что такое болонская система в высшем образовании
Болонская система образования в современной России
Предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.
С 2003 года, когда в России была принята Болонская система образования, в нашем обществе не утихает дискуссия: насколько эффективным Болонский процесс может быть в условиях российской действительности и нужен ли он вообще? Тем более, что все прекрасно понимают, действующая у нас система образования не отвечает современным требованиям, а потому нуждается в реформах. Только вот мало кто понимает, как эти реформы должны выглядеть и подходит ли нам опыт европейских стран и, в частности, Болонская система.
Чтобы прояснить этот вопрос, предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.
Что такое Болонский процесс?
1. Дипломы, признаваемые во всех странах, участниках Болонской системы.
2. Система высшего образования, состоящая из трех уровней:
3. Система перевода и накопления учебных часов (например, можно поступить в ВУЗ Санкт-Петербурга, прослушать определенное количество часов, затем съездить в Польшу, и там прослушать некоторое количество часов, которые будут учтены по основному месту обучения. В общем, можно не просто учиться, но при этом и путешествовать, если у вас, конечно же, есть деньги).
При этом, Болонская система ориентируется на получение молодым человеком определенного набора компетенций, востребованных в современных реалиях (то есть, ориентированных на реальный рынок труда). Американскими психологами было выяснено, что ни опыт работы, ни диплом выпускника престижного ВУЗа не гарантируют качества выполняемой работы. Определить это могут только компетенции человека. Подчеркнем, что не стоит путать компетенции с компетентностью.
На сегодняшний день существуют разные варианты описания понятия «компетенция»:
Отметим, что такие сложные исследования компетенций были выполнены для того, чтобы добиться высочайшего качества образования и наибольшей прибыльности для различного рода коммерческих компаний: рекламных, производственных, торгующих БАДами и т.д.
Вот такая занимательная штука эти компетенции. А самое главное: компетенции и сами по себе превращаются в товар и их можно продавать. Например, до недавнего времени были востребованы экономисты и юристы, а сегодня их востребованность упала, и у молодых людей возникла необходимость в приобретении других компетенций. Хочешь получить новые компетенции? Не вопрос, плати и приобретай новые знания и навыки!
Важно понимать, что бакалавриат не дает широкого кругозора. Он дает лишь определенный набор компетенций, позволяющих выполнять какую-либо одну функцию. Таким образом, если полученная на бакалавриате компетенция перестает быть востребованной, то и функционер тоже уже не пригодится. Более широкий объем знаний, благодаря которому можно охватить больше направлений в рамках одной сферы деятельности, предлагают получить на магистратуре. Докторантура призвана подготовить специалиста, ориентированного на фундаментальность и творчество, способного реализовать себя в научной деятельности. К сожалению, до докторантуры мы, похоже, еще не доросли. Поэтому эта форма подготовки не пользуется популярностью у молодых людей.
Результаты внедрения Болонской системы в России
Что дала Болонская система России? Первые результаты, увы, не радуют. И в школах, и в высших учебных заведениях специалисты отмечают снижение качества образования. Во многом это объясняется тем, что Болонский процесс был создан исключительно для стран Европейского союза в качестве инструмента усиления евроинтеграции. А поскольку Россия пока еще не является членом ЕС, на территории нашей страны она малоэффективна.
В частности, болонское соглашение предполагает сокращение обучения в ВУЗах с пяти до четырех лет. А если учесть, что в школах у нас учатся 11 лет, вместо европейских 12-ти, наши студенты теряют, как минимум, 1 год образовательного процесса, что в рамках образования является практически невосполнимой потерей.
Не стоит забывать, что Болонский процесс построен на основе системы накопления баллов. Каждый ВУЗ имеет основную базу, за которую обучающиеся получают баллы (или оценки). Недостающие баллы студенты могут набрать, основываясь на своих предпочтениях и желаниях. И чтобы получить необходимое количество баллов для допуска к зачету или экзамену, российские студенты предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления, выбирая максимально легкие (и подчас совершенно не нужные с профессиональной точки зрения) дисциплины.
А как вообще оценивается эффективность образования?
Со школой все ясно – эффективность обучения оценивается по результатам ЕГЭ, хотя сам уровень ЕГЭ является предметом больших споров и в средней, и в высшей школе.
Что касается высшего образования, то тут не все так однозначно. На сегодняшний день существует несколько способов оценки эффективности высшего образования.
При этом под оценкой качества понимается:
Стоит обратить внимание на оценку профессиональными экспертами, которая наиболее активно используется в Америке. Выглядит это следующим образом: ассоциации например, юристов или медиков (общественные организации), оценивают программы профильных ВУЗов. Делают это они весьма строгo, так как кровно заинтересованы в повышении престижа своей профессии.
Для справки, в настоящее время на рынке образования лидируют учебные заведения США. Это определяется двумя достаточно важными факторами:
Это то, что мы должны обязательно взять на вооружение
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в СССР была создана самая лучшая система образования. Конечно, ее никто не включал ни в какие рейтинговые списки Америки или Европы, но и без этого выпускников советских ВУЗов «с руками отрывали» в зарубежных компаниях. Даже сейчас, благодаря наследию образовательной системы СССР, российские ВУЗы и школы остаются еще на достаточно высоком уровне. И сегодня выпускники ведущих ВУЗов России востребованы за рубежом. А все потому, что их отличает широкий кругозор, а не определенный набор компетенций, а также умение применять полученные знания на практике и нести ответственность за социальные последствия любых инженерных решений.
По хорошему счету, нашей стране нужно было бы не копировать чуждую для российского менталитета систему образования, а дополнить хорошо зарекомендовавшую себя образовательную систему СССР подходящими для российской действительности компонентами Болонского процесса. Например, российской системе образования явно не хватает:
А вот в дальнейшем можно было бы постепенно внедрять и другие положения европейской системы образования.
Болонская система в России: вопросы и ответы
В 2003 году Россия присоединилась к Болонской системе образования, подписав Берлинское коммюнике, на уровне министров образования. С тех пор отечественное образование находится в хронической стадии реформирования, и споры о том, каким должно быть качественное обучение в России, не утихают на всех уровнях.
Утвержденные стандарты, разработанные по инициативе и под руководством В.М. Филиппова (ректора РУДН, Министра образования РФ с 1999 г. по 2004 г.), в российском образовательном пространстве приживаются медленно, сталкиваясь с ментальным неприятием мэтров от советской системы – одной из лучших и передовых в мире. Прошло 17 лет, и первые плоды тестового оценивания знаний и ЕГЭ пожинают преподаватели лучших университетов, проверяя диктанты, написанные первокурсниками.
Впрочем, обо всем подробно и на примерах.
Кому мешала советская система образования?
В аналитической записке для комитета НАТО по вопросам науки, о научно-техническом образовании и кадровых резервах в СССР, от 13 мая 1959 года, доктор Мэндерс подробно освещает состояние советской образовательной системы, отмечая факторы улучшения и качество подготовки кадровых резервов на фоне общего роста темпов производства.
В документе говорится, что за 40 лет существования, несмотря на сложности, с которыми пришлось столкнуться государству, безнадежно отсталая страна «оспаривает право США на мировое господство… достижение, не имеющее равных в истории». Дальше приводится подробный анализ всех уровней советского образования того периода. Отметим, что выстроенная система образования, вызвавшая серьезную тревогу у «партнеров», просуществовала вплоть до распада СССР, в начале 90-х годов. Что же так беспокоило зарубежных специалистов? Их не устраивала опережающая система:
В докладе отмечается простота советской образовательной системы и широкий охват людей на всех ее уровнях. Особенно следует обратить внимание на фразу: «Будет интересно выяснить, как Советский Союз успешно справился с проблемами, которые преследуют западные страны». В этом же документе отмечается, что ежегодный прирост квалифицированных кадров в СССР составлял 7%, в то время, как в США – 3,5%, в Англии – 2,5-3%. Беспокоил западных «партнеров» и «значительно более высокий уровень» среднего образования.
«Вишенка на торте» – почти комплимент того же господина Мендерса: «На Западе существует значительная тенденция придерживаться крайних взглядов в отношении Советского Союза. Его граждане, однако, не супермены и не второсортный материал». И дальше: «Если невозможно постоянно изобретать методы, превосходящие методы СССР, стоит всерьез задуматься над заимствованием и адаптацией советских методов».
Возможно, не все было идеально в советском прошлом, но число иностранных студентов в 1990 году достигало 126,5 тысяч, а в 1992 году экспорт российского образования в балканские, восточноевропейские страны прекратился. Число студентов из Средней Азии, Африки и Ближнего Востока составляло 39,5 тысяч. То есть, «разведка боем», проведенная Западом, завершилась успешно для них.
Сейчас, экспорт российского образования увеличился за счет студентов из стран СНГ (бывших республик в составе СССР). Сохраняется приток студентов из азиатских стран и Африки, который, впрочем, существенно ниже уровня, достигнутого в 1990 году.
Болонская система в России: «не все – золото, что блестит»
В основных целях Болонской декларации записано:
«Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования приобретает всемирный уровень притяжения, соответствующий нашим экстраординарным культурным и научным традициям». Не секрет, что Россия совершенно не попадает в категорию «наши», и рассматривается коллективным Западом, как «материал», хотя и не второсортный. Какими соображениями руководствовался тогдашний Министр образования РФ, и заметил ли расхождение их «экстраординарных культурных и научных традиций» с национальными интересами российской системы образования, остается загадкой.
Осталась без внимания и, подчеркнутое в Пражском коммюнике, в 2009 году, «возможность переформирования систем ценностей и концепций образовательного процесса». То есть, дано «добро» на то чтобы, сломав лучшую в мире советскую образовательную систему, Запад приступил к разрушению наших ценностей.
Но и это еще не все. Основная задача Болонской системы – «перетаскивание» студентов из России в западные университеты: это дает возможность в будущем беспрепятственно вторгаться в российское образовательное пространство, экономику и в общество «со своим уставом». При этом Россия еще и выделяет деньги на обучение отдельных категорий студентов из бюджета, теряет свои позиции на традиционном азиатском рынке образовательных услуг.
«Троечники» против «стобалльников» – 1:0
Люди, учившиеся в советской школе, помнят, что 3 ошибки в диктанте – «твердая тройка». Стобалльная система, практически, исключает получение неудовлетворительной оценки за диктант.
Доцент кафедры стилистики русского языка МГУ, А. Николаева рассказывает:
Студенты-первокурсники, поступившие на факультет по результатам ЕГЭ – 2009 г., написали под диктовку текст из 200 слов. Из 229 человек 188 сделали в диктанте более 8 ошибок, а у особо отличившихся их было по 80! До 2009 года из 250 студентов не могли справиться подобным диктантом лишь 10-20 человек.
Орфография не входит в программу обучения ВУЗов, так как считается, что этот раздел русского языка полностью усвоен в средней школе. Тестирование в ВУЗе проводится для определения, нужна ли факультативная подготовка некоторым студентам. Но в 2009 г. «зачет» по орфографии получили 18% будущих журналистов, а в 2013 г. – 6%, и ситуация лишь ухудшается.
Преподаватель выражает мнение большинства коллег: система тестирования дискредитировала себя, хотя тест, как одна из форм проверки знаний, не вреден, если речь идет о периодичности его использования в старших классах средней школы. Но постоянное проставление «галочек» в вариантах ответа, угадывание нужных буковок, исключает необходимость учить и применять теоретические знания, анализировать и рассуждать.
Стоит обратить внимание, что сегодня дети и подростки общаются «на птичьем» языке. Можно сколько угодно относить это явление к временному подростковому нигилизму и считать данью моде. Но «галочки» в тестах, как и ущерб, наносимый школой изучению литературы, сводят необходимость формулировать и выражать свои мысли к примитивной подаче звуковых сигналов, нивелируют вариативное восприятие целостной картины мира.
Дети не сфокусированы на составлении связной устной и письменной речи, умении выражать собственное мнение и дискутировать. Из-за проблем с лексическим запасом и развитием логического мышления, снижается уровень самооценки, ограничивается круг общения и интересов.
ЕГЭ, тесты и выпускники, владеющие необходимым минимумом грамотности, с полным отсутствием желания/умения мыслить и отстаивать собственную точку зрения – идеальный «материал» для тех, кто никогда на деле не считал Россию равной. Тогда зачем нам нужна Болонская система?
Образование, наряду с экономикой и обороной государства – основное стратегическое направление развития и мощи, которое нельзя отдавать под внешнее влияние ни при каких обстоятельствах. Возможно, советская система образования была излишне политизирована, пронизана коммунистической идеологией, но она была совершенной, потому что требовала осознанного восприятия знаний и умения ими пользоваться во всю ширь и глубину.
Да и без идеологизации знаний обойтись нельзя: среди прочих причин, не устраивавших в советской системе западных «просветителей» и носителей чуждых ценностей, названа и патриотическая составляющая – мотивированность молодых специалистов, их готовность трудиться там, где государству нужны специалисты. Исключение из образовательных задач идеологического воспитания неминуемо приведет к очередному кризису, потому что сознание молодых людей «без внутреннего стержня» легко попадет под разрушительное влияние Запада, с его идеями мирового господства и интеллектуальной колонизации.
Значение Болонской системы образования для России
Болонская система образования стала внедряться в российскую в период активной интеграции нашей страны в международное экономическое пространство.
Данная система создавалась странами Евросоюза, в первую очередь, чтобы объединить образовательный потенциал и ресурсы европейских учебных заведений в рамках коалиции.
Переход России на Болонскую систему — попытка приобщиться к европейским образовательным стандартам, показать, что отечественные специалисты не менее востребованы в мире. Кроме того, вступление в Болонский процесс открывало перед российскими вузами возможность участия в международных проектах, а студентам и преподавателям обещало право на обучение по обмену в европейских университетах.
Справка: Что такое Болонский процесс в системе образования? Это процесс синергии систем высшего образования стран Европы с целью создания единой европейской платформы высшего образования.
Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда.
Сравнение Болонской и советской системы образования — плюсы и минусы
Конечно, переходу на Болонскую систему были рады не все и даже сегодня, спустя 16 лет после её внедрения, не утихают споры о преимуществах старой советской системы.
К очевидным плюсам, которые обычно приводят приверженцы новой системы можно отнести то, что талантливые российские студенты, могут получать образование в ведущих европейских учреждениях. А далее реализовывать свои карьерные замыслы в Европе, получая дополнительный опыт. Еще одно преимущество Болонской системы – её специализация, более детальные знания в конкретных областях и возможность получать несколько высших образований. Но для России и нашей действительности данная система выглядит достаточно неорганично и имеет больше минусов.
Интересный факт: странами-участниками Болонского процесса являются 48 стран Европейского союза и Европейская комиссия. Все страны ЕС и Восточного партнерства задействованы в процессе. Монако и Сан-Марино — единственные страны Совета Европы, не участвующие в данной системе.
Во-первых, у нас в своё время была сильная система образования советского периода, признанная в мире как одна из наиболее успешных. И в данной ситуации получается, что мы отбрасываем тот уникальный опыт, накопленный десятилетиями, и переходим на европейские рельсы.
Во-вторых, Болонская система в некоторой степени провоцирует утечку талантливой молодёжи за границу. Она открывает дорогу тем, кто не смог реализовать на Родине. Таким образом, Болонская система является инструментом «выкачивания» молодой российской интеллектуальной элиты за границу. Ничего хорошего для отечественной экономики в этом нет, создаётся она в первую очередь людьми. Другое дело, что ещё надо разобраться, почему страна не может обеспечить возможность развития в рамках своих границ?! Разумеется, у нас есть грантовые программы поддержки молодых учёных, но этого недостаточно в масштабах государства.
И всё же, основываясь на социологических исследованиях, большинство студентов остаётся учиться в России. Конечно, часть делает выбор в пользу европейских университетов, но возможность получать образование там есть только у самых выдающихся россиян.
Если рассматривать обратную ситуацию, то для европейских студентов российские вузы особого интереса не представляют. В Европе за исключением МГИМО, РУДН и СПБУ, наши учебные заведения особо не котируются. Конечно, в сравнении российских и европейских высших учебных заведений присутствует некоторый снобизм. Он проявляется во многом, в том числе и по отношению к нашим студентам.
Задумываясь об изменениях образовательной системы в России, мы конечно же не можем отказываться от тех положительных достижений, которые имеем ещё с советских времён. В первую очередь, это универсальность, в которой и состоит принципиальное отличие от западной системы. Её приверженцы профессионалы в своей области, но за пределами компетенции взять на себя ответственность, принять какое-либо важное решение и активно себя реализовывать им очень сложно. Российская система образования напротив универсальна — готовит человека, являющегося специалистом в разных направлениях.
Нынешние проблемы высшего образования
В данный момент есть ряд проблем, которые необходимо решить. В первую очередь — ослабить бюрократизацию образования. Она создаёт большие проблемы работникам высшей школы: ежедневные всевозможные отчёты, заполнение бумаг, не имеющих отношения к учебному процессу. В школах и колледжах, подобно высшим учебным заведениям, сотрудники завалены различными отчётностями. Преподаватели значительную часть своего времени занимаются оформлением всевозможных документов, вместо того чтобы отдаваться работе и нести знания студентам. Возможно, избавить профессорский состав от бумажной волокиты удастся, расширив персонал учебных заведений специализированными кадрами.
Ещё одна проблема – формализм в образовательных подходах и плохое качество подготовки самих преподавателей. Необходимо, чтобы человек преподающий определённую дисциплину имел практический опыт. В нашей стране, к сожалению, такое встречается нечасто. Мы видим следующую картину: преподаватель просто читает параграф раньше студентов и пересказывает учебник. Отсутствует глубокое погружение в материал. В данный момент в столичных вузах данная проблема стоит меньше. Но в регионах проблема подготовки кадрового состава колоссальна. Для её решения, в первую очередь, необходимо привлекать преподавателей к стажировкам в профессиональных сферах, для их практической деятельности, а также активно использовать возможности обмена опытом с другими странами.
Таким образом преимущество по части знаний и обучения всё же принадлежит советской системе образования. Единственным весомым аргументом в пользу Болонской системы можно считать её ориентацию на международное сотрудничество и развитие. Конечно, изменения в подходе к отечественному высшему образованию были необходимы, но решение перенять зарубежную систему вопреки своей, проверенной временем и признанной во всём мире, весьма сомнительно. У России были все предпосылки для разработки новой системы с сохранением всех достижений советских методик.
На данной базе вполне можно было реализовать механизм международных отношений с заграничными вузами, который, безусловно, важен. К тому же мировой авторитет советской системы позволил бы отечественным высшим учебным заведениям занять более высокие позиции по сравнению с зарубежными, что способствовало притоку студентов из других стран и активному обмену опытом преподавательским составом.
Автор: Сергей Веремеев — партнёр юридической компании Atrium Consult Group, общественный деятель.
Болонская система образования в России
Болонская система образования представляет собой единый процесс, который призван повысить уровень конкурентоспособности системы образования в ряде государств, где отмечается отток или обмен учащимися. Этот механизм действует на территории Австралии, Северной Америки. Юго-Восточной Азии и других европейских стран.
Болонская система образования представляет собой единый процесс, который призван повысить уровень конкурентоспособности системы образования в ряде государств, где отмечается отток или обмен учащимися. Этот механизм действует на территории Австралии, Северной Америки. Юго-Восточной Азии и других европейских стран.
Она основывается на следующих постулатах:
Болонская система образования призвана наделить человека теми навыками и умениями, той компетенцией, которая необходима на данный момент государству, рынку труда, потребностям общества.
Новый образовательный процесс появился благодаря:
— высокому уровню влияния на развитие творческого потенциала человека, информационного развития и интеллектуальных возможностей. Все эти три компонента работают в Болонской системе одновременно.
— выходу на первый план коротких проектов, которые проще и быстрее реализовать. Сложные процессы лучше делить на более простые и мелкие составляющие.
— Болонская система способствует продвижению по карьерной лестнице, усовершенствованию навыков и умений специалиста, повышению его квалификации и развитию.
— исключению дублирования полномочий. За каждым работником, студентом закрепляется определенная специальность с набором специфических прав и обязанностей.
— переходу трудовых ресурсов и рабочей силы в нестандартный формат.
— расширению возможностей работников, стандартные варианты решения уходят на второй план, руководство и сотрудники совместно стараются решить проблему новыми, более инновационными методами.
— признание низкой эффективности «старого профобразования». Теперь специальности стали более гибкими и охватывают несколько квалификаций.
Таким образом, Болонская система образования заставила создать новые критерии оценки профессионализма работников, переустановить ориентиры в соответствии с реальными нуждами государства и развития мирового сообщества в целом, установить новый более совершенный механизм, призванный обеспечить успех и повысить результативность учебного и трудового процесса.
Болонская система образования в России
Новый механизм начал действовать в России с 2003 года. Переходом на новый «образовательный лад» власти РФ решили приобщиться к европейским стандартам образования, продемонстрировать востребованность отечественных специалистов в мировом сообществе.
С введением в действие Болонской системы образования в России произошли определенные перемены. Теперь каждый ВУЗ может самостоятельно выбирать формат, разрабатывать индивидуальные планы по обучению студентов и утверждать их в вышестоящих органах. В период существования СССР все образовательные заведения действовали по одной и той же схеме, преподавали один и тот же курс.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Среди преимуществ Болонской системы образования, можно выделить:
Среди недостатков нового европейского образовательного механизма, внедренного в России, можно отметить:
В настоящее время эксперты отмечают, что с введением Болонского процесса качество образования в России резко упало. Данная негативная тенденция связывается с тем, что действующая политика образования в стране несовершенна и до конца не адаптировалась к новым условиям интеграции с европейскими стандартами. Более того, за рубежом в школах обучаются 12 лет, а в России – 11. Этот потерянный год обучения в России – огромный пробел в знаниях учащихся, наверстать который очень сложно.
Болонская система образования в России неплохо прижилась, но имеет как плюсы, так и минусы, которые российские чиновники пытаются устранить или сгладить, чтобы выпускать специалистов высокого профиля, востребованных на родине и в мире в целом.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!