что такое богадельня в россии
Богадельня
Богаде́льня (от слов Бога дела, то есть ради Бога) — богоугодное заведение для содержания лиц, по какой-либо причине неспособных к труду, как то: престарелых, немощных, увечных и выздоравливающих (однако не временно больных и умопомешанных, для которых существуют специальные учреждения).
Существенным признаком богадельни является полное содержание проживающих в ней.
Как и все богоугодные заведения, богадельни появились вместе с христианством [источник не указан 982 дня] и первоначально устраивались при больницах и даже сливались с ними. Так, в Польше богадельни с давних времен существовали большей частью под названием «приходских госпиталей», и лишь в 1843 году, когда на основании указа 18 февраля (2 марта) 1842 г. проведено было систематическое и правильное разделение благотворительных заведений соответственно преследуемым ими различным целям, они были переименованы в «домы приюта для престарелых и немощных».
Некоторые из этих домов старинного происхождения. Так, например, дом приюта в Люблине был открыт в 1342 г., в Варшаве дом Св. Духа и девы Марии — в 1388, в Радоме — в 1435, в Скерневицах в 1530. Во Франции и в настоящее время приюты для престарелых, немощных и увечных под названием hospices составляют вместе с больницами для исцелимых больных (hôpitaux) одно ведомство госпиталей; учреждения, в которых имеются призреваемые обоих разрядов, называются hospices-hôpitaux.
Всех госпиталей во Франции в 1884 г. было 1654; в них к 1 января этого года призревалось 49 051 человек престарелых, немощных и увечных и 47978 больных: расход равнялся 113 600 462 франков, а доход 125 080 522 франков. Всякая община обязана принимать в свои богадельни своих членов, ставших неспособными к труду; для таких общин, которые не располагают особыми богадельнями, генеральный совет департамента назначает известное число богаделен, привлекая эти общины к участию в издержках по содержанию таких богаделен.
В последние годы в департаменте Indre сделан был замечательный опыт выдачи престарелым беднякам взамен содержания в богадельне ежегодного пенсиона в размере около 100 франков; такая замена допускалась лишь под тем условием, чтобы община или частные благотворители участвовали в 2 /5 расхода. В 1887 таким образом призревалось 100 человек. В 1888 г. директор ведомства общественного призрения предложил всем департаментам последовать этому примеру. В Англии после реформы 1834 г. богадельни являются отделениями работных домов, положенных в основу английской системы общественного призрения.
Богадельни следует отличать от древнерусских убогих домов, или скудельниц.
Содержание
В России
До XVIII века
В Россию Б. вместе с христианством перешли из Византии; уже церковный устав св. Владимира упоминает о них и заведование ими поручает церкви. Можно сказать, что в древней Руси при всякой приходской церкви имелась Б., а при некоторых монастырях образовались целые слободы нищих. Но церковь принимала под свое покровительство всякого без разбора, и уже на Стоглавом соборе царь говорил, что в богаделенных избах, на которых идет содержание как от царской казны, так и от многих благотворителей, содержатся не настоящие нищие, а те, которые платят за такое помещение приказчикам, управляющим этими избами. Собор признал необходимым выделить действительных нищих, состаревшихся и прокаженных, переписать их по всем городам и устроить для них Б. мужские и женские под ведением добрых священников и градских целовальников, а содержать такие Б. на счет частной милостыни. В связи с этими мерами стоит учреждение Приказа строения Б.; в то же время цари продолжали устраивать и поддерживать Б. в Москве и других городах на счет своей царской казны, именно на суммы Приказа Большого дворца. Во второй половине XVII века в Москве существовало до семи или до восьми более или менее обширных царских Б. Была известна Б. Моисеевская, устроенная на 100 чел., другая у Боровицкого моста на 38 чел., далее на Могильцах для 12, потом Покровская, Кулиженская, Петровская; далее у Боровицкого моста на 8 человек робят и в Сретенском монастыре род больницы «болящим и бродящим и лежащим нищим по улицам». Всех богадельников в царских Б. насчитывалось до 410 человек. Но заботы правительства о надлежащей организации Б. были до конца XVII ст. весьма слабы. Существенная перемена в этом деле должна была произойти вследствие указа 1682 г. царя Фёдора Алексеевича об устройстве в Москве двух шпиталень по новым еуропским обычаям, одной в Знаменском монастыре, в Китай-городе, а другой за Никитскими воротами, на Гранатном дворе. Для обеспечения этих шпиталень назначались вотчины, бывшие за Архангельским епископом и за Знаменским монастырем, чтобы «впредь, по улицам, бродящих и лежащих нищих не было»(этот замечательный указ не вошёл в Полное Собрание законов; в новейшее время напечатан в «Курсе государственного благоустройства», Киев, 1890 г., ч. I, стр. 105—111).
XVIII век
За этим проектом следует законодательство Петра Великого, который, преследуя нищенство и воспрещая частную благотворительность, повелел в 1712 г. завести по всем губерниям Б. для престарелых и увечных, неспособных к работе, и в такие монастырские и церковные Б. прежде всего хотел помещать престарелых, раненых и увечных военных чинов, а для содержания их указал давать им хлебное и денежное жалованье; на построение при церквах Б. для нищенствующих больных повелено было обращать свечные сборы. Открывавшихся при ревизиях увечных и дряхлых, неспособных к труду, повелевалось (в 1723 г.) в оклад не писать, а отправлять в Б. — распоряжение замечательное, но оказавшееся невыполнимым по недостаточности Б. Средства церковные оказывались весьма недостаточными для заведения и содержания Б., а надежды, которые Пётр возлагал в этом деле на созданные им городовые магистраты, не оправдались. Вот почему при преемниках Петра I до Учреждения о губерниях беспрестанно повторяются указы как о преследовании нищенства, так и о заведении Б. В Учреждении о губерниях 1775 г. является попытка устроить это дело на совершенно новых началах, попытка, оказавшаяся малосостоятельною. Устроение и заведование Б. поручено было созданному в каждой губернии приказу общественного призрения бедных. Приказам поручалось учреждать в городах и селениях Б., особые для мужчин и особые для женщин. Кроме увечных и престарелых бедняков, в эти Б. указывалось помещать: бродяг и преступников, ссылаемых в Сибирь, если по дряхлости и болезням не могут туда следовать, увечных отставных нижних чинов, захваченных в прошении милостыни, исключаемых за пороки из духовного ведомства и по болезням и старости неспособных трудом снискивать пропитание и т. п.
XIX век
При таком составе призреваемых да при плохой ещё администрации большинство богаделен до передачи их в ведение земства (1864) и городов (1870) находилось в состоянии весьма неудовлетворительном. Для приведения их в лучшее состояние земские собрания прежде всего стали заботиться о помещении в Б. только беспомощных бедных, и многие из них (Костромское, Нижегородское, Харьковское) ходатайствовали об отмене обязательного помещения в земские Б. бродяг. В то же время земства стали заботиться о призревавшихся в Б. сиротах, о расширении комплекта призреваемых, об устройстве новых Б., и многим из них (напр., Новгородскому) удалось привести Б. в совершенно иной вид. Значительные результаты достигнуты и г. С.-Петербургом. Первая забота по устройству в нём Б. принадлежит царевне Наталье Алексеевне, которая в 1713 г. близ нынешнего Таврического сада учредила Б. для убогих старух. Из др. Б., учрежденных в прошлом столетии, осталось три: Инвалидный дом императора Павла I и Б. Волковская и Лаврская. В настоящее время все Б. Петербурга разбиваются на 2 группы: несословные и сословные. Первая группа в свою очередь подразделяется: 1) на Б. для лиц всех сословий и всех исповеданий, 2) на Б. для лиц всех сословий православного исповедания и 3) на Б. для лиц всех сословий иноверческих исповеданий; в состав второй группы входят Б.: 1) для лиц привилегированных сословий, 2) для лиц духовного звания, 3) для купцов, мещан и ремесленников и 4) для лиц военного звания. Число всех Б. и приютов в С.-Петербурге, предназначенных для призрения престарелых и беспомощных, простиралось в 1884 г. до 80, не считая в том числе домов дешевых и бесплатных квартир, носящих иногда название Б.
Из них православным приходским попечительствам принадлежат 24, иноверческим приходам — 10, благотворительным обществам — 5, Импер. человеколюбивому обществу — 4, частным лицам — 10, а остальные разным ведомствам. Собственные капиталы имеют 24 богадельни, из них 16 кроме того владеют недвижимым имуществом (домами, где помещаются) и 5 имеют только недвижимое имущество; к 1 января 1885 все 29 Б. располагали капиталами, движимыми и недвижимыми, на сумму в 9542198 р. 76 к. Общее число призреваемых доходило до 8560 чел., в том числе женщин 6849; общая сумма расходов за 1884 г. составляла 150 с лишним тысяч рублей. Сравним эти цифры с цифрами, представляемыми другими столицами Европы. В Вене число призреваемых в 17 городских и 5 частных Б. простиралось в 1884 г. до 5088 с расходом в 969262 р.; в Берлине в том же году имелось 14 госпиталей и Б. на 1882 чел. с расходом в 250364 руб., кроме того, 14 частных Б с 937 призреваемыми и расходом в 268000 р. В Париж, где все дело общественного призрения сосредоточено в руках города, 11 городских Б. призревало в 1882 г. 15593 чел., и на содержание их израсходовано 2836158 руб. Оказывается, что Петербург, который на благотворительные дела тратит меньше других столиц (за исключением частной благотворительности, в СПб. на 1 жит. приходится 1,5 р., в Берлине — 2,9, в Париже — 5,7, в Вене — 6,2), имеет большее число Б., да и число призреваемых в них сравнительно больше. Обстоятельство это объясняется отсутствием других видов призрения, сравнительно слабым развитием частной благотворительности и недостатком цельного законодательства о бедных, которое не только возлагало бы на каждую общину обязанность призревать своих членов, впавших в бедность, но и дало бы этому делу надлежащую организацию. Общее число всех Б. с России не может быть установлено за недостатком точных статистических данных, в особенности по отношению к тем губерниям, где не введены земские учреждения и где дело призрения бедных осталось в ведении приказов.
Значение слова «богадельня»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Существенным признаком богадельни является полное содержание проживающих в ней.
Некоторые из этих домов старинного происхождения. Так, например, дом приюта в Люблине был открыт в 1342 году, в Варшаве дом Св. Духа и девы Марии — в 1388, в Радоме — в 1435, в Скерневицах — в 1530.
Богадельни следует отличать от древнерусских убогих домов и скудельниц.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
богаде́льня
1. истор. приют для престарелых и инвалидов (в дореволюционной России) ◆ Купец суконным товаром Кофман когда-то воздвиг в память жены своей Изабеллы богадельню рядом с кладбищенской стеной. И. Бабель, «Одесские рассказы», 1931 г.
2. перен. разг. учреждение, заведение, в котором работает большое количество бездеятельных, неспособных людей
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: повыть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое богадельня и как она устроена?
Старинное слово богадельня совсем не вызывает у людей положительных эмоций. Эти негативные ощущения от такого, в общем-то, хорошего слова, вызваны тем, что в современной литературе его использовали для обозначения глубокой нищеты, обездоленности и заброшенности. Может быть, в дореволюционной России так и было, а в советский период о богадельнях речь не шла. Это было в разрез с коммунистической моралью – называть место дожития для одиноких людей хоть чем-то близким к Богу.
Суть богадельни
В целом, богадельня и есть дом престарелых и отличается от него не столько организационно, сколько по внутреннему содержанию. Современные богадельни стремятся стать обителью христианского духа, местом, где царит любовь в том понятии, как ее завещал нам Спаситель.
Именно здесь, под конец своих дней, люди стремятся к тому, на что у них всю жизнь не было времени – подумать о своей душе, обеспечить ей вечную жизнь и спасение. Поздно это или рано, людям знать не дано. На все есть высший суд, который и решит, кто достоин спасения. Но именно в богадельне для этого созданы все условия.
Обычно это заведение создается при храме и располагается в непосредственной близости от него – вот и второе отличие от дома престарелых.
И формальные отличия также наблюдаются – здесь престарелых называют насельницами, матушками. Комнаты – кельи, столовая – трапезная.
Но главный, кто живет в богадельне – это не ее заведующий, и не насельницы, а Святой Христианский дух, который помогает всем живущим и работающим в этом заведении рано или поздно осознать, что такое христианские отношения, что такое истинная любовь к Богу.
Чем отличается от дома престарелых?
Как же сразу отличить церковное заведение от светского? Внешние отличия, конечно, есть – в богадельне всюду встречаются иконы, часто можно встретить священников и послушниц или монахинь. Но они – не обязательный ее атрибут.
Нельзя сказать, что в богадельне всегда хорошо, а в заведении социальной защиты всегда плохо. И светские дома престарелых могут обеспечить своим клиентам хороший уход, вежливое, корректное отношение и замечательные бытовые условия. Если близких людей нет, или они не могут дать комфорт и уход старикам, то эту функцию берет на себя социальное учреждение. Но в нем все равно главным является материальная часть жизни – питание, чистое белье, медицинский уход.
То есть перед уходом в мир иной люди снова думают не о том. Они обсуждают не то, как у них спокойно и легко на душе, а то, какая была каша на завтрак, да скоро ли им пододеяльники поменяют… Не о вечном думают, а о бренном. И помочь направить им мысли в нужное русло некому, вот пустота и заполняется суетой, которая завтра уже никому не будет нужна. Вот главное отличие, и оно в корне меняет представление о том, как нужно провести последние годы своей жизни.
Цель создания богаделен
Отсюда понятна цель – создать такие условия, когда старички могут прийти к глубокой, непоколебимой вере и в ней подготовиться к вечности. Обдумать, вспомнить то, что мешает им стать перед Судом, не склоняя скорбно голову под тяжестью грехов. Успеть покаяться, потрудиться на благо своей души. Духовые труды никак не легче физических, а порой и много тяжелее.
Но забота о душе не может быть отделена от заботы о теле. Чистота, сытость, постоянная ухоженность – вот то, что является неотъемлемой частью богадельни. Ведь тело – это вместилище души и за ним также нужно следить, хранить его, но не забывать при этом, что оно вторично.
Кто работает в этом заведении?
Разумеется, контингент в богоугодном заведении самый разный. Все люди приходят сюда с определенным багажом жизненных привычек, опыта и своими сформировавшимися характерами. Но те, кто работает здесь, обращаются друг к Другу «матушка, сестра, батюшка», определяя тем самым круг этой Христовой семьи.
Главное качество, поэтому, для работников, персонала богадельни – это терпение. Истинное христианское терпение, которое Господь определил, как испытание истинной веры. Работающим в этом заведении приходится трудно. Ведь не всегда финансовое благополучие позволяет делать все так, как хотелось бы. Приходится ущемлять себя во многих вещах, кажется порой, что упираешься в стену. Но если перетерпеть, то потом вдруг все разрешается само собой, по Воле Божьей. Это приходит вознаграждение за то, что испытание выдержано.
Нелегко мириться и с неблагодарностью, непримиримостью тех, кто начинает жизнь в богадельне. Не все насельники сразу становятся кроткими и богобоязненными, как по мановению волшебной палочки. Они себя перевоспитывают, отрываясь от корнями проросших грехов, но процесс это длительный и, даже не у всех успевающий завершиться.
Как попасть в богадельню для проживания?
Человек, который стремится закончить свои дни в духе православной веры и под сенью храма, может найти для себя такое заведение неподалеку от своего места жительства. Для этого лучше всего обратиться за помощью в ближайший храм, а там уже помогут определиться с направлением поисков. При богадельне есть специальный сотрудник, который занимается отбором, заселением новых членов семьи. Он же поможет оформить все документы, помочь с переездом и устройством. У многих богаделен есть свой сайт, поэтому с помощью знакомых или самостоятельно можно найти такое заведение.
Современные российские богадельни
Следует рассказать о нескольких заведениях, которые существуют в наше время.
Свято-Спиридоньевская богадельня
Изначально представляла собой маленький приют, состоящий всего из двух квартир в жилом доме. Сейчас богадельня располагается уже в новом, отдельном здании на набережной реки Яузы. Здесь уход за жильцами ведут монашенки Свято-Дмитриевского сестричества. Многие из насельников с тяжелыми заболеваниями. Дело в том, что этому сестричеству лицензированы медицинские сестринские услуги, поэтому они могут лечить болезни. Но главное, что лечение тел они ведут одновременно с лечением душ. Они помогают морально, разговаривают с людьми, искренне интересуются их душевным состоянием, разделяют с ними их боли, сопереживая их немощам и укрепляя насельников, способствуют им в исцелении.
Екатеринбургская богадельня
Подобная богадельня в обычном жилом доме есть и в Екатеринбурге. Она носит имя Великой княгини Елизаветы Федоровны. В ней работают немного сотрудников, а медицинское обслуживание ведется через местную поликлинику, а также добровольцами.
Стационарное учреждение «Покровская обитель», Ленинградская область.
Это большое частное некоммерческое учреждение на 40 человек. Оно расположено при храме, является полностью церковным учреждением. Но и здесь лицензированы медицинские услуги и насельники получают качественную помощь. Здесь есть свое подсобное хозяйство, возможность бывать на свежем воздухе и трудиться тем, кто может это делать. А главное – храм, который является частью заведения.
Что такое богадельня: от истории становления до современности
Что такое богадельня
По назначению богадельня практически ничем не отличается от аналогичного государственного учреждения – сюда так же приходят престарелые люди, чтобы дожить земной век. Однако внутреннее устройство здесь совершенно другое.
Учреждение для недееспособных людей
Главное отличие божьего дома – акцент на духовной жизни согласно православной вере.Живущих в христианском приюте называют насельниками, палаты – кельями, а комнату приема пищи – трапезной.
Как правило, здания строят неподалеку от церкви или монастыря, чтобы старики могли посещать богослужения. Так как целью богадельни является воцерковление, это условие обязательно. Здесь точно так же обеспечивают круглосуточный уход, медицинское обслуживание и питание. Однако значимый акцент делается на сближение с Господом. Поэтому не следует отдавать своих престарелых родственников сюда без их согласия. Желание посвятить остаток жизни служению Всевышнему должно быть добровольным.
Значение слова «богадельня»
Почему же духовное учреждение для немощных называется именно так? В. И. Даль в своем толковом словаре трактует необычный архаизм, как приют для тяжелобольных, убогих, нищих, старых людей. Если разобрать существительное по частям, мы увидим два корня: «бог» и «дело», что значит «сделанное для Бога». Православная вера призывает творить добро, тем самым сближаясь с Господом. Отсюда и следует общепринятое значение этого слова.
Видео «Свято-Спиридоньевская богадельня»
В этом видеосюжете рассказывается об устройстве и жизни в специальном учреждении.
О жизни в богадельне
Стать насельником может любой желающий, обратившись к сотруднику божьего дома, который организовывает прием жильцов. Трудоспособные граждане, как правило, занимаются какой-нибудь несложной физической работой, помогая лежачим, а также поддерживая порядок в приюте. Большую часть времени они проводят за молитвами или чтением православной литературы. Обязательным является посещение богослужений с прохождением Таинства Исповеди и Причастия.
Престарелые насельники, живущие в богадельне, становятся одной семьей. Здесь можно встретить ветеранов войны, бывших атеистов, ученых или просто высокообразованных людей со своими удивительными историями. Персонал божьего дома очень деликатный, относится к своим подопечным с любовью и терпением, ведь большинство стариков склонны к унынию, частым жалобам или капризам.
История становления
Первые духовные приюты для престарелых появились в ранние христианские времена. Сначала их открывали при лазаретах, однако потом они стали строиться, как часть церковного прихода или обители.
В России
На Руси божьи дома появились практически сразу после Крещения с приходом христианской веры из Византии.
До XVIII века
Первое время богадельни открывались при каждом приходе, собирая всех желающих. Из-за отсутствия специальной проверки насельниками становились не только нищие, но также люди с достатком. Последние платили приюту, который удерживался за счет государства, из своего кармана, занимая места действительно нуждающихся. Чтобы исправить ситуацию, царь издал указ о переписи обнищавших, прокаженных, состарившихся. После было организовано два божьих дома: мужской и женский, к ним приставлены священнослужители, а денежное содержание стало зависеть от собранных пожертвований.
Несмотря на изданный указ, в Москве и других городах России некоторые богадельни продолжали финансировать из государственной казны.
Во второй половине XVII столетия царь Федор Алексеевич постановил создать два новых приюта, которые перешли бы под контроль Знаменской обители и Архангельского епископа. Таким образом правитель практически полностью очистил улицы Москвы от нищих.
XVIII век
Петр Великий продолжил искоренение нищенства, однако сделал упор на недееспособные воинские чины. На их содержание он не выделял средств из казны, а повелевал церкви обеспечивать божьи дома за счет милостыни, собранной у прихожан. Однако денег у храмов постоянно не хватало, а потому затея царя с треском провалилась.
К концу XVIII столетия была совершена попытка реформировать богадельни. Теперь, кроме военных чинов, туда следовало помещать тяжелобольных, стариков, нищих, нетрудоспособных ссыльных, преступников и попрошаек.
XIX век
Реформа, о которой речь шла выше, меньше чем через полстолетия привела все божьи дома России в упадок. Чтобы улучшить состояние дел, было постановлено принимать насельниками только беспомощных нищих. Выгнав ранее собираемый сброд, приюты значительно улучшили свое состояние. Больше всего преуспел Санкт-Петербург. К концу XIX столетия там осталось всего 80 заведений, которые подразделялись на сословные и несословные. Последние были устроены для верующих любых сословий, а первые предназначались для воинских чинов, знати, духовников, привилегированных лиц.
Современность
Сегодня богадельни России по-прежнему работают для престарелых граждан, которые не могут сами за собой ухаживать. Известным божьим домом является московский Свято-Спиридоньевский приют. Он размещен в двух четырехкомнатных квартирах и вмещает до 12 насельников.
Присмотр за жильцами осуществляют члены Свято-Димитриевского сестричества. Сестры, которым дано позволение проводить медицинские манипуляции, могут ухаживать даже за тяжелобольными лежачими стариками. Они помогают не только с повседневным уходом, а еще дают духовную поддержку, что очень важно для умирающих.
Присмотр за жильцами осуществляют члены Свято-Димитриевского сестричества
Атмосфера в богадельне не имеет схожести с больницей. За счет небольших размеров насельники чувствуют себя, как дома, будучи одной семьей. К ним регулярно приходит священник, чтобы дать возможность исповедаться и причаститься.
Еще один знаменитый божий дом находится в Екатеринбурге, при храме во имя княгини Елизаветы Федоровны. Кельи расположены на первом этаже жилого здания, где также действует домовой приход. Насельниками могут оформиться не только престарелые люди, но также молодежь, которая переживает тяжелый период своей жизни.
В отличие от столичной организации, здесь медицинские услуги не предоставляют, однако существует возможность вызвать врача из расположенной поблизости больницы. Вместе с работниками богадельни присмотр за жильцами осуществляют волонтеры, которые обеспечивают необходимый уход и духовную поддержку.
В странах Европы
Самые известные европейские божьи дома имеют древнюю историю. В Польше многие из них сохранились еще с XIV столетия:
Французские богадельни часто строились при госпиталях и финансировались за счет местных общин. При этом некоторые организации давали своим насельникам по 100 франков в качестве пенсии.
Улучшало заботу о престарелых и Британское Королевство. Так, к концу XIX столетия Великобритания передала приюты под ведомство дисциплинарных домов. Это стало началом реформы, вследствие которой образовалась английская система общественного содержания.
Учреждение аглийской системы общественного содержания
Сегодня богадельни существуют во всех христианских странах, выполняя одинаковую функцию – предоставляя уход и духовную поддержку бедным, немощным старикам. Последнее крайне важно, ведь престарелые люди, ставшие насельниками, хотят посвятить свои последние мирские дни Богу.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.