что такое бог по буддийским понятиям
Есть ли Бог на самом деле и кто он такой — концепции верующих и атеистов
У разных народов существуют различные понятия о том, кто такой Бог. Ему наделяются разнообразные свойства и сущности. Еще в древние времена люди старались найти слова, которые помогли бы точно выразить их мысли и суждения о Боге. 5 самых точных философских концепций о Боге Концепция №1 В переводе с русского слово “Бог” означает — одаряемый […]
Главная страница » БЛОГ » Есть ли Бог на самом деле и кто он такой — концепции верующих и атеистов
У разных народов существуют различные понятия о том, кто такой Бог. Ему наделяются разнообразные свойства и сущности. Еще в древние времена люди старались найти слова, которые помогли бы точно выразить их мысли и суждения о Боге.
5 самых точных философских концепций о Боге
В переводе с русского слово “Бог” означает — одаряемый или наделяющий. То же самое толкование имеет слово “Бог” на санскрите — bhaga. В славянских и индоевропейских языковых группах этот слово имеет и другие концепции толкования — богатство. В этой концепции представление о “Высшей Сущности” выражено состоянием блаженства и всесовершества, которое изливается на весь мир — людей и все живое.
Бог не дает материальных благ. Но он одаряет нас внутренним богатством и полнотой, когда мы становимся ближе к нему.
Согласно греческой философии слово “Бог” происходит от глагола theein, что в переводе на русский означает “бежать”. Древние греки почитали только 5 Богов, которые олицетворяли Солнце, Луну, Землю, Небо и Звезды. Люди видели, как все перечисленные материи движутся и совершают кругообороты. Некоторые греческие народы (которые в современном обществе считают варварскими) до сих пор придерживаются этой концепции.
Древние видели в природе ее круговращении целенаправленный бег, указывающий на существование Высших сил. Ее не могли отождествлять с единым Божеством, но ассоциировали со множеством божественных сил.
У германских народов происхождение слово Бог идет от глагола Gott — падать ниц. Согласно этой концепции этот глагол описывает то, что происходит с человеком, который осознал свою греховность после встречи с Богом или по мере просветления при жизни.
Единственное, что может сделать человек, осознавший свои ошибки — пасть ниц перед тем, кто дал ему осознание на жизненном пути.
Философская концепция «Бог творит бесконечно долго, гораздо больше человеческой жизни, человек этого не может понять. Человеку трудно выйти за пределы сотен лет, чтобы размышлять категориями столетий и тысячелетий.»
В эзотерической концепции Бог есть многомерное существо. Как тень не может понять трёхмерность, так и трёхмерный человек не может понять многомерного Бога. С точки зрения эзотерической концепции Мы и есть Бог, проявление Его божественной мысли, и сами из себя представляем мысль. Находимся по сути у Бога в голове (у себя в голове). Изучает этот Бог себя самого с помощью нас.
Согласно эзотерической концепции Бог заставил людей забыть о том, кто они есть (что они и есть Божественная проявление), а сам развлекается таким образом (играет в жизнь), потому что Ему скучно. Он хочет смеха, Божеству нравится когда смешно. Энергия Бога это безмятежный смех, радость, счастье. Человек стремится воссоединиться с божеством посредством большой Вселенской радости.
Жизнь произошла посредствам Большого Божественного оргазма, и если Бог создал на по подобию своему, то этот момент интересен. Чтобы понять Божественное, необходимо уметь чувствовать, тонко ощущать этот мир. Каждый человек имеет свой набор инструментов на этой планете, чтобы познать Бога. Но для каждого методы и инструменты на пути к познанию будут отличаться.
Все философские концепции представления Бога являются не совсем точными, особенно религиозные. Однако содержат общее зерно истины, например как тот факт, что смысл жизни человека — вознестись душой, трансформироваться из одного состояния в другое, перейти в другую форму бытия.
Названия Бога в Разных религиях
На самом деле для всех Бог един. Это вытекает из простой и достоверной теории, о том, что он Всемогущ и Вездесущ. Если божественных сущностей было бы несколько, то каждый из них ограничивал бы власть и пространство другого. Эта теория доказала ложность языческих суждений — когда люди молились нескольким божествам и приносили им жертвы. Язычники поклонялись греховным божествам — бесам, которые в свою очередь оказывали на них сильное влияние. Так считает официальная религия.
Священники считают, что языческие и многобожие религии — это прямой путь в ад. Потому что верующие и поклоняющиеся разным божествам контактируют с нечистыми силами.
Общепризнанных мировых религий всего 3 — это христианство, буддизм и ислам. Есть множество других религий, которые не будут рассмотрены, поскольку они относятся к узконаправленным.
В христианстве Бог — Иисус Христос, в Исламе — Аллах (или творец мира). В буддизме Бога нет: религия основана на том, что человек открывает божественную сущность внутри себя. С точки зрения христианства и ислама подобные религиозные действия являются греховными. Достаточно вспомнить простой пример из Библии: “Адам и Ева были изгнаны из рая за того, что хотели вкусить тайные знания и стать на одну ступень с Богом”.
Религии появились не потому, что у разных народностей разные Боги. Это произошло вследствие различий в традициях, климатических условий и культурного образования населения. Даже христианские каноны и нормы с течением времени претерпевают изменения.
Есть ли Бог на самом деле — 7 теорий подтверждающие его существование
В Псалме написано, что только глупец может отрицать отсутствие Бога в своем сердце. Однако в реальной жизни атеисты оказываются весьма умными людьми, как, например, выдающийся биолог Ричард Докинза.
Многие люди, которые с гордостью называют себя антагонистами призывают верующих и атеистов доказать состоятельность своих суждений, истинность убеждений.
Люди, которые веруют в Единого Отца Вседержителя, не нуждаются в доказательствах. Однако это не означает, что вера в Божественные силы иррациональна и противоречит разуму. Например, в Христианской религии существует мнение, что вера может быть достигнута с помощью логических размышлений.
Рино Камиллери в своей книге писал: “Мнение о том, что Бог сотворил людей, чтобы играть с ними в прятки, является ошибочным. Он дает достаточно посылов и сигналов, но не дает окончательной уверенности в полученных знаниях.”
Самые яркие доказательства, того существует или нет Бог будут рассмотрены ниже:
Атеисты приводят ряд доводов, почему Бог не существуют. В своих обоснованиях они основываются на следующие аргументы:
Все аргументы атеистов о Боге подвергаются обсуждениям и критике не только со стороны священнослужителей. но и писателей, философов. Кто создал Бога?
Кто создал Бога?
Если коротко отвечать на вопрос, кто создал Бога, то можно сказать — никто. Его никто не сотворял. Необходимо постараться понять разницу между обусловленным бытием и абсолютным.
Простой пример. Существование человека обусловлено бытие: браком родителей, пищей, воздухом и множеством других причин. Все что мы видим вокруг себя — это обусловленное бытие. Все эти предметы, даже Солнце и галактика — не вечны. Они созданы какими-либо другими причинами извне, например, движением материй.
Все наши вопросы по поводу того: кто это такой, есть ли он на самом деле, и кто его создал не имеют смысла. Ведь наш разум способен понять только то, что относится к обусловленному бытию и не способен осознать абсолютное.
Представление о Боге в буддизме
На вопрос о том, есть ли Бог в буддизме, существует двусмысленный ответ. Разные школы этого философского учения трактуют это понятие с некоторыми отличиями. Сам же Будда всячески отвергал идею о существовании Бога-творца, которым был создан мир и все живое в нем. Мастера буддийской медитации вообще рассматривают веру в Бога как то, что мешает на пути достижения нирваны.
Ключевые особенности понятия Бога-Абсолюта
Нельзя сказать, что буддизм – религия без Бога, хоть и отрицает его как такового. Проблему стоит рассматривать гораздо шире:
Бог в буддизме называется разными именами:
Понятие Бога еще иногда связывают с почитанием «трех драгоценностей»: Будды, учения (дхармы), общины монахов (сангха). Относительно самого Будды две школы буддизма имеют свои представления. В Махаяне его понимают как Дхармакая, явившееся в мир с благими целями не в качестве обычного человека, а как высшее существо. В тхераваде придерживаются того убеждения, что Будда – это человек, сумевший достигнуть нирваны собственными усилиями.
Пожалуй, одна из самых важных доктрин буддизма – доктрина личности (анатмавада). Согласно ей, не существует понятия индивидуального и вечного «Я», также рассматриваемого как душа (атман). Согласно учению буддизма, именно «Я» является причиной возникновения привязанностей, влечений и страстей, а это – непрерывные страдания, порождаемые сансарическим существованием.
Буддизм в Гималаях
Брахма и другие божества, упоминаемые в Палийском Каноне
Создатель вселенной, то есть Брахма – один из богов, упомянутых в Палийском Каноне или Типитака (ранние буддийские тексты, написанных на языке пали).
Существует несколько миров и типов Брахм, но все они так же, как и люди, втянуты в сансару, отчего подвержены старению и смерти.
В текстах еще упоминаются другие боги буддизма: Лакшми, Притхви, Шива, Сарасвати, Вишну, Якши, Праджапати и другие. Но если в индуизме их принимают действительно как воплощение высшего божества, то в буддизме они точно такие же пленники сансары, как и люди.
Согласно учению Будды, боги в буддизме существуют в терзаниях между избытком удовольствий и постоянного беспокойства.
Упомянем также понятие боддхисаттвы (бодисатва, бодхисатва). Его следует понимать как существо с просветленным сознанием, того, кто достиг нирваны, но отказался уходить в нее ради спасения всего живого от страданий и сансары.
Значение Татхагатагарбха
Понятие Татхагатагарбха состоит из двух слов. Татхагата означает «тот, кто так ушел» или «тот, кто так пришел» (одно из имен Будды), а «гарбха» имеет носит два смысла:
Из всего вышесказанного следует, что понятие Бога в буддизме очень противоречиво. Отрицая его существование, буддисты, однако, не могут с точностью утверждать, что Бога нет. Читайте также для чего предназначены буддийские ступы.
Исходя из сложности этого вопроса, в разных школах буддизма и были сформированы различные мнения относительно поиска ответа.
Божества буддизма – многообразие пантеона
Мы рады приветствовать вас в нашем блоге, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Наверное, каждый, кто бывал в буддийском храме или знаком с учением Будды, обращал внимание, что в нем встречается огромное количество различных божеств. Они увековечены в статуях, на тханках, на изображениях в изданиях священных писаний. И разобраться в их многообразии далеко не просто.
Именно поэтому мы хотим сегодня поговорить про божества буддизма, разобраться, существует ли единая классификация, узнать отличительные черты известных божеств и их значение. Итак, предлагаем вам ознакомиться с материалом ниже, который, надеемся, поможет вам сориентироваться в этом вопросе.
Понятие бога и божеств в буддизме
Буддизм не говорит о боге-творце, как это происходит во многих теистических религиях, ведь с точки зрения учения Вселенная не имеет начала и конца, а значит – не была создана никем. Однако во многих школах буддизма, в особенности в Ваджраяне, существует целый пантеон божеств. Они встречаются также в махаяне, хинаяне, тибетском буддизме, дзен, тантрических практиках.
При этом подобные божества скорее приближены к людям, чем к Богу в привычном понимании – они, подобно нам, подвержены желаниям, страстям, знают, что такое карма, и пытаются вырваться из череды перерождений. Даже Будда Шакьямуни считается обыкновенным человеком, который, по сравнению со многими, смог достичь Просветления, и принес человечеству свое учение.
Будда – не Бог и творец, он Великий Учитель.
Подобные божественные существа могут называться по-разному: дэвы, идамы или йидамы, бодхисаттвы, иштадеваты. Отличие, к примеру, дэвов от людей состоит в том, что они живут в мирах, более высших, чем наш, но они также постоянно перерождаются в колесе сансары. Также боги могут воплощать свои желания, перемещаться в пространстве или следить за всем миром одновременно.
В каждом направлении буддийской мысли имеется свое количество божественных существ. Некоторые выделяют всего пятнадцать из них, другие – восемь, в то время как в тибетском буддизме насчитывается по меньшей мере три тысячи разных существ с уникальным наименованием каждого из них.
Эти существа могут представать в разных ипостасях: выражать радость, умиротворение или быть гневными, изображаться крохотными или гигантскими, в обычном виде или со множеством рук, голов, глаз. Они могут быть одиночными или в сочетании яб-юм – то есть с супругом, которое отражает единство двух начал. У каждого есть характерная одежда, поза, положение рук, украшения и атрибуты, причем они имеют огромный символизм и указывают на силу и способности конкретного просветленного существа.
Бодхисаттва Манджушри
Что любопытно, определенное божество помогает определенным людям, например, наделенным особыми чертами характера, болезнями, склонностями. Каждый адепт может выбрать бодхисаттву и медитировать на него. Чтобы узнать, как распределяются божества по годам, рекомендуем прочитать вот эту статью.
Различных существ в буддийском учении великое множество, и привести здесь их исчерпывающий список не представляется возможным. Более того, не существует даже общепринятой классификации. Однако мы постараемся рассказать о самых основных божественных существах и их группах.
Восемь разрядов в тибетском буддизме
Все многообразие божественных существ в тибетском буддизме можно разделить на восемь рангов:
Иными словами, Просветленные, Пробудившиеся. К их числу относятся те, кто пришел в этот мир спасти людей, проповедуя учение. Будда Шакьямуни – среди них, но он был пятым. Следующим будет Майтрейя – за это его в миру называют буддой будущего.
Также сюда относят Цзонкабу, Нагарджуну и Атишу. Недаром их называют тремя светилами и часто изображают вместе.
Йидамы – это божества-хранители. К ним относят Ади-будду, то есть первоначального просветленного, который в тибетской традиции носит имя Ваджрадхары, а также пять дхьяни будд, то есть будд мудрости или созерцания.
Сюда можно отнести тех Пробужденных, которые уже побывали в нашем мире и помогли ему. Всего их четверо: Кракуччандра, Канакамуни, Кашьяпа и Сиддхартха Гаутама, он же Шакьямуни.
Бодхисаттвы – это люди, достигшие просветления, но отказавшиеся от нирваны в пользу спасения других существ. Согласно буддистской философии, любой человек когда-нибудь может стать им, если будет соблюдать правила и духовные ценности, пусть даже через несколько жизней.
Самым главным бодхисаттвой можно назвать Шакьямуни. Кроме него, есть Манджушри, Ваджрапани, Майтрейя, Авалокитешвара. Но бодхисаттвами могут быть не только мужчины, но и женщины. Наиболее известна среди остальных Тара, а также супруги бодхисаттв, выступающие с ними в союзе яб-юм, например Сарасвати или Парамита.
Женские воплощения божеств выделяются в отдельную группу и называются дакинями, что значит «летающие по воздуху». Они имеют силу распоряжаться злыми духами и помогать тем, кто их об этом просит. При этом дакини воплощаются как в красивых дев, так и в старых уродин, имеют лицо как человека, так и животных.
Дхармапалами называют грозных защитников учения. Они наводят на демонов ужас, сопровождаются огнем и дымом, именно у них обычно много голов и рук, а обнаженные туловища прикрыты лишь мехами или изображены с гривой льва.
Их также называют юллха. Эти божества достались «в наследство» от шаманизма и древней религии Тибета бон. Сюда относятся существа, покровительствующие временам года, хорошему урожаю, гармонии в семье, животноводству.
Они отчасти связаны с предыдущими представителями и оберегают отдельные леса, холмы, реки, горы, города, села, камни, деревья, ручьи – список можно продолжать долго. Сюда относятся, к примеру, змееподобные наги, или их противник Гаруда.
Известные бодхисаттвы
Бодхисаттвы составляют отдельную прослойку пантеона. Они в полной мере или частично пришли к Просветлению и направляют к этому остальных людей.
Для них также существуют определенные этапы становления. Восьмой этап – Махасаттва, или Великий, когда бодхисаттва достиг Просветления, освободился от колеса сансары, но временно отказался от полного освобождения. Махасаттва не подчиняется природным законам и способен принимать тот вид, какой только захочет, или быть сразу в разных местах.
Шакьямуни – тот самый учитель, которого многие называют просто «Будда». Он первым смог пробудиться и стать бодхисаттвой среди людей. Главные качества Шакьямуни – сила и мудрость, и он дарует их тем, кого защищает: людям, занятым в науке, философии, творчестве.
Его помощником и одним из учеников был Манджушри. Он упоминался еще в первых махаянских сутрах как олицетворение высшей мудрости, разума, волевого характера.
На изображениях Манджушри предстает в желтом свечении, справа от себя он держит меч, а слева – книгу. Нередко он скачет верхом на льве. Считается, что он помогает людям развить дар ясновидения, интуитивные навыки.
В XVI-XVII столетиях воплощением Манджушри себя считал правитель Китая Нурхаци, который основал династию маньчжуров.
Будда Сострадания носит имя Авалокитешвара. Замечая все несправедливости мира, он помогает все исправить.
Авалокитешвара
Авалокитешвара может принимать 108 разных обликов. Наиболее часто встречающийся образ – белого цвета, с розовыми и лотосовыми цветами. Но также известен Будда Сострадания с 11 головами, с которым связана интересная легенда.
Авалокитешвара желал избавить от страданий и освободить из колеса сансары все живое на земле. Но появлялись все новые существа, и когда он понял, что ему это не под силу, голова божества раскололась на одиннадцать частей. Тогда на помощь пришел Будда и дал ему новое тело – с одиннадцатью головами и тысячей ладоней.
Вместе с Манджушри и Авалокитешварой существует Ваджрапани – все трое считаются защитниками дхармы. Ваджрапани вбирает в себя противоположные характеристики: плохое и хорошее, злое и доброе. Тем самым он учит простых людей бороться с собственными негативными сторонами.
Его главная характеристика – решительность. Он стимулирует людей совершать благие поступки, помогает им в принятии сложных решений. Рисунки изображают его тело с синеватым отливом, в руках – ваджра и колокольчик.
Та самая бодхисаттва-женщина, о которой мы упоминали – Тара. Она имеет 21 ипостась, самая известная из которых – Белая, или Ситатара. Тара чиста и мудра, охраняет семейные узы и все, что с ними связано: уважение, любовь, сострадание, милосердие, непорочность, заботу. Не зря ее считают матерью остальных божеств.
По преданию, богиня появилась из слезы Авалокитешвары. У нее по семь глаз на голове, руках и ногах, за что она получила также имя «Синеокая». Непременный атрибут – белый лотос, такой же чистый, как она сама.
Белая Тара
Говоря о других воплощениях Тары, стоит вспомнить о Зеленой, которая оберегает людей от любых зол, олицетворяет разум в сочетании с активными действиями. Желтая Тара же охраняет от воров и покровительствует в путешествиях и военных походах.
Следующее божество в этом списке – будда Медицины. Он способен наделить хорошим энергетическим полем, силой и здоровьем, а также помогает избегать недугов. Чтобы заручиться его покровительством, необходимо постоянно медитировать, повторяя его мантру.
Будда Медицины на изображениях представляется сидящим в падмасане – позе лотоса – в одеянии монаха. В руках он держит чашу, куда монахи складывают подаяния, но в ней растут лекарственные растения. Также его часто окружают аптечки или сосуд из глины.
Ади Будда
Ади Будда значит «первоначальный Будда» и символизирует просветленность, спокойный, пустой и бесформенный ум. В зависимости от направления учения у него существует несколько имен. Его называют Дхармакайей, Самантабхадрой, Ваджрасаттвой или Ваджрадхарой.
Самантабхадра – будда абсолютной мудрости, «Всеблагой». Он чистит карму и избавляет от омрачений. При медитации ему нашептывается мантра из шести слогов, а в исключительных случаях – из ста.
Как и Ваджрадхара, Самантабхадра обычно синего цвета, иногда он изображается с женой – Самантабхадри. Вообще женским воплощением Первоначального будды является Праджняпарамита – с книгой и ваджрой в руках, в то время как остальные руки сложены в созерцательном жесте.
Самантабхадра
В руках Ваджрасаттва держит ваджру и колокольчик, имеет белый цвет тела. Он чаще всего покровительствует врачам и тем, кто имеет дар целительства, а также связан с очистительными практиками.
После трагедии в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года буддисты предлагали всем миром читать именно эту мантру – тогда многомиллионное повторение молитвы Ваджрасаттве помогло бы быстрее излечить душевные раны.
Дхьяни-будды
Существует пять дхъяни-будд, иными словами – будд мудрости. На мандале один из них располагается в центре, в то время как остальные – в каждой стороне света. Вместе они воплощают чистую природу элементов, составляющих человеческое существо.
Дхармапалы – защитники учения
Защитники дхармы, или Дхармапалы, выделяются в отдельный многочисленный класс. Обычно они принимают гневные образы, чтобы защитить дхарму и ее приверженцев. Некоторые из них стали Дхармапалами добровольно, некоторых обязал Падмасамбхава.
Сюда же относятся различные духи местностей. Они могут быть локальными: к примеру, в России, в частности, в Калмыкии, Бурятии, Туве, известен защитник Прана Атма, который по-тибетски называется «Бегце Чамсин» и покровительствует воинам, вооруженным людям.
Дхармапалы имеют, как правило, волосы красного цвета, огненное свечение и корону из пяти черепов. Этот вид считается наиболее многочисленным, поэтому кратко остановимся на главных из них:
Заключение
Подводя итог, еще раз отметим, что пантеон буддистских божеств многочисленный и довольно сложный. Существует несколько различных классификаций, причем в каждом направлении буддистской мысли он свой. Наиболее разнообразны, конечно, тибетские божества, которые также сплелись с древним наследием шаманской и бонской религий. Однако, зная особенности божеств и их силы, можно определить собственного йидама, способного наделить вас качествами, которые непременно приведут к Просветлению.
Благодарим вас за внимание, дорогие читатели! Если вам было интересно, делитесь информацией с друзьями, подписывайтесь на почтовую рассылку, чтобы и дальше оставаться на связи.
Боги (буддизм)
Мир, населённый дэвами, называется дэвалока (санскр. देवलोक ) или мир (небеса) богов.
В буддийской литературе описание миров богов связано также с обсуждением ущербности этих миров — существа в них всё равно испытывают своего рода страдания, пребывания там хотя и очень длительны, но рано или поздно прекращаются, и обитатели этих миров не выходят из Сансары. Махаяна акцентирует внимание на преимуществах человеческого местопребывания перед небесами богов. Считается, что существа, испытывая наслаждения в божественных мирах, забывают о целях своего существования и неспособны к сознательным решениям, в отличие от человека. Поэтому Бодхисаттва должен обязательно пройти человеческое рождение.
Содержание
Силы дэвов
Дэвы могут создавать иллюзорные формы, которые демонстрируют друг другу и существам нижних миров. Высшие и низшие дэвы постоянно общаются, создавая друг для друга такие формы.
Дэвам не требуется такого сложного жизнеобеспечения, как людям, хотя дэвы низкого ранга также едят и пьют. Дэвы высокого ранга испускают излучение от своего внутреннего света.
Дэвы способны переноситься на большие расстояния и летать по воздуху, дэвы более низкого ранга путешествуют на летающих повозках или используют для этого магические средства.
Типы дэвов
Понятие дэва не связывается с естественными существами, но с точки зрения людей их сравнивают по мощности и счастью с людьми. Дэвы делятся на много различных миров и классов, разработана сложная иерархия. Дэвы нижнего ранга ближе по своей природе к людям.
Люди ранее тоже обладали многими силами и возможностями дэвов — не требовали пищи, излучали свет, могли летать — но всё это было утрачено, от употребления плотной пищи их тела стали грубее, а волшебные силы иссякли.
Дэвов делят на три сферы по месту своего рождения и обитания.
Сфера чувственного
Дэвы Сферы чувственного (Камадхату) обладают телами подобно людям, но они больше людей. Их жизнь тоже похожа на жизнь людей, однако куда более содержательная, включающая много удовольствий. В этой сфере большую роль играет «демон» Мара.
Самые низкие миры богов Сферы чувственного находятся вокруг горы Сумеру в самом центре Земли. Боги горы Сумеру очень жизнерадостны и эмоциональны, они наслаждаются собой, могут соперничать и бороться.
Дэвами в более узком смысле называют только богов Сферы чувственного, богов более высоких миров называют брахманами.
Четыре Небесных Царя
Мир четырёх царей находится на склонах горы Сумеру, но его обитатели живут в воздухе вокруг горы. Этим миром управляют Четыре Царя, которых зовут Вирудхака ( Virūḍhaka IAST ), Дхритараштра ( Dhṛtarāṣṭra IAST ), Вирупакша ( Virūpākṣa IAST ) и их предводитель Вайшравана ( Vaiśravaṇa IAST ). В этом мире живут также боги, сопровождающие Солнце и Луну, и подчинённые царям существа — кумбханды ( Kumbhāṇḍas IAST ), гандхарвы ( Gandharva IAST ), наги (змеедраконы) и якши ( Yakṣas IAST ). К этому миру относят также небесную птицу Гаруду. Четыре короля охраняют четыре континента и не пускают асуров в высшие миры богов.
Тридцать три бога
Мир тридцати трёх дэвов — широкая плоская площадка на вершине горы Сумеру, наполненная дворцами и садами. Правитель этого мира — Шакра, господин богов. Помимо самих тридцати трёх богов, которые владеют соответствующими секторами неба, в этом мире живут много других богов и фантастических существ, включая их помощников и нимф (апсары). Их сравнивают с греческими олимпийскими богами.
Небеса Ямы
К небесам (дэвов) относятся четыре мира, которые плывут по воздуху над горой Сумеру.
Мир Ямы мир называется также «небеса без сражений», потому что это первый уровень, физически отделённый от проблем земного мира. Миром Ямы правит дэва Суяма (Suyāma); его жена — перерождение Сиримы, куртизанки из Раджагрихи, которая во времена Будды была очень щедрой к монахам.
Небеса Тушита
Боги состояния блаженства — Мир жизнерадостных дэвов. В этом мире был рождён Бодхисаттва перед тем как спуститься в мир людей. Несколько тысяч лет назад Бодхисаттвой этого мира был Шветакету, который переродился как Сиддхартха и стал Буддой Шакьямуни; после этого следующим Буддой станет Натха (или Натхадэва), который переродится Аджитой и станет Буддой Майтрея (Pāli: Metteyya).
Небеса Нирманарати
Здесь живут Боги, наслаждающиеся магическими творениями. Эти боги могут творить что угодно для собственного удовольствия. Правитель этого мира называется Сунирмита.
Небеса Паринимитра-вашавартин
Здесь живут Боги, контролирующие наслаждения, магически созданные другими. Эти боги не создают новых магических форм для наслаждения самих себя, но их желания удовлетворяются действиями других дэвов ради них. Правителя этого мира зовут Вашавартин, он живёт дольше всего, кто самый могучий и счастливый и радостный и восторженный по сравнению со всеми дэвами. И в этом мире также дом для существа, принадлежащего к роду дэвов, по имени Мара, который стремится удержать все существа в Сфере чувственного, привязав их к чувственным удовольствиям.
Сфера форм
Сфера форм (Рупадхату) находится выше сферы чувственного, дэвов за пределами чувственного называют брахмами.
Боги сферы форм обладают телами, но лишены пола, у них отсутствуют страсти, желания, чувства. Они живут на своих 16 или 17 небесах, разделённых по четырём уровням дхьяны — медитационного сосредоточения.
Дэвы более высоких небес делятся на группы (дхьяны), внутри данной группы они активно общаются друг с другом, но они не видят более высоких миров и могут даже не знать об их существовании. По этой причине брахманы иногда наполнены гордостью, воображая себя создателями Вселенной и всех миров ниже них, потому что они появляются до того, как нижние миры возникают. Такой гордостью наполнены особенно обитатели высших миров каждой дхьяны, поэтому высшие миры дхьян иногда считают неблагоприятными для медитации.
Сфера отсутствия форм
Дэвы Сферы отсутствия форм не обладают материальным телом и не обладают материального местопребывания, они пребывают в медитации как нематериальные существа. Они занимают высшие уровни медитации, погружены в сами себя и не контактируют с остальной Вселенной. Школы Махаяны считают эти состояния бесполезными и стараются избегать их, как «медитацию ради самой медитации».
Сопоставление буддийских дэвов и богов других религий
Хотя принято переводить понятие «дэва» как бог (иногда ангел), буддийское понятие дэвов резко отличается от понятий ангелов и Бога в авраамических религиях.
Трудности понятия бога в буддизме
В буддийской медитации используются также другие понятия, которые иногда переводят как бог или божество, но при этом не имеются ввиду дэвы.