свои проездные на 1, 3, 30, 90, 365 суток и льготные билеты — они на 25% дороже обычных.
Пассажирам важно знать следующие особенности МЦД:
Станции МЦД — это обычные станции электричек. Почти все они куда менее комфортны, чем станции метро. Многие из них даже не были минимально отремонтированы к запуску проекта. И если навес от дождя найдется, то погреться здесь негде.
По линиям, обозначенным как диаметры, вперемешку следуют как поезда «Иволга» МЦД, электрички в дальние пригороды, так и аэроэкспресс. Можно сесть на любой из них с любым билетом.
Однако с аэроэкспрессом стоит быть аккуратнее. По тарифу МЦД он ходит только на части пути: от Одинцово до «Окружной» и без остановки на «Тимирязевской». А от «Окружной» в сторону аэропорта аэроэкспресс идет уже без остановок, и за билет придется заплатить 500 рублей.
МЦД, как и МЦК, — железная дорога, а не метро. Поскольку помимо МЦД и электричек тут еще ходят также экспрессы и поезда дальнего следования, то интервалы здесь бывают высокими. Официальный интервал МЦД-2 — 12 минут, а вот на МЦД-1 — 15, а в некоторые часы доходит до 30. Реальный интервал будет меньше, поскольку между составами «Иволга» проходят дальние электрички, которыми также можно пользоваться. Время работы у 1-го диаметра почти такое же, как и на метро — последние составы отходят от начальных станций около часа ночи. А вот у 2-го последние отправления происходят на час раньше.
Так же, как и станции МЦК, станции МЦД не всегда хорошо связаны с метро. Готовьтесь к тому, что для пересадки придется идти по улице.